Василий Алексеевич Беднов (02.01.1874–01.04.1935) Василий Алексеевич Беднов Украинский историк православной церкви, краевед, общественный деятель. Биография Родился в селе Широкое Херсонской губернии. Выходец из семьи курских крестьян-переселенцев. В 1896 году окончил Одесскую духовную семинарию. В 1898—1902 годах учился в Киевской духовной академии. В 1902—1903 годах преподавал богословие и историю в Астраханской духовной семинарии. С 1903 года — помощник инспектора и преподаватель Екатеринославской духовной семинарии. С 1909 года — магистр богословия. С 1918 года — профессор Украинского государственного университета в Каменце-Подольском. В ноябре 1920 года Беднов с сыном покинули Украину вместе с частями украинской армии. На территории Польши украинская армия была интернирована. В лагеря попали и оба Беднова. Содержался в лагерях беженцев в Тарнуве, Кременце, Макуве-Мазовецки. С 1922 года жил в Праге, был профессором Украинского свободного университета и Украинской хозяйственной академии, председатель Лиги украинской культуры и член Украинского историко-филологического общества. С 1928 года в Варшаве, профессор литургики и общей истории Церкви в Варшавском университете, руководил семинаром на православном богословском отделении университета, сотрудник Комиссии по переводу Библии на украинский язык и Украинского научного института в Варшаве, почетный член Украинского научного института в Берлине. Умер 1 апреля 1935 года в Варшаве. Похоронен на Вольском кладбище Варшавы. Общественная и научная деятельность Главная научная работа Беднова — магистерская диссертация. Диссертация посвящена анализу положения православной Церкви в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой в XIV—XVIII веках. В основе работы исследование официального Собрания законов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой — Volumina Legum. Сделан вывод, что правовое положение православной Церкви в Польше и Литве на протяжении 4 веков неуклонно ухудшалось. Беднов утверждал, что неблагоприятное положение православной Церкви в Речи Посполитой стало следствием сознательной политики польских властей. Беднов изучал архивы в Астрахани, Екатеринославе, Самаре, на Волыни; занимался историей запорожского казачества, опубликовал ряд обзоров важнейших исследований по истории православной Церкви. Им исследована история перевода богослужебных книг на украинский язык. В 1919—1920 годах Беднов возглавлял в Каменце-Подольском Комиссию по переводу Священного Писания на украинский язык. Состоял членом Научного общества им. Т. Г. Шевченко. Избирался членом Центральной Рады. Примыкал к националистическому украиноведческому просветительскому движению. В 1919—1920 годах — член совета Министерства исповеданий Украины, председатель «Кирилло-Мефодиевского братства на Подолии», Украинского педагогического общества в Екатеринославе, Каменец-Подольского учительского союза. Входил в состав Украинского Церковного Синода. Выступал против сближения с католичеством и протестантизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Поучительные слова, сказанные при высочайшем дворе её императорского величества благочестивейшей великой государыни Екатерины Алексеевны Источник Слово на день рождения Её Императорского Величества Во имя Отца и Сына и Святаго Духа Аминь Се! Благоизволяет Воскреситель всяческих дать нам царство; но се! Мы и приемлем входя путем благодати в чертог славы. Воскресе Христос, но воскресли вкупе и мы с ним суще мертвы прегрешеньями. Христос воста, и благоволение небесное осенило род человеч толико, яко и сама тварь по Апостолу свободилась от истления в свободу славы чад божиих. Ах! Како убо не возвестим дела господни в радости? Како необъимем друг друга взаимным веселия лобызанием? Не бойся избранное Христианское стадо! Яко благоизволи отец ваш дать вам царство; но какое? Царство о верх блаженства! Земное, и царство небесное. Сугубо пали; но сугубо и восстали; сугубо погибли; но сугубо и прославились. Потеряли грехом царство неба и земли; но и восприяли паки Христом благословенное наследие неба и земли; и вот что отлично торжественным делает сей праздников праздник! Ибо несумнительно то, что все мы созданы на вечное блаженство, и что сей есть точный предмет нашего произведения, предмет достойный благородства человеческого! Но где в прочем определим начало сего сладчайшего источника? Где положим основание оного грядущего града? Где? ежели не на земле, ежели не в жизни сей. Земля сея есть лествица к небесам. Странствие сие приводит в отечество. Жизнь сея преселяет в небесную жизнь. Боже! Есть ли убо бесценнее дар, каков есть дар бытия? Ты отверзая оное отверзаешь всю свою благость; посылая дух жизни, ниспосылаешь и все небесные достояния. О! сколь по сему истинна причина, по которой мы празднуем с отменными знаками дни своего рождения, а кольми паче дни рождения тех особ, которых жизнь есть сладость нашей жизни; коих бытие радостным и преимущественным делает наше бытие. Благословен убо день сей! в он же десница вышнего поставила во свете препрославленную нашу Монархиню. Благословен день сей, в который добродетель Её потекла в путь свой, в который с прозябанием райского древа прозябли нам и райские плоды. Мудрое и славное Екатерины II Правительство живо доказывает, каких плодов источником есть Её рождение. Светильник сей поставлен на златом царствования Её свещнице, и светит на северу токмо, но и всем концам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Изданный Государственной канцелярией, с Высочайшего соизволения, том, заключающий в себе систематические извлечения из протоколов Совета в царствование Императрицы Екатерины II, по различию предметов, подлежавших обсуждению Совета, разделяется на два отделения: историческое и юридическое. Первое обнимает военные действия, дипломатические сношения России с иностранными государствами и некоторые, особенно важные, внутренние события царствования Императрицы Екатерины II. Второе отделение заключает дела, относящиеся к законодательству, суду, финансам и другим отраслям текущего гражданского и военного управления. I. Отделение историческое В состав этого отделения вошли следующие главные предметы: первая турецкая война и первый раздел Польши; моровая язва; казацкие бунты и Пугачёв; вторая турецкая и шведская войны; польская война; второй и третий разделы Польши; рассуждения Совета и мероприятия по поводу французской революции. I. Первая турецкая война Первая турецкая война была первою войною в царствование Императрицы Екатерины II. Ряд относящихся к ней протоколов Совета представляет с одной стороны бесчисленные и крайние затруднения, политические и финансовые, с которыми Россия должна была бороться и которые должна была преодолевать во время этой войны, с другой – всё более и более распространяющиеся виды России на выгоды от победы над Турками. Первые действия Русских в этой войне были слабы и нерешительны, средства к ведению войны недостаточны, цели – недовольно определённы; в распоряжениях главнокомандующих не было единодушия, в действиях армий – согласия и направления к одной цели. Совет должен был, в одно и то же время, заботиться об укомплектовании армий рекрутами и снабжении их оружием, об изыскании денежных средств к продолжению войны, об установлении общего плана для военных действий, наблюдая в то же время за каждой подробностью его исполнения, и наконец, на дипломатическом пути, располагать в пользу России европейские дворы, устраняя по возможности вредные влияния тех дворов, которые уже отрыто были на стороне Турции. Молдавия и Валахия

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А до тех пор тому предстояло ждать, когда " о нем будет объявлено особо " . Правда, в 1792 году Алексею будет уже 30. Обладая большим жизненным опытом, прекрасно разбираясь в людях, Екатерина не могла не сознавать, что далее держать Алексея в узде будет уже слишком сложно. Не потому ли и выстраивала хронологию событий, стремясь уложиться в те сроки, когда ее бастард еще будет послушен материнской воле? А это означало для Алексея, что всю свою молодость, то есть самые лучшие, плодотворные годы жизни, он будет связан по рукам и ногам августейшей матерью, в ожидании своего часа. Но ведь и она в свое время тоже ждала, и немало. Целых 18 лет, полных душевных страданий, одиночества, недоверия и подозрений, терпя притеснения царствующей тетки, немедленно убиравшей из окружения великой княгини каждого, кто проявлял к ней хоть малейшее расположение. Другая бы на ее месте давно бы уж повесилась, как заметила Екатерина спустя много лет, вспоминая о том трудном и тягостном времени. В отличие от нее, Алексею не придется жить в столь тяжелой атмосфере ежедневного, ежеминутного преследования. Ему эта напасть не грозит. Итак, решив удачно, как ей казалось, свои фамильные и околосемейные вопросы, Екатерина приготовилась ждать внука. Но здесь вышла неожиданная осечка, к которой императрица не была готова. Прошел уже и 1774 год и уже половина 1775 года - и все безрезультатно. Можно себе представить, каких волнений это стоило Екатерине. При том что сама она к тому времени уже успела не только выйти замуж за Потемкина в начале лета 1774 года, но и одарить его в июле 1775 года дочерью. Но вот наконец-то свершилось! И вдруг неожиданная, трагическая развязка. 15 апреля 1776 года в родах умирает Наталия Алексеевна, а вместе с ней и ребенок. И хотя Екатерина даже в мыслях не собиралась отдавать престол сыну, тем не менее чуть ли не на следующий день после кончины невестки сразу же начала переговоры с семейством герцога Фридриха Евгения Вюртембергского о свадьбе его дочери Софии-Доротеи с Павлом Петровичем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть «Она была наследницею его державных прав» Президентская библиотека к 340-летию императрицы Екатерины I 18.04.2024 109 Время на чтение 5 минут Фото: ru.wikipedia.org В 1684 году 5 (18) апреля родилась Екатерина I – русская императрица, супруга Петра I. Раритетные издания, письма и документы, с которыми можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки, рассказывают о том, какую роль в жизни царя-реформатора играла его жена, во всём поддерживавшая мужа, сообщает пресс-служба библиотеки. Екатерина имела «огромное влияние на душу своего супруга». Об этом в «Записках о России при Петре Великом» (1866) писал граф Геннинг Фридрих Бассевич: «Она имела также власть, которая производила почти чудеса. У него бывали иногда припадки меланхолии, когда им овладевала мрачная мысль, что хотят посягнуть на его особу. Самые приближённые к нему люди должны были трепетать тогда его гнева… Она начинала говорить с ним, и звук её голоса тотчас успокаивал его; потом сажала его и брала, лаская, за голову, которую слегка почёсывала. Это производило на него магическое действие, и он засыпал в несколько минут. Чтобы не нарушать его сна, она держала его голову на своей груди, сидя неподвижно в течение двух или трёх часов. После этого он просыпался совершенно свежим и бодрым». Бассевич говорил о том, что Екатерина Алексеевна «отвергла всякое другое образование», поняв, что должна исполнять своё главное предназначение – быть женой. «Она никогда не училась писать. Принцесса Елизавета всё подписывала за неё, когда Екатерина вступила на престол, даже подписала её духовное завещание». О том, как Пётр относился к жене, можно увидеть в письмах , которые он отправлял Екатерине во время своих путешествий. Нежно и ласково он обращался к ней: «Катеринушка, друг мой!». Отправившись лечиться на воды в Карлсбад, он писал супруге: «Мы сюда доехали, слава Богу, здорово, и завтра начнём лечиться. Место здешнее так весело, что можно честною тюрьмою назвать, понеже между таких гор сидит, что солнца не видать. Однако чаем, что от воды Бог даст доброе. Посылаю при сем презент тебе: часы новой моды, да печатку».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/on...

Скончавшийся 23 марта сего года в 9 3/4 ч. утра, после и длительной болезни (перерождения и паралича сердца), настоятель Казанского собора в Петербурге; член Учебного Комитета, при Святейшем Синоде, почетный и действительный член многих обществ и учреждений, протоиерей Александр Алексеевич Лебедев особенно должен быть близок Московской Духовной Академии и по рождению, и по воспитанию, и но другим обстоятельствам. Почивший отец Протоиерей родился в 1833 году. Родитель его Алексей Иванович был довольно долгое время (с 5 марта 1835 и по 5 июля 1848 года) священником при Вознесенской, в Сергиевом Посаде церкви и затем, по возведении в сан протоиерея, в Хотьковом монастыре был благочинным и умер в 1878 году 76-ти лет (погребен в Хотьковом монастыре). При таких обстоятельствах и А. Л. Лебедев в 1846 году поступил для образования в находящуюся близь Сергиева Посада Вифанскую духовную семинарию, где в 1854 году кончил курс четвертым по списку студентом 1 и в том же году, с другими лучшими из своих товарищей 2 , поступил, для высшего образования, в Московскую Духовную Академию. В академии он также старательно проходил курс учения и в 1858 году получил от неё ученую степень кандидата Богословия. По окончании академического курса Александр Алексеевич , обладая представительною наружностью и хорошим голосом, поступил во диакона в Екатерининской церкви, в Екатерингофе, в Петербурге. Затем в 1864 году он рукоположен был во священника и назначен законоучителем Штурманского училища в Кронштадте, в этом училище он, сверх того, преподавал русскую словесность, которую още в период своего образования особенно любил и хорошо знал 3 . В 1870 году отец Александр, как получивший уже известность своими учено-литературными трудами и как опытный педагог, перемещен быль в Петербург на должность законоучителя первой классической гимназии. С построением русской церкви в Праге (в Богемии), Александр Алексеевич , возведенный в 1874 году в сан протоиерея, по избранию Славянского Комитета, быль назначен настоятелем сей церкви в Праге и там прослужил около восьми лет; причем, с наступлением летнего времени, обыкновенно переселялся из Праги в Карлсбад, для священно служения в местной православной церкви, посещаемой приезжавшими на лето в Карлсбад для лечения русскими. В бытность свою в Праге, А. А. Лебедев всегда с истинно русским гостеприимством и радушием относился к приезжавшим туда своим соотечественникам и, как человек широко образованный, оказывал им всевозможное содействие к ознакомлению с местными достопримечательностями и памятниками древней письменности. С таким предупредительным вниманием отнесся он в самом начале своего пребывания в Прагу, между прочим, к приезжавшему туда в то время, в видах приготовления к профессорскому званию по кафедре русского языка и славянских наречий, ныне ординарному профессору Московской духовной академии гр. Александ. Воскресенскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таков был излюбленный крестьянами Богучаровский владелец. Сохраненное и увеличенное Федором Степановичем состояние досталось его единственному сыну Александру, женатому на Настасье Ивановне Грибоедовой 1 . Сын не походил на отца. Разгульный, необузданный в своих увлечениях, не имея нужды стеснять себя в чем бы то ни было, он весь отдался страсти к пирам и охоте. Каждую осень около 1-го Сентября выезжал он из Богучарова и проводил в отъезжем поле целый месяц, кончая поход Смоленским своим имением Липицами, полученным им в приданое за женою. Следствием такой жизни было то, что сын его Степан унаследовал расстроенные дела и долги. Степан Александрович Хомяков был человек очень добрый, образованный и принимавший живое участие в литературной и умственной жизни своего времени, но не только не деловитый, а и беспорядочный по природе, вдобавок страстный игрок. Выйдя в отставку поручиком гвардии, он женился на Марье Алексеевне Киреевской, небогатой и немолодой уже, но еще очень красивой девушке. Живя в Москве, он проиграл в Английском клубе более миллиона, чем окончательно запутал и без того уже плохие дела свои. Тогда Марья Алексеевна сама взялась за хозяйство и, благодаря своей редкой настойчивости, успела заплатить долги мужа. Чтобы сохранить детям состояние, она, с согласия Степана Александровича, перевела все имения на свое имя. С тех пор муж и жена жили врозь, видаясь изредка: Марья Алексеевна с детьми в Богучарове и в Москве, а Степан Александрович в Ляпицах. Когда он заболел и после нескольких нервных ударов впал в детство, Марья Алексеевна перевезла его к себе и заботливо за ним ходила. Вообще это была женщина замечательная, соединявшая чуткое сердце с непреклонностью убеждений и воли, доходившею до суровости и выражавшеюся подчас в очень резких поступках. Вот что писал о ней, много лет спустя, ее сын, лучше всех ее знавший: «Она была хороший и благородный образчик века, который еще не вполне оценен во всей его оригинальности, века Екатерининского. Все (лучшие, разумеется) представители этого времени как-то похожи на Суворовских солдат. Что-то в них свидетельствовало о силе неистасканной, неподавленной и самоуверенной. Была какая-то привычка к широким горизонтам мысли, редкая в людях времени позднейшего. Матушка имела широкость нравственную и силу убеждений духовных, которые, конечно, не совсем принадлежали тому веку; но она имела отличительные черты его, веру в Россию и любовь к ней. Для нее общее дело было всегда и частным ее делом 2 . Она болела, и сердилась, и радовалась за Россию гораздо более, чем за себя и своих близких».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«Другой важнейшей задачей для нас является поддержка мотивации на сохранение здорового образа жизни, ведь иногда после чистого” периода человек срывается и снова начинает употреблять наркотики. Для этого по всей России создаются церковные группы поддержки, – отметил Алексей Лазарев.– В этих группах человек может найти социальную, психологическую, духовную поддержку, побеседовать со священнослужителем, обсудить проблемы, которые у него возникают, и получить новые силы для продолжения трезвого образа жизни». Не зебра, а сплошная черная полоса Екатерина Алексеевна Савина Говорят, что наша жизнь похожа на зебру: черная полоса сменяет белую, а белая – черную. Но это жизнь обычного человека. Жизнь же зависимых людей – это сплошная черная полоса. И кажется, что она никогда не кончится, что выхода нет… Но он есть! Об этом говорят все героини фильма «Зебра». В фильме нет ни декораций, ни реквизита. Обычные женщины сидят на обычных стульях в обычной комнате. Из реквизита – лишь черное одеяло, которым психолог Екатерина Алексеевна Савина, директор реабилитационного благотворительного фонда «Зебра» и одноименного Центра, с головой накрыла бывшего наркомана Али. Он выздоровел и теперь работает в «Зебре». Одеяло – это зависимость. И ее нельзя путать с человеком. Женщины по очереди обращаются то к кукле, завернутой в одеяло, символизирующей зависимость, которую они ненавидят и с которой вступают в жестокую схватку, то к своему ребенку, у которого просят прощения за то, что мало любили его и мало гордились им… Не каждая женщина готова сняться в фильме о своих родных, страдающих зависимостью. Не каждая готова признать, что была больна созависимостью. Созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою По словам психолога Екатерины Савиной, созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою. Семья наркомана или алкоголика часто начинает приспосабливаться к образу его жизни, начинает жить его жизнью, тем самым невольно поддерживая его болезнь вместо того, чтобы бороться с ней. Члены семьи контролируют больного, пытаются спасти его от неприятностей, но тем самым они просто консервируют ситуацию и спасают себя от тяжелых переживаний. И тогда наркомания, алкоголизм и курение становятся безнадежным заболеванием. Поэтому очень важно, чтобы семья начала избавляться от созависимости.

http://pravoslavie.ru/114100.html

15 августа того же года в церкви Зимнего дворца совершилось миропомазание принцессы Вильгельмины; 16 августа в церкви Летнего дворца состоялось обручение царевича. 29 сентября 1773 года Павел Петрович женился на Гессен-Дармштадтской принцессе. За неделю до того, в годовщину своей коронации, Екатерина II лишила Никиту Панина поста обер-гофмейстера 110 , но пилюля была подслащена. Панин был осыпан милостями Екатерины II за воспитание наследника: «Звание первого класса в ранге фельдмаршала с жалованием и столовыми деньгами... 4152 души в Смоленской губернии, 3900 душ в Псковской, 100000 рублей на заведение дома, серебряный сервиз в 50000 рублей, 25000 ежегодно пенсии сверх полученных им 5000 рублей, ежегодное жалование по 14000 рублей, любой дом в Петербурге, провизии и вина на целый год, экипаж и ливрею придворные» 111 . Как тут не вспомнить Дидро с его советом, данным Екатерине для предотвращения дворцовых переворотов: главное средство – не давать разоряться тем, кто опасен для власти. Удален был от двора и недавний фаворит императрицы – граф Г. Г. Орлов . Придворный проповедник архимандрит Платон загодя, напомним, был пожалован в архиепископы в Тверь. Довольная таким исходом, Екатерина II сказала: «Мой дом точно вычищен». Но случилось непредвиденное: в невестке государыня обрела соперника. Наталия Алексеевна обладала сильным характером. Осторожный Панин неожиданно увидел в ее лице не только союзника, но и вдохновителя борьбы за права своего воспитанника. Наталия Алексеевна возглавила оппозицию против императрицы. Имеет смысл привести следующие строки из «Записок» племянника панинского секретаря, декабриста М. А. Фонвизина: «Мой покойный отец рассказывал мне, что в 1773 или 1774 году, когда цесаревич Павел достиг совершеннолетия и женился на дармштадтской принцессе, названной Наталией Алексеевной, граф Н. И. Панин, брат его фельдмаршал П.И.Панин, княгиня E. Р. Дашкова, князь Н. В. Репнин, кто-то из архиереев, чуть ли не митрополит Гавриил, и многие из тогдашних вельмож и гвардейских офицеров вступили в заговор с целью свергнуть с престола царствующую без права Екатерину II и вместо нее возвести совершеннолетнего ее сына. Павел Петрович знал об этом, согласился принять предложенную ему Паниным конституцию, утвердил ее своей подписью и дал присягу в том, что, воцарившись, не нарушит этого коренного государственного закона, ограничивающего самодержавие.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Зато Наталья Роскина оставила, возможно, лучшие воспоминания о Заболоцком. Екатерина Васильевна, с которой он прожил большую часть своей жизни, свои воспоминания по преимуществу хранила при себе, а Роскина щедро ими поделилась. Политических разговоров он не терпел. Обычно просто отмалчивался, но однажды, когда Роскина прямо вызывала его на такую беседу, сказал: «Наташа, я ничего не понимаю в химии, а потому ею не занимаюсь. В политике я тоже ничего не понимаю. Очень тебя прошу, не занимайся химией». С Натальей Роскиной Как-то они вдвоем отправились в санаторий – и к нему полушутя стала приставать одна интеллигентная дама. Роскина, также полушутя, сказала, что ревнует Заболоцкого к ней. «Ревность — пережиток, простая советская женщина не должна его испытывать», — сказала дама. «Я не простая и не советская», — отрезала Роскина. Заболоцкий в номере устроил ей страшный скандал: как она может такое публично говорить, компрометируя его и себя! «Боже! Что было! – вспоминала Роскина – Я никогда не забуду, как Николай Алексеевич, бледный от гнева, кричал на меня: «Ты просто сошла с ума! Я немедленно должен отсюда уехать! Ни на день не останусь! Да ты понимаешь ли, что ты сказала! Ты, жена советского поэта, заявляешь, что ты не советский человек! Нет, завтра же я отсюда уезжаю!» «Ни в коем случае я не хочу сказать, – продолжает Наталья Роскина, – что Николай Алексеевич был мелким трусом. Я не хочу сказать, потому что я совсем так не думаю. Напротив, я думаю, что весь кошмар нашей жизни заключается не в том, что боятся трусы, а в том, что боятся храбрые». Ссоры чередовались с примирениями, пока Заболоцкий прямо не заявил Наталье, что  собирается запить и хочет быть один – и поэтому им с дочерью необходимо уехать (к тому времени Екатерина Васильевна, возможно из-за угрызений совести и не покидавшего ее чувства вины, рассталась с Гроссманом и жила одна). Роскина уехала и не вернулась. Он писал, она не отвечала; послал ей книгу стихов — не отреагировала. Ещё через год, уже перед смертью, спросил, не хочет ли она с ним увидеться. Она отказалась.

http://pravmir.ru/ogon-mertsayushhiy-v-s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010