Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕДИНОСУЩИЕ [греч. μοουσιτης; лат. consubstantialitas], один из важнейших терминов в христ. богословии, имевший решающее значение в истории триадологических споров IV в. Прилагательное «единосущный» (μοοσιος) как богословский термин представляет собой завершение догматической деятельности Вселенского I Собора , синтез его учения о Втором Лице Пресв. Троицы. Происхождение Термины «Е.» и «единосущный» отсутствуют в Библии и были восприняты христ. богословием из античной философии. В древнегреч. языке слова, начинающиеся с μο-, указывают на то, что несколько субъектов владеют одним предметом или качеством. Напр., μοϒενες - лица, принадлежащие одному и тому же роду; μδοξοι - люди, к-рые придерживаются одних и тех же догматических убеждений. Соответственно μοοσιος (единосущный) - субъект, обладающий с кем-либо одинаковой сущностью . Так, Гераклит полагал, что душа человека единосущна (μοοσιος) и единородна мировой душе и после смерти тела возвращается в нее ( Theodoret. Curatio. 5. 23). Применительно к единству сущности в Пресв. Троице это определение изменяется, т. к. в Боге, исходя из понимания единства Божия, мыслимо только нумерическое единство в смысле тождества, равенства, а не собирательное видовое единство, к-рое реально распределено между неск. субъектами и воспринимается только как логическое. Это означает, что сущность в Отце, в Сыне и в Св. Духе одна и та же, а не просто одинаковая. Вместе с тем единство в понятии μοοσιος не сводится только к значению тождества (ταυτοσιον), «чтобы этим словом, некоторыми употребляемым, не уподобиться Савеллию» ( Epiph. Adv. haer. 56. 7), но предполагает неск. обладающих субъектов, т. к. можно быть единосущным только кому-либо другому, но не себе самому. В гностических текстах Впервые специальное богословское применение термин нашел у гностиков. Так, Валентин с помощью термина μοοσιος указывал на природное единство Демиурга и проч. живых существ, а также на взаимное отношение эонов ( Iren. Adv. haer. 1. 5. 1; 1. 5. 5). Ермоген представлял материю единосущной (consubstantialis) Богу ( Tertull. Adv. Herm. 44). Птолемей в письме к Флору замечает, что природе Бога свойственно производить предметы «подобные Ему и единосущные с Ним» (ap. Epiph. Adv. haer. 33. 7. 8). В целом в гностической лит-ре термин «Е.» может обозначать идентичность существа между производящим и производным, между предметами, произведенными из одного и того же вещества, и в парах сизигии ( Beatrice. 2002. P. 249). В таком понимании гностические системы предполагали общность существенных признаков в единосущных предметах, однако эта общность не вела к их онтологическому равенству ( Спасский. 1914. С. 77-78). В гностических текстах термин «Е.» не применяется в области триадологии и никак не указывает на отношения между Отцом и Сыном. У антитринитариев

http://pravenc.ru/text/189557.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на территории Казанского кремля. Разрушен в XX в. Основан, вероятно, в 1555 г. (до сент.). Устроение обители и деятельность 1-го настоятеля свт. Варсонофия описаны в сочинении митр. Казанского сщмч. Ермогена кон. XVI в. «Жития свт. Гурия, первого архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского, Казанских чудотворцев» (Свт. Ермоген. 2005. С. 381-383). Подробное описание мон-ря содержится в первой из сохранившихся писцовых книг Казани и Казанского у. Н. В. Борисова и К. Кикина ( Невоструев. 1877. С. 24-32; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. С. 86-100). В кон. XIX в. Е. М. Лебедев сделал описание К. м., используя документы, хранившиеся в монастырском архиве. Земельный фонд мон-ря, наличие сел, деревень, починков и пустошей зафиксированы в переписи 60-х гг. XVI в. ( Невоструев. 1877. С. 65-78; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг. 2006. C. 458-464). Об экономическом положении К. м. свидетельствуют писцовые книги XVI-XVII вв. (Книга письма, дозора и межевания. 1997. С. 213-214; Писцовые книги Казанского у. 1647-1656 гг. Л. 10 об.- 12, 42-44 об., 108-112; Писцовые книги Казанского у. 1685-1687 гг. 2009. С. 173-185). Жалованные грамоты К. м. сохранились в фонде Коллегии экономии РГАДА (Ф. 281. Оп. 4 (Казань)), нек-рые из них опубликованы в XIX в. по копиям, хранившимся в мон-ре ( Никанор (Каменский). 1893. С. 338-368). Документы по истории мон-ря XVIII - нач. XIX в. находятся в НАРТ (Ф. 4: Духовная консистория). XVI - нач. XX в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский Преображенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1553 г. при посещении Пешношского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря царь Иоанн IV Васильевич обратил внимание на игум. Варсонофия - опытного настоятеля, знатока татар. языка и обычаев. В февр. 1555 г. в Москве по указанию царя Иоанна IV митр.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН И МАРТИРИЙ Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. Мученики Маркиан и Мартирий. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. Ок. 1348 г. [Греч. Μαρκιανς κα Μαρτριος] († 343 или ок. 355), мученики К-польские (пам. 25 окт.). Обстоятельства мучения этих святых изложены в «Церковной истории» Созомена ( Sozom. Hist. eccl. IV 3). Они были приближенными сщмч. Павла I , архиеп. К-польского. Созомен называет Маркиана иподиаконом, а Мартирия - певцом (псалтом) и чтецом (анагностом). После изгнания сщмч. Павла и его мученической смерти К-польский архиеп. Македоний I стал расправляться с его сторонниками. Он отдал М. и М. на суд префекту Филиппу, возложив на них ответственность за народное возмущение в К-поле, во время которого был убит магистр конницы Ермоген (342), и за противодействие Македонию. М. и М. были приговорены к казни и обезглавлены. Они были похоронены за стеной К-поля. К этому месту люди боялись приближаться из-за появлявшихся привидений, но после погребения мучеников страхования там прекратились, а возле гробницы М. и М. стали происходить исцеления от недугов и беснования. Свт. Иоанн Златоуст начал строить над их гробницей храм, а завершил строительство архиеп. К-польский Сисиний (соч. Patria Constantinopoleos приписывает возведение этого храма имп. Феодосию II - Patria CP. III 188. T. 2. P. 275). Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Мученичество Маркиана и Мартирия. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 137) Агиографическая традиция сохранила Мученичество М. и М. в 2 версиях: пространной и краткой. В обеих дается предыстория мученической кончины святых: церковная борьба в К-поле в правление императора-арианина Констанция II , начавшаяся после смерти свт. Александра I , архиеп. К-польского, ход к-рой изложен на основе «Безглавой истории» IV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 1552), мч. (пам. 24 марта, 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Рассказ о его мучении содержится в грамоте Казанского митр. сщмч. Ермогена (впосл. патриарх Московский и всея Руси), отправленной 9 янв. 1592 г. патриарху Московскому и всея Руси св. Иову . Митрополит сообщал, что слышал в Казани «в повестях от достоверных человек» следующую историю. П. был крещеным татарином и жил при дворе московского наместника - хана Шаха-Али. Во время татар. бунта хан бежал в Свияжск, но мн. люди из его свиты и правосл. жители не успели покинуть город. Татары начали их бить и, опознав в толпе П., передали его родным. В своем доме П. исповедал правосл. веру и предложил родственникам принять св. крещение. После долгих уговоров и запугиваний П. забили насмерть. Во время мучений он громко кричал: «Христианинъ есмь!». По словам митр. Ермогена, мученика похоронили «на месте, идеже ныне стоит храм святаго Воскресения на житном торгу» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868). Обращаясь к патриарху Иову, митрополит просил разрешение на почитание мучеников Иоанна I , П. и Стефана , т. к. «в большом синодике, иже чтется в неделю православия, до дне сего не написаны и память их вечная не поется и в синодиках литейном, повсядневном не написаны жъ». 3 февр. того же года последовал указ патриарха, предписывавший митрополиту «учинить панихиду по своему произволению, в которые поры их страдание было, и в болшой синодик, что чтется в неделю православия и в литейной и повсядневной велеть написать». Исполняя указ, митр. Ермоген благословил совершать поминовение Казанских мучеников следующим порядком: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их в синодиках и поминати... на литиях и на обеднях. А вечная память, которую пети мученикам в неделю православия, еще патриархом не уложено, и до патриархова указа...

http://pravenc.ru/text/2580248.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

Митрополит Лавр: «Церковное единство мы должны укреплять и развивать путем частой совместной молитвы» 14 декабря 2007 г. 19:52 Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр ответил на вопросы ответственного редактора газеты «Церковный вестник» Сергея Чапнина . 1. Ваше Высокопреосвященство, уже стали историей события 17 мая, когда милостью Божией совершилось воссоединение Русской Православной Церкви. Как сегодня Вам видятся те дни? Что стало самым ярким впечатлением? — Самое большое впечатление на меня произвело богослужение в сердце русского Православия под сводами величественного собора Успения Пресвятой Богородицы — усыпальницы Первосвятителей Московских. Здесь почивает святитель Ермоген, который явил нам пример твердого стояния за веру Православную в Смутное время. Его наставлениями наши предки призывались стоять за свою веру, за свое отечество, а во время его заточения, но с его благословения, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Дионисий и Авраамий Палицын, ее защитник, рассылали послания, которыми они воодушевляли защитников московского государства. Здесь я почувствовал, что и после второго Смутного времени надлежит нам искоренять братоненавистничество и возрождать истину, мир и правду Божию в сердцах наших. В личном же плане меня с этим собором связывает то, что здесь более ста лет назад был хиротонисан во епископа Серпуховского второй Первоиерарх нашей Русской Православной Церкви Заграницей Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский), у которого я одно время удостоился нести послушание прислужника. При наречении, согласно традиции, им была произнесена замечательная речь, в которой он удивительно сильно и художественно начертал «путь истинного Христова пастырства» и в порыве вдохновенного прозрения предрек кровавые бедствия, постигшие Русскую Православную Церковь в годы революции. В своих посланиях он переживал всю трагедию нашей общей истории, обличал все неправды безбожников, хвалил мучеников и исповедников, страдавших в годы гонений, и радовался, когда церковный народ в России сподоблялся радости, укрепления и утешения.

http://patriarchia.ru/db/text/338104.htm...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы совершаем сегодня память московских святителей. Совсем недавно в церковном календаре было пять имен: Петр, Алексий, Иона, Филипп и Ермоген. А теперь число их достигло двенадцати. Так и хочется сказать — по числу апостолов. Главный урок, который преподает нам Господь в этот праздник, — напоминание о том, что есть святая, соборная и апостольская Церковь, к которой мы принадлежим. Вспомним хотя бы в немногих чертах труды и подвиги этих святителей. Святитель Петр, это XIII век, отличался исключительным благочестием, имел различные дарования от Бога. Он был талантливым иконописцем. Известно, что некоторые из икон, написанных им, имели чудотворную силу. Его благословение на строительство Успенского собора в Кремле определило судьбу Москвы. Тогда Москва была небольшим удельным княжеством. Если будет построен храм Успения, сказал святитель Петр, то Москва станет великим городом, и вокруг нее соберутся все русские земли. Его пророчество исполнилось, и замечательно, что при другом святителе — патриархе Ермогене — Русскую землю стали называть Домом Пресвятой Богородицы. Гроб с телом святителя Петра лег как бы краеугольным камнем в строительство Успенского собора, а значит и всего града Москвы и всей русской земли. У этого гроба князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы, святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При гробе святителя нарекались и избирались русские первосвятители. Далее — святитель Алексий, это уже XIV век. Мы помним, как он от юности был избран Господом на служение, как еще мальчиком, занимаясь ловлей птиц, он задремал, и услышал голос: «Алексей, человеков будешь уловлять». Это был зов, подобный тому, с которым когда-то Спаситель обратился к самим апостолам. Служению святителя Алексия сопутствовали многие бури. И та буря, в которую он попал во время плавания из Константинополя в Россию, где получил благословение на первосвятительство, как бы символизировала всю его многоскорбную, исполненную искушений и тяжких трудов жизнь. Во время этой бури, когда казалось, что гибель неминуема, он дал обет построить храм в честь святого или церковного праздника, который придется на день его спасения. И Господь спас его. Заботами святителя Алексия был воздвигнут Андрониковский монастырь в честь преподобного Андроника, ученика преподобного Сергия. Будучи предстоятелем Церкви, митрополит Алексий заботился и о делах государственных. Он был регентом юного князя Димитрия Донского, воспитав этого воина, этого святого в заветах любви к Церкви, в уповании на Господа. Вскоре, через два года после кончины святителя, последовавшей в 1378 году, состоялось знаменитое Куликовское сражение, которое положило, по существу, конец татаро-монгольскому владычеству на Руси.

http://moral.ru/по-числу-апостолов/

Патриарх Ермоген. Художник Филипп Москвитин, 2009г 30 марта 2012 г. 15:45 Канонизация Патриарха Гермогена Святейший Синод начал изучать вопрос о канонизации Патриарха Гермогена накануне празднования 300-летия со дня его кончины. В 1912 году отмечали память Патриарха Гермогена в связи с 300-летием со дня его кончины. Торжества возглавил митрополит Московский священномученик Владимир (Богоявленский). В торжествах приняла участие великая княгиня преподобномученица Елисавета Федоровна. 18 февраля состоялся крестный ход из Казанского собора в кремлевский Успенский собор с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, с иконами из московских церквей священномученика Ермолая, Введенской на Лубянке. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов монастырь. В подземном храме, который был сооружен на месте предполагаемой темницы Патриарха, был совершен молебен. В 1912 году были опубликованы многочисленные научные и научно-популярные сочинения, посвященные Патриарху Гермогену 1 . Начало процессу канонизации положило ходатайство православных жителей Москвы к Святейшему Синоду о причислении Патриарха Гермогена к лику святых. Православные люди московские, всех званий и состояний, являются по великой милости Божией изо дня в день очевидными свидетелями вразумительных знамений небесного промышления о нашем Отечестве: вот уже несколько лет, с самого начала недавней смуты, для вразумления мятущихся и укрепления колеблющихся, в нашем Большом Успенском соборе, у гробницы Святейшего Ермогена, Патриарха всея России, обильно изливается на недугующих и страждущих благодатный поток поразительных чудотворений; и народ не только со всей Москвы, но из разных концов России, ныне переполняет первопрестольный храм, ища себе помощи в молитвах издревле чтимого первосвятителя. Недавнее, по благословению Святейшего Синода, всероссийское торжество чествования (17 февраля 1912 года) трехвековой памяти поистине Святейшего изо всех семи наших Патриархов первосвятителя раскрыло пред очами русского народа всё величие его подвигов как спасителя веры и Отечества в годину гибельнейшего лихолетия, всю святость его жизни и мученической смерти, и напомнило всем нам, что древняя Святая Русь глубоко чтила сего «несокрушимого столпа веры и Отечества как нового исповедника», вписывала его имя, как святого, в диптихи церковные и что, наконец, Господь троекратно (в 1654, 1812 и 1883 годах 2 ) свидетельствовал нетление его священных останков.

http://e-vestnik.ru/analytics/kanonizats...

Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани, и о чудесах, бывших от него Источник Скачать epub pdf Чудо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Благослови, отче! Хотя и предивное чудо совершилось в наши дни милостивым посещением Творца всякого блага, Господа нашего и Бога Иисуса Христа и родшей Его Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии чрез явление пречудной и чудотворной иконы в преславном городе Казани, но как я, недостойный, возмогу рассказать о сем своими недостойными устами? – Однако же, надеясь на неизреченные щедроты Сына Божия и на молитвы Богородицы, дерзну начать свою повесть словами Учителя вселенной. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякие успехи, утешающий нас в всякой скорби нашей и благословивший нас благословением духовным». Прежде праведный гнев Свой, ради беззакония нашего, вмале излил на нас, очищая тем многие наши грехи, и не надолго мы опечалились 1 ; потом же, по благости Божией, забыли скорбь свою, ради излившегося на нас неизреченного человеколюбия Божия и сподобились несказанной радости по случаю явления иконы Божией Матери и Ее Превечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа. Итак, как гром, пронеслось во все концы земли Русской Божие к нам милостивое посещение, явление Богородичной иконы и чудеса, подаваемые от нее в изобилии всем приходящим с верою; я же недостойный, бывший самовидцем того, как и какими чудесными благодеяниями явил Бог и Богородица из недр земных Свой чудотворный образ, (как вперед пространнее будет сказано) писать же о том до сих пор замедлял или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительной лености, отчасти же ради страха за свое недостоинство, ибо пленен я множеством грехов моих, так что не следовало бы мне и касаться таковых преславных вещей, а только знать свои беззакония и просить (у Господа) отпущения моим бесчисленным согрешениям. Но так как с одной стороны желание влечет меня, а с другой и страх за слово угнетает меня, ибо грехи мои, как бремя тяжкое, отяготели на мне ( Пс. 37:5 ), то-что же я сделаю: дерзну ли начать речь свою, или запрет положу на уста свои ради беззакония своего, или в сердце своем испытаю блаженство ради Всепетой и Богоприятной Богородицы и Приснодевы Марии? Но Ты Сама, о Преблагословенная, Заступница Усердная, Матерь Бога Вышнего, содействуй мне, да будет надо мною воля родившегося от Тебя Христа Бога нашего, да просветится Тобою, о Всенепорочная, у меня недостойного помраченный ум мой!

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

У Саранську пройшов навчальний конкурсу «Православна 22 травня 2013 р. 13:41 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20-21 мая 2013 года в Иоанно-Богословском Макаровском мужском монастыре г. Саранска состоялся семинар для координаторов международного грантового конкурса «Православная инициатива», представляющих Приволжский федеральный округ. Его организаторами выступили Исполнительная дирекция Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви и Мордовская митрополия . В мероприятии приняли участие более 30 координаторов проектов конкурса «Православная инициатива» из Вятской, Мордовской, Нижегородской, Оренбуржской, Пензенской и других епархий, сообщает «Церковный вестник» . Приветствие управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия зачитал специалист контрольно-аналитической службы Управления делами иеродиакон Ермоген (Бурыгин). В тексте обращения , в частности, отмечалось: «В 2013 году Координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, принято решение изменить формат обучающих мероприятий по программе грантового конкурса. Если раньше мы приглашали епархиальных координаторов со всей Русской Церкви в Москву, то теперь федеральные округа России и страны ближнего зарубежья объедет исполнительная дирекция с экспертами. Обучение координаторов проектной деятельности будет проводиться на местном уровне для того, чтобы сократить число участников занятий до локальных групп, выстроить личные взаимоотношения с каждым координатором. Кроме того, это позволит дирекции изучить региональную ситуацию и дать более точные рекомендации. Управление делами Московской Патриархии по-прежнему будет оказывать каждому епархиальному координатору консультативную помощь. Все вы знаете, что к нам можно обратиться в любое время, и мы постараемся вам помочь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2987929...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010