2 Перевес ума над чувством и воображением, ума впрочем, не сухого и холодного, но творческого и организующего, составляет замечательную особенность великой монархини. Она создана была для широкой общественной деятельности; поэтому и религиозность ее могла состоять не в личной сентиментальной набожности, как у императрицы Елизаветы, но в деятельной любви к людям, в желании улучшить по возможности их общественные отношения. «Мое желание и удовольствие, писала императрица к Циммерману, – состояло в том, чтобы сделать всех счастливыми; но как всякий желает быть счастлив по своим способностям, то желания мои часто находили в том препятствия, в которых я ничего не понимала. Конечно мои цели были не худые, но может быть я слишком много предпринимала, забывая, что род человеческий вообще склонен к безрассудству и несправедливости». Верное чувство действительности не позволяло Екатерине удовлетвориться абстрактным космополитизмом или платоническою любовью ко всему человечеству; ограничивая свою задачу в пределах возможности, Екатерина рассудила, что для нее довольно будет обратить свою любовь и заботливость на Россию и русских. Немка по происхождению, Екатерина решилась сделаться вполне русскою и православною. Только что, будучи привезена в Ростов качестве невесты наследника и не успев еще принять православия, Екатерина тяжко заболела. В ожидании смерти она требует православного духовника. Некоторые видели в этом лицемерие, но, мне кажется, с полною справедливостью можно видеть здесь искреннее желание Екатерины слиться по вере с тем народом, к которому привел ее Господь. «Желаю и хочу " , писала Екатерина еще до воцарения, – »желаю и хочу блага той стране, в которую привел меня Господь. Слава ее сделает меня с лавною. Вот мое правило и я буду счастлива, если мои мысли могут в том содействовать. – «Боже сохрани» – писала Екатерина в Наказ, «если какой-нибудь народ в свете будет благополучнее русского! – «Некоторые властители»,– читаем также в Наказе, «думают что народы существуют для них; мы же думаем и за честь себе поставляем сказать, что существуем для своего народа» Итак, вот в чем состоял, так сказать, центр тяжести религиозного характера Екатерины: Блаженство каждого и всех – таков был этот девиз; живи и жить давай другим – таково было это постоянное правило.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Внутри блестящий законодательный труд и преодоление всех враждебных движений, извне успех в Польше подняли славу русской императрицы, дали ей значение женщины необыкновенной. Но вот враги сумели возбудить сильное препятствие, поднять против России две войны; как выйдет теперь из затруднений Екатерина, которую уже начали называть «Великою»? Неуспех покажет, что этим названием поспешили, приобретенное значение исчезнет извне и внутри; и здесь и там, особенно здесь, это исчезновение может повести к самым печальным последствиям. Тяжелое время провела Екатерина до осени. Торжество врагов было невыносимо; французские газеты преувеличивали русские неудачи, торжествовали мнимые победы турок и татар; им вторила Кельнская газета. «Пойдем бодро вперед!» – писала Екатерина с детства близкой к ней госпоже Бельке. «Пойдем бодро вперед! – поговорка, с которою я провела одинаково и хорошие, и худые годы и вот прожила целых сорок лет, и что значит настоящая беда в сравнении с прошлым?» Описавши поражения турок под Хотином, Екатерина продолжает: «Азов и Таганрог заняты; и тот и другой были срыты в 1739 году при посредничестве Франции; а я их восстановила без посредничества. С тех пор как начали работать над этими городами, не видали ни одного неприятеля; после зимы господа татары потеряли аппетит к набегам на нас, ибо во время трех попыток не нашли нигде доступа благодаря распоряжениям генерала Румянцева; и хотя в Константинополе палили из пушек по случаю успехов хана и Кельнская газета, составляемая папским нунцием и французским министром, убила у нас 70000 человек в Новой Сербии, которая, с вашего позволения, называется Новою Россиею, однако верно то, что этот поход стоил жизни хану, которого Порта велела отравить вместе с пятью самыми знатными мурзами, приписывая злонамеренности невозможность проникнуть в наши пределы. Комедия пальбы из пушек в Константинополе была сыграна для ободрения войска, не оказывавшего большого желания выступить в поход». В июне Екатерина писала Вольтеру: «Не все ваши соотечественники думают обо мне одинаково с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

— Значит, екатеринбургский план по сути противостоял Москве, противостоял Ленину? — Безусловно. Однако в Москве тайных планов уральцев не знали. Многочисленные сигналы о ненадёжности охраны царской семьи и организации возможного побега вынудили Кремль реагировать — принять решение перевезти её из Тобольска в Екатеринбург. — А почему был избран именно Екатеринбург? — Требовалось доставить царя с семьёй в пункт, где, во-первых, можно было обеспечить более надёжную охрану, а во-вторых, откуда в любой момент быстро можно привезти в Москву для проведения суда. Этим двум требованиям, казалось, полностью соответствовал Екатеринбург. Совнарком и ВЦИК поручают доставку Романовых из Тобольска своему надёжному человеку. - Кому же было доверено возглавить надёжную охрану царя и его близких при переезде их из Тобольска в Екатеринбург? - Это Константин Алексеевич Мячин, член партии большевиков с 1904 года, организатор боевых дружин во время первой русской революции. В октябре 1917-го стал членом Военно-революционного комитета, делегат II съезда Советов. Был членом коллегии ВЧК и заместителем Дзержинского сразу после создания этой организации. Самая главная его характеристика - человек редкостно смелый и решительный. Таких же для выполнения ответственного задания подбирает себе в отряд. Около ста человек, которых лично знал по боевым действиям во время революции 1905 года. Берёт только тех, кому безоговорочно доверяет. При отряде свой телеграфист. На вооружении пулемёты - целых девять штук. - А какая реакция в Екатеринбурге на этот отряд и его миссию? - Мячин (у него в это время подпольный псевдоним - Яковлев) отправляется в Тобольск как раз через Екатеринбург. На вокзале он встречается с местными руководителями - Голощёкиным и Дидковским. Показывает свои мандаты. А они у него действительно серьёзные! Руководителями партии и Советского государства предписано всем гражданам и организациям под угрозой расстрела на месте оказывать Яковлеву всяческое содействие. В данных ему полномочиях подчёркнуто, что «груз» (так для конспирации называли в переписке Романовых) обязательно должен быть доставлен живым. Вот категорическое указание Ленина!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

22 мая консистория отправила в Екатеринослав все свои вещи, дела и канцелярских служителей, «чтобы входящие дела, не требующие дальних справок, имели безостановочное течение во время переезда Консистории и устройства ее на новом месте, по воле архиеп. Афанасия была открыта 24 мая походная контора, которая уступила свое место консистории в начале июля (так можно полагать на том основании, что от 13 июля встречаются уже выписки из Консисторского журнала заседаний). Семинарские вещи из Новомиргорода, начальствующие и преподавательский персонал семинарии отправлены были позже. Ждали наступления летних вакаций, когда ученики разъедутся по домам 6 . Для перевозки «столов, кафедр, оконниц и прочего снадобья» семинарское Правление просило «земских Елисаветградского и Екатеринославского исправников о подставлении на нескольких дистанциях по пятидесяти воловых или лошадиных подвод», для книг же из семинарской библиотеки были куплены в Новомиргороде повозки, чтобы дорогой не перекладывать их с одного воза на другой. Указать точно время прибытия семинарии в Екатеринослав, по имеющимся данным консисторского архива, невозможно, но вероятно, она оставалась в Новомиргороде до 15 июля (с этого дня начинались тогда каникулы), в августе она была уже в Екатеринославе, a в сентябре вынуждена была страдать из-за отсутствия нужного для себя помещения. Неизвестно, когда прибыл в Екатеринослав архиепископ Афанасий. Можно думать, что переезд его совершился в первой половине июля; первые его резолюции по прибытии в Екатеринослав, датируются 15 июля. Таким образом, архиерейская кафедра была перенесена в Екатеринослав и наша епархия получила новое – четвертое уже – название. Губернаторский дом, предоставленный Екатеринославским Владыкам, был деревянный на каменном фундаменте, с антресолями; он не отличался своей исправностью и удобствами: окна, двери, стены и все печи требовали починки; нужен был значительный ремонт. Консистория, на время, была помещена в одном из флигелей этого дома, а семинарии не доставало подходящего помещения; не мало прошло времени, пока она нашла для себя постоянное помещение 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Bednov...

Вера в промысл Божий странным образом соединилась в сознании Екатерины с верою в предчувствия и сновидения. Месяца за два до смерти Петра, Екатерина подверглась страшному его гневу, а перед этим видела следующий сон, оказавшийся пророческим. Она видела, что постель ее внезапно покрылась змеями, ползавшими во всех направлениях. Одна из них – самая большая бросилась на Екатерину, обвила кольцами ей все члены и стала душить ее. Екатерина защищается, борется со змеею, и наконец, душит ее. Тогда все прочие мелкие змеи поспешно сбежали с ее постели. Екатерина истолковала себе этот сон так, что ей будут грозить большие опасности и что она выйдет из них, невредима. Обстоятельства подтвердили истолкование. Перед смертью Екатерина видела другой сон, опять верно истолкованный ею. Ей снилось, что она сидит за столом, окруженная придворными. Вдруг появилась тень Петра. Петр одет, как одевались древние римляне. Он манит к себе Екатерину. Она идет к нему и уносится с ним под облака. Улетая, она бросила взор на землю. Там она увидела своих детей, окруженных толпою, составленною из представителей всех наций, шумно споривших между собою.– Екатерина истолковала сон так, что она должна скоро умереть, и что по смерти ее в государстве; наступят смуты. Такова была своеобразная религиозность Екатерины, свойственная только женской душе. Петр II-й (1727–1730) О религиозном характере малолетнего Государя не может быть речи. Несомненно, что в его натуре были добрые задатки. «Подобно Веспасиану» говорил Петр в Сенате, «постараюсь, чтобы никто не выходил от меня с печальным лицом». Несомненно, что воспитание его было крайне пренебреженно, или даже намеренно испорчено. «Молодые государева лета», рассуждает Щербатов, «от распутства его сохраняли, но подлинно есть, что он был веден, чтобы со временем в распутство впасть». Но ранняя смерть не дала развиться ни добрым, ни злым начаткам. «Обнадежив подданных чаянием великих благ», гласить надгробная надпись, «отошел с сего света... И горе нам согрешавшим: рассыпалась радость сердец наших: спал венец с главы нашей». Сетования конечно искренние, но быть может напрасные! Воспитание малолетнего Петра было ничем не лучше воспитания Ивана Грозного, – и кто знает, был ли бы взрослый Петр II лучше взрослого Ивана IV. Анна Иоанновна (1730–1740)

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

И «невезение» это имело вполне конкретные психологические причины. Тем, что называется «женственностью», великая русская царица обладала в полной мере, и современники это с охотой подтверждали. Она была мягкой, милой, утонченной, деликатной, веселой, очаровательной и прочее и прочее, что мы привыкли включать в понятие «женственность». С юности скромная принцесса была настроена на брак в патриархальном его понимании, готова была подчиняться тому мужу и по ходу дела учиться любить того мужа, которого ей преподнесет судьба, а иначе принцессам и нельзя было. Но судьба распорядилась по-другому. Да, Екатерина была истинной женщиной, но она была еще и одной из умнейших женщин своего времени. Ум ее был сродни мужскому, и деятельность русской царицы потребовала жесткой руки под мягкой перчаткой. Как сильная, умная, развитая женщина Екатерина тянулась к таким же мужчинам. Это и сделало ее несчастной. Тринадцать лет Екатерина Алексеевна прожила в гражданском браке с Григорием Орловым, ни разу, вопреки распространенному мнению, не изменив ему за эти годы. Это была самая настоящая, глубокая обоюдная любовь. Но беда заключалась в том, что граф Григорий Орлов при своем уме, образованности и силе — вернее, именно благодаря этим качествам, все-таки ощущал себя неровней своей царственной подруге. Как ни старалась Екатерина в личных отношениях быть мягкой и покорной, Орлов чувствовал ее силу и превосходство над ним. И он оставил ее. Именно это было причиной их разрыва, очень долго мучительно переживаемого императрицей, а вовсе не «соперник» Потемкин, ибо Потемкин появился уже позднее. Интересно, что Григорий Орлов женился затем по большой любви на женщине моложе на двадцать пять лет, полностью в нем растворившейся — тем самым, похоже, он изживал комплексы, приобретенные в гражданском браке с императрицей. С другим Григорием, Потемкиным, было интереснее. В нем Екатерина нашла наконец свой идеал — мужчину, который превосходил ее во многом. Потемкин был не только истинным рыцарем — он был государственным гением. И императрица отдала ему не только сердце, но и руку. Есть предание о том, что, совершая тайное венчание, священник, дойдя до слов «Жена да боится мужа», кинул на царицу невольный испуганный взгляд.

http://azbyka.ru/semya/zhenskoe-odinoche...

Этим, по его словам, он желал показать «памятное знаменование во охранение внешния страны; да егда видиши себе за брак сей отлучима, разумей то иерейство, от него же приял еси венчание брака незаконно» 930 . Но противники его естественно не находили тут ничего, кроме несправедливости и непоследовательности. Таким образом, с внутренней стороны придуманный способ брачных сопряжений стал казаться не совсем удобным, и решение вопроса о браке естественно требовало преобразования. С другой стороны, учение Ивана Алексеева о способе брачных сопряжений далеко не всегда могло быть и удобоисполнимым. Дело в том, что еще ранее, чем явилось учение Алексеева, высшею церковною властию были сделаны распоряжения, чтобы лиц «держащих раскол» не венчать без присоединения к прав. церкви, а затем, предписывалось венчать их по новоисправленным требникам, и впредь расколу им не держать и с раскольническими учителями не общаться, под жестоким штрафом» 931 . Эти распоряжения получили значение постоянного закона и, хотя временно и отменялись, но в общих чертах не потеряли значения закона и до сих пор. По смыслу этих постановлений учение Ивана Алексеева на первых же порах не могла быть осуществимым. Правда, немало в его время было священников, потавников раскольникам частию по убеждению, частию и по другим причинам, – которые охотно исправляли церковные требы по старопечатным требникам, каковых еще очень много находилось в православных церквах 932 . Но такое положение, естественно, долго не могло продолжаться. И на самом деле, начиная с Екатерининской эпохи их совсем почти уже не видно. Привычка ли к исправленным книгам это сделала в третьем–четвертом поколении, или изженение стеснительного законодательства на отношения к расколу весьма снисходительные давали чувствовать духовенству весь его вред и всю силу, и тем самым вызывало его самого на борьбу с расколом, сказать, конечно, трудно. Но, во всяком случае, учение Ивана Алексеева и с этой стороны требовало изменения и преобразования, долговечным оно быть не могло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Поройков Василий Алексеевич , диакон села Нижне-Никульского Рыбинского уезда, родился в последнем десятке прошлого столетия в селе Леонтьевском Угличского уезда. Отец его был здесь священником. Умер 1 мая 1847 г. Отлично зная древние языки, он еще в молодых летах начал брать к себе на воспитание детей духовенства, и с ними проходил полный курс уездного училища. Поступавшие затем из его училища в семинарию молодые люди, имевшие отличную подготовку и приученные им к труду, все без исключения были лучшими учениками. Дело обучения вел он в своей школе один. Число его учеников ежегодно колебалось от 25 до 30 . Кроме педагогической способности Василий Алексеевич был еще поэт. Некоторые из его стихотворений напечатаны в некрологе его 28 . Ржевский Алексей Андреевич Ржевский Алексей Андреевич , сын диакона Ростовского собора, родился в 1841 г., воспитывался в Ярославской семинарии, а потом в Московской духовной академии. В этой последней окончил он курс в 1864 г., и в ноябре того же года определен преподавателем логики, психологии, патрологии и латинского языка в Екатеринославскую духовную семинарию; кроме того, он был и секретарем правления семинарии, и по поручению епархиального начальства рассматривал катехизические поучения священников Екатеринославской губернии. Помимо всех занятий по духовному ведомству, имел он и другие занятия: 8 лет (1865–1873 г.) был преподавателем латинского языка в старших классах Екатеринославской гимназии. Умер 14 июля 1880 г. в Екатеринославле. На акте, при открытии, в начале 70-х годов, нового семинарского здания в Екатеринославле, Алексей Андреевич прочел обширную «записку о состоянии семинарии до постройки нового здания и о ходе постройки этого здания». В 1872 г., когда состоялось определение об издании в Екатеринославле епархиальных ведомостей, покойный был помощником редактора их. С первых же пор он очень-усердно поддерживал новое дело, помещая в ведомостях свои работы; но еще более он трудился для них, сделавшись сам редактором. Сотрудничал он также и в Православном Обозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Рубрики Коллекции Борьба за не-зависимость. Алкоголизм и наркомания: проблема решаема? 21 мин., 20.06.2012 Поделиться Никому не надо объяснять, как страшны алкогольная и наркотическая зависимости. Но оказывается, мы мало знаем о том, как с этим бороться. Часто считаем, что это просто слабоволие; что воцерковление может запросто решить проблему; либо, наоборот, что алкоголик или наркоман обречены; или приспосабливаемся к болезненной жизни родных, «кормя» их зависимость. О мифах и ошибках, связанных с алкоголизмом и наркоманией, о генетической предрасположенности, о том, как оградить детей от интереса к наркотикам, как помочь выздоравливать нашим близким, рассказывает Екатерина Алексеевна Савина, директор и ведущий специалист реабилитационного центра «Зебра». Поможет ли сила воли? Екатерина Алексеевна Савина - психолог-консультант, руководитель реабилитационного центра «Зебра» для наркоманов, алкоголиков и их семей. Помимо профессионального образования и сертификации Международной Ассоциации Терапевтических Сообществ (World Federation of Therapeutic Communities, WFTC) закончила миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Автор книг «Возвращение Кая», «Духовной жаждою томим», «Я люблю его... друзьям и близким алкоголиков и наркоманов», соавтор сборника «Страсть, грех или болезнь». Входит в комиссию Московской епархии по церковной социальной деятельности по проблеме наркомании и алкоголизма.  Координаты центра «Зебра» Сайт: www.zebra-center.ru , Адрес: Москва, 117186, ул. Нагорная, д. 9, корп. 2., Телефоны: 8 (495) 545-72-36, 8 (499) 127-39-88 — Екатерина Алексеевна, говорят, что алкоголики и наркозависимые — просто слабовольные, запустившие себя люди, и никакое лечение им не нужно: захотел — бросил, или если запереть такого человека в комнате, лишить его алкоголя или наркотика, через неделю выйдет прежний, здоровый человек. Это миф? — Действительно, если запереть алкоголика в комнате, через неделю все пройдет: он протрезвеет. Но как только выйдет из комнаты, первое, что он сделает, — пойдет пить! По двум причинам. Во-первых, алкоголик не управляет своим поведением в отношении спиртного: начнет он пить или нет, сколько выпьет и когда. Он бессилен перед этим. Его поведением управляет зависимость. Он как машина без руля и тормозов. Более того, и не начать пить такой человек тоже не может, потому что все серьезные события, все радости и горести в его жизни — поскольку он пьет долго — переживаются через алкоголь. Рано или поздно какое-то событие обязательно настает, и он потянется за бутылкой. Повод всегда найдется: как говорят, понедельник — день тяжелый, вторник — тем более; друг приехал, друг уехал; компания собралась; нужно отдохнуть; одиночество гложет...

http://foma.ru/borba-za-ne-zavisimost.ht...

При ней была ликвидирована кровавая петровская Канцелярия Тайных Дел — ужасающая следственная пыточная для всех подозреваемых в государственных и иных преступлениях (затем эта канцелярия была «воскрешена» Императрицей Анной Иоанновной). Исследователи ее жизни отмечают, что Императрица Екатерина I была крестной матерью для тысяч простых детей. Что просто невероятно! Тысячи простых детей стали крёстными детьми Императрицы Екатерины. О таком содействии её просто умоляли, и она никогда не отказывала. Так она стала крёстной матерью тысяч детей, кроме этого каждому из них после крещения она давала несколько золотых монет. К Императрице обращались каждый день, причём это были обычные крестьяне или солдаты. Каждому из них требовалась какая-то помощь, и Екатерина I никому никогда не отказывала. В порядке очереди принимала всех подряд и каждому старалась помочь. В сострадании и помощи простым людям, Екатерине I не было равных. К большому сожалению, Императрица халатно относилась к своему здоровью. Любительница безмерно вкусно поесть и немало выпить, Екатерина I заработала ревматизм, хроническую лихорадку, абсцесс легкого и другие болезни. Под конец жизни у нее на ноге образовалась опухоль, которая быстро распространилась на бедро. В мае 1727 года Екатерина I ушла из жизни в возрасте 43 лет. И была торжественно погребена в Петропавловском Соборе Града Санкт-Петербурга рядом со своим великим и возлюбленным мужем — Петром I Алексеевичем. Жизнь Первой Российской Императрицы Екатерины I была недолгой, её правление коротким, но она успела оставить свой добрый след в истории России. Царствие ей Небесное! Составил Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Какая она не была ---историки награждали ее всякими реальными ее образами -- и пьяницей, и развратницей, и прачкой, и гуленой -- Господь поручил именно ей, Марте Самуиловне Скавронской--Екатерине Алексеевне Михайловой-Романовой--стать Первой Российской Императрицей --- самой доброй Императрицей России. Она была из народа--из простых горожан и крестьян --и понимала все беды и лишения русского народа, и сопереживала (заглушая горячительным напитком) , и сострадала, и главное -- РЕАЛЬНО ПОМОГАЛА К НЕЙ ОБРАЩАЮЩИМСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, РАЗДАВАЯ ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ ВСЕМ СТРАЖДУЩИМ !

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/v_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010