Приношу благодарность всем, кто имел попечение о мне на разных этапах моей жизни — своим родителям Александру Александровичу (ныне покойному) и Галине Степановне Моисеевым, крестному отцу Владимиру Алексеевичу Воропаеву, заложившему во мне основы христианского мировоззрения, профессорам, преподавателям и наставникам Московской духовной академии. Особо хотел бы поблагодарить священнослужителей, в разное время помогавших мне духовным советом и наставлением, — протоиереям Артемию Владимирову, Владимиру Чувикину, Максиму Козлову и Александру Тузкову, архимандриту Феофилакту (Безукладникову) , а также Высокопреосвященным митрополитам Таллинскому и всея Эстонии Евгению , Калужскому и Боровскому Клименту , Тульскому и Ефремовскому Алексию и Воскресенскому Дионисию . Ваше Святейшество, глубокочтимые архипастыри! Принимая ныне свершившееся избрание во епископа как жребий, который выпал мне по неизреченному Божественному смотрению, прошу не оставлять меня своим попечением и наставлением. В этот трепетный для меня момент испрашиваю ваших святых молитв, дабы Господь укрепил меня в предстоящем мне высоком и ответственном служении архипастыря Церкви Христовой. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/5909475.ht...

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

Примечание. «И входим в трапезу, вкушаем же вина и елеа, ради святаго. Сие прияхом в Лавре преподобнаго отца нашего Саввы, и киновии преподобнаго Великаго Евфимия: но не творим сего ныне за честность дне, обаче ядим варение с сливами без елеа, и армеа: произволяющии же ядят сухоядение, якоже и в среду» (Типикон, гл. 49, «В пяток вечера седмицы]»). 1 В 2023 году в субботу 3-й седмицы может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. В этом случае библейские песни на утрене субботы 3-й седмицы должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...». 2 В текущем году на пятницу 6-й седмицы приходится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом случае библейские песни на утрене должны будут петься в праздничной редакции «Поем Господеви...», что делает невозможным выполнение данной рекомендации на 6-й седмице Великого поста. 3 Данная рекомендация относится также и к пятнице 3-й седмицы поста, если в субботу 3-й седмицы будет совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Ср.: Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; 24 марта, 3-е и 4-е «зри». 4 В службе Октоиха 1–7 гласов 1-й мученичен находится в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» (см. в Октоихе в пяток вечера); остальные три мученична – во 2-й группе стихир. [В службе 8-го гласа расположение текстов иное: в 1-й группе стихир на «Господи, воззвах» даны 3 мученична, а четвертого мученична нет (2-я группа стихир не содержит мученичнов). Таким образом, при совершении службы Октоиха 8-го гласа следует петь мученичны 1-й группы стихир, повторяя первый из них: «Мученицы Господни...».] 5 В «Службах первой седмицы Великого поста» (М., 1984. С. 214) перед 142-м псалмом указывается возглас: «Благословен Бог наш...» и «Приидите, поклонимся...» (3). 6 См. Типикон, 24 февраля, 9-я Маркова глава; Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава; ср. Типикон, 9 марта, 1-я Маркова глава; 24 февраля, 8-я Маркова глава, 31-я и 32-я Храмовые главы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-03/

Лат. пер.: Vita et mores (viri) theophori beati partis nostri Serapionis. Vie de s. Serapion de Zarzma/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes. 14 .151). 159–167; 168–207. Иованэ-Зосимэ Синай, ум. ок. 987. Грузинский гимнограф, поэт и переписчик, подвизавшийся в Палестине, в лавре Саввы Освященного, а затем на Синайской горе. 232 . 458 . [Иоанэ-Зосимэ. Хвала и слава грузинского языка//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 458. (Пророчество о груз. языке, содержащееся в нескольких синайских кодексах конца X в., обнаружили и опубликовали в начале XX в. А. Цагарели и Н. Марр)]. Иованэ (Иоанн) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) Ум. X в., пам. 12/25 июля. Основатель, строитель и первый настоятель Афонского Иверского монастыря, отец Евфимия Афонского. 233 . 1960 . 503. [Эзра Афонский. Похвала святого отца нашего Иованэ Грузина, который построил на Святой Горе великую Лавру Грузинскую//Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). (Канон св. Иоанну, сост. аф. монахом и гимнографом XI в.)]. Эптвимэ (Евфимий) Афонский (Атонели, Иверский, Грузинский, Святогорец) ПБЭ 1904. 5. 267; LCI 6, 201 Ок. 955–1028, пам. 12/25 июля. Строитель и второй настоятель Афонского Иверского монастыря. Житие и церковное почитание 234 . . 1882. 401–432. [//Рай Грузии. 14 .79). 401–432. Первое изд. (по рукописи 170 Тифлисского Церковного Археологического Музея) Жития Свв. Иоанна и Евфимия, написанного Георгием Святогорцем (ум. 1065)]. 235 . 1946 . [Житие Свв. Иоанна и Евфимия, написанное Георгием Святогорцем/Крит. изд., подг. текста Джавахишвили Ив., ред. Шанидзе А. Тбилиси 1946. (Пространная версия по рукописям А-558, 170, 176 и Н-2077)]. 1959. 72. 448–450. 236 . 1960 . 292–336. [Чвени саундже (Наша сокровищница). 14 .82). 292–336. 2-е крит. изд. указ. Жития (по древнейшей ркп S-353 (XI в.) Тбилисского Института рукописей, с исп. ркп А-170)]. Рус. пер.: Георгий Святогорец. Житие блаженных отцов наших Иованэ и Эптвимэ и известие достойного жительства их, написанное убогим Гиорги иеромонахом/Пер. с древнегруз. свящ. Иосифа Зетеишвили//Символ. 1995. 34. 357–374; 1996. 35. 281–298. [По вышеуказ. 2-му крит. изд. оригинала С. Кубанеишвили, со ссылками на лат. пер. о. П. Пеетерса 14 .151)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

первым известным гравированным нотным изданием является «Литургия св. Иоанна Златоустого на карталино-кахетинский распев», положенная на ноты А. Бенашвили и напечатанная Г. Татишвили в Тифлисе в 1885 г. По сведениям игум. исп. Евфимия (Кереселидзе) , основателем 1-й специализированной нотной типографии был Максиме Шарадзе, ему помогали св. прав. Илия Чавчавадзе и Александр Хаханашвили. Чавчавадзе направил письмо находившемуся в Москве Хаханашвили с просьбой о приобретении оборудования для наборной нотной печати, и 10 дек. 1891 г. типография Шарадзе получила «первые в Грузии буквы нот» (НЦРГ. Q. 840. С. 29). В типографии Шарадзе в 1895 г. вышла «Литургия Иоанна Златоустого для священников и архиереев» 1: партитура и голоса), записанная с голосов А. Думбадзе, Д. Чалаганидзе, протодиак. Раждена Хундадзе, И. Церетели, М. Накашидзе и свящ. Нестора Контридзе и положенная на ноты Ф. И. Коридзе . В 1897 г. была напечатана «Вечерня» (положена на ноты свящ. Василием Карбелашвили ) - 1-я ч. изд. «Карталино-кахетинский распев на «карбеловский лад»» (согласно традиции певческой школы семьи Карбелашвили), в 1899 г.- «Песнопения праздника Рождества» (изд.: свящ. Полиевкт Карбелашвили, А. Молодинашвили), «Песнопения чина погребения» 3; положены на ноты Коридзе) и «Грузинские песнопения: (Карталино-кахетинский распев): Литургия св. Иоанна Златоустого, записанная на ноты М. М. Ипполитовым-Ивановым от братьев священников П. и В. Карбелашвили, А. Молодинашвили и Г. Мгебришвили». Позднее Коридзе подготовил «Песнопения литургии Преждеосвященных, литургии св. Василия Великого, чина рукоположения во священника, чина венчания» (1901. 2) и «Песнопения Пасхи» (1904. 4). Предположительно до 1907 г. Коридзе на средства Шарадзе, Е. С. Кереселидзе (впосл. игум. исп. Евфимий) и В. Гдзелидзе (совладелец типографии) отправился в Озургети для записи песнопений в исполнении семьи Думбадзе . Эта работа продолжалась до 1910 г. После смерти Шарадзе в 1907 г. владельцем типографии стал Кереселидзе. В 1908 г. был издан сб. «Праздничные причастны», в 1911 г.- «Праздничные песнопения литургии» 5; записаны Коридзе по распоряжению свт. Гавриила (Кикодзе) ), в 1911 - песнопения литургий св. Иоанна Златоустого, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров, записанные свящ. Ражденом Хундадзе.

http://pravenc.ru/text/293876.html

1202 Например, житие Феодора Эд., 7, 54 и 60; Procopius, Anecd., 14, 15, 16; житие Михаила Мал., 557; Феофана Исп., 223, и т. д. 1203 Кедрин, (о наводнении полей рабами-агарянами после завоевания Крита Никифором Фокой) II, 341; житие Ипатия, 270. 1214 Syn. Eccl. C -pol., 851 (монаст., основан женой Константина V); житие патр. Евфимия, 17 (пожалование Львом VI виноградника); жит. Илариона Груз. (Anal. Boll. 32:264): пожалование полей, метохиев, лесов и лавок в К-поле Василием I монастырю Илариона; ж. Христодула Патм., 126 (пожалование владений на о. Косе и о. Лемносе Алексеем Комниным). 1215 Например, Никона Метоноите, 191; житие Кирилла Филеота, 311 (Хрисовул Алексея Комнина об иммунитете монастырю святого). 1220 Агиография даёт любопытнейшие цифры. В монастыре Илариона В. было 3.000 братий (житие, 116); в монастырях Пахомия В. – 7.000 (Палладий, 93); в других египетских монастырях от 400 до 5.000 (ibid., 24, 25, 52, 96, 151:153); в монастыре Евпраксии Фив. – 104 монахини (ж., 921); Евфросинии Алекс. – 350 (ж., 198); в Раифе – 43 чел. (Combefs, Ill. Chr. mart. lect. triumphi, 107); в Фракийском монастыре – 80 (житие Ипатия Руф., 251); в к-поль. монастыре Вассиана – 300 чел. (Syn. Eccl. C -pol., 127); в обители Марии-Марина – 40 монахов (Migne, 115:349); в монастыре около Эдессы – 40 мон. (ж. Феодора Эд., 65); в монастыре пр. Петра – 150 чел. (Syn. Eccl. C -pol., 123–124): Никифора Мил. – 70–80 чел. (ж. 150:151); на Афоне при пр. Афанасии – 3.000 чел. (ж. 103). 1221 Ср. метохии монастыря Евстратия Авгар.: житие, 376, 377, 383, 388, 397; метохии монастыря Мелетия Нов., занявшие постепенно всю гору, числом до 22 и общим населением в 200–300 чел., (житие Мелетия, 18, 19:21); метохий монастыря Никона Мет., (житие, 194–206). 1222 Таков Фракийский монастырь, упоминаемый в жит. Ипатия Руф., 251; стены около монастыря Лазаря Галесий. житие последнего, стр. 551; ср. жит. Феодора Эдесс., 65. 1223 См. Палладий, 25; жития: Симеона Дивногорца, 3076, 3077, 3080; Феодора Эдесс., 65; Матроны Перг., 792; Афанасия Аф., 32: Ипатия Руф., 273.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

640 Иоанна Мосха, Луг духовный, гл. 17; Migne, P. G. LXXXVII, 2865; р. п. 23. Из жития Кириака Отшельника (2-ой пол. V в.) видно, что братия монастыря Евфимия Вел., расходившаяся на четыредесятницу по пустыне, получали из монастыря святые Тайны каждое воскресенье до вербной, когда возвращались в монастырь. Житие Вириака Отшельника, изд. И. Помяловским в Пам. Общ. Л. Др. П., стр. 4–5. 641 Руфина, Ист. мон., гл. 7, Migne, P. L. XXI, 418, р. п. 49–50. Ср. Лавсаик, Migne, P. G. XXXIV, 1147; р. п. 167. 643 Письмо к Кесарии, Migne, P. G. XXXII. р. п. VI, 200–201. Кириак Отшельник в пустыне приобщает св. Таин заболевшего ученика (Житие; стр. 8). Преп. Луке (подвизался ок. Этны, † ок. 800 или 820) предстоятель Коринфа сообщил и чин приобщения запасными дарами. Проф. H. С. Суворов, К вопросу о тайн. исп. и духовниках, 96–98. 644 Migne, P. G. XCXI, 647; р. п. Добротолюбие, IV, 600 ср. Огласит. поуч., изд. Опт. пуст., 221. Преп. Феодор свидетельствует, что относительно обязательности ежедневного приобщения для отшельников он узнал из восточных писателей-аскетов (Migne, P. G. XCIX, 1116 – epist. I. 1, ер. 57: р. п. I, 323). В епитимиях преп. Феодора Студита (может быть впрочем не принадлежащих ему) содержатся правила о причащении, мало согласные между собой. Одно гласит: „если кто в день литургии не причащается, пусть скажет причину; если же не скажет, пусть постится до позднего, сделав 50 поклонов” (Migne Ibid. 1753, пр. 31). В другом более слабое требование: „кто сверх 40 дней без епитимии остаётся не причащённым, пусть скажет причину, и если окажется, что он сделал это по нерадению, епитимия 40 дней” (Ibid. 1749, пр. 6). Великим постом студийская братия по-видимому приобщалась ежедневно. По крайней мере в поучении на 2-ую неделю преп. Феодор обращается к монахам: „не причащаемся ли мы каждый день пречистого Его Тела и Крови”. Migne, P. G. XCIX, 587; р. п. Огл. поуч. 194. 645 Руфина, Ист. мои. VII, Migne, P. L. XXI, 419; р. п. 51: ср. Лавсаик. Ibid. P. G. XXXIV, 1118; р. п. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однажды Сапор, царь Персидский, призвал еп. Симеона (в 341 или 344 г.) и стал увещевать отречься от Христа и поклониться солнцу. Но Симеон решительно отказался. «Почему ты теперь не повинуешься власти моей, если до сих пор был верен мне?» – спросил царь. – Пока я мог исполнять повеления твои, не изменяя Богу моему, я во всем был тебе послушен, – ответил епископ, – но ты требуешь теперь, чтобы я поклонился солнцу: это противно заповедям Бога моего, и я готов лучше умереть. Так. обр. даже при языческих императорах совместимы были обязанности гражданские и христианские, а наши раскольники-безпоповцы и сектанты-штундисты при христианских императорах считают несовместимыми законы и формы общегосударственной жизни. 18. П. Иоанна, ученика св. Григория декаполита ; св. Космы, еп. халкидонского; пр. Авксентия; мч.: Виктора, Зотика, Зиона, Акипдина, Севергана, Иоанна нового; пр. Евфимия, Антония и Феликса корельск.; ик. Б. М. Максимовской. 19. П. Иоанна ветхопещерн., Георгия исп.; мч. Христофора, Феоны, Антонина; п: Никифора, Трифона патр. константиноп. 20. П. Феодора трихины (т. е. власяничника). Анастасия игум., блаж. Григория и Анастасия, патр. антиох.; преставление Александра ошевенск.; муч. младен. Гавриила. В житии пр. Александра Ошевенского († 1479 г.), написанном в 1567 г., составитель его, ученик преподобного, иеромонах Феодосий, рассказывает, что видел во сне преп. Александра, который сильно упрекал его за неисполнение обещания написать житие и, проснувшись, заметил, что десная рука его ослабела, «три же перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображать два же перста нижних ко длани прикорчишася (см. в Выш. Озер. 2. 383). Вот неопровержимое свидетельство о троеперстии. 21. Свм. Ианнуария и с ним мч.: Фавста, Прокула, Соссия, Дисидерия, Евтихия, Акутиона; м: Феодора и матери его Филиппии, Сократа, Диоскора, Дионисия, Исаакия, Аполлоса, Кодрата; п. Максимиана, патр. царегр. 22. Пр. Феодора сикеита еписк., перенесение мощей благовер. кн. Всеволоса (псковского), во св. крещении Гавриила; пр. Виталия монаха; св. апп: Нафанаила, Луки и Климента.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Пример муч. Конона градаря († в III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мире, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6. Св. 42 муч. иже во Аммории: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; пр. Аркадия кипрского, Феодора, преподобномуч. Конона и сына его Конона; пер. мощ. Авраамия болгар. (1230 г.), ик. Б. М.: «Что тя наречем», Шестоковской и Ченстоховской. Обретение честного Креста и честных его гвоздей св. Еленой. 7. Свм. еп. херс. Василия, Ефрема, Евгения, Агаводора, Еверия, Капитона, Елпидия; св. Павла исп. пелусиадск., п. Павла препростого и Емилиана монаха; ик. Б. М. «Споручницы грешных». 8. Пр. Феофилакта, еп. никомидийского; пр. Дометия, свящмч. Феодорита, ап. Ерма , п. Лазаря, Афанасия мурманск. 9.      40 муч. в севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанвия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия; муч. Урпасиана, св. Кесария, Авраамия болг.; ик. Б. М. «Слово плоть бысть». 10. Муч. Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия (другого), Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида, Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и пр., муч. Кодрата николидийского и с ним Саторина и Руфина; пр. Анастасии патрикии. 11. Св. Софрония патр. иерус.; св. Евфимия, арх. новг.; свмч. Пиония и иже с ним; перен. мощ. м. Епимаха. 12. Пр. Феофана, исповедника сигрианского; св. прав. Финееса, св. Григория Двоеслова , папы римск.; ик. Б. М. Римской (Лиддской). 13. Перен. мощ. св. Никифора, патр. царегр., мч.: Савина, Африкана, Пуплия, Терентия, Александра; мц. Христины; п. Анина; ик. Б. М. Молдавской. Св. Никифор († 826 г.) был ревностным защитником иконопочитания. Когда император Лев Армянин старался склонить его к отступлению от православной веры, то он ответил: «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древнего предания, – мы чтим изображения святых, как крест и евангелие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Крест. Рельеф фасада храма Баракони в с. Цеси. 1753 г. Кн. Мераб I Цулукидзе выстроил или обновил церковь во имя вмч. Георгия в Тлуги. Она представляла собой однонефную базилику, выложенную из тесаного камня и частично травертина. В интерьере сев. стена и часть алтаря были расписаны: библейские сцены и изображения святых сопровождались пояснительными надписями на грузинском и частично на греческом языках. На сев. стене в 3-м ряду были изображены ктиторы кн. Мераб I и его супруга кнг. Аника с моделью церкви в руках, над церковью - Спаситель, благословляющий храм обеими руками. Между супругами были помещены их сыновья Гиорги и Кайхосро. Престол был украшен декором. В XIX в. церковь в зап. части была расширена, воздвигнута колокольня; в 1924-1925 гг. церковь частично разрушена, в 1927 г. руинирована ( Бочоридзе. 1994. С. 147-149). В нач. XX в. в ц. во имя вмч. Георгия в Агаре хранилось неск. святынь, описанных груз. исследователями. Главной святыней храма являлась сребропозлащенная икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в. (?); 126×72 см), на к-рой святой изображен в полный рост в образе воина; правая рука прижата к груди, в ней находится меч, левая рука опущена и держит ножны, за спиной святого виден щит. Из 55 драгоценных камней, когда-то украшавших нимб святого и боковые поля, по подсчетам исп. Амвросия (Хелаи) и прав. Евфимия Такаишвили, сохранились 9. На боковых полях были вычеканены позолоченные фигуры Пресв. Богородицы и 13 святых, в т. ч. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свт. Николая, прор. Иоанна Предтечи, апостола и евангелиста Марка и др. с пояснительными надписями. Икона была поновлена в XVI-XVIII вв., о чем свидетельствует 5-строчная надпись свящ. Саввы Евнукидзе на нижнем поле. Согласно легенде, царь Грузии Баграт III, строитель Никорцминды, подарил эту икону некоему мусульманину; тот крестился с именем Георгий и считается родоначальником рода Момцемлидзе из с. Агара. Вначале Георгий отнес икону в мон-рь Мтис на горе Св. Георгия; позже ее перенесли в с. Агара. До нач. XX в. существовал обычай, согласно к-рому во время засухи жители Агары несли икону вмч. Георгия на гору Св. Георгия к развалинам мон-ря и там молились о ниспослании дождя. В 1923-1924 гг. икона была разбита на части; удалось спасти только неск. фрагментов. В церкви хранилась также утварь, пожертвованная кн. Мерабом I: оловянный крестик, серебряные лжица, звездица и 2 дискоса; на них сохранились дарственные надписи. Особый интерес вызывала пространная надпись на дискосе, повествовавшая о деяниях кн. Мераба I (вся утварь утрачена) ( Такаишвили. 1963. С. 41-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-206). Храм Баракони

http://pravenc.ru/text/2577595.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010