1922. P. 4). В Кремлевском дворце Е. Ф. организовала работу женщин. «Это было целое министерство… разделенное на 12 отделов, каждый со своими функциями и задачами в оказании помощи фронту» (Ibid. P. 4-5). Основные направления этой работы: снабжение складов Ее Имп. Высочества в Ляояне, Мукдене (Шэньяне), Харбине и складов Красного Креста в Никольске (ныне Уссурийск) и Чите необходимыми вещами и медицинскими пособиями; снаряжение и содержание 9 летучих санитарных отрядов; снабжение необходимым инвентарем и вещами плавучих лазаретов; снаряжение 4 этапных лазаретов на 200 чел.; снаряжение и содержание отряда для борьбы с инфекционными заболеваниями и т. д. Отчеты об отправлении пожертвований на фронт публиковались в «Еженедельнике» и различных газетах. Особенно Е. Ф. заботилась о том, чтобы «помочь в духовных нуждах русскому человеку... путем отправки множества походных церквей, оборудованных всем необходимым для богослужения» (Ibid. P. 4). 25 окт. 1908 г. в московской Всехсвятской роще было освящено устроенное Е. Ф. Сергиево-Елисаветинское убежище для увечных воинов, где они могли обучаться ремеслам. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Во время революции 1905 г. было принято решение о переезде великокняжеской семьи в Кремль. 4 февр. от взрыва, произведенного террористом И. П. Каляевым на Сенатской пл. в Кремле, погиб вел. кн. Сергей Александрович. Этот день стал для Е. Ф. последним в ее светской жизни. 7 февр. Е. Ф. ездила в тюрьму, где содержался Каляев, оставила ему Евангелие и икону, после чего обратилась к Николаю II с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. На месте убийства мужа Е. Ф. установила памятник-крест, сделанный по проекту В. М. Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им на кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (ср.: Лк 23.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, которые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство – революционную борьбу – считал недопустимым. Святитель резко выступил против революции 1905–1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. 43. С. 1350–1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. 44. С. 1993–1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном... революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. 14. С. 617–636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен. В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской жен. обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г. Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Заинска Мензелинского у., лишившимся всего имущества. В июле 1914 г. в ознаменование посещения Уфимской епархии вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, с 1910 г. состоявшей Августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев, при жен. мон-рях епархии были открыты приюты им. вел. княгини для воспитания девочек-сирот из инородческих семей, в частности, при М. м. был создан приют на 10 девочек. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. М. м. помогал армии и тылу. Сестры оказывали помощь в уборке и обработке полей семействам призванных в войска лиц, без различия их вероисповедания. Мон-рь выдавал окрестному населению хлеб, муку, овощи, сено, солому, дрова и т. д. Уже осенью 1914 г. при обители был открыт приют для солдатских дочерей (на 20 чел.) с полным содержанием. Тогда же в обители было приготовлено помещение для лазарета на 10 кроватей. Осенью 1914 г. М. м. пожертвовал на исполнение заказов Красного Креста 1000 аршин холста. В швейных мастерских сестры (ок. 80 чел.) занимались безвозмездным пошивом белья для армии, изготовлением чулок и проч.; монахини посылали в действующую армию пожертвования (белье, теплую одежду, полотенца и проч.), к Пасхе готовили сотни посылок с крашеными яйцами и куличами; собирали пожертвования в пользу раненых воинов. 1917-2016 гг. Вскоре после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к осуществлению либеральной церковной политики. 20 июня 1917 г. было издано постановление о передаче Мин-ву народного просвещения церковноприходских школ, к-рые переходили в ведение городских и уездных управ, получив статус народных уч-щ. Проводилось это постановление в жизнь с трудностями; в Мензелинске оно пришлось на позднюю осень 1917 г. На приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи Мензелинску церковноприходских школ игум. Маргарита ответила, что монастырская школа должна остаться при обители, к-рой принадлежат и имущество, и здание школы; учительницами состоят послушницы обители; кроме того, ради сохранения религ.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

Тема завершающего раздела «Концепции» - миссионерское служение мирян. Их, согласно документу, целесообразно привлекать к такой деятельности через выполнение различных миссионерских поручений: так, миряне могут участвовать в комплектовании б-к книгами миссионерского содержания, содействовать созданию в публичных б-ках миссионерских центров и проведению тематических выставок, посвященных событиям церковной жизни. Желательно ориентировать компетентных мирян на содействие церковному присутствию в интернет-пространстве; «поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности через проведение собраний и совместных трапез... после... богослужения, в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни» (Там же. 3. 6). В «Концепции» подчеркнута роль женщин в миссионерском служении. Наиболее перспективными направлениями миссионерского служения женщин в «Концепции» названы участие в деятельности благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия , созданной прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной, проповедь Евангелия в больницах, родильных домах, в детских домах и интернатах, в местах лишения свободы для женщин (Там же). Миссионерское служение совершают все автокефальные правосл. Церкви с учетом специфики своей паствы и местных условий. Миссионерская деятельность в разной мере и разных формах осуществляется и инославными Церквами, с особенным размахом - Церковью католической, а также протестант. деноминациями. М. католич. Церкви вышло за пределы Европы и Средиземноморья на рубеже XV и XVI вв. в результате появления испан. и португ. колониальных империй. В то время католич. миссионеры не исключали применения насильственных методов, тем более таких приемов, как «подкуп душ» для обращения язычников в христианство. С особенной ревностью действовали миссионеры из «Общества Иисуса» ( иезуиты ). В миссионерских целях в 1622 г. папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры (Congregatio de propaganda fide), переименованную в 1967 г. в Конгрегацию евангелизации народов (Congregatio pro gentium evangelizatione). Эта конгрегация осуществляет общее руководство деятельностью присутствующих на всех континентах католич. миссий и миссионерских обществ.

http://pravenc.ru/text/2563376.html

N. Y., 1988; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990; Кириллин А. Общежитие юных добровольцев в Москве, 1915-1917//Цейхгауз. М., 1994. 3. С. 12-13; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 1994; Святая прмц. вел. кнг. Елизавета: Житие. Акафист/Авт.-сост.: А. Трофимов. Поярково (Моск. обл.); М., 1995; Ebest-Schifferer S. The Darmstadt Museum. [P.,] 1996; О служении женщин в Рус. Правосл. Церкви: Вдали от мирской суеты [:Сб.]. Н. Новг., 1996; Максимова Л. Б. Вклад вел. кнг. Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России кон. XIX - нач. XX в.: Дис. М., 1998; Кучмаева И. К. Подвиг памяти: (Мат-лы к трилогии). М., 2000; она же. Жизнь и подвиг вел. кнг. Елизаветы Федоровны. М., 2004; она же. Когда жизнь истинствует... М., 2008; Савельева Л. И. Из фондов музея МХАТ//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 157-177; Вяткин В. В. Христовой Церкви цвет благоуханный: Жизнеописание прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. М., 2001; Елисаветинские чт./ИППО, Нижегородское отд-ние. Н. Новг., 2001; Маерова В. Елизавета Фёдоровна. М., 2001; Память как максима поведения: (Мат-лы Св.-Елисаветинских чт.). М., 2001; Подвижники Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2001; Миллер Л. П. Святая мученица Российская Вел. кнг. Елизавета Феодоровна. М., 2002; Три века С.-Петербурга: Энцикл. СПб., 2003. Кн. 2. С. 404-405; Лисовой Н. Н. «Президенты Палестины»: Памяти первых председателей ИППО вел. кн. Сергия Александровича и вел. кнг. прмц. Елизаветы Федоровны//ППС. 2003. Вып. 100. С. 103-131; он же. Гефсиманский во имя Марии Магдалины мон-рь//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 436-438; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; Лобовикова К. И. А. А. Дмитриевский и вел. кнг. Елизавета Федоровна: (Неск. штрихов к биогр. ученого)//Мир рус. византинистики: Мат-лы архивов С.-Петербурга. СПб., 2004. С. 241-255; Фрейлины и кавалерственные дамы XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2004. С. 143, 147, 153, 161, 195; Отблеск Нетварного Света: Мат-лы VI юбил.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Елисавета Феодоровна и В. были канонизированы 4 нояб. 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ. В 1995 г. на месте гибели мучениц был основан алапаевский во имя Новомучеников российских муж. мон-рь . В 1981 г. Елисавета Феодоровна и В. в составе Собора новомучеников Российских были канонизированы Русской Православной Церковью за границей . Арх.: ГАРФ. Ф. 656. Вел. кнг. Елизавета Федоровна; РНБ ОР. Ф. 897. Яковлева Амалия Ивановна. Ист.: Яковлева А. И. Восп. бывшей камер-юнгеферы имп. Марии Александровны//ИВ. 1888. Т. 31. Янв. С. 147-174; Февр. С. 393-413; март. С. 593-606; Отчет состоявшей при особом комитете Ее Имп. Высочества вел. кнг. Елисаветы Феодоровны исполнительной комиссии по бесплатному размещению больных и раненых воинов, эвакуированных с Д. Востока в русско-японскую войну 14 июня 1904 г.- 1 апр. 1906 г. М., 1907. Прил. 19. С. 59; Отчет Марфо-Мариинской обители милосердия за 1912 г. М., 1913. С. 42; Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 318-329; «Я знаю, на что они способны»: (Новое свидетельство о судьбе царственных мучеников: Письмо вел. кнг. Елены Сербской)/Пер. с франц., публ. Л. Б. Максимовой//Домострой. 1993. 26. С. 13; Воспоминания о диакониссах Москвы: ( Сенаторова А. Г. Восп. сестры Марфо-Мариинской обители)/Сост., коммент., публ. Л. Б. Максимовой)//Мера. 1995. 4. С. 137-142. Лит.: Серафим [Кузнецов], игум. Мученики христианского дома. Пекин, 1920; Послушница Елеонского мон-ря: Перенесение мощей св. новомучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и ее преданной келейницы инокини Варвары//Рус. возрождение. 1982. 19. С. 13-37; Миллер Л. Св. мученица Российская вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Франкфурт-на-Майне, 1988. С. 241, 256, 257, 293-303; Максимова Л. Б. Благотворительная деятельность вел. кнг. Елизаветы Федоровны во время рус.-японской и первой мировой войн//Рус. возрождение. 1998. 73. С. 35-59. Л. Б. Максимова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/154093.html

в Николо-Березовке Уфимской епархии. М., 1910; Устав Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1914; Посещение Соловецкого мон-ря Ея Имп. Высочеством вел. кнг. Елисаветой Феодоровной в июле 1913 г. М., 1915; Иванов С., диак. Марфо-Мариинская обитель милосердия: Ист.-бытовой очерк//Рус. паломник. 1916. 1. С. 11-13; 2. С. 26-27; 3. С. 44-45; Гавриил Константинович, вел. кн. В Мраморном дворце: Из хроники нашей семьи. Н.-Й., 1955; Дневники имп. Николая II. М., 1991; Арсений (Жадановский), еп. Восп. М., 1995; Восп. о диакониссах Москвы//Мера. СПб., 1995. 3. С. 132-155; Мат-лы к житию прмц. вел. кнг. Елизаветы: Письма, дневники, восп., док-ты. М., 1996; Письмо вел. кнг. Елисаветы Федоровны А. Н. Нарышкиной//ЖМП. 1996. 7. С. 92-95; Джунковский В. Ф. Восп. СПб., 1997. Т. 1; Константин Константинович, вел. кн. Дневники. Восп. Стихи. Письма. М., 1998; Теляковский В. А. Дневники директора Имп. театров, 1898-1901. М., 1998; Юсупов Ф., кн. Мемуары: В 2 кн. М., 1998; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. 2 т.; Нестеров М. В., Нестерова Н. М. Помнить себя - помнить всех...: Из восп. о вел. кнг. Елизавете Фёдоровне. М., 2003; Надежда (Бреннер), мон. «Золотой святыни свет...»: Восп. матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2004; Распутина М. Распутин. Почему?: Восп. дочери. М., 2005. С. 235-237, 285, 288, 293; Уварова П. С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни [:Восп.]. М., 2005. С. 124, 168, 202, 236, 266, 293. (Тр. ГИМ; 144); Антонин (Капустин), архим. Пребывание вел. князей Сергия Александровича, Павла Александровича и вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Иерусалиме в 1888 г.//Строительство ц. св. Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме. М., 2006. С. 112-119; Мария Павловна, вел. кнг. Восп. вел. княжны: Страницы жизни кузины Николая II, 1890-1918. М., 2006; Нестеров М. В. О пережитом, 1862-1917 гг.: Восп. М., 2006. С. 396-398, 406-457; Вел. кн. Сергий Александрович Романов: Биогр. мат-лы. М., 2006. Кн. 1: 1857-1877. Лит.: Sell K. Zum Gedächtniss der Höchstselingen Grossherzogin Alice von Hessen Darmstadt, 1878; idem.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Между тем еще в 1903 г. духовенство Уфимской епархии разработало проект офиц. Уфимской миссии среди язычников, к-рых в сев. волостях Бирского и Белебеевского уездов насчитывалось более 100 тыс. чел. В поисках средств на миссионерский мон-рь в 1909 г. супруги Мацневы посетили Марфо-Мариинскую московскую обитель , рассказали вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне о положении миссионерского дела в Уфимской епархии, о нуждах К.-Б. м. и передали ей приглашение посетить мон-рь. 8 июля 1910 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна посетила с. Николо-Берёзовка и К.-Б. м. в сопровождении гофмейстера А. П. Корнилова и сестер Марфо-Мариинской обители. Гостей встречали губернатор и еп. Уфимский Нафанаил (Троицкий), возглавивший соединенный крестный ход из сельского и монастырского храмов с участием ок. 60 священников и сестер жен. мон-рей епархии. Княгиню приветствовал игум. Анастасий на черемисском (марийском) языке. Вечером гостья молилась за всенощным бдением, проходившем в мон-ре под открытым небом на специально устроенном деревянном помосте. Пели черемисский, татар. и чуваш. хоры певчих. Песнопения, чтения ектений и возгласы попеременно звучали на 4 языках: церковнославянском, черемисском, татарском и чувашском. Это небывалое для нач. XX в. богослужение произвело огромное впечатление и на великую княгиню, и на прихожан. 9 июля вел. кнг. Елисавета присутствовала при освящении в нижнем храме строящегося собора правого придела во имя прп. Сергия Радонежского (в память об убиенном супруге княгини вел. кн. Сергее Александровиче ), затем подарила обители икону прп. Сергия, освященную в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного. В храм был доставлен и др. великокняжеский дар - богатая ризница. По завершении богослужения княгиня посетила монастырскую школу, ознакомилась с выставкой рукодельных работ (шитьем золотом, жемчугом и шелками и проч.) из всех 10 жен. мон-рей епархии. Проект ц. прп. Серафима Саровского с колокольней. Литография. 1910 г. (ГПИБ) Проект ц. прп. Серафима Саровского с колокольней. Литография. 1910 г. (ГПИБ) В тот же день в Николо-Берёзовку возвращалась чудотворная икона свт. Николая, встречаемая на пристани крестными ходами из сельского храма и мон-ря. Приложившись к чудотворному образу, вел. кнг. Елисавета Феодоровна приняла его из рук еп. Нафанаила и несла 2 версты от пристани до мон-ря. В К.-Б. м. сразу же началось всенощное бдение - вновь на открытом воздухе. После чтения шестопсалмия были произнесены заранее составленные и отпечатанные для молящихся поучения на 5 языках: русском, черемисском, вотском, татарском и чувашском. 11 июля вел. кнг. Елисавета Феодоровна участвовала в проводах Берёзовской иконы в г. Сарапул, а затем уехала в Казань. В телеграмме, отправленной на имя еп. Нафанаила, великая княгиня выразила стремление принести посильную пользу «святому делу миссионерства».

http://pravenc.ru/text/1470151.html

Свадьба вел. кн. Димитрия Иоанновича и вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 571 об.) Свадьба вел. кн. Димитрия Иоанновича и вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 571 об.) 5-7 июля 1907 г. в Кремле праздновалось 500 лет со дня смерти Е. Д. при участии Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) , епископов, игумении Вознесенского мон-ря, многочисленного духовенства, делегаций из ряда рус. городов, а также прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны . Вел. княгиня пожертвовала на гробницу Е. Д. золотую лампаду. Монахини Вознесенского мон-ря вышили новый покров с изображением святой в рост, украшенный драгоценными камнями - даром Елисаветы Феодоровны, а также сочинили 2 гимна в честь Е. Д. В 1929 г. Вознесенский мон-рь был разрушен, останки вел. княгинь и цариц, в т. ч. Е. Д., перенесены в подклет Архангельского собора. Гробница Е. Д. (белокаменный саркофаг, находившийся под полом Вознесенского собора, на к-ром сохранилась надпись: «Евдокея») была вскрыта 6 июня 1929 г., в отчете о вскрытии был отмечен «костяк хорошей сохранности» ( Панова. 2003. С. 194). В 2000 г. в подклете Архангельского собора произошло вторичное освидетельствование св. мощей Е. Д. (принадлежность останков вел. княгине была доказана исследователем вознесенского некрополя археологом Т. Д. Пановой). Антропологическое исследование показало, что рост святой был ок. 1,55 м, она умерла в возрасте 50-55 лет. Благочестие княгини подтверждается отсутствием на останках следов свинца, ртути и мышьяка, входивших в состав косметических средств; это уникальный случай среди жен. останков кремлевского некрополя. Частично сохранился кожаный монашеский пояс святой с тиснеными изображениями двунадесятых праздников. Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент иконы «Собор Московских чудотворцев». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Прп. Евфросиния (вел. кнг. Евдокия Димитриевна). Фрагмент иконы «Собор Московских чудотворцев». Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР)

http://pravenc.ru/text/187095.html

Лит.: Толстой М. В. Рус. святыни и древности. М., 1861. Ч. 2: Псков; Панов А. Описание псковского Иоанно-Предтеченского жен. мон-ря. СПб., 18742; Дмитриев И. Д. Псковский Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь: (Ист.-археол. очерк). Псков, 1913. И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/187266.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010