Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 11: гл. 8–9 (Ин.17:11–13)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 3. 11. С. 65–80 (1-я пагин.) —65— одного и единственного и истинного, в качестве рабов подчиненные Святой и Единосущной Троице. Глава IX. О том, что природно в Сыне достоинство божества, хотя и говорится, что получил это от Отца ради человечества и образа унижения Ин.17:11 . Отче Святый! соблюди их в имени Твоем, еже дал еси Мне, да будут едино, якоже Мы. 1973 Замечай повсюду соединение воедино двух предметов, – то есть человеческого, имеющего свойственную нам ничтожность, и божеского, обладающего превышающею всё славою. Речь представляет смешение из того и другого и, как мы подробно говорили в предшествующих рассуждениях, ни божеское не доводит до последней высоты, ни выступает совсем из свойственных нам пределов. И это потому, что Он есть Бог, ставший человеком несказанным некиим и неизреченным соединением занимая как бы среднее какое место, так что ни из определения истинного божества не выходит, ни оставляет совсем и границ человечества. Неизреченное от Бога и Отца рождение, поскольку Он Слово есть и Единородное, возводит Его в божескую сущность и в славу, справедливо следующую Ему. А уничижение низводит Его в подобие нам, не принуждая к сему насильственно Того, Кто вместе с Отцом является царем над всем, – Единородный никогда не мог быть вынужден к противному Его —66— воле, – напротив, как добровольное, из любви к нам принятое и сохраненное. Ведь Он унизил Себя Сам ( Флп.2:7 ), то есть добровольно и без всякого принуждения. В противном случае, то есть если бы кто в состоянии был всецело властвовать над Ним и приказывал бы Ему идти на это против Его желания, то Он оказался бы уже не добровольно подвергшимся состоянию уничижения. Итак, Он уничижил Себя Сам добровольно ради нас. Ведь иначе и мы никогда бы не получили названия сынов по благодати и богов, если бы Единородный не подверг Себя унижению за нас и ради нас, сообразно Которому, преобразуясь чрез причастие Духа, и сами мы называемся чадами Божиими ( Ин.1:12 ; 1Ин.3:1 ) и богами ( Ин.10:34–35 из Пс.81:6 ). Поэтому, когда говорит что-либо, соединяя некоторым образом с божеским и человеческое, то не соблазняйся этим и оставь неразумное изумление придуманному несравненному искусству речи, всегда тонко выдерживающему для нас этот двойственный образ, так что говорящий в одно и то же время является и Богом по природе, и истинным человеком, прекрасно сочетавая ничтожество человечества с славою неизреченной Природы и безукоризненною и свободною от всякого упрека выдерживая совершеннейшим образом сообразность (речи) по отношению к тому и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Матфея в неделю по Рождестве Христовом (Мф.2:13–23) Бог когда положил во устах волхва Валаама пророчества о единородном Своем Сыне, тогда он, между прочими пророчествами, предсказал и о звезде, имевшей явиться во время рождества Господа нашего Иисуса Христа: «возсияет», говорил, «звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля» ( Чис.24:17 ). Царь Валак, призывавши Валаама для возмущения Израильтян, кроме другого, и сии достойно-примечательные не обинуясь произнес слова: «яко вем, ихже аще благословиши ты, благословени суть: и ихже аще прокленеши ты, прокляти» ( Чис.22:6 ). Из сих слов довольно явствует, что в великом уважении сей волхв тогда был у всех восточных жителей, не токмо ближайших, но и отдаленнейших. Посему неслыханным и удивительным для всех тех стран было то, что Валаам, вместо проклятия, благословил Израильский народ. Пророчества Валаамовы Божиею помощию, по взаимному преданию, хранились в памяти восточных царей. Когда убо явилась звезда на востоке и волхвы сию узрели: тогда, приуготовив дары, пришли на поклонение звездою показанному Иисусу Христу, и пришед во Иерусалим, объявив свое намерение Ироду, прияли от него повеление взыскать Отроча и ему о Нем рассказать. И так вышли от него и, звездою руководимые, пришли в тот дом, в котором было Отроча «с Мариею Материю Его, и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну» ( Мф.2:11 ).Посем Ангел Господень, явившись им во сне, повелел к Ироду не возвращаться; чего для «иным путем отъидоша во страну свою» ( Мф.2:12 ). И доселе то, что было прежде отшествия волхвов от Вифлеема. Что же было по отшествии их, то показывает нынешнее Евангелие, тако предначиная: Мф.2:13 .  «Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча, и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дóндеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е.» Не думай, яко волхвами называли тогда волшебников и чародеев 22 ; ибо Халдеи волхвами называли разумных и ученых людей тогдашнего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 10: гл. 2 (Ин.15:3–10)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1909. Т. 1. 2. С. 337–352 (1-я пагин.) —337— Ин.15:3 . Уже вы чисты есте за слово, еже глаголах вам. 150 Как бы в доказательство ясное и бесспорное искусства Очищающего представляет самих учеников. «Уже» сами они, говорит, очищены, получив это не от другого кого, но только «ради» изреченного к ним «слова», то есть божественного и евангельского наставления. А слово это – от Христа. В самом деле, разве кто из здравомыслящих будет уже сомневаться в том, что как бы некий нож и рука Отца есть Тот, чрез Кого всё есть, то есть Сын, исполняющий действие земледелия в нас, которое усвояет лицу Отца, уча, что всё от Отца, впрочем (не иначе как) чрез силу Сына? Так и слово Спасителя очищает нас, хотя земледелие над нами усвояется Богу и Отцу, ибо Он есть живое и острейшее Его Слово, «проницающее до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помыслы и намерения сердца» ( Евр.4:12 ). Проникая до глубин души каждого и имея как Бог открытым для Себя скрывающееся в каждом намерение, Оно пустые наши предприятия подвергает острому сечению чрез действие Духа – это, по моему мнению, мы должны считать очищением, – а что способно доставлять нам пользу в стремлении к добродетели, это Оно заставляет преумножаться для плодоношения, разумеется, в отношении благочестия. Если поэтому земледелие над нами наисовершеннейшим образом производится Отцом чрез Сына, то суетным является – как же иначе, – излишнее и злокозненное старание противников наших доказать, что Сын оказывается разноприродным с От- —338— цом и Богом потому, что Он Сам назван виноградною лозою, а Отец земледельцем. Пусть же рассудит опять и ясно поймет, что Он представляет Своих учеников чистыми не отдельно и особо, то есть без Единородного и при действии в них Бога и Отца, но поскольку они внимали слову Его. Поэтому как животворцем Он является чрез Сына и в Сыне, таким же, думаю, образом и земледельцем или попечителем наших душ Он справедливо должен опять представляться не иначе как чрез Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Февраль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна: [Предметный указатель: С-Т]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский Вестник 1912. Т. 1. 2. С. 465–480 (1-я пагин.) —465— несогласного с Ним, равно и не говорить ничего, что не от Отца 8:28. д. 294–295, – 8:38, –14:10. а и б, – имеет с Отцом одну волю и одну действенность во всем 14:20. 266, – 16:26–27, – 5:36–37, – имеет в Себе Самом Отца содеятелем и соизволителем в суде 8:16 и сотрудником во всем 8:17–18, – единомыслен (σογνμων) и соволен (συνεϑελητς) Отцу во всем 8:29. 308, – что для нас природа, то Отец для Сына, так что Сын имеет знание божественных дел и свойств из свойств природы Родителя, как бы по необходимым законам восходя к тождеволию (ταυτουγαν), тождесловию (ταυτολογαν) и тождеделанию (ταυτουγαν) с Богом Отцом 8:28. д. 302, – 8:29. 310, – в Сыне желание Отца и в Отце желание Сына 8:32. 372, – Сын имеет Отца Своим Соблаговолителем (συνευδοητν) и сожелателем (συνεϑελητν) 17:1. 33, – однако же отнюдь не безусловно и не во всех отношениях вообще и не о всяком предмете Сын утверждал, что Он не совершает Своих желаний, но говорит, что сохраняет волю Отца в определенном деле, в виду еретических злоухищрений и в заботе о нас, – претерпевает же невольное и делает это для Себя вольным, ради нас, именно страдание на кресте, так как таково было благоизволение Родителя. Таким образом, страдание на кресте оказывается для Единородного невольным и вместе вольным 6:38–39, – 4–6, 8–9, 14–15 ср. вообще 4–18, – пострадал потому, что Сам сего добровольно желал, и пострадал тогда, когда желал, 8:20, – 10:31, – добровольно отдал Себя страданию за нас, при соизволении Отца на совершение этого таинства над Ним 19:11, – 14:30–31, – 15:9–10, – 15:11, – предведая Свои страдания 13:1. Сына не являют меньше Отца: подчинение Отцу 6:38–39. 4–15, – 8:42, – 16:26–27, – 17:6–8, – 10:18. б, – получение заповеди от Отца 10:18.6 – 17:49–50, – 14:15, – 15:9–10.353. научение от Отца 8:28. д, – 8:29. 301–307. Название Сын Человеческий указывает на воплотившегося Слово-Сына 3,12–13.231, – 3:35. б. 263, – на единство Сына и Христа 12:23. 80, – до и после, воплощения 13:30. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание История Иисуса Христа до первой пасхи служения. Ин.1:19–51, 2:1–11. а) Свидетельства Предтечи о Иисусе. б) Первые последователи Иисуса. События с первой пасхи до второй. а) Изгнание торжников из храма. б) Беседа с Никодимом, Ин.3:1–21. в) Последнее свидетельство Предтечи, Ин.3:22–36. г) Беседа с самарянкой. Ин.4:1–42 д) Второе чудо в Кане, Ин.4:43–54. Третье отделение: проишествия от 2-й до 3-й пасхи, гл. 5 и 6. а) Исцеление расслабленного (Ин.5:1–16) с учением о Сыне Божием, ст. 17–47. б) Насыщение 5 хлебами и 2 рыбами народа. Ин.6:1–13 в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. б) Новое прибытие Иисуса Христа в храм и проповедь его. Ин.8:1–59. в) Исцеление слепорожденного, Ин.9:1–41. г) Беседа о пастыре. Ин.10:1–42. д) Вечеря в дому Симона и вход в Иерусалим, Ин.12:1–50     Ни один евангелист не начинает так евангелия своего, как начинает св. Иоанн. Другие евангелисты начинают то с родословия Иисуса Христа (Матфей), то с рождения Его (Лука), то с крещения (Марк). Иоанн прежде, чем говорит что-либо о земной жизни Мессии Иисуса, предлагает учение о Слове. Тем более нужно особенное внимание к началу евангелия Иоаннова. В начале бе слово Кто это Слово у Иоанна? Вопрос разрешает сам св. Иоанн, когда в ст. 14 говорит о воплощении Слова и прямо называет Его единородным Сыном Божиим. Тем не менее? видно и то у св. Иоанна, что в ст. 1–4 Слово показывается нам в ином отношении, чем в ст. 5–18. В последнем случае описывается воплощение Сына Божия, как Мессии, Спасителя людей; а в ст. 1–4, показывается Сын Божий в Его божественной природе, без связи со званием Мессии. Откуда у Иоанна Слово его? Не у мудрости ли человеческой занял он Слово? Цельс, враг христианства, прямо говорит, что христиане выдумали называть Сына Божия Словом. Ориген , сколько ни спрашивал у учителей иудейских, известно ли у них наименование Мессии Словом, получал в ответ, что у них ни в книгах, ни в школах, ничего нет подобного (Cont. Cels. Lib. 2. с. 3). Так Слово Иоанна есть собственность его, его, как ученика откровения Божия. Об этом он и сам говорит. Прежде чем писал он евангелие, в своем апокалипсисе свидетельствовал: и увидел я отверзстое небо и се, конь белый, и седящий на нем называется верным и истинным… Он был облечен в одежду обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие ( Откр.19:11,13 ). Вот откуда, из откровения Божия, научился Иоанн о Слове! Он передает учение о Нем не человеческое. Это надобно твердо помнить и для того, чтобы при объяснении учения Иоаннова о Слове не справляться с учением мудрости людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Троица: формирование догмата Из книги митрополита Валоколамского Илариона «Православие» 7 июня, 2004 Из книги митрополита Валоколамского Илариона «Православие» Христианское учение о Троице складывалось на протяжении более трех столетий и окончательно сформировалось лишь к концу V века. В основу этого учения легло изложенное выше учение Нового Завета о Единородном Сыне Божием, посланном от Отца для спасения мира, и о Святом Духе, исходящем от Отца и изливающемся через Сына на Церковь Христову. Как уже говорилось, важнейшим формирующим фактором христианской триадологии стала крещальная формула, данная Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Из этой формулы вырастали крещальные Символы веры, один из которых — Никео-Константинопольский — стал общепризнанным выражением веры Церкви на протяжении многих столетий вплоть до настоящего времени. Толкование Символа веры входило в задачу катехизаторов, которые готовили оглашенных к принятию крещения. Таким образом, значительно раньше, чем догмат о Святой Троице был сформулирован богословами IV века, он присутствовал в крещальной практике Церкви. Тринитарный догмат являлся неотъемлемой частью христианского богослужения с самых первых веков. Все основные молитвы литургического чина, в частности те, что вошли в «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век), заканчиваются славословием Отцу, Сыну и Святому Духу. Триадологические формулы апостольских Посланий были в самое раннее время усвоены литургическим Преданием Церкви, о чем свидетельствуют тексты дошедших до нас древних литургий. Слова апостола Павла «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение (слав, «причастие») Святого Духа со всеми вами» вошли в христианскую евхаристическую литургию. Учитывая тот факт, что жизнь раннехристианской Церкви определялась прежде всего Евхаристией, а отнюдь не богословскими трактатами, наличие тринитарной терминологии во всех литургических чинах невозможно недооценивать в качестве формирующего фактора православного учения о Троице.

http://pravmir.ru/troitsa-formirovanie-d...

Узость, пиетизм, нетерпимость? Теперь принято осуждать нетерпимость, но то, что называют терпимостью, толерантностью, часто есть ни что иное как равнодушие и неверие. Не следует ли нам обратить особое внимание на то, что именно из уст святого Иоанна Богослова, «апостола любви» мы слышим самые радикальные утверждения вроде: «Не имеющий Сына Божия, не имеет жизни» (1 Ин. 5, 12) или «кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2 Ин. 10). Именно «апостол любви» характеризует тех, кто имеет другие «мнения», лжецами и антихристами. Разве не очевидно, что этот радикализм и эта очевидная, как говорят теперь, «жесткость» - признак подлинной любви, которая различает серьезные опасности, зияющие нас поглотить, если мы только отступим от единственного твердого основания веры «однажды преданной святым» - всем, кто принадлежит Богу (Иуд. 3). Кто усомнится, что эта «жесткость» проистекает из подлинной любви? Мы все нуждаемся в этой «жесткости». Ныне Церковь как никогда нуждается в этой апостольской твердости - в том, чтобы вера была основана на откровении, данном Самим Богом в Его Единородном Сыне, в том, что вера не может быть отделена от любви, и что христиане призваны жить жизнью совершенной любви, а значит и истины, чтобы иметь уверенность в познании Бога. Эту уверенность мы призваны привести в растерянный, смятенный, ни в чем не уверенный мир, в котором мы живем. Христианину дано знать, во-первых, что христианство - истинно (оно - объективная и историческая истина) и, во-вторых, что он сам - христианин (это субъективное и личное знание). Эта двойная уверенность необходима и нормальна для христиан. Основание нашей жизни неизменно: оно такое же в I и XXI веке, ибо зиждется на историческом событии, которое именуется Иисус Христос. Мы не можем познать Бога, пребывая вне Бога. Мы не можем серьезно говорить о любви к человеку, не имея любви к Богу. «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» (2 Ин. 9). Всякое «прогрессистское» богословие осуждается заранее, с самого начала христианства.

http://moral.ru/dom_0509.html

Часть I. Вероучение Глава первая. Источники христианского учения Откровение В начале каждого дня, на богослужении, называемом «Утреней», Православная Церковь провозглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во Имя Господне!» ( Пс.117:26–27 ). Бог явил нам себя , – в этой строке из Библии заключена первооснова христианского учения. Конечно, самая сокровенная Божья сущность не может быть воспринята тварными существами, но Он действительно открыл о Себе всё, что только человек может видеть и понимать в проявлениях Его природы и воли. Эта полнота и совершенство Божьего самооткровения были выявлены в Сыне Его Иисусе Христе, восполнив все постепенные и частичные откровения Ветхого Завета. Иисус Христос воистину есть Тот, о Чьём приходе сказано: «Благословен грядый во Имя Господне».Сначала люди обращались ко Христу, называя Его «Равви», что означает «Учитель», а его последователи назывались «учениками». Он и пришёл прежде всего как посланный Богом Учитель, чтобы научить людей познавать Его. Но Христос-Учитель – это лишь одна из сторон облика Христа-Мессии. (Греческое слово «Христос» есть перевод еврейского «Мессия», что значит «Помазанник Божий».) «Когда придёт Мессия, – гласит пророчество, – Сам Бог будет учить людей» ( Ис.54:13 , Ин.6:45 ). Христос тоже много раз утверждал, что Его слова – это слова Божьи, и учил «как власть имеющий», а не как обыкновенные еврейские проповедники ( Мф.7:29 ); отвергавших же Его учение Он обвинял в том, что они отвергают Самого Бога. " Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня… Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. Итак, что Я говорю, говорю как сказал Мне Отец». ( Ин.12:44–45 и 49–50) Иисус Христос называл Себя «Истиной» ( Ин.14. 6 ) и «Светом» ( Ин.8:12 ), и не только передавал Божье Слово, но именно Сам явился живым Словом Божьим в человеческой плоти – вечным и нетварным Логосом, ставшим Человеком Иисусом из Назарета, чтобы мир смог познать Бога. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать. Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». ( Ин.1:1–18 . Евангелие, читаемое на Пасхальной Литургии в Православной Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

А. О Сыне – Слове Божием § 100. Учение св. Иустина философа Первое начало научно-богословскому раскрытию учения о Сыне – Слове Божием, и начало весьма прочное, положил св. Иустин философ . Как первый из вступивших на этот путь, поставленный в необходимость самому вырабатывать язык для научного изложения учения христианского, он нередко в своих рассуждениях о Сыне Божием или Слове употребляет такого рода выражения, которые, в виду установившейся впоследствии богословской терминологии, могут показаться не только не точными, но даже сомнительными в отношении к православию. Но было бы странно и противно всякой здравомыслящей критике на основании этого одного, как и поступают некоторые критики 409 , набрасывать тень сомнения на православие учения Иустинова о Сыне Божием. Хотя в изложении этого учения встречаются выражения неточные и даже такие, которые впоследствии оказались пригодными для формулирования еретических лжеучений, но каждому, при серьезном и беспристрастном вникании в существо предмета, не трудно видеть, что все это не более, как только еще не совершенные и грубые формы, в которые облечена совершенно верная и истинная мысль о Христе, как истинном и ипостасном Сыне Божием. Эта мысль, которой проникается все учение Иустиново о Слове, несмотря на свою грубую оболочку, настолько везде является светлой и прозрачной, что нельзя не приметить в ней совершенно верного и истинного отражения мысли о Сыне Божием всей древней христианской церкви, которая, поэтому, всегда высоко чтила Иустина, как первого из своих истинных борцов за истину Христовой веры. Что Иустин признавал во Христе истинного Сына Божия, имеющего одно естество с Богом Отцом, это с неотразимой ясностью видно из многих мест его творений, где он, с одной стороны, решительно отвергает лжеучение тех, которые почитали Христа только простым человеком, рожденным от человеков 410 , а с другой не менее прямо и решительно утверждает, что воплотившийся и пострадавший в лице Иисуса Христа был Сын Самого истинного, единого не рожденного и неизреченного Бога 411 , Сын единородный Отца всяческих, собственно (ιδως) от Него рожденный как Слово и Сила 412 , был Слово неизреченного Бога 413 , находящееся во всем 414 , был Господь и Бог (κριος κα Θες) 415 Бог, сущий прежде веков (Θες ν πρ αινων) 416 , Бог всемогущий (Θες παντοκρτωρ) 417 , Бог и Господь в таком же собственном смысле, в каком есть Бог и Господь и Его Отец (ε оν κα λλον τιν θεολογεν κα κυριολογεν τ πνεμα τ γιον φατ μες παρ τν πατρα τν λων και τν Χριστν ατο) 418 Но Иустин своей целью имел не то, чтобы засвидетельствовать только свою веру в Сына Божия, а и то, чтобы, насколько это возможно, примирить с ней или предрасположить в ее пользу своих противников, язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010