Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Дата рождения: май 1605 г. Дата смерти: 17 августа 1681 г. Дата пострига: 1635 г. Страна: Россия Биография: Никита Минич Минин (Минов) родился в мае 1605 г. в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской губернии. Был наречен в честь прп. Никиты, столпника Переяславского (1186), память которого совершается 24 мая по ст. ст./6 июня по н. ст. Он пережил очень трудное детство — мачеха ненавидела мальчика, морила его голодом, била и пыталась убить. В 12 лет Никита покинул отчий дом и поступил для продолжения учения в Макариев Желтоводский монастырь. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о хозяйстве, однако его по-прежнему влекли Церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре стал приходским священником. По ходатайству московских купцов священник Никита с семьей переехал в Москву. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, однако все трое его детей умерли в младенчестве, и в 1635 г. отец Никита убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за нее вклад и оставив денег на содержание. В возрасте 30 лет он также принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря . Через некоторое время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение Литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 г. Никон был принят в Кожеозерский монастырь и в 1643 г. избран игуменом монастыря. В 1646 г., приехав в Москву за сбором милостыни, произвел сильное впечатление на 16-летнего царя Алексея Михайловича своей высокой духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и живым нравом. Царь оставил его в Москве, назначив архимандритом столичного  Новоспасского монастыря , где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто ездил туда молиться и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198595...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Соловецкие острова     Соловецкие острова     Соловецкие острова       Соловецкие острова (Соловки) — архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь — 347 км². Это крупнейший архипелаг беломорского бассейн. Соловецкие острова состоят из шести крупных островов: Соловецкий (Большой Соловецкий) остров — 246 км²   Соловецкий (Большой Соловецкий) — остров в составе архипелага Соловецкие острова. Является его самым большим по площади островом. Административно входит в Соловецкое сельское поселение Архангельской области России. Высшая точка — 80 метров. Расположена в центральной северной части.     Анзерский остров, или Анзер — 47 км²       Анзерский — второй по величине остров в составе Соловецкого архипелага после Соловецкого. Площадь 47 км². Административно принадлежит Архангельской области России. Наивысшая точка острова и всего архипелага — гора Вербокольская (высота 86 метров). С вепсского языка «Анзер» переводится как «очень вытянутый остров». От других островов архипелага Анзерский отделён проливом Анзерская Салма. Большая часть острова покрыта болотами, поросшими сосной. Имеется множество озёр, в их числе Большое Елизарово, Голгофское, Капорское. Крайние точки: мыс Кеньга — западная мыс Колгуев — восточная мыс Вербокольский — северная мыс Капельский — южная На острове были основаны первые скиты Соловецкого монастыря. В XVII веке преподобный Елеазар Анзерский по благословению соловецкого игумена Иринарха основал Свято-Троицкий скит. В 1620 году на деньги матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы в скиту была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя преподобного Михаила 31 июля 1633 года царь Алексей Михайлович даровал скиту независимость от Соловецкого монастыря и установил ему ежегодное а в 1638 году отдал скит под охрану сумского В XVIII веке преподобный Иов Анзерский (в схиме — Иисус) организовал Голгофо-Распятский скит на горе Голгофа (высота 64 метра). В 1714 году им была построена первая деревянная церковь в память о Распятии Христовом. В 1856 году при архимандрите Досифее она была заменена каменным храмом, а деревянную церковь перенесли на вершину горы и заново освятили в 1865

http://isihazm.ru/?id=598

«Премудрая Двоица»: феномен русской истории Выставка «Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон. Премудрая двоица» работает в Московском Кремле  до конца года Плакат выставки Всё возвращается на круги своя… И, наверное, не могло не случиться, чтобы в Одностолпной палате патриарших покоев, где не раз царь и патриарх держали свой совет,  вновь не сошлись бы вместе эти два крупнейших исторических деятеля русского средневековья. А мы – смогли бы в новом свете осмыслить этот феномен, по определению ученых-книжников того времени, «премудрой двоицы» – царя Алексея Михайловича, вступившего на престол 360 лет назад, и патриарха Никона, 400-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Может, это и есть модель выставки будущего, когда в фокусе внимания оказывается целое историческое явление во всей его многогранности? Царская держава и патриарший посох Около 160 экспонатов – символы царской власти, памятники государственных и дворцовых церемониалов, церковные раритеты, гравюры и иконы позволяют образно и во всей полноте представить взаимоотношения этих едва ли не самых значимых фигур русской истории XVII века. Выставка раскрывает сложность и глубину их взаимоотношений, наложивших отпечаток на всю последующую российскую историю.  Основное внимание экспозиции, охватывающей период с 1630 по 1670 г.г., сосредоточено на 40-50 годах – периоде дружбы и взаимопонимания царя и патриарха. В свою очередь, в этом временном промежутке особое значение имеют 1652 - 1658 годы, на которые приходится фактическое пребывание Никона на патриаршем престоле. Держава царя Алексея Михайловича, Стамбул 1660-1662 г.г. … Задолго до того, как пересеклись жизненные пути Алексея Михайловича и Никона, их судьбы соединил преподобный Елеазар Анзерский. Основатель уединенного скита на острове Анзер в Белом море, он был хорошо известен при царском дворе. Именно преподобного Елеазара царь Михаил Федорович просил молиться о даровании наследника. Чадом молитв преподобного, по преданию, и стал Алексей Михайлович, который родился 10 марта 1629 года и был назван в честь святого Алексея, человека Божьего.

http://pravoslavie.ru/5305.html

Уроки монастыря Я убежден в том, что такого рода поездки выполняют функцию профилактики и реабилитации от антропологических угроз современности. Одну из этих угроз, особенно актуальную для молодых людей, я назвал бы угрозой не сбыться, не воплотить самого себя в своей судьбе. 2 августа, 2012 Я убежден в том, что такого рода поездки выполняют функцию профилактики и реабилитации от антропологических угроз современности. Одну из этих угроз, особенно актуальную для молодых людей, я назвал бы угрозой не сбыться, не воплотить самого себя в своей судьбе. Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть организатором труднических экспедиций, которые Фонд Андрея Первозванного направляет в Свято-Троицкий скит на острове Анзер. Этот остров находится на севере России, в Белом море, в самой северной части Соловецкого архипелага. Начиная с конца 16 века,  сюда в поисках уединения шли монахи Соловецкого монастыря. Среди них – преподобный Елеазар Анзерский, который появился здесь в 1612 году и вскоре основал Свято-Троицкий скит, где жизнь была устроена по афонскому  образцу. В 20-е годы  20 века Свято—Троицкий скит  вошел в систему Соловецкого лагеря особого назначения. Здесь содержались политзаключенные, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, инокини разных монастырей. После упразднения лагеря скит использовали в хозяйственных целях, а затем он пришел в запустение. В 2001 году в скиту снова возобновляется круглогодичное проживание монашествующих. Мы отправляемся на Анзер каждый год на 10-14 дней группами по 15-25 человек. Мы выполняем самые разные работы: разбор строительных завалов, заготовка дров в лесу, ремонт дорог, работа на огородах, заготовка сена и так далее. Мне хотелось сказать о том, с какими жизненными уроками сталкивается молодой человек, оказавшийся в подобной экспедиции. Речь пойдет о принципах восприятия и организации жизни, которые мы встречаем в скиту  и которые становятся своего рода альтернативой тому, с чем мы имеем дело в миру. Мне кажется, что в этой предъявленности альтернативного способа проживания жизни содержится важная составляющая христианского присутствия в современном мире.  Вот несколько из этих уроков:

http://pravmir.ru/uroki-monastyrya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в., Козельск - 13.01.1656, Анзерский Свято-Троицкий скит), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, основатель Анзерского Елеазарова во имя Святой Троицы мужского скита на Анзерском о-ве (Анзере) Соловецкого архипелага, писатель, иконописец. Источники Сведения о Е. содержатся в автобиографическом соч. святого «Свиток» (варианты заглавия в списках: «Свиток преподобнаго отца нашего Елеазара, написанный им самим», «Своеручная хартия преподобнаго Елеазара Анзерскаго о бывших ему видениях и откровениях», «Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Елеазара и о зачатии жития его на Анзерском острове, и о устроении скита, и о видениях его, и о прочем» и др.), написанном, вероятно, в 1636-1638 гг. Е. рассказывает о начале своего пребывания на Анзерском о-ве, о строительстве деревянной Троицкой ц. в скиту и об искушениях, с которыми ему пришлось бороться. Прп. Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Сер. XVIII в. (СГИАПМЗ) Прп. Елеазар Анзерский. Фрагмент иконы «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Сер. XVIII в. (СГИАПМЗ) Известны неск. редакций более позднего Жития Е. Краткое Житие святого существует в 2 разновидностях: «История вкратце о преподобнем Елеазаре, Анзерскаго скита началнике», и «Сказание вкратце о строители Елеазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех» из Соловецкого патерика 1-й четв. XVIII в. Пространное Житие («Житие и чудеса преподобнаго отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказателей и списано вкратце») предположительно составлено анзерским мон. Макарием на основе местных преданий, запись которых активно велась в скиту в нач. XVIII в. Краткие и пространная редакции были созданы между окт. 1704 и февр. 1707 г., при строителе Свято-Троицкого скита Иове (см. Иисус , прп., Анзерский), они близки между собой по характеру сообщаемых сведений, более подробно изложенных в пространном Житии. Важная информация о святом содержится во вкладной книге Анзерского скита, начатой в 1710 г. по благословению прп. Иисуса составителем Жития Е. мон. Макарием, в документах из скитского архива. Сведения из разных источников дополняют друг друга (весь комплекс источников, относящихся к Е., опубл. С. К. Севастьяновой: Прп. Елеазар. 2001). Биография

http://pravenc.ru/text/189679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, расположен на Анзерском о-ве, одном из островов Соловецкого архипелага, в Белом м., близ Троицкой губы. Источниками сведений об основании А. Е. с. являются автобиографическая записка («Свиток») прп. Елеазара Анзерского и житие святого, составленное, вероятно, иноком Макарием [Маркианом]. В 1614 г., стремясь «имети житие пустынное», постриженик Соловецкого мон-ря прп. Елеазар по благословению игум. Соловецкого мон-ря прп. Иринарха поселился на горе Анзерского о-ва, у оз. Круглого. Первые неск. лет прп. Елеазар жил один, добывая средства к жизни изготовлением деревянных сосудов, к-рые он ставил у морской пристани, взамен рыбаки и купцы оставляли преподобному хлеб и др. припасы. Ок. 1616 г. прп. Елеазар встретился с отшельником иером. Фирсом и принял от него постриг в схиму. Когда к подвижнику стали приходить насельники Соловецкого мон-ря, искавшие отшельнического образа жизни, он перешел на др. место (недалеко от Троицкой губы), где рядом с ветхой ц. свт. Николая Чудотворца срубил келью. Ц. во имя свт. Николая была построена в Соловецком мон-ре при игум. Иакове и в 1583 г. перенесена на Анзерский о-в для окормления солеваров и рыбаков (ок. 70 чел.), трудившихся на монастырских варницах и рыболовных тонях. Игум. Иаков предполагал основать на Анзерском о-ве мон-рь, но по неизвестным причинам в 1596 г. грамотой царя Феодора Иоанновича строительство обители было запрещено. К нач. XVII в. варницы были закрыты, остров посещался лишь моряками. Анзерский Елеазаров во имя Св. Троицы скит Анзерский Елеазаров во имя Св. Троицы скит 18 марта 1620 г. Патриарх Московский Филарет, извещенный игум. Иринархом и мон. Александром (Булатниковым) о существовании общины отшельников на Анзерском о-ве, выдал грамоту на основание скита на острове и указ на строительство силами Соловецкой обители деревянного «клетчата» храма с 2 престолами: во имя Св. Троицы и «государева царева ангела» прп. Михаила Малеина (церковь освящена в 1621); позже царь Михаил Феодорович пожертвовал скиту утварь, а также определил ружное жалованье насельникам - по 3 четверти ржаной муки в год, «по осмине солоду ячменного и по осмине овса», по 1 р. 50 к. каждому на облачение.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ Соловецкого мон-ря, расположен в сев.-зап. части Анзерского о-ва, одного из островов Соловецкого архипелага, в Белом м. (Архангельская обл.). Основным источником по начальному периоду А. Г.-Р. с. служит житие основателя скита прп. Иисуса Анзерского (в мантии Иова). Будучи в миру духовником Петра I Алексеевича и его семьи, преподобный был оклеветан и по царскому приказу 3 апр. 1701 г. принял постриг в Соловецком мон-ре. В 1702 г. по благословению соловецкого архим. Фирса (Шарапова) мон. Иов переселился на Анзерский о-в в Свято-Троицкий скит (см. Анзерский Елеазаров скит ) и в 1706 г. был назначен его строителем. В 1710 г. он принял схиму с именем Иисус в честь Иисуса Навина. По преданию, 18 июня 1712 г. прп. Иисусу в тонком сне явилась Пресв. Богородица с прп. Елеазаром Анзерским , Которая благословила подвижника основать в 5 верстах от Троицкого скита на горе новую обитель с храмом в честь Распятия Господня. Матерь Божия предсказала прп. Иисусу, что гора станет «второй Голгофой», где пострадают за Христа многие мученики. С этого времени началась подготовка к созданию нового скита вблизи горы Голгофы, тогда же получившей свое название. Грамотой от 15 июля 1713 г. архиеп. Холмогорский Варнава (Волатковский) благословил устройство скита, а также строительство на горе каменного храма в честь Распятия Господня и каменного храма в честь Успения Божией Матери под горой, но из-за недостатка средств храмы возведены не были. 15 мая 1715 г. архим. Фирсом была освящена деревянная ц. в честь Распятия Господня с 8-гранной главой, колокольней, папертью и трапезной. В период устройства скита пожертвования в него делали имп. Петр I, царевна Мария Алексеевна, царица Параскева Феодоровна (вдова царя Иоанна V Алексеевича ), кн. А. Д. Меншиков. Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) Анзерский Голгофо-Распятский скит. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/115450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) Запись о месте погребения Никифора и Никодима Анзерских в сборнике архим. Досифея (Немчинова) «Верное и краткое исчисление преподобных отец соловецких». Ок. 1825 г. (РНБ. Солов. 1195/1366. Л. 34 об.) (10-е гг. XVII в., Новгород - 30-е гг. XVII в., Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ), подвижник благочестия, ученик прп. Елеазара Анзерского . Краткие сведения о нем содержатся в Житии прп. Елеазара (созданном ок. 1704) и в «Сказании вкратце о строители Елиазаре Анзерскаго скита и о прочих подвижницех», написанном ок. 1710 г. для т. н. Соловецкого патерика (РНБ. Соф. 452). Судя по этим текстам, жизненный путь Н. был недолог, но духовно насыщен. Он происходил из новгородской богатой семьи. В ранней юности, по-видимому в нач. 30-х гг. XVII в., Н. пришел на Соловки и, пройдя испытание послушничеством, был пострижен в монашество и отдан в научение прп. Елеазару. Поселившись в Анзерском скиту, Н. под духовным руководством Елеазара «в велицей теплоте Господеви поработав». Пребывание на Анзере продлилось всего «три лета», после чего юный подвижник «преставился ко Господу». Произошло это, видимо, ок. 1635 г., поскольку этим годом отмечен поминальный вклад по «Никифору Новгородцу», сделанный соловецким уставщиком Геласием, духовно близким прп. Елеазару (см.: Панченко. 2006. С. 725-727). Как рассказывается в Житии Елеазара, анзерский старец молил Бога о том, чтобы узнать посмертную участь своего ученика, и получил «извещение» о том, что тот «наследовал жребий праведных». Имя анзерского подвижника Н. (родом новгородца) неизбежно напоминает о его тезке - пустынножителе Никифоре Новгородце, мирянине, к-рый в 1602-1616 гг. подвизался на Соловецком о-ве и за 3 года до кончины принял постриг с именем Никита († 1616).

http://pravenc.ru/text/2565482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Кий-острове, расположенном в Онежской губе Белого м., в 15 км от г. Онеги. Остров вытянут с севера на юг, его длина составляет 1,5 км, ширина не превышает 800 м, площадь ок. 0,5 кв. км. Состоит из выступающих из моря скал коренных (материнских) пород Балтийского щита. Высота скал увеличивается к центральной части, отдельные достигают 25 м над уровнем моря. Большая часть острова покрыта лесом, преобладают сосновые боры, разреженные можжевельником, рябиной. На языке саамов, в древности заселявших Поморье, слово «кий» означает «след зверя или дикого оленя», на коми-зырянском языке - «камень» ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444). Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Кий-Островский Крестный Онежский муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. К.-О. м. основан патриархом Московским и всея Руси Никоном наряду с Валдайским Святоозерским в честь Иверской иконы Божией Матери и Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рями. Инициатива строительства принадлежала патриарху, иноческий путь к-рого начался на Севере: ок. 1636 г. он принял постриг от прп. Елеазара Анзерского в Троицком скиту Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , а затем служил иеромонахом и игуменом Кожеезерского в честь Богоявления мон-ря . Известно, что патриарх Никон посещал Кий-остров: в 1639 г., после оставления Соловецкой обители; в 1652 г., когда направлялся в Соловецкий монастырь для перенесения мощей митр. Московского свт. Филиппа (Колычева) , и в 1660-1661 гг., в период строительства К.-О. м. Место для устроения К.-О. м. было выбрано патриархом Никоном по обету. В 1639 г. его судно, следовавшее по Белому м. из Анзерского скита к устью р. Онеги, попало в шторм и было выброшено на берег острова. В память о спасении на Кий-острове игум. Никон водрузил деревянный крест. В 1652 г., вторично посетив остров, Новгородский митр. Никон нашел этот крест невредимым и услышал предание о том, что поморы в молитвах перед крестом «от морского потопления спасаются» (Царская грамота. 1842. С. 244-245).

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Карельские свв. - житие Собор Карельских святых Святые, входящие в Собор Карельских Святых (3 июня по новому стилю): Авраамий (в схиме Антоний) Кенский, Кожеезерский, прп. Ин. 7 Новг. Авраамий Палеостровский, игумен, ученик прп. Корнилия Палеостровского Ав. 21 Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец Окт. 29 Адриан Ондрусовский (Андрусовский), прмч. М. 17; Ав. 26 Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь Ав. 30; Н. 23 Александр Ошевенский, игумен Ап. 20 Александр (в крещении Амос) Свирский, игумен, чудотворец Ап. 17; Ил. 17 (2-е обретение мощей); Ав. 30 Антоний Карельский, прп. Ап. 18 Антоний (в миру Андрей) Сийский, иером. Д. 7 Арсений Коневский, прп. Ин. 12 Артемий Веркольский, отрок Ин. 23; Окт. 20 Афанасий Мурманский, Олонецкий, игумен Мр. 8 Афанасий Наволоцкий, прп. Ян. 18 Афанасий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Афанасий Сяндемский (Сянжемский), Вологодский, прп. Ян. 18 Варлаам Керетский, Архангельский, иером. Ян. 15; Н. 6 Варлаам Пинежский, Важский, Шенкурский, прп. Ин. 19 Вассиан Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Геннадий Важеозерский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ф. 9 Геннадий Новгородский, архиеп. Д. 4 Герман Валаамский, прп., чудотворец Ин. 28; С. 11 Герман Соловецкий, прп. Ил. 30; Ав. 8 Дамиан (в миру Диомид, в схиме Диодор) Юрьегорский, Каргопольский, прп. Н. 20 Дионисий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Евфимий Карельский, прп. Ап. 18 Евфросин (в миру Ефрем) Синозерский, Новгородский, прмч. Мр. 20 Елеазар (Севрюков) Анзерский, Соловецкий, прп. Ян. 13 Елисей Сумский, Соловецкий, прп. Ин. 14 Зосима Соловецкий, игумен Ап. 17; Ав. 8; С. 3 Игнатий Островский, прп., ученик прп. Александра Свирского Ав. 30 Иоанн Яренгский, прп. Ил. 3 Иона Климецкий (Клименецкий), Олонецкий, прп. Мр. 28; Ин. 6 Иона Пертоминский, Соловецкий, прп., чудотворец Ин. 5, 12 Иона Яшезерский, прп. С. 22

http://pravicon.com/info-2636

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010