Глава 3 Иез.3:1 . И рече ко мне: сыне человечь, снеждь свиток сей, и иди, и рцы сыном Израилевым. Справедливо выше говорил: аще убо услышат, или убоятся, потому что предлагаемое Пророку исполнено ужаса, рыдание, и жалость, и горе написанные на целом свитке, и внутри и снаружи. Свитком же называет свернутые писания. Ибо древние так хранили письменные памятники. Иудеи и доныне в таковых свитках имеют божественные Писания. Иез.3:2 . И отверзе уста моя, и напита мя свитком сим. Иез.3:3 . И рече ко мне: сыне человечь, уста твоя снедят, и чрево твое насытится свитка сего, даннаго тебе: и снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок. «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, – говорит божественный Давид, – паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). Сладок же и весьма приятен плач о грехах; «печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» ( Пс. 118:53 ), говорит тот же Пророк, и: «видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша» ( Пс. 118:158 ). И сын его увещевает говоря: «благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира» ( Еккл. 7, 3 ). Так для Пророка вкушение свитка стало подобно меду, хотя не было в нем ничего приятного и радостного, а «рыдание, и жалость, и горе». Но никто да не понимает вкушение свитка в смысле чувственном и плотском. Ибо как все видение Пророк созерцал духовно, так и вкушения сего приобщается духовно. Иез.3:4–6 . И рече ко мне: сыне человечь, иди, и вниди в дом Израилев, и глаголи словеса Моя к ним: яко не к людем глубокоречивым, и косноязычным посылаем еси , но к дому Израилеву, ниже к людем многим, иноязычным, иноречивым, ни тяжким языком сущим, ихже не разумел бы еси словес: аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе: Ясно показывает здесь различие трудов апостольских и пророческих. Одним вверяемо было попечение об одном народе, из которого они происходили, и с которым говорили одним и тем же языком, а другим, по слову Господню, поручена была вселенная и все народы; ибо сказано: «шедше научите вся языки» ( Матф. 28, 19 ), у которых и наречия многочисленны и различны, и нравы разнообразны, и законы противоположны. Однако же те, которым поручены были многие народы, разные языки, разнообразные нравы и всякого рода законы, исправили вселенную, а те, которым поручаем был оный необузданный народ, понесли много труда, но не пожали плодов, достойных своего труда. И причиною сему не леность делателей, но грубость возделываемых. Посему-то и Сам Владыка говорит: «Аще и к тацем послал бых тя, то и тии послушали быша тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Основы современного естествознания: православный взгляд 19.06.2008 819 Время на чтение 4 минуты Вышла в свет книга В.И. Неделько, А.Г. Хунджуа " Основы современного естествознания: Православный взгляд " (М.: " Паломник " , 2008) - научно-популярное издание, в котором рассматриваются современные научные представления об окружающем нас мире через призму православного мировоззрения. Авторами книги - Неделько Виталием Ильичем, кандидатом физико-математических наук, доцентом физического факультета МГУ, и Хунджуа Андреем Георгиевичем, доктором физико-математических наук, профессором физического факультета МГУ, - выбраны главные концептуальные вопросы, без знания которых нет правильного понимания объективной реальности. В издании освящены темы, не подвластные науке и требующие привлечения философских и теологических знаний, раскрыты основы естественнонаучных дисциплин и предпосылки формирования целостного мировоззрения. Книга рассчитана на широкий круг читателей, она будет полезна студентам-гуманитариям при знакомстве с курсом " Концепции современного естествознания " , учителям физики, химии, биологии, студентам и аспирантам технических специальностей, школьникам старших классов. Авторы отдают себе отчет, что не скажут ничего принципиально нового, но считают предлагаемый на суд общественности учебник полезным, ибо, как отметил Блез Паскаль: " Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не все с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли " . Да и что можно сказать принципиально нового, ведь " нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, вот это новое " , но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1: 9-10).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священная граница Сакральные стратегии и война символов 04.11.2013 1392 Время на чтение 19 минут Посвящается российским пограничникам До октябрьского переворота 1917 года стражи государственной границы праздновали не День пограничника, как это принято в наши дни, а отмечали так называемый храмовый праздник, имевшийся у каждого рода Царских войск. Хранителям священной границы Российской Империи предписывалось торжественно отмечать его в двунадесятый Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по новому стилю). В определении для стражей священной границы Государства именно этого торжественного дня был заложен глубокий смысл: качества, присущие Богородице - незыблемая святость, чистота, непорочность, неподкупность, нерушимость... Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. Иер. 5: 22. Прошедшее столетие, ознаменованное всеобщим падением нравственности, принято оценивать как фатальное. В государствах Европы, включая Россию, произошел целый ряд кровавых войн и революций. Обычно полагают, что эти события обусловлены разрозненными политическими, социальными и экономическими факторами. Но если История есть только цепочка непредсказуемых случайностей, то тогда и жизнь человека посреди этого мipa - не более чем «дар напрасный, дар случайный»... Однако при внимательном взгляде на нее с религиозной позиции, сами собой напрашиваются выводы иного характера, выстраивающиеся в стройную систему, открывающую взору читателя величайший Порядок в кажущемся внешнем хаосе. И нет в Истории ничего такого, что не было бы уже « в веках, бывших прежде нас » (Еккл.1:10). Нынешняя реальность такова, что хотим мы того или нет, но после падения «железного занавеса» постепенно стираются грани не только между сообществами, но и внутри человека, и, например, то, что в России еще недавно было запрещено всем и каждому, сегодня разрешено и поощряется. Но хотя общение между народами разных государств год от года вроде бы упрощается, однако все труднее становится ориентироваться в «мipe без границ», где понятие границы низводится до уровня обыденной стойки таможенного контроля. Но в действительности оно лежит намного выше этого бытийного определения.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/05/...

(К столетию со дня его рождения 26 августа 1797–1897 г.) Бог… человеку благу пред лицем Его даде мудрость, и разум (знание), и веселие. Еккл.2:26 Когда в 1868 году митрополит Иннокентий ехал из восточной Сибири на свою новую кафедру – в Москву, то слава его, как апостола – просветителя Сибири и Америки гремела уже давно повсюду, достигла и Москвы; но далеко не всем Москвичам известен был их новый митрополит лично. А потому естественно многие живо интересовались знать, что за личность – новый Московский митрополит, преемник знаменитого Филарета, едва не полвека мудро, искусно и твёрдо державшего в своих руках кормило управления Московской епархией с её многочисленным и разнообразным населением, с её многоразличными и многосложными учреждениями, в том числе с высшим рассадником духовного просвещения – академией. В удовлетворение столь естественного любопытства, тогдашний епископ Енисейский Никодим Казанцев (†1874) от 4 мая означенного 1868 года из Красноярска писал одному Московскому протоиерею следующее: «Я не писал на два ваши письма, потому что ждал Московского владыку 1 . Этот муж прямой и правый. Апостольские подвиги его известны всей России. Увидеть их близко и Москва. Он не имеет блестящего академического образования: но пусть не обманываются гордые академисты. И без академии иногда много знают… Преосвященный Иннокентий – любимый ученик (по духу) митрополита Филарета. Он без сомнения будет подражать ему в чём и елико можно… Полагаю, что владыка будет доступен, потому что он прост; и будет внимателен к просящим, потому что любить правду паче и выше всего. Думаю, что владыка недоступен лести и льстецам: пусть остерегутся лицемеры и двоедушные. Ему 71 год; но он бодр и пользуется здравием телесным 2 ». – В этих немногих словах схвачены почти все существенные черты характера и отношений архипастыря Московского, столетие со дня рождения которого исполнилось 26 августа сего года. Рождённый и воспитанный в Сибири, большую и лучшую часть жизни своей также проведший в Сибири и Америке, при условиях, совершенно иных, нежели какие были действующими для лиц его положения в Европейской России, высокопреосвященный Иннокентий, неожиданно и для него самого и для многих других, Высочайшим повелением 5 января 1868 года, из архиепископа Камчатского, Алеутского и Курильского, переименовывается в митрополита Московского и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛО [греч. κακα, τ κακν, πονηρς, τ ασχρν, τ φαλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность блага . Ветхий Завет Терминология и семантика В ВЗ предметы, явления, события, действия и переживания, так или иначе противопоставленные благому, полезному, соответствующему принятым нормам или эталонам, т. е. оцениваемые негативно в к.-л. отношении, характеризуются словами, производными от корня   (глаголы         имена существительные и прилагательные:        ). При этом «плохое», «дурное», т. е. неупорядоченное, неправильное, и «вредное», «опасное», т. е. приносящее вред или способное его причинить, а также З. как нравственная характеристика людей и их поступков и З., переживаемое человеком, т. е. страдание, беда, несчастье, различаются только контекстуально, но не терминологически. Так, слова с корнем   служат определениями предметов и явлений, опасных и вредоносных по своей природе, и т. о. подчеркивают эти свойства. Напр., «злой» (  ) нередко называется болезнь: «Поразит тебя Господь злою (  ) проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей» (Втор 28. 35; ср.: Втор 28. 59: «...болезнями злыми (  ) и постоянными»; Втор 7. 15; Иов 2. 7: «...проказою лютою (  ) от подошвы ноги его по самое темя его»; Еккл 6. 2: «тяжкий (  ) недуг»; 2 Пар 21. 19). Когда речь идет о диких зверях, представляющих собой угрозу для человека, используются те же эпитеты: «хищный зверь», «лютые звери» (     - Быт 37. 20, 33; Лев 26. 6; Иез 5. 17; 14. 15, 21; 34. 25). В этом значении такие слова могут употребляться и менее конкретно, обозначая беду, несчастье как совокупность опасных, гибельных событий или обстоятельств: «...за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло (  ) на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того» (4 Цар 21. 12); «За это Я наведу беды (  ) на дом Иеровоамов...» (3 Цар 14. 10); после смерти Авессалома Иоав говорит Давиду: «...клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий (  ), какие находили на тебя от юности твоей доныне» (2 Цар 19. 7 (МТ 19. 8)).

http://pravenc.ru/text/199913.html

Н.К. Гаврюшин Макарий (Петрович). О человеке (из «Догматической Богословии») § 38. Человек есть существо из души разумной и тела, расположенного на органы чувственные, состоящее, которому на сей земле, как в собственном доме жить определено. О человеке должно сказать: 1) Мы знаем, что в свете кроме тела и духа ничего больше нет (§ 37). Естьли что из вещества состоит, то разума причастно быть не может; невместително бо есть помышление телу: а напротив, духовное естество совсем частиц, составляющих количество, свободно. В человеке оба сии существа так согласно и дружелюбно соединена, что довольно удивиться не можно. Сея ради причины древность микрокосмом или малым миром называла человека. 2) Так человек есть сложное существо. Он имеет душу (Деян, гл. 20, ст. 10). Душа же есть (Еккл. гл. 12, ст. 7). Следовательно душе все свойства должно приписать, которые ангелам приличны (§ 37). Она невещественна и бессмертна, она разумом и волею, и самовластием одарена; ей приличествуют разные способности, знания и науки, как опыт гласит: однако все сии качества известной имеют предел, и никак в бесконечность не могут далее поступая пресовершеннейшими статься; потому что душа есть тварь, самое же твари понятие границы всем полагает вещам. 3) Тело, как мы видим, из множества частей состоит, частей союз чрез движение может премениться, от пременения сего может частей союза сделаться разрыв, от разрыва может тление и превращение последовать; ибо плоть может истлевать. Тление человеческого тела – когда оно неспособно сделаться к душевному обитанию и действию в нем, и так принуждена бывает душа разлучиться с телом; сие разлучение души с телом называется смертию. 4) Некие мы части в себе имеющие пред прочими превосходство примечаем, каковы суть глаза, уши, уста и проч. Душа эти части вместо орудия употребляя, понятия свои о чувствах различно располагает. Откуду пять чувств, то есть видение, слышание, обоняние, вкушение и осязание происходит. Сии от чувств происходящие понятия не должно смешивать с понятиями разума; ибо те только тёмные могут быть и ясные, сии же подробные и довольные: тем последующий не может тебе довольной причины, для чего что делает, сказать, потому и грешить иногда может; сих же предержащийся резон тебе скажет, для чего что делает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое «Аскетическое слово» Стефана из Фиваиды построено в форме наставлений старца ученику, который следуя им в постоянной борьбе со страстями и помыслами проходит путь от отречения мира до стяжания внутреннего Царства. Слово аскетическое Стефан из Фиваиды 1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими Расстанься с призрачным веществом (τη λη τη φαινομη), то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное. 2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое. 3. Стой на страже сердца твоего, чтобы распознавать колеблющих тебя, потому что совершенным свойственна твердая пища, тем, кто навыкли упражнять свои чувства в распознавании добра и зла. Это и есть " стража сердца " . 4. Чадо, бойся Бога и расстанься с гордостью, расстанься с пороком, расстанься с завистью, расстанься со тщеславием, расстанься со злословием, расстанься с многословием. 5. Расстанься с похотью очей твоих, расстанься с двоедушием, расстанься с надменностью, расстанься с малодушием, расстанься с гневом и яростью, расстанься с ропотом и возмущением. 6. Чадо, не будь самоуверенным, расстанься с желаниями чрева твоего и смехом и не суетись. 7. Перестань насмехаться над человеком и не затевай спора ни по какому делу. Расстанься со злонравием и с размышлениями. 8. Отбрось напрасную печаль и не будь беспечен. Расстанься с невоздержанностью, не будь робким, чтобы не упасть в брани. 9. Сыне, будь прямым во всех делах и словах твоих, ибо Бог любит прямоту в речах. 10. Не люби удовольствий и не будь бесстыден лицом, но стяжи себе прекрасную стыдливость, не будь непослушным, чтобы не умереть тебе без времени (см, Еккл 7:17). 11. Чадо, не будь сребролюбив, ибо в этом корень всех зол (см. 1 Тим 6:10). 12. Не будь лицемерным и не пожелай ничего чужого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Беседа на первую часть первого псалма Всяко Писание богодухновенно и полезно есть (2 Тим. 3, 16), для того написано оно Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство - каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано: Изцеление утолит грехи велики (Еккл. 10, 4). Но иному учат Пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом - предложенное в виде приточного увещания; книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Короче сказать, она есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное восставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами. И при сем производит она в человеке какое-то тихое услаждение и удовольствие, которое делает рассудок целомудренным.Дух Святый знал, что трудно вести род человеческий к добродетели и что, по склонности к удовольствию, мы не радеем о правом пути. Итак, что же Он делает? К учениям примешивает приятность сладкопения, чтобы вместе с усладительным и благозвучным для слуха принимали мы неприметным образом и то, что есть полезного в слове. Так и мудрые врачи, давая пить горькое лекарство имеющим к нему отвращение, нередко обмазывают чашу медом. На сей-то случай и изобретены для нас сии стройные песнопения псалмов, чтобы и дети возрастом или вообще не возмужавшие нравами, по-видимому, только пели их, а в действительности обучали свои души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Пестов Н.Е. Православное воспитание детей " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 61  голос:  3.9 из  5) Оглавление Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира. Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию. Предисловие Се аз и дети, которых дал Мне Бог. Евр.2:13 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Пс.126:3 Духовная жизнь находящихся в миру христиан идет в трудной обстановке, полной соблазнов, нехристианских обычаев, вдалеке от носителей Духа Божия, уединившихся от мира. Борьба трудна еще потому, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. В отношении последних он несет ответственность — все ли возможное он сделал для того, чтобы направить их по пути к Царствию Божию. Некоторые могут думать, что вдвоем легче идти по пути ко спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели одному» ( Еккл.4:9 ). Но так бывает не всегда, и в жизни довольно часто можно видеть случаи, о которых говорит Господь: «Враги человеку — домашние его» ( Мф.10:36 ). Есть и еще одна особенность жизни в миру, которая для христианина делает ее более трудной, чем жизнь в монастыре. О последней повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпывающей полнотой описывает путь иноков. Духовный опыт мирян, отраженный в литературе, значительно беднее. Конечно, Священное Писание и прежде всего Евангелие содержит всю полноту истины, необходимой для спасения мирян. Но истины евангельские и правильное приложение их к практике нашей жизни открываются нашим духовным очам через предание и разъяснение их св. отцами. К сожалению, приложение евангельских истин к разрешению вопросов о духовном воспитании детей освещено сравнительно слабо в духовной литературе.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Скорби Человек рожден на скорби – страдания: человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями ( Иов.14:1 ). Все дни человека – скорби ( Еккл.2:23 ). Чтобы никто не поколебался в скорбях: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Мы предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось ( 1Фес.3:3,4 ). Все твари терпят скорби – страдания: Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим.8:22 ). Скорби – страдания: а) суть наказание за грех: Если презрите Мои постановления, то пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и небо ваше сделаю как железо, а землю вашу как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих. Если же [после сего] пойдете против Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши. Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, а вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши ( Лев.26:15–22 и далее в ст. 23–39 перечисляются разные наказания за грехи). Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя. Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились ( Иер.30:11,14–15 ). Господь наслал горе за множество беззаконий ( Плач.1:5 ); б) часто услаждаются милосердием Божиим: Господь милостивый многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей: Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается ( Пс.77:38–39 ). Потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде ( Ис.30:18,20 ); в) имеют часто счастливый исход: Сказал Иосиф братьям своим: вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сохранить жизнь великому числу людей ( Быт.50:20 ). Родители наказывали нас для немногих дней, а Господь для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его ( Евр.12:10 ). Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен ( Иак.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010