Закрыть itemscope itemtype="" > На память о светлом торжестве 25 мая - прославление сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца (1913) 24.05.2022 1646 Время на чтение 6 минут Ко дню прославления священномученика Ермогена, патриарха Московского всея России   Исполнилось, наконец, сердечное желание православных русских людей, удовлетворена потребность их сердца, совершилось давно ожидаемое событие: еще раз разверзлось небо над Русью православной и оттуда в сиянии славы небесной благословил родную землю ее великий печальник, страдалец за нее, святейший патриарх Ермоген. Триста лет почивал безмолвно в благоухании святыни, под сводами первопрестольного храма Успения Владычицы, и вот, теперь будто живой встает он из своего гроба, чтобы во время благопотребно поддержать родную свою Русь в минуту трудную, во дни новой смуты, новой борьбы за святые идеалы Русской земли, за веру православную, за Русского Царя Самодержавного, и являет свое заступление в знамениях и чудесах многих. 12-го мая, когда Церковь празднует память его друга и сотрудника в служении Церкви и отечеству, преподобного Дионисия, Радонежского чудотворца, совершилось торжественное прославление памяти Патриарха Ермогена. Три-четыре дня во время этих торжеств священный Кремль Москвы был переполнен массами народа, со всех концов Руси православной стекшегося к гробнице новоявленного чудотворца. Канун, 11-е мая, был днем последнего поминовения святителя по чину поминовения усопших. В последний раз Церковь приносила имя его, яко единого от нас, в молитве ко Господу, да упокоит его душу Господь во Царствии небесном; в последний раз совершены по нем заупокойный парастас накануне и литургия сей день; после литургии сонм святителей и собор священнослужителей приблизились к месту его упокоения и совершили последнюю панихиду, которая скорее напомнила последование утрени великой субботы с ее торжественно-величавым предчувствием близкого воскресения, чем поминовение покойника. Гулко под сводами древнего собора раздалось последнее пение «вечной памяти» святейшему Ермогену, чтобы смениться пением до скончания веков: «святителю, отче Ермогене, моли Бога о нас!»

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Грамота Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго, святейшему Иову, патриарху всея России, О дозволении совершать в пределах Казанской митрополии память о християнских воинах, погибших в борьбе с татарами, и о казанских мучениках, пострадавших за веру, Иоанне Новом, Стефане и Петре. 1592 г. Генваря 9-го. Лета 7100 (1592) генваря 9 дня, такова грамота послана в Москву: Государю отцу нашему святейшему Иову, патриарху всея России, сын твой и богомолец Ермоген, митрополит Казанский, Бога молю и челом бью. Прежде, государь, казанскаго взятья, во многие времена государи цари наши великие князи киевские и московские посылали бояр и воевод своих, и с ними безчисленное свое христолюбивое воинство воевати казанских царей за их измену. И на тех, государь, многих бранех государевых, великих воевод, князей, бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких государевых русских людей, на тех бранех храбрствовавших, побито под Казанью и в пределех казанских много. И как благочестивый царь и государь наш, блаженныя памяти князь великий Иоанн Васильевич самодержец, не терпя многаго кровопролития православных християн, и многаго клятвопреступления казанских людей, подвиг свой к Казани сам учинил и многие благовонные царские свои поты излиял: по его-же к Богу молению, вере и правде, милосердый Бог предал ему государю нашему вотчину его казанское царство, и тогда, государь, под Казанью храбрствовавших за святую нашу православную веру, много-ж побито православных християн. И после, государь, казанскаго взятья, на многих бранех, тако-ж многии православнии русстии сынове крови свои пролияша, и за таковая, государь, страдания их и подвиги, по се время особная им общая память, летние годины в Казане не уставлены. Умилосердись, государь Иов, патриарх всея России, благослови, повели и учини указ свой государев мне богомолцу своему, в которой день повелит мне святителство твое по тех православных благочестивых воеводах и воинех, пострадавших за Христа под Казанью и в пределех казанских в разные времена, в соборной церкви и по святым монастырям, також соборне, и по всем Божиим церквам во градех и селех казанския митрополии, пети по них панихиды и обедни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословению память сих летняя по вся годы была безпереводно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

День народного единства — что празднуем? 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. 1 ноября, 2005 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. День народного единства — 4 ноября 4 ноября 2005 года Россия впервые начала праздновать День народного единства. Это невыдуманный, реальный, отмечавшийся до революции больше двух с половиной веков, а сегодня лишь возрожденный, но вобравший в себя новые смыслы праздник Казанской иконы Божьей Матери. Он был установлен в середине XVII века в память об освобождении Москвы в 1612 году от польских интервентов ополчением Минина и Пожарского. Забытые события В начале XVII столетия иезуиты затопили Русь «волной самозванцев и «воровских людей». В этот период польского нашествия (1605-1612), названный в народе «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Он был почитателем Казанской иконы Пресвятой Богородицы, явившейся в июле 1579 г. в Казани после гигантского пожара, автором «Сказания» о ней и Службы ей. В 1610-1611 гг. первый описатель Казанской иконы, будучи уже Патриархом, как мог срывал планы передачи власти Владиславу и Сигизмунду, призывал страну на борьбу с поляками, благословлял ополченцев. Его бросили в тюрьму Чудова монастыря и уморили голодом в начале 1612 г. В 1914 г. он был прославлен как святой. Но тогда, в трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем».

http://pravmir.ru/den-narodnogo-edinstva...

Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой; эта сила спасла Русь от разорения и из теснин смуты вывела ее снова на широкий путь возрождения и дальнейшего процветания. Светоч православия указывал русскому народу истинный национальный путь и в потемках всеобщей разрухи. Венец и бармы Мономаха 1 попадали в руки самозванца, но самозванец был окружен иноверцами, его невеста была «девка лютерской веры», он взял «некрещеную жену бесерменския веры», его свита – «ляхи и лютари и римского закона каплаки бечинствоваху во святой Божией церкви» – и этого достаточно было не только для того, чтобы народное сердце отвернулось от нового царя, но даже и для того, чтобы возмущенный народ надругался в Кремле над трупом загадочной личности. Отчаявшись своими силами установить порядок, бояре решают просить в московские цари польского королевича Владислава 2 и пускают ляхов в Москву. Сам король польский Сигизмунд 3 не прочь сделаться московским царем. Но был в Москве твердый, как «адамант», «начальный человек земли русской» святейший патриарх Ермоген 4 , готовый «душу свою положить за веру христианскую несомненно». Он потребовал, чтобы Владислав был прежде крещен и чтобы литовские люди вышли из Москвы. Напрасно бояре «позорили и лаяли» патриарха, напрасно говорили, что «попы не управляют государством», – «поборатель за веру православную и отечество русское» был непоколебим, проклинал изменников и благословлял народ на восстание, на защиту национальных святынь от поругания иноверных. Русский народ оказался с патриархом и против изменников. Народными ополчениями отозвалась земля русская на голос патриарха. Ценою жизни своей заплатил Ермоген за свою верность Церкви и отечеству. В мрачном подземелье московского Чудова монастыря – там могучий дух православного патриарха дал новое направление русской истории. 17 февраля 1612 года уморенный голодом скончался патриарх, а через год Москва встречала своего русского православного царя Михаила Феодоровича Романова 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

(Я. К. и.). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни свт. Ермогена , 1-го митрополита Казанского (впосл. патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником казанской ц. свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982) (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 158-159, 161). Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX вв., ее краткое изложение приводится в Прологах. Впервые Повесть издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Каз., 1871), затем ее опубликовал казанский историк и миссионер прот. Евфимий Малов ( Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 г. была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архим. Иосифом (Мат-лы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г.//ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1-44). К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена/Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912), также Повесть вышла в переложении на рус. язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова (Творения свт. Гермогена, патр. Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), существовало и издание лицевой Повести ( Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона). Впосл. Повесть неоднократно переиздавалась (Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005. С. 339-366; Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24-53).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕФИМ [Евфимий] Никифорович Гребенщиков (1904-1930), мч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕФРЕМ Ефремович Долганёв (1874-1918), прот., сщмч. (пам. 16 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_13.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Делегация игуменов и игумений Московского Патриархата посетила Египет 7–12 ноября 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Патриарха Коптского Тавадроса II Египет посетила делегация монашествующих Русской Православной Церкви с целью паломничества к местам, связанным с историей возникновения и расцвета христианского монашества в первые века нашей эры, а также знакомства с современной жизнью мужских и женских обителей Коптской Церкви. Визит состоялся в контексте развития диалога между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью в рамках деятельности соответствующей двусторонней комиссии . Делегацию возглавил епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Беларусского экзархата. В ее состав также вошли: игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по делам монастырей Московского Патриархата; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского монастыря; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского монастыря г. Москвы; игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Новотихвинского Александро-Невского монастыря г. Екатеринбурга; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители г. Москвы; игумен Михей (Барановский), наместник Зосимо-Савватиевского монастыря Новогрудской епархии; иеромонах Ермоген (Корчуков), эконом Заиконоспасского монастыря г. Москвы; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, насельник Заиконоспасского монастыря; инокиня Александра (Купаленко), настоятельница архиерейского подворья Лидской епархии; насельницы Зачатьевского монастыря монахиня Сергия (Газарян), инокиня Варвара (Рубан) и инокиня Емилия (Цвирова). В ходе поездки делегацию сопровождал представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки священник Виктор Кулага, а также архиереи и клирики Коптской Церкви.

http://mospat.ru/ru/news/46961/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШАЯ ОБЛАСТЬ епархия патриарха Московского и всея Руси в 1589-1721 гг. В период существования П. о. ею управляли патриархи и местоблюстители Патриаршего престола: патриарх свт. Иов (11 дек. 1586 (до 1589 в Митрополичьей области ) - июнь 1605), патриарх Игнатий (30 июня 1605 - май 1606), патриарх сщмч. Ермоген (3 июня 1606 - 17 февр. 1612), митр. Казанский и Свияжский Ефрем (весна 1612 - 26 дек. 1613), митр. Сарский и Подонский Иона (Архангельский ; янв. 1614 - июнь 1619), патриарх Филарет (Романов ; 24 июня 1619 - 1 окт. 1633), патриарх Иоасаф (6 февр. 1634 - 28 нояб. 1640), патриарх Иосиф (27 марта 1642 - 15 апр. 1652), патриарх Никон (Минов ; 25 июля 1652 - 10 июля 1658), митр. Сарский и Подонский Питирим (10 июля 1658 - 5 авг. 1664), митр. Ростовский и Ярославский Иона (Сысоевич ; 2 сент. 1664 - 18 дек. 1664), патриарх Иоасаф II (10 февр. 1667 - 17 февр. 1672), патриарх Питирим (7 июля 1672 - 19 апр. 1673), патриарх Иоаким (Савёлов ; 26 июля 1674 - 17 марта 1690), патриарх Адриан (24 июля 1690 - 16 окт. 1700), митр. Рязанский и Муромский, экзарх Патриаршего престола Стефан (Яворский ; 16 окт. 1700 - 22 окт. 1721). Территория П. о. сформировалась в 1589 г. из земель Митрополичьей области. Рост земель П. о. продолжался до 60-х гг. XVII в. С учреждением в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода П. о. была преобразована в Синодальную область . По Деулинскому перемирию 1618 г. Россия утратила г. Смоленск с пригородами. Города Смоленской епархии (см. Смоленская и Дорогобужская епархия ), оставшиеся в составе Московского гос-ва,- Брянск, Карачев, Севск - и Комарицкая вол. перешли в П. о. Территория области, а также объем полномочий патриарха в П. о. были оформлены жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 20 мая 1625 г. (подтверждена царем Алексеем Михайловичем на имя патриарха Никона 25 февр. 1657). Согласно этому документу, в состав П. о. вошли более 40 городов с уездами: «...в городех и десятинах… в нашем царствующем граде Москве и в Московском уезде, в Володимере, в Переславле Залесском, в Юрьеве Польском, на Костроме, на Плесе, в Юрьевце Повольском, в Нижнем Новгороде и в Нижегородских пригородех и в уездех, на Болахне, на Кинешме, в Луху, в Гороховце, в Ядрине, и в уездех тех городов, в Галиче и в Галицких пригородех, и в Арзамасе, и на Алатаре, на Курмыше, в Темникове, на Вятке с пригороды, в Кайгородке, на Пинеге и в Кевроле, и в Мезени, во Ржеве Володимеровой, в Торопце, в Боровску, в Звенигороде, в Рузе, в Волоку Ламском, в Можайску, в Мосальску, в Дмитрове, в Серпухове, во Брянску, в Корачеве, в Севску и во всей Комарицкой волости, в Путивле, в Курску, в Рыльску, на Осколе, в Белгороде, на Волуйке, в Медушской, и в Пехрянской, и в Белозерской десятинах, и тех городов в пригородех и в уездех монастыри, и соборные церкви, и ружные, и приходские храмы» (ААЭ. Т. 3. 164. С. 231).

http://pravenc.ru/text/2579756.html

(В ответ недоумевающим и вопрошающим о значении этого торжества и права на него Святейшего Синода). Велика – безмерно, до небес велика слава новоявленного угодника Божия Ермогена Патриарха Московского всея России чудотворца! Уже во дни его земной жизни началась эта слава, когда он, приходской священник Николаевской церкви, отдалённой от Москвы Казани, по принятии им монашества, возведён был в сан сначала Митрополита Казанского, a затем – всероссийского Патриарха и в этом сане в дни польско-литовского лихолетья, когда на престоле Русском пресёкся прямой род Рюриковичей, вступивший на престол на вместо Годунова князь Василий Иванович Шуйский был свергнут и в государстве Российском водворилась безгосударственность, Святейший Ермоген стал «изначальным человеком» на Руси. Даже и после, когда благодаря проискам тянувшихся к русской короне польских короля и королевича и их споспешников из русских изменников, он, первый назвавший имя Михаила, как природного царя Русского, был заточен в подземелье Чудова монастыря, и здесь томим и холодом и голодом и умер мучеником. Он не перестал быть для русских людей славой и опорой Отечества, слово которого было так сильно, что „без патриарховых грамот, по одним боярским, ничего нельзя делать“, как говорили послы Московского государства польским панам, a когда эти грамоты из подземелья Чудова монастыря прогремели по всем городам русской земли до самого низовья, вся Русь подвиглась и стала как один человек на защиту „Долга Пречистая и всей родной земли от иноземного и иноверного засилья. То правда, что в тесноте и страданиях голодной смертью уморили изверги Святейшего, но это не к умалению, a к возвеличению славы его, как „несокрушимого столпа Церкви и Отечества, против врагов крепкого и непобедимого стоятеля, сильного поборника по православной, истинно-христианской вере“, послужило „Произволеньем мучеников быть и принять от Бога неувядаемый венец“, этот „новый исповедник Церкви самою своею смертью, – говорит Вл. Назаревский 1 , – возвысил одушевленье шедших по его призывам борцов за Веру и Отечество и укрепил их на подвиги.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Московское Патриаршество 1589-1700 К оглавлению Первый Патриарх святой Иов (1589—1605) и святой Патриарх Ермоген (1606—1612) Спадением Константинополя в 1453 г. духовной преемницей его стала Москва. Русское государство, окончательно сбросившее с себя татарское иго в 1480 г., укрепило свое могущество покорением Казанского (1552 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и Астраханского ханств (1556 г.) и присоединением к России Сибирского (с 1581 г.) ханства, возникших после распада Золотой Орды (1504 г.). Росту и усилению Русского государства содействовала Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь в XVI в. была самой большой и единственной из всех Православных Церквей, независимой от иноверной власти. «Русский Митрополит, по власти и значению в своей Церкви, вполне равнялся Патриархам и даже превосходил их: ему недоставало только Патриаршего имени» (101, с. 7). Последним (перед учреждением Патриаршества на Руси) Митрополитом Московским был святитель Иов (с 1587 г.). В 1589 г. в жизни Русской Православной Церкви произошло важное событие — учреждение Московского Патриаршего престола. В 1586 г. в Москву прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким, что дало возможность Московскому правительству вступить с ним в переговоры об учреждении патриаршества в России. Патриарх Иоаким обещал по возвращении на Восток ходатайствовать об этом перед другими Патриархами. В 1588 г. в Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия, но полномочий от дру гих Патриархов на поставление русского Патриарха он не имел. Переговоры об учреждении патриаршества на Руси были возобновлены, и вскоре Патриарх Иеремия не только согласился на учреждение патриаршества в России, но и выразил желание остаться Патриархом на Руси. Но Русская Церковь имела своего кандидата — Митрополита Московского Иова. Московское правительство, желая отклонить намерение Патриарха Иеремии остаться на Руси и не вызывать в то же время его недовольства, предложило ему Патриаршую кафедру не в Москве, а во Владимире. Патриарх Иеремия от этого категорически отказался: «Мне во Владимире быть невозможно, потому что Патриархи бывают при государе всегда» (101, с. 24).

http://sedmitza.ru/lib/text/436360/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010