1913 г. Россия отметила 300-летие Дома Романовых. В этот день М. в Успенском соборе отслужил Божественную литургию, затем - благодарственный молебен и возглавил крестный ход. 25 мая последовал Высочайший рескрипт, в соответствии с которым государь «в знаменательные дни, посвященные воспоминанию вступления на престол царей московских, желая почтить труды по возвышению благолепия связанных с сим воспоминанием церковных торжеств в г. Москве» пожаловал М. панагию (Церковные ведомости. 1913. 22. С. 317). Одним из событий, завершивших торжества, стало освящение М. 27 дек. 1913 г. больницы в память 300-летия царствования Дома Романовых и храма-памятника при Покровской епархиальной общине сестер милосердия (Моск. ЦВед. 1914. 1. С. 19). На церемонии освящения присутствовала вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . После освящения храма и больницы М. совершил литургию. 12 мая 1913 г. в Москве прошли торжества по случаю канонизации патриарха Ермогена . Литургию в Успенском соборе совершил патриарх Антиохийский Григорий IV в сослужении М., митр. С.-Петербургского Владимира (Богоявленского), архиеп. Новгородского Арсения (Стадницкого) и др. архипастырей. М. ввел в храмах общенародное пение, в свободное время рекомендовал распевать духовные канты, для чего по его благословению были изданы оба сборника «Лепты». Печатались также беседы и поучения митрополита, отличавшиеся простотой и доступностью. М. не оставил без попечения своих духовных чад на Алтае, заботясь об удовлетворении их духовных нужд. Будучи председателем Православного Миссионерского об-ва, он опекал не только Алтайскую миссию, но и все миссии РПЦ. На посту председателя М. много сделал для активизации деятельности об-ва, укрепления его связей с др. церковно-общественными орг-циями. Определением Синода от 14-18 февр. 1914 г. Московской синодальной конторе под председательством М. было поручено произвести суд над монахами-имяславцами, изгнанными с Афона. Судебное заседание состоялось 24 апр. того же года. Прибывшие с Афона иноки после этого заседания были приняты в церковное общение и с них были сняты наложенные Синодом прещения.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ОБЩЕСТВО Знак Императорского Православного Палестинского общества Знак Императорского Православного Палестинского общества (В 1889-1917 и с 1992 Императорское Православное Палестинское общество (ИППО), в 1918-1992 Российское Палестинское об-во), одна из старейших в России научных и гуманитарных неправительственных общественных орг-ций. Уставные задачи П. П. о.- содействие паломничеству на Св. землю, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами стран библейского региона - тесно связаны с традиц. духовными ценностями России и приоритетами российской внешней политики на Востоке. Задуманное еп. Порфирием (Успенским) и архим. Антонином (Капустиным) и созданное 8 мая 1882 г. указом имп. Александра III Александровича , П. П. о. в дореволюционный период пользовалось непосредственным гос. вниманием и поддержкой. Во главе его стояли председатели вел. кн. Сергей Александрович (с момента основания об-ва и до дня своей гибели - 4 февр. 1905), а затем, до 1917 г., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Государственные и имущественные интересы, связанные с наследием П. П. о. на Ближ. Востоке, позволили об-ву выжить в условиях революционного катаклизма, пережить советский период и активизировать свою деятельность в XXI в. В международных трактатах и конвенциях XVIII-XIX вв. тема св. мест приобрела международно-правовой характер, а церковно-дипломатическая проблематика сделалась неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Тема ответственности за правосл. народы Османской империи выступала одним из факторов политической и военно-политической деятельности России в XVIII-XIX вв. Водоразделом в этом отношении стала эпоха Крымской войны (1853-1856), причина возникновения к-рой связана с традиционной для России попыткой защиты прав правосл. населения Османской империи. По окончании войны вопреки ее тяжелым для России результатам рус. дипломатии удалось осуществить прорыв именно на иерусалимском направлении - используя полузабытую, но активно возобновлявшуюся «стихию» правосл.

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г. Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография. 1935 г. (Пятницкий Владимир Васильевич; 10.03.1879, Москва - 9.01.1941, Коми АССР или 27.12.1940, Свердловск), священноисп. (пам. 14 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии. Род. в семье купца 2-й гильдии, рано потерял мать, вместе с 2 сестрами воспитывался у бабушки. После окончания гимназии В. Пятницкий в 1898 г. поступил на юридический фак-т Московского ун-та, был одним из лучших учеников юриста проф. Ф. Н. Плевако. В годы учебы пришел к почти полному отрицанию веры. В результате тяжелой болезни вновь уверовал, стал очень религиозен. Окончив в 1902 г. ун-т, по приглашению Плевако работал в группе молодых помощников присяжных поверенных, за короткое время стал известен в Москве. По настоянию отца женился, но вскоре брак распался по желанию жены. Осенью 1909 г., не поставив в известность никого, кроме самых близких друзей, Пятницкий оформил денежные дела в пользу сестер и поступил послушником в пуст. Параклит при ТСЛ, где был вверен старческому окормлению иером. Серапиона. В анкете арестованного в рязанском деле В. приводятся др. сведения о начале монашеского пути буд. архиерея: там сказано, что молодой человек был послушником у старца Товии в Вифанском скиту под Сергиевским посадом (позднее г. Сергиев, ныне Сергиев Посад). Весной 1910 г. В. перешел послушником в лавру, где был определен в канцелярию, позднее - в академическую б-ку. В 1913 г. поступил вольнослушателем в МДА. 6 окт. 1913 г. в Параклите ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) был пострижен в мантию с именем в честь прп. Вассиана К-польского, 13 окт. в Зосимовой в честь Смоленской иконы Пресв. Богородицы пуст . еп. Феодором рукоположен во иеродиакона. В начале первой мировой войны прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна предложила студентам академии, имевшим сан иеромонаха, служить в поездах, при к-рых действовали храмы. В ответ на этот призыв 15 авг. 1914 г. В. принял священническую хиротонию в Успенском соборе лавры и отправился служить при санитарном поезде. В 1916 г. вернулся в лавру, в том же году за особые труды по обстоятельствам военного времени в поездах-складах имп. Александры Феодоровны был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/149863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Павел Брянцев, свящ. Фотография. Тюрьма ОГПУ, Ленинград. 1933 г. Алексеевич Брянцев (23.10.1889, с. Помялово Новоладожского у. С.-Петербургской губ. (ныне деревня Волховского р-на Ленинградской обл.) - 13.05.1938, Благовещенск Амурской обл. Дальневосточного края), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. В 13 лет лишился отца. На казенный счет обучался в Александро-Невском ДУ и С.-Петербургской ДС. По окончании в 1911 г. семинарии стал учителем земского уч-ща в дер. Ларионов остров в Новоладожском у. 18 июля 1914 г., перед первой мировой войной, призван на военную службу. Служил рядовым 217-го Ковровского пехотного полка, первоначально размещенного в Ревеле (ныне Таллин, Эстония) для обороны побережья Балтийского м. В нояб. 1914 г. Ковровский полк был срочно переброшен в Польшу для отражения нем. наступления на Лодзь и Варшаву и понес тяжелые потери во время обороны г. Лович Варшавской губ. (в строю остались лишь 3 офицера и меньше половины низших чинов). П. был тяжело ранен в разгар боев 11 нояб. 1914 г. и в дальнейшем находился на излечении в госпиталях. Награжден Георгиевской серебряной медалью 4-й степени. 6 июня 1916 г. признан по ранению негодным к военной службе. В Марфо-Мариинском лазарете в Москве познакомился со своей буд. женой, сестрой милосердия Евдокией Алексеевной Свиридовой, к-рая была знакома с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной и попросила ее помочь П. 10 нояб. 1916 г. вел. княгиня направила ректору Петроградского ун-та ходатайство о содействии к зачислению П. студентом ун-та. В том же году П. был принят на историко-филологический факультет Петроградского ун-та. Окончил 1 курс ун-та. В 1917-1918 гг. служил в Петрограде делопроизводителем. В 1918 г. он был направлен учителем в Вындино-Островскую единую трудовую школу. 3 мая 1919 г. рукоположен Петроградским митр. сщмч. Вениамином (Казанским) во диакона к ц. Пресв. Троицы в родном с. Помялове. В 1921 г. рукоположен во иерея, направлен служить в с. Мемино Новоладожского (с 1923 - Волховского) у.

http://pravenc.ru/text/2581833.html

Васильевич Соколов (15.01. 1873, Мотомский погост Белозерского у. Новгородской губ. (ныне дер. Ильина Гора Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. После учебы в сельской школе, подведомственной Мин-ву народного просвещения, поступил в Белозерское ДУ. По окончании училища был принят в Новгородскую ДС, но не смог завершить полный курс обучения. С 3 апр. 1891 г. псаломщик Христорождественского крепостного собора в г. Динабурге Витебской губ. (с 1893 Двинск, ныне Даугавпилс, Латвия). В 1896 г. П. был переведен к церкви артиллерийских частей и учреждений в Москве, к-рой стала ц. свт. Николая в Ст. Ваганькове (до того приписная к Николо-Стрелецкой ц., службы совершались в ней только по большим праздникам). В 1896 г. рукоположен во диакона и зачислен в штат на диаконское место к той же церкви. В это время настоятелем староваганьковского Никольского храма был свящ. Леонид Чичагов (впосл. митр. сщмч. Серафим (Чичагов) ). В 1902 г. (по др. данным, в 1904) П. был переведен диаконом в новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» 1-й гренадерской артиллерийской бригады при Николаевских казармах на Ходынском поле. 8 окт. 1908 г. рукоположен во иерея, был прикомандирован на вакансию штатного диакона к домовой ц. прп. Сергия и прав. Елисаветы Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов русско-япон. войны в с. Всехсвятском Московского у. (ныне в черте Москвы, около ст. метро «Аэропорт»). В убежище принимали и детей-сирот, чьи родители погибли на войне; для детей имелось начальное уч-ще (с ремесленным отделением), где П. был законоучителем. Сергиево-Елисаветинский храм находился под опекой председателя правления вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны. 16 апр. 1919 г. П. был назначен священником в Константино-Еленинскую ц. в с. Майданове Клинского у. Московской губ. (ныне в черте г. Клина), 25 нояб. 1921 г. он был возведен в сан протоиерея. В 1925 г. назначен благочинным храмов Клинского у. (с 1929 - района). 12 февр. 1930 г. переведен в Скорбященскую ц. в Клину. В 1936 г. благочинный храмов Клинского и Солнечногорского районов.

http://pravenc.ru/text/2580220.html

Архим. Кронид (Любимов). Фотография. Ок. 1920 г. Архим. Кронид (Любимов). Фотография. Ок. 1920 г. 17 янв. 1905 г. указом Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) К. был назначен экономом с.-петербургского Троицкого подворья. В этой должности он развернул в Петербурге активную деятельность по восстановлению сильно запущенного ко времени его назначения подворья. 11 мая 1906 г. был возведен в сан игумена. 9 мая 1908 г. в Троицком храме подворья Московским и Коломенским митр. Владимиром возведен в сан архимандрита. Награждался набедренником (1896), наперсным крестом (1901), орденом св. Анны 3-й (1911) и 2-й (1914) степени, серебряным жетоном для ношения на груди - за труды по сооружению храма в Царском Селе (1912). 9 янв. 1915 г. К. был назначен наместником ТСЛ вместо уволенного на покой архим. Товии (Цимбала). Одним из первых его дел в должности наместника было учреждение в лавре лазарета для раненых воинов. Был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в связи с чем временно переехал в Москву. К. был не только талантливым хозяйственником, но и опытным духовным наставником своей паствы, и прежде всего братии лавры. За помощью и советом к нему обращались мн. выдающиеся его современники, в т. ч. вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , проф. МДА А. И. Введенский , А. А. Яблонский. Кроме того, К. был ревностным проповедником убежденным в том, что проповедь слова Божия есть неотъемлемая часть пастырского служения. Основным источником проповедей было Свящ. Писание и толкование его св. отцами. Его поучения отличались простотой изложения и сердечностью. Важнейшими и основополагающими добродетелями К. считал смирение и милосердие. Видя ослабление веры в рус. обществе, он призывал своих соотечественников к покаянию, предупреждая о грядущих от распространяющегося вольнодумства и неверия бедах. В целях духовного просветительства К. занимался также фиксацией нек-рых случаев благодатного Божия покровительства верующим. По словам архим. Вениамина (Милова ; впосл. епископ), «он был исполнен какой-то неутолимой жажды всюду наблюдать случаи приникания Неба к земле и примечать непосредственные действия Божии в людях всех возрастов и положений» ( Кронид (Любимов), архим. 1996. С. 13-14). Проповеди и рассказы К. впосл. были опубликованы по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексея II , бывшего глубоким почитателем его трудов.

http://pravenc.ru/text/2462035.html

1 апр. 1899 г. перемещен на должность преподавателя греч. языка в Симбирское ДУ. 25 апр. 1900 г. назначен священником Всехсвятской ц. г. Симбирска. Состоял заведующим церковноприходской школы и законоучителем в ней. 14 июля 1900 г., согласно прошению, уволен из духовного училища. 16 июня 1900 г. утвержден членом комиссии для составления смет, проектов и планов по постройке здания семинарии и общежития для воспитанников. 18 авг. 1900 г. утвержден в должности председателя Симбирского отд-ния Училищного совета. 10 нояб. 1900 г. Н. было поручено создание воскресной школы при городском уч-ще. В окт. 1902 г. резолюцией Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) Н. переведен в Москву. 4 февр. 1903 г. назначен заведующим Ваганьковским кладбищем и настоятелем находящейся на нем Воскресенской ц. Н. занимался благоустройством кладбища, строительством домов для причта, просфорниц и служащих. Разработал новые правила по управлению кладбищем, к-рые 14 нояб. 1912 г. Московским митр. Владимиром были утверждены для всех московских кладбищ. 17 сент. 1903 г. назначен членом комиссии по ремонту дома попечительства, с 1 мая 1904 г. состоял членом-наблюдателем по постройке дома для рабочих Ваганьковского кладбища. 6 мая 1905 г. возведен в сан протоиерея. В Москве Н. принимал активное участие в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читал лекции для рабочих в Московском епархиальном доме. Был выдающимся проповедником, многие его проповеднические труды были опубликованы. Основал миссионерское издательство. В 1909 г. Н. состоял членом комитета по постройке церковного дома для просфорниц и псаломщика, сторожки. 9 сент. 1911 г. утвержден членом Московского епархиального миссионерского совета. Был избран депутатом на съезд духовенства, назначенный на 31 сент.- 14 окт. 1911 г. Также являлся депутатом епархиального съезда духовенства, проходившего 7-13 окт. 1913 г. 7 июня 1914 г. Н. назначен настоятелем ц. свт. Спиридона на Козьем болоте в Москве. Был избран депутатом на съезд духовенства, состоявшийся 10-15 окт. 1916 г. Безвозмездно работал законоучителем в приюте вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны .

http://pravenc.ru/text/2564960.html

Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. 6 сент. 1847 г. в результате пожара Богоявленский мон-рь сильно пострадал и в 1848 г. был упразднен. В 1863 г. обитель объединили с Анастасииным жен. мон-рем, к-рый возглавила игум. Мария (Давыдова). По ее инициативе в юж. части крипты собора устроили ц. во имя св. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского, которую 14 сент. 1867 г. освятил еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский). По сведениям прот. С. К. Смирнова, при строительстве этой церкви был найден гроб с мощами Н. «По распоряжению епископа Платона гроб положен в усыпальнице за левым клиросом» ( Смирнов. 1885. С. 147-148). 15 сент.- день памяти вмч. Никиты Готфского, святого, тезоименитого Н.,- стал престольным праздником мон-ря. Ежегодно вечером 14 сент. в церкви совершалась великая панихида об упокоении «строителя Никиты». Богоявленский мон-рь посещали члены Дома Романовых: 14 мая 1898 г.- московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович (1857-1905), 9 июля 1916 г.- его вдова вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна (1864-1918). По просьбе последней в храме вмч. Никиты была совершена панихида об упокоении старца Никиты, имп. Александра III и вел. кн. Сергея Александровича. В 1919 г. мон-рь был закрыт, Богоявленский собор стал приходским храмом. В 1925 г. после ликвидации прихода здесь разместился ГАКО, в авг. 1982 г. в результате пожара зданию был нанесен огромный ущерб. В 80-х гг. XX в. осуществлялась реставрация собора, здесь предполагалось открыть зал органной музыки. По просьбе еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. В 1991 г. началось возрождение Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала игум. Иннокентия (Травина). 17 авг. того же года еп. Александр (Могилёв) совершил торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего кафедральным собором епархии.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В 1899 г. начал работу Комитет по историко-статистическому описанию Орловской епархии, в состав к-рого вошли ректор Орловской ДС прот. В. А. Сахаров и преподаватели. В том же году вышел труд Г. М. Пясецкого «История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей». В кон. XIX - нач. XX в. из Орловской епархии в Синод поступали ходатайства о перенесении мощей сщмч. Кукши из Киево-Печерской лавры в Орловскую епархию; эти просьбы Синод отклонял. Но в 1895 г. по просьбе Орловского еп. Мисаила (Крылова) и по благословению Киевского митр. Иоанникия (Руднева) в Орловскую епархию доставили икону сщмч. Кукши с частью его мощей, икона была написана в Киево-Печерской лавре (утрачена в советский период). Позднее такая же икона была привезена в Болхов. Резолюцией Орловского еп. сщмч. Кириона (Садзаглишвили; впосл. католикос-патриарх всей Грузии сщмч. Кирион III (II) ) от 25 апр. 1905 г. и указом Синода от 13 авг. того же года в Орловской епархии было установлено торжественное празднование памяти сщмч. Кукши 27 авг. и поминовение его на богослужебных отпустах в храмах епархии (Орловские ЕВ. 1905. Отд. офиц. 32. С. 331-332; 34. С. 355). В кон. авг. 1913 г. в епархии торжественно отмечалось 800-летие со дня мученической кончины сщмч. Кукши. На торжествах присутствовали вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , Киевский митр. Флавиан (Городецкий) , духовник Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия прот. Митрофан (впосл. схиархим. преподобноисп. Сергий (Сребрянский) ) и др. почетные гости. С момента возникновения до нач. XX в. в Орловской губ. было построено или полностью перестроено ок. 1 тыс. церквей, в т. ч. 42 в Орле: кафедральный Ахтырский собор, 15 приходских, 5 кладбищенских, 12 домовых, 5 церквей при архиерейском доме, 4 церкви в орловском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре. В 1905 г. насчитывалось 2 060 795 прихожан, 915 приходов, 771 каменная церковь, 271 деревянная, 872 приходские, 44 кладбищенские, 15 церквей при казенных заведениях, 18 домовых, 36 приписных и 1 единоверческая церковь, 16 богаделен (в к-рых жили 256 чел.), 766 церковных и 22 благочиннические б-ки, 9 муж. мон-рей (насельники - 214 монахов и 106 послушников); 6 жен. мон-рей (насельницы - 557 монахинь и 1142 послушницы). В 1906-1937 гг. существовало Елецкое викариатство Орловской епархии . Духовное образование и просвещение, миссионерская деятельность до 1917 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря, в нише Благовещенской ц. О времени и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского . В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк. В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , к-рого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 г. по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22 апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга.

http://pravenc.ru/text/187879.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010