В сент. 1619 г. И. вновь отправился в Москву для получения благословения у новоизбранного патриарха Филарета (Романова) и ходатайства об уменьшении налогов с мон-ря, чтобы можно было обеспечить содержание в Соловецкой крепости ратных людей и строительство новых укреплений в связи с угрозами нападений шведов и датчан. Прибыв в Москву незадолго до Рождества, И. и сопровождавший его келарь Александр (Булатников) били челом патриарху об освобождении Соловецкого мон-ря от уплаты 530 р. пошлин «с их соляных промыслов, и с рыбных ловель, и с волостей, и за десятую рыбу, и за тамгу, и за двинскую соляную проезжую» и т. п. Просьба была удовлетворена отчасти. Указом царя от 15 февр. 1620 г. монастырь был освобожден только от двинской проезжей пошлины за провоз соли (100 р. в год) на 5 лет. И. был принят царицей-инокиней Марфой, пожертвовавшей 100 р. на строительство церкви на Анзерском о-ве (см. Анзерский Елеазаров во имя Святой Троицы мужской скит ). Патриарх Филарет благословил И. посвятить эту церковь Св. Троице, а придел - прп. Михаилу Малеину, небесному покровителю царя. В Москве И. заказал у царского иконописца Назария Истомина икону Успения Пресв. Богородицы для местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Вероятно, этому же мастеру И. поручил написать образ Спасителя, к-рый потом также поместил в местном ряду иконостаса. Обе иконы были заказаны игуменом на свои деньги, украшены серебряными окладами с драгоценными камнями. Весной 1620 г. И. отправился из Москвы в Новгород, чтобы получить благословение новопоставленного Новгородского митр. Макария , в июле того же года вернулся на Соловки. Вскоре после возвращения И. патриарх прислал в Соловецкий монастырь 2 иконостаса и церковную утварь для храма на Анзерском о-ве. Весной 1620 г. сгорел монастырский двор в Вел. Устюге с «годовыми запасами». По челобитью И. и строителя московской службы Александра (Булатникова) 18 янв. 1621 г. монастырь был освобожден от уплаты податей на 3 года в размере 535 р. 21 алтын в год, «чтоб им в та лета было чем Соловецкой монастырь построити» (РНБ. Солов. 18/1477. Л. 277 об.- 279 об. 195).

http://pravenc.ru/text/673965.html

В январе 1638 года по прошению старца Елеазара государь повелел игумену Варфоломею и соловецкой братии выстроить в Анзерском скиту каменную церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы с трапезной. Из Москвы был прислан мастер каменных дел Трефил Шарутин, незадолго до этого возводивший царский дворец в Кремле. Однако игумен Варфоломей доложил в столицу, что храм на Анзере строится большего размера, нежели предписано, после чего указом патриарха Иоасафа строительство было остановлено. По вступлении на престол царя Алексея Михайловича, в 1646 году вновь приказано было соловецкому игумену поставить на Анзере каменную церковь. В бытность свою в Москве преподобный Елеазар получил царскую грамоту и о прибавлении ружного жалованья скиту – воска и меда на церковные нужды. Но соловецкие монахи не спешили со строительством храма, хотя деньги им на это были выделены. Братия не желала помогать Анзерскому скиту, получившему независимость от Соловецкого монастыря. Лишь после нескольких указов государя и грамот патриарха Никона князь Григорий Ромодановский, двинский воевода, принудил игумена Илию начать строительство церкви. В ней были сооружены три престола: Святой Троицы, преподобного Михаила Малеина и в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». По кончине преподобного Елеазара (13 января 1656 года) Анзерским скитом несколько лет управлял его ученик, старец Никодим, а после него – иеромонах Игнатий. Смута, связанная с исправлением богослужебных книг, охватившая Соловецкий монастырь в 1668–1676 годах, коснулась и Анзера. Есть свидетельства, что во время многолетней осады Соловецкого монастыря царским войском анзерские иноки тайно поддерживали соловчан. Год спустя после взятия монастыря, по смерти старца Никодима, соловецкий архимандрит Макарий решил навести порядок на Анзере. «Егда убо супротивных в Соловецком острове учинися в вере смущение, и устройся от них монастырю запорное укрепление: в те же времена бысть и Анзерскому скиту от начальствующих тогда велие разорение и конечное ему сотворися запустение. Живущие же ту пустынники до единого со отока разогнаны бежаша, и храмы Божий обраны, токмо стены едины в них осташа...» – вспоминал о том времени анзерский летописец Макарий. Весной 1677 года по указу патриарха Иоакима из Анзерского скита были вывезены на хранение в Соловецкий монастырь иконы, церковные сосуды, книги, ризы, жалованные грамоты и деньги.

http://sobory.ru/article/?object=03581

Два иерарха особенно резко выделяются из среды русского епископата: св. Филипп, митрополит Московский (1566–1568), и патриарх Никон (1652–1666). В их судьбах есть общий момент: столкновение с государственной властью. Церковно-исторические предпосылки этих столкновений были разного, можно даже сказать, противоположного характера. И само содержание этой борьбы — для св. Филиппа краткой, а для патриарха Никона длительной — имело разный характер. Нельзя утверждать, что оба архипастыря в равной мере принадлежат истории русского монашества. Их личная иноческая биография складывалась по-разному. Блестящее облачение вельможного князя Церкви совершенно затмило для Никона смиренную монашескую рясу; характер его поступков тоже не соответствовал иноческому духу. Его заботы и цели были связаны главным образом с вопросами общей церковной жизни; в грандиозной программе, которую он пытался осуществить, высокомерно полагаясь на свою энергию, свои таланты и непоколебимую уверенность в правоте своего дела, не было места для вопросов, связанных с монастырской жизнью. Никон был великой личностью; происходил он из толщи русского народа, и появление этой личности доказывает, какие силы таились в народе; а его противники — достаточно только вспомнить о не менее знаменитом протопопе Аввакуме и других расколоначальниках — показали, с какой энергией могут проявляться эти силы. Как часто бывает у великих исторических деятелей, у Никона талантливость натуры соединялась с духовной косностью, энергия, которая зачастую оборачивалась деспотизмом,— с малодушием, принципиальность — с себялюбием. Проклятием и славой окружили эту фигуру противники и почитатели, писатели и исследователи. Несмотря на большой объем литературы, посвященной Никону, нельзя сказать, что его личность и труды исследованы с исчерпывающей полнотой . В истории русского монашества Никон занимает не особенно заметное место; годы, проведенные им в монастыре до архиерейской хиротонии, не имели никакого значения для его жизни, аскетическая школа (если вообще можно говорить по отношению к Никону о такой школе), пройденная им в Соловецком монастыре и в скиту Елеазара Анзерского, не оказала никакого влияния на его страстный характер.

http://sedmitza.ru/lib/text/436588/

житие его составлено около 1664 г. Посмертные чудеса его автор жития записывал со слов спасшихся от потопления и приезжавших в Кереть, где покоится Варлаам (Ключевский, стр. 341–342). 319. Святый Питирим епископ Пермский чудотворец преставися в лето 6900 месяца августа в 19 день 320. Святый Герасим епископ Пермский чудотворец задушен бысть от своих домочадец в лето 6900 мнсяца генваря в 24 день 321. Святый Иона епископ Пермский чудотворец, иже бысть на устье Цельмы реки у соли, преставися в лето 6979 месяца октября 29 день После блаженной кончины первого просветителя Пермской земли, преемник его, епископ Исаакий архипастырствовал не долго и большую часть времени провел в Москве. Новая паства, оставшаяся без пастыря, и сама по себе скоро дозволила себе беспорядки, а фанатики язычества – волхвы рады были, не встречая препятствий, рассеивать плевелы на ниве Божией; дикие Вогуличи даже насилием стали принуждать новых христиан к язычеству. Святитель Герасим ревностно очищал плевелы, появившиеся на новой ниве Христовой. В последние годы его жизни, Вогуличи, под начальством того же князя Асыки, снова стали врываться в поселении крещеных Зырян. Не смотря на свирепость начальника, просьбы и убеждения святителя подействовали на дикарей, и они удалились в своим места. По одному древнему известию, близ Усть-Вымской крепости, святитель был удавлен омофором, рукою Вогулича, принятого им на воспитание. (Рассказы из Ист. Р. Цер., стр. 287). В «Иконописном Подлиннике»: «Герасим подобием сед, брада подольше Николины, риза святительская, мантия со источники, исподняя празеленная, на главе шапка святительская». (Филимонов, стр. 44). Когда в Москве было получено известие о мученической кончине блаж. Герасима, то преемником его был поставлен Чудовский архимандрит Питирим, известный сколько по благочестию своему и иноческим подвигам, столько же и по образованности и просвещению, в чем не было тогда в Москве ему равных (Верюжский, стр. 332). Испросил у великого князя Василия Темного многие льготы и пособия для Зырян, пострадавших от нападения свирепого князя Вогуличей Асыки, и успел даже обратить к вере Христовой некоторых Вогуличей, живших по соседству с Пермскими христианами. Он был схвачен и убит Вогуличами 19 августа 1445 года (Рассказы из Ист. Р. Цер., стр. 287). В «Иконописном Подлиннике»: «Питирим подобием надсед, брада аки Власиева, покороче и пошире, на главе клобук черный, мантия со источниками, испод дикой. Инии пишут в ризах святительских и во омофоре, в руках Евангелие, на главе шапка» (Филимонов, стр. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

За оградой скита находился деревянный 2-этажный корпус для трудников и паломников. Скит имел свое хозяйство - конюшни, кузницу, скотный двор и др. Развивался промысел рыбы и морского зверя. У входа в Троицкую губу в 1875 г. была открыта Троицкая спасательная станция, старшина и гребцы выбирались из числа братии Соловецкого мон-ря. К нач. XX в. А. Е. с. стал местом активного паломничества, на берегу Троицкой губы были построены валунная пристань, гостиница, баня. В нач. XX в. в скиту проживало 7 монахов и 3 послушника под управлением иеромонахов-строителей. В А. Е. с. находилась богатая б-ка, основателем к-рой был прп. Елеазар. В Соловецком собрании РНБ хранятся 10 рукописей из Анзерской б-ки с записями о принадлежности их прп. Елеазару. Содержание записей разнообразно: о принадлежности книг келейной б-ке преподобного, покупке им рукописей в Соловецком мон-ре, переписке им лично рукописей. По описи А. Е. с., составленной соловецким архим. Макарием 12 июля 1676 г., б-ка скита насчитывала более 200 старопечатных и рукописных книг. Среди святынь скита почиталась икона Нерукотворного Образа Спасителя, написанная, по преданию, прп. Елеазаром в 1624 г. В 1854 г. образ был поставлен над Св. вратами Соловецкого мон-ря (местонахождение после 1921 неизвестно). А. Е. с. был закрыт в 1920 г. По свидетельству «Приемно-сдаточной описи зданий и сооружений на Анзерском острове», составленной летом 1923 г. при передаче архипелага в ведение ОГПУ, в А. Е. с. насчитывалось 18 каменных и деревянных построек (Тогда на Анзерском острове. С. 145-149). В 1923-1939 гг. в них размещалась штрафная командировка СЛОН. В 1924 г. в А. Е. с. были привезены первые «политические» заключенные (ок. 70 чел.), но в 1925 г. их вывезли в лагеря на материк. Вместо «политических» в качестве наказания из штрафного изолятора на Заяцких о-вах в бывш. скит привезли женщин и кормящих матерей, родивших детей на Соловках, т. н. мамок. Кормящие матери жили в главном корпусе, там же в 1929-1931 гг. разместили заключенных монахинь, а в амбаре по соседству - проституток.

http://pravenc.ru/text/115452.html

Значительная часть акафистов в честь святых Русской Церкви собраны в сборнике, выпущенном в 1995–1996 гг. петербургским издательством «Титул» — в этот трехтомник вошли 138 акафистов, в том числе «Акафист всем святым, в земли Российстей просиявшим». Многие акафисты писались в храмах или монастырях, в которых находились мощи святого, и изначально предназначались для чтения у раки угодника Божия. С этим связано частое использование притяжательного местоимения «наш» в русских преподобнических акафистах: по традиции этой вставкой отличается служба в честь святого, совершаемая непосредственно на месте его подвигов. Например, рефрен акафиста Собору Псково-Печерских святых звучит так: «Радуйтеся, преподобнии отцы наши, обители Богоматерния преславнии устроителие...», а рефрен акафиста преподобному Елеазару Анзерскому — «Радуйся, преподобне отче наш Елеазаре...». Конечно, множество написанных в Русской Церкви акафистов не исчерпывается только русскими святыми — в России были созданы акафисты сщмч. Игнатию Богоносцу (рефрен: «Радуйся, Богоносный Игнатие, великий и преславный страстотерпче...») и прав. Симеону Богоприимцу (рефрен: «Радуйся, Симеоне, старче праведный, Богоприимче преблаженный...»), свтт. Афанасию и Кириллу Александрийским (рефрен: «Радуйтеся, святители Афанасие и Кирилле, Православия столпи непоколебимии и богомудрии учители...») и первый из акафистов святому покровителю Болгарии прп. Иоанну Рыльскому (рефрен: «Радуйся, Иоанне преподобне, пустыножителей светлое украшение...»). Аналогичная ситуация складывается и в других Поместных Церквях: самая многочисленная группа гимнов, как правило, включает в себя акафисты святым этой страны. Лучше всего это видно на примере Румынской Православной Церкви, интенсивность написания акафистов в которой за последние два десятилетия вполне сопоставима с российской: нам известно в общей сложности около 90 оригинальных румынских акафистов, около трети из которых — акафисты святым Румынской Церкви. Много новых акафистов создано в Сербской Православной Церкви, в том числе, разумеется, и сербским святым: Всем Сербским святым (составил прот. Мирко Павлович, рефрен: се, сви свети угодници молитвеници српскога рода...»), два вмч. Лазарю Косовскому (первый составил иерей Мариан Кнежевич, рефрен: се свети великомучениче, благоверни царе Лазаре, и славни страдалче за крст часни и слободу знатну рода Сербиновог, крстоносног и свеправославног...», второй — неизвестного авторства, рефрен: се, свети великомучениче кнеже Лазаре, српска похвало и заштито...»), два свт. Николаю Жичскому (прозаический, рефрен: се србски, пети и велики пророче и поэтический, рефрен: «О се, си, пророк у време пето Србима написа, за Господа свога и живи и диса...»), прп. Иустину Челийскому (рефрен: се преподобни и другие.

http://e-vestnik.ru/culture/hvalebnye_gi...

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя–императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский и Задонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мон-рь препятствовал постройке на Анзере каменной церкви, монастырские власти, по-видимому, жаловались на Е. Новгородскому митрополиту, в 1641 г. вызвавшему преподобного в Новгород. В 1646 г. царь Алексей Михайлович подтвердил независимость Анзерского скита от Соловецкого мон-ря. В 1636 г. Е. обратился к царю с просьбой разрешить жить в скиту более чем 12 монахам, царской грамотой число насельников было увеличено до 18. Среди новых насельников Е. особо выделял прп. Никодима Анзерского (его Е. перед смертью оставил строителем скита), умершего молодым прп. Никифора Анзерского и свящ. Никиту (впосл. патриарх Московский и всея Руси Никон (Минов) ), ок. 1636 г. принявшего постриг в Анзерском скиту. (В сочинениях, происходящих преимущественно из старообрядческого Выголексинского общежительства , приводится легенда о том, как Е. якобы прозрел «антихристову сущность» буд. реформатора, увидев змея, обвивавшего Никона во время богослужения. По мнению П. С. Смирнова , эта легенда представляет собой искажение несохранившегося протографа Жития Е., в к-ром рассказывалось о видении Е. на служившем литургию иером. Никоне святительского омофора; см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе XVII в. СПб., 1898. С. CXII.) В 1638 г., отвечая на просьбу Е., к-рому было видение Богородицы, царь приказал начать в скиту строительство храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» и пожаловал 200 р. И. Шушерин, биограф патриарха Никона, сообщает о том, что Е. и иером. Никон ездили в Москву для сбора пожертвований на строительство и получили 500 р. ( Шушерин И. Известие о рождении, и воспитании, и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1871. С. 7). Несогласие в отношении того, как распорядиться этими средствами, и относительно дальнейшего строительства храма стало причиной размолвки между Е. и иером. Никоном, в 1639 г. покинувшим Анзерский о-в. Впрочем, впосл., став Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон оказывал помощь скитянам, увеличил выделяемое им содержание, делал в скит вклады. (Вкладная книга Анзерского скита содержит рассказ о том, что по молитве Е. Никон в бытность Новгородским митрополитом перенес мощи свт. Филиппа , митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Поначалу прибывшие в Соловецкий мон-рь вместе с Никоном люди не могли сдвинуть с места гроб святителя, поднять гробницу стало возможно после молитвы Е.)

http://pravenc.ru/text/189679.html

На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти. Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял. В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя. Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего... Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь , на нужды братии и на милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На храмовом образе св. Предтеча Иоанн изображен с крыльями, как во исполнение пророчества (Мал. 3,1), так и в означение его равноангельской жизни, и во всегдашнее воспоминание тамошним насельникам о подражании бывшему, подобно им, человеком, а пожившему по-ангельски. В верхнем поясе иконостаса, по частям, изображен лик Апостолов, идущих на проповедь Евангельскую. Иконостас сей устроен иждивением Тульского помещика Павла Николаевича Хрущова; иконы, его составляющия, писаны в Твери, на сумму, пожертвованную Почетным Гражданином Д.В. Брюзгиным. Первоначальный же иконостас Скитской церкви был пожертвован Преосвященным Епископом Филаретом, тот самый, который он устроивал для своей домовой Архиерейской церкви в Калужском Лаврентьевом монастыре. Настоящий иконостас, кроме золоченой по белому полю резьбы, украшен во всю свою вышину колоннами Коринфского ордена, позолоченными при последнем обновлении церкви в 1860 году, – когда также были, частью исправлены по прежним очеркам, а частью написаны вновь св. изображения, украшающие плоский потолок и стены лепообразной церкви. На потолке изображена св. Троица, окруженная ликом Херувимов, Серафимов и Ангелов; из которых два держат знамение нашего спасения, Животворящий Крест; один изображен с кадильницею, другие держащими в руках орудия достопокланяемых страстей Христовых. Под карнизом, с южной стороны, в пяти, красиво обрамленных, местах изображены: 1) Воскресение Христово, 2) Осязание Фомы, 3) Явление Ангела Мироносицам, 4) Исцеление разслабленного при купели Силоамской, и 5) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи; под ними, возле южных дверей, изображен св. Пророк Илия. С северной стороны, под карнизом (в симметрии с южною): 1) Беседа Спасителя с Самарянкою при колодезе, 2) Исцеление брением слепорожденного, 3) Рождество Предтечи Господня, 4) Явление Ангела Захарии в олтаре кадильном и 5) Воскресение Лазаря; под ними, возле северных дверей – изображена св. Равноапостольная Мария Магдалина. На западной стене, над входной дверью, Собор Преподобных Отцев: Исаия отшельник, Феодор Студит, Марк подвижник, Симеон новый Богослов, (в средине) Иоанн Лествичник, Сергий Радонежский, Елеазар Анзерский, Пафнутий Боровский и Нил Сорский; возле них – к северной стороне: Св. Исаак Сирин и Макарий Египетский; ниже их: Варсануфий Великий, Преподобный Иоанн (пророк) и среди их Авва Дорофей. По другую сторону двери на той же стене: копия с знаменитой картины Иванова – явление миру Христа Спасителя; – копия несколько измененная (изменение состоит главным образом в прикрытии приличною одеждою фигур, представленных на картине Иванова обнаженными – для живописного эффекта). А на южной стене, в том же юго-западном углу, во всю стену изображен так называемый Собор св. Иоанна Предтечи Господня, то есть, крещение им во Иордане приходивших к нему.

http://sobory.ru/article/?object=05222

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010