Святой мученик Патриарх Ермоген 29 марта 2012 г. 17:10 Объявлен конкурс на архитектурно-скульптурное решение памятника святителю Ермогену В рамках празднования 400-летия преставления Патриарха Московского и всея Руси Ермогена объявлен Всероссийский конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение памятника Московскому Первосвятителю. Его учредителями стали Русская Православная Церковь и Министерство культуры Российской Федерации. Монумент планируется воздвигнуть в центре столицы, рядом с бывшим Чудовым монастырем, в подвале которого святитель Ермоген нашел свою мученическую кончину. Ранее, 3 марта на месте будущего памятника был установлен и освящен закладной камень. Конкурс продлится с 18 апреля по 15 ноября 2012 года. Регистрация участников и выдача конкурсных материалов будет проводится по адресу г. Москва, 2-я Брестская улица, д.6, комн. 403. За разъяснением и консультацией по техническим вопросам конкурса можно обращаться по контактным телефонам ГУЛ «ИТЦ Москомархитектуры» (495)650-13-72, (499) 250-35-82 (доб. 277). Положение и Условия открытого Всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Гермогену 1.Общая часть 1.1.Всероссийский открытый конкурс на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Гермогену, Патриарху Московскому, проводится в связи с 400-летием со дня мученической кончины и 100-летия прославления Патриарха Гермогена в лике святых, в целях увековечения памяти выдающегося церковного и государственного деятеля России. 1.2.Место установки памятника: в Александровском саду, у закладного камня. 2.Основные задачи проекта 2.1. Добиться смысловой и композиционно-художественной выразительности и масштабного соответствия проекта исторической архитектуре и ландшафту окружающей среды. 2.2. Найти такое расположение памятника, которое смогло бы органично вписаться в сложившуюся структуру Александровского сада. 2.3. Решить задачу портретного и психологического сходства. 2.4. Добиться точности и пластической убедительности исторических деталей.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnik_patri...

Слово после Божественной литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником – с днем Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день страна наша отмечает праздник народного единства – и неслучайно, потому что события, связанные с освобождением Москвы, а затем всей Руси от иноплеменного ига, являют собой огромный урок всем нам – потомкам тех героических поколений. В Смутное время Русь уже была близка к полному разрушению и погибели. Опасность заключалась не столько в том, что иностранные войска вошли на территорию Руси и одержали ряд побед; даже не в том, что была захвачена Москва, а в том, что в сознании людей наступило полное смятение. Никто не знал, что нужно делать. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство. Отсутствие сильной центральной власти привело к тому, что огромное количество людей страдало от разбойников. Страна оказалась разрушенной, оскверненной, по дорогам ползали нищие, инвалиды, и не было никакой опоры на светскую власть, потому что самой власти не существовало. И в этом смятенном состоянии духа вдруг был явлен источник духовного роста. Это был святой великомученик Ермоген, Патриарх Московский. Он находился в Кремле, в заточении у поляков, которые склоняли его к тому, чтобы поддержать их власть. В Церкви были и те, кто уже уступил их притязаниям, и одного слова Патриарха было бы достаточно, чтобы вся страна склонилась перед властью польского королевича. Но этого не произошло. Святой священномученик Ермоген предпочел избрать смерть, чем разрушить свое Отечество, и обратился с воззванием к людям, чтобы они собрались и дали отпор врагу. Этот призыв огромной духовной силы, исходящий от святого Предстоятеля Церкви нашей, достиг сердец людей. Многие пожертвовали во имя спасения Отечества не только своим имуществом, собирая деньги, но и самой своей жизнью. Освобождение Китай-города, а затем Кремля, Москвы и всей России началось в этот день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери – здесь, в этих исторических местах Москвы.

http://pravoslavie.ru/49467.html

прот. Лев Лебедев Содержание К читателям Десять московских патриархов Патриарх Иов (1589–1605) Патриарх Ермоген (1606–1612) Патриарх Филарет (1619 –1633) Патриарх Иоасаф I (1634 – 1640) Патриарх Иосиф (1642–1652) Патриарх Никон (1652–1658 Фактически и до 1666 года номинально) Патриарх Иоасаф II (1667–1672) Патриарх Питирим (1673) Патриарх Иоаким (1674–1690) Патриарх Адриан (1690–1700) Заключение Патриарх Никон Предисловие Начало жизненного пути Возвышение Никон – патриарх Московский и всея Руси Исправление церковных книг и обрядов Ссора с царем Окончательный разрыв. Оставление кафедры Новый Иерусалим Суд над патриархом Триумф патриарха Никона Заключение Москва XVII века глазами Павла Алеппского Глава I. Прибытие антиохийского патриарха в Россию Глава II. Религиозно-нравственное состояние русского православного общества середины XVII века Глава III. Религиозно-нравственное состояние русской церкви в середине XVII века Глава IV. Богослужение и церковные обычаи Глава V. Церковное управление, положение духовенства, церквей и монастырей Глава VI. Участие патриарха антиохийского Макария в русских церковных делах Заключение Богословие земли русской Комментарии Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4     К читателям Настоящая книга состоит из нескольких самостоятельных работ, связанных общей тематикой и общими идеями. Это не только и даже не столько хладнокровные научно-исторические исследования, сколько попытка раскрыть современникам глаза на истоки и причины того, что происходит с нами сейчас и к чему это может привести в будущем. В го же время здесь повесть о Москве и Московии XVII века, о том, какой сложной противоречивой действительностью того времени являло собой то, что называется Святой Русью, как шла (не на жизнь, а на смерть) борьба Московской Руси с Западом. В наши дни с поразительной легкостью и под самыми благовидными предлогами «темному Западу» (богослужебное выражение) добровольно, без боя у нас отдается то, за что на протяжении веков были пролиты потоки русской крови, – и земля с ее богатствами, и культура, и даже православная вера и церковная жизнь – душа народа. Чего не могли достичь в древности мечом и огнем, интригами и заговорами недруги России, то самое теперь без труда достигается ими путем экономического, культурного, «духовного» обмена... Инвалюта и вообще – деньги все больше становятся в нашей жизни «богом», перед которым склоняются и раболепствуют высшие и низшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гермоген (Ермоген) (ок. 1530–1612) – священномученик (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября), Патриарх Московский и всея Руси. Ему выпало возглавлять Русскую Православную Церковь в годы, известные в истории под названием Смутного времени, когда к власти, свергая друг друга, пробивались то самозванцы и преступники, вроде Лжедимитрия, то временные правители, вроде Бориса Годунова или Василия Шуйского. Иноземное вторжение (польско-литовское и шведское) осложнялось народными бунтами и неурожаями, что вконец разорило экономику страны В 1611 году наступили самые черные, мрачные для России дни: Смоленск был взят поляками, Новгород – лжесоюзниками шведами, в Пскове появился очередной самозванец. Пошел слух, что царем хотят поставить сына Марины Мнишек польской авантюристки. Тогда 80-летний Патриарх, заточенный в тесный погреб Чудова монастыря в Кремле, и охраняемый польскими стражниками, обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом: «Писать в Казань к митрополиту Ефрему, чтобы писал в полки к боярам и казакам, чтобы крепко стояли за веру и не пускали сына Маринки на престол, – не благословляю! Писать в Вологду к властям и святителю Рязанскому тоже, чтобы в полки писали, и к боярам, чтобы уняли грабеж, блюли братство, клали живот за Дом Пречистой (Домом Пречистой Богородицы называли русские свою Родину), как обещали. Да и во все города пишите, чтобы писали во все города, в полки и боярам, чтобы сына Маринки не пускали на престол. Говорить везде моим именем... А вам всем благословение и разрешение в этом веке и в будущем за то, что стоите за веру непоколебимо, а я должен за вас Бога молить». Письмо это Патриарх послал с двумя верными людьми, которые, рискуя жизнью, тайно посещали его в заточении: это были боярский сын, то есть военный, Роман Пахомов и горожанин из Свияжска Родион Моисеев. Провожая верных посланцев, Патриарх благословил их со словами: «Если вы пострадаете за веру. Бог вас простит и отпустит вам грехи ваши в сей жизни и в будущей» Письмо это благополучно попало в Нижний Новгород и вызвало знаменитое народное движение Косьмы Минина и князя Пожарского, которое спасло Россию. Как только поляки и бояре-изменники узнали о том, что к Москве приближается народное ополчение, они приступили к Патриарху с требованием остановить русское войско. Но Патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники. Будьте прокляты». Патриарха лишили человеческого питания: бросали ему в темницу сноп овса и давали немного воды – умер он от голода. К концу октября 1612 года ополчение освободило Москву. Сразу же после смерти Патриарх Гермоген начал почитаться как московский святой. В 1652 году мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Татарии шесть священников перестали поминать Патриарха Кирилла 04.07.2017 2662 Время на чтение 3 минуты В Чистопольской епархии Татарстанской митрополии пять священников отказались поминать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает EADaily. По словам одного из них, настоятеля храма Тихвинской иконы Божьей Матери села Тюрнясево иеромонаха Христофора (Плетнева), причина заключается в «экуменизме главы РПЦ», который, якобы, продемонстрировал это во время встречи с папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля 2016 года. Помимо иеромонаха Христофора, перестали поминать Патриарха Кирилла настоятель Свято-Троицкой церкви города Болгара иеромонах Ермоген (Соколов), настоятель Петропавловского храма в селе Старые Челны Нурлатского района иерей Роман Томилов, настоятель храма Архистратига Божия Михаила села Слобода Черемуховая иерей Илия Головкин и настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Слобода Петропавловская иеромонах Митрофан (Нейков). В настоящий момент все эти священники отстранены от священнослужения и на них наложен запрет на служение. Не имея возможности служить в храмах (сейчас вместо них служат приезжающие благочинные), некоторые из священников проводят «богослужения» у себя на дому, уведя за собой часть прихожан. Из пятерых священников только иеромонах Христофор уехал из Татарстана: по разным сведениям, он сейчас находится в Подмосковье, четверо других остались в республике. В Чистопольской епархии корреспонденту EADaily подтвердили факт отказа пятерых священников поминать Патриарха Кирилла. Председатель информационно-издательского отдела Чистопольской епархии иерей Алексий Ахметзянов в разговоре с сожалением констатировал случившееся, но подчеркнул, что запрет на служение еще не означает лишения сана: он сохранится до тех пор, пока священники не принесут покаяния. «К сожалению, часть этих священников вводят в соблазн прихожан, при этом нарушая устав церкви, а миряне всех богословских тонкостей не знают и потому следуют за этими священниками, доверяют их словам». Отец Алексий сообщил, что сам приезжал и лично общался с двумя попавшими под запрет священниками - о.Ильей Головкиным и иеромонахом Ермогеном и в ходе беседы с ними убедился, что они ошибочно опираются на какие-то отдельные факты, а понимания полной картины не имеют. На вопрос корреспондента EADaily о том, наблюдается ли такая ситуация только в Чистопольской епархии, отец Алексий с грустью ответил, что «подобное есть не только в этой епархии, но и в других тоже, и за пределами Татарстана о таких случаях известно». При этом священнослужитель выразил надежду, что запрещенные в служении священники «одумаются и покаются».

http://ruskline.ru/politnews/2017/iyul/4...

Поздравително послание от членовете на Светия Синод до Светейшия Патриарх Кирил по случай рождения му ден Служба «Комуникация» на ОВЦС, 20.11.2023. Членовете на Светия Синод на Руската православна църква изпратиха до Светейшия Патриарх на Москва и цяла Русия поздравително послание по случай рождения му ден. До Негово Светейшество Светейшия Кирил, Патриарх на Москва и цяла Русия  Ваше Светейшество, Светейши Владико, Велики Господине и Милостиви Отче! Приемете искрените ни синовни поздравления във връзка със седемдесет и седмата годишнина от рождението Ви. Целият Ви живот от младини и до днес е ярък образец на нелицемерна преданост към Господа и Спасителя на света Иисус Христос, твърда вяра, действаща чрез любов (Гал. 5:6), и готовност да се трудите, не щадейки своя живот, с личния подвиг на служението си показвайки справедливостта на думите, нееднократно звучали от Вашите първосветителски устни: «Който ме е натоварил с тези трудове, ще ми даде и сили за тях». Вдъхновен от примера на Вашия блаженопочивш дядо – свещеника Василий, по време на атеистичните гонения показал твърдост в изпитанията и твърдост на духа, и от благочестивия живот на Вашите покойни родители — протойерей Михаил и презвитера Раиса, Вие се стремите във всяко свое слово и дело да се покажете усърден работник в лозето Господне, за да може многовековната лоза на Църквата Христова да дава плода си Господу в благоприятно време (Пс. 1:3). В тези Ваши трудове Вие бивате укрепван от молитвите на Московските първосветители: Петър, Алексий, Йона, Макарий, Филип, Йов, Ермоген, Тихон и останалите прославени във вековете угодници Христови, продължител на чието апостолско служение Ви е съдил да бъдете Бог, Владика Светий и Истинний (Откр. 6:10). Отминалата година на Вашия живот по допущение Божие и чрез злодейското коварство на врага на човешкия род бе помрачена от множество драматични събития. И все пак въпреки всички противоборстващи ветрове, надигащи се през тия мъчни времена, когато се сбъдват думите на Евангелието: «ще въстане народ против народ, и царство против царство; и на места ще има трусове, и ще има глад и смутове» (Мк. 13:8), Господ Ви пази със Своята благодат и Ви помага да управлявате църковния кораб. В тези трагични обстоятелства Вие, облечен във всеоръжието Божие, устоявате против дяволските козни (Еф. 6:11) и, натоварен с грижи за йерарсите, клириците и множеството пасоми, подражавате на първовърховния апостол Павел, свидетелствал за себе си: «Освен външните злополуки, прибавяха се всекидневните против мене нападения и грижата за всички църкви. Кой изнемогва, та не изнемогвам с него и аз?» (2 Кор. 11:28-29).

http://mospat.ru/bg/news/91029/

Творческий коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова победил в конкурсе на изготовление памятника священномученику патриарху Гермогену в Москве Творческий коллектив скульпторов под руководством народного художника России Салавата Щербакова победил в конкурсе на изготовление памятника священномученику патриарху Гермогену в Москве, сообщает сайт ОВЦС . Жюри на проходившей 4-8 ноября в «Манеже» выставке-форуме «Православная Русь: к Дню народного единства» отобрало три лучших проекта памятника из почти 60 представленных работ. Первое место занял творческий коллектив скульпторов под руководством Щербакова. В этот коллектив входят известные художники и архитекторы Константин Зубрилин, Николай Сидоров, Игорь Воскресенский, Екатерина Коваленко, Николай Николаев, Юлия Роткова и другие. Второе место занял проект творческого коллектива под руководством народного художника России Андрея Ковальчука. Третье место — работа группы мастеров, также возглавляемой Ковальчуком. Среди членов жюри конкурса — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры России Г.П. Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Г.В. Ананьина,  заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Ю.П.Волчок, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия П.А. Пожигайло, доктор исторических наук, заместитель директора по науке Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель  Объединения московских скульпторов Московского союза художников И.П. Казанский и другие. Митрополит Иларион приветствовал собравшихся: «Дорогие отцы, братия и сестры! Я приветствую  всех членов жюри конкурса проектов памятника святителю Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Святитель Ермоген в буквальном смысле слова спас Россию. Трудно найти другого человека, который своим личным подвигом смог вдохновить и сплотить весь народ, и народ наш после двенадцати лет Смуты нашел в себе силы противостать врагу, изгнать из Кремля поляков и перевернуть эту печальную страницу истории. Подвиг святителя Ермогена был по достоинству оценен его современниками и Церковью, которая причислила его к лику святых. Сегодня перед нами стоит задача восстановить историческую справедливость и выбрать такой памятник, который напоминал бы нашим современникам и потомкам о подвиге этого выдающегося церковного деятеля, государственного мужа. В соответствии с этой задачей памятник должен отражать те качества, которые в святителе Ермогене являются для нас наиболее привлекательными и значимыми».

http://pravmir.ru/pamyatnik-svt-germogen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (+ 1633) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 мая в день преставления, 23 июня вместе с Собором Тверских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Дионисий родился во Ржеве и образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании его он стал священником, но вскоре, когда жена его и дети умерли, он постригся и был назначен настоятелем Старицкого монастыря. Сюда был заточен по низложении Годуновых Патриарх Иов. Архимандрит Дионисий принял его с почетом, предоставил монастырь в его распоряжение и заботился о нем, как сын об отце. Архимандрит Дионисий был тогда молод, он был очень представителен, красив собой, отличался высоким ростом, ровным, спокойным и открытым характером, к ближним своим он относился мягко, сердечно и снисходительно; глубокое непоказное смирение и чувство своей греховности были его отличительными чертами. Святейший Патриарх Ермоген (память его 17 февр.) любил и ценил его, он часто вызывал его в Москву и советовался с ним. Так же относился к нему и митрополит Ростовский Филарет — отец будущего царя из дома Романовых и будущий Патриарх. Глубокая любовь к родине связывала их всех. В 1610 г. после кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа архимандрит Дионисий был назначен его заместителем. Осада лавры тогда была в полном разгаре, и архимандрит Дионисий стал душой ее защиты. Неутомимо рассылал он во все города России грамоты, призывая их к защите отечества. Некоторые из этих грамот сохранились. Тогда началось знаменитое движение, которое возглавляли Косма Минин и князь Пожарский, которые освободили Россию (см. житие Патриарха Ермогена). Но когда родина была спасена, ему отплатили черной неблагодарностью. Дело было в том, что прп. Дионисию, как человеку книжному, поручили исправление богослужебных книг, начатое Патриархом Ермогеном и прерванное Смутным временем, и он, найдя в молитве на освящение воды, находящейся в Требнике, слова: «Освяти Духом Твоим Святым и огнем», вычеркнул слово «огнем», как не находящееся в греческом подлиннике и вообще не имеющее в данном случае смысла. Это вызвало против него и его сотрудников целую бурю: их обвинили в искажении богослужебных книг, в желании «вывести огонь из мира», судили, подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжелым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правеж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества, а заплатить ему было нечем, так как все, что у него было, он истратил на то же Отечество.

http://sedmitza.ru/lib/text/437180/

4 ноября 2012 г. 11:59 В Москву принесена Казанская икона Божией Матери Главная святыня северной столицы - чудотворный список Казанской иконы Божией Матери принесен в Москву, поклониться ему можно на выставке " Православная Русь " , которая проходит в Манеже с 4 по 8 ноября. В день празднования чудотворному образу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Успенском соборе московского Кремля, куда была доставлена святыня. После окончания богослужения чтимый образ был перенесен крестным ходом в Центральный выставочный зал Манеж и установлен для поклонения верующих. Как заявляют организаторы выставки, поклониться святыне можно 4 ноября с 15.00 до 20.00, 5-7 ноября с 10.00 до 20.00 и 8 ноября с 10.00 до 18.00. В этом году выставка-форум посвящена теме взаимоотношений Церкви, власти и народа. Здесь представлены экспозиции к 1150-летию зарождения российской государственности, 400-летию мученической кончины святого Патриарха Гермогена, 400-летию победы ополчения Минина и Пожарского и преодоления Смуты, 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года, и 100-летию преставления равноапостольного Николая Японского. Казанская икона Божией Матери — главная святыня Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Это один из списков с первообраза, обретенного в 1579 году в городе Казани на месте пожара, истребившего перед этим значительную часть города. События явления и перенесения иконы описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за православную веру в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь " Заступнице усердная... " Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к больным глазами. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в городе Казани монастырь Пресвятой Богородицы. В него и поместили обретенную икону. Первообраз находился в монастыре вплоть до 1904 года, когда был похищен и уничтожен святотатцами. Еще в XVII веке с первообраза было сделано множество списков, наиболее известные из которых — московский и петербургский.

http://e-vestnik.ru/news/kazanskaya_ikon...

Премьера оперы в честь святителя Гермогена состоится в Московской консерватории 8 октября, 2012. Новостная служба Опера приурочена к 400-летию мученической кончины патриарха Московского и всея Руси Гермогена и окончания Смутного времени. 8 октября. ПРАВМИР. В День народного единства и праздник Казанской иконы Божьей Матери, 4 ноября, в Большом зале Московской государственной консерватории состоится премьера оперы-оратории композитора Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген». В произведении раскрывается внутренний мир главного героя в различных обстоятельствах и состояниях (молитва, первый протест, предчувствие беды, монологи-воззвания, готовность к жертвенному подвигу, разговор с изменником, благословение спасителям Отечества). Средства от концерта будут направлены на установку памятника святителю в Александровском саду у стен Московского Кремля. Опера приурочена к 400-летию мученической кончины патриарха Московского и всея Руси Гермогена и окончания Смутного времени, сообщает « Интерфакс-Религия «. Патриарх Гермоген погиб от голода в 1612 году в келье Чудова монастыря, где его заточили поляки. Обитель располагалась на территории Кремля, в 1930 году она была разрушена. Патриарх Гермоген в Смутное время призывал народ подняться и освободить страну от ига иноземцев, за что был арестован поляками. Под влиянием посланий священномученика Гермогена и по его благословению было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского, которое освободило столицу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/premera-opery-v-chest-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010