Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 1 (Ин. 7, 30–35)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 11. С. 193–208 (1-я пагин.). (Продолжение.) —193— образом одни оказываются в аду, а прочее сонмище (народа) спасается. Ведь надлежало бы без сомнения, если бы наказание было совсем не от божественного гнева, а от часа, обрушиться ему не на одну, только часть сонмища, но равномерно обнять всех. Итак, мы не должны считать причиной скорби или радости ни час, ни день, ни время, поскольку это относится к собственной природе и если выражаться правильно, но можем получать от часа или времени как пользу, так напротив и вред и, обращаясь умело или бестолково, находиться или в приятном или в неприятном положении. Так для примера могу сказать: „время всякому предмету“ ( Еккл.3:1 ), как написано, и знать времена весьма полезно, а не знать весьма вредно. Зимой конечно не подобает пускаться в мореплавание, а делать это летом благоразумно. Так рассуждая об этом, управление нами мы должны усвоять Владыке всего Богу. Ведь если, по неложному слову Спасителя ( Мф.10:29 ), совсем маленькая и малоценная птичка (воробей) никогда не попадёт в сеть 2464 без изволения Бога и Отца, то каким образом удостоенный такой чести и превознесённый над всем может подвергнуться чему-либо вопреки ожиданию или по желанию, если Промысл не посылает чего-либо из сказанного соответственно жизни каждого? Присоединю к этому и ещё нечто другое, что едва было не исчезло из моей памяти, хотя это и имеет очень близкое отношение к нашему предмету и даже требует точно такого же исследования о себе, —194— впрочем, не представляет трудности для решения, напротив, человек одарённый разумом и имеющий ум, приученный к различению добра и зла ( Евр.5:14 ), весьма легко поймёт это. Что же это такое, о чём говорим это? Брак совершали бывшие некогда Хананеянами обитатели страны смежной с Иудейской. То была Галилея. На пир они звали и Господа с Матерью Его и святыми учениками, а поводом к торжеству было у них заключение супружества. Когда Господь присутствовал здесь в качестве сотрапезника вместе с другими, собранными на пир, для благословения узаконенного Им брака, у трапезовавших оказался недостаток вина. Тогда Мать, как продолжавшая ещё иметь власть над Сыном, ради превеликого смирения Спасителя, а вместе с тем уже по большему опыту знавшая о Его божественной силе, говорит: „вина не имеют“. Знала она, что Он весьма легко совершит то, чего требовало положение вещей. Но Господь говорит ей: „что Мне и тебе, жена? ещё не пришёл час Мой“ ( Ин.2:3,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Предварение Дорогие друзья, я рад вас всех приветствовать! Перед вами моя новая книга, которая составлена из тех лекций, которые я в разное время читал и в Троице-Сергиевой Лавре, и в разных монастырях, и в храмах. Многие просили меня обобщить данный материал, снабдить необходимыми ссылками и издать в виде брошюры. Что получилось, судить не мне, а читателю. Единственное, на что я решился при написании этого труда, так это сохранить разговорный стиль. Это приблизит меня к читателю, а читателя – ко мне. Тем более что целые разделы этой брошюры – прямая речь, записанная во время моих лекций, произнесенных экспромтом. Сегодня мы с вами будем говорить о ценности земной жизни (не удивляйтесь), о смерти, о мытарствах, о частном суде, о загробной участи человека и о воскресении мертвых. Мы с вами рассмотрим все двадцать мытарств, а также поговорим о Последнем суде. Надо сказать, что в наше время происходит отход от основ классической христианской теологии, особенно в США и Западной Европе: некоторые богословы-новаторы проповедуют мнения, которые никогда не были известны православному богословию 1 , или, хуже того, повторяют древние ереси, осужденные святыми Отцами 2 и на Церковных Соборах 3 . Сторонникам апокатастасиса (греч. ποκατστασις – восстановление, учение о всеобщем спасении) рекомендую чаще вспоминать слова святителя Иоанна Златоуста : « Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее. Напротив, Бог угрожает геенной и ее приготовил, чтобы мы, зная о ней, так жили, чтобы не впасть в геенну » 4 . Поэтому для нас очень важно вернуться именно в русло классического христианского православного богословия. Священномученик Ириней Лионский писал: « Ибо заблуждение не показывается одно само по себе, чтоб, явившись в своей наготе, оно не обличило само себя, но, хитро нарядившись в заманчивую одежду, оно достигает того, что по своему внешнему виду для неопытных кажется истиннее самой истины » 5 . О ценности земной жизни В Библии сказано: « Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд » ( Еккл. 11, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слово VIII, в котором речь идет о том, что ремесленники должны делать свою работу богоугодно и безо всякого порока Вступление Каковы самые главные козни дьявола Благословенные мои братья, многочисленны и разнообразны козни дьявола, ненавистника добра, с которыми он ополчается на христиан, чтобы погубить их души. Но самые главные из них три. Первая – во всем мешать христианам делать добро. Вторая – в случае поражения усиливать нападки на христиан, стараясь сорвать благое дело, которое они богоугодно начали и продолжают делать подобающим образом. Третья кознь направлена на то, чтобы христианам, богоугодно завершившим благое дело, внушить чувства самопревозношения и тщеславия и за это лишить их награды. Как объясняет архитектор небесной лествицы преподобнейший Иоанн, «бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются за то, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если – тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже, тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас как живущих во всем богоугодно» (Лествица. Слово 26, 8). Теперь перейдем от общего к частному и от идеи к пояснениям. Для многих христиан заниматься ремеслом и жить трудами своих рук – занятие доброе и полезное, ибо сосредотачивает человеческий ум и помогает отойти от зла и греха, как говорит Соломон: «грешнику дал Бог заботу собирать и копить» ( Еккл.2:26 ). Необходимость труда для человека также установлена законами: во-первых, законом Божьим, потому что Бог еще до непослушания поручил Адаму трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ). И после ослушания Он дал ему наказ трудиться, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой» ( Быт.3:19 ). Во-вторых, апостольским, поскольку все святые апостолы в своих постановлениях также призывают христиан: «Занимайтесь делами своими со всею честностью, чтобы во всю жизнь свою обеспечивать и самих себя, и бедствующих, дабы не обременять собою Церкви Божией» (Постановления Апостольские. Кн. 2, гл. 63). Апостол Павел обращает на это особое внимание в письмах к Фессалоникийцам: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам» ( 1Фес.4:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Слово на литургии в день праздника Сретения Господня 15/2 февраля 1973 г. «И Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:35 ). Для всякой вещи есть свое время и устав... – говорит Премудрый писатель священной книги Екклесиаст. – Время рождаться, и время умирать... время любить, и время ненавидеть... Время плакать, и время веселиться; время сетовать, и время плясать« ( Еккл. 8:6, 3:2, 8:4 ). Эти полные глубокого смысла слова древнего богопросвещенного мужа находят яркое выражение и в богослужебном уставе Святой нашей Православной Церкви – в том уставе, которым регулируется ее молитвенная, литургическая жизнь, где все, согласно слову Апостола, должно быть «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ). В самом деле, в дни великих праздников Господских, особенно же в светлые дни Рождества Христова и Святой Пасхи, мы веселимся и радуемся, как бы отлагая на время – впрочем, не по забывчивости или нерадению, а вполне сознательно и с благословения Церкви – всякое сетование о наших грехах, всякую печаль о нашем недостоинстве и нравственном несовершенстве. Можно ли печалиться и скорбеть о грехах тогда, когда звучит в храмах Божиих жизнеутверждающий голос златословесного учителя: «Внидите вси в радость Господа своего... Трапеза исполнена, насладитеся вси... Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества... никтоже да плачет прегрешений!» И, напротив, в дни поста, и, особенно, в дни Святой Четыредесятницы или в дни Страстной седмицы, можно ли веселиться и ликовать, когда Св. Церковь напоминает нам о смертном часе, о трепете «страшнаго дне суднаго», или о том, как «Царь царствующих и Господь господствующих приходит – грехов ради наших – заклатися и датися в снедь верным!» Каково же, однако, то «время», тот «кайрос», как любят говорить богословы, с которым мы имеем дело при наступлении праздника Сретения Господня? Время ли это радости и веселия? Или время, когда мы призваны, не оставляя вовсе этой радости о Господе, войти все же в область и других спасительных переживаний, требующих от нас серьезного углубления в себя, духовной сосредоточенности?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ " Я сказал: " Вы боги " " (Ин.10:34; Пс.81:6) " Прежде создания мира мы задуманы, как полнота совершенства " (схиархимандрит Софроний). " Вникай в себя " (1Тим.4:16). Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью - всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под наиболее совершенной радостью? Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных, житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами? Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, радости научного постижения мироздания. Все эти радости законны, но они не совершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости. Как пишет царь и пророк Давид - " дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим " (Пс.89:10). А затем, в конце быстротекущей жизни всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих - царь Соломон пишет в конце своей жизни: " Суета сует, суета сует - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?.. " (Еккл.1:2-3). Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое - новозаветное время, - время царствования в мире Сына Божия - Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества - Иисуса Христа. Он " победил мир " (Ин.16:33) и " победил смерть " . Ему " дана всякая власть на небе и на земле " (Мф.28:18) и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины. В это новое Царство Он зовет всех, всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк.15:1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах) Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79). В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным? Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела? То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» ( Еккл. 1:4 ). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет. Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ; Исх. 3:6 ). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ. Возражение 3. Апостол ( 1Кор. 15 ), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf Глава 10 Пагуба от глупости и помощь от мудрости Посмотрел философ направо – увидел мудрость, посмотрел налево – там глупость. Слева – яма, справа – лестница. Можно упасть, можно и подняться – что выберешь. Еккл. 10:1 Мёртвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью. Еккл. 10:2 Сердце мудрого – на правую сторону, а сердце глупого – на левую. Еккл. 10:3 По какой бы дороге ни шёл глупый, у него всегда недостаёт смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. Еккл. 10:4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки. Еккл. 10:5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это – как бы погрешность, происходящая от властелина Еккл. 10:6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко. Еккл. 10:7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком. Еккл. 10:8 Кто копает яму, тот упадёт в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Еккл. 10:9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них. Еккл. 10:10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить. Еккл. 10:11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный. Мёртвые мухи … По-еврейски (цебубей мавет), что дословно значит «мухи смерти». Elberfelder-nepeboдчuku предлагают даже вариант «giftige Fliegen», то есть «ядовитые мухи». «Мёртвые» или «дохлые мухи» следовало бы писать (цебубей мет). Такой вариант допускается в Biblia Hebraica. Философ сопоставляет мудрость и глупость, он видит, что одно изничтожает или портит другое. Мироварник приготовил благовонную масть , в которую попали дохлые мухи , и всё испорчено . Этим миром уже никто не умастит себя. По-русски говоря, «ложка дёгтя портит бочку мёда». То же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью . И это потому, что малая глупость перевесит мудрость и почёт (таков более точный перевод А.Э. Графова). Сам Соломон с его великой мудростью и честью, которую он имел от всех царей Востока, всё подпортил своей малой глупостью – гаремом чужестранных жён, превратившимся в идольский пантеон в Иерусалиме. И перевесила малая глупость – во дни царствования его сына царство Израильское распалось. Малая глупость Соломона превратилась в большое скудоумие его сына,

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Глава 5 Подлинное благочестие Разочаровавшись в поисках смысла и цели того, что творится под солнцем, философ всё более обращается к мудрости жизни и уже не столько размышляет, сколько наставляет. Приблизившемуся к старости царю-страннику есть что сказать о подлинном благочестии, в отличие от внешне-показного. Сколько лицемерия, заискивания, лжи и ненадёжности видел царь в своей жизни. А сколько всего этого творится пред престолом Царя царствующих! Вот об этом и повёл Екклесиаст речь. Еккл. 4:17 Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. Еккл. 5:1 Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Еккл. 5:2 Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Еккл. 5:3 Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Еккл. 5:4 Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Еккл. 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом (Божиим): «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твоё и разрушил дело рук твоих? Еккл. 5:6 Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты; но ты бойся Бога. Еккл. 5:7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; Еккл. 5:8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Строитель храма в Иерусалиме не раз наблюдал за приходящими богомольцами. Многие спешили туда, особенно по праздничным дням. С чем спешили люди? Еккл. 4:17 Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. Ещё не видно приходящих, а уже слышно блеяние и мычание жертвенных животных. За скотом показываются и самодовольные лица – сегодня их жертва не будет скудной. Ягве не обидится. Он воздаст им по щедрости и обилию жертвоприношения, что они скажут у жертвенника, всё Бог даст им.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 3 1–15. Зависимость человеческой жизни от Божественного миропорядка. 16–22. Скотоподобный конец людей, живущих без Бога. Еккл.3:1 .  Всему свое время, и время всякой вещи под небом: Еккл.3:2 .  время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время выры­вать по­сажен­ное; Еккл.3:3 .  время уби­вать, и время враче­вать; время раз­рушать, и время стро­ить; Еккл.3:4 .  время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать; Еккл.3:5 .  время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий; Еккл.3:6 .  время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; Еккл.3:7 .  время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить; Еккл.3:8 .  время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру. В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний. Еккл.3:9 .  Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся? В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 11 Текст одиннадцатой главы не просто толковать по двум причинам. Во-первых, не всегда ясен прямой смысл слов, есть проблема для текстологов, как правильно их прочитать и перевести. Во-вторых, мы плохо знаем те словосочетания и даже поговорки, которые кроются за речью Соломона. Понятное для современников Екклесиаста, для людей той эпохи и речевой культуры, составляет предмет догадок и предположений для позднейших читателей. Только Дух Божий, говоривший устами стареющего царя и проповедника – тот же самый, что в святых отцах, толкователях Писания, и ныне в церкви. О добродетели, об утре и вечере нашей жизни Еккл. 11:1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его. Еккл. 11:2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Еккл. 11:3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадёт дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадёт. Еккл. 11:4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать. Еккл. 11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает всё. Еккл. 11:6 Утром сей семя твоё, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. Еккл. 11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Еккл. 11:8 Если человек проживёт и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях тёмных, которых будет много: всё, что будет, – суета! «Волков бояться – в лес не ходить», – говорит старинная русская поговорка. Без риска нет успеха. «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское». – шутливо замечают другие. За всем этим стоит житейская и даже духовная мудрость. Еккл. 11:1 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его. Отпустить хлеб по водам – это навсегда с чем-то попрощаться. Причём, не просто с чем-то, а с насущно важным для тебя. Житейский скепсис не ждёт от морских вод ничего назад. Однако где-то в глубине не исчезает мысль, тень надежды – а вдруг?!.. А вдруг по прошествии многих дней вернётся, ведь может же и такое быть!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010