Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Фоме (Демчуку), епископу Гдовскому, викарию Псковской епархии 2 июля 2017 г. 15:40 2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, Патриаршем подворье в Котловке г. Москвы, и возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал владыку Фому на служение. Преосвященный епископ Фома! Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев членов Священного Синода Русской Православной Церкви, силой, действием и наитием Святого Утешителя Духа, возведен ты ныне в сан епископа. Во время совершения Таинства хиротонии по молитвам Церкви на тебе почила Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. И вот теперь ты предстоишь пред Всемогущим Господом и нами, ожидая Патриаршего наставления и вручения архиерейского жезла. До сего дня и часа ты шел путем, предначертанным тебе свыше: был воспитан в вере и благочестии, получил богословские знания, обрел опыт пастырского служения и административной работы. Но все эти важные этапы твоей биографии были лишь подготовкой к самому главному делу всей твоей последующей жизни к епископским трудам на ниве Христовой. Чего же ожидает от тебя Церковь? Что и как надлежит тебе делать, дабы оправдать оказанное Священноначалием высокое доверие? Синодальным постановлением тебе определено быть викарием Псковской епархии и трудиться под руководством митрополита Евсевия. Запомни: должным образом осуществлять свое призвание значит постоянно отвечать на Божий призыв, ибо этим призывом ты и привлечен был ныне к алтарю Господню возложением на тебя рук архиерейских во время хиротонии. И этот призыв ныне обращен к тебе. Посему внемли моему наставлению и постарайся неукоснительно исполнять все то, о чем я тебе сейчас скажу.

http://patriarchia.ru/db/text/4946080.ht...

Изобразив в возвышенных чертах величие и всемогущество Божие, Евфросин привел собеседников своих к мысли, что никто не может ни прибавить чего-либо к величию и славе Бога, ни убавить троичной славы Христа Он указал на тщетные попытки в этом отношении еретиков, отвергавших воплощение Божества или доказывавших тленность естества Христова. Проклятие и исчезновение, подобно дыму, было следствием этих безумных усилий такими средствами увеличить или умалить славу единосущной Троицы. – Поймите сказанное мною, врачи мои, – продолжал Евфросин, – и вразумитесь, что не следовало вам говорить такой неподобной вещи; мы-де прибавляем славы к божеству, а ты умаляешь ее. Говорю вам: ни мне умалить ее, ни вам умножить, но какова она есть, так и будет: Бог Слово без нетления с Плотию Христос, и в том живот бе, и живот бс свет человеком, и свет во тме светится, и тми его не объят. Евфросин рассказал собеседникам, откуда он заимствовал обычай двоения аллилуии, как в юности, еще до иночества, тревожило его недоумение об этом предмете, как напрасно искал он разъяснения дела у псковского духовенства, как ходил в Царьград и там нашел полное разрешение мучившего его вопроса. – Как держит великая церковь Константинаграда, – прибавил Евфросин, – так держу и я до исхода души своей тщусь совершить, удвояя божественную аллилуию. А вы откуда взяли троить ее? – Издревле, смотря друг на друга, так все и навыкли троить св. аллилуию, ибо так и подобает, потому что Бог в Троице прославляется. Где троится аллилуия, там есть совершенная Троица, Отец, Сын и Святым Дух, неразлучное божество и сила живоначального Слова Отча Христа Бога нашего. – Вы, братия, сказали тяжкое слово, будто я самочинно двою аллилуию и этим убавляю божество и не исполняю единосущной Троицы. Теперь вы знаете, что я взял это у вселенской церкви цареградской и что, напротив, вы сами самочинно, своим произволом уставили троить аллилуию. Спрошу вас еще об одном. Вы пришли вразумить меня и исправить мое нечестие, узнав, что я заблудился во тьме неведения: так молю вас, выведите меня на путь света и скажите мне силу, откройте утаенную глубину пресвятой аллилуии, покажите, какая премудрость лежит в ней и какой образ таинственно запечатлен в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но скажи, на которой стороне неточность? Я сказал: Вестимо в исправленных книгах неточность, а в старых печатных точность, потому что они старые. О. Павел ответил: А что ты думаешь о тех книгах, которые старее еще и тех, на которые ты ссылаешься, – каковы: Евангелие Остромирово, Мстиславово, Юрьевское и прочие древние рукописи харатейные? Они старее тех печатных книг, на которых ты утверждаешься; а в них имя Спасителя обретается с двумя гласными буквами Иисус. Притом же, надобно знать, что это имя еврейское и справедливо разрешить спор можно только при основательном знании еврейского языка, или расположиться на первые рукописные книги, писанные ближе к началу принятия русскими христианства. Я оставил и этот предмет; перешел к другому. – В церкви, говорю, латинская ересь, четверят аллилуия. Отец Павел сказал: Как четверят аллилуия? разскажи мне. Я ответил: Так,– четверят! трижды говорят аллилуия, а в четвертое слава тебе Боже! Аллилуия есть слово еврейское, а по- славянски, по сказанию Стоглавного собора, значит: слава тебе Боже, И так аллилуия и слава тебе Боже есть одно и то же, и посему сказать аллилуия трижды, а в четвертое слава тебе Боже, значить четверить аллилуия. Отец Павел: Стоглавный собор на чем основал свое определение о двойственной аллилуии? Я ответил: На откровении списателя жития преподобного Евфросина, которому явилась Пресвятая Богородица и изъяснила тайну аллилуии. А что Стоглавный собор действительно основался на откровении списателя жития преподобного Евфросина, о том сам этот собор повествует сице: «Известно уведехом от списателя жития преподобного Евфросина, нового чудотворца Псковского, как его ради молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубом аллилуия, и повеле православным христианам говорити сугубую аллилуию. а втретие слава тебе Боже». Итак вот основание двойственного аллилуия! Отец Павел: В откровении списателю жития преподобного Евфросина как растолковано еврейское слово аллилуия? Я ответил: В откровении списателю жития преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Приими, святитель Исаия, хвалу рабов недостойных и даруй нам безбедно переплыть неверное море сей жизни; вознеси за нас молитву к Богу и избавь от бед, гнетущих и ожидающих нас, да всегда величаем тебя» 237 . † Память о преподобном Исаии Печерском Жизнь пр. Исаии Печерского, нетленно почивающего в Антониевой пещере, не описана в патерике. У Кальнофойского он так обозначен: «преподобный старец Исаия трудолюбивый». Это даёт видеть, что подвигом жизни, которым препод. Исаия угодил Господу, был неутомимый труд, продолжавшийся и в старости. Он блаженно почил мая 15-го 1115 г. Память его совершается в обители 15-го мая по общей минее 238 . † Преставление преподобного Евфросина Псковского Родители преп. Евфросина, в мире Елеазара, были простые поселяне Псковского края 239 . Они желали, чтобы вступил он в брак, но он скрылся из дома их и на Снятной горе, что близ Пскова, принял монашество. Здесь он служил братии в поварне и пекарне и усердно молился Богу. Потом, по любви к безмолвию, удалился он на реку Толву и в 30-ти верстах от Пскова, построив себе келью, стал подвизаться в молитве и посте; это было в 1425 году 240 . Первым сожителем его в пустыни был инок Серапион; пробыв несколько времени у преподобного, он вздумал, без его благословения, строить себе келью на другом берегу Толвы, но наученный несчастием (повреждением ноги) остался навсегда послушником его 241 . Приходивших в пустыню Евфросин благословлял жить скитски. Когда число пустынников умножилось, по их просьбе Евфросин построил храм молитвы в честь трёх святителей, с тёплым приделом во имя преп. Онуфрия. Вместе с построением храма устроено было и общежитие. Преподобный был строг к себе, отказывал себе и в естественных утешениях. Раз пришла к нему мать, желая взглянуть на давно утраченного сына; Евфросин не отворил ей двери кельи своей, а упросил постричься где-либо в обители. По той же строгости к себе, не принял он на себя звания игумена, а предоставил его одному из учеников своих, сам же продолжал он жить уединённо. Благоговейные ученики почтили места уединённой молитвы его памятниками. Каменный крест сохраняет память о молитвах его в лесу, близ озера; деревянный столб на восточной стороне, за оградой обители, говорит о том же 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После сего прошло много времени, и мать преподобного проведала от некоторых людей о месте его пребывания. Взяв с собою все необходимое для путешествия, она пришла к тому месту на берегу реки Толвы, где жил преподобный. Подошедши к его шалашу, она стала просить его, говоря: – Дорогое чадо мое! Утешь старость матери твоей, покажи мне ангельское лицо твое, не дай мне со скорбью сойти в могилу, где почивают и отцы наши. Чрез щель святой Евфросин увидел мать свою и, узнав ее, сказал ей: – Не скорби, мать моя, уйди отсюда и не утруждай старости твоей. Если ты желаешь увидеть меня здесь, то не увидишь уже в той жизни. Иди же в монастырь и, подвизаясь, спаси душу твою. Так и не достигла мать преподобного исполнения своего желания. Со скорбью она ушла от него, поступила в один из монастырей и, проводя дни свои в благочестивых подвигах, оставалась в нем до самой кончины своей. Преподобный же Евфросин, доблестно и славно проведши жизнь свою, преставился ко Господу 3262 . 3257 Описание местности, из которой происходит преподобный, изложено так витиевато, что трудно доискаться смысла в словах. Местность эта названа островом вероятно потому, что на севере ее находится Финский залив и Ладожское озеро, соединяемые рекою Невою, на востоке протекает река Волхов, соединяющая Ладожское озеро и озеро Ильмень, а на западе находится Чудское озеро, соединяемое с Финским заливом рекою Наровою, и далее на юге – продолжение Чудского озера, озеро Псковское. Последнее сближается на юге с озером Ильменем реками Великою и Шелонью. На севере этой местности жили инородческие племена водь и ижора, а на западе – чудь, ливь и литовцы, а сама она была населена славянскими, которые и наименованы, надо думать «уделом Иафета». 3258 Виделебье – село в Псковском уезде. Оно было местом рождения и преподобного Никандра Псковского, память которого празднуется 24 сентября 3261 Разумеется Спасо-Великопустынский Елеазаров монастырь в Псковской губернии на реке Толве в 30 верстах от Пскова. 3262 Преподобный Евфросин скончался 15 мая 1481 г. 95 лет от роду. Мощи его сперва почивали в основанном им Спасо-Великопустынском Елеазаровом монастыре. Впоследствии этот монастырь был перенесен на гору, в нем была построена новая соборная каменная церковь во имя Трех Святителей и в нее были перенесены мощи преподобного, почивающие ныне под спудом близ стены за первым клиросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Евфросина, Псковского чудотворца Память 15 мая Святой мученик Елеазар 3256 происходил из великого острова России, между севером и западом находящегося в уделе Иафета, из северной страны, из окрестностей богохранимого великого города Пскова 3257 . Он родился и получил воспитание в селе Виделебьи 3258 , находящемся на расстоянии тридцати поприщ 3259 от города Пскова. Кто были по плоти его родители, неизвестно, известно только одно то, что он родился духовным рождением, и отцом он имел Бога, Который и родил его водою и Духом, а матерью его была православная отеческая Церковь , почему он и воспитан был в правой вере и наставлении. По достижении возраста родители отдали его в научение божественным книгам, и он вскоре настолько ясно уразумел божественные писания, что мог не только словесно изъяснить их, но и составлять собственные поучительные сочинения. При этом он изучил и философские науки, так что даже старики удивлялись его мудрости и с похвалою отзывались о нем. Никогда он не обнаруживал склонности ни к играм, ни зрелищам, но больше всего любил чтение божественных писаний и церковные песнопения, причем с юных лет стал предаваться строгому воздержанию, отказавшись совсем от употребления в пищу сладкого. Увидя такое воздержание отрока, родители говорили ему: – Сын наш! Зачем ты изнуряешь тело свое таким суровым образом жизни и этим причиняешь нам великую скорбь? – Родители мои, – отвечал на это отрок, – в Писании сказано, что пища и питье не приближают нас к Богу ( 1Кор.8:8 ), а только пост, молитва, чистота телесная и воздержание – вот что приближает нас к Богу. После сего родители Елеазара пожелали сочетать его законным браком, но рассудительный отрок убежал от родителей своих, как серна от тенет 3260 . Родители долго повсюду со слезами разыскивали его и нигде не могли найти, но благодать Божия хранила его. Вскоре отец его скончался, и мать осталась вдовою. Тогда милостивый Бог, хотящий всем людям спастись и в разум истины прийти, вложил в сердце его благую мысль о том, как бы ему устроить свое спасение и удалиться от мира. Эту мысль он немедленно же и исполнил. Отправившись в монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снежной горе, – так называлась местность на берегу реки Великой в расстоянии трех поприщ от города Пскова, – он от игумена этого монастыря принял иноческое пострижение, причем навсегда отказался от помыслов, влекущих к миру и всецело отдался обетам иноческого звания. При пострижении ему дано было имя Евфросина.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Так как наиболее важным основанием для двойственной аллилуия и в показании Никодима и вообще у старообрядцев служит определение Стоглавого собора, то мы и остановимся на нем прежде всего. Приведем это определение вполне. Во гл. 42-й Стоглава читается следующий «ответ о трегубой аллилуиа»: «Что во Пскове и во псковской земле по многим монастырем и церквам, да и в новгороцкой земле по многим же местом, доднесь говорили трегубую аллилуию, кроме апостольских и отеческих преданий. Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Евфросина Псковского нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубой аллилуии, и повеле православным хрестьяном говорит сугубую аллилуию, а третие слава тебе Боже. И того ради отныне всем православным хрестьяном говорит двоегубое аллилуие, а в третие слава тебе Боже, якоже святая соборная и апостольская церкви имея и предаде, а не трегубити аллилуии, якоже преже сего во Пскове говорили и по многим местом, а в четвертое приговаривали слава тебе Боже... Сия несть православных предание, но латынская ересь. И того ради не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а втретии слава тебе Боже. Понеже бо по-еврейски аллилуия, а по-нашему по-русски слава тебе Боже». Из сего постановления Стоглавого собора ясно, что в Новгородской земле и во Псковской святое аллилуиа троили до Стоглавого собора, и собор не глаголет, что это троение аллилуии в Псковской и Новгородской земле было недавним нововведением: «доднесь говорили трегубую аллилуию». Этим доказывается, что тройственное аллилуиа во времена Стоглавого собора во Пскове и Новгороде было древним преданием. Было ли тогда троение аллилуии в Москве, как оно существовало во Псковской и Новгородской землях? Было. Это доказывается ясно посланием Фотия митрополита Московского во Псков, где он повелевает святое аллилуиа троити, и пишет сице: «А что ми пишете о аллилуии на славах, сице глаголи: слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно в веки веком аминь, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже, аллилугиа, аллилугиа, аллилугиа, слава тобе Боже» 22 Святитель Фотий митрополит Московский не написал бы этого, если б у него в Москве не троили, а двоили аллилуиа. Таким образом, невольно засвидетельствовав древность трегубого аллилуия, Стоглавый собор затем не представляет свидетельств о древности сугубого аллилуиа, а утверждается точию на недавнем свидетельстве описателя жития преподобного Евфросина, глаголя: «Известно же уведехом от писателя жития преподобного отца нашего Евфросина Псковского нового чудотворца, как его ради святых молитв извести и запрети Пречистая Богородица о трегубой аллилуии и повеле православным хрестьяном говорити сугубую аллилуию, а третие слава тебе Боже. И тою ради отныне всем православным хрестьяном говорити двоегубое аллилуия, а в третие слава тебе Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 1764 г. Е. м. предполагалось упразднить, но в 1766 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу, в обитель переведена братия упраздненного Великопустынского Спасского мон-ря Псковского у., отчего Е. м. стал именоваться Великопустынским Спасо-Елеазаровым. В 1804 г. в Е. м. переведены насельники упраздненного Снетогорского мон-ря. В 1813 г. по просьбе псковских граждан и по определению имп. Александра I в честь победы в Отечественной войне Е. м. был возведен во 2-й класс, в 1906 г. преобразован в общежительную пустынь. Устав В Псковской земле Е. м. был 1-м общежительным «богорадным» мон-рем, т. е. без обязательного вклада при поступлении в него (РФА. Вып. 1. 33. С. 145-146; 40. С. 163-164). Зная по опыту жизни в Снетогорском мон-ре, как быстро забываются устные заветы, в 1457-1461 гг. по благословению архиеп. Евфимия II († 1458) и митр. Феодосия (1461-1464) прп. Евфросин составил Общежительный иноческий устав - древнейший из известных именной рус. общежительный устав. При его составлении были использованы сочинения святителей Василия Великого, Григория Двоеслова, преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Саввы Иерусалимского, Феодосия Великого и др., а также дисциплинарные грамоты и послания Снетогорскому мон-рю митр. Фотия (ок. 1417) и архиепископов Дионисия Суздальского (1382/83) и Симеона Новгородского. Устав разделен на автобиографическое вступление и 28 глав, имеющих краткие заглавия. Для предотвращения к.-л. изменений своего устава, опасаясь вмешательства извне в монастырские правила, как это произошло в Снетогорской обители, прп. Евфросин отметил во вступлении к Уставу самостоятельность Е. м. и независимость его «ни от святитель, ни от князя и никакоже от держащих кую либо власть и сан, аще и на благое дело». Согласно Н. И. Серебрянскому, по сравнению с др. монастырскими правилами Устав преподобного гораздо чаще встречается в древнерус. письменности XVI-XVII вв. В б-ках рус. мон-рей Устав стал появляться со 2-й пол. XVI в. Главное внимание Устав обращает на внутреннюю сторону монашеской жизни. Прп. Евфросин почти не останавливается на регламентации внешнего поведения монахов, делая основной упор на развитие духовного подвига братии, что дало возможность относить основателя Е. м. к предшественникам прп. Нила Сорского . Так, И. К. Смолич отмечает сходство представлений прп. Евфросина Псковского о повседневной жизни монаха с устроением иноческого жительства у прп. Нила: «...оба подвижника в сущности стремились к одной цели: устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения» ( Смолич. 1997. С. 160). Внешним же началом к духовному подвигу служили, по мнению преподобного, 2 основные добродетели - послушание игумену и нестяжание. Больше половины глав Устава (15 из 28) посвящено именно этим монашеским добродетелям.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Сия несть православных предания, но латинская ересь: не славят бо Троицу, но четверят, и Святаго Духа глаголют от Отца и от Сына исходяща, и тем раболепна Святаго Духа творят. И того ради не подобает святыя аллилуия трегубити, но дважды глаголати аллилуиа, аллилуиа, а в третий: слава тебе Боже. Понеже бо по-еврейски аллилуия, а по нашему по-русски – слава тебе Боже». Таким образом Стоглав, называя трегубую аллилуию ересью, утверждает свое постановление о сугубой аллилуйи на четырех основаниях. а) На свидетельстве писателя жития преп. Евфросина, будто бы сама пресв. Богородица запретила православным троить, а повелела двоить аллилуию. Но мы уже видели, что этот безвестный писатель не заслуживает никакого доверия что он влагает в уста пресв. Девы, будто бы являвшейся ему в сонном видении, такие слова, которые исполнены не только странных, но даже еретических мыслей, и что, по его собственному сознанию, он «от великих глагол Ея только мало нечто в растленной своей памяти удержал». Замечали также, что этот рассказ о явлении пресв. Богородицы первому списателю жития преп. Евфросина помещен собственно в сочинении уже второго жизнеописателя Евфросинова, клирика Василия, которое вообще содержит в себе много странностей, нелепостей, противоречий 141 . Можно ли верить таким свидетельствам? б) На предании святой соборной и апостольской Церкви. Но – аа) сам же Стоглав в этой главе свидетельствует, что по многим местам псковской и новгородской земли и по многим другим дотоле троили аллилуию; бб) из жития преп. Евфросина мы видели, что и в его время не только во псковской и новгородской, но и во всей земле Русской троили аллилуию; вв) первосвятитель Русской Церкви Фотий (в 1419 г.) и новгородский архиепископ Макарий (1526–1546), нарочито по вопросу об аллилуии, заповедали троить ее 142 ; гг) древние Богослужебные рукописные книги, греческие и русские, показывают, что в православной Церкви всегда троилась аллилуия 143 ; дд) московский Собор 1667 года, происходивший в присутствии Первосвятителей восточных, засвидетельствовал: «Святая Христова, восточная Церковь от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010