В мире нет ничего выше христианского звания. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы», — ободряет верующих ап. Петр (1 Пет. 2:9-10). «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8-9).    Естественно, что это подразумевает моральную безупречность и близость к Богу: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:16). Святость подается даром Духом Святым, но христианин должен беречь ее и усиливать ее в себе: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).    Евангелия и апостольские Послания однозначно призывают все более и более уподобляться Богу в Его нравственных совершенствах: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). В конкретном плане это означает подражать воплотившемуся Сыну Божию. Наш идеал – это стать похожими на Христа и как бы облечься в Него: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27-29). Поэтому: «У вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», – наставляет апостол (Фил. 2:5). «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Иоан. 2:6). «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу... Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов», – пишет ап. Павел (1 Кор. 2:16, 1 Кор. 4:16).    Чем больше христианин преуспевает в уподоблении своему Первообразу, тем глубже совершается его таинственное соединение с Ним. Господь Иисус Христос говорил: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Цель жизни – это стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4).    Цель эта настолько высока, что, естественно, человек поначалу боится её, считает недостижимой для себя. Тем не менее Бог помогает ему на пути к совершенству и постепенно возводит все выше и выше к Себе. Вот почему нередко Священное Писание уподобляет Церковь высокой горе (Пс. 2; Ис. 2:2-3, 11:1-10; Ис. 26; Дан. 2:34). Став христианином, человек вступает на подножье горы. Его дальнейшая жизнь – это постоянное восхождение по лествице (лестнице) совершенствования. На самом верху Горы – Господь, окруженный сонмом праведников. Только в этом контексте понятным становятся слова ап. Павла, который пишет христианам: «Вы приступили к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Ев. 12:23). Эти слова замечательны тем, что они удостоверяют в достижимости нравственного совершенства – конечно, в меру нашего существа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лука Лука (Λουκς; V. и L: Lucas; Лука): Кол.4:14 . 2Тим.4:11 . Флм.1:23 . – Писатель Евангелия, известного под его именем и книги Деяний апостольских ( Деян.1:1 . сн. Лк.1:3 ). По Евсевию (Церк. Ист. к. 3. гл. 4), Иерониму (о Церк. Писат) и другим, родом из Антиохии Сирской, и, кажется, был не из евреев, а из греков, как то можно заключать и из указаний ап. Павла к Колоссянам ( Кол.4:14 . сн. ст. Кол.4:10, 11 ), и из чистого и правильного языка греческого, какой видим в его Евангелии. Предполагают, что до обращения в христианство, он был прозелитом, иноплеменником, принявшим иудейскую веру, основываясь на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и местностями Палестины, и обычаями и нравами иудейскими. По свидетельству древних ( Оригена Dialog·, de recta fide, Ипполита о 70 апост., Епифан., Евфим. Зигаб. в толк. Еванг. Луки, Феофил. Введ. на Ев. Лк. и друг.), принадлежал к числу LXX апостолов, и поэтому сам был очевидцем некоторых событий из евангельской истории, и он один только и упоминает о 70ти апостолах ( Лк.10:1, 17 ). Думают, что в повествовании его о явлении И. Христа по воскресении двум ученикам на пути их в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упомянуто, разумеется сам Лука (гл. Лк.24 ). Такое мнение иные находят несогласным с указанием самого евангелиста в начале своего Евангелия ( Лк.1:2 ), но, по точном соображении, несогласие здесь не видно, а видно только, что Лука не с самого начала и не постоянно следовал за Христом и был очевидцем дел Его. Что Лука был врач, об этом упоминает и ап. Павел ( Кол.4:14 ), и свидетельствуют древние, как напр. Евсевий (Цер. Ист. к. 3. гл. 4), Иерон. (de vir. illustr), и др. А что он был вместе и живописец, об этом свидетельствует древнее предание, приписывающее ему написание иконы Спасителя и Божией Матери (см. Извлеч. из Ист. Феодора чтеца 6-го в., Иоан. Дамаск. посл. к импер. Феофилу, Никиф. Калл. и Метафраста). Феодор чтец пишет, что имп. Пульхерия (414–450 г), при Феодосии 2-м, торжественно переносила икону Божией Матери, писанную Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

особенности епископского служения И з того, что Христос есть Первосвященник (Ев. 7:26-28), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мт. 18:17, Мт. 28:19-20, Иоан. 20:21-23, Деян. 8:14-17, Деян. 14:23, Деян. 20:28, Иак. 5:14, 1 Пет. 5:1-5, Рим. 10:15, 1 Кор. 3:9-12, 1 Кор. 4:1-2, 1 Кор. 4:15, 1 Кор. 12:12-31, Гал. 1:1, Еф. 4:11-16, 1 Фес. 5:12-13, 1 Тим. 4:14, 1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:22, 2 Тим. 1:6-7, 2 Тим. 4:13, Тит. 1:5-10, Ев. 5:4, Ев. 10:25, Ев. 13:7 и 17]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви,» помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали (Деян. 14:23). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» (Иак. 5:14). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:17-18, 1 Тим. 5:19). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою,» — учил ап. Павел (1 Фес. 5:12-13). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:2). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов (Фил. 1:1). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства (1 Тим. 3:8-12).

http://pravmir.ru/sorabotniki-u-boga-o-s...

464 его книги о самарянах сказано, что Евсевий говорит о Симоне маге во II кн. своей цер. истории в главе 23, а на самом деле Евсевий говорит в 13-й. По логике проф. Рыбинского, рецензент имеет право обвинить его в невежестве. Но мы случайно встретили в кн. проф. Рыбинского («Самаряне», стр. 470) такое положение, которое уже никак нельзя отнести к «опечаткам», а которое доказывает что-то иное... Он пишет: «В комментарии на ев. Иоанна 13:27 Ориген говорит о том, что последователи Досифея имели книги Досифея и некоторые мифы о нём»... Это неправда: в ком. на Иоан.13:27 Ориген этого вовсе не говорит. Проф. Рыбинский здесь смешал евангелие с толкованием на него, в некотором смысле ев. Иоанна Б. с Оригеном ! 13: 27 – это книга и глава комментария Оригена , а не глава и стих евангелия Иоанна. Конечно, такая роковая «опечатка» возможно была при пользовании источником только из вторых или третьих рук. Но этого мало. Разумеется, конфузно представителю кафедры экзегетики не иметь представления о трудах великого экзегета древности; конечно, неудобно, ссылаясь на источник, якобы самостоятельно изученный, не дать себе даже труда проверить цитату, взятую у других. Но этого – говорим – мало. Проф. Рыбинский, почему-то в данном случае отказался от самого простого здравого смысла. Ведь ему известно, без сомнения, содержание евангелия Иоанна. Он знает – надеемся, – что в 13-й гл. ев. Иоанна содержится повествование о тайной вечери (и начало прощал. беседы) и что в частности 27-й ст. читается: «И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее». Каким же образом – спросим проф. Рыбинского – он мог подумать, что в толковании на такую главу и такой стих могла быть речь о самарянине Досифее?!. Понятно, самое обыкновенное соображение заставляло предполагать, что если есть у Оригена замечания об учении самарян, то их естественно искать только в толковании на 4-ю главу ев. Иоанна (беседа с самарянкою), где идёт речь о верованиях самарян. Так имеется дело и в действительности: у Оригена идёт речь о Досифее в толковании на Ин. 4:25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Прот. П.Я. Светлова, затем ср. Hauck, Realencyklopädie für pr. Theologie und Kirche, Leipzig, 1907, S. 631 42 – 644 34 S.M. Deutsch, особенно SS. 633 и 635 и сл.; Dr. Josef Zahn. Einführung in die christliche Mystik, Padeborn, 1908, SS. 8–23, а также П. Минин . Главные направления древне-церковной мистики, Богослов. Вестник 1911 г., декабрь, стр. 823–838. 4 Здесь интересно будет указать некоторые тексты из св. евангелия и апостольских посланий, напр. Иоан. 6:69; 7:17, 8:32; 14:6 –7, 20; 16:3, особенно же 17:3: „сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», причём должно иметь в виду и Иоан. 6:47, 48 и 54. Затем, 1Иоан. 1:1 –3; 2:3–5, 20; 3:6, 14; 4:7–8, 16 и особенно 5:19–20, а из посланий ап. Павла, например, Колос. 1:9 –10 и 2:2–3 и др.: здесь везде говорится не о вере лишь, а именно о знании Бога, Христа и дела Христова, и требуется даже это познание, которое можно рассматривать, как высшую веры ступень приближения человека к возможной для него полноты богопознания, ср. Иоан. 6:69 . 5 В своём месте будет разъяснено, что здесь мы видим странное непонимание сути христианства: лишь во Христе и через Христа можно человеку находиться в действительном, реальном внутреннем единений с Богом и созерцать Бога, т. е. быть истинным мистиком, ср. Мат., 11:27–30; Иоан. 8:12, 19; 9:5; 10:9, 30, 38; 14:7, 9 –10, 21, 23 и др., но особенно 14:6–7: „никто не приходит к Отцу, как только через Меня“. 6 См. проф. прот. П. Я. Светлов. Курс. апологетического богословия, Киев, 1905 г., стр. 116 и сл.: защита мистической теории происхождения идеи Бога. „Согласие мистической теории с Библией и с христианством – говорит прот. Светлов, ... составляет особенное и исключительное достоинство её, преимущество её перед всеми другими научно-философскими теориями. Поэтому можно считать только недоразумением возражения против теории с библейской точки зрения, указание, напр., на её противоречие Библии, говорящей нам о невозможности непосредственного знания Бога, видения Его, как: ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

   Это с особенной отчетливостью выражено в Евангелии Иоанна, которое — каково бы ни было его историческое происхождение и его ценность в качестве источника о жизни Христа — для всякого, «имеющего уши, чтобы слышать», совершенно очевидно есть (как и Послания Иоанна) самое глубокое и адекватное выражение существа Христова откровения. Как сам Христос знает Бога («Я знаю Отца..., если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (10, 15; 8, 55); «Я знаю, откуда Я» (8, 14); «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели» (3, 11)), так и ученики Его должны знать Бога («Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (8, 19); «овцы идут за истинным пастырем, потому что знают голос его» (10, 4), «вы знаете Его (Духа истины), ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (14, 17), «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3)). Ср. слово синоптических евангелий «Вам дано знать тайны царства небесного» (Матф.:13, 11; Марк:4, 11; Лк.:8, 10).    Так же и в первом Послании Иоанна «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» (2, 20), «знающий Бога слушает нас» (4, 6), любящий рожден от Бога и знает Бога (4, 7), и замечательное обоснование веры, как знания. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (4, 13, 3, 24). Все учение о Святом Духе есть не что иное, как раскрытие той силы или ипостаси Бога, через которую Бог имманентно присутствует в человеческой душе и открывается ей. Таковы именно, по слову Христа, те «истинные поклонники», которых ищет себе Отец: это — те, которые поклоняются Отцу «в духе и истине» (Ев. Иоан.:4, 23). В обозначении Мессии-Христа именем «Эмману-Эль», (Ис.:7, 14; Мтф., 1, 23) выражено, что через Него и Его Новый завет в мир вошло соотношение, определяемое словами «с нами Бог» — имманентное присутствие Бога в нашей душе, имманентная его близость и явственность.    Именно на вере-знании, на вере, свободно удостоверенной самой человеческой душой, основана провозглашенная христианским откровением свобода человека — «где Дух Господень, там и свобода» (2 Кор.:3, 17) — та свобода, которую так настойчиво внушает апостол Павел Галатам и которую провозгласил сам Христос: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ев. Иоан.:15, 15) (1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Berlin 1848 an. B. II, s. 147. 123 Св. Златоуст подробно говорит о значении различных членов тела. Бес. на пос. к Ефес. стр. 168–170. 131 Частица якоже не означает точного равенства, ибо нам невозможно объединяться друг с другом так, как Отец с Сыном (Благов. Феофил. Ев. от Иоан. стр. 414).Она значит сколько возможно для людей, подобно тому, как и в словах будите милосерды, якоже Отец ваш ( Лк. 6:36 ). Злат. Беседы на Ев. от Иоан. ч. 2, б. 82, стр. 621. 132 Не достаточно было бы разуметь здесь день воскресения Господа из мертвых, как понимают, хотя не исключительно, Св. Отцы Златоуст и Феофилакт, – или вообще время, начавшееся со дня воскресения Господа – как понимает Генгстенберг; ибо а) невидимое пребывание Иисуса Христа в учениках и верующих, и сознание последними этого сопребывания началось и совершилось Св. Духом, ниспосланным на Апостолов в день Пятидесятницы: до сего времени Иисус Христос пребывал с учениками еще видимым, телесным образом, являясь к ним и беседуя с ними; но здесь речь идет о внутреннем, не видимом единении Господа с церковию; б) в настоящем стихе речь идет об определенном, временно очерченном дне, а не о целом времени или периоде, а таким днем был день пришествия Христа в Утешителе ( Ин. 16:23 ). 134 Подобная мысль находится в Апокалипсисе, где идея взаимоотношения между Богом и человеком изображается под образом вечери и говорится: прииду и буду вечерять с ним и он со Мною (3:20). 137 Νμην χειν==νμειιν ( Деян. 4:17 ; чтобы более не разгласилось сие π πλεον διανμεσθαι), значит разъедать, распространяться; ср. Полибия (ed U. Tauchnitz) 1, 4, 8, 5, το πυρς νμη разлитие, распространение огня. 145 Σφρραγς печать выбитая на основании (θεμλιος) и есть свидетельство того, что церковь , основанная Богом, имеет непоколебимую прочность. (Viesinger: Comment. üb. Samml. v. Schriften d. Neuen Testam. Bad V. Königsberg, 1850 s. 636.) 147 Розенмюллер, Руккерт, Мейер, Блекк и др. См. Меуег: Commentar üb. N. Testam. Abth. VIII, s. 267. 149 При объяснении этой притчи мы, по преимуществу, пользовались толкованием оной Тренча, переведенном на русский язык и помещенной в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения» 1874 г., ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Апостол пал пред ним на колени, умолял его возвратиться в недра Церкви, уверяя, что спасение его еще не потеряно, что он сам будет ходатайствовать за него, и возвративши его в Церковь , сам молился и постился вместе с ним, и не оставил его, пока наконец совершенно возвратил его Церкви, примирив и с Богом и с совестью, показав нам образец истинного покаяния и духовного возрождения в Господе (Евс. Ц. Ист. к. 3. гл. 23). В другое время апостол, встретившись в бане с еретиком Коринфом, тотчас пустился бежать, возбуждая и других бежать оттуда, говоря: уйдем скорее, чтобы не обрушилась баня, в которой находится враг истины (Ц. Ист. Евс. к. 3. гл. 28). В последнее время апостол часто повторял слова: дети мои, любите друг друга, и когда его спрашивали, зачем он так часто повторяет слова эти, апостол отвечал, что это заповедь Господня, и одна она заменяет все другие (Hier. in Halat. с. VI). Достигнув глубокой старости, Апостол мирно скончался в царствование Траяна, на 34-м году своей жизни (26-го Сент. 100-го года), и погребен в Ефесе. – Труды Иоанна для Хр. Церкви не ограничивались одним устным его словом. Он оставил нам возвышенные, трогательные и утешительные писания: Евангелие, три послания и Апокалипсис или Откровение. Апокалипсис написан во время заточения на острове Патмосе; Евангелие и послания – в Ефесе, в последние дни его жизни. Читая эти писания, нельзя не заметить, что они писаны учеником небесной и беспредельной Любви – И. Христа. См. Библ. Ист. Новозав. Ц. М. Фил. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Толк. Ев. от Иоан. и о Еванг. и Ев. Истории Арх. Мих. Руков. к чт. ап. посл. и Апок. Иван. Собор. посл. Ин. Бог. Полот. Сн. Herz. и Zell. Сн. Апок. i., Иоанн, прозванный Марком, апостол из 70-ти и Евангелист ( Деян.12:12, 25, 13:5, 13, 15:37–39 . 1Пет.5:13 . Кол.4:10 . 2Тим.4:11 . Флм.1:23 ). – Некоторые различают Иоанна Марка, спутника ап. Павла, и Евангелиста Марка, спутника Петрова (см. напр. Библ. Слов. Яцк. и Благ. Т. 2. стр. 75 и 194. и Месяц. Верш. Янв. 4. Апр. 25. Сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

8), невоздержание (cm. 11), неверие пророкам (18 cm.), нравственное легкомыслие (cm. 20), гордость (cm. 21) и несправедливость на суде (22 cm.). С 24–25 грозит нашествием сирийцев, что исполнилось при Ахазе с 23–30 нападением ассириан, которых опустошение приведет всех в ужас. Глава 6-я. Призвание Исайи к пророческому служению Cm. 1. Пророк рассказывает, что он удостоился видеть Господа Саваофа, сидящего на престоле в величественной славе и услышать от Него повеление идти с проповедью к народу Божьему. Название Иегова – Саваоф указывает на Бога Отца, но ев. Иоанн замечает, что Исайя видел славу Сына Божьего ( Иоан. 12, 40–41 ), а ап. Павел свидетельствует, что призвание Исайи было от Духа Святого ( Деян. 28, 25 – 26 ). Таким образом, пророк видел в Троице Единого Бога ( Иоан. 5, 7 ), на это указывает и тройственное славословие Серафимов: свят, свят, свят. Хотя повторение одного слова, по еврейскому употреблению, означает превосходную степень; но это бывает при сравнении, а Бог ни с кем сравниваться не может. Исполнъ долг славы Его, с евр. края одежды Его касались храма. Следовательно, явление было на небе, но слава Божия распространялась до храма. Антропоморфическое выражение: края одежды, 70 толковников объяснили в смысле величия Божия. Cm. 2. Слово Серафим с евр. – огненный, в смысле ревнителей о славе Божьей, поэтому серафимы являются всегда с песнью на устах, день и ночь славословят. Шесть крил, двумя закрывали серафимы лица свои от нестерпимого величия Божия, двумя закрывали ноги от людей, не могущих зреть величия Серафимов, и двумя летали. Свят – единый превысший всех не только в нравственном смысле, но и в умственном, следовательно – свят в смысле величия, – синоним словам: исполнь вся земля славы Его. Серафимы имели лицо человеческое, ибо говорили, имели руки и ноги. Cm. 4. Дом наполнися дыма – явление было во время вечерней жертвы хвалы, которая состояла в курении фимиама ( Исх. 30, 7–8 ). Cm. 5. Умилихся – пришел в восторг; евр. я погиб ( Быт. 32, 30 ). Cm.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010