Архив Пн Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии 16 января 2011 г. 15:05 Митрополит Елевферий (Воронцов) (1951-1955) Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов) родился в 1892 году в подмосковном селе Ромашково в семье священника. Закончил Московскую духовную семинарию и академию . После женитьбы в 1915 году был рукоположен ректором МДА епископом Волоколамским Феодором во пресвитера. С 1916 года служил в должности законоучителя в Марфо-Мариинском институте. После революции служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии . Овдовел. В 1943 году принял монашество и был рукоположен во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 году посетил Харбин, где принял в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточные русские приходы. По окончании Великой Отечественной войны был награжден Советским правительством медалью «За трудовую доблесть». 5 апреля 1946 года назначен экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. В 1948 году возведен в сан митрополита. В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви избран ее первым Предстоятелем с титулом Митрополита Пражского и всея Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия (honoris causa) Православного богословского факультета в Прешове. В этом же году был награжден церковным орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В июле 1956 года правительством Чехословакии награжден Орденом Республики. В 1955 году в связи с перенесенным инфарктом миокарда приехал в Москву на лечение, где в конце года сложил с себя полномочия Предстоятеля и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 года. Митрополит Иоанн (Кухтин) (17 мая 1956 — 1964) Митрополит Иоанн (Михаил Иванович Кухтин) родился в 1901 году в Ростовской области в семье священника. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, которую не успел закончить. В 1920 году эмигрировал в Грецию, а через два года переехал в Югославию. В 1926 году закончил Призренскую духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/1410111.ht...

434. 272, 273, 276, 279 Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич); (14 октября 1868 – 31 декабря 1940). Окончил Курскую ДС (1889). Учитель церковно-приходской школы в сл. Ямской, с 1890 – священник с. Тростяницы Курской епархии. В 1900 поступил в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1904, к. б. В 1904 пострижен в монашество. Преподаватель Подольской ДС, с 18 июля 1906 – инспектор Холмской ДС, с 26 января 1909 – ректор Смоленской ДС, архимандрит. С 21 августа 1911 – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии, с 28 июня 1921 – архиепископ Виленский и Литовский, с 15 ноября 1926 – митрополит, с 30 апреля 1931 – управляющий западноевропейскими приходами. 387 Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович); (17 октября 1892 – 27 марта 1959). Родился в с. Ромашково под Москвой, в семье священника. Окончил Московские ДС (1912) и ДА (1916), к. б. 21 ноября 1915 рукоположен во священника. С 1916 – приходской священник в Москве, затем в Ивановской епархии. С 1927 – протоиерей. 9 августа 1943 пострижен в монашество. С 10 августа 1943 – епископ Ростовский и Таганрогский. С 5 апреля 1946 – архиепископ Пражский и Чешский, Экзарх Московской Патриархии. 26 апреля 1946 награжден правом ношения креста на клобуке. С 18 июля 1948 – митрополит. С 8 декабря 1951 – глава Чехословацкой Православной Церкви. С 28 ноября 1955 – митрополит Ленинградский и Новгородский. 22 октября 1956 освобожден от управления Новгородской епархией. С 1 января 1957 – митрополит Ленинградский и Ладожский. См.: Митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий. (Некролог.)//ЖМП. 1959. 5. С. 10–15. 437, 459, 463 Елецкий Владимир Николаевич; (1826 – 8 декабря 1898). Окончил Санкт-Петербургский университет (1849). С 19 ноября 1849 – старший учитель географии Вологодской губернской гимназии. В 1863 командирован в Петрозаводск и 8 февраля 1864 утвержден в должности директора училищ Олонецкой губернии; в 1874 переименован директором Олонецкой гимназии и оставался им до выхода в отставку 24 июня 1890. Один из главных устроителей Алексеевской общественной библиотеки в Петрозаводске (открыта 1871); состоял членом ее распорядительного комитета по должности; в 1881–1888 – председатель этого комитета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

выше). Следует, однако, отметить, что сегодня в Православной Церкви Чешских Земель и Словакии понимают этот Томос не как «возвышение» в автокефалию, а лишь как признание Константинополем уже существующей автокефалии и как восстановление с ним братских отношений. Архиепископ Пражский Христофор, посетивший осенью 2001 г. Московскую духовную академию, в интервью студенческому православному журналу «Встреча» в ответ на вопрос: «Как сегодня строятся ваши взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом? Как относится ваша Церковь к Томосу, который Патриарх Варфоломей издал в 1998 году?» заявил: «Наш Поместный Собор очень ясно в своем решении сказал, что этот Томос мы принимаем как подтверждение нашей автокефалии, полученной в 1951 году. Именно в 1951 году был издан Акт Святейшего Патриарха Московского и всея Руси —231— Алексия I, который даровал автокефалию Чехословацкой Церкви. Мы считаем себя автокефальной Церковью именно с этого дня, 8 декабря 1951 года» 616 . 10. Митрополиты Чехо-Словацкой – ныне Чешских Земель и Словакии – Православной Церкви 1. Первым Предстоятелем Чехословацкой Православной Церкви был митрополит Елевферий (в миру Вениамин Александрович Воронцов). Он родился в 1892 г. в подмосковном селе Ромашково, где отец его был священником. Во время обучения в московских Духовных школах – Семинарии и Академии – Вениамин Воронцов выделялся среди своих сверстников как прекрасный проповедник. В последний год учебы (1915) он был рукоположен ректором Академии епископом Волоколамским Феодором в сан священника. После окончания Московской духовной академии в 1916 г. отец Вениамин был назначен на должность законоучителя в Марфо-Мариинский женский институт и настоятеля домовой при нем церкви; затем служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии. В это время он лишился супруги, оставившей ему двух дочерей и сына. В 1943 г. он принял монашество и был рукоположен в Богоявленском Патриаршем Соборе во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 г. епископ Елевферий по поручению Святейшего Патриарха Алексия посетил Харбин, где словом своего убеждения вернул из карловацкого раскола в лоно Матери-Церкви иерархов и духовенство дальневосточных русских приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Епископа Елевферия Московская Патриархия вскоре направила в Чехословакию окормлять православные приходы. Туда же из детей он взял с собой Лилю с мужем, который погиб в автомобильной катастрофе в Чехословакии (его машина, «Татра», потеряла управление на большой скорости). Осенью 1955 года митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий был переведен на ответственную Ленинградскую кафедру после смерти ее предстоятеля митр. Григория (Чукова). Туда же с ним переехали и его дети – Лиля с сыном Сергеем (впоследствии – протоиерей) и Алексий – диакон. Скончался митрополит Елевферий в 1959 г. 256 и погребен в крипте Свято–Троицкого собора Александро–Невской Лавры. Возвратимся, однако, в Ростов, где осталась его дочь – Анна. Осенью 1947 г., в Ростов был назначен еп. Сергий (Ларин Сергей Ив., 11.03.1908.–12.09.1967.), бывший обновленческий деятель, который, по словам Анны Вениаминовны, одно время (в 1943–1944 гг.), служил в Загорске в Ильинском храме. 257 Он приехал из Одессы с целой свитой и даже с собаками. Секретарем при нем был игумен Пимен (Извеков), весьма строгих взглядов на монашество, по словам Анны Вениаминовны. В частности, он порицал своего патрона за ухаживания за секретаршей, потом ставшей его неофициальной женой. 258 Ларин говаривал про Пимена, что если тот будет когда–либо архиереем, то будет гораздо более строгим в отношении к другим, чем он сам (Ларин). По характеру Ларин был очень отходчив, хотя и строг, его боялись, у него был строгий порядок. Как человек, по словам Анны Вениаминовны, он был очень хороший. Семья Голубцовых жила в одном дворе с Лариным, который стал крестным одного из их детей – Сергея (род. 29.1.1947 г.). Чин же крещения выполнял игумен Пимен в домовой церкви во дворе их дома. Как передавала Анна Вениаминовна, Сергий Ларин говорил, что он Пимена выручил из какой–то беды или взял на поруки, но подробностей она не знает. Еще тогда ходил слух, что будто бы Пимен был в войну адъютантом у Малиновского, но об этом не говорили ни Пимен, ни Сергий Ларин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Дело сдать в архив. 239 Очерк создан на основе записанного автором в июне 1992 г. рассказа Анны Вениаминовны с привлечением других материалов. 240 На известной семейной фотографии (1909 г.) изображен сидящим на коленях матери Ольги Сергеевны. 241 Об этой обители см.: 1) Любовь Миллер. «Св. мученица... Великая княгиня Елизавета Федоровна»; 2) Людмила Максимова. «Я принадлежу Москве...» – «Моск. журнал» 1991 Г., 2, с. 47–53. 3) Апполинария Соловьева. Воспоминания. – Там же, с. 55–56 (там и др. статьи). 242 В 1992 г., когда составлялся этот очерк, здание лазарета принадлежало поликлинике 68, главврач которой Р.А. Пумырзина солидаризировалась с предстоятелем религиозной общины прот. Алексеем Аверьяновым, непосредственно подчинявшимся епископу Каннскому Варнаве из Зарубежной РПЦ. Они не хотели отдавать ни это здание с домовой церковью, ни Покровский собор, где расположен Реставрационный центр имени ак. Игоря Эмман. Грабаря. Директор – А.П. Владимиров настроен был, кажется, в пользу претендентов – благотворительной общины под номинальным руководством Майи Николаевны Крючковой, а фактическим – протоиерея Бориса Гузнякова, настоятеля храма «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке, где Крючкова была пом. старосты (или старостой), и куда распоряжением Патриарха приписана была пока эта обитель. И. Сологуб, автор статьи об той обители в газете «Путь» 9/22 за 1992 г., с. считал позиции обеих сторон в их споре не законными по разным причинам. 244 Где–то весной 1992 года в этом больничном храме стал служить о. Алексий Аверьянов, клирик Русской Зарубежной Церкви, до этого состоявший в Рус. Патриаршей и служивший в Егорьевске до какого–то конфликта. Персонал этой поликлиники, решивший образовать общину, не получив благословения от Патриарха, получил его от американского митрополита Виталия. 245 Воронцов Вениамин Ал–др. род. 30.10.1892 (см. примеч. N 56). Канд. сочинение: «Учение ветхозаветного слова Божия о страданиях человеческих (кн. Иова)». 246 Марией Милославиной (род. 20.01.1896), старшей дочерью священника Красюковской церкви Михаила Архангела Сергиева Посада – о. Николая (†1921) и Александры Дмитриевны (†февр. 1954 г., дочь диакона из Бронниц Моск. обл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В 1871- 1874 г.г. по благословению святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского с помощью известного благотворителя, московского купца Александра Яковлевича Полякова при разрушающемся Успенском храме была устроена из красного кирпича новая теплая трапезная часть с приделами Святителя и Чудотворца Николая и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, а также возведена коло¬кольня. Успенскую же церковь в 1892 г. решили разобрать и на её месте построить из красного кирпича новый храм. Как и строительство трапезной части и колокольни, постройку главной части Успенского храма взяли на себя известные московские промышленники Поляковы, владельцы шерстоткацкой фабрики Товарищества Знаменской мануфактуры на речке Бане Московско¬го уезда. Они же владели имением в приходе Успенской в Черневе церкви. Проектные работы были выполнены московским архитектором Николаем Ивановичем Какориным. Завершилось строительство и благоукрашение нового Успенского храма в Черневе в 1897 г. 15 июня 1897 г. состоялось его освящение. В Московских церковных ведомостях писалось об этом: " Храм древнегреческого стиля, ико¬ностас поставлен мореного дуба, 2-х ярусный работы московского иконостащика Москалева. В том же духе положены уборки, стенная и иконная живопись работы известного иконописца И.С. Чирикова. В общем, храм на молящегося производит впечатление величия, красоты, торжественности, возбуждающее религиозные чувства " . После революции 1917 г. Успенский храм в Черневе постигла судьба большинства храмов России. В 1922 году из него была изъята вся серебряная утварь. В 1938 г. храм обложили непомерным налогом – около 8 тысяч рублей. Собрать столько денег не смогли, и власти церковь закрыли. Колокольню и купол разрушили, в храме устроили клуб, многие иконы сожгли. Диакон Успенского храма Виктор Любимов был арестован в феврале 1938 г. и расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Последним настоятелем Успенского храма в Черневе с 1913 г. до его закрытия в 1938 г. был протоиерей Николай Воронцов, родной брат митрополита Ленинградского и Ладожского Елевферия (Воронцова). Знаменитый митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) был племянником супруги отца Николая – Елизаветы Дмитриевны. Скончался протоиерей Николай Воронцов в 1968 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

4. На очень большом расстоянии в этой части горо­да нет действующих церквей. 5. Собор окружен кладбищем. При его ликвидации в собор можно перенести останки иерархов. 6. Перед фасадом Лавры расположена площадь Алек­сандра Невского. Самое название площади связывает все это место с именем благоверного князя, не только свя­того, но и великого государственного деятеля русской истории и принципиально требует наличия собора, где было бы возможно почитание Его светлого имени...» [xxix] . Со Свято-Троицким собором Александро-Невской Лавры владыку связывали его главные жизненные воспоминания. Впервые под его величественные своды выпускник Олонецкой Духовной семинарии Николай Чуков, прибывший в Санкт-Петербург поступать в Духовную Академию, вошел в августе 1891 г. и получил «благословение на успешную сдачу» экзаменов от 92-летнего старца митрополита Исидора. Дальше были и лаврские праздники, и сослужение со священномучениками митрополитами Вениамином и Серафимом, и отпевание друзей и сослужителей - академика Б.А. Тураева, проф. А.А. Дмитриевского и своего научного руководителя проф. И.Г. Троицкого... Экзамен по возрождению своей «Alma mater», Санкт-Петербургских духовных школ, митрополит Григорий «сдал успешно». «Открыть собор - и умирать можно спокойно...» [xxx] , - сказал как-то владыка своей внучке, когда они вместе гуляли по лаврскому саду. Для воз­вращения Свято-Троицкого собора верующим, митрополит Григорий сделал все возможное и полностью подготовил почву для его открытия, но долгожданного со­бытия владыка не увидел. 5 ноября 1955 г. приснопоминаемый митрополит Григорий отошел ко Господу. 11 ноября его прах был торжественно погребен в Крестовой церкви св. блгв. кн. Александра Невско­го в Духовском корпусе Лавры. Открытие Свято-Троицкого собора произошло через год после блаженной кончины преосвященного мит­рополита Григория, когда правящим архиереем епархии стал митрополит Ленинградский и Новгородский Елевферий (Воронцов). 27 марта 1959 г. в Крестовой церкви рядом с митрополитом Григорием был погребен митрополит Елевферий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

При этом Чешская делегация настаивала на том, чтобы в Прагу был назначен епископ не из числа русских эмигрантов. Это был ясный намек на владыку Сергия. Поэтому участвовавший в переговорах митрополит Николай (Ярушевич) специально пояснил, что епископ Сергий возглавляет только русские приходы и вовсе не стремится подчинить себе Чешскую епархию . 14 января 1946 года Патриарх Алексий подписал «Опре­деление об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии», в котором говорилось о создании на территории Чехословакии отдельного Экзархата Московской Патриархии. В его состав были включены все православные приходы на территории Чехословацкой республики (как чешские, так и русские эмигрантские). 16 апреля того же года экзархом Московской Патриархии в Чехословакии был назначен архиепископ Елевферий (Воронцов). Владыка Сергий был тогда же освобожден от управления русскими церквами в Чехословакии и назначен лишь временно исполняющим обязанности настоятеля русского храма в Праге . В феврале 1946 года архиепископу Сергию удалось выехать из Праги в Париж для того, чтобы принять здесь участие в хиротонии епископа Никона (Греве), состоявшейся 24 февраля . Здесь владыка Сергий в последний раз встретился с уже тяжело больным митрополитом Евлогием. Владыка Евлогий высказал желание, чтобы его погребение совершили архиепископы Владимир (Тихоницкий) и Сергий (Королев) . Некоторые из русских парижан предполагали, что владыка Сергий станет преемником митрополита. «Но случилось иное. Митрополит Евлогий потребовал, чтобы владыка возвращался в Прагу: " Ты должен быть там, где твоя паства " ». Парижские друзья уговаривали архиепископа Сергия не возвращаться в Чехословакию, поскольку это опасно. Однако он отвечал: «Я это знаю, и сам не хочу ехать, но ослушаться не могу» . Владыка Сергий проявил полное послушание митрополиту Евлогию, которого он с момента монашеского пострига считал своим духовным отцом, и вновь вернулся в Чехословакию. Архиепископ Елевферий прибыл в Прагу 19 мая 1946 года.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

При этом Чешская делегация настаивала на том, чтобы в Прагу был назначен епископ не из числа русских эмигрантов. Это был ясный намек на владыку Сергия. Поэтому участвовавший в переговорах митрополит Николай (Ярушевич) специально пояснил, что епископ Сергий возглавляет только русские приходы и вовсе не стремится подчинить себе Чешскую епархию 14 января 1946 года Патриарх Алексий подписал «Опре­деление об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии», в котором говорилось о создании на территории Чехословакии отдельного Экзархата Московской Патриархии. В его состав были включены все православные приходы на территории Чехословацкой республики (как чешские, так и русские эмигрантские). 16 апреля того же года экзархом Московской Патриархии в Чехословакии был назначен архиепископ Елевферий (Воронцов). Владыка Сергий был тогда же освобожден от управления русскими церквами в Чехословакии и назначен лишь временно исполняющим обязанности настоятеля русского храма в Праге В феврале 1946 года архиепископу Сергию удалось выехать из Праги в Париж для того, чтобы принять здесь участие в хиротонии епископа Никона (Греве), состоявшейся 24 февраля Здесь владыка Сергий в последний раз встретился с уже тяжело больным митрополитом Евлогием. Владыка Евлогий высказал желание, чтобы его погребение совершили архиепископы Владимир (Тихоницкий) и Сергий (Королев) Некоторые из русских парижан предполагали, что владыка Сергий станет преемником митрополита. «Но случилось иное. Митрополит Евлогий потребовал, чтобы владыка возвращался в Прагу: “Ты должен быть там, где твоя паства”». Парижские друзья уговаривали архиепископа Сергия не возвращаться в Чехословакию, поскольку это опасно. Однако он отвечал: «Я это знаю, и сам не хочу ехать, но ослушаться не могу» Владыка Сергий проявил полное послушание митрополиту Евлогию, которого он с момента монашеского пострига считал своим духовным отцом, и вновь вернулся в Чехословакию. Архиепископ Елевферий прибыл в Прагу 19 мая 1946 года.

http://bogoslov.ru/article/1801282

Если их нет и даже нет бесспорных и канонических кандидатов на епископство, то говорить об автокефалии, конечно, преждевременно».    10 января 1946 г. в Москву прибыла делегация Чешской Православной Церкви во главе с администратором Чешской епархии протоиереем Честмиром Крачмаром. От имени епархиального съезда, состоявшегося в Оломоуце в ноябре 1945 г., делегация просила Патриарха Алексия I о принятии Чешской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В своей речи перед Патриархом, произнесенной на церковнославянском языке, протоиерей Честмир Крачмар рассказал об истории Чешской Православной Церкви. Московская Патриархия дала принципиальное согласие на прием Чешской Церкви в состав Русской, начались переговоры между Сербской и Московской Патриархиями сначала в Москве, а затем в Белграде в феврале 1946 г. В марте 1946 г. архиерейский Собор Сербской Церкви дал согласие на то, чтобы Московская Патриархия направила в Прагу епископа для временного возглавления Чешской епархии. В апреле Священный Синод Русской Православной Церкви учредил экзархат Московской Патриархии в Чехословакии и назначил на должность экзарха с титулом архиепископа Пражского и Чешского Елевферия (Воронцова), занимавшего ранее Ростовскую кафедру. В мае 1946 г. архиепископ Елевферий прибыл в Прагу. После этого все православные приходы в Чехословакии, русские и чешские, соединились в одной юрисдикции. 15 мая 1948 г. священный архиерейский Собор Сербской Церкви окончательно отпустил Чехословацкую Церковь в юрисдикцию Московской Патриархии. Экзарх Чехословакии митрополит Пражский и Чешский Елевферий (Воронцов) 18 июля 1948 г. был возведен в сан митрополита.    Ужгородская уния сохранялась еще на Прешовщине, в западной части Карпатской Руси, оставшейся в Чехословакии. Там лишь часть униатских приходов перешла в Православную Церковь в первые послевоенные годы. На Прешовщине действовали православные миссионеры, убеждая униатское духовенство и народ возвращаться в лоно Матери Церкви. Особенно энергичным помощником патриаршего экзарха в Чехословакии был протоиерей Андрей Шлепецкий. Благодаря их усилиям 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся Собор униатского духовенства и мирян, в котором участвовало 820 делегатов. Собор постановил окончательно упразднить Ужгородскую унию и вернуться к прародительской святой православной вере. В связи со значительным увеличением числа православных в Восточной Словакии решено было разделить Восточно-Словацкую епархию на две: Прешовскую и Михайловскую; теперь Чехословацкий экзархат состоял уже из четырех епархий: это были помимо двух епархий Словакии еще Пражская и Оломоуцкая.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010