Рака с мощами прп. Корнилия Крыпецкого Рака с мощами прп. Корнилия Крыпецкого В 1913 г., спустя 10 лет после смерти преподобного, крестьянин Графов послал на имя обер-прокурора Синода В. К. Саблера подробное жизнеописание К. с просьбой исполнить последнюю волю почившего: предать его тело правильному погребению, да «не обрушатся на Россию бедствия», предсказанные подвижником. Прошение Графова на имя обер-прокурора было переправлено еп. Псковскому Евсевию (Гроздову) и «за недоказанностью прописанного» оставлено без ответа. 3 апр. 1913 г. благочинный муж. мон-рей осмотрел могилу К. и решил по ее «наружному расположению», что гроб с телом почившего поставлен по христ. обычаю правильно, а именно лицом к востоку. Братия назвала К. ничем не примечательным насельником, а игум. Иоанникий утверждал, что он «стаканами вино пил». В том же году Псковская духовная консистория просила Псковское городское полицейское управление представить справку об образе жизни, о занятиях, об имущественном положении, о поведении и об «умственных способностях» крестьянина Графова. В отзыве полицейского управления сообщалось, что он человек «не вполне нормальный». Надгробие на могиле прп. Корнилия Крыпецкого. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Надгробие на могиле прп. Корнилия Крыпецкого. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В 1904 г., во время пребывания в Пскове прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны , Графов смог вручить ей записки о старце. 9 авг. 1916 г. Крыпецкую обитель посетила воспитанница Елисаветы Феодоровны вел. кнг. Мария Павловна - младшая, к-рая удостоверилась в народном почитании старца и услышала о его пророчествах. 7 февр. 1918 г. прмц. кнг. Елисавета писала патриарху Московскому и всея России св. Тихону об «иноке Корнилии - юродивом Псковской губернии», призывая исполнить волю старца о правильном погребении: «Время настало, и все, что это Божие дитя предсказало, исполняется - страшно заметить, как Господь открыл ему все бедствия, которые постигли Святую Русь. Он - маленький земной ангел - просил, чтобы вся Россия молитвенно обратилась к великому ревнителю и святому слуге Божию пророку Илии... Есть еще одна просьба инока Корнилия, очень легко исполнимая, но враг человечества уже 14 лет противодействует: о. Корнилий предсказал, что похоронят его неверно, ибо храм монастыря построен неправильно,- он умолял его прах переложить правильно» (ГАРФ. Ф. 4652. Оп. 1. Д. 3. Л. 231-232 об.).

http://pravenc.ru/text/2458685.html

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-10035. Оп. 2. Д. 19714; Д. 50724. Л. 11; Отдел документальных фондов Москомнаследия. ИАО. Квартал 408. Т. 12. Л. 53; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 189. Л. 131-132; ЦАГМ. Ф. 714. Оп. 2. Д. 41. Д. 123. Л. 28, 30; Оп. 4. Д. 24. Л. 112; Ф. 1215. Оп. 4. Д. 12, 24. Л. 81; Оп. 6. Д. 56. Л. 49, 59; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 76. Д. 444; ЦГАМО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 145. Л. 135; Ф. 66. Оп. 19. Д. 215. Л. 233; Д. 264. Л. 548; Центральный объединенный архив здравоохранения Москвы. Ф. 199. Ист.: Сребрянский М., прот. Наставление отца духовного сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1909; [он же]. Пояснительное слово об открываемой в Москве Ея Имп. Высочеством вел. кнг. Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1909; он же. Мысли и чувства правосл. рус. души при посещении Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1912 (переизд.: М., 2008); Трифон (Туркестанов), еп. Чин, как принимать обет сестрам и настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1910; Новоустроенный храм Марфо-Мариинской обители милосердия и его освящение//Моск. ЦВед. 1912. 16. С. 413-420; Устав Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1914; Иванов С., диак. Марфо-Мариинская обитель милосердия: Ист.-бытовой очерк//Рус. паломник. 1916. 1. С. 11-13; 2. С. 26-27; 3. С. 44-45; Арсений (Жадановский), еп. Восп. М., 1995; Восп. о диакониссах Москвы//Мера. СПб., 1995. 3. С. 132-155; Мат-лы к житию прмц. вел. кнг. Елизаветы: Письма, дневники, восп., док-ты. М., 19962; Нестеров М. В., Нестерова Н. М. Помнить себя - помнить всех..: Из восп. о вел. кнг. Елизавете Фёдоровне. М., 2003; Надежда (Бреннер), мон. «Золотой святыни свет...»: Восп. матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2004; Письма прмц. вел. кн. Елизаветы Феодоровны/Сост.: Т. В. Коршунова, Е. Н. Понкратова, О. С. Трофимова. М., 2011. Лит.: Владимиров В. Новое истинно-художественное в русском церк. искусстве: (Новый храм Марфо-Мариинской обители в Москве). Серг. П., 1912; Всенощное бдение в новом храме Марфо-Мариинской обители//Утро России.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРЬЯНОВ Василий Павлович (1866, 1867 или 1868, слобода Мстёра Вязниковского у. Владимирской губ.- 1920?), иконописец, реставратор, коллекционер, владелец иконописной мастерской в Москве. Из крестьян, художественное образование получил в Мстёре, являвшейся в XIX в. наряду с Палехом и Холуем значительным центром иконописания. Как и др. жители слободы, по-видимому, происходил из среды старообрядцев. Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский. Икона. Иконописец В. П. Гурьянов. 1902 г. (собр. В. А. Бондаренко, Москва) Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский. Икона. Иконописец В. П. Гурьянов. 1902 г. (собр. В. А. Бондаренко, Москва) В 1890 г. Г. переехал в Москву и основал там собственное дело. Вскоре его мастерская стала одной из ведущих, в 1905 г. Г. получил звание «поставщика двора Его Императорского Величества» и прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. Мастер был удостоен многочисленных наград и даров от представителей имп. семьи. С 1912 г. придворный иконописец. Его дочь Зоя была крестницей мч. царя Николая II, что подтверждается дарственной надписью Г. императору на обороте иконы «Прп. Серафим Саровский, с 9 клеймами жития и образом Божией Матери Умиление» 1908 г. (ГМИР). При подготовке к празднованию 300-летия царствования Дома Романовых в 1912 г. в мастерской Г. по имп. заказу создана серия икон-пядниц нового иконографического извода - с изображением свт. Алексия Московского и прп. Серафима Саровского, молящихся Феодоровскому образу Божией Матери (ГТГ - дар прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, ГИМ, частное собрание), а в 1913 г.- иконы избранных святых, соименных членам царской семьи (2 в ГЭ, ГМИР), в т. ч. из Александровского дворца в Царском Селе и собора Феодоровской иконы Божией Матери. Ростовой образ прп. Серафима Саровского (ок. 1903) письма Г. хранился у вел. кн. Сергея Александровича. Важной вехой в профессиональной деятельности Г. стала реставрация в 1904-1905 гг. иконы «Святая Троица Ветхозаветная» 1-й четв. XV в. письма прп. Андрея Рублёва (ГТГ), о чем в 1906 г. мастер издал книгу - отчет о проделанной работе. В 1904 г. на 1-й Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари в С.-Петербурге Г. был удостоен высшей награды - почетного диплома за «отличное художественное исполнение икон разного стиля» ( Тарасов. 1995. С. 186. Ил. 64). Согласно тексту на визитной карточке Г., в мастерской писались иконы «в византийском, греческом, новгородском, московском, строгановском и фряжском стилях, прозрачные картины на стекле и полотне» (Там же. С. 192). Однако неясно, участвовал ли сам хозяин мастерской в создании икон, или его подпись являлась своего рода «рекламной маркой». Скорее всего новые иконографии разрабатывались при непосредственном участии Г., к-рый согласовывал эскизы с заказчиками.

http://pravenc.ru/text/168404.html

Евгения (Зернова; впосл. митрополит) велся сбор сведений о священнослужителях, погибших за веру от рук красных партизан. В февр. 1920 г. был составлен синодик с именами убиенных (10 иереев и чтец). Их надлежало поминать за богослужениями (на общих панихидах, на проскомидиях, на заупокойных ектениях и на литургии). Колчаковские следственные органы устанавливали обстоятельства убийств Н. большевистскими властями. Так, напр., следователь Н. А. Соколов вел дело об убийстве имп. мч. Николая II Александровича , его семьи и приближенных в Екатеринбурге, а также вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и членов Дома Романовых в Алапаевске. Останки прмц. Елисаветы и ее келейницы прмц. Варвары (Яковлевой) при отступлении колчаковской армии были вывезены из России на Св. землю и погребены в ц. Марии Магдалины в Гефсимании. Установление фактов массовых убийств священнослужителей было одной из задач Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, созданной 31 дек. 1918 г. при правительстве ген. А. И. Деникина. Материалы комиссии, в т. ч. о гонениях большевиков на Церковь, были вывезены в 1920 г. на Запад. На их основе, а также по доступным материалам о гонениях на Церковь был издан сб. «Черная книга» - в 1923 г. в Германии на нем. языке, а в 1925 г. во Франции - на русском (Черная книга («Штурм небес»): Сб. докум. данных, характеризующих борьбу сов. коммунистической власти против всякой религии, против всех исповеданий и церквей/Сост.: А. А. Валентинов; ввод. ст.: П. Струве. П., 1925). В 20-х и 30-х гг. ХХ в. в Советском государстве продолжался негласный сбор сведений о Н., число к-рых умножалось в связи с усилением гонений. Поскольку обнародование этих сведений в СССР было невозможным, принимались меры к передаче их за границу. Наиболее известным примером такой доставки сведений о Н. является переход через советскую границу в Иран в 1930 г. бежавшего из ссылки свящ. Михаила Польского (впосл. протопресвитер РПЦЗ). С собой он взял обширный материал о гонениях на веру в СССР, к-рый тайно собирал в течение неск. лет вместе с др. священнослужителями. В эмиграции Польский продолжал работу над систематизацией материала о Н., используя собранные уже за границей материалы из воспоминаний, писем, дневников, опубликованных и неопубликованных статей, а также материалы, продолжавшие поступать из СССР. Труд протопр. М. Польского «Новые мученики Российские», 1-й том к-рого был издан в Джорданвилле (США) в 1949 г., а 2-й - в 1957 г., стал 1-м систематизированным и достаточно полным собранием сведений о рус. мучениках и исповедниках веры ХХ в.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмц. Маргарита (Гунаропуло). Фотография. 1918 г. (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866, Херсонская губ.- 22.08.1918, г. Мензелинск Уфимской губ.), прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), игум. Происходила из древнего священнического рода с о-ва Хиос (Греция), откуда ее предки переехали в Россию в XVIII в. Мария Михайловна Гунаропуло (в лит-ре также встречается др. написание фамилии - Гунаронуло) была потомственной дворянкой, дочерью херсонского землевладельца. Окончила курс Херсонской жен. гимназии. В кон. XIX - нач. ХХ в. проживала в Киеве, была прихожанкой Киево-Георгиевской ц. Ее духовником был настоятель храма прот. Александр Корсаковский. Она не создала своей семьи и мн. годы стремилась к монашеской жизни. Как писал в своих воспоминаниях хорошо знавший ее кн. Н. Д. Жевахов , «я видел в лице Марии Михайловны воплощение пламенной веры и горячей любви к Богу... Ее безмерная, рвавшаяся наружу любовь к ближнему, искавшая случаев проявить себя, ее безграничная снисходительность к человеческим немощам не создавали, однако, никаких компромиссов с совестью, не рождали двойственности, ни всего того, что обычно прикрывается благочестием, а в действительности выражает только равнодушие к христианскому долгу» ( Жевахов. 1993. С. 146). В 1906 г. Мария стала насельницей монашеской общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в имении Орловых-Давыдовых в Серпуховском у. Московской губ. 13 марта 1907 г. пострижена в рясофор. Проходила послушания зав. б-кой (1907), церковной чтицы (1908), пономарки (с 1910). 13 марта 1915 г. пострижена в мантию с именем Маргарита. Служение в серпуховской общине было для М. тяжелым испытанием, потребовавшим большого терпения и смирения из-за холодного и пренебрежительного отношения к ней престарелой игум. Магдалины (Орловой-Давыдовой), основательницы обители. Ставший в сент. 1916 г. товарищем обер-прокурора Синода кн. Жевахов предпринял неск. попыток убедить Синод в необходимости назначения М. на одно из вакантных мест игумений, поскольку считал, что ее происхождение, духовный опыт, ум, высокие нравственные качества делают ее незаменимой руководительницей обители, однако не встречал понимания. Наконец, указом Синода от 18 янв. 1917 г. М. была назначена настоятельницей мензелинского во имя пророка Илии женского монастыря с возведением ее в сан игумении. Торжество возведения М. в сан игумении происходило в Москве в присутствии вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , которая с 1910 г. являлась августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев Уфимской губ. и возглавляла Уфимский епархиальный комитет Православного миссионерского об-ва.

http://pravenc.ru/text/2561956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прпмц. Варвара (Яковлева). Фотография. 1913 г. (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 18.07.1918, близ Алапаевска Пермской губ., ныне в Свердловской обл.), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Время рождения В. определяется исходя из единственной прижизненной ее фотографии 1913 г. (впервые изд.: Ferrand J. Il est toujours des Romanov! (Les Romanov en 1995). P., 1995. P. 106) - на фотографии представлена женщина в возрасте ок. 60 лет. По-видимому, в 80-90-х гг. XIX в. В. А. Яковлева была супругой Д. В. Яковлева, происходившего из семьи, близкой к имп. двору. Первые документально подтвержденные сведения о Яковлевой относятся к 1906 г., когда она была награждена медалью Красного Креста, следов., в 1904-1908 гг. Яковлева ухаживала за ранеными. В 1910 г. одной из первых Яковлева была посвящена в сестры Марфо-Мариинской обители. А. Г. Сенаторова писала о том, что В. пришла в обитель с вел. кнг. Елисаветой Феодоровной из дворца и была всегда при вел. княгине (Воспоминания о диакониссах Москвы. С. 137). В 1912 г. В. пожертвовала на нужды обители 420 р. 7 мая 1918 г. прмц. Елисавета Феодоровна была арестована в обители, представители ВЧК разрешили Е. П. Янышевой и В. сопровождать вел. княгиню в ссылку. 20 мая Елисавета Феодоровна вместе с князьями имп. крови и 2 сестрами обители была привезена в Алапаевск, узников разместили в здании Напольной школы. 21 июня для узников был введен тюремный режим (без права посещения церкви), прислуга и сестры Марфо-Мариинской обители были переведены в Екатеринбург, где В. добилась разрешения остаться с арестованными, Янышева же уехала в Москву; 26 июня В. вернулась в Алапаевск. 17 июля в 11 часов вечера из здания Напольной школы арестованные были вывезены к заброшенной шахте Н. Селимская. Связанных пленников выстроили у шахты. Вел. кн. Сергей Михайлович, оказавший сопротивление охранникам, был убит выстрелом в голову. Ударами ружейных прикладов остальные пленники были сброшены живыми в шахту глубиной ок. 60 м, сверху убийцы набросали землю и старые бревна. В 3 часа ночи 18 июля алапаевские большевики телеграфировали в Екатеринбург о совершившейся казни.

http://pravenc.ru/text/154093.html

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении. В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983). Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци , приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части. После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

http://pravenc.ru/text/164927.html

Изображения Д. И. как местночтимого или патронального святого встречаются в традиц. искусстве XIX - нач. XX в., напр.: на литых 4-створчатых складнях с сюжетами праздников; на мстёрской иконе «Ангел-хранитель, св. царевич Димитрий и равноап. кнг. Ольга» 1900 г. работы А. И. Суслова (частное собр.); на поле иконы «Прп. Сергий Радонежский» 1889 г. работы палехского мастера Д. М. Корина и на единоличной иконе святого кон. XIX в. (обе в собр. дома-музея Кориных в Палехе); на образе «Прп. Сергий Радонежский, прав. Елисавета и св. царевич Димитрий» нач. XX в. мастерской Н. Я. Епанечникова (ГММК) с изображением коленопреклоненных небесных покровителей вел. кн. Сергея Александровича, прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и, по-видимому, их воспитанника вел. кн. Дмитрия Павловича, в нижней части - панорама Московского Кремля. Д. И. также был патрональным святым кн. Д. М. Голицына - одного из устроителей московской Голицынской больницы, где в 1801 г. освятили домовую ц. во имя Д. И., для к-рой, очевидно, тогда же была выполнена храмовая икона. К небольшим паломническим иконам относится образ Д. И. нач. XX в. (частное собр.). Вместе с др. рус. и Московскими святыми (между блгв. вел. кнг. Евдокией Московской и прп. Сергием Радонежским) Д. И. изображен на иконе Божией Матери «Знамение» 10-х гг. XX в. из Александровского дворца в Царском Селе (ГЭ); на образе «Собор Московских святых» 2-й пол. XIX в. на вост. грани юго-вост. столпа Успенского собора ТСЛ (в 1-м ряду крайний справа, со сложенными на груди крестообразно ладонями); на 2 близких по иконографии пядницах Московских чудотворцев нач. XX в. (ЦМиАР) - в центре композиции, перед фигурой блгв. кн. Даниила Московского; на иконе кон. XIX - нач. XX в. из придела св. Василия Блаженного собора Покрова Богородицы на Рву (ГИМ) - царевич представлен в необычной для его иконографии княжеской шапке. Вместе с Ярославскими чудотворцами (слева - блгв. князья Феодор, Давид и Константин, справа - блгв. князья Василий и Константин, вверху - Толгская икона Божией Матери) Д. И. изображен в центре композиции с крестом в деснице и ножом в левой руке на эмалевой иконе кон. XIX в. (ГМЗРК).

http://pravenc.ru/text/178207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ НИКОЛАЕВНА Вел. кнж. Мария Николаевна. Фотография с автографом вел. княжны. Ок. 1913 г. Вел. кнж. Мария Николаевна. Фотография с автографом вел. княжны. Ок. 1913 г. (14.06. 1899, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), вел. кнж., 3-я дочь св. мучеников имп. Николая II Александровича и имп. Александры Феодоровны . Крещена 27 июня 1899 г. в церкви Б. Петергофского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым ; восприемниками М. Н. стали имп. Мария Феодоровна , вел. кн. Михаил Александрович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , вел. кнг. Александра Иосифовна, греч. принц Георгий и гессенский принц Генрих. Имп. Мария Феодоровна возложила на новорожденную вел. княжну высший жен. орден Российской империи вмц. Екатерины. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна с ранеными, проходившими лечение в Царскосельском госпитале. Фотография. Ок. 1915 г. Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна с ранеными, проходившими лечение в Царскосельском госпитале. Фотография. Ок. 1915 г. Согласно воспоминаниям, в сравнении со старшими сестрами, мученицами Татианой Николаевной и Ольгой Николаевной , М. Н. отличалась спокойным, ровным характером. В семье была особенно дружна с младшей сестрой мц. Анастасией Николаевной, с которой они были почти неразлучны. Была очень привязана и к младшему брату мч. Алексию Николаевичу, который во время болезни нередко просил М. Н., чтобы она переносила его на руках. Как и сестры, начала домашнее обучение с 8 лет. Успехи в учебе были средними. Из иностранных языков ей хорошо давался английский, удовлетворительно - французский, а немецкий так и остался неосвоенным. У М. Н. был большой талант к рисованию, она хорошо делала наброски левой рукой. Неплохо играла на пианино, хотя и не так хорошо, как старшие сестры. Любила пение и театральные представления, часто разыгрывала вместе с сестрами небольшие сценки из пьес А. П. Чехова, Ж.-Б. Мольера, У. Шекспира. Была добродушной и приветливой, заботливой, особенно по отношению к маленьким детям. 14 июня 1912 г. получила звание почетного командира Казанского 9-го драгунского кавалерийского полка. Во время первой мировой войны из-за юного возраста не могла стать сестрой милосердия, как мать и старшие сестры, но занималась приготовлением бинтов и корпии. Вместе с сестрой Анастасией М. Н. посещала раненых солдат в госпиталях, участвовала в устраиваемых для них концертах и представлениях, расспрашивала солдат об их семьях, детях, знала по именам практически всех, кто состояли у нее на попечении.

http://pravenc.ru/text/2562152.html

п. 16 апр. 1920 г. в Пекин были доставлены останки претерпевших мученическую кончину вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , инокини Марфо-Мариинской обители в Москве прмц. Варвары (Яковлевой), вел кн. Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, кн. Владимира Павловича Палея и барона Ф. М. Ремеза. Благодаря старанию И., они были захоронены с подобающими почестями в Пекине в ц. прп. Серафима Саровского на кладбище миссии. Ежегодно в дни их памяти миссия устраивала крестный ход и молебен. Мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары в скором времени были перевезены в Иерусалим. С апр. 1918 г. определением Патриарха Тихона и постановлением Свящ. Синода РПЦ титул И. был изменен на епископа Пекинского. 13 мая 1921 г. И. был возведен в архиепископа. Из-за невозможности сообщения с Московской Патриархией перешел в подчинение Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по решению к-рого в 1922 г. была образована Пекинская и Китайская епархия. В Пекинской епархии РПЦЗ образовались викарные кафедры: в Шанхае под рук. еп. Симона (Виноградова) и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) под рук. еп. Ионы (Покровского). На территории Маньчжурии в мае 1922 г. возникла самостоятельная епархия, главой которой стал архиеп. Мефодий (Герасимов) с титулом Харбинский и Маньчжурский. В 1924 г. духовная миссия едва не лишилась всего имущества, на к-рое претендовало признанное кит. властями Советское гос-во. Предвидя попытки захвата имущества миссии, И. успел перерегистрировать большую его часть на свое имя. Он сумел доказать кит. властям, что законным владельцем рус. церковного имущества в Китае является духовная миссия, к-рая, по офиц. заявлению И., должна теперь именоваться Китайской Православной Церковью. Занимая активную позицию в противостоянии большевизму, И. не принимал увещевания Патриарха Тихона в адрес оказавшихся за рубежом архиереев за их политические выступления от имени Церкви. 28 янв. 1925 г. И. направил первоиерарху РПЦЗ митр.

http://pravenc.ru/text/468765.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010