В самом житии довольно подробно рассказывает, что Евфимий родился в Новгороде, обучился грамоте, пострижен в Вяжицком монастыре, был казначеем при владыке Симеоне, игуменом в монастыре на Лисичей горе, избран во архиепископа и рукоположен в Смоленске митрополитом Герасимом; затем также подробно говорит о милосердии и постничестве Евфимия, о построении и украшении им храмов, о его кончине и погребении, о его чудесах по смерти и оканчивает все краткою ему похвалою. Биография эта всецело принадлежит самому Пахомию и составлена им по свежим преданиям и рассказам современников о святителе, а отчасти, может быть, и по собственным наблюдениям, так как автор лично знал святителя в последние годы его жизни . Те же главные мысли, какие изложил Пахомий в приступе к житию святителя Алексия, и так же неудобопонятно раскрывает он и в приступе к житию преподобного Кирилла Белозерского († 1427), только длиннее и подробнее, а в оправдание себя, что, будучи иноземцем, решился описывать жизнь неизвестного ему подвижника, говорит следующее: «Помыслит ли кто, что я из иной земли и не знаю хорошо о святом,— правда: я не видел блаженного моими очами, но, еще будучи далеко, я слышал о святом, какие чудеса творит Бог ради его, и весьма удивился. А когда по повелению самодержца, великого князя Василия Васильевича, и по благословению Феодосия, митрополита всея Руси, я должен был идти в обитель святого и там своими ушами слышать о чудесах, бывающих от богоносного отца, я предпринял великий труд, по дальнему расстоянию того места, и, влекомый усердием и любовию к святому, как бы некиим длинным ужем, совершил путь и достиг обители святого. Там я видел настоятеля обители именем Кассиана, мужа, достойно игуменствовавшего много лет и состарившегося в трудах постнических. Он еще более начал мне говорить, чтобы я написал нечто о святом, ибо имел великую веру к блаженному Кириллу и был самовидцем блаженного и истинным сказателем многих его чудес. Нашел я там и многих других учеников его, которые много лет жили со святым и во всем ревновали своему учителю...

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

В числе достопамятных утварей, хранимых в монастыре, замечательны привезенные с Антонием из Рима: каменный шестиконечный крест, 5 мозаических икон, паникадило, колокол в 1 пуд 10 фунт., вылитый в 1084 году, две ризы, орарь и ветвь осоки, с коею он, по преданию, плыл по морю; сверх того, были привезены им два драгоценные сосуда, которые взяты царем Иоанном IV и теперь находятся в Московском Успенском соборе. В память обретения мощей св. Антония установлен, в конце XVI века, крестный ход в эту обитель из Софийского собора, совершаемый ежегодно в первую пятницу Петрова поста. При монастыре находится семинария, которой начало положил архиепископ Новгородский Иов, около 1720 года, а усовершенствовал оную архиепископ же Амвросий (Юшкевич); он здесь, в обители, и погребен. Семинария имеет богатую библиотеку, составленную из Богословских книг, принадлежавших знаменитому Феофану Прокоповичу , митрополиту Димитрию Сеченову и другим ученым архиереям. ВЯЖИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. 2 класса, в 12 верстах от Новгорода, на урочище, называемом издревле Вяжище; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1411 году иноками Игнатием, Евфросином, Галактионом и Пименом, которые построили здесь церкви деревянные, сперва Николая Чудотворца, а потом, 1419, св. Антония. Вскоре после того, св. Евфимий, Архиепископ Новгородский увеличил обитель, в которой ныне две церкви: 1) Соб. двухэтажная, где престолы: вверху Николая Чудотворца, а внизу Евфимия архиепископа; его мощи тут почивают под спудом. 2) Иоанна Богослова, трапезная. Оба эти храма построены каменные св. Евфимием: первый в 1437, а второй в 1439 годах. ТИХВИН-БОЛЬШОЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Тихвине, на берегу реки того ж имени; состоит под управлением архимандрита. Основан на месте явления иконы Пресвятой Богородицы, известной ныне под названием Тихвинской, по повелению царя Иоанна Васильевича, новгородским архиепископом Пименом, в 1556 году. В смутное время, при самозванцах, монастырь этот претерпел нападение шведских войск и выдержал, в 1613, жестокую кровопролитную осаду: русские, под командою воевод, князя, Семена Васильевича Прозоровского и Леонтия Вельяминова, мужественно отразили врагов от стен обители и спасли ее от разорения. – Впоследствии Тихвин монастырь обогащен значительными вкладами недвижимых имений и другими приношениями от царей и вельмож; а щедротами императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра Благословенного, доведен до нынешнего цветущего состояния, так, что внутренние и наружным благолепием может равняться с первейшими монастырями в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. " Се убо красота моя и похвала " , — взывает он. " Се аз и дети, яже ми дал есть " , — прибавляет он о прочих созданных святителем церквах. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела (Евфимиевская церковь), не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: " Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! " Так все единогласно похваляют своего создателя». Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов (старая упала); в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт. Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436–1437 гг. вновь устроена та же церковь и расписана; в 1437 году построена именная церковь святителя Петра митрополита на вратах у Святой Софии; святителя Николая на дворе владычном (1442 г.); Евфимиевская каменная на сенях (1445 г.), Жен Мироносиц на Ярославове дворище, Иоанна Богослова в Вяжицком монастыре (1439 г.), великомученицы Анастасии (1440 г.), Бориса и Глеба (1441 г.), каменная церковь Иоанна Предтечи на Отоках (1453 г.). Архангела Михаила на Михайловской улице (1454 г.), святителя Николая на выезде из города, Введенская на Прусской улице и каменная Ильинская в Славне (1455 г.), в Хутынском монастыре — во имя святого Григория и во имя преподобного Варлаама (1445–1446 гг.); в Отенском монастыре — во имя Трех святителей (1452 г.), в городе Старой Руссе — Преображенская (1442 г.), в Ладоге — Георгиевский монастырь (1446 г.), и в Вяжищах — новый величественный храм во имя святителя Николая чудотворца (1448 г.). В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Вяжицкий Николаевский монастырь находится в 12 верстах от Новгорода к Западу в самом болотистом месте, на левом берегу реки Каменки. 23. Св. Архиепископ Иона 172 Святитель Иона родился в Новгороде и остался сиротою в ранней молодости. Одна благочестивая вдова взяла его к себе и воспитывала как сына. Отрок отличался тихим и кротким нравом, и еще в детском возрасте было предзнаменование о высоком его жребии. Однажды преподобный Михаил Клопский, проходя в Новгороде мимо толпы играющих детей, увидел вдали тихо стоящего отрока, подошел к нему и, подняв вверх, сказал: Иоанн! (так назывался в мире Св. Иона) учись книгам прилежно, ты будешь Архиепископом Великого Новгорода». Предсказание исполнилось. Достигнув зрелых лет, Иоанн отошел в пустыню Отню и там принял иночество под именем Ионы. Братия искренно любила его за его смирение и послушание; а вскоре потом он сделался известен и в самом Новгороде. Когда же скончался Св. Евфимий, Иона был избран Владыкою Новгорода и Пскова и посвящен в Москве (в 1459 г. в Феврале) Митрополитом Ионою. Столькими добродетелями, замечает жизнеописатель, украшен был новопоставленный Пастырь, что в лице его, казалось, восстали не только Евфимий; но и все прежде почившие Святители Новгородские. Припоминая свое сиротство, он был заступником сирот и убогих, отцом утесненных и сострадателен ко всем несчастным; особенно же он был сильным ходатаем за Новгород пред В. Князьями Московскими, которые высоко чтили его добродетели и часто сообщались с ним писанием. Случилось раз неудовольствие В. Князя Василия на Новгород и Владыка, желая снискать благоволение своим гражданам, сам отправился в Москву, где был встречен с великою честью всем царским семейством и вельможами Московского двора. Часто собираясь на совещание о делах церковных, Архиепископ много увещевал В. Князя отложить свой гнев и не поднимать оружия на свою отчину и, однажды, в присутствии сына его Иоанна и Митрополита, движимый св. Духом и прозирая будущую судьбу царств и народов сказал: «если ради зависти, возбужденной против отчины его великого Новгорода, презрев все его моления, не преложит гнев на милость и воздвигнет руку на людей неповинных: да внимает сам к себе, чтобы и между его чадами не возникли разделения от зависти взаимной.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Димитрий Прилуцкий, Соловецкие чудотворцы преподобные Зосима и Савватий и прп. Александр Свирский ( Дмитриева З. В., Крушельницкая Е. Д., Мильчик М. И. Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 59). Из Троицкого собора Александрова Свирского мон-ря происходит икона (сер. XVI в., ныне в ГРМ), в среднике к-рой Н. стоит в центре рядом с ап. от 70 Иродионом (покровителем игумена обители), по сторонам изображены преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский; над ними в центре - небесный сегмент с Живоначальной Троицей в изводе «Гостеприимство Авраама», в верхних углах - т. н. Никейское чудо. Средник обрамляют 20 клейм жития и деяний Н., по составу близких к циклу на житийной иконе святого из собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в новгородском Антониевом мон-ре: 3 клейма на верхнем поле посвящены детству святителя, в неск. сценах показаны редкое Чудо с копанием нового колодца взамен испорченного бесами в «Арнаоундрейской веси» Кесарии, Чудо о юноше Николе, а также ставшие традиционными для циклов этой эпохи Чудо о ковре и Чудо о 3 иконах. С сер. XVI в. появляются памятники лицевого шитья, где образ Н. сопоставлен с образами местных святителей, как, напр., на обороте хоругви с изображением Чуда вмч. Георгия о змие - Н. и свт. Евфимий II Вяжицкий, архиеп. Новгородский, стоят по сторонам ап. Иоанна Богослова (НГОМЗ; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003. Кат. 17; Петров А. С. Группа памятников новгородского шитья сер. XVI в.: К вопросу об атрибуции вышивок «Мастерской Настасьи Овиновой»//Мат-лы и исслед./ГММК. М., 2012. Вып. 21. С. 259-260). Почитание святого отразилось в адм. жизни средневек. Русского гос-ва: весенний праздник, «Никола вешний», по свидетельству разрядных книг XV-XVII вв., считался рубежом, временной границей, с к-рой начиналась годовая служба воевод и ратных людей. Иконы святого помещали на врата и проездные башни крепостей, возводившихся и обновлявшихся в гос-ве: напр., образ Николы Можайского на Никольской башне Московского Кремля становится одним из основных покровителей этой башни и сохраняемой им христ.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Должен убо есть сицевый Архимандрит Евфимий священно Архимандрическая действовать, и всё церковное управление управлять, монастырские строения строить, по преданию и по правилам святых Апостолов и святых Отцов и по нашему Святительскому благословению и наказанию жить, тем и к нам иметь ему во всём о Христе свою любовь духовную, и послушание и покорение якоже Первосвятителю, Пастырю, и учителю, и отцу отцам и о ваших единородных и бессмертных душах печься, и попечение иметь и направлять еже ко спасению о всяком деле благе. Достоит же Архимандриту Евфимию проповедать слово Господне всем православным Христианам, дабы православные Христиане жили по заповедям Божьим. И сего убо ради дана бысть ему сия наша настольная грамота на утверждение его. А милость святой Софии Премудрости Божьей и великих чудотворцев: Никиты, и Нифонта, Епископов: Иоанна и Евфимия и Ионы и Серапиона, Архиепископов Новгородских и всех святых молитвы и нашего смирения благословение да есть и будет с тобой, сыну, и на сущих яже о Христе братии под твоей паствой всегда и во веки, аминь. Писана в Великом Новгороде в доме святой Премудрости Божьей лета зр (7160) году, Сентября: во в (2) день. Внизу грамоты подписано полууставом так: Смиренный Никон Божьей милостью Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. У грамоты печать красного воска величиной с грошевик на красном шнуре; на одной стороне печати изображение Божьей Матери с предвечным младенцем, на другой – благословящая рука и кругом Слова: Божьей Милостью смиренный Никон, Митрополит Великого, а в средине печати около руки в трёх строках Новгорода и Великих Лук. На обороте грамоты написано также полууставом: Смиренный Макарий Божьей милостью Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. Преимущества, в грамоте сей означенные, подтверждены были Вяжицким Архимандритам ещё в 1730 году, Февраля 19 Преосвященным Феофаном, а потом в 1740 году, Декабря 19 Преосвященным Амвросием, Архиепископами Новгородскими через посланные в этот монастырь из конторы их Преосвященств Указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Затем, это посвящение Герасимом архиепископа Евефимия, которое совершено было им весной 1484 года, было делом митрополита не литовского, а московского или всея России, так как архиепископия новгородская принадлежала к кафедре второй, а не первой митрополии. Несмотря, однако, на всё, сейчас указанное, должно быть принимаемо за гораздо и самым решительным образом более вероятное, что Герасим был поставлен в митрополиты только литовские, а не всея России. Уже и то чрезвычайно трудно объяснять, что император и патриарх константинопольские при тогдашнем значении для них московского великого князя, т. е. при тогдашней нужде своей, которую имели в нём, поставили отдельного митрополита для Литвы; но чтобы они решились поставить в митрополиты всея России кандидата, присланного литовским великим князем, это совсем невероятно (и случаи, которые имели место много времени тому назад, – поставление Кирилла III и св. Петра, по причине происшедшего изменения обстоятельств, нисколько не служили бы к объяснению нашего случая). Между тем это недоуменное, что Евфимий новгородский искал себе посвящения у митрополита литовского и что летописи Новгородская и Псковская и житие Евфимиево имеют желание выдавать этого митрополита за митрополита всея России, легко может быть объяснено. Мы говорили выше, что митрополит Фотий, напрасно старавшийся после Киприана добиться от Новгородцев, чтобы они возвратили ему «месячный суд» и соединённые с последним пошлины, поставил им двух архиепископов – Симеона и Евфимия 1 (Брадатого) и отказался поставить третьего – нашего Евфимия 2 (Вяжицкого), который, быв избран 13 Ноября 1428 или 1429 года за два с половиной или полтора года до смерти Фотия, так и остался непосвящённым при нём. Естественно было опасаться Евфимию и Новгородцам, что и преемник Фотиев поставит посвящение первого из них в зависимость от того, чтобы отказались от своего упорства в отношения к месячному суду вторые; а поэтому, естественно было одному и другим воспользоваться небытием митрополита на Москве и бытием особого митрополита в Литве, чтобы получить от последнего – одному посвящение в архиепископы, другим – посвящённого архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Изображение Г. присутствует на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из Валаамского мон-ря (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия) и кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей карельских, в Куопио - в богослужебном облачении, с жезлом (ЖМП. 1974. 12. С. 21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. 16). В составе Собора Новгородских святых - на иконах кон. XIX в. (?) (во 2-м ряду склонился над книгой в отличие от стоящих фронтально святителей) и сер. 60-х гг. XX в. (обе - из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде), где его фигура в 1-м ряду выделяется красным цветом фелони. Совр. иконография Г. восходит к разработанному с использованием волоколамской росписи рисунку прот. Вячеслава Савиных нач. 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Дек. Ч. 1. С. 146), где Г. представлен в традиц. канонической стилистике, в рост, с непокрытой головой и разведенными руками (на левой - Евангелие), с небольшой сужающейся бородой. К этому изводу принадлежит икона 2000 г., выполненная Н. А. Васильевой в иконописной мастерской фабрики «Городецкая роспись» (частное собрание),- крещатая фелонь тоже написана яркой киноварью. Пример поясного изображения (в белом клобуке, с раскрытым Евангелием) - икона кон. XX в. в Андреевском мон-ре в Пленницах в Москве. Лит.: Тихомиров П. И. , прот. Кафедра новгородских святителей. Т. 2. Вып. 1: Со времени покорения Новгорода Моск. державе в 1478 г. до кончины посл. митр. Новгородского Иова в 1716 г. Новгород, 1895. Вкл.; Казакова Н. А. , Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. Вкл.; Повесть о Зосиме и Савватии: Факсим. воспроизв. М., 1986. С. 132, 106. Л. 86-86 об.; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 81; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 82. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/162054.html

ИКОНОГРАФИЯ Основой сюжета служат евангельские тексты ( Мф. 27:57–61 ; Мк. 15:42–46 ; Лк. 23:50–55 ; Ин. 19:38–41 ), апокрифическое Евангелие Никодима, литургические тексты службы Великой Пятницы и Великой Субботы. Иконография сложилась в XI в. В византийских и русских памятниках различаются два основных иконографических типа «Положения во гроб». Первый – когда тело Христа, завернутое в белую плащаницу и перевязанное, Никодим и Иосиф несут к гробу в виде пещеры в скале. В эту схему могут быть включены Богоматерь, жены-мироносицы, ангелы, светила, стена Иерусалима 361 . В шитье к такому иконографическому типу относятся две плащаницы XVI в. из Псково-Печерского монастыря 362 . Ко второму типу относятся композиции, в которых Христос лежит на ложе, а вокруг изображены оплакивающие его Богоматерь, жены-мироносицы, Никодим, Иосиф, Иоанн Богослов, ангелы. В свою очередь, этот тип также имеет варианты, получившие распространение в конце XIII – начале XIV в.: в одном Богоматерь склонилась над Христом позади гроба, во втором она сидит у изголовья 363 . В шитье этот сюжет изображается в основном на воздухах и плащаницах, где можно различить два основных иконографических извода, получившие у исследователей названия – «литургический», в котором Христу, лежащему на ложе, служат только ангелы с рипидами, и «исторический», где, кроме ангелов, присутствуют Богоматерь и другие перечисленные лица. На воздухе передан краткий иконографический вариант (без жен и апостолов) так называемого «исторического» извода «Положения во гроб», видимо, это один из самых древних примеров данной иконографии, идущей непосредственно из Византии и распространенной на Руси в основном в XV в. 364 . АТРИБУЦИЯ Основанием для отнесения плащаницы к мастерской архиепископа Евфимия является вкладная надпись, не противоречащая стилистическим особенностям произведения. Кроме «Пучежской» плащаницы, из мастерской Евфимия до нас дошли выполненные в том же стиле плащаницы «Хутынская» из Хутынского монастыря 365 и «Тихвинская» из Тихвина 366 ; а также шитый деисусный чип из Троице-Сергиевой лавры 367 . В летописях упоминаются, кроме того, два покрова, положенные архиепископом Евфимием в 1439 г. на гробы Владимира Ярославовича и его матери, но они, очевидно, были с Голгофскими крестами 368 . Архиепископ Евфимий был ктитором не только Хутынского, но и Вяжицкого монастыря. В последнем он построил и украсил в 1439 г. церковь Иоанна Богослова, во имя своего второго, кроме Евфимия Великого, небесного покровителя. Это дает нам возможность предположить, что «Пучежская» плащаница была им вложена в Вяжицкий монастырь (ту же мысль высказывала Э. С. Смирнова ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Имя М. увековечено в названии крытого притвора или паперти с юж. стороны новгородского собора Св. Софии, а также в устроении надземной гробницы, украшенной фресковой росписью ( Штендер Г. М. «Деисус» Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде//ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 77-92). Ист.: Писцовые и переписные книги Ст. Руссы кон. XV-XVII в./Публ. подгот. И. Ю. Анкудинов и др. М., 2009. С. 266. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 198. С. 399, 618-619; Т. 2. С. 156-157; Флоря Б. Н. Особенности почитания святых в разных регионах России раннего XVII в.//ДРВМ. 2015. 4(62). С. 113-115. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2562448.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010