Итак, в Священном Писании есть места, где слово весь не означает всецелого без остатка, но иногда означает только малую часть от всего вообще. Теперь о слове все (всех). Всегда ли оно означает всех без остатка? Вот один пример. Если в каком-либо городе есть только один учитель некой науки, тогда фраза: «Все в этом городе учатся этой науке у него», – означает не то, что вообще все жители этого города учатся у него этой науке, ибо подавляющее большинство людей в любом городе и не помышляют об этом. Но эта фраза означает то, что никто в этом городе не учится этой науке без него. Этот пример можно отнести и ко Христу Богу. Все спасаются через Него, то есть никто не спасается без Него. Так сказал Сам Христос: никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Вот еще пример из Священного Писания: Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил… ( Деян.3:18 ). Но, как мы знаем, не все пророки говорили о Христе, а о страданиях Его говорили и вообще только некоторые, меньшинство. А.П. Лопухин толкует это место Писания так: «Хотя не все пророки пророчествовали именно о страданиях Христовых, однако, апостол говорит о них так, очевидно, потому, что основным средоточным пунктом еврейского пророчества вообще был Христос Мессия» 50 . Еще один пример: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих ( Евр. 4, 4 ). Но если Бог закончил все дела Свои, как же тогда Христос говорит: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 )? Вот что пишет Евфимий Зигабен : «В Боге мы знаем двоякое делание: одно обозначает сотворение всей природы в начале, а другое – управление, промышление и сохранение ее. Что касается первого, то Бог почил от всех дел Своих в седьмой день; что же касается второго, то Он всегда делает, управляя сотворенным, промышляя и сохраняя его», – далее в подтверждение Евфимий Зигабен приводит толкование преподобного Максима Исповедника : «Установив раз и навсегда первые законы бытия и природу всего сущего, Бог доселе еще делает, так как не только сохраняет в бытии все вещи, но и творит новые части присущей им самим силой» 51 . Таким образом, в этом отрывке послания к Евреям слово всех не означает всех дел Божиих вообще, а только дела сотворения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Беседа 6. Евангелие от матфея, 4 глава, 12–22. «Начало проповеди Христа» Сегодня мы продолжаем наши с вами беседы по Книгам Нового Завета. Итак, мы читаем 4-ю главу Евангелия от Матфея. 4 -я глава с 12-го стиха и ниже: Мф.4:12–13 . «Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых». Святые Отцы уход Господа в Галилею воспринимают согласно – как научение нас удаляться от опасностей, то есть не вызывать и не провоцировать их на себя. Так, например, Евфимий Зигабен писал на 12-й стих: «Удалился, научая нас избегать искушений. Вина не в том, чтобы не подвергать себя опасности, но – не стоять мужественно, когда подвергнешься ей» . То есть, убегай гонения, но если схвачен, то будь до конца мужественным. Блаженный Феофилакт говорит нечто подобное: «Иисус удаляется, научая нас через это, чтоб мы не ввергали себя в опасности» . Иными словами, безрассудно поступают те, которые сами вызывают гонения на себя или со стороны безбожников, или еретиков, или просто грешников (злодеев). Пришло гонение – мужественно преодолевай его до конца, нет гонения – не ищи и не провоцируй его. Вот пример из другой главы Евангелия: «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда» ( Мф.12:14 ). И таких примеров много. Так что те христиане, которые провоцируют против себя суды, скандалы и явные угрозы, поступают неразумно и не по Евангелию. Такое их поведение можно назвать самочинным неразумием. Я знаю одного человека, который постоянно судится с нечестивыми, злит и раздражает их. В результате он сам превратился в нервнобольного человека, постоянно раздражен, нападает даже на своих братьев по вере. Можно такому человеку только посочувствовать. Подобное могло случиться в его жизни от невнимательного отношения к евангельским наставлениям. Но было и пророческое исполнение в том, что Христос удалился в Галилею. Зигабен пишет: «Удалился в Галилею, чтобы, с одной стороны, исполнилось пророчество о ней, как об этом будет сказано, и чтобы, с другой – там уловить рыбарей, то есть апостолов, которые там обитали» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним так истолковал смысл этих слов: «То же самое Он часто говорил ученикам, но так как в промежутках была речь о многих других предметах, то из памяти их могло ускользнуть то, что они слышали; поэтому собираясь войти в Иерусалим и повести с Собою туда апостолов, Он готовит их к искушению, чтобы они не соблазнились, когда наступит позорное мучение и крестная смерть» 142 . Святой Иероним называет смерть на кресте позорным мучением. И действительно, в те времена к подобной казни приговаривали беглых рабов, мятежных гладиаторов и детоубийц. Но Христос хочет взять на Себя не только проклятие наших грехов, но и позор наших преступлений. Слова: « Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть » – не могли не шокировать даже апостолов Господа Иисуса Христа. Это как, если вам, например, скажут, что патриарх и епископы замыслили убить вашего духовника. Вы не согласитесь с подобной нелепостью и решительно отвергнете ее. И вот апостолы услышали для себя нечто подобное, и даже более… Здесь становится более понятным, почему « Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников » и только их посвятил в эту тайну. Евфимий Зигабен пишет: «Говорит же с ними наедине, потому что не должно было знать об этом многим, чтобы они не соблазнились. Если ученики, слыша это, смущались, то гораздо более смущался бы народ» 143 . И далее мы читаем, что Христос говорит о Себе: «и предадут Его (то есть Христа. – О.С.) язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет » ( Мф.20:19 ). Этими словами Христос как бы постепенно раскрывает перед Своими учениками то, что они еще не могли уразуметь в полной мере. И Зигабен, ученый византийский монах, пишет: «Даже и ученикам вначале не говорил об этом определенно, но сначала – темно, а потом уже яснее. Теперь же, когда они привыкли к мысли о страдании, присоединяет и другие подробности: что и предадут Его язычникам, то есть воинам римского правителя Пилата, и что они будут ругаться над Ним, будут бить и распнут Его» 144 . То есть истина никогда не дается в полном объеме, ибо ее свет может и ослепить воспринимающего ее. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Притч.4:18 ). Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не с самого начала открыл им сие, но когда они довольно уже видели опытов Его всемогущества, когда Он дал им великие обетования о жизни вечной, тогда только и притом не однажды, но часто среди чудодействий и наставлений говорит им о сем» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Да! Он (Сын Божий) и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет.2,21) Христос и «возвел их на гору высокую одних», т. е. немногих; ибо тогда, возможно, только они: Петр, Иаков и Иоанн, видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину ипостась, видели в Нем Богочеловека. И далее мы читаем:   «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17,2).   Евфимий Зигабен так истолковал сие чудо: ««Преобразился» так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился пред ними, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. «Просияло лице Его как солнце», т. е. так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. «Ризы же Его сделались белыми, как свет», так как сияние это разлилось и на них». Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь, Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом, нам показывается, что и мы, пройдя чрез воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3,2); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор.15,51-52). Т. е. в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек, в ипостась Едину). Но все же главная причина Преображения Господня в другом… В Кондаке праздника, глас 8-й мы находим следующие слова: « На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное… ».

http://radonezh.ru/analytics/o-preobrazh...

Искушая Сына Божия, они (саддукеи) спрашивали Его: Мф.22:24–28 . «Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее». Евфимий Зигабен предлагает нам следующее таинственное истолкование данного отрывка: «Примет ли кто-либо семь тысяч лет настоящего мира, или семь веков, в продолжение которых жила человеческая природа, не погрешит относительно цели. Ни одного из них женой она (система восприятия времени. – О.С.) не будет после воскресения, так как тогда все они (временные деления. – О.С.) окончатся и ее (человеческую жизнь. – О.С.) возьмет другой век – восьмой, который не будет иметь конца» 302 . Под «мужьями» Зигабен понимает и годы нашей жизни, и как бы говорит: неважно, сколько ты прожил; спасение, являясь делом всей нашей жизни, совершается все же однажды; может быть, в молодости или старости ты хорошо подвизался, а потом сник. Можно под «мужьями» понимать и различные добродетели, трудности и духовную брань, но и тогда спасение зависит и не от сего, «и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» ( Ин.4:18 ). То есть нельзя жить прошлыми духовными добродетелями и озарениями – это всё в прошлом. Важнее, с чем ты предстанешь на Небесах. Сказано: «Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими» ( Мк.13:35–36 ). Вне аллегорического истолкования, если женитьба сама по себе препятствует полноценно служить Богу (о чем пишет апостол Павел в 1Кор.7:32–33 303 ), то тем более препятствует спасению многоженство, о чем свидетельствует жизнь Ламеха ( Быт.4:23 ) и царя Соломона. Сказано: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его» ( 3Цар.11:4 ). Если для мужчин это проблема, то тем более пассивное женское многомужество наносит вред душе и телу. Хотя Закон Божий и разрешал для иудеев многоженство ( Втор.21:15 ), но Христос отрицательно относился к этому разрешению. Сказано: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). То, что относилось к разводам, относилось и к многоженству, ибо если бы Моисей запретил развод или многоженство, то жестокосердые иудеи убивали бы своих жен, чтобы заменить их места другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Может быть, этот кто-то – я или ты, брат, или сестра… Евфимий Зигабен пишет: «Если весь мир не может сравняться по своей цене с разумною душою, то какой же выкуп можно дать, чтобы исторгнуть ее от вечного наказания? Конечно, никакого. Потому должно, оставив все, заботиться только о ней одной, вред которой причиняет смерть и за потерю которой нельзя дать выкупа» . И далее мы читаем: Мф.16:28 . «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Истолковывая эти слова, Зигабен пишет: «Указывал (то есть этими словами – О.С.) Он этим на сияние Своего Преображения, которое должен был вскоре показать Петру, Иакову и Иоанну. О них и сказал: ″некоторые из стоящих здесь″» . Итак, сегодня мы окончили изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы, и Господь позволит, то далее продолжим наши занятия на других седмицах по субботам вечеров. Спаси вас Христос! Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы начинаем чтение 17-й главы с 1-го по 13-й стих. И общее название беседы Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Скрытый и не лежащий на поверхности смысл Преображения Господня заключается в том, что еще живя на этой земле и в этом теле, люди иногда оказываются способными перешагнуть границу, или грань между земным и надмирным (Небесным). Данная Беседа возводит нас на высоту поистине не достижимую для человеков и как бы выводит нас за приделы видимого мира. Об этом свидетельствует и 1-я часть 1-го стиха 17-главы, где сказано: Мф.17:1 . «По прошествии дней шести…» . Почему апостол Матфей обращает внимание, казалось бы, на такую несущественную деталь: « По прошествии дней шести »? Число 6-ть означает человеческую повседневность, когда «будешь заниматься обычными твоими делами ». Следовательно 3-и шестерки означают эгоизм, возведенный в степень некоего абсурда, гордыню и себялюбие. Сказано: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

То есть если бы простые люди через Его чудеса увидели бы в Нем только Бога, но не узрели Истинного Человека, они впали бы в ересь армянскую, монофизитство 2 , и не смогли бы учиться у Него истинной человеческой жизни. Ибо как человек может учиться у Бога? С другой стороны, все происходящее могло показаться им чем-то призрачным. Такое уже случалось и с самими апостолами. Сказано: «И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» ( Мф.14:26–27 ). Истинное чудо не должно разрушать ткань личной веры человека, поэтому оно открывается или верующим, или настолько напуганным, что они готовы поверить во что угодно. Да! Он (Сын Божий) – и сделался Истинным Человеком, чтобы в Своем истинном Человечестве научить нас истинной жизни. Сказано: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ) Христос и « возвел их на гору высокую одних », то есть немногих; ибо тогда, возможно, только они – Петр, Иаков и Иоанн видели и исповедовали в Нем и Истинного Бога и Истинного Человека в едину Ипостась, видели в Нем Богочеловека. И далее мы читаем: Мф.17:2 . «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Евфимий Зигабен так истолковал сие чудо: «“Преобразился” так, что тело осталось, конечно, при своей собственной фигуре, но в нем отчасти открылось Божественное сияние и осветило лицо Его, и вид Его переменился на еще более Богоподобный. Преобразился “пред ними”, чтобы они, видя, как Он преобразился, не считали Его другим, и чтобы узнали, как легко Он может делать то, чего желает. “Просияло лице Его как солнце”, то есть так показалось им. Сияние это было сильнее солнца, какое-то Божественное и неизреченное. “Одежды же Его сделались белыми, как свет”, так как сияние это разлилось и на них» 3 . Здесь Зигабен обращает внимание на то, что, преобразившись, Господь Иисус Христос остается узнаваемым. Таким образом нам показывается, что и мы, пройдя через Воскресение из мертвых, хотя и изменимся, но сохраним индивидуальные особенности. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ); и еще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор.15:51–52 ). Этот значит, что в Своем Преображении, объятый Божеством, Он оставался все тем же Истинным Человеком из Назарета (Бог и Человек – в Ипостась едину).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

(10, 1) После сего провозгласил 371 Господь и других Семьдесят. Апостолов, очевидно. Ведь многим надлежало уверовать, и была нужда в более многочисленных проповедниках. Итак, Двенадцать Апостолов – это первый сонм, а Семьдесят – второй. Прообразами этих Двенадцати и Семидесяти в древности были двенадцать источников вод и семьдесят финиковых деревьев в Елиме, куда вошли израильтяне, перейдя Красное море 372 . (10, 1) И послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти. И Двенадцать Он также послал парами, как сказал Марк в четырнадцатой главе 373 , но если Двенадцать Он послал во все города и селения, как более совершенных, то Семьдесят – только в те, которые лежали на пути Его, через Которые Он намеревался пройти, чтобы они возвещали покаяние в грехах и прибытие Того, Кто подает их отпущение. (10, 2) И сказал им: жатвы много, а делателей мало. Жатвой Он называет тех, кого пожнут от неверия и соберут для веры в Него, а делателями – Апостолов, служащих для этого. Здесь Он указал на причину назначения Семидесяти, но еще и сказал, что всех Апостолов мало для множества тех, кто должен уверовать. (10, 2) Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Это и прежде сказанное Он сказал и в конце восемнадцатой главы Евангелия от Матфея 374 , но если там Он называл многой жатвой тех, кому надлежало уверовать из иудеев, то здесь – из язычников. И там Он побуждал Двенадцать молиться о послании Семидесяти, а здесь – этих Семьдесят о назначении епископов и учителей по городам и странам. Но читай и толкование настоящего изречения в упомянутой главе Евангелия от Матфея 375 . (10, 3) Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Он сказал это и Двенадцати, и ищи в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» 376 . Но можно сказать и то, что Двенадцать Он назвал овцами, как более совершенных, а Семьдесят – агнцами. (10, 4) Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви. Запрещая это, Он повелевает полагаться в телесных нуждах на Того, Кто послал их, тем же, чтобы не брать мешок – отвращает от сребролюбия, тем же, чтобы не брать суму – побуждает не накоплять пищи, а тем, чтобы не брать обуви – наставляет их к подвижничеству. Он приказал это и Двенадцати в указанной девятнадцатой главе 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(10, 30) И попался разбойникам. Стоящим при дороге бесам. (10, 30) Которые сняли с него одежду. Одеяние добродетели, страх Божий, которым он был окутан словно неким хитоном. (10, 30) Нанесли ему удары 403 и ушли. Душевные удары, раны грехов. (10, 30) Оставив его полумертвым 404 . Оказавшимся наполовину мертвым. Ведь душой он остался бессмертным, а телом – умер. А значения того, что они «ушли» и «оставили его», не нужно допытываться, поскольку это определено условиями притчи 405 . (10, 31) По случаю же 406 один священник шел тою дорогою. Священник – это данный Моисеем закон, поскольку он говорит о жертвоприношениях. (10, 31) И, увидев его, прошел мимо. Миновал его, хотя тот был в таком состоянии. (10, 32) Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Под левитом здесь нужно понимать пророческое слово, поскольку оно служило предписаниям Божиим. (10, 33) Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. Под самарянином теперь подразумевается Христос, поскольку Он был назван неверующими иудеями самарянином 407 . Или потому также, что посредством внешнего одеяния 408 Он облачился природой не только иудеев, но и всякого языческого народа. Ведь самаряне – это языческий народ. (10, 34) И, подойдя, перевязал ему раны. Повязками учения. (10, 34) Возливая масло и вино. Кротость и резкость. Ведь Его учение где-то выступает кротко и успокаивает, а где-то прижигает и уязвляет, и таким образом оно хорошо смешено и с каждой стороны доставляет пользу. (10, 34) И, посадив его на своего осла. На Свое тело, которому надлежало быть убитым 409 , то есть, взяв на Себя его немощи по причине восприятия человечества. (10, 34) Привез его в гостиницу. Гостиница – это Церковь верных, поскольку она принимает всякий род людской. (10, 34) И позаботился о нем. Проявил (Божественный) промысел о нем. (10, 35) А на другой день, отъезжая. Немного спустя 410 умерши и отошедши из этого мира. (10, 35) Вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(11, 2–4) Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Это все пословно истолковано в упомянутой главе. И пусть даже некоторые слова здесь изменены, но и они сохраняют то же самое значение, и подводятся к сходному толкованию. А научив молитве, Он желает показать также, что настойчивость в молитве доставляет то, к чему стремишься, и использует подходящую для этого притчу. Составлена же она весьма искусно, чтобы быть и более убедительной. (11, 5–7) И сказал им: кто 418 из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы 419 три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему. А тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Некоторые говорят в духовном смысле (ναγωγικς), что друг – это вочеловечившийся Бог, приходит же к нему в полночь и просит три хлеба тот, кто в подходящее время просит три богословия, Отца, Сына и Святого Духа, чтобы предложить их другу, прибывшему к нему от непостоянной и презренной жизни и нуждающемуся в такой пище. И Бог, наконец, отвечает изнутри, то есть, незримо: «Не беспокой Меня», – ведь именно это означает: «Не доставляй Мне трудов» 420 , – «ныне дверь богословия заперта перед тобой, поскольку для тебя еще не пришел срок этой благодати». И продолжение этой притчи хотя и взялись некоторые объяснить в духовном смысле, но не смогли согласовать это с ее целью. Поэтому я пропускаю духовное толкование этих слов как излишнее, полагая, что они помещены лишь для выражения того, что отказ – вполне обоснован. Ведь отец, спящий со своими детьми, с полным основанием отказывается встать в неурочное время, чтобы не разбудить их. И мне представляется, что вся предложенная притча не выражает ничего другого, кроме крайней нужды прибегнуть к просьбе и самого основательного отказа не нее, дабы показать, что проситель был услышан по причине его настойчивости, и тем самым увещание (Спасителя) стало бы убедительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010