Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской, затем Свердловской епархии, названо по г. Златоусту (ныне город обл. подчинения в Челябинской обл., образованной в 1934). Попытки создания вик-ства в Уфимской епархии с целью укрепления миссионерского дела среди населявших ее неправославных народов предпринимались с первых лет XX в. По Всероссийской переписи 1897 г., из 2,2 млн чел., проживавших в Уфимской губ., Православие исповедовали ок. 40%. В нач. XX в. в Уфимской епархии был разработан проект «внешней и внутренней миссии». Святейший Синод одобрил проект и определением от 12-23 июля 1910 г. учредил Уфимскую правосл. миссию, к-рая должна была действовать по специально разработанной программе, финансируемой Святейшим Синодом, под покровительством вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны . В епархии были учреждены должности 2 епархиальных миссионеров-проповедников (для проповеди среди мусульман и среди язычников) и 4 уездных миссионеров; с осени 1910 г. в ряде муж. и жен. мон-рей стали проводиться краткосрочные миссионерские курсы (для крещеных татар, чувашей, мордвы и марийцев (черемисов)), а также курсы по расколо-сектантской миссии. В связи с большим объемом работы миссии Уфимский и Мензелинский еп. Нафанаил (Троицкий) в нач. 1911 г. поднял вопрос об учреждении в Уфе кафедры викарного епископа для заведования миссионерской работой. В представлении Синоду в 1911 г. еп. Нафанаил писал: «По вероисповеданию население епархии разделяется на православных - 1 350 000, раскольников - около 50-60 000, магометан - 1 600 000, язычников около 200 000, католиков около 4000, лютеран 6000 и евреев 1500. В числе православных насчитывается татар 47 000, чуваш 67 000, вотяков 1045, мордвы 42 000 и черемис 3150. Из вышеприведенной справки явствует, что Уфимская епархия по преимуществу инородческая по населению и миссионерская по характеру епископского надзора и управления… В настоящее время управление Уфимской епархией вызывает чрезвычайно напряженную миссионерскую работу, осложняемую многочисленностью дел административных, духовно-учебных и школьных; эти обстоятельства приводят к необходимости в целях наилучшего управления епархией иметь епархиальному Преосвященному сотрудника в лице викарного епископа» ( Матвеев.

http://pravenc.ru/text/199911.html

Женский монастырь преподобномученницы Елисаветы Феодоровны (Алапаевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (Алапаевск) - православная женская обитель в г. Алапаевск, Свердловской области, основанная в 2005 году. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] История женского монастыря ведет своё начало с 1998 г. По устному благословению Его Преосвященства Преосвященнейшего Никона епископа Екатеринбургского и Верхотурского, была основана женская община во имя Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Промыслом Божьим в августе месяце этого же года были получены ключи от здания бывшего детского сада, расположенного во дворе исторического здания Напольной школы, где с 20 мая 1918 года содержались в заточении настоятельница Марфо-Мариинской обители Милосердия Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова и пострадавшие князья Романовы. Первые насельницы монастыря пришли в общину в 1998 г. Постепенно община наполнялась. К сестрам стали обращаться и убогие, нуждающиеся в уходе. Некоторые из них отходили ко Господу прямо на руках у сестер, сподобившись принять незадолго до смерти Святых Таинств. В январе 1999 года состоялась поездка в Марфо-Мариинскую обитель Милосердия города Москвы. В результате этой поездки между сестрами двух обителей сложились теплые, дружественные отношения. Среди послушаний сестер появились прием паломников и организация экскурсий. Насельницы стали окормлять неврологический диспансер, детский дом и детский приют. Вместе со священником в этих учреждениях стали служиться молебны, акафисты. Детей и больных исповедуют и причащают. В сентябре, 23 числа 2000 года Святейший Патриарх Алексий посетил г. Алапаевск. К этому времени монастырь значительно расширился. 26 апреля 2003 года, милостью Божьей, состоялся первый постриг послушниц в рясофор. В апреле-мае состоялась очередная поездка в Марфо-Мариинскую обитель с целью сбора материалов для Мемориальной комнаты и перенятия опыта работы сестричества милосердия.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в. В кон. XVIII в. Московский и Калужский митр. Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель мон-рь - Оптину пуст.- и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пуст. был основан Иоанна Предтечи скит , в котором зародилось оптинское старчество . В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. По благословению прп. старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском у. была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 мон-рь). По инициативе прп. старца Макария (Иванова) в Оптиной пуст. с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и др. лит-ру. В нач. XX в. в Шамординском мон-ре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пуст. опережала все мужские, а Шамординский монастырь - все жен. обители Калужской епархии. В XIX - нач. XX в. Оптину пуст. посещали многочисленные паломники, в т. ч. вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Московский митр. св. Макарий (Невский) , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой и др. Многие из них бывали и в Шамординском мон-ре, в частности, Л. Н. Толстой навещал там свою сестру - схим. Марию (Толстую). Оптину пуст. часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России. В большинстве муж. мон-рей Калужской епархии сложилась традиция подбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

К сер. XIX в. близ Покровской ц. собралась иноческая община под рук. М. Т. Зелениной (впосл. мон. Мария), матери настоятеля верхотурского Николаевского мон-ря архим. Григория. В 1853 г. недалеко от Покровского храма Зеленина купила для сестер усадьбу с постройками, в к-рой по благословению Пермского еп. Неофита (Соснина) была устроена богадельня. В 1889 г. указом Екатеринбургского еп. Поликарпа (Розанова) смотрительницей «богодельного женского общежития» была назначена послушница А. Панова, учрежден совет богадельни, 15 нояб. утвержден ее устав. Архим. Григорий (Зеленин) сделал крупные пожертвования в обитель. Указом Синода 8 дек. 1895 г. богадельня была обращена в общину «с наименованием оной Покровскою и с таким числом сестер, какое община может по своим средствам содержать», Панова приняла монашеский постриг с именем Агния и была назначена начальницей общины. 27 марта 1896 г. община была открыта, в это время в ней состояли 25 чел., к 1902 г.- 130 чел. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. Насельницы мон-ря. Фотография. Нач. XX в. В 1896 г. община имела 6 деревянных келейных и хозяйственных корпусов, в 1902-1903 гг. был построен 2-этажный каменный корпус, в 1902 г. общине был выделен из гос. владений участок земли в 100 дес. у р. Чёрной. 12 сент. 1898 г. в обители заложили каменную церковь, освященную 11 сент. 1902 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы (Ново-Покровская). В 1905 г. на средства обители на железнодорожной ст. Верхотурье была построена деревянная часовня во имя свт. Алексия Московского в ознаменование рождения цесаревича св. Алексия Николаевича . 5 февр. 1907 г. указом Святейшего Синода община была обращена в общежительный мон-рь, открытие к-рого состоялось 26 апр. К кон. 1907 г. в В. м. жила 151 монахиня, к кон. 1913 г.- 194 сестры. Насельницы занимались вышивкой, иконописанием, шитьем церковных облачений, детской одежды, ковроткачеством, чеботарством, изготовлением мебели, переплетом книг, лужением, серебрением и позолотой. Однако доходы были незначительны, и насельницы в полевой сезон нанимались к крестьянам на работы. В 1909 г. при В. м. открылся приют для девочек, в к-ром в 1913 г. жили ок. 20 чел., в 1911-1912 гг. начала работу одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. В. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна .

http://pravenc.ru/text/158214.html

Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря. Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г. 19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

В 2005-2015 гг. были открыты Иргизский в честь Воскресения Христова мужской монастырь в с. Криволучье-Сура Балаковского р-на Саратовской обл., во имя Сергия Радонежского женский монастырь в с. Алексеевка Базарно-Карабулакского р-на, подворье саратовского во имя свт. Алексия, митр. Московского, жен. мон-ря, преобразованное в 2013 г. в жен. мон-рь во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского в пос. Алексеевка Хвалынского р-на, Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Саратове, Владимирский жен. мон-рь в Вольске. С 26 дек. 2003 г. Л. является ректором Саратовской ДС. Под его руководством в 2003 г. семинария перешла на 5-летнее обучение и в 2004 г. получила статус высшего учебного заведения, в 2015 г. прошла гос. аккредитацию. С 2004 г. действовали епархиальные катехизаторские курсы, с 2015 г. подготовка церковных специалистов в области миссионерской и катехизаторской деятельности ведется на базе СПбДС. С 2005 г. действует Учебный центр сестер милосердия во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (ныне Саратовское межъепархиальное жен. ДУ). В епархии открыты 3 православные гимназии; в 2003 г. начали работу информационно-аналитический интернет-портал Саратовской епархии «Православие и современность», книжное изд-во Саратовской епархии. Издаются журналы «Православие и современность», «Ведомости Саратовской митрополии», газ. «Православная вера». Епархиальная телестудия выпускает телепрограммы «События Саратовской митрополии», «Беседы с Архипастырем», «Интервью». При Саратовских гос. ун-те и гос. медицинском ун-те созданы домовые церкви и молодежные просветительские центры. С 2003 г. по инициативе Л. в епархии проводятся ежегодные Пименовские чтения (в память о Саратовском архиеп. Пимене (Хмелевском) ). В 2005, 2007 и 2009 гг. Л. был избран в состав Общественной палаты РФ от общероссийских общественных орг-ций. Председатель редакционного совета ж. «Православие и современность», член редакционного совета ж. «Альфа и Омега». Л. награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2011), орденом свт. Иннокентия Московского 2-й степени (2016), орденом прп. Серафима Саровского 2-й степени (2021), памятной патриаршей панагией (2015), орденом свв. Кирилла и Мефодия I 1-й степени Болгарской Православной Церкви (2015).

http://pravenc.ru/text/Лонгин ...

В настоящее время монастырь действующий. Богослужения совершаются регулярно. Возрастает число насельниц обители. Регулярно проводятся различные мероприятия по поддержке малоимущих, оказанию адресной помощи матерям погибших (умерших), получивших травмы и увечья воинов, приобретаются лекарства, проводятся мероприятия к памятным датам. Регулярно собираются круглые столы для решения наболевших вопросов социальной направленности. Сестры посещают военные госпитали, оказывают помощь детским приютам, домам-интернатам в виде скромных подарков, угощений, чаепитий, а также в виде создания и реализации образовательных программ духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания молодежи. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Елисавета Феодоровна, преподобномученица - 18 июля Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Свердловская область, город Алапаевск, улица Ленина, дом 79 Проезд: От г. Екатеринбурга добраться автотранспортом удобнее и быстрее по Режевскому тракту. Расстояние – 147 км. Можно также добраться маршрутным такси или автобусом с автовокзалов в Екатеринбурге: Далее до монастыря городскими автобусами или такси. Паломнику [ править править код ] Женский монастырь прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (Алапаевск) приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. Вы можете расположиться на ночлег в женском монастыре. Мы с радостью разделим с вами нашу трапезу, ночлег и молитву! Наш монастырь вмещает до 15 человек. Размещение в 3-х и 4-х местных кельях. Необходимо при себе иметь паспорт. В здании Напольной школы могут разместиться до 50 человек. Обратите внимание, что для ночлега в Напольной школе лучше иметь с собой спальный мешок, так как паломники спят на полу. Чтобы остановиться в здании монастыря или в здании Напольной школы следует предварительно связаться с матушкой Олимпиадой и забронировать места.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

В нач. ХХ в. М. м. стал 2-й по значимости жен. обителью в Уфимской епархии. Если в 1869 г. в М. м. проживали помимо игумении и казначеи 83 чел. (30 монахинь, 20 послушниц и 33 насельницы разного звания в качестве послушниц), в 1884-1890 гг.- до 200 сестер, включая послушниц, то к 1900 г.- 298 чел. (50 штатных монахинь и 248 послушниц), а к 1905 г.- ок. 350 сестер. В 1885 г. игум. Филарета была награждена наперсным крестом от Синода; в 1898 г. ей была вручена медаль в память имп. Александра III. 14 апр. 1905 г. после продолжительной болезни игум. Филарета скончалась и была погребена близ Вознесенского храма. Третьей настоятельницей М. м. стала бывш. казначея мон. Нина (Парфёнова; 7 апр. 1916), происходившая из крестьян с. Пальчикова Мензелинского у., с раннего детства гостившая в М. м. у своей тетки мон. Агнии. 15 мая 1905 г. мон. Нина была единогласно избрана сестрами настоятельницей, указом Синода от 27 июля - 3 авг. 1905 г. утверждена в должности. 1 окт. того же года еп. Уфимским и Мензелинским Христофором (Смирновым) возведена в сан игумении. «За заслуги по духовному ведомству» игум. Нина получила в награду от Синода наперсный крест, ей были вручены медали в память 25-летия церковноприходских школ (1909) и 300-летия Дома Романовых (1913). 21 сент. 1916 г. настоятельницей была назначена игум. Нина, переведенная из Николо-Тихвинского мон-ря Воронежской епархии. Однако она не приняла назначения, и определением Синода от 18 янв. 1917 г. на вакансию настоятельницы М. м. была назначена монахиня общины «Отрада и Утешение» Московской епархии прмц. Маргарита (Гунаропуло) . Возведение в сан игумении было совершено в Москве в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны . К 1917 г. в М. м. было 64 монахини и 323 послушницы. Земельные владения составляли 821 дес.; на высоком уровне поддерживалось хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками, многочисленными мастерскими. Просветительская и благотворительная деятельность М. м. имел большое духовно-просветительное значение для многонационального населения окрестных мест.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

В Н. и О. е. особо почитаются новомученики и исповедники Церкви Русской, служение к-рых проходило на землях епархии: свящ. сщмч. Аверкий Северовостоков и иером. прмч. Максим (Попов) . Святыни и крестные ходы В Смоленской (Бугабашской) иконы Божией Матери женском монастыре хранится чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Бугабашская», высеченная на камне. Она является единственной из всех чудотворных икон Уфимской епархии, которая сохранилась в подлиннике. В Троице-Никольском храме в с. Николо-Берёзовка находится список чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца, именуемый Закамским или Николо-Берёзовским. В Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре в пос. Приютово Белебеевского р-на хранится десница местночтимой блж. Варвары Скворчихинской , мощи к-рой почивали в обители до 2016 г. На территории епархии совершаются традиц. ежегодные крестные ходы: из Николо-Берёзовки в г. Сарапул с Закамской иконой свт. Николая Чудотворца (по воде, 20 июля); из Петропавловского собора Нефтекамска к Троице-Никольскому храму Николо-Берёзовки (в ночь на 14 авг.); из с. Арлан Краснокамского р-на в с. Можары того же района, посвященный дню памяти вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны (18 июля); в с. Емаши, к месту расстрела свящ. сщмч. Аверкия Северовостокова (30 июня); из пос. Приютово к Богородице-Тихвинскому источнику, расположенному в Пророко-Илиинском скиту на Рябаше, в дер. Парафеевке Белебеевского р-на (9 июля); из Рябашского скита к месту захоронения иером. прмч. Максима (Попова), посвященный дню памяти святого (26 авг.); из Крестовоздвиженской ц. дер. Воздвиженка Туймазинского р-на к источнику во имя блж. Матроны Московской (2 мая); в г. Октябрьский из Сергиевской ц., к месту крещения на р. Ик, посвященный дню Крещения Руси (28 июля). 11 февр. 2015 г. Патриархом Кириллом для Нефтекамской епархии учреждены медаль в честь Бугабашской иконы Божией Матери (3 степеней) и медаль сщмч. Аверкия (3 степеней). Архиереи Уфимский митр. Никон (Васюков ; 27 дек. 2011 - 4 марта 2012, в. у.; до 8 янв. 2012 управлял епархией в сане архиепископа), еп. Амвросий (Мунтяну; с 4 марта 2012). Монастыри

http://pravenc.ru/text/2565168.html

Дочь Петра I Елена (23.10(4.11). 1884, Цетине - 16.10.1962, Ницца) в 1911 г. вышла замуж за кн. Иоанна Константиновича Романова, шаферами на их свадьбе были российские имп. Николай II с супругой. После Октябрьской революции ее муж был арестован и 18 июля 1918 г. расстрелян в Алапаевске вместе с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной и вел. князьями Константином Константиновичем и Игорем Константиновичем. Елена поехала по этапу вслед за мужем и была арестована большевиками в Перми. Но вскоре благодаря ходатайству швед. и норвеж. дипломатов освобождена и вместе с детьми, Всеволодом и Екатериной, эмигрировала. Александр I [серб. Александар] (16.12.1888, Цетине - 9.10.1934, Марсель), с 1921 г. король сербов, хорватов и словенцев, с 1929 по 1934 г. кор. Югославии. Второй сын кор. Петра I. Его крестным (через представителя) был российский имп. Николай II. Начальное образование получил в Женеве, затем окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге. После отречения от престола старшего брата Джордже 10 апр. 1909 г. стал престолонаследником, а 24 июня 1914 г.- принцем-регентом. Командовал 1-й серб. армией во время балканских войн и был серб. главнокомандующим в период первой мировой войны. В 1922 г. женился на дочери кор. Румынии Фердинанда I Гогенцоллерн-Зигмарингена Марии (9.01.1900, Бухарест - 22.06.1962, Лондон), родной сестре румын. кор. Кароля II и жены кор. Греции Георга II Елисаветы. 6 янв. 1929 г. из-за сложившегося в Югославии острого политического кризиса король запретил деятельность всех политических партий и фактически ввел военно-монархическую диктатуру. В сент. 1931 г. издал «октроированную» конституцию, к-рая предусматривала создание 2-палатного парламента, но фактически поддерживала власть короля. Выступал за заключение конкордата между Югославией и католич. Церковью, полагая, что это позволит уравновесить положение представителей разных конфессий в стране. Вместе с франц. министром иностранных дел Л. Барту убит югослав. националистами во время офиц. визита во Францию. Похоронен в усыпальнице Опленац.

http://pravenc.ru/text/Карагеоргиевичи.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010