Пс.66:3 .  Познати (чтоб познали) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Если бы, говорит, исполнилось над нами выше сказанное, и Ты явил лице Твое, Христе, на нас! Для чего? Чтобы познали живущие на земли люди путь жизни своей, который Ты первый пройдя покажешь и другим, чтобы проходили его, и сверх того, чтобы знали все языческие народы вочеловечение Твое для нас. Его-то называет спасителем, как и Симеон назвал словами: ибо видели очи мои спасение Твое ( Лук. 2:30 ); так как посредством оного мы спасаемся (1). (1) Слова Исихия: Когда Ты явишь лице, тогда будет познан путь, ведущий к Тебе – Отцу – Тот, Который сказал: Я путь; и никто не приходит к Отцу, как только Мною. Он же будет и спасение для всех народов, и тогда исполнятся следующие слова: узрит всякая плоть спасение Бога нашего. Астерия: Путем Божиим называются закон и заповеди; ибо в пути, говорит, оправданий Твоих вразуми меня. Итак, он просит, чтобы оный путь был узнан, не только в Иудеи (где благоволил проповедать закон), но чтобы было узнано и у всех народов спасение Божие (в изд. Своде). Пс.66:4 .  Да исповедятся Тебе (да славят Тебя) людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Здесь людьми просто называются обрезанные Иудеи; а всеми людьми называются язычники, поскольку их больше иудеев, так как они составляются из многих родов. Говорит: да исповедаются, то есть, да благодарят Тебя, Господи, и иудеи и язычники, и да прославляют Тебя за то, что Ты сделался для спасения их человеком. Пс.66:5 .  Да возвеселятся и да возрадуются языцы, яко судиши людем правотою, и языки на земли наставиши Пусть, говорит, радуются все народы. По какой причине? По той, что Ты праведно осудишь иудеев – тех, которые некогда были Твоими людьми, за то, что они не приняли домостроения Твоего во плоти; а народам, находящимся на сей земли, укажешь путь к Богопознанию (1). (1) Слова Феодорита: Посему-то и все народы и живущие по вселенной племена должны веселиться и ликовать и повествовать о Твоих благодеяниях. Ибо узнали, что между существами ничто не оставлено без попечения и промышления; но Ты Судия всех, производящий праведные суды и заблудшим указываешь путь к истине, а не хотящих покоряться наказываешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Что же! Ужели покаяние отвергается? – Да не будет! Ибо употребив слово: «в покаяние», Апостол на этом не остановился, но прибавил: Второе распинающих Сына Божия себе. Через покаяние, говорит он, распинающее Христа. Так как крещение есть крест (ибо оно распинает и умерщвляет ветхого нашего человека, т.е. грех, как и в другом месте он сказал, что «спогребохомся Христу крещением» ( Рим.6:4 ). Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (в коем и самые погружения изображают погребение), то вторично крещаемый, значит, вторично, распинает Христа чрез себя или у себя, и как крещаемый вторично, он этим самым как бы приводит и Христа ко вторичному распятию. Но как однажды, а не два раза, распят Христос: так один раз, а не два, должно креститься. и обличающих. И через вторичное крещение понося Его, как и в первый раз распявшие Его Иудеи. Или же: показывая таким действием, будто первое распятие не удовлетворило делу спасения людей, и оказалась нужда во втором. Глумливое желание второго распятия есть посрамление и позор для первого. Евр.6:7 . Земля бо пившая сходящий на ню множицею дождь и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога. Показав невозможность повторения крещения, т.е. крещения снова и свыше, он к этому присоединяет и устранение посредством примера. Здесь землею он называет научаемых, дождем – излияние учения богодохновенных словес и потоков небесных, как духовных и богодарованных, указывая вместе и на то, что этим дождем они (научаемые) часто напоялись. Былиями же добрыми называет хороший плод, благопотребный для тех, ради кого растение насаждается: здесь разумеется жизнь добродетельная и чистое житие, которое (учением) возделывается для самих же произращающих его, ибо оно возделывается для пользы и спасения тех, которые приносят плод. «Приемлет же благословение от Бога», это значит, что удостоивается благодати и похвалы именно такая земля, т.е. плодорождающие, по сказанному, ученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Значит, слушание не принесло пользы слушавшим, по не уверовавшим, ибо не уверовавшие прогневали Бога, чрез что и погибли. Впрочем прогневали не все: Иисус, как сказано, и Халев уверовали, чрез что и спаслись. А так как, по вышеприведенным словам Давида, не уверовавшие оскорбили этим Бога, то и их наказал Тот, в Кого они не уверовали, и поклялся, что они не войдут в покой Его. Как то, так и это (Апостол) выясняет путем вопросов и ответов. На Кого, говорит, гневался Он четыредесять лет? Не на согрешивших ли? Да, именно. Согрешившими же называет не уверовавших в Него, ибо неверие есть грех , и притом тягчайший из грехов. «Ихже кости», или члены пали к пустыне. И еще спрашивает: кому Он клялся, что не войдут в покой Его? Не тем ли, которые не покорились Ему, не поверили, что они будут обладать землею обетованной? И мы видим, что они не могли войти в нее по причине неверия и за неверие все они погибли в пустыне. Так вот какой порядок мыслей у Апостола, начиная со слов: «неции же слышавше прогневаша» и включительно до слов: «яко не возмогоша внити за неверствие». Вообще он выразил ту мысль, что как тем неверовавшим не принесло пользы одно слушание словес Божиих, так и нам при неверии с нашей стороны обетованиям Христа не принесет пользы одно слушание проповеди Евангельской, напротив и мы будем лишены Его покоя, я разумею царство небесное, как те – земли обетованной. Евр. 4:3 . Входим бо в покой веровавшии. Как вошли в него Иисус Навин и Халев. Но откуда же видно, что и мы веровавшие входим в него? Яко же рече: Яко кляхся во гневе Моем: аще внидут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Это видно из того, что тогда не поверившие словам Божиим не вошли. А если те не вошли, то остается же кому-нибудь войти; да и спустя столько лет после входа в землю обетованную поверивших (я разумею Иисуса Навива, Халева и детей поверивших) Он не сказал бы чрез Давида: «днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко же в прогневании». Притом, некоторые не получили бы заповеди не делать того же, что те сделали, если не хотят потерпеть то же, что те потерпели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Тит. 1:3 . Яви же во времена своя слово свое, проповеданием, Явил слово упомянутаго обетования в проповеди Евангельской: ибо чрез нее сообщаются и возвещаются всем благодеяния Божии, касающияся жизни как настоящей, так и будущей, т. е. блага вечныя. «Во времена своя» значит: во время надлежащее, соответствующее цели, во время благопотребное, когда Он увидит, что слушающие уверуют: ибо «время Господу действовать» говорит (пророк) ( Псал. 118, 126 ). еже мне поручено быть по повелению Спасителя нашего Бога. Проповедь, эта вверена мне, чтобы я возвещал ее. Слова же: «мне поручено» и «по повелению» указывают на то, что он достоин такого доверия. Тит. 1:4 . Титу, присному чаду Моему ученику, коего я приобрел возрождением Евангельским. Можно быть «чадом» и не «присным», если кто по возрождении кем-нибудь чрез крещение сделает себя недостойным по причине несоблюдения заповедей своего духовнаго отца. В отношении к детям по плоти близость зависит от природы, и остается без изменения, а в отношении к детям по духу эта близость зависит от произволения, и может изменяться. Назвав Тита «чадом», он далее объясняет, каким образом он – чадо его. по общей вере. По причине веры, общей у меня, отца твоего, с тобою, сыном моим. По этой именно общности я и усыновил тебя. Я твой учитель, а ты – ученик мой. Благодать, Да будет к тебе благоволение и заступление милость, равным образом и милость. мир Со стороны врагов, неприятелей. Или же мир с Богом и людьми. от Бога Отца и Господа Иисуса Христа Спаса нашего. Все это да будет тебе от Отца и Сына и Святаго Духа, по Их общности и нераздельности, как я и прежде часто говорил об этом. А. Об учителях, способных к сему служению и к обличению непокорных. Тит. 1:5 . Сего ради оставих тя в Крите, Ради этого, т. е. ради чего? да недокончаная исправиши, Для довершения недоконченнаго: ибо там оставались некоторые, нуждавшиеся в более продолжительном наставлении в вере и в большем усовершенствовании в ней, или же для исправления людей, сбившихся с прямаго пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Встреча со служанкой не входила в его планы, ведь он сидел в отдалении, но она сама « подошла к нему… и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином », и страх завладел его сердцем, боязнь за собственную жизнь, – и он отрекается от Господа Иисуса Христа словами: « не знаю, что ты говоришь ». Оказывается, даже такой уклончивый ответ, формально как будто и не отречение, означает именно отречение от Христа – как отказ открыто и несмотря ни на что исповедовать Иисуса Господом. Сказано: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ). Собственно, исповедник – на древнегреческом «мартирос» – и означает мученик; поэтому Петр, не готовый к мучению, не готов и к исповеданию. Так что же он, апостол Петр, имел в виду, когда говорил, обращаясь к своему Божественному Учителю: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ). Возможно, он представлял себе этот подвиг как что-то очень и очень торжественное, но не так же буднично – спрашивает какая-то служанка, возможно, с грязным ведром в руках… Собственно говоря, от первых христиан никогда не требовали отречения от Христа ни иудеи, ни язычники; они всегда требовали совершение своих особенных обрядов или произнесение особых слов. Но именно в этом христиане и видели отречение от Христа. Формальность сродни принципиальности, и сказать, что формально как бы и не было отречения, означает, что отречение было закамуфлировано, носило скрытую форму или было спрятано от себя самого и от Бога. Евфимий Зигабен пишет: «Смотри, как тот, который недавно пред этим так сильно хвастался, испугался теперь слабой служанки, когда был оставлен Божией благодатью» 543 . Но почему же он, Петр, причастник первой Евхаристии – и уже оставлен благодатью. Проблема апостола заключается в том, что он слишком уповает на себя и думает, что Христос нуждается в его стойкости и твердости, в его помощи. Но это мы нуждаемся в защите Бога, и никак иначе, и никак не наоборот. Сказано: «Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» ( Пс.24:5 ); и еще: «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» ( Пс.5:12 ). – То есть наша надежда и упование – на Господа; ликовать и хвалиться подобает о имени Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истолковывая стих 23-й: « Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там », – Иероним Стридонский пишет: «Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они – Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира» 409 . Очень существенное уточнение: « Но лучше это понимать в отношении к концу мира », – ведь лжехристы и чудотворцы от иудаизма I–II веков, как известно, никаких великих знамений и чудес не сотворили. Сказано: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян.19:13–16 ). Все эти «грабовые», «виссарионы», «кашпировские» и всякие «лонги» – они играют в мистику, магию и колдовство, но в действительности из себя ничего особенного не представляют. Подобно сыновьям Скевы, они играют в сатанизм, не замечая того, что сатана уже играет их судьбами и душами. Но главное представление впереди… И далее мы читаем: Мф.24:25–26 . «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте». Слова: « Вот, Я наперед сказал вам » – неужели они относятся к апостолам, и, следовательно, неужели их, живых свидетелей Иисуса, можно заманить в какие-то пустынные места и тайные комнаты в поисках Христа? Разрешая это недоумение, Евфимий Зигабен пишет: «Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам» 410 . У самих апостолов было более чем правильное представление о Христе, «потому что не плоть и кровь открыли» им тайну Христа как Сына Божия, «но Отец… Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Мф.11:4–5 .  И отвещав Иисус рече има: шедша возвестита Иоаннови, яже слышита и видита: слепии прозирают и хромии ходят, прокаженнии очищаются и глусии слышат, мертвии востают и нищии благовествуют. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Смотри, как Он ответил не на придуманный вопрос их, а на действительную причину, по которой они были присланы. Благовествующими нищими назвал апостолов: ибо кто беднее рыбаря? Мф.11:6 .  И блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне. И блажен, кто не соблазнится о Мне. Это сказал в особенности ради учеников Иоанна, открывая им тайну их сердца и показывая, что не скрылось от Него и то, когда они соблазнялись тем, что Он ел с мытарями и грешниками ( Мф.9:14 ), и когда они открыто упрекали Его прежде в чревоугодии пред учениками Его, как сказано в девятой главе. Мф.11:7 .  Тема же исходящема, начат Иисус народом глаголати о Иоанне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне… Те, исправленные (в своем заблуждении), ушли. Почему же Он не говорил об Иоанне в их присутствии? Дабы не показалось, что Он льстит Иоанну. Мф.11:7 .  Чесо изыдосте в пустыню видети? трость ли ветром колеблему? ...что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Народ, услышав вопрос Иоанна и не зная его цели, был смущен: каким образом тот, который высказал столько, и столь великих, свидетельств о Христе, теперь сомневается; народ подозревал, что Иоанн переменился. Зная это, Христос врачует такое подозрение, показывая вместе с тем, что Он – сердцеведец. Желая пристыдить, Он говорит с упреком: «чесо изыдосте в пустыню видети? трость ли ветром колеблему?» т.е. легкомысленного ли и непостоянного человека и подобно тростнику колеблющуюся мысль, – как вы думаете теперь, – или скорее наоборот – постоянного и твердого более, чем скала, как свидетельствовало о том ваше внимание к нему тогда и стечение?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.11:8 .  Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Т. е. изнеженного, чтобы и из этого он казался слабым и легкоизменяемым; или наоборот, воспитанного сурово, как убеждали в этом его одежда и пища. Мф.11:8 .  Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть. Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Но этот сначала жил в пустыне, а теперь заключен в темницу. Так как одни бывают легкомысленны от рождения, а другие становятся такими от изнеженности, то Христос привел и то, и другое и показал, что ничего этого нельзя сказать об Иоанне. Затем высказывает истинное суждение, подтверждает его истиною, и сплетает Крестителю блестящий венец похвалы. Мф.11:9 .  Но чесо изыдосте видети? пророка ли? Ей, глаголю вам, и лишше пророка. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Т.е. больше пророка. Далее говорит – почему больше; именно по причине близости его явления к пришествию Христа. И между глашатаями большими были те, которые шли вблизи царя. Больше пророка, потому что он своими глазами видел Того, о Ком пророчествовал, между тем как бывшие до него пророки видели Его только в гадании. Мф.11:10 .  Сей бо есть, о немже есть писано: се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. После Своего свидетельства представляет и пророческое: это изречение – Малахии ( Мал.3:1 ). Оно сказано как будто Отцом и Богом к Сыну и Богу, Ангелом (вестником) Своим Бог назвал Иоанна или потому, что он возвестил народу сказанное ему о Христе: " бысть, – говорит, – глагол Божий ко Иоанну Захариину сыну в пустыни» ( Лк.3:2 ), или потому, что он проводил ангельскую жизнь, возвышаясь над земным и стремясь к небесному. «Пред лицем Твоим», т.е. идущего пред Тобою, как раба, который приготовит впереди Тебя путь. Путь Христов – это души людей, к которым заранее должно было прийти слово, как об этом пространнее сказали мы в третьей главе. Может он назваться более, чем пророком, и потому, что видел Того, о Ком пророчествовал, как никто другой из пророков, и не только видел, но и крестил.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни иногда выходил за границу тех земель, на которых проживали иудеи; так, Он входил и в пределы двух городов – Тира и Сидона, находящихся на расстоянии 80–100 км от Галилеи. Это древние города на побережье Средиземного моря, основанные еще финикийцами – народом хананейским, народом отважных мореплавателей и предприимчивых купцов, которые еще в X веке до Рождества Христова плавали по дальним морям, основывали процветающие торговые колонии, в том числе и Фарсис, город на юге Пиренейского полуострова, куда хотел убежать от Бога пророк Иона. Но этот народ был народом языческим, поклоняющимся идолам Ваала, Молоха, Астарты, служение которым сопровождалось ритуальным развратом и частыми человеческими жертвоприношениями. О данном народе Господь заповедал Моисею при входе в Землю Обетованную следующее: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор. 20: 16–18). Хотя во времена земной жизни Христа финикийцами уже не совершались человеческие жертвоприношения, отношение иудеев к жителям пределов Тира и Сидона было сходным с отношением к самарянам. Но благовестие Христово коснулось сердец и умов и потомков древних жестоких хананеев. Так, мы читаем в 3-й главе Евангелия от Марка, что за Господом помимо жителей Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана в великом множестве шли и «живущие в окрестностях Тира и Сидона» (Мк. 3: 8). В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что Господь Сам удалился из Галилеи, где порицали Его фарисеи и книжники, в область, где проживали хананеи. Евфимий Зигабен, толкователь Священного Писания, говорит, что Господь пришел в пределы Тира и Сидона «не с тем, чтобы проповедовать, а чтобы немного отдохнуть». Но и тут одна из жительниц, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (Мф. 15: 22).

http://pravoslavie.ru/106740.html

Пс.101:2 .  Господи, услыши молитву мою и вопль мой к Тебе да приидет Молитвою здесь называет произносимую устами, а воплем происходящую умственно из сердца. Симмах вопль перевел стенанием. Таковой умственный вопль приходит пред Бога, когда бывает Им выслушиваем, а выслушивается Богом, когда Ему приятен(1). (1) Слова Дидима: Это собственные блага, которые и Богу прилично подавать, и просителям полезны. Пс.101:3 .  Не отврати лица Твоего от Мене Не отвратись, говорит, Господи, от меня, как недостойного, что обыкновенно делают, т. е. отвращают лице свое те, которые не хотят выслушать просителей своих(1). (1) Евсевия: Глагол «не отврати» выражает дерзновение. Ибо кто за собою не знает ничего худого, и просит о нужном, тот только может, указывая на добрые свои дела, говорить сие. В оньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в оньже аще день призову Тя, скоро услыши мя Не только, говорит, не отвращайся от меня теперь, прошу Тебя, но и всегда во всю мою жизнь, и особенно во время скорбей моих; так как тогда нужна большая помощь. А о преклонении уха Божия мы сказали и в 3-м 30-го псалма, изъясняя слова: приклони ухо Твое ко мне, и в 85-м псалме, подобное.(1) (1) По словам Евсевия, здесь прилично сказать слова Исайи: «в скорби мы помянули Тебя», но должно упражняться в молитве и прежде скорби, а не в бедственные только времена. Святой молится не о том, чтоб ему не иметь скорби, ибо это невозможно, но чтобы не быть побеждену скорбью, и чтобы перенести скорби с радостью о том, на что надеемся. Дальше о Боге говорится, что Он приклоняет ухо свое не потому, чтобы сила человеческого вопля достигла высоты Божества Его, но потому, что Он, снисходя ниже своего величия, преклоняет слух свой к тем, которые удостаиваются выслушивания Его. Пс.101:4 .  Яко исчезоша, яко дым, дни мои Услышь, говорит, Господи, скоро, ибо исчезает и изнемогает душа моя. И в другом месте также говорит: скоро услышь меня, Господи, исчез дух мой ( Пс. 142:7 ). Исчезли, говорит, как дым, дни мои, т. е. прошли и погибли, как дым, лета жизни моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010