Храм, реставрация которого началась в 2002 году, был к тому времени полностью восстановлен, создан новый иконостас, звонница украсилась новыми колоколами. Владыке сослужили исполняющий обязанности наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Мефодий, благочинный Соловецкой обители игумен Ианнуарий, настоятель Голгофо-Распятского скита игумен Евлогий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, председатель синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета церковного искусства Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков, другие клирики Московской епархии. По завершении чина освящения храма была торжественно совершена первая Божественная литургия. Десятки паломников из разных городов России, а также ближнего и дальнего Зарубежья причастились Святых Христовых Таин. По окончании богослужения радушная анзерская братия пригласила высоких гостей и всех паломников на трапезу. Каждый богомолец получил в дар икону преподобного Иова, Анзерского чудотворца, основателя Голгофо-Распятского скита, и набор памятных изданий, подготовленных специально к этому торжественному дню. На острове работали журналисты центрального и областного телевидения, всероссийских информационных компаний и газет. Репортажи о Великом освящении храма Распятия Господня транслировались по пяти телеканалам. Освящение храма на вершине горы Голгофы острова Анзер стало событием всероссийского масштаба. Летом 2008 года на острове Анзер были установлены два резных поклонных креста. Один, с изображением Распятия, – у дороги вблизи пустыни преподобного Елеазара . Другой, с резными иконами анзерских святых, – на берегу Капорской морской губы. 22 августа 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Голгофо-Распятский и Свято-Троицкий скиты на острове Анзер. Побывав в Воскресенском храме и часовне, построенной на месте обретения мощей священномученика Петра (Зверева), Святейший отслужил литию у поклонного креста, что поставлен на братской могиле заключенных. В храме Распятия Господня на вершине горы Голгофы Святейший Патриарх совершил молебен новомученикам и исповедникам Соловецким.

http://azbyka.ru/palomnik/Голгофо-Распят...

За два года до кончины, блаженному Иринарху пришлось вытерпеть ещё насилие от иноков, какого не терпел он от ляхов: его вытолкали из затвора и сломали при том руку ему. Снова явились затем Ляхи в Ростове; иноки разбежались; Иринарх остался в своём затворе. «Благослови батько! сказал вошедший к нему польский начальник; Сапега убит под Москвой, как сказал ты». «Если не уйдёте в свою землю, не быть и вам живыми», сказал старец. Поляки оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к старцу. Подвижник Божий 38 лет изнурял тело своё на особенном пути своём и скончался на 69 году жизни своей, января 13 д. 1616 года 178 . По смерти его совершилось несколько исцелений для призывавших молитвенную помощь его; особенно бесноватые боятся креста его и получают здравие при возложении его на них 179 . † Преставление преподобного Елеазара Анзерского Св. преп. Елеазар Анзерский Уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар ещё в молодых летах пришёл в Соловецкую обитель 180 и испытанный послушаниями пострижен был в монашество; строгим постом, крепостью в молитве, глубоким вниманием к себе самому он приобрёл себе уважение братии и любовь игум. Иринарха. Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению преподобного Иринарха, удалился он на Анзерский остров, за 20 вёрст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы. Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешёл он к ветхой церкви с. Николая, поставленной для временных тружеников на солеварнях. Здесь поставил он себе малую келийку и жил с Господом. Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввёл для сподвижников древний чин скитского жития. Кельи безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по кельям для Богомыслия. Молитва , псалмопение, рукоделие по силе, составляли обыкновенное занятие их. О душевных смущениях открывали они пр. старцу. Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения. «От многого божественного писания, сказано о нём во вкладной книге скита, различные повести собра и три книги цветника своей рукой написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искуса, добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице. Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) Прп. Иов Анзерский. Хромолитография. Посл. четв. XIX в. (ГПИБ) В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе - в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица,- в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору - Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича , пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

http://pravenc.ru/text/578146.html

Д. можно атрибутировать 2 повествования, помещенные в Волоколамском сборнике перед Житием преподобных Зосимы и Савватия: «Пророчество отца нашего Зосимы, начальника монастырю нашему» и «Чудо Зосимы о иноци диакони», в к-рых излагается история нестроений в обители. Для стиля этих сочинений характерны отсутствие лит. украшений, внезапные переходы от повествования от 3-го лица к повествованию от 1-го лица. В рассказе «Пророчество отца нашего Зосимы...» сообщается, что он был написан 32 года спустя после смерти святого, т. е. в 1510 г. Этим же временем можно датировать всю работу Д. по редактированию Жития преподобных Зосимы и Савватия. Согласно братскому синодику Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита (известен в рукописи 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.), первые поминальные записи в нем были сделаны Д.: «...начало с 1449 г. ...писано учеником его (Зосимы) игуменом Досифеем» (КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 137). Д.- основатель библиотеки Соловецкого монастыря Д. вложил в Соловецкий мон-рь ок. 50 либо принадлежавших ему, либо специально переписанных, либо переплетенных по его заказу рукописей. Большинство книг было изготовлено по заказу Д. в Вел. Новгороде в 90-х гг. XV - нач. XVI в. (очевидно, Д. был состоятельным человеком, способным осуществить такое дорогостоящее предприятие). В значительной степени благодаря Д. Соловецкий мон-рь в кон. XV - нач. XVI в. стал обладателем одного из самых богатых книжных собраний. 32 сохранившиеся рукописи, связанные с Д., составляют ок. половины всех дошедших соловецких манускриптов XV в. Известно 3 перечня книг, заказанных Д. для Соловецкого мон-ря. 2 перечня помещены в приписках к рукописям из Соловецкого собрания РНБ: 868/968. Л. 609 об., 1493 г., и 1128/1237. Л. 440 об.- 441, 1494 г.; 3-й - в составе описи Соловецкого мон-ря 1514 г. с заглавием «А се Досефеева данья книг, игумена бывшаго». Экслибрис «священноинока Дософея» Экслибрис «священноинока Дософея» В перечне 1493 г. названы 17 книг, посланных Д. «в дом Спасу на Соловкы», из к-рых 10 сохранились в составе Соловецкого собрания и имеют экслибрис книжника: Маргарит, 1490/91 г. (РНБ. Солов. 491/510, наиболее ранняя известная рукопись, переписанная по заказу Д.); Ареопагитики с толкованиями св. Максима Исповедника, 1492 г. 115/115); 16 пророков с толкованиями, 1492 г. 694/802); Кормчая, 1493 г. 858/968); Апокалипсис с толкованиями еп. Андрея Кесарийского, 1493 г. 1049/1158); Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского, не позднее 1493 г. 318/338); Поучения свт. Кирилла Иерусалимского, не позднее 1493 г. 478/497); сборник полемических сочинений и житий, не позднее 1493 г. 856/966); Шестоднев Севериана Габальского, не позднее 1493 г. 873/983); Торжественник постный, четий, 1493 г. (РНБ. Солов. Анз. 62/1428). В перечне 1493 г. также упомянуты «Селивестр», «Пчела», «Федор Студит», «Иван Дамаскин», «Палея», «Василий Кесарийский», «Анастасий», не отождествленные с известными рукописями.

http://pravenc.ru/text/180327.html

Некогда ми бдяще в молитвах и совершающее Исусовы молитвы, число 347 и поклоны. Последи же нача призывати пресвятую Богородицу. Обычай имуще молитися: «Пресвятая госпоже Мария, пречистая Богородица, спаси мя грешнаго!» И к совершению сотни является мне пресвятая Богородица, имущи на себе три звезды велми светлы 348 – на главе, и на рамех 349 , якоже описуют, имуще ризу багровидну. И глаголаше ми: «Елеазар, разумей на мне звезды сия. И аще имаши всегда мя тако призывати в молитвах, буду тебе под исход души твоея». В то же время лежаще у мене тружающему 350 – пришел из своея кельи, угорех в зимнею порою. И приниче 351 к нему, на него подула и глагола мне: «Побереги угорчака 352 сего». И тако невидима бысть. В день неделный 353 во святый пост видех святую Богородицу на литургии умным оком: стояща пред образом своим болшим с леваго крылса, лицем на церковь . И нача мы на сходе пети оба крылоса сти «О тебе радуется, Обрадованная», задостойна 354 . Она же двигнуся с того места и ста посреде нас с молчанием и стояла до скончанья стиха того. Мы же, попевше, поклонишася по обычаю. Она же такоже поклонися и невидима бысть. Мне же страхом и радостию объяту бысте. Во ино же время летнее приидох в церковь к обедни в день суботный поранее, преже братии, и в трапезе начало положих по обычаю. И является мне образ пречистыя Богородицы, подобие Смоленския 355 , держаще на руку левою превечнаго младенца, Господа нашего Исуса Христа, якоже в Соловецком монастыре против игуменскаго места, имуще на себе ризу богровидну, златом часто испещрену. И глагола ми тако: «Елеазар, имейте заповеди Христовы – смирение и любовь, да во имя мое поставите святую церковь » 356 . И невидима бысть. По сем является ми в церкви пресвятыя Троицы во ино время во образе апостол Христов Павел, держит в правей руки знамение – образ пяднищной 357 пресвятыя Богородицы. И глаголаше мне тако: «Елеазар, аще когда приходите в святую церковь , приходите и поклоняйтеся образу Христа Бога нашего со страхом и трепетом. Да сия моя глаголы и братии яви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во ино же время, мало приимщю сна, лежаще на ложи моем, имуще во устех молитву, и обретохся 335 на некоем месте при горе, недалече от церкви, к восточной стране с пол поприща 336 . И видех умныма очима 337 чюдное видение: седяще на престоле Господа Бога Ветхи деньми 338 , якоже описуют иконописцы. С ним же видяще на престоле Сына Божия. На третем престоле Святаго Духа в голубине образе 339 . Чюднаго же зрака 340 их и сияние невозможно списати. Пред ними же стояще аггела, имуще на себе одежду белу, яко снег, держаще в руку своею кадило. И нача кадити, якоже священики обычай имат по чину по трижды. И нача кадити преж Отца и Бога, глаголюще тако: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», и поклоняшеся до земли. Прииде же к Сыну Божию, нача кадити, глаголюще сице: «Славословлю тя, Сына, со Отцем и Духом Святым», и поклоняшеся. Прииде же ко Святому Духу кадити, глаголющу: «Прославляю тя, Свята Духа со Отцем и Сыном». Аз же, грешный, приложи сим словесем: «Троица святая, спаси душа наша ныне и во веки веков, аминь». И осщюти сердце свое исполнено радости многи зело. Егда мне бывают многи скорби от бесов и злых человек, многажды невидимо глаголюще: «Не бойся бесов, Господь с тобою». Иногда же глаголюще: «В терпении стяжите душа ваша» 341 . Многажды и от братий соловецких и пребывающых со мною, наносяще мне скорби, и не могуще терпети, утешающе мя и невидимо глаголюще: «Вы бо силнии есте, немощи немощных носите» 342 . И по многи времена многим сим знамением не верующе ми, да некако прелщен буду от врага. И седящу ми в келии при оконце и слышах глас от полуденный страны, яко гром от небеси, истязающе мя за неверие многим видениям явным и в тонком сне, и глаголюще сице: «О, роде неверный и развращенный, дакуду буду с вами, дакуду терплю вам! 343 » И от гласа того страшнаго ужасеся душа моя и вострепета вся внутренняя моя зело. Не в кое же время хотяще ми изыти от острова Ванзерскаго в руския места 344 от стужения злых человек и бесовъских страстей. И видех знамение. Стояще ми на поле чисте, и показующе ми некто незнаем перстом на небо: «Зри!» И видех чрез все небо лучю световидну, яко радуга во время дождевное. И, мало помедлив, паки глаголюще: «Возри на небо!» И видех образ Христа Бога нашего и пречистую Богородицу и святаго пророка Иоанна, с ними же дву аггелев и апостолов, якоже в Деисусе описуются 345 . Мне же чюдяще сим знамением. И паки показующе ми: «Зри на небо!» И видех нерукотворенный образ Христа Бога 346 , тако бысть велик – во все небо. И глаголаше ми: «Виждь величество Божие и славу его. Егда Божиим изволением во чреве вместися в пресвятую Богородицу и на земли многи скорби претерпе человек вас ради, ныне же и небо не вместит. А ты не хощеши терпети скорби».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скит Анзерский, на основании подтвердительных грамот Государя Царя Алексея Михайловича 1856 и 1662 годов, оставался совершенно независимым от Соловецкого монастыря, и строители избирались из числа анзерской братии, до учреждения в 1862 году вновь открывшейся епархии холмогорской и важеской. В это время первый архиепископ Афанасий подчинил Анзерский скит полному заведыванию соловецких архимандритов. В 176 году комиссией о церковных имениях Анзерский скит с Высочайшего утверждения, как безвотчинный и на своём содержании бывший, не включён в штат, а причислен навсегда к Соловецкому монастырю, с положением в нём строителя и монашествующих 12 человек. Посему скит и доныне состоит под управлением соловецких архимандритов, коими посылается туда для соблюдения порядка старший иеромонах в звании строителя. По заведённому обыкновению и ныне в Анзерский скит отходят на время с благословения настоятеля Соловецкого монастыря испытанные в благочестии старцы, чтобы в отдалённом уединении и тишине беспрепятственно предаваться молитвенному подвижничеству и, в безмолвии внимая своему спасению, беседовать с единым Богом. Здесь богомыслящие отшельники занимаются вседневною службою по уставу и чиноположению церковному. Кроме сего богослужения, всякий из них имеет и особое келейное правило с поклонами и молитвою Иисусовой и рукоделие. Многое из посетителей Соловецкого монастыря в летнее время путешествуют и в Анзерский скит. Первоначальное устройство Анзерского скита и содержание братии зависело от особенной милости и благоволения царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича к основателю и строителю пр. Елеазару, как видно из подлинных грамот. Также участвовали и другие вкладчики, а именно: Великая старица инокиня Марфа Иоанновна (мать царя Михаила Феодоровича) пожаловала на церковное строение 100 рублей. В 1620 году святейших патриарх Филарет Никитич пожаловал в новопостроенную анзерскую церковь разную церковную утварь, книги и иконы. В 1632 году отпущено из казны в Анзерский скит чрез двинского воеводу князя Ахамашукова для постройки новых и починки старых келий 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неподалеку от залива, рядом с ц. свт. Николая Чудотворца (в 1583 была перенесена из Соловецкого мон-ря на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков), преподобный поставил себе келью. В это время с Е. подвизались неск. соловецких иноков: духовный отец Е. иером. Фирс, иером. Варлаам (в 1621 ставший 1-м настоятелем (строителем) Анзерского скита), Кирилл, Феофил. Со временем число отшельников увеличилось. Находясь по монастырским делам в Москве ок. 1619/20 г., соловецкий игум. Иринарх ходатайствовал перед царицей-инокиней Марфой о строительстве на Анзерском о-ве для живших там пустынников храма, в ответ на эту просьбу, поддержанную троицким старцем Александром (Булатниковым) , царица-инокиня пожаловала 100 р. 18 марта 1620 г. патриарх Московский и всея Руси Филарет послал грамоту Новгородскому митр. Макарию об устройстве на Анзерском о-ве ц. во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Михаила Малеина (небесного покровителя царя Михаила Феодоровича ), такого же содержания грамота была дана 12 июля соловецкому игум. Иринарху; из Москвы были отправлены для храма церковная утварь, иконы и книги. 20 янв. 1621 г. царь Михаил Феодорович пожаловал анзерским пустынникам грамоту, в которой разрешал строительство на острове Троицкой ц. с приделом во имя прп. Михаила Малеина и устройство при церкви «скитского монастыря» с 11 насельниками и с настоятелем-иеромонахом. Скит, согласно царской грамоте, должен был подчиняться Соловецкому мон-рю, не мог иметь угодий (земель, варниц, рыбных ловель и др.), на содержание скитян царь выделил часть от «двинских доходов». Деревянная Троицкая ц. с приделом прп. Михаила Малеина была освящена в скиту в 1621 г. В 1635 г., после неудачного нападения разбойников на Анзерский о-в, царь повелел двинскому воеводе Г. А. Плещееву охранять остров и пустынножителей. Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва) Преподобные Зосима Соловецкий и Елеазар Анзерский.

http://pravenc.ru/text/189679.html

В 1628 году царскою грамотою утверждено, чтобы из двинских таможенных доходов чрез Соловецкий монастырь отпускать в Анзерский скит денежного жалованья по 2 руб., хлебного: по три четверти муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине муки ржаной, по осьмине солоду ячного, по осьмине овса, по полуосьмине круп и по полуосьмине толокна; для церкви 1 пуд воску, 10 фун. ладану, 3 ведра вина церковного, на просфоры 1 четверть муки пшеничной; на столовые расходы и дрова по 5 руб., и в добавок к сему в 1631 году на каждую келью по 1 рублю. В 1633 г. Анзерский скит по указу Государеву отписан от заведывания настоятелей Соловецкого монастыря. В 1638 году, по прошению Елеазара, указом на имя соловецкого игумена Рафаила повелено было вместо малой трёх-саженной деревянной церкви, выстроить каменную поземную, внутри пяти сажень, с трапезою во имя Знамения Пресвятой Богородицы, на что и было прислано 200 руб. на поминовение преставившегося в 1634 году святейшего патриарха Филарета Никитича; но строение сей церкви, по неудовольствию соловецкого игумена Рафаила и по докладу о том Государю святейшим патриархом Иоасафом, было остановлено по той причине, что Елеазар намерен был оную церковь выстроить в большем размере. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1648 году повелено было соловецкому игумену Илии помянутую каменную церковь непременно выстроить, и во что всё строение по смете станет, за работу мастерам и за материалы, донести в приказ Большого Дворца; но церковь всё-таки не строилась. В бытность Елеазара в Москве у царя, вручена ему грамота о ружной даче с прибавлением количества воска и мёда для церковной нужды и о постройке каменной церкви. Преподобный Елеазар, возвратившись от царя, смиренно просил вспоможения от настоятеля и братии соловецкой. Прискорбно было видеть Соловлянам, что Анзерский скит совершенно устранён был от их зависимости, поэтому строение не только не начато, но и сам Елеазар получил от них много оскорблений, связан был узами и заключён в темницу. Но кротость и терпение страдальца всё победило. Строение церкви начато. Двинский воевода и стольник князь Григорий Ромодановский принудил соловецкого настоятеля игумена Илию начать строить церковь, которая начата и окончена, но уже по смерти преподобн. Елеазара. В этой церкви сооружены были три престола: 1 во имя Святой Троицы, 2 препод. Михаила Малеина и 3 в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В период Соловецкого ГУЛага анзерские скиты разделили судьбу остальных заведений монастыря — на острове было организовано шестое особое отделение лагеря. В настоящее время возобновлена деятельность Голгофо-Распятского скита.         Большая Муксалма — 17 км² Малая Муксалма — 0,57 км² Большой Заяцкий остров — 1,25 км² Малый Заяцкий остров — 1,02 км² В архипелаг входит также более 100 малых островков. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории — Федерального государственного учреждения «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник». На Большом Соловецком острове находится зона строгой заповедности. Посещение этой зоны запрещено.             Преподобный Елеазар Анзерский. Житие     Преподобный Елеазар почитается благоустроителем пустынной жизни на Соловецких островах. До него отшельники проводили жизнь уединенную на избранных местах, а со времени основания им скита собрались к нему, так что Троицко-Анзерский скит сделался разсадником, в котором воспитывались любители пустынной жизни. Препод. Елеазар родился в городе Козельске, Калужской губернии, в конце XVI века. Родители его, по фамилии Севрюковы, были купеческаго звания и отличались особенным благочестием. В молодых годах обнаружилась в Елеазаре склонность к иноческой жизни. Набожные родители не хотели препятствовать доброму намерению сына и дали ему свое благословение. Прибыв в Соловецкий монастырь, Елеазар был принят в число братства препод. игуменом Иринархом, и с усердием и ревностию занялся резным делом в Преображенском соборе. Строгим постом, постоянством в молитве, глубоким внимание к самому себе, послушник приобрел уважение братии и любовь игумена и был пострижен в монашество.   Не ища славы человеческой и стремясь к большим подвигам, Елеазар, по благословению преподобнаго Иринарха, оставил обитель и удалился на Анзерский остров, отделенный от Соловецкаго на север проливом в 4 версты. В то время этот остров был необитаем, только изредка приставали к нему беломорския суда и монастырские промышленники, занимавшееся рыбною и звериною ловлею. Среди острова возвышается чрезвычайно крутая гора, называемая теперь Голгофою. С вершины ея в ясный летний день открывается величественный вид на необъятное пространство морских вод, на немалую часть островов Соловецкаго и Муксальмскаго, берега твердой земли, остров Жижгин. Весь Анзерский остров, с его холмами, покрытыми густым сосновым и березовым лесом, с его озерами разной величины, находится как бы под ногами.

http://isihazm.ru/?id=598

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010