Таково естество Любви!.. Итак, «если возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу нашею любовию, столько соединяемся любовию и с ближним, и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся и с Богом». ( Авва Дорофей , Поуч. и посл., изд. 1856 г. Поуч. 6, стр. 91–92). – Ненавидит: по контексту речи – «не любит», что у Иоанна одно и то же – Тот лжец: ср.1, 6. 8. 3,17. – Ибо не любящий брата своего, которого видит (ρακε) как... не видит (οχ’ ρακε)! «видит» в подлиннике (ср. славянский текст) в прошедшем времени для выражения состояния несомненно одинаково всегда продолжающегося: точно также, как и в ст. 12-м и в Ев. Иоан. 1, 18 . (67). Изречение Апостола выражает ту мысль, что неспособный к более легкому, очевидно, не в силах исполнить более трудное; любить невидимое конечно несравненно трудное, нежели любить видимое. Подобным образом в духовном отношении нашем к Богу Апостол Петр полагает высокое достоинство любви к Нему: по изречению 1Петр. 1. 8. 9 ., достигший истинной любви к Богу невидимому радуется неизреченною и преславною радостью, как достигший самого трудного в деле веры (ср. Lange). «Любовь, очевидно» образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата, и по обращению с ним еще более привязывается к нему любовию; ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, Который ни в обращении с ним, ни объемлится никаким чувством?» (Феофил.). – И мы имеем от Него такую заповедь и проч, (от Него – Иисуса Христа. См. прим. к 29-му ст 2-й гл.): некоторые (напр. Scholz) видят здесь указание на ответ Господа нашего законнику Фарисею о наибольшей заповеди в законе ( Мф. 22, 34–40 .), – ответ, в котором с заповедью о любви к Богу соединена заповедь о любви к ближнему, как подобная, «т. е. как пролагающая путь к первой» (Злат.) (68). Но, согласное с ходом мысли и контекстом речи Апостола в 21-м ст, видеть указание на все отделение 4-й гл, о братской любви (7–20), как на объяснение стихов 23-го и 24-го 3-й, к которой и относится прямо это отделение (69).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Царското служение на Христос е предуказано още в Стария Завет ( Дан 2:44; 7:14 ), където бъдещият Месия е изобразен като Царя на Сион – славен потомък на Давид, вечен Владика на народите. Св. Иоан Кръстител възглася «Покайте се, защото се приближи царството небесно» (Мат. 4:17) – т.е. наближи времето, в което Господ Христос ще бъде признат явно и тържествено за Божи Син, изпратен от Бог Отец като Спасител на света. Тези предсказания потвърди и архангелът на Пресветата Дева, който благовествувайки Й за зачатието на Иисуса, каза: «и ще Му даде Господ Бог престола на отца Му Давида; и ще царува над дома Иаковов довеки, и царството Му не ще има край» (Лука 1:32–33). Царствено свещенство («род избран, царствено свещенство», 1Петр. 2:9 ) – всички християни, призовани към свещеническо служене при влизането си в Църквата (чрез Тайнството Кръщение) и получили благодатта на Светия Дух (чрез Тайнството Миропомазване) – призвани с това към общо служение «един другиму, всеки с оная дарба, каквато е приел, като добри разпоредници на многоразличната Божия благодат» ( 1Петр. 4:10 ). Така кръстените християни принасят специфични духовни жертви – молитви, пост, борба със страстите в себе си, борба със злото в света, свидетелство за Иисус Христос, мъченичество за вярата и др. Сред тях се избират според даровете им йерархически лица, които да свещенодействат, като учителстват и ръководят духовно Божия народ. Виж също свещенство. Царство Божие (Небесно Царство) – евангелски израз, свързан с основното учение на Иисус Христос. Изразът Царство Небесно е използван най-много от св. ев. Матей (около 50 пъти). В другите евангелия и послания е заменено с израза Царство Божие, Царство Христово, или просто с думата царство. Христовото царство има надвременна и надпространствена същност, то «не е от тоя свят» ( Иоан. 18:36 ). То е духовният, невеществен свят, в който царствува Бог (3Ц. 8:49) – царство на «правда и мир и радост в Светаго Духа» ( Рим. 14:17 ), в който обитават Ангелите (Мат. 24:36) и където са записани имената на спасените ( Евр. 12:23 ). Синът Човешки, «Който пребъдва на небето» ( Иоан 3:13 ) е слязъл и се е възнесъл (Лука 24:51) в Царството, и чрез любовта и жертвата Си ( Евр. 9:24 ) е открил за спасените грешници Небесното царство («В дома на Отца Ми има много жилища... И кога ида и ви приготвя място, пак ще дойда и ще ви взема при Мене Си, за да бъдете и вие, дето съм Аз» Иоан. 14:2 ). «Царството Божие няма да дойде забелязано, и няма да кажат: ето, тук е, или: на, там е. Понеже ето, Царството Божие е вътре във вас» ( Лук. 17:20–21 , вж. по-долу). То е вътре в нас, вярващите, и принадлежи на онези, които жадуват за правда. Това Царство са били удостоени да съзерцават духом още приживе св.ап. Павел ( 2Кор.12:4 ) и св. Серафим Саровски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Разного рода противники призывания святых приводятъ еще такие соображения. Не нужно, говорят, обращаться с молитвою к святым, потому что христиане могут возносить свои молитвы непосредственно к Богу, и Иисус Христос дал не только право на это, но и образец молитвы («Отче наш“), что Бог вполне знает все наши нужды ( Мф. 6:8 ), как любящий Отец готов, а как всемогущий Промыслитель, и может исполнить прошения наши ( Лук. 11:9 ; Иоан. 16:23 ; Ев. 4:16), что мы должны верить в одного Бога, с чем несовместима вера в святых, или, по крайней мере, последняя уменьшает и ослабляет веру в Бога, ибо как призовут, в Него же не вероваша ( Рим. 10:14 ), и т. п. Очевидно, лишь недостаток более твердых оснований вынуждает прибегать к подобным соображениям для оправдания заблуждения. Конечно, христиане могут и должны обращаться с молитвами к Богу, но это не исключает уместности обращения к святым, чтобы и они молили о нас Бога, ибо Бог более внемлет святым, чем тем, которые остаются в грехах, как не исключает молитва к Богу и вообще молитв друг за друга. Верно также, что Бог знает все наши нужды прежде прошения нашего, но как не следует отсюда, что не должно молиться Богу, так не следует и того, что не должно испрашивать благ у Бога чрез Его святых. Правда, что как всемогущий, Он может все даровать людям непосредственно, по любви к ним, но Самому же Ему угодно было установить порядок сообщения даров Своих людям не всегда непосредственно, а и чрез разные посредства, – употреблять в качестве орудий Своего промышления о мире и людях и ангелов и людей, не только святых, но и обыкновенных. Но то неправда, будто призывание святых несовместимо с верою в Бога. Оно было бы несовместимым, если бы святые призывались как божественные существа, но вполне совместимо с призыванием их, как слуг, друзей и рабов Божиих, Им же прославляемых, как совместимо с верою в Бога прошение молитв у святых, живущих на земле. Вера и любовь к Богу, напротив, предполагают доверие и любовь и к святым Его: верова народ Богу и Моисею, рабу Его ( Исх. 19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Отношение к людям, согрешающим по немощи: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Иоан. 1:8). Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не грешили, а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2:1—2). Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть, согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти… Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Иоан. 5:16—18). Разномыслия неизбежны. Они не отсекают человека от Церкви, пока он способен смириться и осознать свою ошибку. Ап. Иаков: Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3:1). Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11:19). Вкравшимся лжебратьям, скрытно приходящим подсмотреть за нашей свободою, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовестия сохранилась у вас (Гал. 2:4). Цель увещания есть любовь, от чего отступив некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:5—7). Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь (Ев. 13:9). Даже и пастыри не всегда отвечают высоте своего звания: Берегитесь злых делателей (Фил. 3:2). С другой стороны, существует грех ума — ересь, которая происходит от гордости. Ересь отсекает человека от Церкви. Она есть упорное пребывание во лжи; всякая же ложь — от дьявола, который и есть — отец лжи. Тексты на эту тему: Мт. 7и 22—23, Мт. 15:13, Мт. 18:17, Мт. 24и 24, Деян. 20:28—31, Иак. 3:1, 2 Пет. 2:1, 1 Иоан. 4:1, 2 Иоан. 1:9—11, 2 Кор. 2:17, 2 Кор. 11:13—15, Гал. 1:8—9, Кол. 2:8, Фил. 3:2, 2 Фес. 2:10—12, 1 Тим. 1:5—7, 1 Тим. 4:1—2, 2 Тим. 2:16—19, 2 Тим. 4:3—4, Тит. 1:9—11, Тит. 3:10, Ев. 13:9, От. 2:6, 2и 2:20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое – каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа – для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф., 13, 11; Марк, 4, 11; Лк., 8, 10). Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), »знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это – те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан., 4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис., 7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый Завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» – имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность. Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека – «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор., 3, 17) – та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан., 15, 15) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/s-...

1819 Евагр. Hist. eccl. IV, c. 27; Иоан, Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 16, стр. 268; Epist. ad Theophilum Imperat, n. 5, in Opp. t. 1, p. 631, Le-Quien; Кедрин. истор. кн. 1, стр. 175, в Хр. Чт. 1834, III, 154–163. 1821 Феодор. чтец. Hist. eccl. 1, sect, 1; Иоан. Дамаск. Epist. ad Theophilum Imperat, n. 4, p. 631; Orat. adv. Constantinum Cabalin. n. 6, p. 618. T. 1, ed. cit. 1822 Некоторые из этих икон находятся ныне в нашем отечестве, каковы по преданию: икона Владимирской Божией Матери, икона Смоленской Божией Матери, икона Ефесской Божией Матери (см. Сахарова, Исследов. о русск. иконопис. кн. II, стр. 20–23, Спб. 1849) 1823 Si forte patrocinabitur pastor, quem in calice depingis… (De puditicis, cap. X). И еще: procedant ipsae picturae calicum vestrorum, si vel in illis perlucebit interpretatio pecudis illius (ibid. cap. VII). 1827 Приводится также Дамаскиным (ibid. орр. р. 390 и Хр. Чт. 61; cfr. Galland. Bibl. T. III, p. 781). 1828 Raoul-Rochette, Premier mémoire sur les antiqu. chrétien., Peinture» des catacombes, p. 185, Paris 1836; Mar. Lupi, dissert. T. 1, dies. VIII, p. 243 et squ.; Aringhius, Roma subterranea novissima lib. III. 1829 D " Agincourt, Storia dell’arte, coi monumenti, Prato 1826, vol. IV, p. 69 et squ.; Mar. Lupi, T. I, dissert. VIII, p. 213 et squ. 1839 Demonst. Evang. lib. V, приводится y св. Иоан. Дамаск. в слов. III об иконах, Хр. Чт. 1828, XXX, 15. 1843 Он говорит о св. Гервасие и Протасие: cum quadam mihi tertia apparuerunt persona, quae similis esse beato Paulo Apostolo videbatur, cujus me vultum pictura docuerat (Epist. LIII). 1844 «Нужно ли родиться, предлагается нам крест; хотим ли напитаться таинственно сею пищею, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать – везде предстоит нам сей знак победы. Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце» (на Ев. Матф. бесед LIV, в т. II, стр. 426). 1846 Credo, quod pluribus locis simul eos (Petr. et Paul.) cum illo (Christo) pictos viderunt (De consens. Evangel. 1, c. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава 1 Несомненная достоверность благовествования апостолов (1. 2.) и цель (3); цель настоящего послания (4); сущность благовестия апостольского (5); общение с богом (6); явные признаки этого общения (7–10). (Зач. и) а. Еже б исперва, еже слышахомъ, еже видхомъ очима нашима, еже узрхомъ, и рки наш сзаша, Словес животнмъ: (2 13, loah, 1, 1–14. 19, 35. 20, 27. Луки 24, 39 . Дян. 17, 27). 1. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. 1 . О том, что было от начала: по концу стиха, о Слове жизни, или о Жизни, по началу 2-го стиха. Выражение было от начала, без всякого определения времени, тожественно выражению в начале было, которое св. Апостол Иоанн употребляет в Евангелии своем в означении «бытия присносущного и беспредельного» (Злат.) (1) «Невозможно и придумать, что-нибудь такое, что было бы древнее сего начала; ибо сие последнее не было бы и началом, если бы далее его существовало что нибудь» (Вас. Вел.) (2). Выражение это прямо объясняется в книге Притчей словами: искони, прежде творения, – прежде всякого времени – прежде веков ( Притч. 8, 22–23 ). И сам апостол во 2 ст. указывает на такое именно значение, называя то, что было от начала, жизнию вечною (3). Там, где он словом в начале определяет время, он прямо дает видеть это. (См. далее в контексте: 2, 7. 24. 3, 11. 2Иоан. 5 ). В Евангелии Иоанн выражение в начале было прилагает к Господу нашему Иисусу Христу, называя его Словом (сл. Иоан. 1, 1 с 14 ст.), по особенному, бывшему ему, божественному откровению ( Апок. 19, 11–13 ); и здесь он говорит о Слове жизни, «Которое», по 2-му стиху, «явилось, сделалось видимо, воплотилось, будучи единосущно с Богом Отцом». Как в Евангелии, так и здесь Слово называется Жизнию (срав. еще посл. 5, 20. Ев. 1, 4), Которая была в начале у Бога – Отца (сн. посл. 2 ст. и Ев. 2 ст.). «Сын Божий называется Словом потому, что он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом, и потому, что являет Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Всегда Троица во Единице и Единица в Троице, т.е. во едином Божестве, но в трех самостоятельных лицах не слитно и нераздельно. Приведённые свидетельства отцов церкви обязывают нас спросить ваше преосвященство: 1)  Почему вы не согласны с этим учением отцов, настаивая на той мысли, что ,.от исконности Бог был в едином лице Бога-Отца“? 2)  Если Бог» был некогда в едином лице, то был ли Он тогда Отцом или стал таковым впоследствии " ’’ Если был, – кого был Отцом? А если был Отцом Сына, то каким образом был в одном лице? и почему он ипостасно не совечен? 3)  Если „в исконности Бог был в одном лице”, а потом стал троичен, то, как объяснить неизменяемость Божию? 4)  Если Бог-Отец в исконности был в одном лице, то Он старше по времени u больше Сына; а потому: как нужно смотреть на учение Спасителя: .,Аз и Отец едино есма“ (Иоан. зач. 38), и на учение православной вселенской церкви, по которому лица Божества совершенно равны во всем между собою? – ужели – как на учение не православное? 5)  Если Бог был в одном лице прежде и больше Сына, то, как объяснить слова Спасителя: „Аз в Отце и Отец во Мне“ (Иоан. зач. 47)? Защищаемое вами место Белокриницкого Устава и говорит: „Бог до сотворения дел своих б в молчании, имея... в уме Слово Сына Своего“. Сами же вы это молчание исповедуете личным свойством Бога-Отца (Рассужд. о Богосл. л. 8 и 68). Как нужно понимать это молчание? – Можно понимать его двояко: или Бог был некогда без ипостасного Слова – Сына Своего, – что и показуют затем следующие слова Устава; или Бог был в бездействии, – что видно из слов того же Устава: „до сотворения дел“. Но понимать ли, так, или иначе, в том и другом случае одинаково не благочестиво, потому что Бог Отец никогда не был ни без Слова, ни бездеятельным, – Слово всегда соприсуще Ему, и Он деятелен от вечности. Следовательно, в молчании Бог никогда не был, и молчание не может быть, не было и не есть Его личное свойство. Посему, ев. Александр, епископ Александрийский говорит решительно: „Крайне нечестиво было бы утверждать, что Слово Божие когда-то безмолвствовало“ (Деян. всел. соб. 1, 23). „Бог родил Сына не от молчания“, говорит Игнатий Богоносец (Догм. Богосл. Сильвестра 11, 274).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

(См. прим. к 27 ст.). ка. Не писахъ вамъ, к не всте истины, но к всте ю, и к вска лжа истины нсть. (2 Перт. 1. 12, Римл. 15, 14 и д.). 21. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, ровно как и то, что всякая ложь не от истины. 21 . Я написал вам (ср. 14 ст.): не все послание (как думает Beza ), но об антихристах (18 и 19 ст.), обольщающих вас, как видно из 26 стиха (ср. Феоф.). – Не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее: «не для того, чтобы научить вас, но чтобы наученных утвердить» (A Lapide). -- Равно как и то (κα), что всякая ложь не от истины, т. е. знаете: не заблуждение, а ложь – сознательное обманчивое лжеучение Антихристов, – совершенная противоположность истине. Не от истины (κ τς αληϑεας οκ στ): не из истины происходит; знаете вы и откуда ложь, – знаете Иоан. 8, 44 ., что «истина от Бога, который Сам есть истина, а ложь от диавола, который не устоял в истине». Содержа в себе истину (20 ст.) вы знаете и то, что вы от Бога, а не устоявшие в истине лжецы – (22 ст.) от диавола (3, 8–10). – Достойное Апостола любви побуждение к охранению высокого достоинства христиан! кв. Кто есть лживый, метайс, к нсть Хртосъ; сй есть метайс ца и Сна. (ст. 18. 4, 3. 20, 31. 2Петр. 2, 1 , 2Сол. 2 , 3и д.) 22. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 22 . Кто лжец и проч.: – Предостерегая верующих от обольщения явившихся антихристов и укрепляя их в истине, Иоанн указывает самый главный и общий всем учениям противным Христу признак, по которому они прежде всего могут узнавать среди общества своего антихристов. – «Вот антихрист отвергающий Отца и Сына: всякий кто отвергает, что Иисус есть Христос; – что Христос явился во плоти, т. е. или отделяет человека Иисуса от Сына Божия, не признавал в Спасителе единства Богочеловека, или, хотя и признает Божество Христа, но учит, что Он имел только для виду человеческие потребности и в призрачном теле претерпел смерть, как недостойную Бога. – Кто отрицает истинную Божественную или истинную человеческую природу в Иисусе Христе, кто вообще не признает, что Бог был во плоти Иисуса; тот отрицает, что Иисус есть Христос, так как имя Христос – помазанник и Спаситель мира означает у Иоанна вечное Слово Отца, Единородного Сына, нераздельного с Отцом и Духом (1. 1–3, Ев. 1 гл. и проч.) Потому отвергающий Христа – Помазание (20 ст.) во Иисусе, отвергает Отца и Сына, и отвергающий Сына – безбожник, не признающий и Бога Отца. – 23 ст. ( Иоан. 8, 19. 14, 9. 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации монаха Филарета (Кулакова), земли Ичалковской чудотворца.//Сар. ЕВ, 1999, 9, с. 9-13. Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 6-7. Приветствие участникам Сретенских чтений.//Сар. ЕВ, 1994, 2, с. 8. Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г.//Сар. ЕВ, 1997, 4-5, с. 11-13. Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского.  // Сар. ЕВ, 1998, 11-12, с. 6-9. Приветственное слово к участникам конференции «Преподобный Серафим и духовная жизнь народов Поволжья».//Сар. ЕВ, 1993, 10-11, с. 20-21. Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений.//Сар. ЕВ, 1999, 3, с. 7-10. Саранской епархии — 5 лет. Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на торжественном акте.//Сар. ЕВ, 1996, 2 (спецвып.), с. 1-4. Слово, произнесенное на вечере, посвященном 600-летию со дня блаженной кончины преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.//Сар. ЕВ, 1992, 7, с. 5-10. Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г.//Сар. ЕВ, 1993, 5, с. 6-7. Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г.//Сар. ЕВ, 1998, 3-4, с. 19-22. Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища.//Сар. ЕВ, 1997, 7, с. 7-9. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие».//Сар. ЕВ, 1999, 7, с. 26-32. В неделю святых жен мироносиц. Проповедь.//Сар. ЕВ, 1999, 4, с. 19-22. Второе посещение удела Божией Матери.//Сар. ЕВ, 1996, 11-12, с. 17-45. Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 15-21. Домашняя молитва.//Сар. ЕВ, 2000, 2, с. 42-44. «Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря./Интьервью Огудиной Н.//Сар. ЕВ, 1999, 8, с. 22-28.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010