ЖМП 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12 Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» 9 за 1916 год). Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову 1 , а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову 2 . Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах. Малая вечерня На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

http://e-vestnik.ru/church/bogosluzhebny...

Святейший патриарх Гермоген Высокая святительская Московская кафедра в разные времена исторической жизни России украшалась великими иерархами церкви и святыми подвижниками благочестия, зиждителями церковной жизни, и государственными строителями, и учеными поборниками знания, людьми разума и науки… При их участии строилась русская держава, созидалось благо родины. В ряду этих зодчих – недостигаемо высоко стоит патриарх Гермоген, поистине Божий посланник в печальные дни смуты. Время начала XVII в. – исключительное. То была эпоха, когда не только чужой враг грозил самобытности русской земле, как во второй половине XIII в. после нашествия татар, или во время Отечественной войны 12-го года, – но и свои, разорявшие страну во всех направлениях. То было время полной анархии, когда, затуманенные династическими переворотами, русские люди в кровавых столкновениях хотели добиться господства своих личных или классовых интересов, оставляя в стороне благо целой страны, которое нередко отождествлялось с этими интересами. То было время всяческих насилий, ссор, мятежей, грабежей, страшных убийств и издевательств, клятвопреступлений и измен, когда ни личность, ни собственность не ценились, не уважались, не защищались. В поисках за выходом, из создавшегося тяжелого положения, политическая мысль общественных верхов мечтала спасти родину посредством уний с Польшей, хотела поставить Восточную Русь в такое положение, в каком была и Западная. В исторической науке достаточно выяснено это время «разрухи» земли, полного политического и общественного кризиса, скажем больше – гибели страны, потому что внешний враг не только обвоевывал окраины, но господствовал и в центре, содержа под арестом в Кремле московское правительство. Но земля не погибла. – Когда пробил роковой отчизне час, явился человек, выведший народ из хаоса Смуты на путь завета предков, на путь национального бытия и самобытного уклада жизни. К такому выводу о значении Гермогена приходили его современники; к такому выводу должны прийти и мы, созерцая « в сумраке времен» подвиги чистого житием просвещенного Святителя, неутомимого борца за сокровище русской земли – Христову веру, мудрого книжника, составителя вдохновенных сказаний, житий и грамот, песнотворца, пищелюбца, богомольца и страдальца за родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Шиманский Гермоген Иванович Гермоген Иванович Шиманский - автор предлагаемого вниманию читателя учебного пособия по литургике, родился в марте 1915 года в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В Крещении он был наречен Гермогеном - в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех ... троих сыновей». Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 году в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 году в Харьковский машиностроительный институт. Все цитаты в предисловии приводятся по «Личному делу Г.И. Шиманского», хранящемуся в архиве МДА. Этот институт он окончил с отличием в 1939 году и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки. В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 года в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской Духовной Академии вспоминают, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т-34. В начале 1943 года талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

http://lib.cerkov.ru/authors/1382

монахиня Магдалина (Некрасова) Скачать epub pdf О жизни в эмиграции, о возвращении, ссылке и побеге, а также о знакомстве с игуменом Никоном (Воробьевым) рассказывает его духовная дочь монахиня Магдалина (Некрасова) Это было 17 декабря 1957 года. Это я точно знаю. В 56 году, за год до этого, меня чудом (а это все – Божья милость, великая милость, благодаря которой не погибла целая семья, состоявшая из моей больной мамы и трех маленьких детей, которым к 57 году было 15, 13 и 11 лет). Вернулся отчим, которому дали 25 лет исправительно-трудовых лагерей в Коми АССР. Ему не хватило одной буквы до расстрела. 25 статья, 10 пункт. Наступил 56 год, когда после смерти Сталина пришел Хрущев и стал освобождать людей из лагерей. И вот мой отчим был освобожден и приехал к нам из Инты, которая находится на севере, у Воркуты, в пустыню Казахстана. В ссылку. Мы жили там в землянке в глинобитном домике, и я там работала бухгалтером. Нас все время проверяли, чтобы мы не выходили за переделы нашей ссылки, а если бы мы убежали, то это – 20 лет строгого режима, то есть смерть. Но мама мне все время говорила, что мне надо добежать до Москвы. И я действительно убежала тогда, потому что семья погибала. Так вот, в 56 году нас всех освободили, и архиепископ Ермоген, Царствие ему Небесное, который в Ташкенте был правящим архиепископом и до которого я во время побега добралась, предложил мне работать у него бухгалтером свечного производства, которое у них было начато. Я стала там работать и проработала год. Через год архиепископа Ермогена сняли. Там все время шли проверки – хороших священников, а тем более архиереев убирали, ставили работников КГБ. Я уехала потому, что один батюшка, отец Серафим, сказал мне, что нужно доехать до Москвы, идти к митрополиту Крутицкому Николаю (Ярушевичу) , который был у нас в Париже и там собрал всю эмиграцию, соединил и воссоединил с Московской Патриархией. Потом, к сожалению, парижский митрополит Евлогий, который все это делал, умер. Дальше в Париж присылали таких архиереев, которых русская эмиграция принять не могла, и эмиграция снова разбилась на три юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕРМОГЕН МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Ермоген Московский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Свт. Ермоген Московский Митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе . Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца , а царь принес в дар новому Патриарху панагию , украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох . По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. В это время ему было более 70 лет. Сделавшись патриархом, он не играл первое время видной роли в государственных делах, благодаря несогласиям, возникшим вскоре между ним и царем Василием , который мало вызывал симпатий в Ермогене, непреклонном в своих убеждениях, прямом и решительном в своих действиях. С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда " шатание " охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду . Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому. Требование Сигизмунда , чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев.

http://drevo-info.ru/articles/12506.html

Ермоген, святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик (Ермолай) (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября) Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведений не сохранилось. Известно только, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший выдающимися дарованиями. Светлый ум, прекрасная память, умение разбираться в окружающей обстановке и давать ей соответствующую оценку, замечательные литературные способности – вот черты, которыми отличался первосвятитель Ермоген. Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил Священное Писание , церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. О его дарованиях и литературных трудах похвально отзывались современники и, что особенно важно, даже недруги его. О нем сохранились следующие отзывы современников: «Он имел великий разум, смысл и мудрый ум, отличался дальнозоркостью в суждениях, был человек многого рассуждения, премудрых словес, искусный в книгах, писавший жития и каноны, муж учительный, глава всесветлая, премудрый иерарх». Не сохранилось сведений и о том, когда Ермоген начал свое общественное служение. Первое достоверное сведение о его служебном положении относится к 1579 году – ко времени обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В это время 50-летний Ермоген был священником гостинодворской церкви святителя Николая в г. Казани и являлся непосредственным участником этого замечательного события. Впоследствии он сам описал это событие и составил тропарь Казанской Божией Матери. Вскоре (видимо, после смерти жены) Ермоген принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо- Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был хиротонисан во епископа Казанского и стал первым Казанским митрополитом. Он был удостоен чести быть вторым после патриарха и первым после Новгородского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 95-летию прославления священномученика Ермогена, Патриарха Московского (комментарий в зеркале СМИ) Интерьер Успенского собора Московского Кремля Открытие мощей святителя Ермогена ( " Московские Церковные Ведомости " , 1913, 20-21. С. 364-371) Всемилостивейшая телеграмма государя императора на имя митрополита Макария: " Москва. 13 мая. Митрополиту Макарию. Государыня императрица и я радуемся радости нашего народа Московского и душою молитвенно присутствовали при торжественном переложении святых мощей святителя Ермогена в новую раку. Николай " . Эта телеграмма последовала на следующую телеграмму митрополита Макария: " Ливадия. Его императорскому величеству государю императору. Сегодня милостью Божией совершилось переложение мощей святителя и чудотворца Ермогена в благолепную раку, сооруженную иждивением Вашего императорского величества и Вашей августейшей супруги государыни императрицы Александры Федоровны. При участии многочисленного сонма епископов и прочего духовенства святые мощи изнесены были на средину Успенского собора для общего поклонения, во время Литургии вознесены были в алтарь на патриаршее место и по окончании оной, после величественного крестного хода, положены в новую раку, на место их постоянного почивания. Умиленная этим светлым церковным торжеством во славу священномученика, древлепрестольная Москва с благоговением склоняется пред благочестивым усердием Ваших императорских величеств к памяти святителя и единодушно молит его, великого Российского заступника, да изольет он свое небесное благословение на Ваши императорския величества, государя наследника и всю августейшую семью Вашу и да утвердит державу царей наших в веки веков. Макарий, митрополит Московский " . Приготовление к переложению и открытию мощей святителя Ермогена начались 10 мая.

http://sedmitza.ru/text/414626.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Неделю 4-ю по Пасхе Предстоятель Русской Церкви совершил освящение столичного храма священномученика Ермогена в Гольянове 7 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма священномученика ЕрмогенаПатриаршего подворья в Гольянове г. Москвы, а также Божественную литургию в новоосвященном храме. 7 мая 2023 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси — Патриаршего подворья в Гольянове г. Москвы (Воскресенское благочиние Восточного викариатства Московской епархии ), и Божественную литургию в новоосвященном храме. Перед началом богослужения у врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали заместитель префекта Восточного административного округа г. Москвы А.А. Степаненко, глава управы района Гольяново г. Москвы С.В. Меркулов, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма священномученика Ермогена в Гольянове иерей Алексий Довгополый. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , управляющий Восточным викариатством столицы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа в Восточном викариатстве, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове г. Москвы; иерей Алексий Довгополый, настоятель храма священномученика Ермогена в Гольянове г. Москвы; столичное духовенство.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-05-07/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (Синеоков-Андреевский Иринарх Дамианович; 13.09. 1871, Екатеринослав (ныне Днепропетровск, Украина) - 1.03.1933), архиеп. Пермский. Из дворянской семьи. В 1897 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 11 авг. того же года рукоположен во иерея к домовому храму арестантского исправительного отделения в Екатеринославе. 11 авг. 1898 г. переведен в г. Гори законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии. С 1 авг. 1899 г. священник миссионерской Покровской ц. в Тифлисе (ныне Тбилиси). 1 нояб. 1900 г. переведен священником домового храма и законоучителем среднего механико-технического уч-ща в г. Александровск Екатеринославской губ. 1 июля 1903 г. вновь назначен законоучителем Закавказской учительской семинарии и Гори-Анастасинской жен. гимназии, где служил 7 лет, за исключением короткого периода с 1 авг. по 1 нояб. 1906 г., когда был священником в Саратовской епархии. Принял монашеский постриг с сохранением имени. 11 янв. 1911 г. назначен инспектором Якутской ДС с возведением в сан игумена, с 26 авг. 1913 г. ректор Таврической ДС в Симферополе, возведен в сан архимандрита. 16 июля 1917 г. хиротонисан в Москве в епископа Берёзовского. Стал викарием возрожденного Берёзовского вик-ства Тобольской епархии. В авг. того же года епархиальный съезд духовенства и мирян в Тобольске высказал претензии в связи с назначением И. викарием без предварительных выборов и обсуждения кандидата. Тобольский еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) положительно охарактеризовал И. и объяснил его назначение «необходимостью, крайней нуждой в помощи в переходное смутное время». В апр. 1918 г. пришедшие к власти в Тобольске большевики угрожали расправой еп. Ермогену. Чтобы избежать ареста, еп. Ермоген приехал в резиденцию своего викария в Знаменский мон-рь. И. предлагал правящему архиерею «отдаться под защиту паствы», объявив ей о готовящемся насилии. 26 апр. ночью в покоях И. был проведен обыск, но к тому времени еп. Ермоген уже покинул обитель. 27 апр. И. провел заседание епархиального совета в архиерейском доме. В это время туда явились представители тобольского исполкома, требовавшие, чтобы еп. Ермоген явился на допрос, обещая ему неприкосновенность. Однако 28 апр. после общегородского крестного хода еп. Ермоген был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.

http://pravenc.ru/text/673979.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла после освящения памятника священномученику Ермогену у стен Московского Кремля 25 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение памятника свщмч. Ермогену, патриарху Московскому и всея России, в Александровском саду у стен Кремля. В церемонии открытия памятника принял участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил. По завершении чина освящения Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к участникам торжественной церемонии. 25 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение памятника священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, в Александровском саду у стен Московского Кремля. В церемонии открытия памятника принял участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил . По завершении чина освящения Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к участникам торжественной церемонии. Ваше Блаженство! Уважаемый Сергей Борисович! Уважаемый Владимир Игоревич! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем. Сегодня мы обязательно должны вспомнить историю, связанную с памятником Патриарху Гермогену. В 1910 году в Святейший Синод поступило прошение от общественности нашей страны, чтобы в ознаменование 300-летия мученической кончины Патриарха Гермогена в городе Москве на Красной площади был воздвигнут ему памятник. В 1913 году, в год 300-летия мученической кончины, Святейший Патриарх Гермоген был причислен к лику святых. В том же году в Историческом музее была открыта выставка проектов памятника святителю Гермогену. По всей стране в течение трех лет собирались средства, чтобы в знак благодарности России к святителю, спасшему страну и народ в тяжкое Смутное время, был воздвигнут памятник.

http://sedmitza.ru/patriarch/2013-05-25/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010