Таинство елеосвящения. Историко-динамический очерк Елеосвящение (Соборование) – это одно из семи Таинств, которое, по учению Православной Церкви, служит духовным врачеванием для телесных и духовных недугов, а также дарует больному исцеление тех грехов, в которых он не успел раскаяться, поскольку при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия. Соборование. Фото: azbyka.ru Очевидно, болезни провоцируются человеческой греховной природой. И их источник заключается в грехе. А значит, совершаемое в Таинстве Елеосвящения исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования, таким образом, заключается не только в обретении телесного здравия, но и в приобщении к праведности, миру и радости во Святом Духе (см.: Рим. 14; 17). Как и все Таинства Православной Церкви, Елеосвящение имеет богоустановленный характер. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря, как Христос послал апостолов на благодатное делание: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10: 1). При этом апостолы имели прямое указание: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте (Мф.10: 8). Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5; 14, 15) . В древней Церкви чинопоследование Елеосвящения было несложным. Оно состояло из двух частей: молитвы веры и помазания елеем во имя Господне. Кроме этих ключевых моментов, чин Таинства включал в себя несколько псалмов и молитв при освящении елея и во время помазания им болящего. См. свидетельства Апостольских постановлений, Канонов Ипполита, Барселонского папируса, Евхология Серапиона, Дидахе, а также замечания сщмч. Иринея Лионского, свт. Иоанна Златоуста, Оригена и мн.др. .

http://pravoslavie.ru/52676.html

“Ой, и меня вот этим помажьте!” Прощаются ли забытые грехи в соборовании и другие суеверия 20 марта, 2017 Прощаются ли забытые грехи в соборовании и другие суеверия “Про суеверия, связанные с соборованием, хорошо знает всякий батюшка. Про то, что в соборовании прощаются «забытые грехи», что «соборное масло» надо хранить в красном углу всю жизнь, что болезни человека сгорают в свече, которую он держит в руках при соборовании, и если свеча в процессе случайно погасла – скоро помрешь.” Священник Сергий Круглов рассказывает о собственном чудесном исцелении и своей упрямой любви к соборованию. Если батюшка не соборовал долго, значит, лентяй или кощунник Священник Сергий Круглов Одна из примет Великого поста в российских православных храмах – частое совершение таинства соборования. Конечно, все мы знаем храмы и монастыри, где соборование совершается гораздо чаще, даже, бывает, и  еженедельно; но уж Великим постом – непременно всюду. Как вы уже поняли, я говорю не о частном совершении соборования, когда конкретный больной прихожанин доползает до храма и просит его пособоровать (или призывает священника на дом) – я именно об «общем» соборовании (забавно, когда  некоторые  клирики называют его «общественным»; в современном сознании, в языке масс-медиа и соцсетей,  «общественное» (светское)  и «церковное» как раз противостоят друг другу; ну, это уж  я к слову помянул, простите  меня, филолога!..). Простите и за то, что догматически правильное  название «елеосвящение» именую кратким «соборование»:  именно это народное название стало в православной среде  привычным. Хотя, если посмотреть на то, как именно оно совершается сегодня на многих приходах , именно «соборованием» назвать его можно с натяжкой, по крайней мере,  в прежнем традиционном смысле: «соборование» — от слова «собор», то есть над ОДНИМ больным СОБИРАЮТСЯ  НЕСКОЛЬКО священников, традиционно – семь, мы же часто видим во время тех самых общих соборований, как ОДИН , хорошо если ДВА-ТРИ  батюшки, соборуют несколько ДЕСЯТКОВ человек (помню девяностые годы в нашем храме: и по двести, и по триста за раз бывало).

http://pravmir.ru/oy-i-menya-vot-etim-po...

В Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. Читайте также: Соборование. Ответы на вопросы (Соборования)   Духовный смысл Таинства Елеосвящения   Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается Великим постом , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.   Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием). Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Таинство Елеосвящения (Соборование) Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. 31 марта, 2005 Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами.   Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные (Пространный катехизис). Оно называется также молитвомаслием и соборованием. Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом (см. Мк. 16, 18). Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров. Им они вручили всю свою власть, которую получили сами от Иисуса Христа. Так, они заповедали им учить других, крестить, разрешать от грехов и прочее. Вручили апостолы пастырям Церкви и власть исцелять больных при отпущении им грехов. Для этого они установили Таинство Елеосвящения, которое часто у нас называется соборованием. Апостол Иаков об этом Таинстве говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14 — 15). С тех пор у христиан и совершается Таинство Елеосвящения.

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Виступ митрополита Волоколамського на книги С. Аверинцева промови. Слово Боже слово людське» 14 листопада 2013 р. 18:31 12 ноября 2013 года в Риме председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на презентации сборника С.С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое», которая состоялась в Центре русской культуры итальянской столицы. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа! Сборник выступлений и статей Сергея Сергеевича Аверинцева, представляемый сегодня, посвящен памяти этого замечательного русского мыслителя, 10 лет со дня смерти которого исполняется 21 февраля 2014 года. Ему же завтра будет посвящена ученая сессия в Академии «Sapientia et Scientia». Что такое память? Выдающийся переводчик и филолог, Аверинцев напоминал студентам-славистам Венского университета, где он преподавал в последние годы своей жизни, что вспоминать (по-немецки Erinnern) для христианина не означает ни отмечать годовщины, ни вспоминать о прошедшем, ни испытывать ностальгию, в той или иной степени романтическую, по человеку, которого больше нет. Вспоминать — значит искать сущность человека, которая делала его христианином. «Ad fontes!», «К истокам!»: эти слова были тем призывом Аверинцева, на котором мы расстались, когда виделись в последний раз здесь, в Риме, в итальянском Парламенте, в ноябре 2002 года, где состоялся симпозиум «К истокам европейского единства. Религия, искусство и наука», организованный и проведенный ассоциацией «София: идея России, идея Европы». В следующий раз я увидел Аверинцева уже на одре болезни в Вене, где он лежал без сознания, и я совершил над ним таинство Елеосвящения (Соборования). В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». Просвещение, которому способствовал своими трудами Аверинцев, было одновременно просвещением культурным и духовным, но оно было, прежде всего, «Светом Христовым», просвещающим всю земную жизнь человека.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3363521...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на презентации книги С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое» В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». 15 ноября, 2013 В призыве Аверинцева обратиться к истокам сокрыт призыв обратиться ко Христу, поскольку все его работы являются руководством к поискам тех самых истоков, главным из которых, несомненно, является Христос. Только в этом источнике люди могут почерпнуть «жизнь с избытком». 12 ноября 2013 года в Риме председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион  выступил на презентации сборника С.С. Аверинцева «Римские речи. Слово Божие и слово человеческое», которая  состоялась  в Центре русской культуры итальянской столицы. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа! Сборник выступлений и статей Сергея Сергеевича Аверинцева, представляемый сегодня, посвящен памяти этого замечательного русского мыслителя, 10 лет со дня смерти которого исполняется 21 февраля 2014 года. Ему же завтра будет посвящена ученая сессия в Академии «Sapientia et Scientia». Что такое память? Выдающийся переводчик и филолог, Аверинцев напоминал студентам-славистам Венского университета, где он преподавал в последние годы своей жизни, что вспоминать (по-немецки Erinnern) для христианина не означает ни отмечать годовщины, ни вспоминать о прошедшем, ни испытывать ностальгию, в той или иной степени романтическую, по человеку, которого больше нет. Вспоминать — значит искать сущность человека, которая делала его христианином. «Ad fontes!», «К истокам!»: эти слова были тем призывом Аверинцева, на котором мы расстались, когда виделись в последний раз здесь, в Риме, в итальянском Парламенте, в ноябре 2002 года, где состоялся симпозиум «К истокам европейского единства. Религия, искусство и наука», организованный и проведенный ассоциацией «София: идея России, идея Европы». В следующий раз я увидел Аверинцева уже на одре болезни в Вене, где он лежал без сознания, и я совершил над ним таинство Елеосвящения (Соборования).

http://pravmir.ru/vystuplenie-mitropolit...

Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия — свобода. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами. Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей   книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия   (греч. «eucharistia», то же, что причащение); об этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям относятся молебны (в т.ч. всяческие освящения), погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то   последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды , и, уповая на   милость Божию,   чаем ответа на наши прошения.   Таинства же   – это непреложный дар Господа нам, Его чадам.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie/

Какие иконы надо иметь дома? Иконы в квартире: куда вешать иконы? Какие иконы должны быть дома? В доме каждого православного обязательно должна быть икона Господа нашего Иисуса Христа и Крест. Это главная икона для каждого из нас. Также в домашнем иконостасе хорошо иметь икону Пресвятой Богородицы и святых, почитаемых в семье — покровителей тех, кто живет в доме, и тех, кому часто молится. Не стоит иметь слишком много икон, в домашнем иконостасе лучше иметь иконы тех, кому регулярно молишься. Не надо ставить в иконостас фотографии близких людей — живых или умерших. КНИГА протоиерея Сергия Николаева о ДОМАШНЕМ ИКОНОСТАСЕ Материальный мир, окружающий нас, мир предметов — ежедневных свидетелей нашей жизни — не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома. Приходской священник часто бывает в жилищах своих прихожан. Его призывают освятить квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство елеосвящения (соборования). Во время таких посещений я всегда обращаю внимание, какое место отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги. Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас — Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих — святые иконы. Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью. Иногда, особенно в тех семьях, где православная церковная традиция как-то прерывалась, верующие и вполне благочестивые хозяева не знают, как им лучше устроить новые для их дома святые иконы, лампады, подсвечники. Ведь икона — это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Как “вписать” ее в сложившуюся привычную обстановку? Куда вешать икону в квартире?

http://pravmir.ru/kakie-ikonyi-obyazatel...

Недавно картина мира, которая субъективно видится с моей «колокольни», серьёзно скорректировалась. Я теперь с гораздо большим уважением стал относиться ко многим нашим околоцерковным традициям, выражающим народное благочестие , которые раньше вызывали у меня чувство некоторого пренебрежения, а то и приступы горделивого интеллектуализма. Хотя, признаюсь честно, я никогда не был интеллектуалом.      Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите любую телепередачу, где священник отвечает на вопросы зрителей. О чём они, в основном, спрашивают? Значительная часть дорогостоящего эфирного времени обязательно занята вопросами о том, большим ли грехом является выкидывание на помойку скорлупы от пасхальных яиц, можно ли мыться через три дня после соборования и что делать с заплесневелыми просфорами. Отдельная категория тем непременно посвящена проблемам ношения платочков, допустимости присутствия в храме «женщин в штанах», «мужчин в шортах» и яд е ния майонеза в Петров пост . «Ну, неужели нет более серьёзных вопросов», – конфузливо думал я раньше при выслушивании очередного терпеливого и заурядного ответа миссионера, выступающего по телевидению и говорящего о том, что скорлупу от освящённых яиц выкидывать не грех, мыться можно и сразу после участия в таинстве елеосвящения, так как благодать Божия водой не смывается, а в хождении в храм в свободной одежде нет ничего такого страшного, ведь главное, собственно, ходить туда, а вопрос внешнего вида – он второстепенный. «Да и вообще, – заключал, как правило, опытный батюшка-миссионер и был, несомненно, прав – бойтесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Мф 16:6). Нельзя, конечно же, не согласиться. Фарисеи поставили во главу угла форму, позабыв про содержание. Променяли дух Закона на его букву. Отцеживая комара и исполняя с аптекарской точностью предписания Моисеева Закона (вплоть до уплаты десятины с выращенных на их огородах специй) «поядали домы сирот и вдовиц» (Мф 23:14). Ну и, конечно же, главной отличительной их чертой было тщеславие, ради которого они «увеличивали воскрилия одежд своих» (Мф 23:5) и помрачали лица свои «чтобы показаться людям постящимися» (Мф 6:16).

http://pravoslavie.ru/72276.html

О таинствах. Таинство Елеосвящения ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис). Таинство Елеосвящения называется еще «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием» (от греческ. euhelaion), но чаще «соборованием», «маслособорованием», — по собранию, «собору» пресвитеров, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея. Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине. УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА Начало елеопомазания как таинства положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: «Мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый». Первоначально таинство совершалось, как и миропомазание, чрез возложение рук совершителя (Мк. 16, 18; Деян. 28, 8—9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (5, 14–16). После апостолов о совершении таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I–V веков, а именно: во II–III веке — Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген; так, Ориген, изъясняя слова ап. Иакова: «болит ли кто в вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV в. о таинстве говорит Иоанн Златоуст, в V — историк Созомен. Апостольское предание о таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V столетии.

http://pravoslavie.ru/2168.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010