Скачать epub pdf Глава II Ин.2:1 . На третий день был брак в Кане Галилейской,... И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей,... на третий день после того, как Иисус Христос вышел из пустыни. Ин.2:1 . ...и Матерь Иисуса была там. ...и бе Мати Иисусова ту. Которую пригласили устраивающие брачный пир, как знакомую. Ин.2:2 . Был также зван Иисус и ученики Его на брак. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак. тоже как знакомые. Спаситель пришел, не взирая на Свое Божественное достоинство, но имея в виду пользу людей. Узаконивший брак пришел, чтобы почтить его и освятить Своим присутствием, и принявший образ раба не возгнушался присутствия на браке рабов, хотя пригласившие и не имели еще должного понятия о Нем. Они пригласили Его просто как знакомого, одного из многих. Ин.2:3 . И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут. «Недоставшу вину», т.е. когда была нужда в вине, когда оно истощилось. До сих пор Иисус Христос не сотворил еще чуда: но так как Матерь Его знала все относительно Его, именно – что ради Него пришел Иоанн, что он свидетельствовал об Его Божестве, что Сам Он получил свидетельство с неба, а также видела, что Он принимал учеников, то из всего этого Она поняла, что Иисус Христос начинал уже открываться людям. Поэтому Она смело просила Его совершить чудо, когда не достало вина, желая и отблагодарить пригласивших, и себя прославить могуществом Сына. Поэтому-то Иисус Христос и упрекает Ее, не оказывая этим непочтение Матери, а исправляя в том, что Она просила неблаговременно. А что Он весьма уважал Свою Мать, это видно как из многого другого, так и из того, что Он исполнил Ее просьбу. Упрекнул Ее, научая еще не требовать чудес, но оставить совершение их до соответственного времени, однако послушался Ее, уважая, как Мать. Ин.2:4 .  Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено?... Глагола Ей Иисус: что [есть] Мне и Тебе, Жено?... Что за нужда Нам в том, о чем Ты просишь? Что Нас заставляет так спешить? Можно и иначе понимать: что общего у Меня и у Тебя? Я, как Бог, знаю время приличное для чудес, а Ты, как человек, не знаешь этого. Не сказал: «Мати», но: «Жено», как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 50 В конец; псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии жене Уриеве Надписание «в конец» означает, что этот псалом содержит в себе и пророчества, на исполнение коих, как на цель или «конец», должен обращать внимание читатель, ибо в этом псалме блаженный Давид не только приложил к душевным ранам своего прелюбодеяния с Вирсавиею и смертного поражения мужа ее Урии спасительное врачевство исповедания грехов своих и покаяния в них, но коснулся в нем и разных других предметов в пророческом духе, как например, восстановлений Иерусалима, совершившегося уже по возвращении иудеев из плена вавилонского. Благодать Духа Святаго не оставляла его совершенно, так что он между прочим прозревал и то, что вскоре будет очищен от всех нечистот греховных и явится чище прежнего. Поэтому-то он и просил себе у Господа не о восстановлении в нем Святаго Духа, но о том, чтобы Дух сей не был отнят от него: «и Духа Твоего Святаго», взывает он, «не отними от меня». И это смиренное исповедание и покаяние пророка нашего может быть прилагаемо ко всем грешникам; совершилось же оно над ним в то время или после того, когда явился к нему Нафан пророк с обличением его в содеянных им преступлениях: ибо тогда только блаженный Давид пришел в надлежащее сознание себя, а до того времени не обращал, или мало обращал внимания на противозаконность своих поступков. Что же касается до слов: «егда вниде к Вирсавии», то этим означается здесь не то, чтобы пророк Нафан предстал пред царя Давида с обличением тотчас после того, как он вошел к Вирсавии, так как между этими событиями прошло довольно времени, по свидетельству второй книги Царств, а указывается на позднейшее время, когда Вирсавия чувствовала себя беременною и даже разрешилась от бремени, и когда Урия пал уже на брани ( 2Цар. 11 и 12 главы). Пс.50:3 .  Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей По беспредельной милости Твоей, взывает он, помилуй меня; потому что и грехи мои беспредельны пред Тобою. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава 4 Д) Побуждение к тому, чтобы стремиться к вышеупомянутому покою. Евр.4:1 . Да убоимся убо, да не когда, оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Евр.4:2 . Ибо нам благовествовано есть, яко же и онем, но не пользова онех слово слуха, не растворенное 1 верою слышавших. Сделавши перестановку прежде приведенных слов и соединивши их с сказанными здесь, мы получим следующее сочетание мыслей: «Доколе говорится: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как было в то время, когда Израильтяне преогорчили Господа, будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Смысл всего этого такой: когда говорится: «днесь, аще глас Его услышите», и проч., как уже изъяснено выше, будем опасаться, чтобы, пока еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас отставшим и отпавшим. Ибо когда Дух Святый сказал: «днесь, аще глас Его услышите», то это значит: в какое бы то ни было время, потому что этим словом (днесь) обнимается все время до конца настоящей жизни, а потому это слово простирается и на нас, и на тех, которые будут на земле до конца мира. Значит, это обетование вшествия в покой сохраняет свою силу и для нас, и на нас простирается, если только мы не ожесточимся; равным образом и угроза лишения его постигнет нас, если мы впадем в неверие. «Ибо и нам благовествовано есть, яко же и онем», т.е. и мы приняли обетование вшествия, как и прежде упомянутые предки наши. «Но не пользова онех слово слуха». Услышанное ими слово обетований не принесло им пользы, как неверующим; ибо нужно не только слушание, но и послушание, нужно не только выслушать, но и уверовать. Оно не принесло им пользы, так как и принятое слухом оно не было у них растворено верою. Или иначе: они не присоединились верою к тем, кои слышали и уверовали. А уверовали в обетования Божии Иисус Навин и Халев, между тем как все остальные не уверовали ( Числ.1 ). Далее в объяснение сказанного Апостол говорит: «неции бо слышавшие прогневаша, но не вси изшедшии из Египта с Моисеом» ( Евр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 27. Знамения Пришествия Христова Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», изучение Евангелия от Матфея. Сегодня предстоит рассмотреть 24-ю главу, с 23-го по 51-й стих. Темы этой беседы: Знамения Пришествия Христова и Необходимость бодрствовать в ожидании Пришествия Христова. Читаем 23-й и 24-й стихи: Мф.24:23–24 . «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Здесь мы должны обратить внимание на то, что « лжехристы и лжепророки » постараются « прельстить, если возможно, и избранных », то есть это не будут некие мелкие, или даже крупные, ряженые мошенники, похожие на Грабового, Виссариона или Муна. В последних может уверовать или человек с больной психикой, или верующий, совершенно не знакомый даже с основами христианства на уровне детской воскресной школы. Но эти « лжехристы и лжепророки » прельстят « и избранных », то есть это будет совсем другой, более изощренный способ обольщения, они « дадут великие знамения и чудеса ». Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» 407 Иными словами, соблазны последнего времени будут настолько изощренные, что в предшествовавшие времена даже не имели представления о подобном. Об антихристе сказано: «и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми» ( Откр.13:13 ). Таким образом мы устанавливаем, что и в случае с антихристом, и в случае с лжехристами, и с лжепророками, то, что их будет объединять, – так это « великие знамения »; но это будут не фокусы типа того, что делает Давид Копперфильд, чудеса антихриста и его приспешников будут «по действию сатаны… со всякою силою…» ( 2Сол.2:9 ). Евфимий Зигабен пишет о связи антихриста с лжехристами и лжепророками: «Один из этих лжехристов есть так называемый антихрист, который придет последним из них, и пророками его будут вышеупомянутые лжепророки» 408 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Часть вторая. Главы XI-XX Глава XI Мф.11:1 .  И бысть, егда соверши Иисус заповедая обеманадесяте ученикома Своими, прейде оттуду учити и проповедати во градех их. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. «Заповедая», т.е. наставляя и повелевая. Перешел оттуда, чтобы учить и проповедовать в городах учеников, из которых они происходили (Или: «их», т.е. иудеев). Мф.11:2–3 .  Иоанн же слышав во узилищи дела Христова, посла два от ученик своих, рече Ему: Ты ли еси грядый, или инаго чаем? Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Лука ( Лк.7:18 ) говорит, что сами ученики возвестили Иоанну о чудесах, и тогда он послал двух из них, – что показывает зависть, которую они имели в отношении ко Христу. Послал их Иоанн спросить, Он ли Тот, о пришествии Которого говорят книги пророков, не потому, что не знал этого тот, который проповедовал прежде о Нем, крестил Его своими руками, слышал свыше свидетельство о Нем, и видел сошедшего на Него, в виде голубя, Божественного Духа, но потому, что видел, что ученики его относятся с завистью ко Христу. И прежде они пришли и говорили Иоанну: «равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, Емуже ты свидетелствовал еси, се, Сей крещает, и вси грядут к Нему» ( Ин.3:26 ). «равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему». Сильно любя своего учителя и желая воспользоваться его славой, ученики Иоанна негодовали, видя, что Христос прославляется. Так как Иоанн, часто наставляя, не мог, однако, убедить их, то ввиду скорой своей смерти, избрав двух, наиболее благоразумных, посылает их ко Христу с вопросом: Он ли Тот, Который должен прийти, имея при этом в виду, чтобы они уверовали, увидев чудеса, которые Христос творил. Он знал, что свидетельство дел – самое убедительное и несомненное. Поэтому и Христос, зная, для чего Иоанн послал их, совершил в это время много чудес, как говорит Лука ( Лк.7:12 ). Если бы Иоанн послал их быть просто зрителями, то они не пошли бы. Поэтому он и представил, как причину, этот вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 22. О наибольшей заповеди Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И сегодня мы рассмотрим две темы: первая – О наибольшей заповеди; и вторая тема – Чей Сын Христос? Вот уже второй раз в течение одного дня фарисеи пытались искушать Христа. Саддукеи удалились при ликовании народа в стыде и молчании. И мы читаем далее: Мф.22:34 . «А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе». Евфимий Зигабен так истолковал данные слова: «Лишь только принуждены были замолчать саддукеи, как опять нападают фарисеи и выставляют законника, не из желания научиться, но со злым умыслом. Так как первой заповедью была: “возлюби Господа Бога твое...” и т.д., то они ожидали, что Христос прибавит что-либо и относительно Себя, назвав, например, Себя Богом, и, как хулитель, подаст им новый повод к осуждению» 322 . Как мы видим, вопрос готовится заведомо со злым умыслом. Им, фарисеям, неважно получить правильный ответ, ведь они считают самыми правильными себя самих. Им и им подобным важнее неправильный ответ, который убедит их в собственном превосходстве и усилит веру в собственную эксклюзивную (исключительную) праведность, возможно, и святость. И далее мы читаем: Мф.22:35–36 . «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель!..». Здесь нам необходимо понять, на каком основании законник (знаток Торы), не будучи призванным учеником Иисуса Христа, называет Его словом «У читель » (Рабби). Но прежде попытаемся понять, кем был этот « законник »? Матфей и Лука 323 называют его законником, и только Марк 324  – книжником. Скорее это был один из молодых вундеркиндов, знатоков Торы, Пророков и Писания. И его, как наиболее опытного в полемических баталиях, выдвигают от партии фарисеев против Христа. Без сомнения, не все, называвшие Иисуса «Учителем», имели на это право, но только те, которые реально хотели учиться у Него, а не искушать Его. Ориген пишет: «Говоря “Учитель”, он искушал (Господа), потому что произносил это слово не как ученик Христов… И посмотри, что, поскольку не все, кто называет Его “Учителем”, правильно говорят, но только те, кто имеет желание научиться от Него» 325 . Но, как мы видим из Нового Завета, и «Господом» («мой господин») не каждый имеет право Его именовать. Сказано: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Скачать epub pdf Глава XI Ин.11:1 .  Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Бе же некто боля Лазарь от Вифании, от веси Мариины и Марфы сестры ея. Затем указывается на одно событие из жизни этой Марии. Ин.11:2 .  Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Бе же Мариа помазавшая Господа миром и отершая нозе Его власы своими, еяже брат Лазарь боляше. Это обстоятельство особенно прославило Марию. Ин.11:3 .  Сестры послали сказать Ему:... Посласте убо сестре к Нему,... Не пошли сами, но послали, потому что были вполне уверены, что Иисус Христос, находясь в дружественных отношениях к их дому, поможет им; кроме того, они были женщины слабые и в то время сильно были опечалены. А что они послали к Иисусу Христу не потому, что отнеслись к Нему с пренебрежением, это сами они показали потом, когда вышли к Нему навстречу с большой поспешностью. Ин.11:3 .  ...Господи! вот, кого Ты любишь, болен. ...глаголюще: Господи, се, егоже любиши, болит. Сестры сказали так, желая вызвать в Иисусе Христе сострадание; они все еще смотрели на Него, как на человека, хотя и великого, но все-таки не Бога. Ин.11:4 .  Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти,... Слышав же Иисус рече: сия болезнь несть к смерти,... Эта болезнь не ведет к смерти в собственном смысле. Смерть в собственном смысле, или вернее состояние умершего, продолжается до всеобщего воскресения, а смерть Лазаря нужно назвать смертью , потому что последовало разделение души от тела; но можно относительно ее сказать и так, что болезнь Лазаря не к смерти, по причине последовавшего вскоре за нею воскрешения. Ин.11:4 .  ...но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. ...но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради, так как слава Бога Отца есть вместе с тем и слава Сына. И здесь выражение с να (да) означает не причину, а указывает только на следствие, именно что эта смерть послужит к славе Бога Отца и Сына. Некоторые же, разумея здесь под славой крест, изъясняют эти слова так: болезнь сия не к смерти, но к распятию Бога, чтобы через нее был распят Сын Божий. И действительно, лишь только иудеи узнали о воскрешении Лазаря, как воспылали, вследствие величия этого чуда, неукротимой яростью и начали усердно действовать, чтобы убить Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 27 Псалом Давиду По мнению Феодорита Давид сочинил и сей псалом, когда еще был гоним от Саула(1). Но приличен и каждому человеку, подвергнувшемуся бедствиям. (1) Кирилл говорит, что этот псалом поется и от лица уверовавших во Христа, когда они призывают Его на помощь. То же говорит и Афанасий. Пс.27:1 .  К Тебе, Господи, воззову Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными В войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы(1). (1) Великий Василий говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также Феодорит: Воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве. Боже мой! да не премолчиши от Мене Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле – премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат, и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них. Да не когда премолчиши от Мене Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи. И уподоблюся нисходящим в ров Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе – умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной. Пс.27:2 .  Услыши, Господи, глас моления моего, внегда молитимися к Тебе, внегда воздети ми руце мои ко храму святому Твоему Храмом Давид называет здесь скинию Моисея, к которой, простираясь умственно и по положению места, он поднимал руки свои и просил Бога, хотя и далеко был от скинии телом, так как пребывание он имел на горах по причине гонения Саула. Ибо так и Даниил, молившийся в Вавилоне, отворял окна дома своего, обращенные к месту Иерусалима не потому, что он ограничивал Бога Иерусалимом, но потому что знал о бывшем там явлении Бога, как говорит Феодорит. Или под храмом должно разуметь небо, согласно с словами: живущий на небесах посмеется им ( Псал.2:4 )(1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Скачать epub pdf Глава XXI Ин.21:1 .  После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. ... Посем явися паки Иисус ученикам [Своим, востав от мертвых], на мори Тивериадстем. ... После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение «явися» и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом. Ин.21:1 .  ...Явился же так: ...Явися же сице: так, как евангелист далее говорит. Ин.21:2–3 .  были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. ... бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже [бе] от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. ... Так как Спаситель теперь не постоянно находился с учениками, а другой Утешитель еще не пришел и проповедь им еще не была совершенно поручена, то они, не имея чего делать, обратились к прежнему своему занятию и занимались рыбной ловлей, но не с корыстной целью, как прежде. Ин.21:3 .  ...Пошли и тотчас вошли в лодку,... ...Изыдоша [же] и вседоша абие в корабль,... который принадлежал Петру или сыновьям Зеведеевым, или же кому-либо из знакомых. Ин.21:3 .  ...и не поймали в ту ночь ничего. ...и в ту нощь не яша ничесоже. Это случилось по устроению Божию, – как об этом дальше еще будет сказано. Вероятно, говорит Златоуст, что и остальные ученики следовали за теми по сухому пути в качестве зрителей, чтобы занять досужное время, и вместе с ними провели ночь. Ин.21:4 .  А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

ПСАЛОМ 21 В конец, на заступление утреннее Этот псалом, по Феодориту и Григорию Богослову , очевидно относится ко Христу. Он пророчествует о вочеловечении и спасительном страдании Его, что и сбылось наконец. Далее в надписи стоит «на заступление», потому что содержись прошение от лица Христа к Отцу о том, чтобы пришел к нему на заступление и на укрепляющую Его к страданию помощь. К сему присовокуплено: «утреннем» иначе Христовом. Потому что Христос называется утро, или начало дня; так как по истине Христос воссиял в нас, находившихся во тьме заблуждения, как солнце правды и свет познания. Христос молился к Отцу, как человек, научая тем и нас молиться во время смерти нашей, так как во время смерти естественно страшится и более праведный. Некоторые, принимая один предлог вместо другого, вместо – «на – о», (ибо и этот образ речи обыкновенен у древних) говорят, что этот псалом о страданиях Христовых, поелику они суть утреннее заступление; ибо тогда уже воссияло в нас умственное утро Христос, победивши вместе с смертью и имевшего власть смерти, то есть, диавола 51 Пс.21:2 .  Боже, Боже мой! вонми ми, Вскую оставил мя еси? Это слово, свойственное человеческой боязливости, удостоверяет в истине Христова вочеловечения, т.е. уверяет, что Он был совершенный человек, а потому и подлежал человеческому страху. «Вонми ми», сказал Отцу. Ибо те, которые предают кого-либо мучителям на смерть, отвращают глаза свои и уже более не видят имеющего быть казненным. «Вскую оставил мя еси?» Сии слова говорит Господь не потому, чтобы Отец когда-либо отделился от Него после личного соединения Сына и Бога с человечеством; но Он говорит это по причине страха смерти. Ибо если Ты, Отец, говорит, не устранишь от Меня Твоей помощи, то Я не устрашусь смерти. О сем страхе Господа повествует и евангелист, что Он, молясь в саду, просил о том, чтобы миновала Его чаша смерти: Отче, говорил Он, если возможно, да минует Меня чаша сия! ( Матф.26:39 ). Начало сего псалма произнес Господь громким голосом на кресте еврейским наречием: «Или, или, лима савахфани», то есть, Боже мой, Боже мой, почто Ты Меня оставил ( Матф.27:46 ), то есть, что Ты Меня оставил, чтоб овладел Мною страх в то время, в которое, как Тебе известно, дух усерден, а плоть немощна? Или для чего Ты попустил Мне быть умерщвленным, когда Ты знаешь, что Я не сделал ничего достойного смерти 52

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010