Огласительное поучение одиннадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша. И также на слова из Послания к Евреям: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, и проч. ( Евр.1:1–2 ).] 1 . Что мы имеем надежду на Иисуса Христа, об этом по возможности достаточно сказано в поучении, преподанном вам вчера. Но не просто должно веровать в Иисуса Христа и не должно почитать Его наравне с кем-либо из множества тех, которые в несобственном смысле названы христами; они были прообразовательными христами, а Сей есть истинный Христос, не из числа людей по преемству вступивший во священство, но всегда имеющий достоинство священства, данное от Отца. Потому-то вера, предостерегая нас, чтобы между простыми помазанниками не искали Христа истинного, присоединяет: единаго, возвещая в Символе веры , что мы веруем во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго. 2. Теперь, когда ты слышишь Сына, не разумей Сына усыновленного, но естественного, Сына Единородного, Который не имеет у Себя другого брата. Единородным Он называется потому, что по Божественному достоинству и рождению от Отца не имеет брата, а Сыном Божиим называем Его мы не от себя, но потому, что Сам Отец наименовал Иисуса Христа Сыном Божиим. Наименование же, которое дается от Отца детям, – истинно. 3 . Вочеловечился Господь наш Иисус Христос, но многими не был познан. А когда, желая открыть непознаваемое, в собрании учеников спросил: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? ( Мф.16:13 ) (спросил об этом не по тщеславию, но с намерением показать им истину, чтобы они, живя вместе с Богом, Единородным Божиим, не думали о Нем, как о простом человеке) – и когда ученики отвечали Ему: одни – за Илию, а иные за Иеремию ( Мф.16:14 ), – Он сказал им: этим, не знающим Меня, извинительно, а вам, апостолы, которые именем Моим очищаете прокаженных, изгоняете бесов, воскрешаете мертвых, нельзя не знать Того, силой Которого творите чудеса. Когда все молчали (ибо учение это было выше разумения человеческого), тогда Петр, первенствующий между апостолами и верховный проповедник в церкви, не вымыслам и человеческим умозаключениям следуя, но быв просвещен в разуме от Самого Отца Бога, сказал Ему: Ты – Христос, притом не просто, но Сын Бога Живаго ( Мф.16:16 ). И за словами этими следовало наименование блаженным. Поистине они были выше разумения человеческого и запечатлели истину того, что Отец их открыл. Ибо Спаситель сказал: блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Итак, признающий Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим имеет часть в блаженстве, а не признающий Его Сыном Божиим есть несчастный и бедный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2. О Сыне Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, и еще иной Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тварию, как богохульствуют Арий и Евномий, – потому что Божественное Писание называет Его Единородным; если же Он сотворен, то не единороден, но и тварь и все части твари – собратия Ему. Если Он единороден, то не имеет ничего общего с существами тварными. А что Сын единороден, научил сему Сам Единородный, сказав: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ), и чрез несколько слов: «веруяй в Онь несть осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ). Евангелист же сказал так: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ); потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотию обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит Евангелист: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1, 18 ). А Креститель взывает: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3, 36 ). И все Апостолы именуют Его преискренним и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно провещав с неба, показал преискренность рождения; ибо изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 , Мф. 17, 5 ). И что говорю о Крестителе, об Евангелисте, о прочих Апостолах и о Боге всяческих? – Даже отец лжи, диавол, не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: «аще Сын еси Божий» ( Мф. 4, 6 ); побежденный же, дознав, Кто Он, не сомневаясь взывает: «что нам и Тебе,... Сыне Божий! Пришел еси... прежде времене мучити нас» ( Мф. 8, 29 ); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают» вам «путь спасения» ( Деян. 16, 17 ); «рабами» же назвал Апостолов Христовых, дознав это от них самих, ибо слышал, что так сказует и пишет божественный Павел. Ибо говорит он: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол» ( Рим. 1, 1 ); «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы» ( Флп. 1, 1 ). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся назвать Сына тварию усиливаются опровергнуть самое наименование Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 7. О возвращении в Небесное Отечество. В Неделю о блудном сыне Этот сын мой был мертв, и ожил, пропадал, и нашелся. ( Лк.15:24 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие о Господе братья и сестры! Как хорошо человеку под отчим кровом, окруженному любовью и заботой, в тепле и достатке. И как страшно и сиротливо бывает путнику, заблудившемуся на темной дороге, не знающему, где найдет приют и пищу, где сможет дать отдых сбитым до кровавых мозолей ногам. Сколько раз, может быть, повторяет он про себя: «Зачем пустился я в этот пагубный путь? Зачем покинул близких и любящих?» Вот о таком сбившемся с пути человеке и повествует Евангельская притча о блудном сыне. Этот рассказ Спасителя прост и понятен каждому. Сын покидает дом своего отца и уходит в дальнюю сторону, чтобы там проводить жизнь в распутстве. На греховные удовольствия расточает он дарованную ему часть отцовских богатств. Беспутство ввергает его в нужду и голод, и тогда блудный сын вспоминает наконец о богатом отцовском доме и решает вернуться. Как же встречает его отец? Ни слова упрека. Объятия и поцелуи от полноты любящего отцовского сердца. Блудного сына облачают в лучшие одежды, ради него готовится светлый праздничный пир. В трогательной простоте притчи о блудном сыне кроется высочайшее Божественное Откровение, ибо это – рассказ о неизреченной любви Господа к человеку. Всемилостивый Отец Небесный помнит каждого из Своих сыновей и дочерей, как бы далеко ни удалялись они от Него, как бы глубоко ни погрязали в трясине грехопадения. На пороге вечности ждет Он нас, чтобы заключить в благодатные Отеческие объятия. Не откормленного теленка приготовил Он в честь вернувшихся, но не пожалел Сына Своего Единородного, послав Его на распятие во искупление наших грехов. А мы все еще продолжаем блуждать во мраке…

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

1. Поистине " когда умножился грех, стала преизобиловать благодать " (Рим. 5:20). Это выражает блаженный Павел и здесь, в начале послания к Евреям. Так как они, вероятно, были огорчены и изнурены бедствиями и, судя по этим обстоятельствам, считали себя ниже всех других (людей), то (апостол) внушает, что они получили гораздо большую и превосходнейшую благодать, и таким образом ободряет слушателей самым началом речи. Потому и говорить: " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне " . Почему он не противопоставляет пророкам самого себя? Он был тем больше их, чем больше было вверено ему, - однако он не делает этого. Почему же? Во-первых, потому, что он не хотел говорить о себе что-нибудь великое; во-вторых, потому, что слушатели еще не были совершенными; и в-третьих, потому, что он желал более возвысить их и показать великое превосходство (нового завета пред ветхим). Он как бы так говорит: что великого в том, что (Бог) посылал к отцам нашим пророков? К нам Он послал самого Сына своего единородного. Хорошо он начал речь словами: многократно и многообразно, выражая, что и сами пророки не видели Бога, а Сын видел. Выражения: многократно и многообразно значат: различно. " Я " , - говорит (Бог), - " умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. " (Ос. 12:10). Таким образом, превосходство (нового завета пред ветхим) не только в том, что к тем были посылаемы пророки, а к нам Сын, но и в том, что никто из них не видел Бога, а Сын единородный видел. Впрочем (апостол) не тотчас высказывает это, но объясняет в дальнейших словах, когда говорит об (Его) человечестве: " Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой " ; и: " седи одесную Меня " (Евр. 1:5,13)? И заметь великую его мудрость: он наперед доказывает это превосходство пророчествами, а потом, когда сделал такую истину несомненною, сам объясняет, что тем Бог глаголал чрез пророков, а нам чрез Единородного. Если же тем (Бог говорил) и чрез ангелов, - ведь и ангелы беседовали с иудеями, - то и в этом мы имеем преимущество, так как с нами говорил Владыка, а с теми рабы, - потому что и ангелы и пророки - равно рабы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1602...

9. Явление Христа миру. (Картина Иванова) Иисус Христос вчера и днесь, и во веки Тойже. Мне нужно сказать прежде всего о том, какой взгляд вообще на создания искусства желаю передать вам. Вы уже хорошо знаете, что все, что ни есть и может быть в Мире, до последнего волоса на нашей голове, до воробья на улице, все находится под рукою Отца небесного, осуществляя Его мысли или попущения, проявляя Его силу и волю; а Отец небесный есть всезиждительная и вседержительная, вечная и ипостасная (лично существующая) всемудрая Любовь , открывающаяся в своем единосущном Сыне – Слове ипостасном и дышащая единосущным и ипостасным Св. Духом животворящим. Задача мудрости, науки – созерцать и узнавать, что и как любовь Отчая, сияющая в Единородном со всеми силами Св. Духа, открывает и совершает – и во внутренней области Божественного и духовного, и в законах нашей мысли, и во внешней природе – во всех ее частях, в истории, и проч, и проч. Задача искусства – в том, чтобы художники, в чем бы то ни было, действительным или возможном своим, так называемым, творческим дарованием сколько-нибудь ощутили силу и державу любви Отца, на все в Сыне простирающейся и всему приемлющему во Св. Духе удобосообщимой, и чтобы отобразили это в своем создании, хотя бы совсем бессознательно, хотя бы так, как солнце отражается в капельке воды. Такая задача относится к художникам даже неверующим и язычникам, только бы они имели истинный талант художников: потому что в самой природе человека творческие силы и идеи, в своем существе, составляют не иное что, как отсвет того же Бога Слова, в Котором существенно и вечно открыта вся любовь Отчая, так как Он есть един истинный свет, просвещающий всякого человека грядущего в мир. Все истинно светлое, что еще сколько-нибудь теплится в духовной природе человека, принадлежит именно этому, а не иному источнику света. Вот прямой взгляд на искусство, если только мы будем судить о нем, как христиане, а не как неверные или язычники! Это, впрочем, еще слишком общо и по-видимому слишком недоступно высоко; потому вы можете сказать: «такая задача искусства, если поставить ее на вид прямо и в полном ее свете, скорее может испугать грешных людей, к ряду которых принадлежат (иногда еще, может быть, более многих других людей) и художники». Может быть, и в самом деле так! Но всмотримся в дело попристальнее, и – оно окажется доступным и привлекательным особенно для грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

I. Учение мужей апостольских § 97. А. О Сыне Божием Средоточным пунктом в учении мужей апостольских о Троице является Иисус Христос, как историческая личность, представлявшая Собой Бога, явившегося во плоти для спасения мира. Признавая же в Нем истинного Бога, они, понятно, отличают Его от Бога Отца, Который Сам не воплощался и не страдал, но Который послал Его, как Своего единородного Сына, в мир для воплощения и страдания за грехи людей. Делая же такое различие между Сыном и Отцом по домостроительству спасения людей, они вместе с сим естественно поднимаются своей мыслью дальше или выше этого, и признают такое же различие Сына Божия от Бога Отца в самой глубине божеского существа независимо от временного проявления Его в домостроительстве. Эта мысль о явившемся во времени Христе, как истинном Боге, и как отличном от Бога Отца предвечном Сыне Божием, с совершенной, а иногда даже поражающей, ясностью выражается, как сейчас увидим, во всех писаниях мужей апостольских, несмотря на то, что она здесь большей частью встречается только как бы случайно или мимоходом, в виде одних отрывочных афоризмов. «Иисус,– по учению ап. Варнавы,– не (простой) сын человеческий, но Сын Божий, явившийся.... во плоти 367 . Если бы Он не пришел во плоти, то как бы люди могли остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на имеющее некогда уничтожиться солнце – дело рук Его, не могут прямо смотреть на лучи его 368 ? Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давидов, то, опасаясь этого и зная заблуждение грешников, Сам Господь говорит: «Господь сказал Господу Моему: седи одесную Мене» 369 . Пришедше же во плоти, чтобы упразднить смерть 370 , Он пострадал не ради кого-либо иного, а только ради нас, и пострадал несмотря на то, что Он был Сыном Божиим 371 , Господом всей вселенной, Которому прежде устроения веков Отец говорил: «Сотворим человека по образу и по подобию нашему» ( Быт.1:26 ) 372 , и Господом, имеющим судить живых и мертвых 373 . Он, следовательно, был и истинным Богом и ипостасно отличным от Бога Отца Сыном Божиим, как по Своем воплощении, так и до воплощения, – прежде устроения веков».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Акафист Страстям Христовым (текст + mp3 + видео) 8 марта, 2012 Акафист Страстям Христовым читается во время Великопостного богослужения в память о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Это — торжественный гимн в воспоминание о мучениях Спасителя на Кресте, которые Он вынес по большой любви к людям, даруя нам Спасение. Это — важный момент в отношениях человека и Бога. Господь так возлюбил нас, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы Тот искупил наши грехи Своей крестной смретью. Акафист Страстям Христовым (слушать, смотреть) Кондак 1 Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли, Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща, вся тварь изменися, небо ужасеся, основания земли восколебашася. Мы же, недостойнии, благодарственное поклонение Твоему нас ради страданию приносяще, с разбойником вопием Ти: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Икос 1 Ангелов ликостояния восполняя, не от Ангел восприял еси, но мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси; темже, толицей любви Твоей благодарни суще, вопием Ти: Иисусе Боже, Любы Предвечная, тако о нас, земнородных, возблаговоливый; Иисусе, милосте безмерная, к человеком падшим долу низшедый. Иисусе, в плоть нашу оболкийся, и смертию Своею смерти державу разрушивый; Иисусе, Божественными Твоими Тайнами нас обоживый. Иисусе, страданьми и Крестом Твоим весь мир искупивый; Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Кондак 2 Видев Тя Ангел в вертограде Гефсиманстем до пота кровава в молитве подвизающаяся, представ укрепляше Тя, егда яко бремя тяжкое грехи наши отяготеша на Тебе: ты бо, Адама погибшаго на рамо восприим, Отцу представил еси, преклонь колена моляся. О сем убо с верою и любовию пою Тебе: Аллилуиа. Икос 2 Разума неуразуменна вольнаго Твоего страдания не уразумеша иудее: сего ради егда в нощи со светильники ищущим Тя рекл еси: Аз есмь, аще и падоша на земли, но по сем связавше Тя, ведоша на судище; мы же на сем пути, припадающе к Тебе, с любовию зовем:

http://pravmir.ru/akafist-strastem-xrist...

Бог и человек в Православной Церкви. Часть 2 Бог и человек в Православной Церкви. Ч. 1 Из книги «Вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9) Познание Бога во Христе и Духе Протопресвитер Фома Хопко Всякий раз, когда истинный и живой Бог опытно познается, это происходит через Его Слово и Его Дух. Этому нас учит Священное Писание и святые: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). Когда бы, где бы и как бы ни познавался Бог, Он может быть познан только посредством Его Сына и Его Духа. Даже закоренелый атеист или человек, который никогда не слышал об Отце, Сыне или Духе, который в высшей степени недоверчиво относится ко всему доброму, красивому и истинному, имеет в этом смысле – согласно православной традиции – некоторое знание о Боге, а это возможно лишь посредством Его Сына, который есть Его Слово и Образ, и посредством Его Святого Духа. Человеческая природа, по определению, есть отражение Бога. Она разумна и духовна; она сопричастна Божественному Слову и Духу. Каждый человек имеет на себе печать образа Божия и вдохновлен дыханием Божиим (см. Быт. 2, 7), чтобы явить образ Божий среди твари. Человеческие личности могут познавать и трудиться, созидать и управлять в силу своей общности со своим Создателем. Где бы и кем бы ни обреталась истина, там пребывает и Бог со Своим Словом, Которое есть Истина, и Его Духом Истины. Где бы и в ком бы ни была любовь или любой вид добродетели, или красоты, или мудрости, или силы, или мира… или любые из качеств и свойств, которые в совершенстве принадлежат Богу, там присутствует и Сам Бог, в Своем Слове (Сыне) и Своем Божественном Духе. Творение в его полноте – в небесах и на земле, в растениях и животных, во всем, что существует, – создано, чтобы быть богооткровением несозданной Полноты, отражением великолепного сияния Божества, Которое сосредоточило Свою созидательную деятельность и энергию в человеческих личностях, которые по своей природе суть «микрокосмы», охватывающие полноту созидательных возможностей, и «посредники» всего тварного бытия перед престолом Творца. Вспомним, что писал об этом святитель Григорий Нисский: «Существует самый безопасный способ сохранить то ценное, чем вы обладаете: осознать, насколько ваш Создатель почтил вас перед всеми другими созданиями. Он не создал по Своему подобию ни небеса, ни луну, ни солнце, ни красоту звезд, ни что-то еще, что превосходит понимание. Только вы являетесь подобием Вечной Красоты, и если вы посмотрите на Него, вы станете подобны Ему, подражая Ему, Который сияет в вас, Чья слава отражается в вашей чистоте. Ничто во всем создании не может сравниться с вашим величием. Небеса могут уместиться на ладони Бога… но хотя Он настолько велик, вы можете вместить Его во всей полноте. Он живет в вас… Он проникает все ваше существо…»

http://pravoslavie.ru/3180.html

Бог нерожден, един, безначален, невидим, неизменяем, Которого никто из людей не видал и не может видеть ( 1Тим. 6, 16 ), и Которого славу или величие понять или изъяснить в истине и достоинстве для человеческой природы невозможно; но должно довольствоваться и тем, хотя посредственным, понятием о Нем, какое получаем из откровения Сына Его, Который говорит: никтоже знает Отца, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Матф. 11, 27 ). Сего-то Сына, познавши из Ветхого и Нового Завета, мы исповедуем и проповедуем рожденным, единородным Сыном, образом невидимого Бога, перворожденным всякой твари ( Кол. 1, 15 ), премудростию и словом и силою Божиею ( 1Кор. 1, 24 ), существующею прежде веков, Богом не по предведению, но по существу и ипостаси, Божиим Сыном. А кто отвергает то, что Сын Божий был Богом и прежде сотворения мира, и говорит, что признавать Сына Божия Богом, значит допускать двух Богов; того мы почитаем чуждым Церковного канона 1 – и в этом с нами согласны все Кафолические Церкви. Ибо о сем Сыне написано: Престол Твой, Боже, в век века; жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Псал. 44, 7–8 . сн. Евр. 1, 8–9 ). Исаия говорит: Бог наш суд воздает, и воздаст, Той приидет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых, и уши глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых ( Ис. 55, 4–6 ); и в другом месте: в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть; и еще: несть Бога разве Тебе. Ты бо еси Бог , и не ведехом, Бог Израилев Спас ( Ис. 45, 14–15 ). У Апостола сказано: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь ( Рим. 9, 5 ). Слова: сый над всеми, и: разве Тебе, дают разуметь, что Христос выше всего сотворенного. У Осии говорится: зане Бог Аз есмь, а не человек в тебе свят, и не вниду во град, в след Господа имам ходити ( Ос. 11, 9–10 ). И все Богодухновенные Писания представляют Сына Божия Богом; но свидетельства каждого из них порознь о Сыне мы отлагаем до другого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/poslan...

Слово во славу Святого Духа, совосседающего Отцу и Сыну и доставляющего людям усыновление. Императора Льва VI Мудрого Без сомнения, Утешитель увенчал наше вчерашнее торжество Своим присутствием и сделал наш вчерашний день днем веселия, принося вместе с тем очевидный знак примирения Бога Отца с нами. И сегодня мы, как бы собравши остатки пира, опять устроим праздник. Вчера Он украсил наше собрание Своим присутствием, а сегодня за это посещение мы воздадим Ему следуемые почести. Вчера полученное нами благодеяние, а сегодня слава Св. Духа дает нам повод к Его прославлению. Один Бог – во Отце и Сыне и Святом Духе, единый по существу и троичный в Лицах, всесовершенный, присносущный, дающий бытие всему сущему. Отец никогда не был лишен славы, хотя до явления Сына, Который есть слава Отца, эта слава была не вполне известна; Сын имеет не меньшую славу, чем Отец, хотя эта слава несколько медленнее освещала Сына; также и Святой Дух не во времени получил бытие, хотя в богословии Он и занимает третье место. Все они имеют единое и совместное бытие и одинаково должны быть прославляемы, хотя Отец есть как бы начало и корень, а Сын и Святой Дух – как бы ветви, от вечности произрастающие из Него. Догмат этот был известен и в древности некоторым, по благости Божией, хотя неясно, так что это познание о Триедином Боге было испещрено как бы черными пятнами и было сохранено до более удобных времен. Таким образом, некогда почитался Бог Отец народом израильским, который почитал только Его одного и не покланялся Сыну, хотя Последний многообразно являл Себя людям. Пока среди нас не воссиял еще Свет, Сиявший вместе с Отцом до начала мира, сияющий вместе с Ними и Святый Дух также не был еще почитаем людьми; но когда слава Отца чрез Единородного Его Сына ясно явилась миру, то и Божественное достоинство Святого Духа стало известно всем, кто не ослеп для собственной погибели; и так царствующий вместе с Отцом и Сыном Святой Дух просиял тогда в мире. Сперва, обитая на земле вместе с Сыном, нисшел и Он в мир и творил то, что свойственно Богу, свидетельствуя о Сыне и Сам принимая свидетельство от Него, а впоследствии еще яснее объявил Себя миру, по вознесении Сына на небо восшедши в виде пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010