Господь повелел сухорукому протянуть больную руку, и рука стала здорова. Фариссеи, уже неоднократно посрамленные в своих нападениях на Христа, в настоящем, случае потерпели особенно чувствительное поражение: их учение, что не должно исцелять в субботу, И. Христос отвергает пред всеми самым решительным образом, потому что это опровержение совершилось не только чрез слово, но и чрез дело – чудесное исцеление больного. Тогда фарисеи порешили между собою убить И. Христа для чего (по сказанию ев. Марка) они вошли в совещание с иродианами, приверженцами династии Ирода. Это показывает силу озлобления блюстителей закона против Христа: иродиане были приверженцы чужой, иноземной династии и потому были ненавистны фарисеям блюстителям закона и национальности; однако же последние входят с ними в союз, чтобы соединенными силами бороться против общего врага. 37. Пятидесятница 2-й Пасхи. Исцеление 38-летнего расслабленного при Вифезде. (И. 5:1–17) Ст. 1. О каком здесь празднике говорит евангелист, мнения толкователей различны. 1) Одни думают, здесь должно разуметь праздник Пасхи. Этот именно праздник у евангелистов иногда называется просто μεορτμ ( Мф.26:5 . Иоан. 4:45, 12:12 ) или ορτμ( Мф.27:15 . Мр. 15:6 . Лк.23:17 ). Другие праздники ев. Иоанн прямо называет их собственным именем 7:3. 10:22; и здесь он должен был бы сделать то же самое в случае если бы этот праздник был не Пасха, тем более, что впереди была речь о Пасхе (4:45 ср. 2:23); если же этого нет, то, кажется, есть основание думать, что здесь идет речь не об ином празднике, как о Пасхе. Но против этого замечают, что у ев. Иоанна ορτμ для обозначения Пасхи нигде не употребляется. Η ορτμ употребляется в том случае, когда из предыдущего ясно, о каком празднике идет речь (так 4:45 имеет отношение к 2:23); в рассматриваемом месте евангелист непременно должен бы обозначить праздник Пасхи по имени, если бы это была Пасха, потому что без такого прямого руководства читатель, на том основании, что этот праздник упоминается между двумя прямоуказанными пасхами (2:23 и 6:4), будет мыслить здесь какой угодно праздник в году, только не Пасху.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Крестителя и крещении от него Иисуса Христа, а евангелие Иоанна изображает деятельность Иисуса Христа в Иудее в целях восполнения (а не повторения) сказаний синоптических евангелий. Возвышенное же учение ев. Иоанна о Боге Слове, при сопоставлении его с приводимым в том же евангелии изречением Спасителя: рожденное от плоти плоть есть ( Иоан. 3:6 ), не позволяет думать, чтобы ев. Иоанн представлял рождение Иисуса Христа совершившимся обыкновенным путем. Но что евангелисты не разделяли мнения современников об Иисусе, будто Он – сын Иосифа и Марии, видно из замечания ев. Луки: Иисус был, как думали, сын Иосифов ( Лук. 3:23 ). Оговорка была бы излишней, если бы евангелисты думали так же, как их современники. Не встречается прямых указаний на чудесность рождения Иисуса Христа и у ап. Павла. Но он особенно подробно раскрывает учение об Иисусе Христе, как воплотившемся Сыне Божием ( Рим. 1:3 ), Господе и Боге ( Рим. 9:5 ; 1Кор. 15:47 и др.), с одной стороны, а с другой, – утверждает наследственное греховное повреждение природы во всем человечестве ( Рим. 5:12 ). Не указывает ли это, что когда он говорил: посла Бог Сына Своего, единороднаго, раждаемаго от жены (но не от мужа – Гал. 4:4 ), то представлял образ рождения Иисуса Христа отличным от рождения обыкновенных людей? Предание же церковное свидетельствует, что под его руководством написано евангелие от Луки, а в этом евангелии ясно утверждается рождение Иисуса Христа от Духа Свята и Матери Девы. § 78. Безгрешность Иисуса Христа. Господь Иисус Христос есть человек безгрешный. Он свободен от наследственного и общего всем потомкам Адама греховного повреждения по душе и по телу, хотя и принял от Девы Марии всю природу нашу со всеми ее немощами. Не совершил Он и никакого греха личного. Поэтому хотя Он во всем подобен вам, но кроме греха 102 ). I. Иисус Христос заимствовал Свое человечество хотя от дщери человеческой, по естественному происхождению от родителей причастной первородному греху, но родился от Нее по наитию Св. Духа, а посему и родился чистым и непорочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Berlin 1848 an. B. II, s. 147. 123 Св. Златоуст подробно говорит о значении различных членов тела. Бес. на пос. к Ефес. стр. 168–170. 131 Частица якоже не означает точного равенства, ибо нам невозможно объединяться друг с другом так, как Отец с Сыном (Благов. Феофил. Ев. от Иоан. стр. 414).Она значит сколько возможно для людей, подобно тому, как и в словах будите милосерды, якоже Отец ваш ( Лк. 6:36 ). Злат. Беседы на Ев. от Иоан. ч. 2, б. 82, стр. 621. 132 Не достаточно было бы разуметь здесь день воскресения Господа из мертвых, как понимают, хотя не исключительно, Св. Отцы Златоуст и Феофилакт, – или вообще время, начавшееся со дня воскресения Господа – как понимает Генгстенберг; ибо а) невидимое пребывание Иисуса Христа в учениках и верующих, и сознание последними этого сопребывания началось и совершилось Св. Духом, ниспосланным на Апостолов в день Пятидесятницы: до сего времени Иисус Христос пребывал с учениками еще видимым, телесным образом, являясь к ним и беседуя с ними; но здесь речь идет о внутреннем, не видимом единении Господа с церковию; б) в настоящем стихе речь идет об определенном, временно очерченном дне, а не о целом времени или периоде, а таким днем был день пришествия Христа в Утешителе ( Ин. 16:23 ). 134 Подобная мысль находится в Апокалипсисе, где идея взаимоотношения между Богом и человеком изображается под образом вечери и говорится: прииду и буду вечерять с ним и он со Мною (3:20). 137 Νμην χειν==νμειιν ( Деян. 4:17 ; чтобы более не разгласилось сие π πλεον διανμεσθαι), значит разъедать, распространяться; ср. Полибия (ed U. Tauchnitz) 1, 4, 8, 5, το πυρς νμη разлитие, распространение огня. 145 Σφρραγς печать выбитая на основании (θεμλιος) и есть свидетельство того, что церковь , основанная Богом, имеет непоколебимую прочность. (Viesinger: Comment. üb. Samml. v. Schriften d. Neuen Testam. Bad V. Königsberg, 1850 s. 636.) 147 Розенмюллер, Руккерт, Мейер, Блекк и др. См. Меуег: Commentar üb. N. Testam. Abth. VIII, s. 267. 149 При объяснении этой притчи мы, по преимуществу, пользовались толкованием оной Тренча, переведенном на русский язык и помещенной в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» 1874 г., ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Мр. 1:5 ); рождалась даже мысль в народе, не Христос ли он ( Лук. 3:15 ). Все это должно было обратить на себя внимание тех, на которых лежала обязанность блюсти веру и предания отцов в чистоте и охранять народ от обмана, – внимание Синедриона. И вот он посылает торжественное посольство к Иоанну, с поручением допросить его формально: кто он, какие намерения и цель его явления и деятельности. 107 Излагаемое здесь евангел. Иоанном свидетельство Крестителя не одно и то же с передаваемым Матфеем (3:7 и др.) хотя в том и другом случае слушателями его были, между прочим, фарисеи ( Иоан. 1:24 ), и свидетельство его об Иисусе Христе и себе самом по существу одинаково: как видно из Лк.3:7 , при описываемом первыми тремя евангелистами свидетельств Крестителя фарисеи были среди народной толпы как обыкновенные слушатели; Иоанн же передает об официальной депутации Синедриона. Спрашивают еще: как относится это свидетельство Крестителя к тому, о котором ев. Иоанн говорит в предисловии к своему Евангелию (1:15) и которое по существу также одинаково с этим? Думаем, что в предисловии ев. Говорит не о каком-либо одном, в известный раз бывшем, свидетельстве, а передает сущность всех свидетельств Крестителя о Христе. Ст. 20–23. Когда Креститель дал решительный, устраняющий всякие недоразумения, ответ, что он не Христос, то посланные спрашивают его: ты Илия? Современные книжники думали и учили, что Илии, древнему пророку, должно прийти снова на землю пред пришествием Мессии ( Мф.17:10 ), на основании пророчества Малахии (4:5), которое они понимали буквально. Потом посланные спрашивают Иоанна: ты пророк? Из Мф.16:14 и паралл. видно, что современные иудеи пред пришествием в мир Мессии ожидали явления, кроме Илии, еще Иеремии или одного из древних пророков. На чем основывалось это поверье, ничего неизвестно. Положительный ответ на вопрос: кто он? Иоанн намеренно дает, ссылаясь на пророчество Исаии (40:3); это пророчество нельзя было перетолковать так же ложно, как ложно современные книжники толковали указанные слова Малахии (истинный смысл их изъяснен в Лк.1:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Ст. 51–52. «И однакоже» (χα – по связи с предшествующим, а также по сравнению с 4,26,27,12,6.24.24,22 и др.) – говорит евангелист. – «Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них», хотя богочеловеческий дух Его стремился в дом Отца небесного. Этот знаменательный для Марии день, в который Ее сын впервые пред Нею проявил Свой богочеловеческий дух, остался очень памятен Ей и слова Господа глубоко запали в Ее душу. Евангелист заключает историю отрочества И. Христа таким же замечанием, каким он заключил историю детства И. Христа (2:40). II. Крещение Иисуса Христа и искушение Его в пустыне от дьявола. 16. Явление и деятельность Иоанна Крестителя. ( Мф.3:1–6 , Мр. 1:2–6 , Лк.3:1–6 ). Говоря о Крестителе евангелисты смотрят на него, как на богопосланного пророка и собственно в качестве Предтечи Мессии, что они выражают, указывая исполнение в нем ветхозаветных пророчеств о приготовлении пути Господу, Ангелом Божьем. У всех них находится цитата из пророка Исаии 40:3, но у ев. Луки они приведены полнее (40:3–5). А ев. Марк, обыкновенно мало в своем Евангелии сносящий новозаветные события с ветхозаветными пророчествами, в данном случае, напротив, имеет еще цитаты из Малах. 3:1 , который в Евангелиях Матфея (11:10) и Луки (7:27) передается как высказанный Иисусом Христом в свидетельстве Его о Крестителе. Пророчество Исаии в указанном месте относится прежде всего и ближайшим образом к возвращению иудеев из плена вавилонского, которое пророк изображает, как предводительствуемое Самим Богом и предшествуемое вестником, возглашающим, чтобы в пустыне, по которой имеет пройти Господь с Своим народом, приготовили Ему путь прямой и ровный: углубления наполнили насыпями, а горы и холмы срыли и пр. Это пророчество евангелисты (и сам Иоанн Креститель Иоан. 1:23 ) изъясняют в прообразовательном смысле и под Господом, шествующим во главе Своего народа при возвращении последнего из плена, разумеют Мессию,а под вестником – Его предтечу, Иоанна; пустынею в этом духовном смысле будет самый народ израильский, а ее неровности, которые следует устранить, как препятствия к пришествию Мессии, суть грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтеся. Это прообразовательное пророчество Исаии последний из ветхозаветных пророков, Малахия, высказывает прямо, называя приготовляющего путь Мессии Предтечу Ангелом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

314 Триденский собор (sessio 7. cap. 2) произнес «анафема тому, кто бы сказал, что служитель конфирмации не есть один епископ, но и каждый простой священник». 315 Прав. 7. Тоже видно из слов Астерия у Фотия. Bibl. cod. 271. p. 1499. Собор трулльский повторил слова конст. собора в пр. 95. На западе весьма оразнообразились слова, произносившияся при печатлении миром. См. Brenners gesch. Darstellung. d. Sacramenme g. 31. 17. Wiirzb.818 316 Cont. Lucifer, с. 4. Ап nescis, ecclesiarum hanc esse morem, ut baptizatis postea manus imponatur et ita invocetur Spiritus s. ? Exigis, ubi scriptum sit? In actis apostolorum, sed etiam si scriturae avetoritas non subesset, totius orbis in hanc partem consensus instar praecepti optineret. 318 Tertullianus: de Bapt. с. 7. 8. Кирилл оглаш. 21. § 1. Лаодик. пр. 48. Пост. апост. кн. 7. гл. 43. 44. Gennadius: si parvulu sunt, vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui cos offerunt, iuxta morem baptisandï et sie marnus impositione et chrismate communiti evcharistiae mysteriis admiltantur. De dogmat. Eccl. c. 52. Collect Canonum Graec. Martini, e. 52. сл. Pellicia de ecclesiae politia t 1. p. 22. 320 Константинопольский вселенский собор пр. 7. Василии в- письм 188. § 1. Дионисий александр. у Евсевия (II. E. 4 5). Cone. Aravs. cap. 1. Goar. Evehol. p. 888. 887. 321 В греческой церкви называется сие таинство: μυρον τ χρσματος; μρον – жидкая масть, и как говорил св. Иустин, масть составленная из благоуханных веществ (см. зам, 45), от μορω – теку; χρσμα помазание от χρω – помазую; отселе слово: миропомазание 322 О том, что еван. Иоанн не предлагает подробнаго известия об установлении вечери, следует заметить: а) он и в других случаях не говорит о том, о чем сказано у других евангелистов, сообразно с одною из своих целей (Evseb. II. Е. 3, 24. 6, 14.), б) говорить об установлении вечери тем более не было для него нужды, что он уже передал нам обетование Спасителя ( Иоан. 6, 51 . сл.) о сей вечери: таково же повествование Его о крещении; таково же и о некоторых других случаях ( Иоан. 2, 19–25. 3, 11–21 ). А что вечер, который описывает ев. Иоанн в 13 главе, есть тот же самый, который описывают три другие еваниелиста, говоря подробно об установлении евхаристии,– это ясно видно: а) св. Лука 22, 27. указывает на умовение ног Спасителем, а Иоанн 13, 4–16. описывает умовение; б) как Иоанн 13, 21–26., так и другие евангелисты и Мат. 26, 21–23., Мар. 14, 27 – 30 говорят о предречении Спасителя относительно предателя и Петра; в) по словам Иоанна Спаситель, окончив беседы последней вечери, вышел в сад Гефсиманский 17, 26. 18, l.; тоже говорится Мат. 26, 30. Лук. 22. 29 . Мар. 14, 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8), невоздержание (cm. 11), неверие пророкам (18 cm.), нравственное легкомыслие (cm. 20), гордость (cm. 21) и несправедливость на суде (22 cm.). С 24–25 грозит нашествием сирийцев, что исполнилось при Ахазе с 23–30 нападением ассириан, которых опустошение приведет всех в ужас. Глава 6-я. Призвание Исайи к пророческому служению Cm. 1. Пророк рассказывает, что он удостоился видеть Господа Саваофа, сидящего на престоле в величественной славе и услышать от Него повеление идти с проповедью к народу Божьему. Название Иегова – Саваоф указывает на Бога Отца, но ев. Иоанн замечает, что Исайя видел славу Сына Божьего ( Иоан. 12, 40–41 ), а ап. Павел свидетельствует, что призвание Исайи было от Духа Святого ( Деян. 28, 25 – 26 ). Таким образом, пророк видел в Троице Единого Бога ( Иоан. 5, 7 ), на это указывает и тройственное славословие Серафимов: свят, свят, свят. Хотя повторение одного слова, по еврейскому употреблению, означает превосходную степень; но это бывает при сравнении, а Бог ни с кем сравниваться не может. Исполнъ долг славы Его, с евр. края одежды Его касались храма. Следовательно, явление было на небе, но слава Божия распространялась до храма. Антропоморфическое выражение: края одежды, 70 толковников объяснили в смысле величия Божия. Cm. 2. Слово Серафим с евр. – огненный, в смысле ревнителей о славе Божьей, поэтому серафимы являются всегда с песнью на устах, день и ночь славословят. Шесть крил, двумя закрывали серафимы лица свои от нестерпимого величия Божия, двумя закрывали ноги от людей, не могущих зреть величия Серафимов, и двумя летали. Свят – единый превысший всех не только в нравственном смысле, но и в умственном, следовательно – свят в смысле величия, – синоним словам: исполнь вся земля славы Его. Серафимы имели лицо человеческое, ибо говорили, имели руки и ноги. Cm. 4. Дом наполнися дыма – явление было во время вечерней жертвы хвалы, которая состояла в курении фимиама ( Исх. 30, 7–8 ). Cm. 5. Умилихся – пришел в восторг; евр. я погиб ( Быт. 32, 30 ). Cm.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вер. с. 236. М. 1844. 278 Тертуллиан: «У нас есть второе крещение и именно крещение кровию; но оно также едино. О сем-то крещении Иисус Христос сказал: крещением имам креститися ( Лк. 12:50 ), хотя и был уже крещен; ибо Сей есть пришедый не водою точию, но водою и кровию ( 1Ин. 5:6 ), пришедший омыться водою и прославиться кровию. Для сего-то также, желая призвать нас водою и соделаьт избранными кровию, Он произвел из ребр своих сии два крещения ( Ин. 19:34 ), потому что верующие в кровь Его должны очищаться водою, а очищающиеся водою должны пить кровь его. Сие крещение пополняет крещение водою, и вознаграждает недостаток оного, если кто имел несчастие его лишиться». Св. Кирилл иерусалимский : «Если не принял кто крещения, то не имеет спасения, за исключением одних мучеников, которые и без воды приобретают царствие. Ибо Спаситель, избавляя вселенную крестом, из пронзенного ребра источил кровь и воду, чтобы живущие во времена мирные крестились в воде, а живущие во времена гонений крестились в собственной своей крови». Пр. Иероним: «Прободением ребра Христова копием полагается основание для таинств крещения и мученичества». Терт. О крещ. гл. 16: тв. ч. 2 с. 23. Спб. 1847. Св. Кир. иер. Оглас. слов. 3 с. 45. М. 1855. Пр. Иер. Пис. 82: тв. т. 4 ч. 2 с. 651. Пар. 1706. 279 Св. Амвросий: «Хотя тело Его (Иисуса Христа) было по естеству смертно, одинакового с нашим качества; но благодать различна. Ибо в наших телах после смерти кровь застывает, а из Его тела, хотя в неповрежденного, но умершего, истекла Жизнь для всех. Именно, истекла вода и кровь: та, чтобы очистить, а сия – чтобы искупить. Почему и будет пить цену свою, да, пия, искуплены будем». Бл. Августин: «Евангелист (Иоанн) не сказал: ударил Его (Иисуса Христа) в ребра, или поразил, или как-нибудь иначе, но: прободе, обозначая сим, что тогда отверзлась дверь жизни, из которой явились таинства Церкви, без коих нет входа в жизнь истинную. Кровь излилась во оставление грехов, а вода означает спасительную чашу: сия означает и купель и питие». Св. Лев великий: «Господь, не имевший никакой нужды в оставлении греха и не требовавший врачевства возрождения, восхотел креститься точно также, как и обрезаться и принести о себе жертву очищения, дабы Рожденному от жены, как говорит апостол, быть под законом ( Гал. 4:4 ), который пришел Он не разорить, но исполнить ( Мф. 5:17 ), а исполняя прекратить, как объявляет блаженный апостол, говоря: кончина бо закона Христос в правду всякому верующему ( Рим. 10:4 ). Таинство же крещения своего исполнил Он на себе потому, что, будучи во всех первенствуя ( Кол. 1:18 ), учил, что Он есть начало. И тогда утвердил Он цену возрождения, когда из ребра Его истекли кровь искупления и вода крещения». Св. Амвр. м. Толк. на ев. Луки: тв. т. 1 ч. 2 с. 1838. Пар. 1845. Бл. Авг. Бес. на Иоан. 120 : тв. т. 3 ч. 2 с. 586. Антв. 1700. Св. Лев. в. Пис. 16 гл. 6: тв. ч. 1 с. 235. Лион, 1700.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

И свет во тьме светит, Иоан. 1:5 , «Слово было светом мира не со времени Своего воплощения, но во все времена с самого сотворения человека, сначала полно осеявая первосозданного в раю, потом осиявая тех, кто не уклонялся от Него сам, после падения первосозданного, потом сияя среди потемневшего человечества в народе еврейском через закон, пророчества, обетования и Богоявления». Еп. Михаила, толк. Ев. кн. 3, стр. 18, срав. стр. 17–18, 19. Москва, 1874; срав. также св. Иринея, против ересей, кн. 4, гл. 6, 6; гл. 7, 2 сн. 1; гл. 2, 3; 5, 2, 3; 11, 1 и др. св. Златоуста на 1Кор. 10:4 , стр. 9, ч; 2. Спб. 1858; св. Иустина, разгов. с Трифон. гл. 56–63; 1 Апол. гл. 63. сн. 62, стр. 80–81 цит. изд. и др. Этим объясняются такие формулы новозаветной цитации из Ветхого Завета, которыми, как Лицо, говорящее в Ветхом Завете, представляется Сам Иисус Христос, см. напр. Евр. 2:12; 10:5 . Что такое представление о действии Христа в Ветхом Завете есть чисто ветхозаветное же представление, только плохо понятое позднейшими иудеями (срав. обличение понимания их в 1 Апологии св. Иустина, гл. 63, сн. 62, стр. 80–81 цит. изд.), для этого достаточно вспомнить хотя об Ангеле Иеговы, по изображению Его в Ветхом Завете, для чего срав. напр. Исх. 23:20 и дал. и толкование на это место у св. Иустина в разгов. с Трифон. гл. 75, стр. 172; далее срав. Исх. 32:34  с 14:19, – 3:2 и дал. и на это последнее место указал в предсмертной речи св. первомученика Стефана, Деян. 7:30  и дал. 37–38 и св. Иустина, 1 Апол. гл. 63 сн. 62, разгов. с Трифон. гл. 60 стр. 156–157. Между новейшими богословами даже рационалисты в этом ветхозаветном представлении об Ангеле Иеговы видят «зерно новозаветного представления о Сыне Божием и Его особенности от Отца, хотя им все-таки и не хочется прямо связать ветхозаветное представление с новозаветным, без посредства развития его в иудейской теологии. Срав. Блека статью: Ueber die dogniatische Benumzung der almmesmamenml. Aussprche im Пеиеп Tesmam. в Theolog. smud. und Krit. 1835, s. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010