Ин.4:13 .  Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, Отвеща Иисус и рече ей: всяк пияй от воды сея вжаждется паки: – жаждой воды. Ин.4:14 .  а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек;... а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки;... – не будет никогда жаждать жаждой неверия. Ин.4:14 .  ...но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды,... ...но вода, юже [Аз] дам ему, будет в нем источник воды... Источником обозначил постоянство и неиссякаемость такой воды. Ин.4:14 .  ...текущей в жизнь вечную. ...текущия в живот вечный, так как она доставляет вечную жизнь. Смотри, как Иисус Христос на слова женщины: еда ты болий еси отца нашего Иакова, не сказал прямо: «Да, Я больше»,– так как ей могло бы показаться, что Он хвастается, но вывел это из ее же слов. Различие вод указывает на различие дающих эти воды: природное свойство той воды – истощаться, а этой – всегда пребывать. Ин.4:15 .  Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Глагола к Нему жена: господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати. Мало-помалу она возводится на высоту учения. Вследствие превосходства воды, которую Иисус Христос дает, она поверила, что Он больше Иакова и думала, что Он дает воду другого, высшего свойства, хотя не знала еще вполне, Кто такой дающий эту воду, и не понимала, что это за вода; она предполагала только, что вода, которую Он дает, уничтожает эту чувственную жажду. Итак, женщина эта не была легкомысленна, так как она не просто поверила словам, а только после долгого рассуждения, но не была недоверчива и спорлива, так как найдя, что Иисус Христос больше Иакова, она не осталась при своем предубеждении. А когда Иисус Христос сказал иудеям: «грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» ( Ин.6:35 ), то они не только не поверили, но и соблазнились. Ин.4:16 .  Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил... Благоволив же, чтобы священство сие (новое. – Г.Ф.) было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается... Мелхиседек– иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, Новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов ( Мф. 26:26–28 ). Находим же, что Мелхиседек – и иерей, и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах патриарха первообраз собственного своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос но плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово» Толк, на Псалтирь, 109, ст. 4]. Следуя древним отцам, толкует и монах Евфимий Зигабен : «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову. Господь был иерей, по чину Мелхиседека; потому что Он преподал апостолам на таинственной вечери хлеб и вино, как и Мелхиседек поднес хлеб и вино Аврааму и бывшим с ним, по возвращении их с войны с победою... Христос есть иерей во век, как не имеющий, по божеству, ни начала дней, ни конца жизни, как и Мелхиседек не имел начала и конца по умолчанию о сем книги Бытия. Но Мелхиседек не имеет сего, потому что о том умолчала история Писания, не открыв, от каких родителей он родился и когда умер; а Христос действительно не имеет ни начала, ни конца» Толковая Псалтирь, Пс. 109, 4 ]. Апостол Павел уже в христианские времена скажет: ...имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса сына Божия ( Евр. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так что в вопросе о заблудших со всем нашим миссионерским энтузиазмом мы никогда не опередим Бога: если Он захочет, то человек примет истинную веру; не захочет – не примет. О Господе Боге сказано в Книге Откровения, что Он есть Тот «…Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» ( Откр.3:7 ). Но, в любом случае, как учит святитель Григорий Богослов , Бог будет судить каждого человека, исходя из того, как бы он повел себя, живи он в дни земной жизни Иисуса Христа, являясь свидетелем Его Божественных словес и деяний. Таким образом осуществляется равенство возможностей для каждого человека, а время и место его рождения уже не являются решающим фактором. Так что на Страшном Суде нас могут ждать совершенно неожиданные события, решения и сюрпризы... Теперь попробуем понять смысл слов Сына Божия: « если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Смысл этих слов прост: человеку может быть прощено, если он судит о внешнем, где он действительно может и не увидеть, не рассмотреть и не понять. Но если человек дерзает судить о внутреннем, о том, что сокрыто от него и не явлено, – здесь и заключается корень этого греха. Тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников, пьяниц и мытарей, мог обмануться в Нем, памятуя слова Давида: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» ( Пс.1:1 ). Действительно, все эти люди не могли предположить, что подобное общение Христа с грешниками нисколько не оскверняет Его и не мешает Ему. Напротив, Он и пришел в этот мир, чтобы спасать не праведных, но грешных. Но те, кто, видя Его Божественные деяния, неподвластные человеческой силе, приписывали их диаволу, точно являлись хулителями Духа Святого. Евфимий Зигабен пишет как бы от Лица Сына Божия: «Но кто, видя Мои Божественные дела, которые может совершать Один Бог, припишет их Веельзевулу, как вы делаете, и таким образом скажет хулу на Духа Святого… тот, как явно злонамеренный, сознательно оскорбляющий Бога и согрешающий неизвинительно, не получит прощения» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.11:11 .  Аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя... Не родился, говорит, больший его между людьми, рожденными от жен. Кто другой, скрытый во мраке чрева, узнал пришедший свет и взыгранием поклонился Ему? Никто – кроме него одного; следовательно, он больше всех. И опять, кто с детства проводил столь уединенную и пустынную жизнь и избрал такой подвиг? Конечно, никто. Затем, после того как воздал похвалу Крестителю, во-первых, от стечения к нему иудеев, во-вторых, от личной его добродетели, в-третьих, от своего приговора, в-четвертых, от пророческого свидетельства, и после того как объявил его более, чем пророком и вообще большим всех людей, – врачует такое излишество похвал, чтобы не предпочитали его Христу. И смотри, что говорит: Мф.11:11 .  Мний же во Царствии Небеснем болий его есть. ...но меньший в Царстве Небесном больше его. Меньшим называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни. Меньший же, т.е. кажущийся меньшим его, больше его в Царствии Небесном, как не только человек, но и Бог. Мф.11:12 .  От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. «Нудится», т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: «нуждницы восхищают е». Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: «покайтеся, приближибося Царствие Небесное». Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.11:13 .  Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша. ...ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Законом называет древнее законодательство, так как и в нем много предсказано о Христе, в особенности в узаконениях о жертвах, служивших прообразом и предзнаменованием той жертвы, которая должна быть принесена за мир. Итак, говорит: все пророки, т.е. пророчествовавшие о пришествии Христа, и закон, пророчествовавший о принесении в жертву овцы и агнца, продолжали эти свои пророчества до Иоанна. Даже до времени Иоанна они были пророчествами, но с этого времени они не остались уже пророчествами, а стали делами: Он сам видел исполнение их и потому, узнав Христа, назвал Его Агнцем, говоря: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира», «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Христос сказал эти слова, чтобы, с одной стороны, и этим воздать похвалу Иоанну, так как он первый узнал исполнение тех пророчеств и так как он сам был пророк, – а с другой стороны, чтобы показать, что пришел уже Тот, о Котором пророчествовали, и не должно ожидать еще другого. Есть и другое толкование: все вообще пророки и закон, которым надлежало пророчествовать, пророчествовали иудеям до Иоанна, и он был последним из пророков; после него никто другой не пророчествовал им. Итак, ему, как последнему, должно верить, так как он много обо Мне свидетельствовал и привел ко Мне души всех, как друзья женихов приводят к ним невест. Поэтому пророк Малахия ( Мал.3:1 ) назвал его посланным, чтобы приготовить путь Мой предо Мною. Мф.11:14 .  И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Иудеи ожидают, что Христос придет тогда, когда Илия придет и предварит Его пришествие. Есть пророчество Малахии, которое говорит: «И се, Аз послю вам Илию Фесвитянина… иже устроит сердце отца к сыну» ( Мал.4:5–6 ). «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка… И он обратит сердца отцов к детям». И действительно, Илия предварит пришествие Христа, но второе; а Иоанн предварил первое. Итак, Христос говорит: если вы желаете принять то, что Я имею теперь сказать, – или принять, т.е. обратить внимание на дела, – то Иоанн и есть имеющий прийти Илия, так как он исполняет служение его. Как тот, долженствующий предварить второе Мое пришествие, обратит сердца иудеев того времени к апостолам, так как иудеи – отцы апостолов, – так и этот обращает, предваряя Мое пришествие, сердца долженствующих уверовать иудеев ко Мне, так как Я – Сын их. По человечеству Христос происходит от иудеев. И как первый Илия называется вторым предтечей, так, конечно, и первый предтеча называется вторым Илией, по сходству служения, как сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Иными словами, Христос, ставя дитя в пример апостолам, научает и нас всех делать все во имя Божие и заботиться иметь волю Отца Небесного, то есть Его Святой Закон, всегда в своем разуме. Сказано: «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:2 ); и еще: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор.6:6–7 ); и еще: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» ( Рим.7:22 ). То есть дите, которое с доверием относится к своему отцу, – это пример для верующих с таким же, и даже большим доверием относиться к Заповедям Божиим. Сказано: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин.2:3–5 ). То есть ребенок старается выполнить волю родителя – и уже в этом находит для себя великое удовольствие. Евфимий Зигабен настаивает на том, что примером детской непосредственности был реальный ребенок. Он пишет: «Все это было: прежде всего поставил его посреди них, затем – подле Себя, и потом обнял его. Примером дитяти желает потушить их страсть» 34 . То есть ребенок, как еще чуждый грубым страстям взрослых, и не опытный в них, может быть примером для подражания; но особенно, как мы говорили выше, – в покорности воле родителей. Святой Иероним допускает, что, возможно, это и был ребенок, хотя образно представляет пример взаимоотношений между Христом и Его Небесным Отцом, и тут же пишет: «Он призвал дитя, чтобы спросить его, сколько ему лет, или чтобы показать образ невинности» 35 . То есть этим самым Господь напоминает нам, что мы имели в нежном возрасте собственного детства время, когда были совершенно чужды тем греховным грубостям, которые приобрели со временем. Это значит, что мы можем вернуться к прежней чистоте. Ибо легче восстановить, что было, чем создать то, чего и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.1:3–11 .  Фарес же роди... в преселение Вавилонское. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя. Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. Четвертая книга Царств ( 4Цар.24 ) и вторая Паралипоменон ( 2Пар.36 ) говорят о трех сыновьях Иосии – Иоахазе, Иоакиме, который называется и Елиакимом, и Седекии, который называется и Матфанием; от одного из них, Иоакима, произошел, говорят, Иехония. Между тем, книга Ездры говорит, что Иехония был сыном Иосии, как это утверждает и евангелист. Что же сказать на это? Что книга Ездры называет Иехониею того, о ком те говорят как об Иоакиме, потому что он имел два имени, как и братья его. Все, что те сказали об Иоакиме, книга Ездры без перемены сказала об Иехонии, что он имел мать Амитану, дочь Иеремии, что начал царствовать двадцати трех лет, царствовал только три месяца, был свергнут египетским царем Фараоном и в качестве пленника переселен в Египет. Следовательно, был другой Иехония, сын Иоакима, о братьях которого не упомянула никакая книга. И вероятно, что после того как египтяне были разбиты Навуходоносором, царем Вавилонским, то и Иехония был переселен в Вавилон. " Иосия же, говорит евангелист, роди Иехонию и братию его, в преселение Вавилонское». На самом деле Иосия родил их прежде переселения иудеев в Вавилон; следовательно, «в преселение» сказано вместо «около времени переселения». Евангелист упомянул также и о братьях его, потому что все они подобным образом царствовали и равно в качестве пленных были переселены Навуходоносором в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Но каким образом почти на средине этой части евангелист пропустил трех царей, именно Охозию, сына Иорама, Иоаса, сына Охозии и Амасию, сына Иоаса? Амасия родил, по словам четвертой книги Царств, Азарию, которого вторая книга Паралипоменон назвала Озиею, потому что он имел два имени. Итак, каким образом Матфей говорит, что Иорам родил Озию? Очевидно, что Иорам родил Озию как потомка своего, а не как сына. Никто до сих пор не указал причины, почему евангелист пропустил, как сказано, трех царей; объяснение же наших современников весьма неясно, так как никто из предшественников не разрешил этого. Мф.1:12–16 .  По преселении же Вавилонстем, Иехония роди Салафииля... Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из Неяже родися Иисус, глаголемый Христос. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Дойдя до Иосифа, евангелист не остановился на этом слове, но прибавил – «мужа Мариина», показывая, что ради Нее он и составил родословную Иосифа. Так как не было обычая составлять родословную женщин, то евангелист постарался – и сохранить обычай, и показать другим способом, что Христос происходит из рода Давида и Авраама. Он составил родословную обручника Богоматери и таким образом доказал то, что ему нужно было. Если доказано, что Иосиф был из рода Давида и Авраама, то очевидно, что и Богоматерь происходит оттуда, потому что можно было брать жену только из того же колена, того же рода, и племени... Мужем Ее евангелист называет Иосифа, как жениха, и далее называет Марию женою его, как невесту, потому что был обычай употреблять такие названия даже до брака. Мф.1:17 .  Всех же родов... четыренадесяте. Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; ...и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Я надеюсь, что мы все, работающие на радиостанции «Радонеж», ответственно относимся к служению слова и говорим, что называется, не «с потолка» – кому что в голову взбредет, но от Священного Писания и святых Отцов. Тем более, мы понимаем, что миряне не могут столько же времени уделять духовным изысканиям, посему и трудимся для вас и за вас, чтобы вам было легче постигать пути Истины. Сказано: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ); и еще: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ). Конечно, несмотря на все свои старания, не можем мы соответствовать тому, кем и чем мы должны быть. Сказано: «…чтобы нам показаться, чем должны быть… хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть» ( 2Кор.13:7 ). То есть подлинного соответствия – кем должны быть мы, священники, (учащие) по отношению к мирянам (учащимся), и кем должны быть лаики (миряне) по отношению к (клирикам) священникам, – мы здесь не достигнем. Но каждый, трудясь на своем месте: один – жертвуя на радио-эфир «Радонеж», другой – с усердием готовясь к передачам, третий – молясь за наше служение здесь, на «Радонеже», четвертый – внимательно слушая преподаваемое, – каждый исполним свое предназначение. Проблема иудеев заключалась в том, что все хотели быть и священниками, и пророками, и каждый искал награду более для себя, не понимая, что плод Закона, результат его изучения и была – как высшая награда – сама возможность считаться учащимся среди таких же учащихся. Как мы и прочитали у блаженного Иеронима Стридонского : «Он дал им закон… чтобы они в делах закона обнаружили плод ». «Плод» , то есть награда, и заключался в самой возможности участвовать в делах Закона, то есть созидать виноградник Божий. «Плод» Закона Божия – это и Сам Христос, встреча с Которым переживается при общении с Его Словом. Евфимий Зигабен пишет: «Плоды вышеуказанного виноградника – это соблюдение заповедей» 260 . Но и в этом случае исполненная заповедь уподобляет Христу, то есть приближает к Нему. А разве это не награда – оказаться близ Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010