Эсф.1 :0o  а царь пытал этих двух евнухов, и, когда они сознались, были казнены. Эсф.1 :0p  Царь записал это событие на память, и Мардохей записал об этом событии. Эсф.1 :0q  И приказал царь Мардохею служить во дворце и дал ему подарки за это. Эсф.1 :0r  При царе же был тогда знатен Аман, сын Амадафов, Вугеянин, и старался он причинить зло Мардохею и народу его за двух евнухов царских.] «Аман» – по Есф 3.1 основного текста – Агагит – . Греческие тексты в отличие от еврейского называют его то Македонянином, то Вугеянином ( Βουγαος). Последнее, однако, не есть ни имя народа, ни имя местности, ни тем менее собственное имя. Это скорее прозвище ( Βουγαος), значение которого – «большой хвастун». Что же касается наименования Амана «Агагит», то долгое время думали на этом основании, что Аман был амаликитянин, ибо один из царей амаликитский назывался Агагом. И так как уже в древности имена Исава, Амалика были принимаемы за обозначения язычников Европы, то LXX и переводят еврейское «агаги» через Μακεδν, македонянин. Однако имя Амана, как и имя его отца, имеет миде-персидское происхождение. И мы знаем также теперь из надписей Карзабадских, что страна Агага составляла действительно часть Мидии – новое обстоятельство, показывающее даже в мельчайших подробностях историческое значение кн. Есфирь. Отсюда видно, что возражение, делаемое против Есф.16.10 – по Вульгате – и заимствуемое из того, что в этом месте Аман поименован «духом и родом македонянин» (animo et gente macedo), не имеет значения. Этому месту не противоречат (как это утверждали) Есф 3.1, 10, 8.3, 9.10, 24 . Слово «македонянин» в XVI гл. – происходит от того, что греческие переводчики, по которым был сделан латинский перевод XVI гл., напрасно передали здесь, как и в Есф 9.24 – слово «агагитянин» через «македонянин» (Вигуру, Руков. по чтению и изуч. Библии , кн. Есф). Имена евнухов-заговорщиков неодинаковы по различным редакциям. В принятом греческом тексте они именуются «Гавафа и Фарра» ( Γαβαθ и Θρρα); у Иосифа Флавия – Βαγαθος и Θεδεστος; по другим вариациям στβγος ( στυγης) и Θεδευτς. Вульгата вместо Γαβαθ имеет Bagatha.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

в Сузах. Сузы место зимней резиденции персидских царей (см. ком. к Есф. 1,2 ). 1 Ханани. Сокращенная форма имени Хананий, означающего «Бог милостив». Некий Хананий, чиновник по делам иудеев, упоминается в Элефантинском папирусе, и он же, как некоторые считают, является братом Неемии (7,2). об уцелевших. См. ком. к Ис. 1,9 ; Мих. 2,12 ; Езд. 1,4 . 1 стена ... сожжены огнем. Можно предположить, что это явилось следствием событий, описанных в Езд. 4,7–23 , но упоминание «ворот» дает основание более вероятной причиной считать разрушение города Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. (см. ком. к Ис. 58,12; 61,4; 64,10 ). 1 постился. Пост в данном случае является знаком печали ( 1Цар. 31,13 ), а также выражает смирение при обращении к Богу с просьбой (см. ком. к Езд. 8,21 ; Ис. 58,3 ). Господи Боже небес. См. ком. к Езд. 1,2 ; Дан. 4,26.37 . 1:5 В этом обращении Неемии удается выразить и трансцендентность Бога, и Его имманентность. Истинный Бог не только пребывает где-то высоко над своим народом, будучи «Богом небес» (см. ком. к 1,4), но и как Бог завета близок ему (см. ком. к Быт. 2,4 ). милость. См. ком. к Езд. 7,28 . 1 день и ночь. Имеется в виду молитва (1,11), последовавшая за четырьмя месяцами поста (см. ком. к 1,4; 2,1); ср. Нав. 1,8 ; Пс. 1,2 . исповедуюсь во грехах сынов Израилевых. См. ком. к Езд. 9,6 . 1:7 В основе заключенного с Моисеем завета было следующее условие: Бог исполнит обетования Израиля, если тот будет соблюдать Его заповеди (1,5). Но Израиль нарушил заповеди и результатом было изгнание (см. ком. к Езд. 9,9 ). 1 помяни. Общеупотребительная форма обращения к Богу ( Втор. 9,27 ; Иер. 14,21 ; Пс. 131,1 ). 1 соберу вас. Моисеев завет обещал восстановление остатка после изгнания ( Втор. 30,1–5 ), согласно завету, заключенному с Авраамом ( Втор. 4,25–31 ; см. ком. к Мих. 7,20 ). водворить там имя Мое. Имя Божие это Сам Бог, раскрывающий Себя Своему народу и вступающий в общение с ним; место, где водворится имя Его, это место общения с Ним и поклонения Ему (см. ком. к Втор. 12,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Замечательным является название жертвы - анализ родственных аккадских понятий показывает, что древнееврейское слово «хаттат» использовалось для обозначения понятия греха как ненормального, ущербного бытия грешника. Поэтому - согласно «хаттат» - грех, будучи дисгармонией с установленным Богом порядком вещей, заключается не только в нарушении конкретных заповедей Божиих, нередко сопряженных с причинением вреда ближнему, но и в неполноценности жизни самого грешника, является причиной его безрадостного состояния. Для избавления от греховного состояния и предписана жертва за грех. Кроме прямо предписанных законом религиозных ритуалов, в ветхозаветных книгах встречается описание широко распространенных форм внешнего выражения раскаяния как со стороны всего народа, так и отдельных личностей. Прежде всего - это покаянные действия, выражающие внешнее смирение, которые заключаются в отказе от пищи и пития и передаются древнееврейским глаголом «цом», т. е. «держать пост». Постом была подкреплена покаянная молитва израильтян, произнесенная Самуилом, после обращения народа от языческих культов Ваалов и Астарт (1 Цар. 7, 6); пост наложил на себя Давид после согрешения с Вирсавией, когда молился с покаянием об исцелении родившегося младенца (2 Цар. 12, 16); усиленно постился и Ахав, когда узнал от Господа страшный приговор о себе и своем потомстве (3 Цар. 21, 27-29). Описаны и другие формы внешнего выражения покаяния: раздрание своих одежд и облачение во вретище, т. е. грубую одежду простой формы наподобие мешка, сделанную из козьей шерсти (3 Цар. 21, 27; Иоил. 1, 13; Иона 3, 6; Неем. 9, 1 и др.); сидение либо возлежание в пепле или посыпание им своей головы (Ис. 58, 5; Неем. 9, 1; Дан. 9, 3; Есф. 4, 3 и др.). Пост и вретище как проявления покаяния были известны и за пределами Палестины, что видно из повествования книги Ионы, где описано, как раскаявшиеся ниневитяне наложили пост и вретища не только на себя, но и на свой скот (Ион. 3, 7).Одним из важнейших проявлений покаяния было публичное исповедание грехов пред Господом. Это могло быть исповедание всего народа, как, например, при Самуиле, когда народ раскаялся в идолопоклонстве (1 Цар. 7, 6), при Неемии, в момент возобновления Завета, когда сыны Израилевы «встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих» (Неем. 9, 2), или же отдельных личностей - как покаянная молитва Даниила и песнь трех отроков, Седраха, Мисаха и Авденаго, вверженных в вавилонскую печь (Дан. 9, 4-19; 3, 25-90), - хотя и они раскаивались не в своих личных грехах, а в грехах всего народа.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Упрекнув Ахава за слабость в пользовании царской властью (ст. 7), Иезавель берет эту власть в свои руки, действуя именем Ахава. Действия эти обнаруживают величайшую хитрость Иезавели и ее умение достигать темных целей благовидными средствами. Ввиду того, что (как говорит И. Флавий, Иуд. Древн. VIII, 13, 8) Навуфей был, вероятно, знатного рода, Иезавель считает необходимым формальное над ним судопроизводство, обставленное с внешней стороны вполне законно. Она пишет (стих 8) письма к старейшинам и знатным согражданам Навуфея в Изреель (двор царский тогда, очевидно, был в Самарии), скрепляя эти письма царской печатью Ахава (вероятно, царский перстень с вырезанным на нем именем царя, ср. Есф.8:10 ; Дан.6:17 ); судить Навуфея, таким образом, имели его же сограждане, местный городской суд Изрееля (ср. Втор.16:18 ), а не суд царский, – чтобы устранить подозрения двора в пристрастии. Последней цели, т. е. устранению всякого подозрения двора в пристрастии, служило распоряжение Иезавели (ст. 9), чтобы в предстоящем собрании суда Навуфей был посажен на первое место в народе, чтобы затем народное негодование на Навуфея обнаружилось тем с большей силой, когда мнимое преступление его будет раскрыто. Желая придать мнимому преступлению Навуфея противообщественный характер, угрожающий благосостоянию всего народа, Иезавель приказывает (ст. 9) назначить в Изрееле общественный пост, как при тяжких всенародных бедствиях ( Иоил.1:12,14 ), после бедственных поражений ( Суд.20:26 ; 1Цар.31:13 ), после тяжких грехов, при покаянии ( 1Цар.7:6 ; Иоил.2:12 ), для отвращения грядущего бедствия ( 2Пар.20:3–5 ); пост в данном случае мог выставляться лицемерною Иезавелью и как средство испросить помощь у Бога на дело суда (ср. Втор.9:9,18 ; Дан.9:3 ) и как очистительное средство, как символ искупления по поводу предрешенного относительно Навуфея смертного приговора суда. Хитрость Иезавели простирается до того, что она требует (ст. 10) соблюдения необходимо требуемой законом в уголовных преступлениях ( Втор.17:6,19:15 ) формальности присутствия 2-х или 3-х свидетелей преступления (по И. Флав., Иезавель требует 3-х свидетелей, а не 2-х, как в библейском тексте). Самое обвинение, которое должно было быть предъявлено Навуфею, могло и должно было, по закону, вести за собой неизбежно смертную казнь его, именно: хула на Бога ( Лев.24:14–15 ) и хула на царя ( Исх.22:28 ). LXX слав. (ст. 10): ελγησε Θεν κα βασιλα; слав.: «благослови Бога и царя»: это противоположное значение – благословлять и хулить – имеет евр. глагол барах и в ( Иов.1:5,2:5 ). По словам блаженного Феодорита (вопр. 61), «мерзкая Иезавель сложила клевету... вошли клеветники и подали на него жалобу, как на хульника. Писатель же благовейно употребил слово: «благослови» вместо «похулил».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Праотец Иссахар. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Праотец Иссахар. Икона. 2-я пол. XVII в. (АМИИ) Из колена И. происходил один из судей израильских - Фола (Суд 10. 1), князья колена И. принимали участие вместе с пророчицей Деворой в войне против Сисары, что нашло отражение в ее хвалебной песни (Суд 5. 14-15). При установлении Соломоном адм. округов территория колена И. была выделена как отдельная область со своим наместником (ср.: 3 Цар 4. 17). В 1 Пар 12. 32 колено И. восхваляется за то, что среди его представителей, пришедших на помощь Давиду в его народный фронт, оказалось 200 людей разумных (         букв.- «обладающие пониманием времен»; также и в LXX, ср.: Есф 1. 13), «которые знали, что когда надлежало делать Израилю». Из колена И. происходил израильский царь Вааса (3 Цар 15. 27), и в г. Изрееле на территории колена И. была основана резиденция израильских царей. Во времена царя Езекии представители колена И. были среди тех, кто пришли от сев. колен праздновать Пасху в Иерусалиме (2 Пар 30. 18). В 732 г. до Р. Х. территория колена И. была захвачена ассирийцами и включена в состав ассир. пров. Мегиддо. В иудейской традиции особое внимание уделено взаимоотношениям И. и его младшего брата Завулона, к-рый занимался торговлей, чтобы поддерживать своего брата, решившего посвятить себя изучению Торы. На усердие в изучении заповедей И. указывают слова из Быт 49. 15: «...преклонил плечи свои для ношения бремени...» (Берешит Рабба. 98. 12, 17). 200 ученых мужей из колена И. соответствуют количеству членов синедриона, а также дают представление о широком распространении на его территории т. н. домов учения (    ) - центров по изучению Торы (Берешит Рабба. 72. 5; Йома 26a; Тааним. 18). В христ. традиции чаще всего рассматривался текст благословения, данного И. (Быт 49. 14-15), начало к-рого принципиально отличается в переводе LXX (а за ним и Вульгаты) от варианта MT и синодального перевода: «Иссахар возжелал блага, покоясь наверху между своими уделами (наследиями)…» Согласно нравственно-аллегорическому истолкованию Руфина Аквилейского, значение имени И.- «награда» - указывает на того, кто ожидает награду от Бога, живя добродетельно и возделывая свою душу, словно плодородную землю, покоится посреди своих уделов (ср.: Притч 4.

http://pravenc.ru/text/675019.html

М. В. Рождественская Ветхозаветные А. В правосл. понимании к А. в. относятся произведения религ. лит-ры, по содержанию следующие каноническим книгам ВЗ, использующие имя автора, освященного религ. традицией, но не включенные в канон Свящ. Писания ни христ. Церковью, ни иудейской синагогой. Большинство таких произведений возникли еще на иудейской почве в дохрист. и раннехрист. время и первоначально зафиксированы на древнеевр. и арам. языках. В протестант. традиции эта группа текстов называется псевдоэпиграфами, т. е. ложнонадписанными, т. к. повествование в них ведется от лица того или иного авторитетного библейского персонажа, а не действительного автора (см. Псевдоэпиграфичность ). А. же в протестант. традиции называются те книги (и дополнения к ним), к-рые в правосл. богословии относятся к т. н. неканоническим книгам ВЗ (признающимся полезными для духовно-назидательного чтения (ναγινωσκμενα): 2 Езд, Тов, Иудифь, Прем, Сир, Посл Иер, Вар, 1-3 Макк, 3 Езд, добавления к книгам Дан и Есф), в католич.- второканоническими или «девтероканоническими». Они возникли еще в дохрист. эпоху и вошли в состав канона греч. Септуагинты, а затем лат. Вульгаты (см. ст. « Библия »). Группы произведений С т. зр. лит. формы А. в. делятся на прозаические и поэтические. В 1-й группе выделяются А. в., оформленные как легендарно-историческое повествование: «Книга Юбилеев» (II в. до Р. Х.; эфиоп. версия, отрывки греч., сир., лат., древнеевр. версий); «Мученичество и вознесение Исаии» (II в. до Р. Х.- IV в. по Р. Х.; эфиоп. версия, отрывки на греч., лат., копт., слав. языках); «История Иосифа и Асенефи» (I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.; версии на греч., сир., лат., арм., слав., новогреч., румын. языках); «Житие Адама и Евы» (I в. по Р. Х.; версии на греч., лат., арм., слав. языках); «Жития пророков» (I в. по Р. Х.; версии на греч., сир., эфиоп., арм., лат. языках); «Лествица Иакова» (I в. по Р. Х.?; только слав. версия); «4-я книга Варуха» или «Паралипоменон Иеремии» (I-II вв. по Р. Х.; греч., эфиоп., арм., слав., румын. версии); «История рехавитов» или «История Зосимы» (I-IV вв. по Р. Х.; греч., сир., эфиоп., груз. версии); «История Иосифа» (до IV в. по Р. Х.; отрывки на греч. языке).

http://pravenc.ru/text/75608.html

Итак, совершенно очевидно, что нарядные одежды сами по себе вызывают плотское наслаждение. Если же некоторые мужчины коварно применяют их, чтобы поймать на крючок какую-либо женщину, а слабый пол использует, чтобы поймать на такую же приманку мужчину, как поступают сегодня многие (если не сказать, все) мужчины и женщины, тогда все эти наряды и украшения не что иное, как приманка для блуда и прелюбодеяния. И мужчины и женщины, которые пользуются всем этим, объявляют о себе, даже когда молчат, что они блудники и блудницы, прелюбодеи и прелюбодейки. Мои слова подтверждают повеления святых апостолов, которые говорят, что мужам не следует украшать свой внешний облик, не нужно растить, плести, красить и укладывать волосы, а только чуть постригать их. Также им не к лицу носить изысканную одежду и обувь, золотые перстни, дабы не соблазнить ближних, равно как и не следует стричь бороду, чтобы не менять человеческий облик, соответствующий его природе, на противоестественный. Так велит Закон: «Не порти края бороды твоей» ( Лев. 19:27 ). К этим наставлениям святые апостолы добавляют: Все это – признаки распутного поведения (Постановления апостольские. Кн. 1, гл. 3). С другой стороны, Священное Писание ясно показывает, что накрашенные и нескромно одетые жены подобны продажным женщинам. Ведь они поступают так только для того, чтобы вовлечь мужчин в разврат. Так, Фамарь, невестка Иуды, накрасилась, как блудница, чтобы соблазнить тестя: «И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима» ( Быт. 38,14 ). По одежде и украшениям Иуда принял ее за блудницу и соединился с ней. Иудифь так же, надев на голову, руки и ноги украшения, сделала весь свой облик соблазнительным для глаз не только Олоферна, но и всякого, кто только увидит ее: «И разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее» ( Иудифь. 10, 4 ). Так и Иезавель нарядилась и стала выглядывать в окно, чтобы завлечь царя Ииуя: «И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое и украсила голову свою, и глядела в окно» ( 4Цар. 9,30 ). Эсфирь тоже надела украшения для обольщения Артаксеркса: «Когда царь увидел царицу Есфирь... она нашла милость в глазах его» ( Есф.5:1 ) 63 . Какие страсти вызывают благовония

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Есфирь из бедной семьи становится одной из любимейших жен царя и ее дядя воспитатель Мардохей, благочестивый иудей, отказывается кланяться временщику Аману, которому надо отдавать как бы божеские почести. Аман, видя пренебрежение к своей персоне, возгорается лютой ненавистью на Мардохея, на его окружение и на всех его единоплеменников и решается всех уничтожить, о чем коварно дает сведения царю, добиваясь особого письма, чтобы повсеместно произошло уничтожение иудеев. Однако, промыслом Божиим, по молитве Мардохея, царь вспоминает о том, что некогда Мардохей оказал ему услугу в том, что раскрыл заговор и об этом ему читают ночью во время бессонница в летописях ( Есф. 6:1–3 ). Узнав о том, что этот человек реально существует, и что его в то время еще ничем не наградили, он зовет Амана и спрашивает о том, что бы тот сделал для человека, которого желал бы наградить? Аман, думая, что речь идет о нем самом, говорит, что он посадил бы его на самого дорогого коня, одел в самые лучшие одежды и первый вельможа водил бы под уздцы его коня и прославлял его по всему городу. Артаксеркс и предложил сделать Аману то же самое для Мардохея. Так Господь часто смиряет. Аман в бессильной ярости берет Мардохея, своего лютого врага, которому желает смерти и которому потом воздвигает виселицу во дворе, чтобы его повесить, и водит его перед всем народом, оказывая ему великие почести. Узнав о замысле Амана, бесстрашная Есфирь идет на смелый поступок – является на глаза царя и владыки. Это грозило ей смертью. Женщина на Востоке, если она появлялась на территории царской половины без зова, могла быть умерщвлена. Однако, Есфирь готовится к этой встрече и имеет благоволение в очах своего господина и мужа и приглашает его на пир на свою половину. Вместе с ним приглашен и Аман. На этом пиру она и раскрывает коварные замыслы Амана. Этот момент пира у Есфири, где присутствуют сам владыка Артаксеркс (Асур), Аман и Есфирь изображен у Рембрандта и у ряда других художников. Заканчивается это тем, что та виселица, на которой должен быть повешен Мардохей, был повешен сам Аман, а все иудеи были спасены, так как вовремя послали письма туда, где должны были произойти истребления. И в знак этого спасения по молитвам Есфири, был установлен праздник Пурим, который празднуется доныне во всем Израиле. В этот праздник читается книга Есфири.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Представим себе картины знаменитых художников Рубенса, Веласкеса и Рембрандта. Перед нами пир, который устраивает восточный вельможа, за столом сидят три действующих лица. В центре сам царь Артаксеркс, рядом его супруга Есфирь и Аман. О чем они говорят и что выражает та или иная картина этого действия? Есфирь из бедной семьи становится одной из любимейших жен царя и ее дядя воспитатель Мардохей, благочестивый иудей, отказывается кланяться временщику Аману, которому надо отдавать как бы божеские почести. Аман, видя пренебрежение к своей персоне, возгорается лютой ненавистью на Мардохея, на его окружение и на всех его единоплеменников и решается всех уничтожить, о чем коварно дает сведения царю, добиваясь особого письма, чтобы повсеместно произошло уничтожение иудеев. Однако, промыслом Божиим, по молитве Мардохея, царь вспоминает о том, что некогда Мардохей оказал ему услугу в том, что раскрыл заговор и об этом ему читают ночью во время бессонница в летописях (Есф. 6, 1-3). Узнав о том, что этот человек реально существует, и что его в то время еще ничем не наградили, он зовет Амана и спрашивает о том, что бы тот сделал для человека, которого желал бы наградить? Аман, думая, что речь идет о нем самом, говорит, что он посадил бы его на самого дорогого коня, одел в самые лучшие одежды и первый вельможа водил бы под уздцы его коня и прославлял его по всему городу. Артаксеркс и предложил сделать Аману то же самое для Мардохея. Так Господь часто смиряет. Аман в бессильной ярости берет Мардохея, своего лютого врага, которому желает смерти и которому потом воздвигает виселицу во дворе, чтобы его повесить, и водит его перед всем народом, оказывая ему великие почести. Узнав о замысле Амана, бесстрашная Есфирь идет на смелый поступок — является на глаза царя и владыки. Это грозило ей смертью. Женщина на Востоке, если она появлялась на территории царской половины без зова, могла быть умерщвлена. Однако, Есфирь готовится к этой встрече и имеет благоволение в очах своего господина и мужа и приглашает его на пир на свою половину. Вместе с ним приглашен и Аман. На этом пиру она и раскрывает коварные замыслы Амана. Этот момент пира у Есфири, где присутствуют сам владыка Артаксеркс (Асур), Аман и Есфирь изображен у Рембрандта и у ряда других художников.

http://sedmitza.ru/lib/text/432141/

Собственно, «Православное Догматическое Богословие» – это наука об истинах православной веры – догматах. Как наука, она соответствует критериям, предъявляемым к наукам вообще. Однако догматика – не просто наука. Её задача – свидетельствовать о православной вере – возвышенна, а цель свята – способствовать единению человека и Бога. С этим обстоятельством связано такое прилагаемое к её языку специфическое требование, как общедоступность (в отличие от светских наук, которые хотя и направлены на пользу общества, однако понятны, в своём содержании, лишь узкому кругу учёных, Православное Догматическое Богословие есть такая наука, чьё содержание должно быть доступно не только учёным, но верующим вообще). Этому требованию отвечает и метод догматики, состоящий в том, чтобы представить христианские догматы в стройном порядке (в форме системы), неискаженными, обосновать и истолковать их на максимально понятном и доступном (по возможности) языке. Развитие догматики как науки усматривается во всё более ясном и обстоятельном раскрытии христианских догматов; в формировании ответов на вопросы о вере, поставляемых перед Церковью в то или иное время. Термином «Православное», связанном в этимологическом отношении с греческим словом «ρϑς» – прямой, стоящий прямо, правильный, истинный, настоящий, – подчеркивается истинность излагаемых и раскрываемых в догматике основоположений христианской религии. Что такое догматы. Слово «догмат» происходит от греческого существительного «δγμα», которое, в свою очередь, образовано от греческого глагола «δοκεν» (думать, полагать, веровать), и означает буквально сформировавшееся и утвердившееся положение, являющееся предметом согласия и убеждений тех лиц, в кругу которых оно принимается за догмат. В древности понятие «δγμα» включало в себя широкий спектр значений. Этим термином знаменовались религиозные и философские положения, уложения нравственного и юридического законов, постановления гражданских властей, военные приказы. В Священном Писании Ветхого Завета слово «догмат» использовано для обозначения царских повелений и государственных указов ( Дан.2:13; 3:10 ; Есф.3:9 ), религиозных предписаний ( 2Мак.10:8 ). В Новом Завете догматами названы: постановление кесаря Августа о проведении переписи ( Лк.2:1 ), требования Моисеева закона ( Кол.2:14 ), постановления «Собора апостолов и пресвитеров в Иерусалиме» ( Деян.16:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010