Свиток. Сочинения Старца Архимандрита Отца нашего Паисия Разделен на главы, об умной молитве Противу хульника некоего суетоумного Философа монаха, пребывающего в Мошенских горах; писан еще в Дрогомирнском монастыре Предисловие Старца Паисия Понеже дойде в слух мне последнему, яко нецыи от монашеского чина дерзают хулити божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, в сердце умом священнодействуемую, молитву, назидающе на песце суемудрия, кроме всякого свидетельства, таковое свое языкоболие, врагу их на сие, дерзаю рещи, вооружающу, да, аки орудием своим, их языки возможет опорочита пренепорочное и Божественное сие дело и слепотою их разума помрачити мысленное сие солнце: того ради, оплакав их таковое зломудрие, заблуждающих от чрева и глаголющих лжу, и бояся, да не кто от неутвержденных разумом, таковая их баснословия слыша, в подобный им падет ров злохуления и смертне пред Богом согрешит, похулив учение премногих Богоносных Отец наших, от просвещения Божественныя благодати о сей Божественней молитве свидетельствующих и учащих, ктому же и не терпя более слышати на прененорочное сие делание хульныя глаголы, еще же и моление ревнителей по сем душеспасительном делании убеждаем, умыслих, аще и превосходит немощный мой ум и силу, сладчайшаго моего Иисуса, без Него же никто же может что творити, призвав на помощь, к возражению лжеименного разума суетоумов и утверждение Богоизбранного стада о имени Христове собравшихся во обители нашей братии, написати малое некое о Божественней молитве умней от учения Святых Отец списания к твердому, непоколебимому и несумненному о сей извещению. Прах убо аз сый и пепел, мысленная колена сердца моего преклонив пред неприступным величеством Божественной славы Твоея, молю Тя, всесладчайший мой Иисусе, Единородный Сыне и Слове Божий, Сияние славы и Образе Ипостаси Отчи, просветивый слепорожденного, просвети помраченный мои ум и помысл, и подаждь юже от Тебе благодать окаянней души моей, да будет сей мой труд во славу пресвятого Твоего имене, и в пользу хотящим чрез умное и священное молитвы делание, умне тебе прилеплятися Богу нашему, и тебе, бесценного бисера, в сердце и душе своей выну носити, и во исправление от крайняго своего неведения Божественное сие делание дерзнувших похулити. Блаженныя памяти отца нашего Старца Паисия. Главы о умней молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

сказыванное в Заиконоспасском училищном монастыре тоя академии проповедником Иеромонахом Иоасафом Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа аминь И се изношу умерша! Лк. 7:13 Нет ничего обыкновеннее и учащательнее, сл. в сем видимом свете смерти. Нет ничего так известного в мире, как безщадная смерть. Мы видим сими очами, видим, как всегда, так и везде смерть видим, что её острая коса пожинает во всякое время, во всякий день, во всякой час цвете человеческой жизни. Видим, что её убийственная мышца во всяком возрасте отягощается над жизнию смертных. Седин старости она не чтит, мужества крепости не страшится, нежной младости не щадит, а часто и самым начатиям жизни противится похищением оные, не лицеприемствуя никому же и ни где же. Ибо на земли она очевидно трофеи свои ставит, воды и грозные морские волны в победах ей не воспящают, смиренных домов она не гнушается, блеск великолепных чертогов её не удивляет. Она и на самые престолы Царей и Князей земли безбоязненно свирепствует. И по тому Царь и Владыка, оруженосец и воин, сильный и богатый с нищим, раб и свободник, все подлежат её строгости и неизбежной судьбине, все исполнившимся пределом жизни умирают, все земля будучи, в землю идут и пойдут. Сие Божие определение непреложное: подлежит человеком единою умрети. Сие следствие всегубительнейшего греха необходимое: да вси смертию умрем. Сие злосчастие естества непременное, дабы одним умирать, а другим занимать их место; одним лишаться живота, а другим погребать бездушных мертвых. Весь сей видимый свет, который жилище не многих живых, есть гроб бесчисленных трупов. Ныне Евангелием повествуемый умерший, единородный горько рыдающей вдовицы сыне, и к погребению уже износимый, ясно представляет пред очи наши общую сию человеческую судьбу, которой никто из смертных избежать не может. Но о! сколь слабы суть сердца человеческие! Сколь слабо наше естество! Нет нам известнее смерти, но нет и разительнее её памяти, а кольми паче явления. Нет неизбежимее её поженения, но нет ужаснее её приходу. Все мы знаем, что смертию надобно отдать долг тлению естества человеческого; но при всем том ничего так не трепещем, как обращения её стрел. Все читаем оное рукописание Божие, что аще земная наша храмина разорится, храмину имамы вечну на небесех; но со всем тем ужасаясь вопием: о смерти! Коль горька твоя есть память!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Zabolot...

Скачать epub pdf Диалог I. Беседа о непреложном воплощении Бога-Слова Православный . Хотя всеконечно было бы лучше для нас пребывать в единомыслии, сохраняя неизменным апостольское учение: но поелику вы, не знаю, по какой причине, расторгнув союз духовнаго единения, ныне предлагаете нам новые догматы ; то, если угодно, совокупными силами поищем истины, избегая однако же распрей. Еранист . Нам искать нечего, ибо мы со всем усердием держимся истины. Православный . Это утверждает о себе и каждый из еретиков: ибо защитниками истины почитают себя не только иудеи и еллины, не только последователи мнений Платона и Пифагора, но и ученики Епикуровы и даже совершенные безбожники, и ничему не верующие. А я думаю, что должно быть не рабом предубеждения, но снискивать знание истины. Еранист . Это наставление я принимаю с покорностию; пусть оно будет вступлением в материю. Православный . Поелику наставление мое ты принимаешь благопокорливо, то еще прошу тебя, в изследовании истины основываться не на умствованиях человеческих, но искать следов, оставленных пророками, апостолами и святыми, жившими после их: так обыкновенно поступают путешественники, когда, сбившись с большой дороги, для отыскания тропы внимательно разсматривают, нет ли следов ног человеческих или конских; и когда найдут их, то, подобно животным, одаренным особою чутью, неуклонно идут по следам, и не прежде оставляют их, как уже нашедши торную дорогу. Еранист . Так сделаем и мы: но ты иди вперед, так как ты начал слово. Православный . Итак, прежде будем разсуждать о именах Божиих, т. е. о существе, о ипостасях, о свойствах; а определив, какое между ними различие, приступим и к другим предметам. Еранист . Такое начало мне очень нравится; и я почитаю его необходимым: потому что, когда объяснятся эти понятия, то удобнее будет разсуждать и о прочих. Православный . Итак, поелику мы оба на сие согласны, то ответствуй мне, возлюбленный: единое ли существо в Боге Отце, Единородном Сыне и Всесвятом Духе должны признавать мы, как научает нас божественное Писание Ветхаго и Новаго Завета и отцы собравшиеся в Никее, или следовать хулениям Ария?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Скачать epub pdf Раздел I. Стихотворения догматические 1. Об Отце 1 Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание или на малых крыльях уношусь к звездному небу – я, в котором родилась мысль открыть Божество, 5. или определения великого Бога, и ключ для всего, тогда как и небесным умам недостает сил возблагоговеть пред Богом, сколько должно. Впрочем, поскольку Божеству часто бывает приятен дар не столько полной, сколько угодной Ему, хотя и скудной, руки, то смело изреку слово. Но кто злочестив, беги прочь! Мое слово простирается или к очищенным, или к трудящимся над очищением себя. 10. Оскверненные же? Как звери, прикасавшиеся к горе, когда с вершины ее воссиял Христос и писал на скрижалях Моисею закон ( Исх. 19:13 ), немедленно были побиваемы отторгавшимися камнями, так будет и с ними. Так слово от нашего лика гонит злых, 15. которые имеют богоборное сердце. А я положу на страницы предисловием как бы то же, что древле богомудрые мужи – Моисей и Исаия (говорю это знающим), 20. когда один давал новописаный закон, а другой напоминал о законе нарушенном, чтобы привести в трепет жестокосердый народ, – представили во свидетельство слова. Вонми, небо, и да слышит земля глаголы мои ( Втор. 32:1 ; Ис. 1:2 )! Дух Божий! Ты возбуди во мне ум и язык, соделай их громозвучной трубой истины, чтобы усладились все, прилепившиеся сердцем ко всецелому Божеству! 25. Един есть Бог безначальный, безвиновный, неограниченный ничем, или прежде бывшим, или после имеющим быть, и в прошедшем и в будущем объемлющий вечность, беспредельный, благого, великого, Единородного Сына великий Отец, Который в рождении Сына не потерпел ничего свойственного телу, потому что Он – Ум. Един есть Бог иной, 30. но не иной по Божеству – сие Слово оного Бога, живая печать Отчая, единый Сын Безначального и Единственный Единственного, во всем равный Отцу (кроме того, что один всецело пребывает Родителем, а другой – Сыном), Мироположник и Правитель, сила и мысль Отца. 35. Един Дух – Бог от благого Бога. Да погибнет всякий, кого не отпечатлел так Дух, чтобы являл Его Божество, у кого или в глубине сердца есть зло, или язык нечист, – эти люди полусветлые, завистливые, эти самоученые мудрецы – этот источник загражденный ( Притч. 25:27 ), светильник, сокрытый в темной пазухе ( Лк. 11:33 )! 2. О Сыне

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Скачать epub pdf Седмица 6-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О ДУШЕ И ТЕЛЕ Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней глас Господень (1,205). Утро в душе производит Солнце Правды, восхождение умного Света производит день в приявшем Его (1,296). И как глаз вне света не может пользоваться способностью зрения, так и душа, носящаяся по сторонам вне понятия о Единородном Сыне Божием, не может пользоваться разумением (3,74). Душа, поползнувшая в плотские страсти, губит свойственную ей красоту (4,42). Как для плоти необходимо удаление чуждого и восполнение недостающего, так и в душе нашей надобно устранять чуждое и принимать в нее приличное ее природе… (5,170). Душа, соблюдающая мыслительную силу свою в трезвении и приличных действованиях, утвердится в созерцаниях и будет упражнять свой нрав в том, что правильно, справедливо, благопристойно и мирно. А как скоро прекратит размышление и перестанет углубляться в надлежащее созерцание, тогда восставшие телесные страсти, как бесчинные и наглые псы, над которыми нет надсмотрщика, начинают сильно лаять на душу и каждая страсть усиливается всячески истерзать ее, отделяя себе часть жизненной ее силы. Хотя душа одна и та же, сила ее двояка: одна – собственно жизненная сила тела, а другая – сила, созерцающая существующее, которую называем также разумною. Но душа, поскольку соединена с телом естественно, вследствие сего соединения, а не произвольно сообщает телу силу жизненную. Ибо как солнцу воссиявшему невозможно не освещать того, на что простерло лучи, так невозможно душе не оживотворять тело, в котором пребывает. Сила же созерцательная приводится в движение по произволению. Поэтому, если душа соделает свою созерцательную и разумную силу всегда бодрственною… то усыпляет телесные страсти двояким образом, то есть и тем, что бывает занята созерцанием лучшего и сродного, и тем, что, надзирая за безмятежием тела, уцеломудривает и утишает его страсти. Если же, возлюбив леность, оставит созерцательную силу в недеятельности, телесные страсти, нашедши жизненную силу праздною и разделив ее между собою, так как никто их не останавливает, увлекают душу к своим стремлениям и действиям. Посему телесные страсти в нас сильны, когда ум бездейственен; благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом (5,328).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Содержание Беседа о непреложном воплощении Бога-Слова     Православный. Хотя всеконечно было бы лучше для нас пребывать в единомыслии, сохраняя неизменным апостольское учение: но поелику вы, не знаю, по какой причине, расторгнув союз духовнаго единения, ныне предлагаете нам новые догматы; то, если угодно, совокупными силами поищем истины, избегая однако же распрей.     Еранист. Нам искать нечего, ибо мы со всем усердием держимся истины.     Православный. Это утверждает о себе и каждый из еретиков: ибо защитниками истины почитают себя не только иудеи и еллины, не только последователи мнений Платона и Пифагора, но и ученики Епикуровы и даже совершенные безбожники, и ничему не верующие. А я думаю, что должно быть не рабом предубеждения, но снискивать знание истины.     Еранист. Это наставление я принимаю с покорностию; пусть оно будет вступлением в материю.     Православный. Поелику наставление мое ты принимаешь благопокорливо, то еще прошу тебя, в изследовании истины основываться не на умствованиях человеческих, но искать следов, оставленных пророками, апостолами и святыми, жившими после их: так обыкновенно поступают путешественники, когда, сбившись с большой дороги, для отыскания тропы внимательно разсматривают, нет ли следов ног человеческих или конских; и когда найдут их, то, подобно животным, одаренным особою чутью, неуклонно идут по следам, и не прежде оставляют их, как уже нашедши торную дорогу.     Еранист. Так сделаем и мы: но ты иди вперед, так-как ты начал слово.     Православный. Итак прежде будем разсуждать о именах Божиих, т. е. о существе, о ипостасях, о свойствах; а определив, какое между ними различие, приступим и к другим предметам.     Еранист. Такое начало мне очень нравится; и я почитаю его необходимым: потому-что, когда объяснятся эти понятия, то удобнее будет разсуждать и о прочих.     Православный. Итак поелику мы оба на сие согласны, то ответствуй мне, возлюбленный: единое ли существо в Боге Отце, Единородном Сыне и Всесвятом Духе должны признавать мы, как научает нас божественное Писание Ветхаго и Новаго Завета и отцы собравшиеся в Никее, или следовать хулениям Ария?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2882...

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf Чин изобразительных Когда нет Великого поста, изобразительны начинаются с чтения 102 и 145 псалмов и «Единородный Сыне...» В Четыредесятницу после девятого часа поются блаженны ( Мф. 5:3–12 ): Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. [«В Царстве Твоём вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё».] Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. [«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».] В Четыредесятницу к каждому стиху припев: Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени плачущии, яко тии утешатся. [«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».] Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. [«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».] Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. [«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».] Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. [«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».] Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. [«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят».] Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. [«Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими назовутся».] Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное. [«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».] Блажени есте егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. [«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».] Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. [«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах».] Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков, аминь. В седмичные дни Четыредесятницы: Помяни нас Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем. Помяни нас Святый, егда приидеши во Царствии Твоем. [«Вспомни нас, Господи, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Владыка, когда придёшь в Царство Твоё. Вспомни нас, Святой, когда придёшь в Царство Твоё».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эволюция образа Отца и христианская вера Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Один из православных Отцов Церкви говорит, что понятие Отец больше и значительнее, чем понятие Бог . Бог означает отдаленность и различение, Отец же, напротив, — отношение, подобие, связь и даже соприсущность. Если мы говорим о Боге как об Отце, то видим в Нем источник и причину нашего бытия. Он обладает творческой энергией и обладает как властью, так и авторитетом, силой убеждения (лат. potestas и auctoritas); у Него — вся глубина бытия, и это бытие Он нам передает. В этом смысле Он одновременно источник и цель. Это важно, потому что мы привыкли думать об Отце только как об источнике, говорим ли мы о физическом, о духовном отце или о Боге-Отце. Эсхатологически говоря, Он есть Альфа и Омега, начало и завершение. В этом смысле Бог — это то, чем мы потенциально являемся, но чем мы, однако, только еще должны стать. Во Христе актуализованы, осуществлены бытие Отца и Его Собственное бытие. Все люди призваны к тому, чтобы быть такими, как Христос, то есть соединенными с Богом так, чтобы Он действительно, а не только аллегорически стал нашим Отцом. Святой Ириней Лионский пишет: Если мы действительно являемся телом Христовым, то придет время в завершении времен, когда мы в Единородном Сыне станем единородным сыном. В нашем единстве из общества отдельных человеческих личностей мы станем единой человеческой личностью, человеком . В другом месте он говорит, что Божии слава и прославление — человек, выросший в полную свою меру. В этом смысле мы можем видеть связь между Отцом, Богом, и нами, но ее можно понять только в том случае, если мы знаем, что никто не знает Отца, кроме Сына . Христос — единственный и совершенный Сын Своего Отца; и у Него — такой Отец, Который — единственный — с нашей точки зрения не составляет “проблемы”. Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11:25–27).

http://pravmir.ru/evolyutsiya-obraza-ott...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВХОДНЫЙ СТИХ Входный стих [греч. εσοδικν; церковнослав.  ,    ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν ατ (          ), как в Библии, стали петь: Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν Χριστ (            )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σσον μς, Υ Θεο, ψλλοντς σοι Αλληλοα (              ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава , 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (            ), с его припевом (              ; в припеве после слов     делаются вставки, зависящие от праздника:      ,        ,      и др.).

http://pravenc.ru/text/входный стих.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛПЕНСКИЙ рус. композитор, автор многохорных (12-голосных) сочинений в стиле партесного пения . Биографические данные о К. не найдены. Судя по обнаруженным рукописям, его творчество предположительно относится к 40-70-м гг. XVIII в. В 40-х гг. был создан 12-голосный комплект партий (ГИМ. Син. певч. 355), принадлежавший Новгородскому архиерейскому хору и включающий 250 произведений, в т. ч. сочинения В. Титова , И. Игнатьева, архим. Герасима (Завадовского) , Н. Калачникова , В. К. Тредиаковского и др. авторов кон. XVII - 2-й пол. XVIII в. В этом сборнике помещены 4 концерта К.: «Доколе, Господи» 90), «Возведох очи мои», «От скорби призвах Господа» 136), «Вскую прискорбна еси душе моя» 138). Фамилия композитора указана рядом с названиями концертов в реестре в партии 1-го баса 355-к. Л. 3-3 об.). Ко времени правления имп. Елизаветы Петровны относятся также певческий сборник ГЦММК. Ф. 283. 614 (партия 1-го тенора), содержащий Службу Божию («Слава… Единородный Сыне», «Иже херувимы», «Достойно есть») на 12 голосов с пометкой «Творение Колпенскаго» в оглавлении и перед нотным текстом, список этой Службы с такой же пометкой из рукописи ГЦММК. Ф. 283. 993/1-3 (партии 3-го дисканта, 1-го и 2-го альтов), а также херувимская «Колпенская», не входящая в состав Служб, в рукописи ГЦММК. Ф. 283. 992/1-2 (партии 1-го тенора и 2-го баса) и ее список без указания имени автора в сборнике ГИМ. Син. певч. 1316 (в комплекте 11 партий; отсутствует партия 1-го баса; песнопение не имеет номера и названия, в партии 1-го дисканта помещено на л. 17-17 об.). В более поздний по происхождению 12-голосный комплект (ГИМ. Син. певч. 90, 1774 г.) вошел вариант названной выше Службы, отличающийся только 1-м песнопением («Слава… Единородный Сыне»); он имеет пометку «Колпен» в реестрах 2-го тенора и 1-го баса (Л. II). В рукопись ГИМ. Син. певч. 90 включены также 13 задостойников двунадесятым праздникам и Пасхе с пометкой «положение Колпенского» 11-23).

http://pravenc.ru/text/1841800.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010