Три отрока в Вавилоне были брошены в печь, растопленную в семь раз сильнее, чем обычно ( Дан. 3:19 ). Персидский царь Артаксеркс имел семь приближенных князей ( Есф. 1:14 ). К Есфири он приставил семь девиц ( Есф. 2:9 ). Пророчество Захарии: «Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день» ( Зах. 3:9 ). Господь Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов ( Лк. 8:2 ). Нечистый дух возвращается с семью злейшими в человека, не занявшего сердце свое Божией благодатию ( Мф. 12:43–45 ). Притча о семерых братьях, бравших одну жену ( Мк 12:20–25 ). «Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч. 24:16 ). Семь в значении полного и всегдашнего прощения: «И если семь раз в день согрешит (брат – Г. Ф.) против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, –прости ему» ( Лк. 17:4 ). В другом месте Господь говорит о прощении до «седмижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21–22 ). В Новом Завете – семь Соборных посланий (Иакова, 1–2 Петра, 1–3 Иоанна, Иуды). Семь посланий всей Соборной Кафолической Церкви. – Число семь в тварном мире (природе) Семь как число полноты, встречается в тварном мире, в природе. Так, по представлению Талмуда, существуют семь небес. Велон – занавес, который поднимается и опускается над солнцем. Ракиа – место, к которому прикреплено солнце. Шехаким – местонахождение кухни для праведников. Зебул – небесный храм, где архангел Михаил приносит жертву Богу Яхве. Меон – место пребывания ангелов. Маком – кладовая града и дождя, снега и тумана. Аработ – сокровище справедливости, благоволений и росы Воскресения. И над всеми этими семью небесами с их населением «царит Сам Великий Царь» (Хагига, 11б). По-видимому, от талмудистского представления и в народе говорят о «седьмом небе». Оптический спектр, т. е. весь видимый свет, образует семь основных цветов или, как говорят, семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все семь цветов и есть весь свет. Семь цветов радуги могут быть собраны призмой в белый цвет, а белый цвет может быть разложен на семь цветов. В мистике и созерцательном богословии существует учение об онтологическом значении каждого из этих цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, главной вестью Нового Завета и главным отличием христианского учения о покаянии является весть о прощении грехов через Иисуса Христа. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк.24:46-47 ). В то же время в Евангелии мы видим встречу ветхозаветного и новозаветного учения о покаянии. Из евангельского повествования видно, как учение о покаянии Иоанна Крестителя вобрало в себя элементы ветхозаветного покаяния: кроме сожаления о грехах и обращения к Богу, иудеи приходили к Иоанну, «исповедуя грехи свои» ( Мф.3:6 ), а сам Иоанн давал пример внешнего выражения покаяния через облачение в грубую одежду и постоянный строгий пост ( Мф.3:4 ). Результатом покаяния, по его мысли, должно было стать делание добрых дел: «сотворите же достойный плод покаяния» — обращается Иоанн Креститель к фарисеям и саддукеям ( Мф.3:8 ). Он учит о том, что Сам Бог приготовил суд тем, кто не желает обратиться: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают вогонь» ( Мф.3:10 ). Есть у него и учение о благодатном очищении Богом раскаявшегося, принявшие обращение через него, Иоанна Крестителя, выразили это через погружение в воду, а грядущий за ним Мессия очистит обратившихся к Нему «Духом Святым и огнем» ( Мф.3:11 ). Вспомним, как описывается в Ветхом Завете внешнее выражение покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, то есть грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти ( 3Цар.21:27 ; Иоил.1:13 ; Ион.3:6 ; Неем.9:1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы ( Ис.58:5 ; Неем.9:1 ; Дан.9:3 ; Есф.4:3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот ( Ион.3:7 ). Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве ( 1Цар.7:6 ), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих » ( Неем.9:2 ), или же отдельных личностей — как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь ( Дан.9:4-19; 3:25-90 ), — хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

крещение новым рождением человека ( Ин.3:5 ; Тит. 3:5 ; 1Пет.2:2 ) и – что невозможно совместное пребывание в нем света и тьмы, греха и правды ( 1Кор.10:21 ; 2Кор.6:14–15 ; Рим.8:1 ) и е) учит, что Бог ненавидит грех в человеке ( Пс.5:6; 44:8 ; Прем.14:9 ). Все эти свидетельства св. Писания ясно доказывают, что в таинстве св. крещения очищаются и уничтожаются все грехи человека. Но похоть остается в нем и после крещения; следовательно, она – не грех и не может вносить нечистоты и порока в добрые дела наши (1008 б –10013 а ). Правда, протестанты в доказательство своего мнения, что в крещении грехи только покрываются милосердием Божиим, указывают на Пс.31:1–2 . Но блаж. Августин словам псалмопевца дает такое толкование, которое не оправдывает указанной протестантской мысли: в них разумеется не внешнее, наружное «прикрытие» грехов, а совершенное их удаление и исцеление Богом, действующим по подобию врача, покрывающего раны больного целебным пластырем (1013 аб ). 5) В молитве Господней как грешники, так и праведники просят Бога о прощении своих грехов; следовательно, последние присущи и добрым делам праведных. На это возражение «Камень веры» отвечает, что в молитве Господней праведники молят Бога о грехах простительных, без которых невозможно прожить человеку на земле ( Иак.3:2 ; 1Ин.1:8 ), и которые не вносят порока в добродетели и подвиги святых Божиих (1013 б –1014 а ). (Гл. VI). К вышеизложенному учению о добрых делах «Камень веры» присоединяет решение следующих вопросов, тесно связанных с содержанием всего трактата: 1) следует ли человеку полагать надежду на свои добрые дела в чаяниях жизни вечной? 2) можно ли творить добрые дела ради небесного воздаяния? и 3) какие свойства добрых дел? 1) На первый из этих вопросов «Камень веры» отвечает, что «надежду и упование в первых на Бога полагати подобает: но сих же мощно надежду некую и упование полагати и на заслуги, или на благая дела, обаче со смиренномудрием, а не с гордостию» (1014 б –1015 а ). В доказательство этого положения приводятся свидетельства св. Писания и св. отцев церкви. Так, Ветхозаветные праведники возлагали надежду на свои добрые дела и ожидали за них мздовоздаяния ( Тов.4:11 ; Иов.13:14, 18 ; Пс.17:21–23 ; Ис.38:3 ; Есф.4:17 ; Неем.5:19 ). В Новом Завете, как основания христианской надежды, указываются: чистота сердца, терпение в скорбях и вообще подвиги добродетельной жизни ( 1Ин.3:21 ; Рим.5:3–5 ; 1Тим.3:13 ; Евр.10:34–35 ; 2Тим.4:7–8 ). Св. Иоанн Златоуст говорил, что как елей дает свет светильнику, так и добрые дела возбуждают нашу надежду. Свв. подвижники – Илларион и Павел Фивейский при своей блаженной кончине утешали себя надеждою на свою святую жизнь (1015 а –1016 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

К числу неканонических в славяно-рус. Б. относятся книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 2 Ездры (греч. 1 Езд) и 3 Ездры (лат. 4 Езд), Послание Иеремии, Варуха и 3 Маккавейские. Неканоническими считаются и нек-рые части книг, вошедшие в канон ВЗ, это Молитва Манассии в конце 2-й Книги Паралипоменон и нек-рые части Книги Есфири (7 отрывков, к-рые в слав. и рус. Б. даны без нумерации стихов), последний псалом, не вошедший в число 150, и отрывки из Книги пророка Даниила (песнь вавилонских отроков - 3. 24-90; история о Сусанне - Дан 13; история о Виле и драконе - Дан 14). В христ. традиции принято деление ветхозаветных книг по характеру их содержания на 4 части: 1) законоположительные (Пятикнижие, рассказывающее о сотворении мира и человека, о первых временах истории, ветхозаветных патриархах, законодателе Моисее, к-рый вывел Израиль из егип. рабства, странствиях евреев по пустыне; о религ., нравственных и правовых законах, к-рые Моисей вновь повторил перед вступлением в землю обетованную); 2) исторические (Нав, Суд, Руфь, 1-4 Цар, 1, 2 Пар, 1 Езд, Неем, 2 Езд (1-3 Макк и 3 Езд, принадлежащие последнему периоду ветхозаветной истории, поставлены в славяно-рус. Б. на последнее место); повествуют о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами, о периоде правления судей и установления монархии, расцвете и упадке Израильского царства, царях и пророках этого времени, о гибели Сев. царства, разрушении Иерусалима и начале вавилонского плена); 3) учительные (Тов, Иудифь, Есф, Иов, Пс, Притч, Сир, написанные библейскими мудрецами, касались различных сторон человеческой жизни: любви, дружбы, молитвы, труда, познания, страдания, смерти); 4) пророческие (Ис, Иер, Плач, Посл Иер, Вар, Иез, Дан, 12 малых Пророков, содержащие проповедь пророков, направленную против религ. и нравственного искажений идеи Завета, обрядоверия и предсказывающие наступление мессианского Царства Божия). Согласно библейскому тексту, Пятикнижие написал сам прор.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

Не все современники Малахии были столь самонадеянными, чтобы обвинять Бога в несправедливости. В ст. 16 упоминается и другая группа людей, о них говорится как о боящихся Господа и чтущих имя Его. И как Господь слышит дерзкие речи богохульников, так Он внимает и разговорам верных. Подобно памятной книге царя Ксеркса, содержащей запись о давней, но невознагражденной верности Мардохея ( Есф. 6:1–3 ), памятная книга Господа о боящихся Его заполняется в Его присутствии (ср. также: Пс. 138:16 ; Дан. 12:1 ). Дерзкие жалобщики заявляли, то лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы. Господь Саваоф обещает, что придет день, когда они убедятся в своем заблуждении (ср.: ст. 2). Ибо для записанных в памятной книге наступит день, когда они станут собственностью Бога, Его дорогим уделом (17, Исх. 19:5 ). В тот день Он будет миловать этих верных, как Своих детей, служивших Ему. Это будет день, когда взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его для тех, кто благоговел пред именем Божьим (4:2; ср.: Ис. 60:1–3 , хотя, возможно, этот образ Малахия заимствует из представлений о крылатом солнечном диске как символе божества, распространенном в древности на Ближнем Востоке; ср. также: Лк. 1:78 ), и они будут попирать нечестивых (4:3). День Господень станет днем, когда все надменные и поступающие нечестиво будут сожжены как солома (4:1). 4:4–6 Заключение Книга Малахии заканчивается призывами (4:4–6), которые представляют собой краткий вывод из его пророчества: помнить закон Моисея, обетование об Илии и день Господень. Полная преданность самого Малахии закону Моисея и множество реминисценций на тексты Пятикнижия готовят читателя к первой кульминации в обвинениях. Основание для отождествления грядущего пророка с Илией во второй кульминации является не столь очевидным. Согласно некоторым толкованиям, настоятельная потребность в служении, подобном служению Илии, была вызвана бедами длительной засухи (3:10) ( 3Цар. 17:1 ; ср.: Иак. 5:17 ). С другой стороны, озабоченность Малахии пагубными последствиями браков с язычницами (2:10–12) могла заставить его вспомнить брак Ахава с Иезавелью, причинивший столько тревог Илии и оказавшийся столь бедственным для Израиля ( 3Цар. 16:31; 18:4,19; 19:2 ). Несомненно, Малахия с радостью приветствовал бы вызов религиозному безразличию и самодовольству своей эпохи, брошенный провидцем, походящим на Илию. Однако, вероятнее всего, Малахия признает, что никто из пророков не может быть более точным отражением Мессианского Пророка, «такого, как Моисей», чем Илия (ср.: Втор. 34:10–12 ; ср. предсказание во Втор. 18:15 ). Поэтому Илия в 4:4–6 поставлен в один ряд с Моисеем как представитель всей ветхозаветной линии пророков, так же, как на Фаворе, горе Преображения Христова ( Мф. 17:3 ; Мк. 9:4 ; Лк. 9:30 ; ср. также: Отк. 11:3 ), описание двух свидетелей соответствует образам Моисея и Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По дополнению (в 3:13) назначено истребить иудеев в 14 день адара, а по каноническому отделу (3:13; 9:1), в 13-й день. По дополнению (8:12) Аман с домом своим были убиты и повешены к 13-му дню адара и в указе от этого числа уже об их казни всем возвещается, а по каноническому отделу (9:6–14) в 13 день лишь убили их, а в 14 день их повесили. Сомнение возбуждает повеление Артаксеркса (8:12) и язычникам («и вы») праздновать Пурим… По дополнению (4:17) Есфирь не ела от трапезы Амана, гнушалась ложа необрезанных и царского венца, как «рубищ оскверненных», а по каноническому повествованию этого не видно (ср. 5:1, 6–8). Во всех случаях, без сомнения, преимущество должно отдавать каноническому повествованию, а ошибки видеть в дополнениях. Как видно из содержания неканонических дополнений (сон Мардохея – Есф.1:1 ; молитвы его – 4:17; разговор царя и Есфири – 5:1–2; исполнение сна Мардохея – 10:3), они составляют в большинстве лишь распространенные и витиеватые изложения канонических исторических повествований. Только письмо Артаксеркса (3:13) и указ Мардохея (8:12) должны, при добросовестности писателя, иметь для себя официальное оправдание. Но было ли оно, неизвестно… Бл. Иероним придавал историчность и каноничность книге Есфирь лишь в объеме «еврейской истины», т. е. канонической части (Praef. in Esther.). Но, конечно, отсюда далеко еще до полного отвержения историчности всех рассматриваемых дополнений. Мы не имеем права вполне их отвергать, насколько они не стоят в противоречии с каноническими повествованиями. Кроме того, дополнения имеют авторитет морально-богословский. Так, в них не мало поучительных мыслей, возбуждающих веру и надежду на Бога. В них часто встречается имя Божие, не встречающееся в канонической части книги Есфирь, и вся история Есфири объясняется теократически, на что нет такого рельефного указания в канонической части. Отцы Церкви обращали внимание, с этой стороны, на книгу Есфирь и учительный ее характер видели в этих отделах. Так, Климент Римский ставил, наравне с Иудифью, в образец христианам Есфирь по ее усердной молитве к Богу (доп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В каком смысле они должны быть применены к надписаниям псалмов, это всего вернее может быть найдено при помощи разбора библейских мест, где встречается термин nazach. Правда, священные книги, важные для нас в этом отношении, принадлежат позднейшему, последавидовскому времени, однако же несомненно, что писатели их старались воспользоваться старинным лексическим запасом с удержанием точного значения терминов, почему, напр., некоторые даже переводят заглавие 3 гл. Аввакума так:      молитва Аввакума пророка, по образцу псалмов“ 44 . Слово nazach употребляется в рассказах о событиях из эпохи Давида, Соломона, Иосии, Зоровавеля, где идет речь об отправлении храмовых левитских обязанностей или о построении и поправке храма. Служение при доме Божием или частное исполнение одной из левитских функций в 1Пар. 23: 4 обозначается словами nazzeach al melecet beit – Jehovah. Книга Ездры 3:8 и 9, (по Рус. Син. изд. 1 Езд.), говоря о приготовлениях к восстановлению второго храма, по возвращении из плена, употребляет термин lenazzeach с последующим предлогом al для выражения того, что левиты были поставлены для надзора за работами. Те три тысячи триста человек, которые были назначены Соломоном надсмотрщиками над строителями храма и которых 1 Цр. 5:30 (по Рус. 3 Цр. 5:16) называет harodim baam haosim bammelacah, – во 2Пар. 2:1 (по Рус.: 2:2; здесь упоминается уже о 3.600 лицах) именуются menazzechim. В данном случае оба слова, harodim и menazzechim, заменяют друг друга, несомненно, как одинаково содержащие в себе указание на известное действие, каковое состояло в надзоре, руководстве, заведывании работниками 45 . Когда Иосия начал поправлять храм, в это время над исполнителями воли царя были поставлены четыре левита с целью lenazzeach ( 2Пар. 34:12 ) или в качестве menazzechim (ст. 13), т.е. для надзора, что необходимо признавать по ходу речи и что показывает следующее пояснение ст. 13: lecol iseh melacah (над работниками при всякой работе. Ср. Есф. 9:3). Для выяснения понятия глагола nazach особенную важность имеет заметка летописца во 2Пар. 2:17 (по Евр., по Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

5) Видим в святом Евангелии, что о тех, которые искали младенствующего Иисуса, чтобы убить, написано: Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2:20). Так суд Божий постигает всех тех, кто благочестивых озлобляет и гонит. Души благочестивые, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их и своевольных и нечестивых смиряет. Отсюда видим, что дивные Божии суды их постигают, и там падают в ров, где не чают, и ту яму, которую для благочестивых выкапывают, приготавливают самим себе. Так Авессалом, сын Давидов, искал, как бы святого своего отца убить и царством Израилевым завладеть, но вместо этого погибель себе нашел (см. 2 Цар. 15:1–18). Аман приготовил было виселицу неповинному Мардохею, но на той виселице сам был повешен (см. Есф. 3:1– 7; 10). Фараон, царь египетский, гнался следом за Израилем и хотел опять мучительством своим озлобить его, но узнал на себе праведный суд Божий и в море со всем воинством своим потонул (см. Исх. 14:5–30). Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых. Видим в святом Евангелии, что Иисус Сын Божий плотию, которую ради нашего спасения воспринял от Пречистой Девы Богородицы, возрастал (Лк. 1:80), как и прочие люди, и, придя в совершенный возраст, крестился (Мк. 1:9) в струях иорданских, освящая воды Своим прикосновением, и установляя Таинство спасительного крещения нашего и таинственную баню возрождения (Тит. 3:5) нашего, которой мы, оскверненные, омываемся, и умершие, оживляемся, и погибшие, спасаемся, и обветшавшие и истлевшие, обновляемся, и отлучившиеся от Бога, к Богу опять возвращаемся и неотступно за Ним следуем, и с Ним примиряемся, делаемся наследниками вечного Его царствия. Видим в святом Евангелии, что Иисус Христос после Своего Крещения возведен был Духом в пустыню (Мф. 4:1), и искушаем был сатаною (Мк. 1:3), и победил искусителя. Отсюда видишь, христианин, что всякого, кто родится водою и Духом, то есть всякого христианина ожидает искушение от дьявола и с ним постоянная борьба. Если Христа Сына Божия дерзнул искушать злохитрый дух, неужели оставит христиан? Христос Господь во всем образ нам Собою подал. Он искушаем был сатаною – надо и нам искушенными быть. Он победил искусителя силою Своею – надо и нам Его силой врага победить. Не на оперы и роскошные банкеты позваны христиане, но на брань и подвиг духовный, и подвиг не против плоти и крови, а против дьявола и злых его духов. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

ТаНаК Тора «Закон» Брейшит «В начале...» Шмот «Имена…» Ваикра «И воззвал...» Бемидбар «В пустыне...» Второзаконие Дварим «Слова…» Небиим «Пророки» Иисус Навин Разделение «ранние (старшие) пророки» (Ис. Нав. – 4 Цар.) 1 Самуила и «поздние (младшие) пророки» 2 Самуила (Ис. – Мал.) 1 Царств засвидетельствовано с VIII в. 2 Царств Три «больших» пророка (аналогия: Иеремия патриархи Израиля – Авраам, Исаак, Иезекииль Иаков); последовательность в традиции варьируется. Аввакум Софония Захария Малахия Кетубим «Писания» Псалмы Также существует последовательность Иов, Притчи, Псалмы; в Вавилонском Притчи Талмуде Книга Руфь находится непосредственно перед псалмами (родословная псалмопевца Давида). 5 книг – «праздничные свитки» – Песнь Песней приурочены с VI в. н.э. к следующим Екклесиаст праздникам: Руфь – завершение недели, Песнь – Песах, Екк. – Суккот, Плач – Есфирь день разрушения Храма, Есф. – Пурим; иная последовательность – согласно праздничному циклу. Даниил Согласно другой традиции XI в. н.э., Книги Хроник (Паралипоменон) Неемия находятся в начале «Писаний», чтобы эта 1 Паралипоменон часть Танаха начиналась с Адама, как и 2 Паралипоменон Христианского читателя Библии озадачит тот факт, что книги Ис. Нав. – 4 Цар. Танах причисляет к «Пророкам». К этому разделу они отнесены уже в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где в «восхвалении отцов рода» ( Сир.44–1 ) Иисус Навин и Самуил прямо характеризуются как пророки (ср. Сир.46:1, 13, 16 ). Пророк Нафан упомянут в этой книге до Давида (ср. Сир.47:1 ), а Илия и Елисей, великие пророки Северного Царства, прославляются как главные деятели в истории Северного Царства (ср. Сир.48:1–16 ). Восприятие обеих Книг Царей (3–4 Цар.) как глубоко «пророческих книг» оправдано и по другой причине: в этих книгах пророки (Нафан: 3Цар.1 ; Ахия Силомлянин: 3Цар.11:29–39, 14:12, 18, 15:29 ; человек Божий из Иудеи: 3Цар.13 ; Михей, сын Иемвлая: 3Цар.22 ; Илия и Елисей [pass.]; Исаия: 4Цар.19–20 ; пророчица Олдама: 4Цар.22:14–20 ) – настоящие «двигатели» истории. Основой, мерилом и главным критерием своей деятельности они считают волю Божию, явленную в Торе; это роднит их с «пророком Моисеем» (ср. Втор.18:18, 34:10 ), через которого Бог даровал Тору людям, и еще раз объясняет нам, почему книги Ис. Нав. – 4 Цар., в которых эти пророки – главные действующие лица, воспринимаются иудейской традицией как «книги пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010