Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593, с. Турчасово Каргопольского у.- 27.11.1633, Каргополь), прп. (пам. 20 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Юрьегорский, Каргопольский, основатель Троицкого Юрьегорского мон-ря в Каргопольском крае (совр. Пудожский р-н Карелии). Сведения о Д. содержатся в его Житии, составленном в сер. XVII в., а также в посвященном Д. рассказе в «Повестях о соловецких пустынножителях» (кон. XVII в.). Выделяют 4 редакции Жития Д.: Первоначальную, Распространенную, Сокращенную и Краткую. Первоначальная редакция была составлена предположительно в 1641-1648 гг., ее авторами могли быть Александр (Булатников) и прп. Елеазар Анзерский. Повествование о пребывании Д. на Соловках в Житии вторично, оно восходит к «Повестям о соловецких пустынножителях». Д. родился в благочестивой семье Иерофея и Марии. В родном селе святого с 1559 г. существовало подворье Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря . К концу жизни отец Д. принял постриг в Соловецкой обители, там же принял монашество и неизвестный по имени родной брат Д. В возрасте ок. 15 лет с благословения родителей Диомид стал послушником в Соловецком мон-ре, по свидетельству Жития, трудился «в келарских и прочих службах и послушание имея неразсудне, и любим всеми бысть». В 19 лет юноша принял постриг с именем Дамиан от игум. Соловецкого мон-ря Антония (это произошло между 1605 и 1612, когда игум. Антоний возглавлял обитель). Духовным наставником Д. стал опытный старец иером. Иосиф, выходец из Новгорода. Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дамиан Юрьегорский. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Услышав от иером. Иосифа рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей, Д. решил последовать их примеру и тайно ушел из мон-ря в глубь Б. Соловецкого о-ва. Инок пробыл в пустыне 40 дней в поисках подходящего места для пещеры. Д. также хотел встретить отшельника, к-рый благословил бы его на пустынническое житие. Инок изнемог от голода, питаясь травой и водой. Соловецкие монахи обнаружили Д. лежащим под деревом и решили, что он мертв. На носилках инока принесли на монастырское подворье, где он пришел в себя.

http://pravenc.ru/text/168756.html

Анзерский, остров. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Елеазарова пустынь. Часовня Елеазара Анзерского (старая). /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Елеазара Анзерского Год постройки:1825. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Соловецкий район, Соловецкие острова, остров Анзерский, на месте современной часовни Координаты: 65.1494, 36.019 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Пустынь названа в честь основателя Свято-Троицкого скита, преподобного Елеазара Анзерского. Елеазарова пустынь основана в конце XVIII века на месте поселения на Анзерском острове преподобного Елеазара Анзерского. Сохранились как фундамент келейного корпуса XIX века, так и  фундамент часовни во имя прп. Елеазара Анзерского. В 1825 году была построена небольшая деревянная часовня во имя преподобного Елеазара Анзерского, в которой хранились ряса и Псалтырь, принадлежащие этому святому. Сохранились сведения о трех редких иконах, когда-то  находившихся в часовне: святитель Филипп с преподобными Елеазаром и Иринархом, явление Божией Матери преподобному Иову, явление Пресвятой Богородицы преподобному Елеазару. Во времена Соловецкого лагеря в Елеазаровой часовне размещался пикет охранников.  В 1995 году соловецкий отряд арктической морской экспедиции обследовал места, где находилась пустынь. В 1996-1998 гг. на этой территории проводились исследовательские и археологические работы. От старинной Елеазаровой часовни дошли до нашего времени только ветхая дверь и начальный венец сруба. Место расположения часовни было обозначено при помощи деревянного креста.  На данный момент в 2006 году на старом фундаменте выстроена новая деревянная часовня. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60224

Свято-Троицкий Анзерский скит Соловецкого монастыря 22 серпня 2009 р. 15:00 1620   Скит с пустынножительным Афонским уставом основан преподобным Елеазаром Анзерским на берегу морской губы на месте старинных монастырских солеварен, по благословению преподобного игумена Иринарха, испросившего разрешение государя Михаила Феодоровича и Патриарха Филарета. Место размещения скита было выбрано самим игуменом Иринархом не случайно: однажды монастырские трудники, ловившие рыбу, увидели здесь знамение — «столп огнен, до небес восходящ». 1621   Построена первая деревянная церковь в честь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. 1628   Ко двору государя Михаила Феодоровича, не имевшего наследника мужского пола, был вызван преподобный Елеазар, по молитвам которого родился государь Алексей Михайлович (1629). 1635   В Свято-Троицком скиту принял монашеский постриг с именем Никон священник Никита Минов, будущий Патриарх всея Руси. 1633   Государь объявил Анзерский скит независимым от Соловецкого монастыря. 1655   В скиту воздвигнут первый каменный храм с тремя престолами: в честь Живоначальной Троицы, во имя преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1656   Преподобный Елеазар Анзерский мирно отошел ко Господу и был похоронен за алтарем храма. 1702-1713   В скиту подвизался и стал скитоначальником преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. 1764   Свято-Троицкий скит окончательно приписан к Соловецкому монастырю. 1801-1803   Храм Живоначальной Троицы был обновлен, к нему пристроили каменный двухэтажный братский корпус. 1829-1837 Построены двухэтажный деревянный корпус для трудников и паломников, валунная баня и другие хозяйственные постройки. Несколько позднее над каналом была возведена деревянная часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». 1880-1884   По проекту архангелогородского архитектора Введенского производилась последняя перестройка Свято-Троицкого храма, могила преподобного Елеазара Анзерского оказалась внутри храма у алтаря. 1924   После закрытия Соловецкой обители на Анзере было организовано IV отделение Соловецкого лагеря особого назначения. Троицкий скит стал административным центром Анзерского отделения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство. 1929-1931   В келейном корпусе скита находились в заключении инокини разных монастырей. 1939   Соловецкая тюрьма ОГПУ упразднена, скит был заброшен. 2001   После возобновления обители в Свято-Троицком скиту стали совершаться регулярные богослужения. 2007-2009   В скиту ведутся противоаварийные и реставрационные работы. 2009   Воссоздана часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» над каналом. Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209492...

Преподобный Иов Анзерский (+ 1720) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 марта в день преставления Прп. Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1653 г. Свое церковное служение начал пастырем в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: «Помилуй мя, Господи!» Любовь его к людям была удивительной, он всегда искал случая сделать ближнему добро, помогал нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих. Духовно слабых — подкреплял, заблудших — мудро вразумлял и наставлял. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения. Слава о добром пастыре дошла до царя Петра I, преподобный был призван ко двору и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался быть еще полезней бедствующим. Посещая заключенных, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных подкреплял в терпении, должникам помогал расплачиваться за их долги. С годами прп. Иоанн посвятил себя богомыслию, не прекращая благотворении через доверенных лиц. В 1701 г., по ложному доносу царю, он был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с наречением ему имени Иов. После многих испытаний старец был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келье. Узнав, что преподобный был оклеветан, царь хотел вернуть духовника, но тот отказался и удалился в 1702 г. — для большего безмолвия — в Анзерский скит Святой Троицы, где по смерти его строителя Елеазара (память его 13 янв.) был назначен его настоятелем. В 1710 г. старец принял великую схиму с именем Иисус. Вскоре Сама Богоматерь Божия, в явлении ему во сне вместе с прп. основателем скита Елеазаром, определила дальнейший путь схииеромонаха Иисуса. По словам Пречистой, на горе, отныне называемой второй Голгофой, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. В 1714 г. вместе с учениками, схимонахом Матфеем и иноком Макарием, преподобный основал Голгофо-Распятский скит. Престарелый строитель скита сам участвовал во всех работах, а в келье занимался еще рукоделием, выручку от которого делил на три части на нужды церковные, на нужды братии и на милостыню нищим. За богоугодную жизнь святой схииеромонах был удостоен откровений. Так, сама Богородица назвала ему место, где рыть колодец на горе, а Гос подь открыл ему время его кончины Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день — в Неделю Православия — утром, до восхода солнца, 6 марта 1720 г. В предсмертные минуты келья его озарилась необыкновенным светом и разлилось благоухание, и слышна была псаломная песнь. • Об Анзерском ските см. коммент. к житию прп. Елеазара (память его 13 янв.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436994/

13/26 Преподобного Иринарха, затворника Ростовского (1616). Преподобного Елеазара Анзерского (1656). На этот день переносится служба преподобным отцам, в Синае и Райфе избиенным (см. 14 января). Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4 Яко мученика добропроизвольна,/и преподобных удобрение,/звезду Ростовскую,/в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго/и чудес благодать от Него приемшаго,/Иринарха предивнаго песньми хвалебными/почтим и, к нему припадающе, умильно глаголем:/отче преподобне , моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас 2 Волнений множество жестоким житием преходя,/изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим,/от нихже подаеши исцеления недужным./Сего ради зовем ти:/радуйся, Иринарше, отче предивный. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иринарше,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Елеазару Анзерскому, глас 3 Отверг плоти тленная,/нетленных потщился еси достигнута,/и, мира удаливcя,/вселился еси в морский остров/и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси./Сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/отче преподобне Елеазаре,/Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость. Кондак, глас 1 Яко лучу тя солнечную Христос показа, преподобне ,/сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/уставляеши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/радуйся, Елеазаре отче наш,/страны Беломорския похвало и утверждение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Елеазаре,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриарший визит на Соловки. День второй. Посещение островов Соловецкого архипелага 20 августа 2010 г. 20:37 20 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит  в   Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , посетил остров Анзер. Его Святейшество сопровождали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, руководитель   Административного секретариата  Московской Патриархии   епископ Солнечногорский Сергий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Святейший Владыка побывал в храме Воскресения Христова у подножия горы Голгофа. В 1923 году, после упразднения Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения , где с заключенными обращались с особой жестокостью. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к присутствующим в храме. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников, на месте самых страшных страданий. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, после чего прошел к могилам соловецких узников. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. От лица братии скитоначальник иеромонах Георгий преподнес Его Святейшеству икону основателя скита преподобного Елеазара Анзерского, от которого принял монашеский постриг Никита Минин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон . Предстоятель Русской Православной Церкви побывал также в часовне, построенной на месте келлии преподобного Елеазара. Далее Святейший Патриарх Кирилл поднялся на гору Голгофа. Предстоятель осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита и передал в дар храму икону   святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . После посещения острова Анзер Святейший Владыка направился на остров Большая Муксалма. В скиту в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви обсудил с А.Д. Бегловым перспективы восстановления скита, а также побеседовал с паломниками, прибывшими на Соловки из Санкт-Петербурга. Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (справка) Голгофо-Распятский скит (справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1259834.ht...

Святейший Патриарх Кирилл посетил острова Соловецкого архипелага 20 августа 2010 г. 18:13 20 августа 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь , посетил остров Анзер. Его Святейшество сопровождали заместитель руководителя Администрации Президента РФ А.Д. Беглов, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, депутат Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). Святейший Владыка побывал в храме Воскресения Христова у подножия горы Голгофа. В 1923 году, после упразднения Соловецкого монастыря, в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения , где с заключенными обращались с особой жестокостью. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Святейший Владыка, обращаясь к присутствующим в храме. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников, на месте самых страшных страданий. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию, после чего прошел к могилам соловецких узников. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. От лица братии скитоначальник иеромонах Георгий преподнес Его Святейшеству икону основателя скита преподобного Елеазара Анзерского, от которого принял монашеский постриг Никита Минин, будущий Патриарх Московский и всея Руси Никон . Предстоятель Русской Православной Церкви побывал также в часовне, построенной на месте келлии преподобного Елеазара. Далее Святейший Патриарх Кирилл поднялся на гору Голгофа. Предстоятель осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита и передал в дар храму икону святителя Тихона, Патриарха Всероссийского . После посещения острова Анзер Святейший Владыка направился на остров Большая Муксалма. В скиту в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Православной Церкви обсудил с А.Д. Бегловым перспективы восстановления скита, а также побеседовал с паломниками, прибывшими на Соловки из Санкт-Петербурга. Краткая история Соловецкой обители Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (справка) Свято-Троицкий Анзерский скит (справка) Голгофо-Распятский скит (справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1253863.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Житие Елеазара Анзерского, им самим написанное» или просто «Свиток» — уникальный текст. Уже просто потому что «Свиток» — автобиография святого, крайне редкий «жанр», не говоря уже о безусловной интересности и содержательности — что можно сказать о самоотчете преподобного? Елеазар рассказывает о начале основанного им скита и  — самое ценное — о своем духовного опыте. На фоне очень целомудренной русской аскетики, не любящей открывать себя, творение Елеазара уникально. Преподобный рассказывает о многочисленных бесовских искушениях (бесы являлись в облике зверей, людей — часто святых) и благодатных посещениях: видения Божией Матери, Нерукотворного образа Спасителя, Св. Троицы… Отдельно надо сказать о языке «Свитка». Книжная речь тут мешается с разговорной, изложение крайне живое, эмоциональное — и на какие темы! Тем не менее, Елеазару удалось сохранить вполне трезвенное состояние духа; его письмо живое, но не «восторженное», яркое, но взвешенное. «НЪкогда ми прииде помышление: како сотворю угодно творцу и богу моему и что угодно ему моление? И востахъ помолихся прилЪжно: «Владыко, боже Отче и Сыне и святый Душе! Яви мнЪ, како тя призову на всяко время — псалмопениемъ или красною молитвою?» И слышахъ гласъ глаголющъ ко мнЪ: «Симъ образомъ молися — глаголи на всякъ день: «Слава в вышныхъ богу и на земли миръ, въ человЪцехъ благоволение» до конца и: «Господи — прибежище бысть намъ» и: «Сподоби, господи, въ день сей и на другой день». Паки помолихся. И паки тоже повелЪваетъ глаголати. Се бо есть пЪснь къ богу обща ангелска и человЪческа.» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-elea...

Схимонах Феодор (Память 3 июля). Феодор служил сначала в Преображенском полку. Но сердце его сгорало желанием послужить Царю Небесному в иноческом чине. Однажды, увидев Государя, он в простоте сердца высказал ему свое искреннее желание быть Соловецким монахом. Государь, выслушав его просьбу, не сказал ни слова и продолжал путь. Чрез два дня адъютант вручил Феодору от Государя 25 рублей на дорогу в Соловецкий монастырь и велел явиться в полковую канцелярию за получением увольнения от службы. Можно представить, какою радостью исполнилось сердце его при таком неожиданном исходе дела! С полным рвением спешил Феодор к Соловецкому острову, где с любовью был принят и вскоре удостоен пострижения с именем Филиппа. Но жизнь монастырская, в многолюдном обществе, не вполне отвечала его пламенным стремлениям. Поэтому Филипп, испросив благословение начальства, поселился в пустыне, где предался со всей строгостью подвигу отшельничества. Пост и ночные бдения были его постоянными занятиями; хлеб, приготовляемый им, состоял из смеси толченой брусники с мукою. Сначала Филипп жил на Заяцком острове, при церкви св. апостола Андрея Первозванного, в месте диком и угрюмом, потом перешел на Анзерский остров, в пустыню Преподобного Елеазара. Много, особенно в Заяцкой пустыне, он претерпел нападений от нечистых духов. В одну темную ночь, когда он стоял на молитве, вдруг сильные частые удары посыпались в окно. Встревожившись такой нечаянностью, пустынник вышел с молитвою из келлии, думая встретить кого-либо из приставших к берегу, но никого не находил. Неоднократно он слышал, как со скрипом отворялась запертая дверь, и кто-то входил в сени, поднимался по лестнице на вышку, ходил там, стучал и возвращался вниз. Сначала пустынник обращал внимания на такие случаи; но, познав бесовскую прелесть, впоследствии без смущения продолжал молитвенное занятие. Однажды в Анзерской пустыни, во время ночной молитвы, он так же услышал стук наверху своей келлии и, вышедши за дверь, увидел там незнакомого человека, который на вопрос его: «кто ты и что делаешь?», отвечал: «я монастырский работник и тешу топорище». «Да тут ли место?» сказал ему пустынник: «Христос с тобой», и с этими словами видение исчезло. Достигши глубокой старости, Феодор вышел из пустыни в Анзерский скит, где и почил с миром 5 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.М. Ранчин. Вертоград Златославный. Древнерусская книжность в интерпретациях, разборах и комментариях. М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 576 с. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. IX). 27 сентября 2007 г. 11:11 Включенные в книгу профессора А.М. Ранчина «Вертоград Златославный» работы посвящены исследованию поэтики древнерусской словесности и историософских идей, выраженных в древнерусских памятниках и обусловивших особенности их структуры и стиля. Диапазон анализируемых произведений — от «Повести временных лет» и агиографии киевского периода до «Жития протопопа Аввакума». Научные статьи сгруппированы в несколько тематических «блоков»: общие проблемы интерпретации памятников древнерусской словесности; генезис и поэтика памятников Борисоглебского цикла (эти работы в сборнике образуют, по существу, отдельную монографию); историософия и поэтика в раннем летописании, в «Слове о полку Игореве», в книжности московского периода; поэтика пространства в древнерусской словесности; формирование автобиографического повествования в словесности конца XVI-XVII веков (Мартирий Зеленецкий, Елеазар Анзерский, Аввакум, Епифаний). «Автор книги, исходя из абсолютно справедливого, хотя и сейчас недостаточно учитываемого положения о религиозной природе древнерусской книжности и ее связи со Священным Писанием, анализирует глубинные структуры в древнерусских сочинениях, раскрывает их неявную символику», — отмечает во вступительном слове покойный академик В.Н. Топоров. Характерной особенностью работ А.М. Ранчина является активное привлечение параллелей с произведениями, принадлежащими к иным литературным традициям — так, агиография князей Бориса и Глеба рассматривается в сопоставлении со славянскими, англосаксонскими и скандинавскими аналогами. В приложении к сборнику статей (сам автор склонен считать его скорее скорее монографией, посвященной исследованию семантических структур древнерусской книжности) включен цикл стихотворений А. Ранчина «Фрески». Эти поэтические тексты выражают «другой» (в сравнении с научными статьями) взгляд на далекое прошлое Руси и, по замыслу автора, призваны придать воссоздаваемой картине древнерусской словесности «стереоскопичность», приблизив «мир прошлого к настоящему» — или же засвидетельствовав «их безмерную удаленность друг от друга». Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/299720.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010