14 Благовещенский храм в Харбине строился по инициативе митрополита Мелетия с 1930-го по 1940 г., освящен 14 сентября 1941 г. Во время «культурной революции» в 1970 г. он был взорван. 15 Институт имени св. князя Владимира был открыт 29 августа 1934 г. в составе трех основных факультетов: богословского, политехнического и восточно-экономического. Впоследствии по распоряжению властей Маньжоу-Го в 1938 г. был закрыт политехнический факультет, а в 1940 г. – восточно-экономический. Политехнический факультет и 1-й курс восточно-экономического факультета вошли в состав Североманьчжурского университета, который в начале 1938 г. переименован в Свято-Владимирский Богословский). 16 Харбинская духовная семинария была открыта в 1938 г. на базе Свято-Алексеевского реального училища. Ректором Семинарии был назначен протоиерей Аристарх Пономарев. Помимо общеобразовательных предметов в программу семинарии входили и такие специальные дисциплины, как догматическое, нравственное, пастырское богословие, катехизис, история христианской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, гомилетика, церковный устав, греческий, латинский и церковно-славянский языки. Свято-Алексеевская духовная семинария, образовавшаяся из средней школы, предоставляла возможность окончившим ее поступать во все светские и в духовные высшие учебные заведения. 17 Боксерское (или ихэтуаньское) восстание направлено против иностранцев, чье влияние на жизнь Китайской империи во многом усилилось с проникновением западных миссионеров. Во время восстания были убиты сотни христиан, разорена Русская Православная миссия. 18 Софроний (Йогель Павел Павлович), иеромонах. В детстве привезен в Харбин родителями, эмигрировавшими из России. До 1940 г. был корреспондентом – хроникером церковного отдела газет «Заря» и «Харбинское время». В 1940 г. пострижен в монашество. Был назначен настоятелем одной из церквей Маньчжурии. 19 Мефодий (Герасимов Маврикий Львович; 1856–1932), митрополит. В 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии. С декабря 1898 г. епископ Забайкальский и Нерчинский. С 1912 г. Томский и Алтайский, с июля 1914 г. Оренбургский и Тургайский. Член Священного Собора Русской Православной церкви 1917–1918 гг. С 1918 г. архиепископ. В начале 1919 г. эмигрировал. С 1920 г. архиепископ Харбинский и Маньчжурский, с 1929 г. митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

3 . Вопрос о воссоединении викария Иоанна, епископа Шанхайского 35 , за неполучением лично от него никакого ответа на призыв воссоединившихся Харбинских архипастырей, считать на сегодня открытым, к обсуждению не подлежащим. 4 . В интересах церковной икономии и по ревности к благоустроению воссоединенных епархий произвести следующую реконструкцию церковного управления в пределах Восточной Азии: а) Организовать в Восточной Азии, в пределах государств Китая и Кореи, единую Экзархию Святейшего Патриарха Московского, с резиденцией его в г. Дальнем 36 (как географическом и транспортном центре для управляемых епархий) и с представлением названия «Восточно-Азийской Экзархии». Примечание: Основанием для Экзархии, как вида управления, являются: состояние епархии в пределах другого государства – вне СССР, а также чрезмерная отдаленность их, затрудняющая необходимое для управления частое общение с возглавляющими епархию архиереями. Однако делегация не может сделать никакого отвода и против управления в виде митрополичьего округа. б) Упразднить, как не имеющую собственной территории в пределах Государства Китая, Камчатско-Петропавловскую Епархию, а также и викариатства – Хайларское и Цицикарское (в которых нет нужды). в) Ввиду длительного и серьезного болезненного состояния митрополита Мелетия, предоставить ему отпуск по болезни впредь до полного выздоровления, с сохранением полного содержания. г) Назначить исполняющим обязанности экзарха (или начальника управляющего митрополичьего округа) бывш[его] Камчатско-Петропавловского архиепископа Нестора, с оформлением по акту приема дел и архива от Харбинской митрополии, в месячный срок по получении Указа из Москвы. д) Принимая во внимание заслуги в учебном деле и в издании научных трудов викарного архиепископа Димитрия, а также удовлетворяя соответствующее пожелание викарного епископа Ювеналия – перевести их на соответствующие их церковному значению кафедры в пределах СССР. Китайско-Пекинскую кафедру считать состоящей в юрисдикции Восточно-Азийского Экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

I. История Харбинской Епархии Считаю своим долгом представить Вашему Святейшеству следующие краткие сведения о Харбинской епархии и вообще о церковной жизни в Маньчжурии, – по собственным нашим наблюдениям и представленным в наше распоряжение материалам. Харбинская епархия образовалась в 1922 г. (выделена была из Владивостокско-Камчатской епархии) постановлением «Российского Заграничного Синода» с назначением на Харбинскую епископскую кафедру проживавшего в Харбине архиепископа Оренбургского Мефодия 19 (Указ 205). После его смерти (в 1931 г.) Управляющим Харбинской епархией тем же Заграничным Синодом был назначен архиепископ Мелетий, бывш[ий] Забайкальский, возведенный в 1939 г. в сан митрополита (Указ 714), который и до ныне управляет Харбинской епархией при содействии двух своих викариев – архиепископа Хайларского Димитрия и епископа Цицикарского Ювеналия и епархиального совета, состоящего из двух протоиереев и одного мирянина. В 1941 г. было образовано под личным председательством митрополита Мелетия епископское совещание в составе архиепископа Димитрия и епископа Ювеналия – как высшая инстанция духовного суда. В епархии всего имеется 77 церквей, из числа которых – 20 в Харбине; все церкви разделены на 13 благочиний. Имеются в епархии 4 монастыря: Казанский мужской монастырь – в г. Харбине, Богородице-Владимирский женский монастырь 20 – в г. Харбине, Богородице-Владимирский мужской монастырь – в Солнечной Пади близ поселка Верх-Угра 21 и Табынско-Казанский женский монастырь в Какакаши 22 . Монашествующих в каждом не более 20 человек. Духовенством епархия изобилует; не только не имеется вакантных мест, но 20 священнослужителей – сверхштатные. В г. Харбине очень развита церковная благотворительность. В целях оказания помощи бедным, сиротам, престарелым и больным образованы при церквах разные благотворительные организации: 1) Братство «Нечаянная радость» при Харбинском Николаевском Соборе, 2) Приют – убежище им. Митрополита Мефодия 23 , 3) Серафимовская народная столовая с 3-я приютами при ней, 4) Ольгинский детский приют при женском монастыре 24 , 5) Софийское похоронное бюро, 6) «Дом Милосердия» Архиепископа Нестора, 7) Приют – училище «Русский Дом». Для духовенства и его семей при Епархиальном Совете имеется Отдел взаимопомощи и похоронная касса. II. Богословский факультет

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

С нач. 40-х гг. ХХ в. в связи с болезненным состоянием и из-за преклонного возраста отошел от дел, фактически передав управление епархией своему викарию Хайларскому еп. Димитрию (Вознесенскому ; с 1944 архиепископ). 12 февр. 1944 г., после того как япон. военные власти потребовали от рус. населения Маньчжурии демонстративного почитания легендарной прародительницы имп. дома Японии богини Аматэрасу Оомиками , М. вместе со своими викарными епископами Димитрием (Вознесенским) и Ювеналием (Килиным) выступил с архиерейским посланием, в к-ром правосл. духовенству и мирянам Харбинской епархии запрещалось участие в языческих молениях. Несмотря на давление япон. властей, М. отказался дезавуировать свое послание и заявил, что готов проявлять лояльность к существующей власти только при отсутствии принуждения православных к действиям, противоречащим основным положениям их веры. Япон. власти были вынуждены отказаться от своих требований. В конце второй мировой войны Харбинская епархия утратила связи с Архиерейским Синодом РПЦЗ. 16 июня 1945 г. датируется письмо, подписанное архиереями Харбинской епархии М., его викариями архиеп. Димитрием и еп. Ювеналием и пребывавшим в Харбине архиеп. Нестором, патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой о принятии их в юрисдикцию РПЦ (текст послания был опубл. в окт. 1945). В авг. того же года Маньчжурия была занята советскими войсками. 26 окт. 1945 г. в Харбине во время визита туда делегации Московского Патриархата во главе с Ростовским еп. Елевферием (Воронцовым ; впосл. митрополит) М. вместе с архиепископами Димитрием и Нестором и еп. Ювеналием подписал акт о воссоединении с РПЦ. При этом, однако, нек-рое время в храмах Харбинской епархии за богослужением поминали как патриарха Алексия, так и, после него, первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) . 27 дек. 1945 г. Свящ. Синод РПЦ принял постановление о присоединении к Харбинской епархии и о создании Восточноазиатского церковного окр. (см. Восточноазиатский Экзархат РПЦ) под временным управлением архиеп.

http://pravenc.ru/text/2562836.html

Собор был освящён 30 августа 1790 года, тогда же перенесены в него мощи св. кн. Александра Невского, кроме того в соборе захоронена частица мощей Св. Апостола Андрея Первозванного. Как упоминает С.В. Булгаков, " Царские двери сделаны из старорусского дуба, и в них 6 круглых образов написаны на меди живописцем Мейтерлейтеном. Престол из того же старорусского дуба с 2 кипарисовыми досками. Против правого клироса у столба устроено царское место. В нише, за правым клиросом, в великолепной серебряной раке, устроенной усердием императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в Колыванских рудниках, почивают мощи святого князя Александра Невского. Святая рака украшена чеканным барельефами, представляющими важнейшие подвиги из жизни святого князя и его преставление. На верхней доске раки написан на полотне образ святого Александра Невского во весь рост. Серебряная крышка раки утверждена над нею в виде балдахина. На крышке - серебряная подушка, отливная, на которой утверждены княжеские регалии: корона, держава и меч " (Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " ). Собор расписан в 1806 году А. делла Джакомо по эскизам Дж. Кваренги, а в 1862 году заново П.С. Титовым по эскизам акад. Ф.Г. Солнцева. В соборе кроме икон разместили и живописные картины: образ Благовещения Пресвятой Богородицы кисти Рафаэля Менгса, картина " Спаситель Благословляющий " Антониса ван Дейка, " Воскресение Христово " Питера Пауля Рубенса. Из былого великолепия теперь осталось очень мало. После революции все ценности и произведения искусства изъяли, многие из них были вывезены в музеи, но затерялись где-то в многочисленных хранилищах. Здание с 1923 по 1926 год передали обновленческой церкви. 16 августа 1933 года решением Леноблисполкома собор был закрыт и передан Дому чудес и технических достижений Ленинграда. В 1940-х годах часть здания собора занимало жилищное управление Смольнинского района и Музей городской скульптуры. В 1957 году храм, как приходской, был возвращен Православной церкви и после двухлетнего ремонта заново освящен митр. Ленинградским Елевферием (Воронцовым). С 1957 года в нем совершаются регулярные богослужения. Далее крупные реставрационные работы в соборе были проведены к 1000-летию крещения Руси в 1986-1988 годах. В 1991 году городские власти приняли решение о постепенном возвращении епархии всего комплекса лавры.

http://sobory.ru/article/?object=05272

Но мысль о священстве никогда не оставляла его. Послабление политики государства в отношении к Церкви вселяло надежды, что Бог открывает ему дорогу к служению. В1955 г. будущий владыка обращается к митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову) с просьбой о рукоположении. С митрополитом Григорием они были знакомы давно: в 1930 году вместе содержались в Доме предварительного заключения на Шпалерной улице, и, конечно, тот благословил Михаила Николаевича и велел готовиться к принятию духовного сана Будущий владыка вновь пошел учиться – на этот раз в Ленинградскую духовную семинарию. Под руководством протоиерея Михаила Гундяева (отца Святейшего Патриарха Кирилла) Михаил Мудьюгин проходил заочно семинарский курс, готовясь к рукоположению. Но судьба вновь преподнесла испытание: митрополит Григорий умер, не успев совершить рукоположение. Его преемник Елевферий (Воронцов) испугался делать священником доцента и кандидата наук. Тогда органы безопасности зорко следили за Церковью, старались не допускать к рукоположению образованных людей: по их замыслу церковнослужители должны быть отсталыми мракобесами, а потому в семинарию брали главным образом из деревенской полуграмотной среды. После смерти Сталина резко усилилась антирелигиозная пропаганда в стране, кое-где возобновились репрессии, снова стали арестовывать церковных людей. Стало ясно, что в Ленинграде Михаилу Мудьюгину пастырем не быть. Помог митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), он рекомендовал его епископу Вологодскому Гавриилу (Огородникову). В июле1958 г. доцент Мудьюгин уволился из Горного института, а 28 сентября был рукоположен в сан священника в вологодском кафедральном соборе Рождества Богородицы, где и служил в течение двух последующих лет. В1960 г. болезнь жены заставила его перевестись в Устюжну, городок на западе Вологодской области с более сухим, чем в Вологде, климатом, где он служил в храме Казанской иконы Божьей Матери. В общей сложности отец Михаил прослужил на вологодских приходах шесть лет.

http://pravmir.ru/aphiepiskop-mihail-mud...

1949 г., а в нояб. 1950 г. в Будапешт прибыл митр. Пражский и всей Чехословакии Елевферий (Воронцов) , он совершил в В. неск. богослужений и рукоположил новых священнослужителей. В июле 1950 г. Временное высшее управление и находящееся в его подчинении благочиние приняли в свой состав 7 приходов, в дек. 1950 г. был создан еще один временный рус. приход, в 1953 г. присоединились 2 венг. прихода, в 1956 г.- один. С 10 по 31 авг. 1951 г. для священно- и церковнослужителей были организованы курсы, на к-рых проводились занятия по изучению Свящ. Писания, по богословию и литургике. В этот период в В. открылись новые правосл. храмы и приходы, улучшилось их материальное обеспечение. В 1952 г. было начато издание ежемесячного ж. на венг. языке «Эдьхази кроника» (Церковная летопись), продолжающееся и в наст. время. 21 марта 1996 г. Свящ. Синод РПЦ принял решение о назначении архиеп. Берлинского и Германского Феофана (Галинского) управляющим правосл. приходами в В. 29 дек. 1999 г. на заседании Свящ. Синода РПЦ архиеп. Берлинский и Германский Феофан (Галинский) был освобожден от временного управления Венгерским благочинием, архипастырское окормление приходов было поручено еп. Павлу (Пономарёву) , назначенному на Венскую и Австрийскую кафедру. Решением Свящ. Синода от 19 апр. 2000 г. благочиние было преобразовано в Будапештскую и Венгерскую епархию , правящим архиереем к-рой был назначен еп. Павел (Пономарёв) с титулом «Венский и Будапештский». В 2003 г. епископом Венским и Австрийским и управляющим Венгерской епархией был назначен еп. Иларион (Алфеев). В наст. время Православие в В. объединяет верующих 6-7 национальностей, входящих в состав 5 юрисдикций. Ок. 40 серб. приходов и жен. мон-рь Грабовац по-прежнему входят в состав Будимской епархии Сербского Патриархата с центром в г. Сентендре. В состав Дьюльской епархии Бухарестского Патриархата входят 20 приходов, с центром в г. Дьюла, окормляющие верующих румын. национальности. Софийский Патриархат представлен в В. отдельным благочинием, в состав к-рого входят 2 прихода в Будапеште.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Елевферий (Воронцов) и рукоположил новых священнослужителей для Венгерского благочиния. 10-31 авг. 1951 г. И. Кополовичем были организованы курсы для священно- и церковнослужителей с целью расширения богословских познаний и укрепления богослужебных навыков слушателей. Были открыты новые храмы и приходы, улучшена материальная жизнь духовенства. В 1952 г., согласно ходатайству прот. Кополовича, был начат выпуск правосл. ежемесячного журнала на венг. языке «Церковная летопись» (Egyházi Krónika). 21 янв. 1954 г. прот. И. Кополович награжден правом ношения 2 наперсных крестов с украшениями. 30 июля 1954 г., согласно прошению, он был уволен с должности благочинного венг. правосл. приходов. С 15 дек. 1954 г. Кополович - настоятель кафедрального собора в Мукачеве и секретарь ЕУ. 10 июня 1955 г. направлен в распоряжение Митрополичьего совета Православной Церкви в Чехословакии и назначен генеральным викарием Прешевской правосл. епархии. Был награжден орденом святых Кирилла и Мефодия 3-й степени и правом совершения Божественной литургии при открытых царских вратах до Херувимской песни. В 1955 г. Патриархом Алексием I награжден митрой. В 1961 г. окончил Прешевский богословский правосл. фак-т. В 1963 г. удостоен степени доктора богословия за соч. «Кирилло-Мефодиевская церковь в Великоморавской державе и ее каноническое положение». В сент. 1964 г. овдовел. 1 дек. того же года, согласно прошению, оставил службу в Чехословакии и вернулся в Мукачевскую епархию. С сент. 1965 г. преподаватель аспирантуры МДА, одновременно был сотрудником ОВЦС. Принят в число братии Троице-Сергиевой лавры , 12 нояб. 1965 г. пострижен в монашество с именем Ионафан, 14 нояб. возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1965 г. в связи с образованием Тегельского вик-ства Берлинской епархии Среднеевропейского Экзархата И. определен епископом Тегельским. 28 нояб. архиерейскую хиротонию И. в ТСЛ возглавил Патриарх Алексий I. 23 июня 1966 г. назначен временно управляющим Берлинской епархией и исполняющим обязанности экзарха в Ср.

http://pravenc.ru/text/578360.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

Особенно тесными стали связи Русской и Румынской Церквей после смерти 27 февраля 1948 г. Владыки Никодима и избрания Патриархом митрополита Юстиниана (Марины) 24 мая того же года. Он родился в 1901 г. в семье крестьянина с. Суешты в Олтении, в 1923 г. окончил Духовную семинарию и в 1929 г. — богословский факультет Бухарестского университета, в 1945 г. был хиротонисан во епископа и в 1947 г. назначен митрополитом Молдовы и Сучавы. В 1949 г. Патриарх Юстиниан был избран почетным членом Московской Духовной Академии, а в 1966 г. — Ленинградской Духовной Академии; он управлял Румынской Церковью почти 30 лет, вплоть до своей кончины 26 марта 1977 г. На состоявшихся 5 марта 1948 г. похоронах Патриарха Никодима Московскую Патриархию представлял глава Чехословацкого экзархата митрополит Елевферий (Воронцов). В своей докладной записке в Совет по делам Русской православной церкви от 9 марта он сообщил, что, несмотря на убеждения Константинопольской Патриархии, Румынский Синод решил послать на Московское совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей свою делегацию, которая в принятии всех постановлений будет солидарна с Московской Патриархией. Синод также получил приглашение на экуменический съезд в Амстердаме, но дал уклончивый ответ, что его отношение к экуменическому движению может быть выяснено только после Московского совещания. Для уточнения совместной позиции 29 марта 1948 г. в Москву приезжала небольшая румынская делегация в составе епископа Орадиевского Николая (Поповича), профессора Винтилеску и министра по делам религии Стояна. [lxiv] В свою очередь, делегация Московской Патриархии во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем) присутствовала в июне 1948 г. в Бухаресте на интронизации нового Румынского Патриарха. В работе Московского совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 г. лично участвовал Патриарх Юстиниан, который по всем основным вопросам поддерживал Московскую Патриархию, в том числе в принятии антиэкуменического постановления. [lxv]

http://bogoslov.ru/article/656598

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010