Подражая и соревнуя книжным представителям монашества греческого таковые же представители нашего русского монашества должны были бы с большим или меньшим усердием упражняться в слагании тех обширных и нарочитых списаний (трактатов и книг) нравоучительного и нравоучительно-аскетического характера, которых так много было произведено в Греции. Но подобные обширные и нарочитые списания были вовсе недоступны или непосильны для книжных представителей нашего монашества; они могли проявлять свою учительную способность только в списаниях более или менее кратких, в каковых действительно её и проявили. Эти краткие нравоучительные списания были слагаемы представителями нашего книжного монашества по двум побуждениям: или без всякого внешнего вызова, по собственной ревности простереть к целому обществу, какой-нибудь части общества и к отдельным лицам своё учительное слово, или же в ответ на обращённые к ним просьбы о преподании этого учительного слова. Писания, слагавшиеся в ответ на вызовы, по своей внешней форме, как это само собой явствует, суть послания, адресованные к известным лицам. Что касается до писаний, слагавшихся по собственной ревности, то они суть или слова безлично и вообще обращённые к целому обществу или те же послания, обращённые к известным лицам. Так как безличных учительных слов, авторы которых нам были бы положительно известны, сохранилось чрезвычайно немного, то мы скажем сначала о посланиях. Послания, быв писаны, как мы сейчас дали знать, или по собственной инициативе писавших или вследствие обращённых к ним вызовов, разделяются на два класса по характеру содержащегося в них учения: одни обращены к лицам правительственным и научают их как таковые; другие обращены или к частным лицам с целью их частного научения или же хотя и к лицам правительственным, но с целью их поучения не как правителей, а как частных людей. Послания первого класса сохранились до настоящего времени: от преподобного Кирилла Белозерского, от игумена Псковского Елизарова или Евфросинова монастыря Памфила, от преподобного Иосифа Волоколамского, от старца того же Елизарова монастыря Филофея и от одного неизвестного монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—46— О внешней деятельности и значении псковских монастырей автор отзывается еще скромнее: «Древнерусским монастырям принадлежала видная роль в распространении христианства, в деле русской колонизации, а также во внутренней областной жизни. Псковское монашество – за исключением псковопечерских монахов да елеазаровского старца Серапиона – со стороны миссионерской и колонизаторской деятельности почти неизвестно» (стр. 497). Вся его деятельность этого рода ограничивалась защитою православия от натиска латинской пропаганды (стр. 497). «Не занимая ни в церковной, ни в политической жизни высокого положения, признанного официально, псковские иноки не имели постоянного прямого воздействия на течение местной жизни. Всё зависело от нравственных качеств отдельных личностей, которые действительно приобретали иногда влияние на местное общество. Таковы были псковские подвижники Корнилий, Савва Крыпецкий, отчасти Евфросин, а также иноки его монастыря Филофей и Памфил. Общество дорожило их советами, уважало за их учительность, прислушивалось к их обличительному голосу. Но всё это – единичные явления. Вообще же местное монашество в общественной жизни занимало самое рядовое положение» (стр. 498). Выписанные тирады, по нашему мнению, дают наглядное доказательство присущей автору характерной черты как ученого историка – точности, умеренности в выводах. Автора, по-видимому, ни мало не смущает мысль, что потраченный им громадный труд на изучение истории псковского монашества привел его к таким неутешительным результатам о значении изучаемого им предмета. Видно, что внутренним его мотивом служила любовь к исторической истине, а не внешняя значимость исследуемого предмета. Этот же мотив без сомнения определил и взгляд автора на монашество вообще. Он с глубоким уважением относится к православному монашеству и если на долю его, как историка, пришлось в большинстве иметь дело с отрицательными сторонами монашества, то это обстоятельство возбуждает в нём не враждебное к нему отношение, а только – стремление изыскать и указать причины

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Есть ошибки в пользовании источниками, сторонними для главного вопроса автора. Он ссылается (на стр. 223) на «Предание учеником о жительстве скитском», принадлежащее Нилу Сорскому , между тем приводимый им текст взят из Надсловия к уставу преп. Нила, Надсловия, написанного учеником его Иннокентием Охлебиным (Архангельский, Нил Сорский , стр. 60, прим.). Ссылается автор на Новгородского летописца, которому будто бы принадлежат известные слова о черноризцах «их же ради молитв мир стоит». Между тем фраза эта содержится в предисловии к начальному киевскому своду, помещавшемся во многих летописных сводах и написанном, как доказано недавно академиком Шахматовым в Киеве между 1193 и 1196 годами (Извест. Отд. Рус. яз. и слов. И. Ак. Н. 1908 г, XIII, 1 кн., 232 стр.). Встречаются, правда редко, рискованные утверждения. Таково заявление г. Серебрянского, что Житие Евфросина в редакции Василия сохранилось в таком количестве списков, в каком мы не имеем, кажется, ни одного памятника древнерусской письменности (стр. 160). – В общем осторожный исследователь, умеющий разобраться в сложных вопросах, г. Серебрянский допускает иногда методологические промахи. В Повести о явлении святогорских икон сказано, что блаженный Тимофей, которому иконы явились, сослан в заточение по распоряжению Новгородского архиепископа и поэтому скончался мученически. Такому известию древней редакции повести автор произвольно предпочитает показание редакции новой, которая, умолчав о щекотливом факте, описывает смерть Тимофея, как следствие недуга от проповеди о новоявленных иконах («прииде в Нов-град, где занемогоше от трудов проповеди»… стр. 72). Но долг справедливости требует сказать, что часть отмеченных недочетов, и может быть значительная, могла произойти не по вине автора – не по недостатку его любознательности или усердия, а вследствие внешних условий, при которых ему пришлось работать. Свою диссертацию, нача- —40— тую на студенческой скамье, г. Серебрянский дописывал, т. е. заново перерабатывал, дополнял в провинции, вдали от рукописных собраний, не имея конечно под рукою всех справочных пособий и новейших научных изданий. Но если даже не принимать в расчет этих обстоятельств, то и в таком случае должно признать обширное исследование Н. И. Серебрянского добросовестной и очень ценной научной работой. Оно дает много нового материала, детально изученного и критически очищенного, в общем является по истории псковского монашества прекрасным трактатом, какого не хватало пока нашей литературе, и по всей справедливости заслуживает своему автору степень магистра богословия».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А в другом месте собор 1667 г. подчеркивает и причину неудачи Стоглавого собора в том, что на нем не было восточных представителей и он не получил благословения восточных патриархов, хотя, конечно, для поместного собора этого и не требовалось. И, так как по сознанию русских XVI b., Москва III Рим не только не нуждалась в греческих церковных советах, но и избегала их, как подозрительных по латинской (флорентийской) заразе, то язвительный упрек греков XVII b. без сомнения был своеобразной местью русским за их религиозную самоуверенность и превозношение. Это была в своем роде искусно и благовременно для греков разыгранная церемония постановки на колени всего периода русской автокефалии от 1449 до 1667 г., столь неприятной для греков. Заносчивой «простоте и невежеству» русской церкви задана была греками «непростыми», но тоже невежественными, унизительная секуция. Этого не делал в полемике с старообрядцами ни собор 1666 г., ни патр. Никон. Это могло быть делом только чужих рук. Иллюстрация того, теряющего меру национализма, который рождает в истории церкви плоды ненависти. За это греков ненавидят болгары, румыны, арабы. За несравненно меньшие промахи иногда ненавидят русских грузины и т. п. Греки здесь вошли в роль господ и выражались властно: «хощем убо мы и повелеваем», «толкуем же мы, два патриархи сие правило…» и «преслушающии же сию нашу заповедь и правило наказани да будут запрещением и отлучением»… Основания суждений Стоглавого собора и старообрядцев отвергались резко и беспощадно. Феодоритово слово о двуперстии «солгано от некиих суемудрых и сокровенных (!) еретиков». Имени их нельзя было найти и несуществовавшие еретики названы «сокровенными». Житие св. Евфросина Псковского (о сугубой аллилуйе) «писано от соннаго мечтания». Сказание о белом клобуке — «лживо и неправедно есть», а автор его Димитрий Толмач «писа от ветра главы своея». Русские епископы все эти обидные вещи подписали. Такова была их мера лояльности к царю, вставшему на базу греческого авторитета и лояльности к самим патриархам, как следствие своей научной беспомощности. Горькая расплата за покой невежества. А греки торжествовали. В письме к КПльскому патриарху они писали, что все это они учинили ad Majorem graecorum gloriam , что отныне царская милостыня «великому престолу» обеспечена. И вообще»…яко с нашим пришествием средостение вражды разрушися и повсядневнаго плена извет погибе. Воеже бы паки надеятися нам приити ко прежней нашей свободе, чести и славе, юже древле имехом. Понеже зде неции со своими буйствы и неистовствы обезчестиша рода нашего преизящную светлость, того ради сотворишася у вельмож достойни презрения и отвержения. Обаче тщахомся и по вся дни молим, да извергнутся из среды и весьма отложатся уметы, чести ради общия и лепоты рода нашего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В 2000 г. Е. м. был передан РПЦ. По благословению архиеп. Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) мон-рь возобновлен как женский. 5 мая 2000 г. в Е. м. было начато чтение неусыпаемой Псалтири. 28 мая 2000 г., в день памяти прп. Евфросина, состоялась 1-я архиерейская служба: еп. Псковский Евсевий освятил храм во имя прмц. Елисаветы Феодоровны на 1-м этаже Богородице-Рождественского придела. В Е. м. была принесена частица мощей прп. Гавриила (Зырянова). Отремонтированы Трехсвятительский собор (2-я пол. XVI - нач. XIX в.), келейный корпус (1904), каменная ограда, построен игуменский корпус. Архитектурный ансамбль мон-ря находится под охраной как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР 1327 от 30 авг. 1960). Среди святынь Е. м. - почитаемая надгробная икона прп. Евфросина (2-я пол. XIX в.), находящаяся на вост. стене Богородице-Рождественского придела, чтимые иконы прп. Евфросина и прп. Серапиона (кон. XIX - нач. XX в.) в притворе Елисаветинского придела. Место захоронения прп. Евфросина после 1920 г. утрачено. К 2008 г. в Е. м. проживали неск. насельниц, настоятельница с 11 авг. 2000 г.- мон. Елисавета (Беляева). Арх.: ГА Псковской обл. (Филиал в г. Великие Луки). Ф. 340. Спасо-Елеазаров муж. мон-рь. Ист.: Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 4. С. 67-119; Серебрянский Н. И. Житие прп. Евфросина Псковского: (Первонач. ред.). СПб., 1909. (ПДП; 173); Охотникова В. И. Краткая редакция Жития Евфросина Псковского: (Из сб. РГБ. Больш. 422)//Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Псков, 1999. С. 237-258; она же. Краткая редакция Жития Евфросина Псковского по ркп. из собр. Овчинникова (РГБ)//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 600-614; она же. Псковская агиография XIV-XVII вв.: (Исслед. и тексты). СПб., 2007. Т. 2. С. 48-103, 153-230, 251-256, 269-273, 278-280, 292-301, 315-327; Древнерусские иноческие уставы/Сост. и предисл.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 38-57. Лит.: Иосиф (Баженов), иером. Описание Спасо-Елеазаровского мон-ря. СПб., 1858; То же//Святыни и древности Псковского уезда: По дореволюционным источникам.

http://pravenc.ru/text/189691.html

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в столичном храме преподобной Евфросинии июля 2017 В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, 2 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего подворья в Котловке (Москва) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , архиепископы Сергиево-Посадский Феогност, Солнечногорский Сергий и другие архиереи, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской иеромонах Клавдиан (Сафонов) и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей, делегация духовенства и мирян Псковской митрополии, члены молодежного клуба " Евдокия " при храме преподобной Евфросинии Московской, студенты Московского финансово-юридического университета. Предстоятель возглавил хиротонию архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского, викария Псковской епархии, а также рукоположил диакона Андрея Матвеева, клирика храма Живоначальной Троицы в Карачарове, во пресвитера. В дар храму Святейший Патриарх передал икону Божией Матери " Утоли моя печали " . Состоялось вручение церковных наград во внимание к помощи в строительстве храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. Храм преподобной Евфросинии Московской в Котловке был построен в 2002-2012 годы. Место для храма было выбрано не случайно - на территории современного района Котловка было имение великой княгини Московской Евдокии (в иночестве Евфросинии) под названием Котлы. Верхний храм освящен в честь преподобной Евфросинии Московской, нижний - в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. ИА " Вода живая " - Патриархия.ру, 02.07.17 Поделиться 26 февраля 2019 26 февраля 2019 25 февраля 2019 20 февраля 2019 1 февраля 2019 31 января 2019 30 января 2019 27 января 2019 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОСИФЕЙ Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) Прп. Досифей Верхнеостровский. Икона. Посл. треть XIX в. (Петропавловская ц. на о-ве Белов) (Дорофей) (XV в.), прп. (пам. 8 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Верхнеостровский, Псковский, ученик прп. Евфросина Псковского († 1481), основатель и игумен Петропавловского Верхнеостровского мон-ря на о-ве Верхнем (совр. Белов, один из Талабских о-вов на Псковском оз.); по преданию, остров в пору основания там обители был покрыт непроходимыми лесами и служил пристанищем разбойникам. Житие или проложная память Д. неизвестны. Д. назван в Житии прп. Евфросина, составленном ок. 1547 г. псковским свящ. Василием (Варлаамом ), наряду с др. учениками прп. Евфросина - основателями мон-рей преподобными Саввой Крыпецким и Иларионом Гдовским : «Учеником его разшедшимся по местом проразсужением духовнаго их настоятеля… и тамо честныа обители въздвигшим в славу Христову съжительствовати иноческому чину… глаголю чюднаго отца Досифиа, създавшаго обитель честну святых апостол Петра и Павла на сожительство иночествующим о Христе братии в пустыни над Великим езером, на острове, зовом Верхнем» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. С. 164). В дореволюционной лит-ре встречается мнение, что Петропавловский мон-рь был основан Д. ок. 1470 г., однако Житием прп. Евфросина эта дата не подтверждается. По предположению Н. И. Серебрянского , данный мон-рь, как и др. обители, созданные учениками прп. Евфросина, был устроен «на началах строго общежительных правил», что и обусловливает, несмотря на небольшие размеры этих мон-рей, их известность, о к-рой писал автор Жития прп. Евфросина: «И доныне суть тые честные обители всеми видими, благодатию Христовою, яко светила, сияют во Псковской стране и молитвами преподобных отец» (Там же).

http://pravenc.ru/text/180309.html

71. Ва­силий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдает за достоверные («якоже неции поведают в него обители о нем») и которые на самом деле не отли­чаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий) говорит, что Евфросин скончался в 1481 г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Фео­фила, который занимал кафедру с 1471 г. по 1480, см. запись на руко­писи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретенных Румянцевским Музеем от Пискарева, – по каталогу Викторова 59, и духовное завещание Евфросина в Акт-Экспед. I, 108. Принимая, что Евфросин скончался в 1480 г., лет 90-ста, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410 г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431 г. 958 Правосл. Собеседн. стр. 141 нач. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425 г. приходил к митр. Фотию послом от псковского духовенства, – Памятнн. Павл. col. 427. Относительно про­звания его столпом сравн. отзыв архиепископа Геннадия о митр. Спири­доне Сатане: «сей человек в нынешние роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания». Когда автор жития гово­рит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду. 959 В главе: «О подании (милостыни) от обители»: «Слышахом от самовидец, яко в Святей горе и в прочих великих обителии от древних святых отец прияли устав»... (Афанасий был современни­ком Евфросина, и весьма возможно, что именно он был тем само­видцем, от которого последний имел сведения об Афоне). А если в том же уставе Евфросин говорит, что «12 кошниц (оставшихся от напитания Христом пяти тысяч народа) и доныне благодатью Христо­вой схранени суть в Цареграде на показание последнему роду сему» (в главе: «О потребах»), то это нисколько не составляет свидетельства о том, что Евфросин был в Константинополе: о наших кошницах говорят все паломники константинопольские (паломники, которых мог читать Евфросин: архиепископ Антоний, Стефан новгородец, иеродиа­кон Зосима) и об этом читается в Прологе и Минее под 11 мая, в сказании об «обновлении» Константинополя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

71. Василий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдает за достоверные («якоже неции поведают в него обители о нем») и которые на самом деле не отличаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий) говорит, что Евфросин скончался в 1481 г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Феофила, который занимал кафедру с 1471 г. по 1480, см. запись на рукописи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретенных Румянцевским Музеем от Пискарева, – но каталогу Викторова 59, и духовное завещание Евфросина в Акт. Экспед. I, 108. Принимая, что Евфросин скончался в 1480 г., лет 90-ста, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431 г. 95 Правосл. Собеседн. стр. 141 нач. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425 г. приходил к митр. Фотию послом от псковского духовенства, – Памятнн. Павл. col 427. Относительно прозвания его столпом сравн. отзыв архиепископа Геннадия о митр. Спиридоне Сатане: «сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания». Когда автор жития говорит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду. 96 В главе: «О подании (милостыни) от обители»: «Слышахом от самовидец, яко в Святей горе и в прочих великих обителии от древних святых отец прияли устав»... (Афанасий был современником Евфросина, и весьма возможно, что именно он был тем самовидцем, от которого последний имел сведения об Афоне). А если в том же уставе Евфросин говорит, что «12 кошниц (оставшихся от напитания Христом пяти тысяч народа) и доныне благодатию Христовою съхранени суть в Цареграде на показание последнему роду сему» (в глав?е: «О потребах»), то это нисколько не составляет свидетельства о том, что Евфросин был в Константинополе: о наших кошницах говорят все паломники константинопольские (паломники, которых мог читать Евфросин: архиепископ Антоний, Стефан новгородец, иеродиакон Зосима) и об этом читается в Прологе и Минее под 11 Мая, в сказании об «обновлении» Константинополя, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Спасо-Елеазаровский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Елеазаров во имя святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Спасо-Елеазаров монастырь — православный женский (ранее мужской) монастырь в деревне Елизарово Псковского района Псковской области, Псковской епархии. До 1906 года именовался: мужской, 2-го класса. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 25 километрах к северу от Пскова, близ Гдовской дороги и Псковского озера стоит Спасо-Елеазаровский монастырь, основанный прп. Евфросином, Псковским чудотворцем. Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь не самая известная монашеская обитель, но по значимости для России, для судеб человечества он занимает особое место в мировой истории. Именно сюда, в пустынный, среди лесов расположенный монастырь, как эстафета преемственности была принесена Цареградская икона Божией Матери - дар Константинопольского Патриарха Геннадия II. Здесь столетие спустя старец Филофей сформулировал идею вселенской ответственности России за православие, за человечество: " Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быти " . Место, где ныне находится Спасо-Елеазаровская обитель, Богом благословенное для монашеской жизни. В давние времена, по преданию, поселились здесь сестры псковского Иоанновского монастыря, но пустынническая жизнь оказалась непосильной для сестер. Спустя десятилетия на это место был призван монах из Снетогорского монастыря Евфросин. Произошло это в 1425 году. Преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, родом из села псковского села Виделибье, получил хорошее образование. Поступил в Снетогорский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Евфросин. Он был книжником и богословом. Для выяснения вопросов, связанных с отправлением богослужения, преподобный Евфросин пешком ходил в Константинополь и там был принят самим Константинопольским Патриархом. Позднее Патриарх Геннадий II Схоларий на благословение обители подарил Цареградскую икону Божией Матери. За четыре столетия до этого события, когда началось разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, именуемый Пречистенским, и до сей поры он несет людям исцеления.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Елеазаро...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010