См., например: Троицкий С.В. Размежевание или раскол. Paris: YMCA-Press, 1932. 150 с.; Он же. О неправде Карловацкого раскола: Разбор книги прот. М. Польского «Каноническое положения высшей церковной власти в СССР и заграницей». М., 1992. с.; Он же. История самочинной карловацкой организации//Церковно-исторический вестник. 8. М., 2001. С. 18-68; Митрофанов Г., свящ. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. СПб., 1995. 144 с.; Вениамин (Федченков), митр. Раскол или единство//Церковно-исторический вестник. 4-5. М., 1998. С. 5-139; Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М., 2007. 398 с.; Он же. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011. 624 с.; Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей: (1921-2007)/Сост. Д.П. Анашкин. М., 2014. 620 с.; Русак В. Зарубежная Церковь ХХ век. Джорданвилль – Карлсбад – Москва – Чикаго, 2017. Т. 1. 633 с.; Т. 2. 661 с. полностью опубликован в: Митрофанов Г., свящ. Православная Церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы: К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. СПб., 1995. С. 86-88. Подробнее см: Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Маньчжурии в 1945 году/[Публ., вступ. ст. и примеч. О. В. Косик]//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. 2(23). С. 131-153. См.: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007)/Сост. Д.П. Анашкин. М., 2014. С. 489. Цит. по: Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикционные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011. С. 408. См.: Законодательство Русской Православной Церкви Заграницей (1921-2007). С. 233.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5889685...

Делегация Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле совершила паломническую поездку в Санкт-Петербург 4 ноября 2017 г. 12:45 29-30 октября 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле совершила паломническую поездку в Санкт-Петербург, чтобы молитвенно почтить 125-летие со дня рождения митрополита Елевферия (Воронцова). Митрополит Елевферий был экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с 1946 по 1951 год, а с 1951 года стал первым Предстоятелем автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. В воскресенье, 29 октября, Представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) и секретарь Представительства иеромонах Александр (Галушка) сослужили Божественную литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры , которую возглавил благочинный обители архимандрит Никита (Марков) в сослужении братии монастыря в священном сане. За богослужением молился иерарх Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсууский Арсений. По окончании Литургии архимандрит Серафим вместе с паломниками отслужили панихиду на гробнице митрополита Елевферия, находящейся в крипте Троицкого собора. Затем паломники приняли участие в братской трапезе, за которой их тепло приветствовал наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий . 30 октября, в день рождения митрополита Елевферия, в крипте Троицкого собора на гробнице иерарха была отслужена заупокойная лития. Также паломники помолились о упокоении приснопоминаемой дочери владыки Елевферия — Елизаветы Вениаминовны Чевяги, покоящейся на Лаврском кладбище вместе со своим сыном протоиереем Сергием Чевягой. Затем делегация посетила место упокоения Санкт-Петербургских (Ленинградских) митрополитов. Архимандрит Серафим отслужил панихиду по приснопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову) . Участники делегации также молитвенно помянули всех почивших иерархов, священников, монашествующих и мирян на месте сем погребенных. Далее паломники отправились в город-герой Кронштадт, где посетили недавно восстановленный Кронштадтский Морской Никольский собор, экскурсию по которому провел клирик собора иерей Адам Бокарев. Также паломники посетили музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского, где был отслужен молебен. Молитвой ко святому праведному Иоанну Кронштадтскому завершилась паломническая поездка, сообщает сайт Представительства Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5054905.ht...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии отмечает 55-летие получения автокефалии 7 декабря 2006 г. 13:48 В столице Чехии сегодня начинаются торжества, посвященные знаменательной дате. Для участия в торжествах в Прагу прибывают делегации всех поместных Православных Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий . После войны церковная жизнь в Чехии, несмотря на тяжелое положение после оккупации, постепенно восстанавливалась, но Православная Церковь была без епископа, не имелось даже кандидатов на этот пост. Поэтому с просьбой о поставлении епископа представители духовенства обратились в Сербскую Церковь . Однако Церковь в Сербии сама нуждалась в кандидатах для епископского сана. В то время (в 1945 г.) ряд приходов Русской Церкви за границей во главе с епископом Сергием (Королевым) воссоединился с Московским Патриархатом. Подкарпатская Русь вошла в СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московского Патриархата. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московского Патриархата, о чем ранее было достигнуто соглашение с Сербским Патриархатом. Тогда же произошло воссоединение Пряшевской епархии в Словакии с Чешской Церковью, а в 1948 г. Сербская Церковь окончательно отпустила православных чехов в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии — Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 г. было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две — Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. 28 апреля 1950 г. собор греко-католического духовенства и мирян в Прешове окончательно ликвидировал т.н. Ужгородскую унию. В Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/169081.htm...

С.-Петербургского Владимира (Котлярова) . 18 апр. 2000 г. митр. Владимир и генеральный директор ЦНИИ «Прометей» подписали «акт об окончательной передаче» в собственность РПЦ всех зданий лавры. К 2000 г. в лавре проживал 21 чел. братии: 2 архимандрита, 2 игумена, 8 иеромонахов, 4 иеродиакона, 1 монах и 4 послушника. При А.-Н. л. действуют иконописная школа, керамические и фарфоровые производства, златошвейные мастерские. Главными праздниками А.-Н. л. являются: Св. Троицы, Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.), иконы Божией Матери «Скоропослушница» (9 нояб.), блгв. вел. кн. Александра Невского (23 нояб.- день преставления, 30 авг. и 21 мая - 1-е и 2-е перенесения мощей). Храмы и кладбища А.-Н. л. 1) Свято-Троицкий собор, строительство к-рого началось в 1719 г. по проекту архит. Т. Швертфегера, в 1753-1755 гг. был разобран, т. к. начали рушиться своды. Лишь в 1774 г. после 2 конкурсов одобрение получил проект И. Е. Старова, выполненный в классицистическом стиле. 30 авг. 1778 г. состоялась закладка собора С.-Петербургским митр. Гавриилом (Петровым) в присутствии императрицы Екатерины II , а 30 авг. 1790 г.- освящение собора и перенесение в него мощей св. блгв. кн. Александра Невского из Благовещенской ц. обители. В 1782 г. к собору была пристроена двухъярусная колокольня. Иконостас выполнен Л. Пинкетти, И. А. Акимовым и Я. Мейтерлейтеном. Собор расписан в 1806 г. А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 г. заново П. С. Титовым по эскизам акад. Ф. Г. Солнцева. Скульптурное убранство собора выполнено Ф. И. Шубиным . 16 авг. 1933 г. решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 40-х гг. XX в. часть здания занимало жилищное управление Смольнинского р-на и Музей городской скульптуры. В 1957 г. после 2-летнего ремонта собор был открыт, заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 г. в нем совершаются регулярные богослужения. 2) Двухэтажная ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенная в 1717-1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в сев.-вост. углу мон-ря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского мон-ря в Благовещенскую ц. были перенесены мощи св. кн. Александра Невского. Верхний храм Благовещенской ц. был освящен 30 авг. 1724 г. во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиеп. Феодосием в честь Благовещения Пресв. Богородицы, служил усыпальницей для особ царствующего дома (имп. Петра III Феодоровича , Анны Леопольдовны , царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I Павловича великих княжон Марии и Елисаветы) и гос. деятелей (А. М. Голицына, А. А. Безбородко, И. И. Панина, А. В. Суворова , И. И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской ц. ведется комплексная реставрация.

http://pravenc.ru/text/64492.html

«Мы, – говорил иерарх, – по духовной линии, в то время как они... в государственно-социальной и военной». 411 Епископ Филарет (Вознесенский) , в 1945 г. столкнувшийся с советской агитацией в Китае, вспоминал: «Знали ли Вы покойного Первосвятителя Дальнего Востока, блаженной памяти Митрополита Мелетия? Святитель кроткий, смиреннейший, доступный и простой – он в то же самое время твердой рукой держал архиерейский жезл и как скала, как несокрушимый адамант стоял на страже Христовой истины на Дальнем Востоке и, в частности, в Китае, – он принял юрисдикцию Московской Патриархии. Что было причиной такого шага? «Политическая неустойчивость»? Да не будет. Владыка Мелетий не был тростию, ветром колеблемой! Но такова была пропаганда и агитация, такого «тумана» напустили те, кому это было поручено сделать из Москвы, что на какие-то моменты правильную перспективу мог потерять кто угодно, подобно тому как самый опытный кормчий может сбиться с пути в непроглядном тумане. Не забудьте: ведь в Москву приехали и служили вместе с патриархом Алексием восточные патриархи! Вот чего удалось тогда добиться Москве!». 412 Заявления о «церковной свободе», звучавшие из уст московских делегатов, сопровождались политической агитацией. Например, епископ Елевферий (Воронцов), находясь в Харбине, отслужил молебен в связи с годовщиной Октябрьской революции. Празднования сопровождались торжественным колокольным звоном. 413 Умело поставленная пропаганда, помноженная на искреннее желание некоторых клириков видеть в коммунистической стране прежнюю Россию, приносила свои плоды. Так, протоиерей Иоанн Сокаль, посетивший Москву в феврале 1945 г., по возвращении в Югославию рассказывал о переполненных храмах, о расцвете церковной жизни и «новых взаимоотношениях» Церкви и государства. Протоиерей Владислав Неклюдов, встретивший Красную армию в Белграде, с восторгом писал, что рассказы «о свирепых большевиках» оказались всего лишь вражеской пропагандой. 414 Кроме как ослеплением слова протоиерея В. Неклюдова объяснить нельзя – аресты русских эмигрантов, в том числе и священнослужителей после вступления сюда советских войск были явлением пусть не массовым, но, во всяком случае, заметным. Немало русских было к тому времени заключено в концлагере в Банате. 415 Протоиерей не мог не знать и о том, что титовские партизаны-коммунисты к тому времени уже показали свое лицо, разоряя православные монастыри. В 1942 г. подвергся разорению монастырь в Хопове. 416 В 1944 г. титовцы расстреляли во дворе монастыря святого Романа 18 человек, в большинстве своем студентов богословского факультета. 417 Но протоиерею В. Неклюдову правда стала видна чуть позже – когда он сам был отправлен в тюрьму, из которой уже не вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свято-Троицкий собор поражал своим величием, красотой и строгостью форм. Выдающиеся мастера принимали участие в отделке храма. Великолепный белого итальянского мрамора иконостас – работа братьев Пинкетти. Образа для иконостаса и всего собора выполняли ведущие мастера живописи, профессора Императорской Академии Художеств И, А. Акимов, П. С. Дрожжин, Г. И. Угрюмов, А. И. Вельский, Я. Меттенлейтер и другие. Образа для иконостаса – Спасителя и Божией Матери, а также писанные на липовых досках иконы Архангела Михаила и Архангела Гавриила на северные и южные двери храма, были написаны Иваном Акимовым. Шесть круглых образов на медных досках для царских врат, изображения четырех Евангелистов В парусах купола, образа св. Жен-Мироносиц и св. князя Александра Невского с воинством, над боковыми дверями храма, написаны Меттенлейтером. Запрестольный образ Благовещения Пресвятой Богородицы был писан Рафаэлем Менгсом, кроме того, в храм были написаны иконы, изображающие события из жития св. князя Александра Невского: «Вход св. Князя во Псков», «Невская победа» и «Видение Пелгусия». Под сводами собора были помещены двадцать скульптур святых работы Федота Шубина. После освящения Свято-Троицкий собор более не перестраивался и вплоть до 1934 года оставался главным храмом Лавры и одним из самых почитаемых храмов города. В январе 1918 года, после декрета об отделении Церкви от государства, по указанию А. Коллонтай была предпринята попытка захвата и закрытия Свято-Троицкого собора и всей Лавры. Вооруженные солдаты ворвались в Лавру, пытавшийся образумить их священник отец Петр Скипетров был убит на паперти собора. Однако тогда попытка закрыть храм и Александро-Невскую Лавру не имела успеха. Монастырь был закрыт в 1920-е годы, собор же продолжал действовать до 1934 года. Православные святыни были изъяты из храма. В 1948 году православные верующие города при активном участии правящих Митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова) ходатайствовали о передаче храма Русской Православной Церкви, который был ей возвращен в 1956 году. Здание храма находилось в плачевном состоянии. Митрополит Елевферий принял все меры к быстрейшему проведению реставрационных работ. Настоятелем собора был назначен викарный Епископ Алексий, на которого были возложены заботы по восстановлению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии (версия для печати)/Православие.Ru Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии Православие.Ru , 21 июня 2001 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой сотав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую , находяшиеся на територии Чехии, и Прешовскую и Михаловскую - на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте - предел св. новомученика Горазда): Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: (02) 29 55 95 Правящий архиерей: Христофор, архиепископ Пражский и Чешских земель / Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: 02/29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích ul. Dlostelecká 7, 160 00 PRAHA 6, тел:(02) 2491 6269 (2431 5015) факс: 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 PRAHA 1. Секретарь: прот. Вацлав Мишек Пражская епархия является наследницей Чешской Православной епархии, созданной в 1929 году и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из Чешской Православной общины, отделившейся от Чехословацкой (Гуситской) Церкви в 1924 году. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 году епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 года. 8 октября 1945 года епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце высказался за переход Чешской Православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 году епархия преобразована в Экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 году по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская Православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году и до 1992 года пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 года в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. После смерти митрополита Дорофея († 30 декабря 1999 года) на епархиальном собрании 11 марта 2000 года архиепископом Пражским был избран преосвященнейший Криштоф (Христофор Пулец), с 1988 года являвшийся епископом Оломоуцко-Брненским. 25 марта того же года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге он был возведен в сан архиепископа и с тех пор управляет Пражской епархией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Оломоуцко-Брненская епархия в качестве самостоятельной существует с 7 декабря 1949 года. Прежде являлась частью Чешской Православной епархии (см. Пражская епархия). На момент образования епархии на ее территории находилось 15 общин, окормлявшихся 14 священниками. Первым ее епископом стал сподвижник свт. Горазда прот. Честмир Крачмар. Он был рукоположен во епископа 5 февраля 1950 года в Оломоуце митр. Елевферием (Воронцовым), митр. Николаем (Ярушевичем) и архиеп. Макарием (Оксиюком). Через год после образования отдельной епархии в ней действовало уже 24 прихода. Владыка Честмир управлял епархией в течение четырех лет, после чего вынужден был оставить кафедру из-за конфликта со светскими властями. На его место был избран прот. Микулаш Келли из Прешовской епархии (один из воссоединившихся с Православием униатских священников), принявший в монашестве имя Климент. Он занимал кафедру до 1959 года. С 1959 по 1982 год кафедра оставалась вдовствующей, в результате чего епархия пришла в запустение. В 1982 г. Оломоуцко-Брненским епископом стал преосвященный Никанор, занимавший с 1980 г. Михайловскую кафедру. После возвращения епископа Никанора в 1987 году в юрисдикцию Московской Патриархии, епископом Оломоуцко-Брненским был избран игумен Криштоф (Христофор Пулец). Его епископская хиротония состоялась 17 апреля 1988 года в Оломоуцком кафедральном соборе св. Горазда I. В 1988 г. в состав епархии входило 20 общин, окормлявшихся 13 священнослужителями. К 2000 году число приходов достигло 30, а священнослужителей 47 человек. После смерти митрополита Дорофея еп. Криштоф стал архиепископом Пражским. 8 апреля 2000 года на епархиальном собрании епископом Оломоуцко-Брненским был избран преосвященнейший Симеон (Яковлевич), с 1998 года являвшийся епископом Мариансколазенским, викарием Пражской епархии. Результаты выборов были утверждены Священным Синодом Православной Церкви Чешских земель и Словакии. 9 апреля 2000 года состоялась интронизация епископа Симеона на Оломоуцко-Брненскую кафедру.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В октябре Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод выразили предварительное согласие на автокефалию Чехословацкой Православной Церкви. (Следует отметить, что автокефалия Православной Церкви в Чехословакии очень интересовала и власть. 30 января 1950 года Совет Министров СССР в секретном постановлении продекларировал необходимость независимости Чехословацкой Православной Церкви.) Официальное предоставление автокефалии состоялось 23 ноября. В Москве патриархом был подписан акт. Предстоятелем Чехословацкой Церкви был избран митрополит Елевферий (Воронцов). Торжества по случаю провозглашения автокефалии состоялись в Праге 8–9 декабря. На торжественном богослужении и интронизации митрополита Елевферия были представители Антиохийской, Русской, Румынской, Болгарской, Польской и Грузинской Православных Церквей. Как известно, акт провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви не был признан Вселенским патриархом Афинагором. Константинопольская Патриархия продолжала считать ее автономной в своей юрисдикции. 1952 год В 1952 году серьезно осложнились отношения Совета по делам Русской Православной Церкви с председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Николаем (Ярушевичем). В августе владыка отказался подчиниться требованию Совета прекратить проповедовать. По требованию отдела пропаганды ЦК ВКП(б) Г. Карпов пытался убедить митрополита изменить характер проповедей. Чиновники отдела пропаганды считали, что они " сеют среди верующих пессимизм, мракобесие, не содержат призывов к бодрости, к самоотверженному труду на пользу Родине и на укрепление мира " . Владыка отказался подчиниться. В своем письме в совет он подчеркнул, что оценивает произведенное внушение " недалеко от замысла сделать меня врагом своего народа... лишить меня свободы церковного слова " . Митрополит закрыл отдел проповедей в " Журнале Московской Патриархии " , продолжая ежедневно произносить их в храмах. Не желая быть исполнителем политических замыслов власти, он много раз ставил вопрос об освобождении его от участия в работе Всемирного Совета Мира, хотя он был искренним сторонником миролюбивых стремлений человечества. Отдел пропаганды ЦК также многократно рекомендовал патриарху Алексию подобрать более " подходящую " кандидатуру, на что Святейший ответил твердым отказом. Власть боялась проповедей владыки Николая, слишком велико было их влияние на людей. Они затрагивали самое сокровенное в человеческой душе.

http://religare.ru/2_98541.html

Патриарх Гавриил высказал также мысль о необходимости всем Православным Церквям иметь единый фронт по всем общим для них вопросам, и что для этого необходимо собраться в Москве представителям всех Православных Церквей. На Всеславянском Конгрессе в Белграде в декабре 1946 года Патриарх Гавриил высказал то, что с таким нетерпением ждали в Москве: «...он считает, что первенство в православном мире должно принадлежать Московскому Патриархату, и Русская Церковь должна стать Матерью для славянских церквей». Развивая эту мысль и констатируя антиславянскую и антисоветскую «подрывную» работу Ватикана, Патриарх Гавриил сказал: «...Вот почему нам нужно быть вместе с русским народом и Русской церковью, чтобы противостоять всем козням и вражеским замыслам всего Запада во главе с римским папой и его сторонниками» 36 . Судьба самого Патриарха Гавриила трагична. Арестованный немцами в 1941 году, проведший в плену три года и вывезенный в Германию в 1944 году, он не вернулся на родину сразу после окончания войны, не приняв политические перемены в своей стране. Но пастырский долг оказался сильнее политических неприязней... Теперь несколько слов о Православной Церкви в Чехословакии. После гибели в 1942 году единственного епископа Чешской Православной Церкви Гораздо ее каноническое существование было вообще поставлено под сомнение. Однако в 1945 году в Прагу подоспела помощь. Посланец Московской Патриархии архиепископ Орловский Фотий (Тапиро) провел переговоры с представителями верующих о принятии Чешской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата и о назначении в Чехословакию епископа из СССР Окончательно этот вопрос был решен в начале 1946 г., когда в Москву прибыла делегация от Чешской Православной Церкви. Во главе ее на правах экзарха оказался бывший епископ Ростовский Елевферий (Воронцов). В установочных документах Совета по делам Русской Православной Церкви на этот счет имеется следующее положение: «Совет считает, что Московская Патриархия должна оказывать особую помощь Православной церкви в Чехословакии и укреплять ее влияние» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010