На покупку истрачено 51 рубль 15 алтын. Приобретения продолжалось и при преемнике Матфея Флавиане. При нем было куплено 4 двора, но в числе покупок была одна, небывалая в предшествующей летописи монастыря. 13-го ноября 1615 (7124) года старец Амфилохий купил у кабацких целовальников Государева Ненокоцкого кабака Семена Ильина Бурого с товарищами (по указу царя Михаила Феодоровича и по приказу стольника и воеводы князя Петра Ивановича Пронского да Моисея Феодоровича Глебова да дьяка Василья Ларионова в Ненокоцком усолье Государев кабацкий двор с хоромами во дворе за 7 рублей с гривною московских 1353 . Кроме этого двора при Флавиане, были куплены: в 161 4 / 5 (7123) году у Бориса Авдеева сына (прозвище отцу его Третьяк Монатейников) дворовое место (в гостиной сотне) на Москве на Тверской улице у Золотой Решетки, возле кирилловского же монастырского подворья, в длину 15 сажень, поперег 10 сажен, за 15 рублей, и лавочное место в монатейном ряду «с Никольского кресца идучи в ряд на правой стороне подле Меншиковой лавки Огафонова» «а кремлю городу задом» за 5 рублей 1354 . 3-го ноября 1615 года у Семена Дементьева сына вологжанина крестьянами Кириллова монастыря Прокопием Володимеровым да Федором Ивановым – двор на Вологде, внутри города в Мироносицком сороку за 13 рублей 1355 . 4-ый двор был дан монастырю 11 декабря 1615 (7124) года по указания и челобитью игумена Флавиана, поданному воеводе Устюга Алексею Васильевичу Приимкову Ростовскому. Воевода и дьяк Иван Варганов велели игумену Флавиану на Устюге на посаде в городовой «осыпи» (т. е. насыпи?) на пустом дворовом месте поставить анбары. Место это было в длину к Вознесенской стороне и Спасской башне 20 сажен, а поперег 15 сажен 1356 . – Наконец, 30 июня 1615 года, по челобитью келаря Боголепа, Кириллову монастырю была выдана данная грамота на дворовое место в остроге на Белоозере, подле осыпи, отведенное монастырю еще ранее «для осадного времени» 1357 . В северных местностях расширялась главным образом монастырская недвижимость и при преемнике Флавиана Савватие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Правила сбора «пятины» не были точно определены и в разных регионах сборщики использовали разную методику для установления «пятой деньги». Для этого использовались выписи из таможенных книг, мирские разрубные списки, сборщики сами производили оценку животов и промыслов, торгов и устанавливали оклад. Важские пятинщики во главе с игуменом Ферапонтом запросили выписки из таможенных книг Вологды и Холмогор и на их основе стали требовать еще и 5-ю деньгу с торговых операций важан. После коллективной челобитной крестьян Важского уезда из Посольского приказа 2 марта 1615 г. важским пятинщикам была отправлена грамота о том, чтобы они не брали двойной пятины . В челобитной важских крестьян и в названной выше царской грамоте упоминается «государев стряпчий» Долмат Борняков, который одновременно с пятинщиками собирал в Важском уезде данные и оброчные деньги за прошлые 117 (1608/09) и 119 (1610/11) гг. С апреля по сентябрь 1614 г. несколько раз в расходной книге казначея Андреяна упоминается «боярин» Далмат (без указания отчества и фамилии). Казначей ездил к нему «по поручной в дане и оброке». При посещении его двора помимо всяких угощений только «поминком» ему преподнесли рубль и два алтына его «дворяном»; кроме того «за крестьян» ему дали еще полрубля, а «дворяном» 3 алтына 2 деньги (см. публикацию, документ 14). В архиве Богословского монастыря сохранилась отпись от 26 октября 1614 г., в которой зафиксировано, что монастырь заплатил 15 алтын за одну из своих деревень за полгода прошлого 119 (1610/11) г. Эти деньги шли в платеж 4 тыс. рублей, которые собирал Долмат Борняков . На следующий 1615 г. собирали дани и оброки по другим правилам. В грамоте от 20 сентября 1615 г. на Вагу воеводе Ивану Володимировичу Благово и Ивану Титову сообщается, что 20 июля 1615 г. по указу из Поместного приказа Федор Хрыпунов по окладной книге 122 (1613/14) г. и по росписи стал собирать со священников, диаконов, дьячков и крестьян с окладом более 10 рублей – 10-й рубль, а с меньшим – по две гривны с двора, «да по царскому указу он правит по новому дозору с сохи по 120 рублей, а их важские сохи в московские не поверстаны».

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Иконография Богоматери отличается большим разнообразием, чем иконография Христа. В апсидах византийских храмов Богоматерь нередко изображается сидящей на престоле, во фронтальной позе, с Младенцем на коленях. Из этой композиции развился иконографический тип «Одигитрия» («Путеводительница»), в котором Богородица представлена держащей на руках Младенца; Ее лик обращен к зрителю, правой рукой Она указывает на Младенца; лик Младенца также обращен к зрителю, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой руке свиток. Широко распространенный и один из наиболее древних иконографических типов – «Оранта» («Молящаяся»): Богородица изображена во фронтальной позе с воздетыми руками. Разновидностью «Оранты» является образ Богородицы как часть Деисиса: композиции, в центре которой изображен Спаситель, а по сторонам Божия Матерь и Иоанн Креститель. Греческое слово «деисис» (берок) буквально означает «моление»; на Руси такой тип стали ошибочно называть Деисусом, очевидно, имея в виду центральную роль Иисуса в композиции. Здесь Божия Матерь представлена, как правило, с простертыми руками, но не во фронтальной позе, а вполоборота к зрителю; Ее лик обращен ко Христу. Другой разновидностью «Оранты» являются изображения Богоматери, в том числе поясные, с Младенцем-Христом в медальоне: такой образ, получивший название Никопея («Дарующая победу»), впервые появляется на печатях императора Маврикия (582–602), он встречается, в частности, в росписях монастыря Преподобного Аполлония в Бауите (Египет) и церкви Санта-Мария Антиква в Риме (VIII в.), а также в росписях алтаря храма Святой Софии в Охриде (30-е гг. XI в.). На иконах типа «Элеуса» («Умиление») Богородица представлена обращенной лицом к Младенцу, нежно прильнувшему к Ее щеке и обнимающему Ее за шею: этот тип получает широкое распространение в Византии начиная с XII века. По мнению В. Лазарева, тип «Умиление» развился из типа «Одигитрия» в результате сближения голов Богоматери и Младенца, что позволило Ему обхватить Ее шею руками и прижаться к Ней Своей щекой. Одним из вариантов «Элеусы» является тип «Взыграние», известный начиная с XII века: здесь Младенец представлен играющим со Своей Матерью. Этот тип представлен, в частности, на синайской иконе XII века, на фреске алтарной преграды церкви в Старо-Нагоричино (Македония), расписанной в 1318 году, на многочисленных русских иконах. Другим вариантом типа «Умиление» можно считать тип «Галактотрофуса» («Млекопитательница»): здесь Богородица представлена питающей Младенца грудью. Впервые этот тип встречается в III веке в катакомбах Прискиллы; о нем упоминает в письме Льву Исавру папа Римский Григорий ; широкое распространение он получает в поздневизантийский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

557 . Слово пред молебствием по случаю пожалования... императором св. иконы в Виленский Пречистенский Собор, сказанное в этом Соборе высокопреосвященным Макарием, архиепископом Литовским и Виленским, 19 января 1869 года. – [Вильно]: Тип. Блю-мовича, Ценз. 1869. – 12 с. 558 . Слово при погребении присутствовавшего в Святейшем правительствующем Синоде преосвященнейшего Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского: Говорено инспектором С.-Петербургской Духовной Академии д-ром богословия архимандритом Макарием 23 янв. 1850 г. в Александре-Невской Лавре в Церкви Святаго Духа. – СПб.: Тип. Фишера, 1850. – 16 с. 559 . Слово, сказанное в церкви Харьковского университета преосвященным Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. 17 января 1866 года. – Харьков: Унив. тип., 1866, – 11с. – Отт. из: Духов, вестник. – 1866. 560 . Собрание нескольких слов архимандрита Макария, инспектора и профессора богословских наук в С.-Петербургской Духовной Академии. – СПб.: Тип. Мор. кадет, корпуса, 1847. – 143 с. 561 . Собрание слов и речей Макария. архиепископа Литовского и Виленского. – Новое изд., значит, доп./Изд. протоиер. А. Булгакова. – СПб.: Тип. Траншеля, 1869. – ГУ, 711, XI с., 1 л. портр. Литература о жизни и деятельности 562 . Абрамович Д.И. О трудах митрополита Макария (Булгакова) в области древней русской литературы. – Пг., 1918. – 15 с. – Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Рос. Акад. наук. – 1917. -Т. 22, кн. 2. 563 . Григорий (Воинов) . На память о высокопреосвященном митрополите Московском Макарии . – М.: Унив. тип., 1888. – Из: Правосл. обозрение. – 1888. – 5–6. 564 . Демидов В. Высокопреосвященный Макарии, митрополит Московский и Коломенский. Его жизнь, деятельность и взгляды на государство, общество, науку и религию. – СПб.: Тип. Хана, 1879. – 44 с. 565 . Добромыслов В.П. Макарии Булгаков , митрополит Московский как расколовед. – Рязань: Тип. Братства св. Василия, 1900–1901. – Отт. из: Миссион. сб. – 1900. – 3–6: 1901. 1–6. I: Митрополит Макарии как историк русского раскола старообрядчества. – 1900. – 101 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

125) Описание зданий, находящихся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. М. 1850. В тип. Кириллова. (12) 14 стр. 2-е дополненное издание. М. 1852. В тип. Волкова и Комп. (16) 22 стр. 126) День в Троицкой Лавре. Сочинение Николая Иванчина-Писарева. М. В тип. Семена. 1840. (8) 104 стр. Здесь сообщены не столько топографические, сколько исторические и археологические заметки, особенно в примечаниях, стр. 57–97. В конце помещена грамота царя Алексея Михайловича, 1661 года. 127) Описание монастыря Спасо-Вифанского и воспоминание о Московском митрополите Платоне. Н. Д. Горчакова. М. В тип. С. Селивановского. 1843. (8) 37 стр. Собственно о монастыре сказано весьма не много. 128) Описание крестного хождения из Троицко-Сергиевой Лавры, с иконою преподобного Сергия, изображенною на гробовой его доске, в Хотьков монастырь, в село Радонеж и другие окрестные места, по случаю эпидемич. болезни. Издание третье. М. В Унив. тип. 1850. (8) 14, 7 и 6 стр. В приложениях – два слова, говоренные в г. Кунгур священником тамошней Преображенской церкви Евгением Поповым , по случаю получения из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иконы препод. Сергия. После загл. листа – гравиров. копия с древнего образа препод. Сергия. 129) Древняя деревянная церковь в скиту Гефсиманском близ Троице-Сергиевой Лавры. М. В тип. Вед. Моск. Гор. Полиции. 1853. (4) 20 стр. С двумя видами. Симбирск. 130) Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря. М. В тип. В. Готье 1852. (8) 73 стр. Старицы (Тверск. губ.). 131) Историческая записка о селе Микулине-Городище, и древней, в нем находящейся, соборной каменной во имя св. Архангела Михаила церкви. Тверь. В тип. Губ. Правления 1852. (8) 26 стр. (Библиотека Географического Общества.) Местное теперешнее положение села. Начало и происхождение Микулина. Древность оного и свидетельство древности. Первобытное цветущее состояние. Число и именование бывших в Микулине церквей. Признаки бывших церквей. Михаило-Архангельская каменная церковь . Имена усопших и погребенных Микулинских князей. Определительное число оных. Находки при них. Судьба церкви с ее изменениями. В конце, со стр. 20, слово, произнесенное преосвященным Гавриилом, архиепископом Тверским и Кашинским, при освящении церкви, 17 сент. 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

31. Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующим на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. — СПб.: изд. В. Аскоченского, 1863. — 64 с. 32. Слово о чувственном и духовном видении духов и совещание души с умом. Составлено Игнатием, епископом бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующим на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. — СПб.: изд. В. Аскоченского, 1863. — 107 с. 33. Правила наружного поведения для новоначальных иноков, составлены епископом Игнатием, жительствующим на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. — СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. — 50, II с. 34. Прибавление к Слову о смерти. Взгляд на мнение западных о духах, аде и рае и особо дополнительные свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. Составлено Игнатием, епископом, жительствующим на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. — СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1864. — 64 с. 35. О молитве Иисусовой. Беседа между старцем и учеником его. — СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1867. — 156 с. 36. Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное. Сочинено другом для друга и для брата братом к взаимной пользе и сочинителя и читателя. — СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1867. — 119 с. 37. Судьбы Божии: Предсмертное творение епископа Игнатия (Брянчанинова), жительствовавшего на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии/[Предисл.] изд. П. А. Брянчанинова. — СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1867. — 50 с. 38. О терпении скорбей, учение святых Отцов, собранное епископом Игнатием, жительствовавшем на покое в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии/Предисл. П. А. Брянчанинова. — Ярославль: тип. Г. В. Фальк, 1868. — VI, 155 с. 39. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери. Составлено епископом Игнатием (Брянчаниновым). — Ярославль: тип. губ. зем. управы, 1869. — 46 с. 40. О монашестве: Разговор между православными христианами мирянином и монахом: Из соч. епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль: тип. губ. зем. управы, 1869. — 49 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сподвизаются с тобою, Максим, двое всеблаженных учеников, соделавшись общниками твоих подвигов, почему и получили равные с тобою награды. Акр. σ – υναθλοσι Вм. второго σο СМ. и печ. чит. σο ркп. Слав: состраждет тебе (тип. 99 сетражет ти, 125–128 —266— со стражета та, 98 и староп, страждут с тобою), Максиме, учеников (98 и староп, приб. твоих) двоица преблаженная (тип. 99 стрспцю врьста преслвьная, 125 оученикоу двоица всеславная, староп. и 98: пребогатая), твоим (98 приб. и) страданием приобщившеся (99 страстьм ти общьвася, 125–128 твоих страсп причащьшася): теьмже и почестей (99 венець 125 веньця) равно получиша (99 прият, 125 оулучиста, 98 улучиша, др. улучивше) Потоком твоей крови орошаемая. Церковь Христова произращает отцами преданный (от) божественного посева (твоего) догмат, преподобный. Акр. τ – . Конст. κ το θεου σπρου, прочие как С, – вм. σιε ркп. σιον, т. е. δγμα. Слав: Течением твоея крове напаяема Церковь (церкви) Христова прозябает (тип. процветаиет оче) отеческого предания божественное семя (тин. от бож. с мене) твоим учением (тип. твоими учении), преподобне (тип. оп.). Песнь V Собравший ведение предметов (о предметах) земных и небесных, Максим справедливо называется философом. Акр. Вм. νδκως 291 νδικος? справедливым философом? – Слав: разум земнородных собрав и небесных (тип. 99 разоумье земьныим видев и нбсныим, 125 др: иже разоума, земныих свкоупивый нбсныих, 98 др. иже разум земных) вправду (99 в истиноу, 125 др. правьдныи – νδικος, 98 др. праведно) философ именуется (99 бысть именован, 98 мудрец, 211. 213 любомудрец) Максим (99 Максиме). К мудрости высшей любовью ты, преславный Максим, явился вседоблестнейшим подражателем Христа твоего. Акр. σ – οφας. Вм. μενονος СМ и 292 прочие все μενω. Слав: Премудрости безмерным желанием (ρωτι – тип. 99: лоучшая любвью премоудрости, 125 премоудрости. др. премудростию – лоучьшая любовию, др. любовью) Христа твоего (98 др. своего, тип. опуск.) подобных (99 и хоу же, 125 др. сподобных) изряднейший (99 доблии, 125 др. вседолбии, 98 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда на великопостных часах читается паремия или Евангелие, тогда эти молитвы читаются после паремии и Евангелия. В Великом посту на 1-м часе (на котором не положено чтения из Лествичника) молитвы: «Стоны моя направи» и «Да исполнятся уста моя» поются на двух клиросах. Молитву: «Стоны моя направи» поют точно так, как антифоны степенны на утрени, т. е. молитва разделяется на три стиха, или части, и каждый стих поет сперва один дик, потом другой (в Типиконе и Триоди Постной указано, где начинается и оканчивается каждый стих). Молитва же: «Да исполнятся уста моя» поется без разделения ее трижды, велегласно и косно (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Великого поста). На великопостных часах в среду и пяток сырные не полагается пения сих молитв указанным образом, а бывает чтение их (Тип., послед. сырной среды), равно нет указания на это изложенное выше пение и в дни праздников великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, 9-го марта, аще день постен), ни в храмовые праздники (Тип., храм. гл. 34, 35-я) ни в день Благовещения (Тип., послед. 25-го марта). На крестопоклонной седмице в понедельник и среду на 1-м часе, вместо «Стопы моя», поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» и стихиры Кресту (Тип., послед. понедельника 4-й седмицы Великого поста) и бывает поклонение Кресту, хотя бы случился и храмовый праздник (Тип., храм, гл. 34 и послед. 25-го марта, аще в среду крестопоклонную). На тех часах, на которых читаются паремии (именно: на 6-м часе – в среду и пяток сырные; в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, З-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста; в понедельник, вторник, среду страстной седмицы; на 1-м часе – в страстной четверток и на всех царских часах), сряду после Богородична часов поется тропарь. На великопостных часах этот тропарь называется тропарем пророчества (Тип., послед. сырной среды и последование понедельника 1-й седмицы Великого поста) потому, что поется пред чтением пророчества и, по своему содержанию, имеет отношение к нему. На царских часах, на каждом часе поется по три тропаря, так что на всех часах поется двенадцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

190 Булгаковский передал в библиотеку Минской духовной семинарии: сборник «Пинчуки», 2 экз.; «Домик Петра Великого и его святыня в С.-Петербурге», 27 экз.; «За Веру, Царя и Отечество», 5 экз.; «Царица добродетелей», 1 экз.; «Знамение Божией Матери», 1 экз.; «Храм Божий и его священная важность для христиан», 1 экз.; «Практическое руководство к наглядному усвоению русского правописания», 1 экз.; «Русский солдат на войне», 1 экз.; «Полезные советы нижним чинам, увольняемым в запас армии», 1 экз. 191 Булгаковский Д., священник. У Бога все возможно. Замечательные события в жизни двух семейств. (Из недавнего прошлого). Свящ. Дмитрий Булгаковский. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 16 с. 192 Булгаковский Д., священник. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. – СПб.: Синод. тип., 1894. – 174, II с. 193 Булгаковский Д., священник. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. Изд. 2-е доп. – М.: А.Д. Ступин, 1902. – С. 2. 196 Булгаковский Д., священник. Из области таинственного. Рассказы о необыкновенных случаях. – СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1895. – 63 с. 197 Булгаковский Д., священник. Поразительные случаи явления умерших. Пятнадцать рассказов. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 64 с. 198 Булгаковский Д., священник. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 40 с., 1 л. карт. 199 Булгаковский Д., священник. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от неё чудеса. – СПб.: Тип. Э. Гоппе, 1896. – 39 с., ил. 200 Булгаковский Д., священник. Нижегородские легенды. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – 48 с. 201 Свято-Троицкий Иссык-Кульский миссионерский мужской монастырь Иссык-Кульского у. Семиреченской обл. открыт в 1885 г. с целью распространения православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников. Располагался в урочище Курмекты на северном берегу озера Иссык-Куль. 202 Булгаковский Д., священник. Иссык-Кульский православный миссионерский монастырь в Средней Азии. – СПб.: Тип. В.С. Балашева и Кº, 1896. – С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

М., стоящей с Младенцем на левой руке, затем сидящей, с тем же положением Младенца, вариант с Младенцем на правой руке и т. п.); 2) тип общий и древне-христианскому и романскому искусству представляет Б. М. держащую Младенца перед собою на коленях и известен в России под именем «Печерской»; 3) известный тип «Оранты»; 4) «Знамения» (Великой Панагии) – тип Оранты с медальоном Младенца или самим Младенцем по грудь на груди Матери; 5) Б. М. Деисусной; 6) Б. М., сидящей на престоле без Младенца и держащей руки, приподнятыми перед собою (тип Заступницы Небесной) и, наконец, 7) тип, который пока будем условно называть «Никейским» по тамошней мозаике 21 или «Никопейским», по чудотворному образу Венеции, и который изображает Б. М., стоящую и держащую Младенца обеими руками перед собою. Этого рода типы исчерпывают иконографию Б. М. во всех монументальных произведениях византийского искусства, но затем они же повторяются в миниатюрах и даже на монетах. Конечно, эти типы не исключают вариантов, возникающих в результате известных композиций, например, увенчивания Б. М. Царя и Царицы, обращения Богородицы к молебщику или ктитору и т. под. Возможно, впрочем, что на иных мелких вещах: эмалевых образках, вислых печатях (когда будут изданы и те и другие и точных снимках), будут открыты иные варианты и даже иные тины, как, например, указываемый ниже тип Б. М. с полулежащим Младенцем на руках, на афонской панагии. Издатель византийских вислых печатей академик Шлюмбергер 22 , делая обобщение типов Б. М., встречающихся на печатях, насчитывает всего также 7 или 8 типов и при этом те же самые, которые мы перечислили выше. Однако, в его перечне соединяются, во-первых, тип «Оранты» и «Знамения» (Панагии), а равно тип «Одигитрии» представляется в вариантах. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. 1 . Все эти типы (как то будет показано ниже в очерке сюжетов итало-критской иконописи) вошли в обиход греко-итальянской иконописи, а через нее, несомненно, и итальянской живописи, но наряду с ними, и отчасти под северными влияниями, в ней появились иные темы, стали популярными, и в свою очередь, перешли в иконопись греческую 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010