Архив Пн Предстоятели Православной Церкви Чешских земель и Словакии 16 января 2011 г. 15:05 Митрополит Елевферий (Воронцов) (1951-1955) Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов) родился в 1892 году в подмосковном селе Ромашково в семье священника. Закончил Московскую духовную семинарию и академию . После женитьбы в 1915 году был рукоположен ректором МДА епископом Волоколамским Феодором во пресвитера. С 1916 года служил в должности законоучителя в Марфо-Мариинском институте. После революции служил в разных храмах Москвы и Ивановской епархии . Овдовел. В 1943 году принял монашество и был рукоположен во епископа Ростовского и Таганрогского. В 1945 году посетил Харбин, где принял в юрисдикцию Московской Патриархии дальневосточные русские приходы. По окончании Великой Отечественной войны был награжден Советским правительством медалью «За трудовую доблесть». 5 апреля 1946 года назначен экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с титулом архиепископа Пражского и Чешского. В 1948 году возведен в сан митрополита. В 1951 году после дарования автокефалии Чехословацкой Православной Церкви избран ее первым Предстоятелем с титулом Митрополита Пражского и всея Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия (honoris causa) Православного богословского факультета в Прешове. В этом же году был награжден церковным орденом святых Кирилла и Мефодия I степени. В июле 1956 года правительством Чехословакии награжден Орденом Республики. В 1955 году в связи с перенесенным инфарктом миокарда приехал в Москву на лечение, где в конце года сложил с себя полномочия Предстоятеля и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 года. Митрополит Иоанн (Кухтин) (17 мая 1956 — 1964) Митрополит Иоанн (Михаил Иванович Кухтин) родился в 1901 году в Ростовской области в семье священника. Учился в Новочеркасской духовной семинарии, которую не успел закончить. В 1920 году эмигрировал в Грецию, а через два года переехал в Югославию. В 1926 году закончил Призренскую духовную семинарию.

http://patriarchia.ru/db/text/1410111.ht...

Скачать epub pdf VI. Протоиерей Серафим Голубцов 1/14.07.1908 – 22.05.1981 и митрополит Елевферий (Воронцов Вениамин, 1892 – 1959, 27.03), бывший священник Марфо–Мариинской обители 239 Серафим Александрович Голубцов – самый младший из детей профессора Александра Петровича Голубцова 240 . Из всех братьев прошел самую, пожалуй, тяжелую дорогу жизни. Отец его скончался, когда ему еще не было и трех лет. А года через полтора–два он сам чуть не утонул в весеннее половодье в протекавшей по соседству Корбухе. Швыряя в нее снежки, он потерял равновесие и опрокинулся в поток, который быстро его понес. Хорошо, что он был в шубке, которая держала его на плаву, и что другие малыши вовремя это заметили и подняли крик, а выбежавшая из дома старшая сестра Наташа смогла догнать его и вытащить из воды. Десятилетним мальчиком с братьями и матерью, спасаясь от голодной смерти, отправился он в Тамбовскую губернию в сентябре 1918 г. Уже там ему пришлось приобщаться к различному труду по дому и рукоделью. В марте 1920 года его мать, Ольга Сергеевна, обронила в одном из писем такую фразу: «Симушка выучился вязать на спицах и вяжет теперь себе варежки из той шерсти, которую мне прислали в посылке... сучит нитки на самопрялке, на которой постоянною прядет Авдотья...» в (ч. 3), с. 93]. В 1920 г. дети остались там круглыми сиротами, похоронив мать, умершую от оспы 10–го мая. Там же, в селе Чашино, он начал ходить в школу. Продолжил обучение в родном Сергиеве с осени 1920 года, когда они вернулись в свой дом на Красюковке, и окончил все 8 классов средней школы II ступени, в которую обратили бывшую гимназию. С младенческих лет приобщился он к церкви под влиянием матери и старшей сестры Наташи, бравших его в числе прочих младших детей к старцу Алексию в Зосимову пустынь. Позднее, когда после ее закрытия в 1923 году о. Алексий переехал в Сергиев, то Сима бывал у него в 1925–28 гг., постоянно по утрам, читая у старца утреннее монашеское правило, и затем бежал в школу, которую закончил, вероятно, в 1925–26 гг. Старший брат, Иван, настаивал на учебе в каком–либо институте, но о. Алексий говорил Симе, что если поступишь в институт, то потеряешь веру. Он же перед своей смертью говорил Симе: «Если тебе будет трудно, приходи ко мне на могилку, я тебе помогу». (И Серафим впоследствии, как он считал, получал помощь от старца.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛОМОУЦКО-БРНЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ [Чеш. Olomoucko-brnnská eparchie ] Чешских земель и Словакии Православной Церкви . Объединяет правосл. приходы на территории исторической обл. Моравия. Кафедральный город - Оломоуц. Правящий архиерей - архиеп. Симеон (Яковлевич; на кафедре с 9 апр. 2000). Возрождение и активное развитие Православия в Моравии в 20-30-х гг. XX в. было тесно связано с деятельностью еп. Чешского и Моравско-Силезского сщмч. Горазда (Павлика). После создания независимой Чехословацкой Республики (1918) в Чехии и Моравии началось движение духовенства и мирян за выход из состава католич. Церкви. В результате в 1920 г. была создана независимая гуситская Чехословацкая Церковь, руководство которой вскоре начало переговоры о присоединении к Сербской Православной Церкви . 25 сент. 1921 г. в Белграде бывш. католич. свящ. Горазд (Павлик) был рукоположен во епископа. После хиротонии он стал заниматься организацией правосл. общин в Моравии. В 1929 г. во главе с еп. Гораздом была создана Чешская правосл. епархия (в юрисдикции Сербской Православной Церкви), охватившая территорию земель Чехии, областей Моравия и части Силезии. Благодаря деятельности еп. Горазда в Моравии в этот период наблюдался рост правосл. верующих: если в 1921 г. здесь проживали 1686 чел. правосл. исповедания, то к 1930 г. их было уже более 9 тыс. В 30-х гг. в состав Чешской епархии входили 11 общин, из к-рых 9 располагались в Моравии. В 1934 г. еп. Горазд для улучшения управления епархией перенес свою резиденцию из Праги в моравский пос. Ржимице. Во время второй мировой войны церковные общины Моравии были фактически разгромлены нем. оккупационной властью. После окончания войны началось их восстановление. Переход в 1946 г. правосл. приходов Чехии и Словакии в юрисдикцию РПЦ, учреждение Экзархата РПЦ в Чехословакии и прибытие в Прагу экзарха архиеп. Елевферия (Воронцова) способствовали оживлению церковной жизни. В 1946-1951 гг. в правосл. Церкви в Чехословакии открывались новые приходы и складывались условия для провозглашения церковной автокефалии. В этот период увеличению числа правосл. верующих епархии способствовало возвращение на родину т. н. волынских чехов (чеш. крестьян-эмигрантов, выехавших на Волынь в XIX в.): в 1946-1947 гг. в Чехословакию вернулись ок. 40 тыс. чехов с Волыни, из к-рых ок. 90% исповедовали Православие.

http://pravenc.ru/text/2578343.html

Окончание Второй мировой войны повлекло за собой резкие изменения в церковной жизни русской эмиграции. В Китае имелись две епархии Русской Православной Церкви за рубежом – Харбинская и Маньчжурская, Пекинская и Шанхайская. В 1945 г. ряд харбинских архиереев выразили желание воссоединиться с Московской Патриархией. Главная роль в этом принадлежала архиепископу Нестору (Анисимову) 1 , который первым провозгласил имя Святейшего Патриарха Алексия за богослужением еще в 1945 г. Этому событию предшествовали годы мучительных раздумий, поисков путей спасения России, выработки отношения к вопросу о возможности вхождения в состав Московской Патриархии. Главным препятствием была большевистская, безбожная власть, явно оказывавшая давление на Русскую Православную Церковь в Советской России. Серьезным преткновением являлись также, во-первых, подозрение в обновленчестве, сильно сказывавшееся на отношении к архиереям, возглавлявшим Московскую Патриархию; во-вторых, страх перед репрессиями; в-третьих, предполагавшееся негативное отношение Зарубежного Синода Русской Православной Церкви к подобным действиям. Оторванные от России китайские епархии были рядом с Россией и далеки от Сремских Карловиц. Архиерейский Синод после окончания войны потерял связь с Китаем. Многим православным эмигрантам в Китае положение Церкви в стране, победившей гитлеровскую Германию, представлялось уже в более обнадеживающей перспективе. Значительная часть изгнанников приняла решение о возвращении на родину. Архиепископа Нестора, некогда борца с большевизмом, в эмиграции нередко упрекали за смену позиции. В ответ на эти упреки можно сказать, что Преосвященный Нестор, человек, обладавший колоссальной духовной силой, направленной на благо России, переживший горечь покаяния за весь народ и воплотивший это чувство в памятнике -символе, каким являлась Часовня-памятник во имя Царственных Мучеников, утвердился в мысли, что его место там, где его народ. Он направляет письмо Патриарху Алексию и получает ответ. Снова пишет, и ... в результате в Патриархии принимается решение изучить обстановку на месте, для чего в Харбин направляются епископ Елевферий (Воронцов) 2 и священник Григорий Разумовский 3 . Через некоторое время было принято решение о воссоединении восточно-китайских епархий. Конечно, вся эта деятельность шла под пристальным наблюдением и даже с одобрения органов власти. Свидетельство тому – жирные карандашные подчеркивания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

Елевферий (Воронцов) Елевферий (Воронцов Вениамин Александрович), митр. Ленинградский и Ладожский. Родился 17 ноября 1892 года в с. Ромашково под Москвой, в семье священника. По окончании Московской духовной семинарии он в 1912 году поступил в Московскую духовную академию. Будучи студентом, он 21 ноября 1915 года принял священный сан. В 1918 году окончил академию со степенью кандидата богословия и определён приходским священником в Москве. Затем был настоятелем в храмах Ивановской епархии. В 1927 году возведён в сан протоиерея. В 1938 году овдовел. 9 авг. 1943 года пострижен в монашество с именем Елевферия. 10 авг. 1943 года хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. 18 сент. 1943 года был участник Собора по избранию в патриархи митрополита Сергия и об отлучении от Церкви священнослужителей с лишением сана за измену и переход к фашистам. 5 апр. 1946 года – Экзарх Московской Патриархии с титулом архиепископа Пражского и Чешского, с местожительством в г. Праге. 26 апр. 1946 года награждён правом ношения креста на клобуке. 10 июля 1947 года утверждён временно управляющим Пряшевско-Словенской епархией. С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской патриархией вопросам: а) Ватикан и Православная Церковь ; б) Экуменическое движение и Православная Церковь ; в) Об англиканской церковной иерархии; г) О церковном календаре. 18 июля 1949 года возведён в сан митрополита. В декабре 1949 года избран почётным членом Московской духовной академии. Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии. 3 июля 1951 года ему преподнесён диплом почётного члена академии. 8 декабря 1951 года – глава Православной Церкви в Чехословакии. 24 апреля 1952 года избран первым доктором богословия Богословского факультета в Пряшеве. С 16 июля по 25 августа 1954 года принимал участие в торжествах по случаю 600-летия Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ЖМП 11 ноябрь 2011 /  22 декабря 2011 г. 01:00 Протоиерей Борис Присяжнюк (+ 01.09.2011) 1 сентября на 74-м году жизни скончался настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище города Москвы протоиерей Борис Присяжнюк. Протоиерей Борис родился 15 июня 1938 года в городе Барановке Житомирской области в семье рабочего. Его дед был старостой и псаломщиком в храме села Жаберецы. Родители Илья и Акилина (впоследствии приняла монашество с именем Анастасия) были глубоко верующими благочестивыми людьми. Во время войны Илья ушел на фронт и погиб. Немцы, которые заняли село, зажгли хату Присяжнюков, и сгорела младшая сестра протоиерея Бориса Надежда (впоследствии он долгие годы служил настоятелем в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы). В 1946 году мать с оставшимися детьми — Борисом и Галиной направилась на жительство в город Почаев. Но вторая сестренка протоиерея Бориса умерла от воспаления легких. Мать помогала в монастыре, и братия отправила Бориса в школу, где он обучался вместе с будущим митрополитом Иовом (Тывонюком) и получил семилетнее образование. Духовное образование Борис получил в Почаевской лавре. Чтобы как-то прокормиться, молодой человек пас летом частных коров. Всей душой он тянулся к Церкви, и лаврский звонарь научил его церковному звону. Борис стал послушником-звонарем. В 1957 году по рекомендации наместника Почаевской лавры архимандрита Севастиана (Пилипчука; впоследствии епископ Кировоградский; †1992) Борис поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1961 году. В том же году по благословению ректора протоиерея Михаила Сперанского был повенчан с православной девицей Зинаидой Ершовой. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия (Воронцова; †1959) епископом Ладожским Алексием (Коноплевым, впоследствии митрополит Тверской; †1988) рукоположен в сан диакона. После рукоположения диакон Борис переехал в село Виноградово Мытищинского района Московской области, где его супруга работала во Владимирском храме.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кухтин Михаил Иванович; 20.09.1901, ст-ца Верхнекаргальская (ныне Каргальская Волгодонского р-на Ростовской обл.) - 5.06.1975, Одесса), Митрополит Пражский и всей Чехословакии. Род. в семье священника. В 1911 г. окончил начальную школу, в 1915 г.- ДУ в ст-це Усть-Медведицкой (ныне г. Серафимович Волгоградской обл.), затем 4 класса Донской ДС в Новочеркасске. В 1918 г. вступил в Добровольческую армию, был участником гражданской войны. В 1920 г. эмигрировал в Грецию, в 1922 г. (по др. данным, в 1923) переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). В 1924 г. поступил в 4-й класс Призренской ДС, к-рую окончил в 1926 г. В апр. 1927 г. пострижен в монашество, в мае того же года еп. Нишским св. Досифеем (Васичем) рукоположен во диакона, затем во иерея. В 20-х гг. XX в. опубликовал неск. статей в епархиальном ж. «Преглед цркве Enapxuje нишке» (Нишская епархия). В окт. 1930 г. назначен настоятелем мон-ря св. Прохора Пшинского (Пчиньского), затем мон-ря св. Георгия Деляровского. В 1931-1932 гг. преподаватель школы при мон-ре Раковица, в 1932-1941 гг.- при мон-ре Дечаны. В 1936 г. заочно окончил Богословский фак-т Белградского ун-та. В том же году возведен в сан игумена. В 1938 г. принял югославское подданство. В 1941-1946 гг. законоучитель жен. гимназии г. Ниш. В 1946-1947 гг. служил на различных приходах Сербской Православной Церкви. В 1948 г. получил гражданство СССР. В 1948-1949 гг. преподаватель Призренской ДС. В 1949 г. власти Призрена выселили И. из города, мотивируя свои действия тем, что он, как подданный СССР, не должен проживать в пограничном районе. В 1950 г. выслан из Югославии в Болгарию, где служил духовником Килифаревской жен. обители. В 1951 г. по приглашению Митрополита Пражского и всей Чехословакии Елевферия (Воронцова) переехал в Чехословакию и стал воспитателем и преподавателем Православного богословского фак-та в Прешове. С 1952 г. архимандрит.

http://pravenc.ru/text/469424.html

Память митрополита Елевферия почтили в Александро-Невской лавре октября 2017 Делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле 29-30 октября совершила паломническую поездку в Санкт-Петербург, чтобы молитвенно почтить память митрополита Елевферия (Воронцова) по случаю 125-летия со дня его рождения. Представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) и секретарь представительства иеромонах Александр (Галушка) 29 октября сослужили благочинному Александро-Невской лавры архимандриту Никите (Маркову) за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе. За богослужением молился иерарх Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсууский Арсений. По окончании богослужения архимандрит Серафим вместе с паломниками отслужили панихиду на гробнице митрополита Елевферия, находящейся в крипте Троицкого собора. Затем паломники приняли участие в братской трапезе, за которой их тепло приветствовал наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий . 30 октября, в день рождения митрополита Елевферия, на гробнице иерарха была отслужена заупокойная лития. Также паломники помолились о упокоении приснопоминаемой дочери владыки Елевферия Елизаветы Чевяги, покоящейся на лаврском кладбище вместе со своим сыном, протоиереем Сергием Чевягой. Делегация также посетила место упокоения Санкт-Петербургских (Ленинградских) митрополитов. Архимандрит Серафим отслужил панихиду по приснопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову). Участники делегации также молитвенно помянули всех почивших иерархов, священников, монашествующих и мирян, на месте сем погребенных. Паломничество продолжилось в Кронштадте, где делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии посетила Николаевский Морской собор , экскурсию по которому провел клирик храма иерей Адам Бокарев , и музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского, где был отслужен молебен. Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов; 1892-1959) был экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с 1946 по 1951 год, а с 1951 года стал первым Предстоятелем автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. С 1955 по 1959 годы был правящим архиереем Ленинградской епархии (до 1 января 1957 года носил титул " митрополит Ленинградский и Новгородский " , впоследствии - " митрополит Ленинградский и Ладожский " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Православная Церковь Чешских земель и Словакии отмечает 55-летие получения автокефалии 7 декабря 2006 г. 13:48 В столице Чехии сегодня начинаются торжества, посвященные знаменательной дате. Для участия в торжествах в Прагу прибывают делегации всех поместных Православных Церквей. Делегацию Русской Православной Церкви возглавляет митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий . После войны церковная жизнь в Чехии, несмотря на тяжелое положение после оккупации, постепенно восстанавливалась, но Православная Церковь была без епископа, не имелось даже кандидатов на этот пост. Поэтому с просьбой о поставлении епископа представители духовенства обратились в Сербскую Церковь . Однако Церковь в Сербии сама нуждалась в кандидатах для епископского сана. В то время (в 1945 г.) ряд приходов Русской Церкви за границей во главе с епископом Сергием (Королевым) воссоединился с Московским Патриархатом. Подкарпатская Русь вошла в СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московского Патриархата. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московского Патриархата, о чем ранее было достигнуто соглашение с Сербским Патриархатом. Тогда же произошло воссоединение Пряшевской епархии в Словакии с Чешской Церковью, а в 1948 г. Сербская Церковь окончательно отпустила православных чехов в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии — Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 г. было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две — Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. 28 апреля 1950 г. собор греко-католического духовенства и мирян в Прешове окончательно ликвидировал т.н. Ужгородскую унию. В Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/169081.htm...

Разделы портала «Азбука веры» 26 Июл 2022 Останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) 23 июля прибыли из Франции в Санкт-Петербург для перезахоронения. В аэропорту “Пулково” гроб встретили представители общественной организации “Лествица” и родственники. После оформления таможенных документов машина направилась в Александро-Невскую лавру , где ее встретили православные верующие. Гроб был перенесен в крипту Свято-Троицкого собора, где покоятся митрополиты Ленинградские Григорий (Чуков) и  Елевферий (Воронцов) . Заупокойную литию отслужил насельник лавры  иеромонах Алексий (Степанов) . Один из инициаторов перенесения останков на Родину, Павел Дубров, назвал это историческим и пока до конца не оцененным событием. “Я много лет веду музыкальную передачу “Лаврские встречи” на телеканале “Союз”, — рассказал  иерей Анатолий Першин . — Однажды в студию пришла семья из Латвии — Андрей Курасин и Ирина Извекова, руководители молодежной организации “Лествица”, и рассказали про владыку Феофана, “нового затворника”, духовника царской семьи. Они стали инициаторами перевоза останков на Русскую землю. Мы рассказали об этом событии. Есть предание, что когда владыка вернется, в России произойдут важные изменения. При перевозе останков были трудности, несмотря на благословения Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия. В последний момент обнаружились несовпадения в документах, таможня могла не пропустить. Мы молились, и все формальности были улажены”. Егор Курасин, сын супругов Ирины и Андрея, рассказал, что какое-то время назад переехал жить в Москву и всячески помогал родителям в получении необходимых документов. “Лествица” — организация по работе с русскими детьми и молодежью в Прибалтике. Ее руководители Ирина и Андрей, познакомившись с Павлом Дубровым, давним почитателем владыки, решили способствовать переносу останков в Россию. Они разыскали его могилу, которая была в запустении, участвовали в раскопках, восемь лет улаживали формальности. “Рад, что духовник царской семьи вернулся на историческую Родину”, — сказал Егор.

http://azbyka.ru/news/ostanki-arhiepisko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010