Скачать epub pdf Глава XII Ин.12:1–2 .  За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше; Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Иисус Христос пришел туда, потому что уже наступало время Его страданий и Он мало-помалу приближался к Иерусалиму, а также для того, чтобы ученики увидели, что Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, принимает участие в вечери. Сестры Лазаря приготовили Иисусу Христу вечерю, как учителю и благодетелю, которого они считали теперь выше человека. Ин.12:3 .  Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,... Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна,... «Пистика» ( πιστικς), т.е. несмешанного, несомненно чистого; или же это было название какого-либо мира. Ин.12:3 .  ...помазала ноги Иисуса... ...помаза нозе Иисусове,... как Господа своего, как Бога. Ин.12:3 .  ...и отерла волосами своими ноги Его;... ...и отре власы своими нозе Его;... показывая этим величие своей веры и благоговение к Иисусу Христу. Прочитай также начало двадцать шестой главы Евангелия от Матфея, полезное и для настоящего места. Ин.12:3 .  ...и дом наполнился благоуханием от мира. ...храмина же исполнися от вони масти [благовонныя]. И вся вселенная должна наполниться благоуханием от Иисуса Христа. Ин.12:4–6 .  Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава XIII Ин.13:1 .  Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу,... Прежде же праздника Пасхи, ведый Иисус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу,... После Своей смерти и Воскресения Он действительно перешел с земли на небо. Ин.13:1 .  ...явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. ...возлюбль Своя сущыя в мире, до конца возлюби их. «Своими» евангелист называет здесь учеников Иисуса Христа, которые были для Него Своими, так как были совершенно покорны Ему. Своими Иисуса Христа назывались также и все иудеи, как единоплеменники Его, и даже все люди, как сотворенные Им. Присоединено – «сущыя в мире», потому что Свои были Иисусу Христу и скончавшиеся уже в добродетели, Авраам, Исаак и Иаков и другие, бывшие после них, праведники. Итак, евангелист говорит: любя учеников и до сего времени, в это время Иисус Христос возлюбил их особенно сильно (слово – «до конца» здесь значит – «сильно»). Так как Иисус Христос должен был вскоре уже умереть и оставить Своих учеников, то теперь Он усиливает Свою любовь к ним, чтобы оставить в них более прочную память о Себе. Знаком усиления этой любви служило умовение ученикам ног, потому что тот, кто сильно любит кого-либо, не откажет ему и в унизительной для себя услуге. Ин.13:2 .  И во время вечери,... И вечери бывшей,... в доме некоего человека, где была убрана горница; во время этой вечери, как сказал евангелист Матфей, Иисус Христос возлежал со Своими двенадцатью учениками. Найди в двадцать шестой главе Евангелия от Матфея это изречение ( Мф.26:20 ) и прочитай все толкование его. Ин.13:2 .  ...когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, ...диаволу уже вложившу в сердце Иуде Симонову Искариотскому, да Его предаст,... Диавол вложил в сердце Иуды это намерение тогда, когда одна женщина вылила на голову Иисусу Христу миро, о чем повествует Матфей. Поэтому найди в двадцать шестой главе его Евангелия то место, где говорится: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире» и т.д. ( Мф.26:13 ) и прочитай конец предложенного на это место толкования. Замечание это евангелист Иоанн вставил для того, чтобы выразить свое удивление пред необыкновенным незлобием Спасителя, так как Он умыл ноги даже тому, который уже решился предать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 29. Евангелие от Матфея, глава 9, 1–9. «Исцеление расслабленного и призвание Матфея» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: 1) Исцеление расслабленного. 2) Мытарь Матфей становится учеником Господа. И мы будем читать Евангелие от Матфея 9 -ю главу, с 1-го по 9-й стих. Прочитаем 1-й стих 9-й главы: Мф.9:1 . «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал этот стих: «Под городом Его мы понимаем не иначе как Назарет, почему Он и назван Назарянином…» Напомню, Иисус Христос назывался «назореем» не потому, что соблюдал обряды назорейства (своеобразного ветхозаветного монашества), а потому, что большую часть Своей земной жизни провел в Назарете. …Некоторые не соглашаются с мнением Иеронима и говорят, что это был Капернаум. После того, как в Назарете Его (Сына Божия) попытались убить ( Лк.4:29–31 ), именно в Капернауме Он сотворил самые великие Свои чудеса. С этим последним мнением, которое противоречит сказанному Блаженным Иеронимом, соглашается Евфимий Зигабен , он пишет: «Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме» . С этим мнением Зигабена соглашаются и блаженный Феофилакт, и святитель Иоанн Златоуст . Но так или иначе каждый город и каждая весь небезразличны для Господа. Ведь в каждом городе и каждом селе могут найтись люди, преданные Богу своему, и Господь стремится их найти, почитая их Своими. Посылая апостолов на проповедь, Сын Божий наставлял их: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его (то есть достойного и его семью – О.С.), говоря: мир дому сему» ( Мф.10:11 ). И мы читаем далее: Мф.9:2 . «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Златоуст пишет: «Спаситель не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они страдали сумасшествием или лишились ума по причине какой-нибудь другой болезни» . Здесь надо обратить внимание на то обстоятельство, что по вере одних людей дается исцеление другим. Такое в Писании встречается неоднократно. Например, по вере сотника отрок его получил исцеление. Об этом важно помнить, когда нас расспрашивают сектанты о крестных, которые за своих крестников младенцев исповедуют Символ Веры , отрекаются от дьявола и сочетаваются Христу. Как мы видим, подобное вполне возможно. Друзья принесли своего расслабленного друга, и Господь, видя веру их, сказал ему: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Глава V Ин.5:1 .  После сего был праздник Иудейский,... По сих [же] бе праздник Иудейский,... т.е. Пятидесятница. Ин.5:1 .  ...и пришел Иисус в Иерусалим.: ...и взыде Иисус во Иерусалим. Во время праздников Иисус Христос постоянно находился в этом городе, как для того, чтобы вместе с другими проводить праздник по закону, так и для того, чтобы привлекать к Себе толпы неиспорченного народа, стекавшегося сюда во время праздников со всех сторон. Ин.5:2 .  Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда 3 ,... Есть же во Иерусалимех Овчая купель, яже глаголется еврейски Вифесда,... Есть в Иерусалиме купальня в местности, называемой Овчей. Называли ее так просто по древнему преданию, или, как говорят некоторые, потому что в древности сюда сгоняли овец, предназначенных для жертвоприношений во время праздников, и внутренности их вымывали этой водой. Ин.5:2 .  ...при которой было пять крытых ходов. ...пять притвор имущи. Притвор это – галерея или крытый ход; купальня имела вокруг себя пять таких ходов. Так как там действовала сила Божия, то была устроена и купальня, и притворы для больных. Ин.5:3–4 .  В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. В тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды, Ангел бо Господень на [всяко] лето схождаше в купель и возмущаше воду, [и] иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше. Перечислением этих болезней указывалось и на другие. Сказав: «на всяко лето ( κατ καιρν – вовремя, в определенное время) схождаше " , евангелист показал, что чудо это совершалось не во всякое время, а только в определенное, неизвестное, впрочем, для людей, но, как кажется, много раз в течение года. Поэтому в этих притворах лежало большое число больных. Но хромые и сухие могли заметить это время, так как видели возмущение воды; а как же слепые? Они узнавали об этом по поднимавшемуся шуму; притом же они имели слуг, наблюдающих за этим. Эта купель была прообразом купели Святого Крещения: как та исцеляла болезни, так и эта исцеляет; но та исцеляла болезни телесные, а эта – душевные, та – в определенное только время, а эта – всегда, та – при схождении Ангела, а эта – при наитии Святого Духа, так как новые священнодействия больше ветхих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 2. Исцеление бесноватого лунатика Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Исцеление бесноватого лунатика. Рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 14-го по 21-й стихи. О какой-то угрозе со стороны Луны в Библии почти ничего не говорится, кроме некоторого намека из Псалтири, где сказано: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» ( Пс.120:6 ). Святые Отцы категорически настаивали на том, что сама по себе луна не может принести какой-либо вред человеку. Блаженный Феофилакт даже высказывал мысль, уже озвученную ранее, что бесы ожидают полнолуния, как бы сидя в засаде; чтобы начать удручать здоровье человека именно в полнолуние – и всё ради того, чтобы, ругая луну, человек косвенно оскорблял и Создателя луны (Бога). Эту мысль разделяет и Евфимий Зигабен , он пишет: «Некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее» 14 . Мы же, верующие, знаем, «что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ); и еще: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ), ибо все творение Божие, как сказано: «…все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1 ,31 ). Единственное, что может осквернить мир, – это грех (нарушение Божией заповеди). Сказано: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:18–20 ). Возможно, что страх перед луной был связан и с древними культами Междуречья, где поклонялись луне. Само семейство Авраама некогда обитало в местах особого магического отношения к луне. Не случайно в Книге Второзакония мы находим слова: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» ( Втор.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Глава XV Ин.15:1 .  Я есмь истинная виноградная лоза,... Аз есмь лоза истинная,... превосходная, неиспорченная, духовная. В таких значениях часто употребляется слово – «истинный» ( ληθινς). Или иначе: «лоза истинная», т.е. приносящая вместо плода истину. Итак, Иисус Христос называет Себя виноградной лозой, потому что Он сообщает приятное и веселящее сердца людей учение, которое в Священном Писании называется также вином, и потому что Он служит как бы корнем для учеников. Учеников Он называет ветвями, потому что они как бы выросли из Него, из Его учения и Им питаются для того, чтобы принести зрелые виноградные кисти, т.е. добродетели, и для других доставлять вино учения. Ин.15:1 .  ...а Отец Мой – виноградарь. ...и Отец Мой делатель есть, заботящийся не только о виноградной лозе, но и о ветвях. И действительно это – превосходная виноградная лоза, так как она нуждается в уходе только за ветвями. Уход за ними Иисус Христос приписывает Отцу, как Богу, показывая этим, что Бог содействует приносящим плод, а не приносящих плода – наказывает. Ин.15:2 .  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает;... Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю;... Всякую ветвь, которая выросла на Мне и соединена со Мною посредством веры, но не приносит плода, Отец отсекает, как бесполезную и годную только для огня. Так и всякий христианин, не приносящий плода, отсекается от Иисуса Христа и, хотя по видимому соединен с Ним через веру, но только сохраняется для вечного огня. Ин.15:2 .  ...и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. ...и всяку творящую плод, отребит ю, да множайший плод принесет. Очищает такую ветвь посредством различных испытаний и допускает эти испытания, потому что они все вредное уничтожают, а сообщают крепость и способствуют к умножению добродетелей. Но чтобы ученики не подумали, что и некоторые из них бесплодны, и чтобы опять они не беспокоились за себя, Иисус Христос предупреждает такое смущение их, говоря: Ин.15:3 .  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава VIII Ин.8:1 .  Иисус же пошел на гору Елеонскую. Иисус же иде в гору Елеонску, избегая ночного нападения. Ин.8:2 .  А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Заутра же паки прииде в церковь , и вси людие идяху к Нему. И сед учаше их. Людьми называет здесь тех, которые говорили: «Сей есть воистину пророк» ( Ин.6:14 ), и тех, которые говорили: «Сей есть Христос»; а иудеи, негодуя на это, смотри, как лукавят. Ин.8:3–4 .  Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаше Ему: Учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии; " Ныне» ( π´ ατοφρ – на месте преступления) значит – явно, открыто, так что не может ничего возразить. Ин.8:5–6 .  ...а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. ...в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе Его, да Быша имели что глаголати Нань. Зная, что Иисус Христос милосерд и сострадателен, они думали, что Он пощадит жену, и таким образом они будут иметь обвинение против Него в том, что Он противозаконно щадит ту, которая по закону должна быть побита камнями. Ин.8:6 .  Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая [им]. Так обыкновенно часто делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили. Ин.8:7 .  Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Якоже прилежаху вопрошающе Его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде (первый) верзи камень на ню.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава VII Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. И хождаше Иисус по сих в Галилеи: не хотяше бо во Иудеи ходити, яко искаху Его Иудее убити. Не имел возможности (вместо θελεν – хотяше, по чтению Златоуста стоит – εχον ξουσαν), т.е. не мог безопасно ходить в Иудее. Евангелист сказал это об Иисусе Христе, как о человеке. Как человек, Он уклонялся теперь не потому, что избегал смерти, но потому, что щадил убийц, и потому, что не настало еще время страданий Его. Иногда Ему, как Богу, следовало оставаться неуловимым, а иногда, как Человеку, уклоняться, по планам Божественного Домостроительства. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Бе же близ праздник Иудейский, потчение сени. Он праздновался в воспоминание того дня, в который прежде всего Моисей поставил устроенную Веселеилом Божественную скинию. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему:... Реша убо к Нему братия Его:... – сыновья Иосифа, который был отцом Его по усыновлению. Ин.7:3 .  ...выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. ...прейди отсюду и иди во Иудею, да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши. Показывают вид, что советуют Ему хорошо, как близкие и родственники, но цель у них была лукавая, порожденная завистью. Стараясь направить Его в Иудею, чтобы Он был схвачен ищущими убить Его, они выставляют ту причину, что необходимо видеть совершаемые Им чудеса и тем ученикам, которые были там, т.е. народу, который последовал за Ним в Иудее. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Никтоже бо в тайне творит что, и ищет сам яве быти. При поверхностном понимании кажется, что они побуждают Иисуса Христа перейти в Иудею, но при более глубоком – оказывается, что они осмеивают Его, как робкого и честолюбивого: делать что-либо втайне свойственно робкому, и искать самому быть явным, т.е. известным, свойственно честолюбивому. Ин.7:4 .  Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава XX Ин.20:1 .  В первый же день недели... Во едину же от суббот... Прочитай объяснение первого стиха двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея: «в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот» ( Мф.28:1 ). Ин.20:1–2 .  ...Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. ...Мариа Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, на гроб, и виде камень взят от гроба: тече убо и прииде к Симону Петру и к другому ученику, егоже любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба, и не вем, где положиша Его. И в этом месте Иоанн умалчивает о других женах, потому что о них было сказано уже у других евангелистов, а говорит о Марии Магдалине, потому что об этом умалчивают другие. Затем прочитай толкование вышеуказанной двадцать восьмой главы Евангелия от Матфея, начиная со слов: «в вечер же субботный, свитающи во едину от суббот» ( Мф.28:1 ) до того места, где сказано: «единии же надесяте ученицы идоша в Галилею» ( Мф.28:16 ); там найдешь объяснение приведенных стихов и соглашение повествований четырех евангелистов. Петру и Иоанну говорит Мария Магдалина, потому что Петр был первым из учеников, а Иоанн – возлюбленным, и оба они больше других любили Господа: они одни только последовали за Иисусом Христом, когда иудеи, связав, повели Его к Анне и Каиафе. Ин.20:3 .  Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу, Никому из остальных учеников они ничего не сказали; кроме того, по горячности, не обратили внимания даже на иудеев и стражу при гробе. Ин.20:4 .  Они побежали оба вместе;... течаста же оба вкупе:... соперничая в обнаружении своей ревности. Ин.20:4 .  ...но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. ...и другий ученик тече скорее Петра и прииде прежде ко гробу, так как он был крепче телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Пс.64:4 .  Словеса беззаконник превозмогоша нас Злоречие, говорит, врагов наших вавилонян, произносимые против Тебя, Боже, и против нас, стали не по силам нашим, т.е. они преобладают над нами, так что мы не смеем упрекать им, будучи пленниками их. Или же здесь заключается противоположная мысль, что великие хулы со стороны вавилонян сильно укрепляют и ободряют нас в том, что Ты, Господи, не оставишь оных без отмщения, но накажешь за них (1). (1) Слова Афанасия: Словами беззаконных называет мудрость мудрых века сего, чрез которую и изнемогли они, потеряв истинное знание. И нечестия наша Ты очистиши Ты, говорит, Господи, простишь нечестия и грехи наши, за которые мы взяты в плен, и Ты освободишь нас (1). (1) Другого некоего истолкователя: Не без правды мы – иудеи осуждены на служение нечестивым вавилонянам, но за то древнее нечестие, на которое мы дерзнули, и которого очищения и прощения ожидаем от Тебя, от которого и последовало то, что мы отведены в плен. В созерцательном смысле словами беззаконных верующие из язычников называют мудрость мудрых века сего, как преобладающую, в при содействии лица имеющую сильное действие против истины, чрез каковое они и ослабели, отпав от истинного познания, почему теперь и молятся об освобождении их от случившегося им в заблуждении нечестия и об обретении ими Бога милостивым к древнему их нечестию (тоже находится у Феодорита). Пс.64:5 .  Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех твоих В историческом отношении сие изречение должно понимать так, что завидна участь народа иудейского, избранного из всех прочих народов и усвоенного Тобою, Господи! Потому что он, по освобождении своем от рабства, возвратится с честью и опять станет обитать в городе Иерусалиме, который здесь назвал дворами Божиими за то, что в нем находился знаменитый оный Соломонов храм. А в высшем смысле, по словам Афанасия, оно изображает новый народ из язычников, как избранный в наследство Христом. Под дворами народа из язычников должно разуметь находящаяся, по местам, церкви. Сие же изречение должно разуметь и о каждом стремящемся к благочестивой жизни праведном христианине, оканчивающем жизнь свою в благочестии (в добродетели), потому что, быв избран из людей, он берется Христом в горний Иерусалим в дворы и обители праведных (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010