О таинствах вообще Православная Церковь , как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека 1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями. Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства. Что же называется таинством? Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства. Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера. Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою. Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства. Сколько Таинств в Православной Церкви? Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование). Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание 2 , священство; а остальные повторяются. Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому. 1. О крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Таинства Церкви «Таинства Церкви» Александра (Милеанта) — краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елееосвящения (Соборования) В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью. Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати — Его слово в Священном Писании, молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают т. н. таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение-Евхаристия, брак, священство и елеосвящение. Таинства — это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается.» Епископ Александр (Милеант) Таинства Церкви Введение В олей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, — но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

При этом священником, епископом или, в крайнем случае, другим представителем Церкви, например ответственным катехизатором, над таким человеком может быть прочтена следующая древняя молитва 1го этапа оглашения, во время которой «и имя нарекается ему»: Священник знаменует его образом Креста (трижды) и говорит: «Благословен Ты, Господи, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа! Ты из всех народов избираешь Себе Народ особый, ревностный к добрым делам, — Ты же и этого раба Твоего (имя), пришедшего ко святой Твоей Церкви, благослови. Отверзи ему очи для уразумения дивных чудес Твоих, открой ему уши для слышания божественных слов Твоих, присоедини его к оглашаемым Народа Твоего, дабы во время благоприятное он был удостоен купели возрождения и одежды нетления». Снова знаменует его образом Креста (трижды), записывает его имя среди имён оглашаемых и далее молится: «Ты, Владыка, спасение послал миру — святое Слово Твоё, [Христа,] дабы Он каждого исполнил познанием Тебя как Бога, Ты отнял у лукавого душу раба Твоего, — Ты же и просвети его, и наставь на путь освящения через Христа Твоего, и не разреши более никакому злому духу иметь в нём жилище, ибо Ты один — Избавитель рода нашего, и Тебе мы приносим славу и благодарение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Если же некрещеный человек еще мал, то он может стать оглашаемым по желанию своих родителей-христиан (или хотя бы одного из них при согласовании со вторым). Для этой цели в Требнике есть специальный чин для матери, но, главное, для младенца «на 40й день по рождении», который тогда нужно использовать до рубрики «аще младенец крещен есть». Всякий оглашаемый получает полное право входить в храм и слушать чтение — главным образом, Священного писания. Он может присутствовать на всех службах, кроме тех, на которых верные соучаствуют в таинствах (Литургия верных, крещение, исповедь-покаяние, брак-венчание, соборование-елеосвящение и т. д.). Цель 1го этапа оглашения — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, дать возможность Церкви проверить самого этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений (по его духу и плодам в отношении к Богу, себе и ближним).

http://azbyka.ru/katehizacija/vozmozhnaj...

Разделы портала «Азбука веры» Канон молебный при разлучении души от тела (от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати) В Избранное Как помочь душе человека перед смертью тела Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. Церковные правила обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами . Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние . « Приходит игумен , — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго ». Предсмертное Причащение может совершаться в любое время и без соблюдения условий, необходимых для здоровых (пост, молитвы и т. д.), по чину Причащения больных. Причащение может соединяться с Елеосвящением (Соборованием). После Причастия священник читает у постели умирающего (при явных признаках приближающейся смерти) особое последование на “исход души”: «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господней при разлучении души от тела всякаго правовернаго». В случае отсутствия священника, «Канон… при разлучении души от тела…» могут прочитать сами родственники. Опустив начальный возглас священника: Благословен Бог , мирянин начинает чтение со слов: Молитвами святых отец наших… Чтение следует начинать при первых же признаках надвигающейся кончины. При чтении Канона возжигаются свеча и лампадка перед домашней иконой. Канон читается «от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати» и имеется в православных молитвословах. Кроме «Канона при разлучении души от тела» еще существует «Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет» . Этот чин читается над человеком, который испытывает тяжкие предсмертные мучения и никак не может умереть (как правило, читается священником).

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-moleb...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» София Рукова Детям о Таинствах Православной Церкви " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 13  голосов:  4.4 из  5) Многие родители задаются вопросом: как доступной, понятной ребенку форме рассказать о Таинствах нашей Православной Церкви? Как донести их суть до ребенка? Предлагаем вашему вниманию удобный и понятный рассказ в изложении Софии Руковой. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Вместо предисловия Что такое таинство? Само это слово подразумевает что-то таинственное, что-то превышающее наше разумение, когда в результате наших человеческих действий и слов, в нашу жизнь приходит что-то такое, что невозможно выразить словами, и мы становимся лучше, чище, сильнее. Вот определение таинства, которое дает нам Церковь. Таинство — это совокупность священнодействий и молитв, в результате которых на их участников нисходит благодать Святого Духа. Таинств Церкви — семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Брак, Покаяние, Священство, Соборование, или Елеосвящение. О таинствах Крещения и Миропомазания Каждый человек является гражданином, или подданным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рождается ребенок, то ему выдают свидетельство о рождении. Согласно этому документу, новорожденный является полноправным гражданином страны, в которой он родился. Теперь родителям остается лишь постепенно научить свое дитя основным законам и нормам поведения данной страны. Почти то же самое происходит и в таинстве Крещения. Однако с существенной разницей: 1) “новорожденным”, а точнее — новокрещенным, может быть как младенец, так и взрослый человек, даже весьма преклонного возраста; 2) страна, “гражданином” которой становится новокрещенный, для всех одна — Царство Небесное; 3) “родители” новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью;

http://azbyka.ru/deti/detyam-o-tainstvah...

Скачать epub pdf Аннотация «Таинства Церкви» Александра (Милеанта) – краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елеосвящения (Соборования). В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью. Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании , молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают так называемые таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (Евхаристия), брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается». Введение Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Содержание Введение Глава 1. У истоков болезни Изначальное совершенство Первоисточник болезней – первородный грех Виноват ли человек в появлении болезней? Исцеление человеческой природы воплощенным Словом Причины возникновения болезней Болезни тела и души Переменчивость состояния здоровья Глава 2. Духовное значение болезни Двойственное значение здоровья и болезни Благотворное значение болезни и страдания Знак провидения Возможности духовного роста Помощь Божия и дело человеческое Значимость терпения Основополагающая роль молитвы Пути святости Глава 3. Путь христианина к исцелению Исцеление во славу Божию Христос-врач Святые исцеляют именем Христовым Духовные пути исцеления Молитва Молитва о ближнем Молитвы святых Дар исцеления: происхождение и пределы Елеосвящение (Соборование) Принятие святой воды Крестное знамение Экзорцизм: сущность и значение Значение светской медицины Крайние взгляды Духовное восприятие светской медицины, предполагающее её оправдание через соотношение с волей Божией Исцеление приходит от Бога Пределы возможностей медицины Забота об исцелении души Выздоровление тела символизирует и возвещает духовное исцеление всего существа Недуги души опаснее болезней тела Относительность физического здоровья Обетование будущей нетленности и бессмертия Христос явился спасти также и плоть Библиография Список сокращений Источники 1. Литургические тексты 2. Тексты святых отцов и учителей Церкви Без автора Исследования Об авторе Сочинения Ж.-Кл. Ларше     Известный православный богослов Жан-Клод Ларше пытается выработать квинтэссенцию учения о телесных болезнях и их излечении. Исследуя эту тему, автор опирается на Священное Писание , труды святых отцов, литургические тексты и учение о Таинствах Церкви. Первая часть книги посвящена вопросам об источниках и причинах появления болезней, о взаимосвязи болезни со злом и грехом. Вторая часть книги раскрывает духовное значение болезней. В третьей части описаны христианские пути выздоровления, основанные на принципах церковной жизни и традициях Древней Церкви и православия. Данное исследование не имеет аналогов. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства ЕлеосвященияСоборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010