Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения

http://pravenc.ru/rubrics/122642_9.html

Православные Китая отпраздновали Пасху Москва, 9 апреля 2007 г. В Пекине, в старинном здании Красной фанзы, на территории Посольства Российской Федерации в КНР - в самом многочисленном приходе Китая - прошел торжественный пасхальный крестный ход и ночная Божественная литургия. В крестном ходе участвовало более 300 человек. Богослужение совершил иеромонах Венедикт (Лимонов), приехавший в Пекин из Владивостокской епархии (г. Уссурийск). С 4 апреля в Красной фанзе совершались богослужения Страстной Седмицы. В Великую Среду иеромонах Венедикт совершил Таинство Елеосвящения (Соборования) (соборовалось более 40 человек). В Великий Четверг, в день воспоминания Тайной Вечери, была совершена Божественная литургия святого Василия Великого. Утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий была отслужена в четверг вечером. В Страстную Пятницу - в день крестных страданий и смерти Спасителя - в Красной фанзе прошла Вечерня с чином Выноса Плащаницы и Утреня Великой Субботы с чином Погребения. В праздник Благовещения, в субботу, 7 апреля, была совершена Божественная литургия, за которой причащалось более 80 человек. После литургии отец Венедикт освятил куличи, пасху и пасхальные яйца. Прихожане постарались как можно лучше украсить куличи собственного приготовления и раскрасить яйца, соблюдая русские традиции в условиях проживания в Китае. К празднику Святой Пасхи Красная фанза благоукрасилась: появились новые подсвечники, а на алтарном месте был установлен запрестольный образ Воскресения Христова в деревянном застекленном киоте высотой три метра с подсветкой. В 23.30 в Красной фанзе началась Пасхальная Полунощница и крестный ход - торжественная процессия с хоругвями, фонарями, Евангелием, иконами, с пением стихиры Пасхи " Воскресение Твое, Христе Спасе+ " прошла около стены Красной фанзы к Поклонному кресту в парке Посольства. В конце верующие остановились перед закрытыми центральными дверями Красной фанзы, словно перед входом к Гробу Господню. В ночном небе Пекина торжественно прозвучал возглас священника: " Христос воскресе! " . В ответ зазвучали радостные голоса: " Воистину воскресе! " . На ночной Божественной литургии Евангелие читалось на церковно-славянском, русском, французском, английском, немецком и китайском языках, так как среди участников службы находились православные граждане разных стран (Россия, Франция, Украина, Греция, Сербия, Польша, США). За литургией причастилось более 80 человек.

http://pravoslavie.ru/21655.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЧТО ТАКОЕ КОНФИРМАЦИЯ? 3 мин., 01.01.2008 Существует ли в Православной Церкви обряд конфирмации? Если да, то что стоит за ним, если нет, то что он значит в Католической Церкви? Алексей Уважаемый Алексей! Конфирмацией (от лат. con firmatio - укрепление, утверждение) в Католической Церкви называется Таинство Миропомазания. Современная практика (как православная, так и католическая) признает всего семь таинств: Крещение, Причащение, Миропомазание, Священство, Брак, Соборование (Елеосвящение) и Покаяние. Остальные священнодействия именуются обрядами. Поскольку Церковь в христианском понимании есть Мистическое Тело Христа, то считается, что в церковных таинствах людям особым образом преподается божественная благодать, созидающая Церковь. В Таинстве происходит встреча Бога с человеком, которому открывается путь к обожению, к уподоблению Творцу. Христиане полагают, что таинства обладают преображающей силой приобщения христианина к Божественному естеству. Однако приобщение это невозможно, если сам человек не жаждет изменения, поэтому церковное Таинство не есть какой-то магический обряд или заклинание, способное изменить человека, независимо от его желания. По учению Православной Церкви, подлинным совершителем всех Таинств является Сам Бог, священник же есть лишь сосуд, инструмент совершения Таинства. А в некоторых особых случаях - например, " страха ради смертного " православная традиция допускает совершение Таинства Крещения даже мирянином. В раннехристианской Церкви учения о семи Таинствах не существовало, первые христиане не фиксировали количество Таинств, а также не проводили жесткого деления на Таинство и обряд (действительно, сложно назвать Таинство Брака более благодатным, чем обряд монашеского пострига). Учение о семи Таинствах сформировалось в Православии не без влияния Католической Церкви, что, конечно, ни в коей мере не умаляет значения самих Таинств. Таинство Миропомазания, о котором Вы спрашиваете, знаменует собой дар Святого Духа, печать Святого Духа (утверждение в новой жизни, начавшейся Крещением), который первые христиане получали от апостолов или первых епископов через возложение рук. Впоследствии, когда число крещаемых значительно возросло, присутствие епископа на всех крестинах стало невозможным. В Восточной Церкви Миропомазание стали совершать священники, хотя миро (благовонное масло, состоящее из более чем 64-х элементов) приготовлялось только епископом. В современной православной практике приготовление мира обычно осуществляется главой автокефальной (поместной) Церкви. То есть в Русской Православной Церкви чин мироварения совершает Патриарх или епископ - по благословению Патриарха. Происходит это один раз в году, после чего освященное миро раздастся на приходы.

http://foma.ru/chto-takoe-konfirmacziya....

Скончался епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт (Чекан) Епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт 31 декабря 2006 года в Вене на 46-м году жизни скончался епископ Единецкий и Бричанский Доримедонт. 5 декабря епископ Доримедонт попал в автокатастрофу. В тот же день он был доставлен в Кишинев и на следующий день, 6 декабря, прооперирован. 8 декабря последовала вторая операция, которую провели австрийские хирурги в Вене. Несмотря на то, что состояние епископа Доримедонта после второй операции оценивалось как стабильное, в последние дни последовало резкое ухудшение самочувствия, и сегодня утром владыка Доримедонт скончался. По сообщению пресс-службы Венской и Австрийской епархии Московского Патриархата, в последние дни состояние епископа Доримедонта, находившегося в палате интенсивной терапии венской клиники «Лоренц Бёлер», неуклонно ухудшалось. 30 декабря, накануне смерти епископа Доримедонта, епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, посетил больного и в сослужении настоятеля венского Николаевского собора протоиерея Владимира Тыщука совершил над ним таинство елеосвящения (соборования). По окончании таинства епископ Иларион прочитал над болящим разрешительную молитву. Наутро епископ Доримедонт скончался, не приходя в сознание. 31 декабря, через несколько часов после кончины епископа Доримедонта, клирики венского Свято-Николаевского собора протоиерей Хризостом Пийненбург и священник Радослав Ристич совершили у его тела первую панихиду. Заупокойная молитва о новопреставленном владыке была вознесена также в венском Николаевском соборе. В ближайшие дни тело новопреставленного епископа Доримедонта будет перевезено в Молдавию, где будет совершено его отпевание. Епископ Доримедонт (в миру Николай Федорович Чекан) родился 4 марта 1961 г. в с. Петруня Глодянского р-на Молдавии. В 1979-1981 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1983 г. поступил в Московскую духовную семинарию. В 1986 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 7 декабря 1986 г. пострижен в монашество. 6 января 1987 г. рукоположен во иеродиакона. В том же году окончил МДС и поступил в МДА. 27 декабря 1987 г. рукоположен во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/20065.html

Содержание Предисловие к четвертому изданию I. Что такое ересь II. Кто является основателем ереси иеговистов III. Правильное учение Церкви и заблуждения иеговистов 1. Священное Писание и Священное Предание 2. Церковь и Таинства 3. Как познается Бог 4. Божество Иисуса Христа 5. Лицо и божество Святого Духа 6. Святая Троица 7. Человек 8. Конец мира, Второе Пришествие и вечность 9. Другие лжеучения иеговистов IV. Чему обязано распространение иеговизма Эпилог Приложение Таинство Исповеди Таинство Елеосвящения (Соборования) Таинство Брака Таинство Миропомазания Таинство Священства Библиография     Книга известного, недавно почившего архимандрита Афонского монастыря Григориат Георгия (Капсаниса) «Наша Православная вера и заблуждения иеговистов» посвящена богословской критике еретического учения свидетелей Иеговы. Показывая его ложность и искусственность, автор вскрывает духовные причины его появления и бытования, а кроме того убедительно опровергает его с позиций церковного святоотеческого Предания. Предисловие к четвертому изданию Мы в четвертый раз переиздаем милостию Божией эту небольшую книгу, которая впервые была выпущена в свет Священной Митрополией Халкиды в 1973 году попечением блаженнейшего митрополита Халкидского Николая. На эту тему написано много достойных трудов. Польза же данного исследования в том, что оно не только в конспективном виде ниспровергает заблуждения иеговистов, но и вкратце излагает Православное учение. Таким образом, читатель имеет здесь в своем распоряжении основные положения Православного катехизиса. В настоящем, улучшенном и расширенном четвертом издании, в приложении, целиком приводятся выдержки из Священного Писания , на которые в предыдущих изданиях были даны лишь ссылки. Повторим то, что мы писали в предисловии к первому изданию. Ереси не являются чем-то новым в жизни Церкви. Диавол всегда пытался ввести людей в заблуждение с помощью ереси, чтобы они потеряли свое спасение. Худшие же еретики нашей эпохи – это так называемые иеговисты, или свидетели Иеговы, или хилиасты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Что еще нужно знать о погребении (Основные ошибки, влияющие на загробную участь умерших) Необходимо обратить внимание православных на некоторые важные особенности, дополняющие знания верующих об обряде погребения и о поминовении усопших. Святая Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения (Соборования). Были случаи явления усопших, свидетельствовавших о том, что ради сих Таинств они помилованы за гробом. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что скончавшиеся в день или час принятия Таин проходят мытарства без задержки и сподобляются Царствия Небесного. Как заказать поминовение об усопшем во время Божественной литургии? Прийти в церковь до начала службы и заказать обедню о упокоении, назвав полное имя умершего. После службы взять просфору и дома съесть ее натощак, в память об усопшем. В церкви молиться можно только за крещеных. Невозможно отпевать, равно как совершать любые церковные поминовения, некрещеных или иноверцев. В первый день Пасхи и Рождества Христова отпевание не совершается. Обычай поминать умерших в Пасху на кладбище – мирской: до Радоницы Церковь открыто не молится за усопших, только тайно, на проскомидии. Нельзя оставлять покойника в храме долее одного дня: церковь – не морг. Нельзя делать скоромный поминальный стол во время постов и по средам и пятницам, а также приносить в эти дни скоромное в церковь на канун. Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой; знайте, что «кто усопшего водкой поминает, тот ему больше муки уготовляет». Нельзя жечь свечи на могиле усопшего перед памятником, а только перед крестом или иконой. Устанавливать на могиле памятники – обычай не православный: сами усопшие являются и говорят о том, что на могилу поставили тяжесть (камень-памятник), а венки – что хомуты. Нельзя помещать фотографию усопшего на надгробие, а тем более на Крест. Нельзя отпевать умерших от пьянства, от аборта (как умерших во грехе), инаковерующих и безбожников. За них можно подавать милостыню, не называя их имени.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Храм Великомученицы Ирины Соборование: как, где, когда и для чего? 20 апреля, 2009 Храм Великомученицы Ирины Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье. Что такое Соборование? Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления  духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

http://pravmir.ru/soborovanie-kak-gde-ko...

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Освященное масло: чем отличаются Миропомазание, Елеосвящение и Елеопомазание 3 мин., 08.03.2020 В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно. Миропомазание Миропомазание после Таинства Крещения. Фото Надежды Ткаченко Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого. Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: “Печать дара Духа Святого. Аминь”. Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя. Елеосвящение (Соборование) Соборование. Фото Юлии Маковейчук Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные . Соборование нужно для того, чтобы укрепить человека в болезни, духовно поддержать его. Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование ), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

http://foma.ru/osvyashhennoe-maslo-chem-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Юлии Маковейчук Соборование в 2024 году 6 мин., 01.03.2024 Содержание Когда соборование в 2024 году? Соборование в 2024 году будет традиционно совершаться в дни Великого Поста. В некоторых храмах оно проходит также и во время Рождественского поста, но большинство верующих стараются ежегодно пособороваться именно в период Великой Четыредесятницы. Кроме того, при необходимости соборования совершаются в индивидуальном порядке в любое время года. Другое название СоборованияЕлеосвящение. Это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) Богом даруется человеку помощь в исцелении душевных и телесных недугов. Свое название богослужение получило потому, что совершать его положено собору (нескольким) священникам. Обычно – семерым, но если нет такой возможности, то соборовать может и один батюшка, и это не делает Таинство «менее действенным». В каждом храме свое расписание соборований: в каких-то храмах соборование совершается один раз за Великий пост, в других – раз в неделю или две, где-то, как, например, в Донском монастыре в Москве, даже дважды в неделю. Когда проходит соборование в Великий пост 2024? Соборования в Великий пост 2024 года проходят в каждом храме по своему расписанию. В больших приходских храмах обычно 3-4 раза за пост, в крупных монастырях – еженедельно. Соборования могут совершаться как в первой половине дня – чаще всего в 11 или 12 часов утра, так и вечером – в 17 или 18 часов. Но день и время в каждом храме назначают исходя из своих условий: расписания служб, количества и занятости священников, возможностей пригласить священников из другого храма (в идеале соборование должны совершать семь священников). В большинстве храмов соборования совершаются в будние дни. Но в некоторых храмах можно пособороваться в субботу или даже в воскресенье. Чаще всего соборования проходят в период со второй по шестую неделю Великого поста. Но «опоздавшие» могут найти храмы, где соборование совершается даже на Страстной седмице.

http://foma.ru/soborovanie-v-2018-godu.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010