Арсиноэ 232 Обители иноческие в Арсиноэ современны были Великому Антонию. Сохранилось послание Антония Великого к Арсинойским монахам, которое так назидательно, что мы решаемся привести его вполне. «Антоний возлюбленным детям своим, живущим в Арсинойских монастырях, и всем, кои обратились к Богу всем сердцем своим, желает спасения от Господа. Дети мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, действующая в вас, показывает вам путь к вечному блаженству. Но для получения сего блаженства вы должны непрестанно противиться силе греха, уменьшать и истреблять в себе оную, должны уготовлять себя в жертву чистую и святую Богу, чтобы соделаться достойными милосердия Божия, коим посетил вас Восток свыше ( Лк. 1, 78 ). Духовная природа наша с высо ты славы и достоинства своего ниспала в бездну безславия и унижения: но милосердый Бог посетил её благостью Своею, дав нам спасительные законы посредством раба своего Моисея и прочих пророков. Особенным и яснейшим образом Бог открыл нам благость Свою в Единородном Сыне Своем, которого Он послал к нам на землю. Сей вечный Сын Божий есть истинный Первосвященник, истинный Врач, который может исцелить все болезни наши. Он облекся в тело наше и за грехи наши предал себя в жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Он принял на Себя образ немощи; наша нищета побудила Его облечься в образ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Он претерпел за нас жестокие мучения, и Его смерть оживила нас. Итак, мы всеми силами должны стараться, чтобы все святые радовались о нас на небе, да и сеяй вкупе радуется, и жняй ( Ин. 4, 36 ). Когда мы бываем безпечны, святые печалятся о нас и возсылают к Богу молитвы о спасении нашем. Дети мои, я нахожусь в великом безпокойстве по причине вас. Я знаю, что и святые на небе принимают великое участие в вас. Они непрестанно со слезами возсылают молитвы к Богу, чтобы Он укрепил вас в подвигах благочестия. Итак, старайтесь подражать их земной жизни. Святые видели, что в непостижимом воплощении Сына Божия Бог открыл безконечное милосердие Свое к человечеству, видели все труды, которые подъял Сын Божий для спасения нашего, знали также и все усилия и коварства духовного врага нашего, которые он употребляет к погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдением и постоянным исполнением заповедей Божиих старались сделаться достойными любви Божией. И вас прошу я, возлюбленные дети мои, разсуждайте о великих благодеяниях, дарованных нам Спасителем нашим. По причине склонности нашей ко греху и согласия нашего с волею врага Божия, отца лжи, мы из существ разумных сделались неразумными; но благодать Божия воз- ставила нас от падения нашего и открыла нам источник мудрости в Духе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Беседа на слова: В начале бе Слово (Ин. 1:1). Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской 1 Всякое Евангельское изречение возвышеннее прочих наставлений Духа (Святого), поелику в последних глаголал нам чрез рабов-пророков, а в Евангелиях – самолично, беседовал с нами Владыка. Наиболее же велегласный в самой Евангельской проповеди , вещавший то, что невместимо всякому слуху и выше всякого разумения, есть Иоанн, сын громов. Мы слышали чтенное начало его Евангельской книги: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Дивились словам сим многие и из тех, которые не причастны слову истины и кичатся мирской мудростью. А если и плотская мудрость столько дивилась силе слов сих, – что будем делать мы, ученики Духа (Святого)? Мимоходом ли выслушаем и сделаем только такое заключение, что есть в них некоторая небольшая сила? Но кто столько страждет бесчувственностью, чтобы не поразиться такою красотою мысли, столь непостижимою глубиною догматов, и не пожелать истинного уразумения их? Однако, удивляться прекрасному не трудно; приобрести же точное понятие о том, что приводит в удивление, сие трудно и неудободостижимо. В самом деле, нет человека, который не превозносил бы похвалами и сего чувственного солнца, с услаждением смотря на его величину, красоту, соразмерность его лучей и яркий блеск; впрочем, если поупорствует с большим усилием устремить свои взоры на солнечный круг, – не только не увидит желаемого, но повредит, наконец, и верность зрения. Чему-то подобному подвергнется мысль, усиливающаяся произвести подробное исследование сих речений: В начале бе Слово. Кто составит соответственное предмету понятие о начале? Какая сила речений окажется способной равносильно выразить представляемое в уме? Намеревающийся передать нам богословие о Сыне Божием положил слову своему не другое какое начало, как начало всяческих. Дух Святой знал восстающих на славу Единородного, предуведал тех, которые будут предлагать нам лжеумствования, изобретаемые ими к погибели слушателей, а именно: «если Сын рожден, то не был, – и прежде, нежели рожден, Его не было»; и: «из небытия пришел в самостоятельность». Подобное сему произносят языки, изощренные словопрением, паче всякого меча обоюдоострого. Поэтому, чтобы никто не мог сказать подобного этому, Дух Святой, предварив Евангелием, сказал: В начале бе Слово. Если удержишь сие изречение, не потерпишь ничего опасного от людей злохудожных. Ибо, если кто скажет: «ежели Сын рожден, то не был», – ты отвечай: в начале бе. Но, скажет, «как же был, прежде нежели рожден»? Ты не отступайся от этого: бе; не оставляй сего: в начале. У начала не возможно представить какой-либо крайний предел; ничего не найдется, что было бы вне начала...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Бог, провозглашенный Ветхим и Новым Заветом, есть Тот, Кто воспевается и прославляется в Троице, ибо сказал Господь: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). Ибо Он соделал наше спасение, ради чего открыл нам Писание и все Свои тайны поведал. И еще: «Исследуйте Писания, они свидетельствуют обо мне» ( Ин. 5:39 ). И Апостол то же говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» ( Евр. 1:1–2 ). Так, Духом Святым, вещали Закон и Пророки, евангелисты, апостолы, пастыри и учителя. Следовательно, «все Писание богодухновенно и полезно» ( 2Тим. 3:16 ), так что изучать Священное Писание прекрасно и более всего полезно для души. Ибо, «как дерево, посаженное при потоках вод» ( Пс. 1:3 ), так и душа, орошаемая Священным Писанием, возрастает, и в должное время приносит плод веры православной, и украшается вечнозелеными листьями – то есть, разумею я, деяниями, угодными Богу. Итак, Священные Писания располагают нас к праведным деяниям и ничем не возмущаемому созерцанию. В них находим мы призывы ко всем добродетелям и увещания против всех пороков. Итак, если мы жадны до знания, то, благодаря усердию, труду и благодати Божьей, всем делам дарующей успех, будем и богаты знанием. «Ибо всякий просящий получает, и ищущему дано будет, и стучащему отворится» ( Лк. 11:10 ). Так будем же стучать во врата прекраснейшего рая Писаний, благоуханного, сладкого и нежного рая, наполняющего уши наши различными песнями духовно вдохновленных птиц, трогающего сердце наше, утешающего нас в печали, умиряющего в гневе, наполняющего радостью нескончаемой, поднимающего ум наш на священной голубице, покрытой серебром и чистым золотом (ср. Пс. 67:14 ), которая возносит нас на своих блистающих крыльях к единородному Сыну и Наследнику Виноградаря виноградника духовного, а через Него – к Отцу светов. Будем стучать не изредка, от времени до времени, но упорно и настойчиво, и пусть не устрашится сердце наше, ибо однажды врата эти для нас откроются. Случится ли нам раз и другой прочесть и все же не понять прочитанного – не будем отчаиваться. Будем настойчивы, будем размышлять и искать ответ, ибо сказано: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор. 32:7 ). Не все обладают знанием. Будем же пить из райского источника изобильные и чистейшие воды, текущие в жизнь вечную (ср. Ин. 4:14 ). Насладимся ими, будем пить их жадно, до насыщения, ибо содержащаяся в них благодать неистощима. Однако не запрещено нам получать благо и из иных источников. Будем разумными менялами, которые собирают истинное и чистое золото, а фальшивое золото отвергают. Будем принимать разумные изречения, но бросать псам смехотворных богов и вздорные басни, ибо из первых почерпнем мы намного большую силу, чем из последних...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова H. C. Арсеньев. Духовные силы в жизни русского народа 1 «Не хлебом единым жив будет человек»... Эти слова относятся к жизни не только отдельного человека, но и народов. Народы, как и отдельный человек, должны иметь тот источник вдохновения, который творчески орошает и оплодотворяет их жизнь и подымает их на высшую плоскость сравнительно с их природными данными, творчески расширяя их жизненные горизонты. Эти духовные начала есть самое ценное достояние в жизни народа; они его, и вместе с тем выше его, ибо они – те идеалы, согласно которым он стремится жить, и тот духовный масштаб, та духовная мерка, согласно которым он оценивает себя и свои действия и достижения, и нередко – в момент религиозного подъема и перелома – произносит суд над самим собой. Отрежьте эти корни духовной жизни, и нечем будет народу дышать духовно – задохнется в сутолоке повседневной жизни и ее страстей. Для русского народа таким основным питающим фоном, таким источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему Православной Восточной церковью и представленное в его истории и жизни этой Православной Восточной церковью. Русский народ в своей вере, в своей духовной жизни – часто весьма несовершенной жизни – полон грехов и недостатков, – «ухватился», так сказать, тем не менее за самый центр христианского благовестия: снисхождение милосердного Бога к недостойному грешнику, кающемуся и пораженному Его милосердием. Евангельская история полна таких повествований – притчи о Блудном Сыне, о Мытаре и Фарисее, покаяние жены-грешницы, обращение Закхея, разбойник на кресте. Они нашли глубокий отклик в народной душе. Народная душа со всей силой сокрушенного чувства отзывается на такие слова из песнопений и молитв Великого поста: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «Разбойника Благоразумного», «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяния? кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?», «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Народ православный чувствовал себя недостойным грешником перед лицом Божиим и умилялся вместе с тем безмерному снисхождению спасающей любви Божией. С глубоким умилением следил он за словами и обрядами служб Страстной недели, рисующими это безмерное снисхождение – даже до мук и Креста и смерти – Единородного Сына Божия. «Жизнь во гробе положился еси, Христе, и ангельская воинства ужасахуся, снисхождение славяще Твое». – «Днесь висит на древе иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается иже ангелов Царь; в ложную багряницу облачается одеваяй небо облаки».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И бываетъ малое воды , а по молитва: Господи Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты реклъ еси пречистыми усты Твоими, яко безъ Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, врою объемъ въ души моей и сердц Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, гршному, дло, мною начинаемо, о Теб Самомъ совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. И бываетъ отпустъ. По отпуст же покропляются святою водою къ И вливаетъ митрополитъ святыя воды мало въ котлы мроварныя. И потомъ вливаютъ деревянное масло, также и вино виноградное; а сколько, о томъ значитъ въ приложеннномъ при семъ реестр. А митрополитъ, благословя оное рукою, глаголетъ: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. И подкладывается подъ котлы И варится оное по искусство вдущаго. И сколько всего масла имать быти, мало, или много, по тому и вино церковное лити подобаетъ, чтобы его въ было на три дни, и низше бы масла вино всегда было на пять пальцовъ. У того жъ оставляются и и чтутъ святое премняющеся въ священныхъ одеждахъ. Во святый и вторникъ. Снодальный съ соборными ключарями, едино виноградное вино покропя святою водою, полагаютъ оное въ котлы, и варится, какъ выше показано, со жъ. Во святую же и Великую среду. Таковымъ же образомъ снодальный со соборными ключарями поутру вс къ составы [ а какíя именно, о томъ значитъ въ приложенномъ при семъ реестр, и поставляются оные на особливомъ мст] , покропя святою водою, полагаютъ во оныя жъ котлы, и вливаютъ по вино виноградное, и варится въ тотъ день до четвертаго часа по полудни. Потомъ сливаютъ оное мро изъ котловъ мроварныхъ во особливо уготованный котелъ, и промшиваютъ. А когда остынетъ, тогда полагаются во оное мро благовонная масла [ а какíя именно, о томъ значитъ въ приложенномъ при семъ реестр] и мшаются жъ во ономъ котл, а перемшавъ, разливается оное мро въ сосуды для того уготованныя и оные сосуды поставляются на уготованный и окрытый въ палат столъ. И оставляются за печатью снодальнаго ризничнаго до Великаго четвертка.

http://azbyka.ru/chin-mirovareniya

Итак, отечество сего доблестного мужа,— страна лежащая на восток солнца, ибо и он, подобно Иову, был (Иов. 1:3) и имея общее с ним отечество, был подражателем и нравам его. Ныне же мученик сей есть общее достояние всей вселенной, будучи гражданином всей подсолнечной. Будучи зачислен там в воинские списки, он с своим полком приходит в нашу страну, так как начальствующими был назначен здесь зимний отдых для ратников. Когда же внезапно вспыхнула война, не вследствие нашествия варваров, но по повелению сатанинскому и богоборному постановлению, (ибо но нечестивому указу, каждый христианин повергался преследованию и осужден был на смерть), тогда оный преблаженный, будучи известен благочестием и повсюду открыто являвший свою веру во Христа, едва не на челе начертавший исповедание сей веры, оказался уже не новобранцем по мужеству и не неопытным в деле воины и битвы, но доблестным душою, твердо стоящим в виду опасностей, не малодушным, не боязливым, не робким в речах. Ибо когда открылось заседание этого злого суда, правитель и воинский начальник собравшись на сие как некогда Ирод и Пилат (Деян. 4:27) также поставляют пред судом раба Распятого, как те — его Владыку. «Скажи, говорят ему, откуда у тебя явилась дерзость и смелость, что ты оскорбляешь царский закон, не подчиняешься с трепетом приказаниям Государя, не покланяешься, как угодно твоим властителям?» (Ибо тогда царством правили соправители Максимиана.) А он с мужественным лицом и неустрашимым духом дал такой прямой ответ на их слова: «богов я не знаю, да они и не существуют по истине; вы же заблуждаетесь, почитая и называя именем Божиим льстивых демонов. Для меня Бог, — Христос, единородный Сыне Божий. И так за благочестие и исповедание Его, и наносящий раны пусть рассекает меня, и бичующий пусть бичует, и жгущий пусть приближает огонь, и кому несносны эти слова мои пусть вырывает язык; ибо в каждом члене своем тело обязано терпением Создавшему его.» Поражены были сими словами мучители и не выдержали первого нападения доблестного воина, видя юношу стремящегося к страданию и жаждущего кончины, как какого приятного пития.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3113...

Небесный Царь, Бессмертный Владыка, Единородный Сын, возлюбленный Отцу, Который по единой благости, Своею властию создал человека из земли, побежденный щедротами благоутробия Своего, ради того самого человека, которого создали пречистые руки Его, сошел с неба спасти и исцелить всех страждущих. Ибо по действию лукавого все изнемогли во зле: повреждение стало тяжко и неисцельно; ни пророки, ни священники не в силах были совершенно уврачевать язвы. Посему-то Святый, Единородный Сын, видя, что все естество изнемогает во зле, по воле Отца снисшедши с неба, воплотился в утробе Святыя Девы, и по благоволению Своему, родившись от Нея, пришел, благодатию и щедротами уврачевать одержимых разнообразными немощами, и словом Своим исцелить все болезни. Всех избавил Он от зловония собственных язв их. Но недужные по уврачевании, вместо того, чтобы воздать благодарностью Врачу за исцеление, начали входить в исследование сущности Врача, которая непостижима. Страшное чудо! Бесполезная необузданность неразумных смертных! Кто из них слышал или видел, чтобы исцелены были язвы, загнившие от долговременности? А ты, несчастный, сам исцелен Врачом, и по грубости своей входишь в исследование Его сущности? Поелику Врач ради тебя принял на Себя образ твой, чтобы уврачевать тебя, то входишь ты в исследование естества Его. Послушай, что скажу твоей грубости и дерзости: если хочешь войти в исследование сущности Врача, то не найдешь ни пути ни конца своему исследованию. Ибо для всякого, кто вознамерился идти таким путем исследования, путь сей тотчас оказывается непроходимым. Непроходим и пустынен путь сей под ногами его, нет на нем ни пристанища, ни упокоения. Что ж будешь делать, несчастный, в непроходимой пустыне, не находя себе пристанища и упокоения? Куда доспеешь, несмысленный, в страшной непроходимости, вовсе не имея пред собой ни пристанища, ни конца? Куда пойдешь, ничтожный? Исследование о Единородном Сыне - необъятное море. А ты - тоже, что ввергающаяся в него малая глыба земной персти. Если захочешь пуститься в это море исследования: где тогда будешь, несчастный? Видал ли кто когда, чтобы рыхлая груда пускалась в море исследовать всю глубину великого моря? Или слыхал ли также кто, чтобы отваживалось исследовать силу ветра сыпучее вещество, повсюду рассеваемое даже слабым дуновением ветра, не имеющее в себе ни самостоятельности, ни силы, чтобы на одно мгновение устоять против ветра. И солома отваживается испытывать силу огня! Исследование Бога есть огнь пожигающий. Для чего же, несчастный, сам себя попаляешь в страшном пламени?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/841/...

Отделение третье Богочеловечество Отец воззвал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте ( Мф. 17:5 ), – воззвал о Сыне, неотлучном от славы Божества. Ибо Отец и Сын со Святым Духом – едино естество, одна сила, одна сущность и одно царство. И Мария Богоматерь называла Его Сыном по человеческому телу, не отлученному от славы Его Божества. Ибо один есть Бог , явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, а тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в единой ипостаси. Единородный от Отца, Тот же единороден и от Марии. И кто разделяет в Нем ипостаси, тот отделен будет от Царства Его, и кто сливает естества, тот лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его, и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой чрез тело Его. Самые дела свидетельствуют и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он – Истинный Бог . А страдания Его показывают, что Он – истинный Человек. Ниспосли благодать, да оживотворит меня, как весной все оживляется дыханием жизни! Благой Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во время свое, то кольми паче подашь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя! Ибо вот проясняется воздух и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу испещренных цветов, сотканную без рук человеческих, веселится и празднует праздник. Воскропи и на мое сердце росой благодати Твоей, Благой Человеколюбец! Как засеянная земля без ниспадения довольного 2 дождя не может дать и воспитать произращений своих, так и сердце мое без благодати Твоей не в силах изнести благоугодное Тебе и принести плод правды. Се дождь питает растения, и дерева увенчиваются разнообразными цветами – и роса благодати Твоей да просветит ум мой и сердце мое да украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Отделение шестнадцатое Даруй благодать песнопения и учения, чтобы ими загладить хотя мало грехи! Святые отцы, будучи боголюбивыми, в страданиях и искушениях сделались благоискусными и от Царя Небесного со славой и похвалами прияли неувядающий венец. Я же, бедный, без всякого искушения грешу, раздражаю и огорчаю Владыку моего. Однако же, изведав опытом многие и неизреченные щедроты Твои, Господи, умоляю величие благодати Твоей: спаси меня и даруй рабу Твоему прошения сердца его из сокровищ милосердия Твоего, чтобы благодать Твоя, как поток, непрестанно струилась в сердце и устах у меня, раба Твоего, чтобы сердце мое по благодати Твоей было чистым и нескверным храмом, приемлющим в себя Небесного Царя, чтобы перст благодати всегда приводил в движение язык мой, как струну на гуслях, к славе Твоей, Человеколюбец, и я непрестанно все дни жизни моей и сердцем и устами с любовью прославлял и благословлял Тебя. Христе Спасителю! Даруй мне по прошению сердца моего, да уподобится язык мой сладкозвучной цевнице, чтоб, утешая, вразумляя и назидая, мог я хотя немного уплатить за многие долги мои и под кровом милости Твоей спастись там, когда пред страшной славой Твоей вострепещет всякая душа. Ей, Владыко, Сыне Божий Единородный, услышь меня и прошение раба Твоего приими как дар. Я – грешник, спасаемый благодатью. Тебе, спасающему грешника щедротами Своими, подобает всякая слава во веки! Стыд и срам ожидают нерадивых, плачь! Вострубит с неба небесная труба и скажет: «Пробудитесь, возлюбленные Христовы, вот пришел Царь Небесный дать вам упокоение и радость в вечной жизни за труды вашего подвижничества! Пробудитесь и зрите Христа Царя, Бессмертного Жениха, Которого любили, зрите Царство Его, которое Он уготовал вам! Приступите и радуйтесь с Ним радостью неизглаголанной!» И воспарят праведные и достойные Бога на высоту воздушную в неисповедимой славе, а все нечестивые останутся внизу с великим стыдом. Блаженство и радость потрудившимся здесь, стыд и наказание всем грешникам! Блажен, кто здесь потрудился оказаться достойным в тот час, и жалок тот, кто сделал себя недостойным на оный час. Облака восхитят всех святых с земли на небо, нечестивых же схватят Ангелы и ввергнут их в печь, горящую огнем неугасимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Разделы портала «Азбука веры» Слышал мнение, что все явления Бога в Ветхом Завете — это явления Сына, и что Завет этот заключён с Сыном, а Отца не видел никто никогда. Верно ли это мнение? Какие есть мнения Отцов на этот счёт? 3 Ответа Конечно, являлся именно Сын, и по-другому быть не могло. Так описано богоявление Моисею при купине: Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. ( Исх.3:1–6 ) Итак, Явившийся вначале назван Ангелом Господним, потом Господом, а потом Он же Богом, и так же Он называет Себя. “Ангел” в переводе значит “вестник”, т.е. Он выступает не только Сам от Себя, но сообщает волю пославшего Его, хотя Сам же является Богом. Ясно, что речь идет о Сыне, открывшем нам Отца. Вот как говорит об этом блж. Феодорит Кирский : Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел? Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: «явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины» ( Исх.3:2 ), и чрез несколько слов: «егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины» ( Исх.3:4 ), и еще чрез несколько: «рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль» ( Исх.3:6 ); и вслед за сим присовокуплено: «отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога» (там же); и к сему присоединено: «видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах» ( Исх.3:7 ) и т.д., и еще: «Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам» ( Исх.3:14 ). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: «вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам» ( Ин.15:15 ). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: «Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом» ( Исх. 3:14–15 ). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.

http://azbyka.ru/vopros/v-vethom-zavete-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010