С 1424 г. и вплоть до 1430 г. летописи упоминают о постройке лишь 2 церквей; возможно, что одной из причин перерыва в строительстве стала эпидемия 1424-1426 гг. 30-70-е гг. XV в. Период служения архиеп. Евфимия II Вяжицкого (1429-1458) отмечен активной строительной деятельностью как самого владыки, так и др. заказчиков. Всего известны ок. 50 строительных проектов (возведение зданий, крепостных сооружений, перестройка церквей, ремонт их), не считая основания деревянных храмов. Заказчиком большинства зданий был архиепископ. В деятельности владыки можно четко проследить 2 основных направления. Во-первых, это обустройство Владычного двора, на территории к-рого Евфимий построил больше 10 зданий (надвратные и сенные церкви, жилые и хозяйственные здания), создав уникальный для древнерусской архитектуры XIV-XV вв. ансамбль каменных сооружений. Во-вторых, это работы в Николо-Вяжищской обители: здесь архиеп. Евфимий дважды строил каменный Никольский храм (в 1436 и 1438, 1-я церковь обрушилась), а незадолго до смерти освятил ц. во имя св. Иоанна Богослова при трапезной палате. Новгородское строительство в 30-50-х гг. XV в. в типологическом отношении было на редкость разнообразным: возводились оборонительные сооружения, жилые, хозяйственные и служебные постройки, часозвоня и колокольни, велись ремонтные работы. Строились церкви достаточно редких типов: сенные, надвратные, а также соединенные с трапезными палатами- уникальное явление для древнерус. архитектуры того времени. В 30-40-х гг. XV в. появились первые в Н. р. каменные храмы на погостах. Документы нач. XVII в. упоминают многочисленные каменные храмы такого типа; не исключено, что некоторые из них были построены еще в XV в. В годы архиепископства Ионы Отенского (1458-1470) было построено и отремонтировано ок. 30 сооружений. Основным заказчиком каменных церквей по-прежнему являлся архиепископ, продолживший обустраивать резиденцию - Владычный двор, а также возводить храмы в наиболее важных для святителя мон-рях - Отенском и Вяжищском. Строительством городских церквей или храмов в других мон-рях владыка не занимался - это было делом уличан, частных заказчиков и игуменов. Вполне возможно, что возведение новых построек продолжилось и в 70-х гг. XV в.- в годы архипастырского служения Феофила (1470-1479). К сожалению, в летописи в эти годы отмечено только 2 строительных акта; возможно, к 70-м гг. XV в. относится и возведение ц. свт. Николая в Гостинопольском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

12 . Пр. КИРИЛЛ, Игумен Белоезерский, преставился в 1428 году, Июня 9, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в созданной им обители, называемой Большой Белоезерский монастырь, в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 9. 13 . Пр. ПАВЕЛ Комельский преставился в 1429 году, Января 10, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его, Павлов Обнорский монастырь именуемой, под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 10. 14 . Св. МАКСИМ Юродивый Московский, преставился в 1434 году, Ноября 11, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его, Августа 13 обретённые, почивают в Москве в церкви, во имя его созданной, на Варварской улице. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 11. 15 . Пр. АЛЕКСАНДР, Игумен Куштский, преставился в 1439 году, Июня 9. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 9. 16 . Пр. ГРИГОРИЙ Пелшмский Вологодский, преставился в 1449 (а по Следованной Псалтири – 1400) году, Сентября 30. Св. мощи его почивают в созданной им обители. Церковь память его совершает Сентября 30. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 30. 17 . Пр. МИХАИЛ Клопский, Юродивый Новгородский, преставился в 1452 году, Января 11, в который Церковь и память его совершает, в обители же его кроме того и Июня 23. Св. мощи его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Января 11. 18 . Пр. САВВАТИЙ, Игумен Соловецкий, преставился в 1463 году, Сентября 27, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре, в церкви, во имя его и Преподобного Зосимы построенной, открыто. Смотри Месяцесловы и Пролог, Сентября 27, и Четь Минею, Сентября 27 и Апреля 17. 19 . Св. ЕВФИМИЙ, Архиепископ Новгородский, преставился в 1453 году, Марта 11, в который Церковь и память его совершает. Мощи его почивают в Новгородском Вяжицком монастыре под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 11. 20 . Св. ИОНА, Митрополит Московский, преставился в 1461 году, Марта 31. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Церковь память его совершает Июня 15 и Октября 5 вместе со Святителями Петром и Алексием. Смотри Месяцесловы, Июня 15 и Октября 5, Пролог, Июня 15, и Четь Минею, Марта 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

130 См. Софийскую 2-ю летопись в Собр. лет. VI, 195 fin., и Воскресенскую летопись ibid., VIII. 171. Первая летопись говорит, что св. Иону «цела суща обретоша», вторая летопись говорит, что «нощи его (обрели) вси цели и неразрушимы, прилае бо плоть кости его и не двигнушяся сстави его». В 1812-м году мощи св. Ионы одни из всех мощей, находящихся в Успенском соборе, остались нетронутыми и серебряная рака их неповрежденною. – Н. Коганов,  История Московск. епарх. управления, ч. 3, кн. II. стр. 24. – Св. Иона скончался 31-го Марта, но или при первом установлении празднования ему или собором 1547-го года память его вместо 31-го Марта ошибочно положена 30-го Марта. в XVN веке в Успенском (Московском) соборе ему праздвовано было в различные дни, как укажет царь или патриарх (в Выходах государей записаны дни празднования: 20, 30 и 31 Марта, 1, 4, 16, 21 и 23 Апреля. 13 Мая и 6 Июня). В Уставе 1682-го года, неизвестно нам почему, память его перенесена с 30-го Марта на 15-е Июня. В настоящее время празднуется св. Ионе кроне 15-го Июня еще: 29-го Мая, в день обретения мощей, и 5-го Октября, в день четырех Московских святителей. 132 В первый раз Муравьев высказал свое предположение в Путешествии ко святым местам Русским, напечатанном в первый раз в 1830-м году, а потом повторил его и в Житиях святых. 135 См. послание архиепископа Вассиана к вел. кн. Ивану Васильевичу на Утру в Собр. лem. VIII, 213. 137 См. у преосв. Макария в Ист. IV. 260, Описания Соловецких рукописей т. II, стр. 360, и Типогр. лет, стр. 340. 138 Между рукописями Соловецкого монастыря, находящимися теперь в библиотеке Казанской Дух. Академии; есть служебная минея, написанная в Новгороде в 1494-м году, и в минее этой между новыми Русскими чудотворцами под 11-м Марта – Евфимий, архиепископ Новгородский, см. Описание Соловецких рукописей, ч. II. 616 (518), стр. 358. А в 1500-м году в Вяжицкож монастыре была уже построена церковь , посвященная имени Евфимия, – преосв. Макария Археологич. описание церковных древностей в Новгороде, I, 599.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

21) Общецерковное празднование сщмч. Филиппу II, митр. Московскому и всея Руси († 23.12.1569, пам. 9 янв.), установлено в 1652 г. (на 17 июля) в связи с перенесением мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву (в 1669 г. празднование перенесено на 3 июля). В 1591 г. гроб с телом сщмч. Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Е. Е. Голубинский полагал это установлением местного празднования (с. 118). При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) служба свт. Филиппу была включена в богослужебные Минеи. Местное празднование на переложение мощей установлено 31.05.1646 (грамота Патриарха Иосифа в Соловецкий мон-рь от 29.04.1646). 22) 21.02.1657 Патриарх Никон перенес часть мощей прав. Иакова Боровичского († ок. 1540, пам. 23 окт.) в Валдайский Иверский монастырь, что, вероятно, явилось основанием к установлению общецерковного почитания. «Панихидная память» святому была установлена 6.10.1544, а 8.02.1572, вероятно,— местное празднование. 23) Общецерковное празднование свт. Арсению, архиеп. Тверскому, вероятно, установлено в 1665 г. в связи с перенесением мощей по благословению Патриарха Никона . Местное празднование было установлено Собором 1547 г. Имена названных святых включены в месяцесловы Уставов 1682-го и 1695 гг. (за исключением прп. Корнилия Комельского, блгв. кн. Георгия Владимирского, блж. Прокопия Устюжского, прп. Кирилла Новоезерского, свт. Арсения Тверского, отсутствующих в месяцеслове Устава 1682 г.). Установление соборной памяти «всех святых новых чудотворцев Российских» послужило примером для установления местных соборных памятей, одни из которых складывались задолго до сер. XVI в., а другие стали образовываться позже: ок. 1549–XVII в.— Собор Новгородских святителей (4 окт., в день памяти блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, и 10 февр., в день памяти блгв. кнг. Анны Новгородской). Начало соборного празднования восходит к 1439 г., когда архиеп. Новгородский Евфимий (Вяжицкий) установил местное почитание свт. Иоанна, архиеп. Новгородского († 7.09.1186), и уставное панихидное поминовение кн.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

23 . Сергий Радонежский, скончавшийся 25-го Сентября 1392-го года. Местное празднование преп. Сергию в самом Троицком монастыре, как со всею вероятностью следует думать, началось тотчас или в самом непродолжительном времени после его кончины, ибо он прославился как великий чудотворец еще при своей жизни 110 . Не знаем, было ли нарочитым образом установлено ему общецерковное празднование или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447–48 году он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда, чудотворцев Русской земли 111 . Празднование памяти – дважды в году: 25-го Сентября в день кончины и 5-го Июля в день обретения мощей 112 . Г. H. Барсуков в известном труде своем: «Источники русской агиографии» указывает сказание о мощахь преп. Сергия Радонежского, находящееся в рукописи XVIII века, принадлежащей кн. Вяземскому, – col. 520. Полагая, что указывается какое-нибудь неизвестное и действительное сказание о мощах преп. Сергия, мы постарались приобрести список с него (при обязательном посредстве С. А. Белокурова ). Сказание оказывается словом на обретение мощей преп. Сергия, в котором между краткими приступом и заключением содержится выписка из Епифаниева жития преп. Сергия об обретении мощей Сергия и о построении над гробом его преп. Никоном каменной церкви (в настоящее время рукопись, в которой читается слово, находится в библиотеке Общества любителей древней письменности, – собрания рукописей кв.  Π. П. Bязeмckoro Q II). Игуменья Московского Страстного монастыря Евгения Озерова пишет в своих Записках, что в бытность ее в Лавре 1-го Августа 1869-го года ей открывали главу преп. Сергия, см. в Русском Архиве Бартенева 1898 г. 8, стр. 392 sub. fin. Есть сказание о мощах преп. Варлаама Хутынского, напитанное в половине XVI века, в котором говорится, что мощи преподобного досматривал в 1440-м году и нашел нетленными архиепископ Евфимий Вяжицкий, но что после досмотра они опять скрыты были под спуд, см. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде преосв. Макария, ч. I, стр. 434 нач., Святыни и древности Великого Новагорода гр. М. Б. Толстова, стр. 187 fin. и Месяцеслов святых преосв. Димитрия, под 6-м Ноября по 2-му uздahuю, cfr Onucahuя рукописей Соловецкого монастыря 544/266, – ч. II стр. 277.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

331 И пошли съ Евангелием на выход... И дойде до переноса... – Здесь имеются в виду различные части литургии. «Малый вход», совершаемый во второй части литургии («литургия оглашенных»), когда выносят из алтаря Евангелие. Перенос, иначе называемый «великий вход», – перенос священником святых даров с жертвенника на престол, совершаемый в начале третьей части литургии («литургия верных»). 334 ...Олферью Иеановичу с Ываном с Семеновичемъ с Лошиньскимъ. – Имена новгородских бояр-землевладельцев, известные и по документальным источникам. 336 ...възвели владику Еуфимиа Другаго... – Евфимий II Вяжицкий был архиепископом Новгорода с 1429 по 1459 г. До избрания в архиепископы был священноиноком в монастыре на Лисьей (Лисичей) горе в окрестностях Новгорода. 337 Прихалъ тогды князь Дмитрей Юрьевич... – Имеется в виду бегство Дмитрия Юрьевича Шемяки в Новгород в 1450 г., после поражения в Угличе в борьбе с великим князем московским Василием Васильевичем Темным. Β 1452 г. Шемяка предпринял новую попытку пойти на Василия Темного с целью захватить московский великокняжеский стол, потерпел поражение и снова бежал в Новгород, где умер в 1453 г. 338 ...канунъ Ильина дни преставился. – 19 июля (20 июля день Ильи-пророка). Некоторые летописи сообщают, что Дмитрий Шемяка был отравлен. 341 Α дары взялъ на Феодосиевъ день... – Т. е. причастился (принял причастие); день памяти Феодосия Великого 11 января. 342 Иное проречение – Микифору попу. – Последние три пророчества Михаила, начиная с этого, в варианте Б первой редакции «Жития» идут в тексте до рассказа ο смерти Михаила. 343 Панагия – в монастырях так назывался особый ящичек (ковчежец), в котором переносилась часть от просфоры из церкви в трапезу. Так же называлась круглая или овальная небольшая икона, обычно украшенная драгоценностями, которую носили на груди архиереи и архимандриты некоторых ставропигиальных монастырей как знак их сана. 344 ...Иванъ Васильевич Немиръ... – При жизни Михаила Клопского в Новгороде было два посадника с именем Иван Васильевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; подготовительные эскизы см.: Иконописец мон. Иулиания. 2012. С. 91), а также в иконографии «Собор русских святителей» 50-х гг. XX в. (Митрополичьи покои ТСЛ). Рисунок-прорись с образом М. для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина подготовили на основе волотовской фрески (Изображения Божией Матери и святых Православной Церкви. М., 2001. С. 144). На совр. иконах М. пишут храмоздателем с моделью церкви в руке или одним из предстоящих в композиции «Собор Новгородских святых». Ист.: БАН. 31.7. 30-1; Описи Софийского собора/Публ.: Э. А. Гордиенко и Г. К. Маркина. Новг., 1993. Вып. 2, 3; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко и Г. К. Маркиной//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 91-92; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М., 1989. С. 15-16, 26, 54, 63, 68-74, 82, 88-89, 94-95. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 457, 618-619. 198, 228; Т. 2. С. 173-174; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 61-62, 136. Кат. 54, 57, 58; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006-2007. Кн. 6; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008; Святые земли русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 230-233. Ил. 143, 144; Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси. XI - нач. XVI в. М., 2012. С. 204-212; Образы рус. святых в собр. Исторического музея/Авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 378-381, 390-399. Кат. 90, 93. М. А. Маханько, Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

А. Гордиенко, Г. К. Маркина//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 507-644. Лит.: Успенский В. И., Успенский М. И. Древние иконы из собр. А. М. Постникова. СПб., 1899; Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий кон. XV - нач. XVI в.//ДРИ. 1977. [Вып.:] Проблемы и атрибуции. С. 291-320; Сорокатый В. М. Иконография Никиты и Иоанна Новгородских в XVI в. и взгляды Н. П. Кондакова на происхождение икон рус. святых//Охраняется государством: III Рос. науч.-практ. конф.: Сб. мат-лов (нояб. 1993 - июнь 1994). СПб., 1994. Вып. 5. Ч. 2. С. 105-123; он же. Икона «Никита и Иоанн Новгородские в молении»//Иконы Твери, Новгорода, Пскова, XV-XVI вв. М., 2000. С. 191-194. Кат. 44; Макарий (Веретенников), архим. Макарьевские соборы 1547 и 1549 гг. и их значение//Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 5-22; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; Игнашина Е. В. Древнерус. лицевое и орнаментальное шитье в собр. Новгородского музея: Кат. Новг., 2003; Стерлигова И. А. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI-XVII вв.//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 114-127; она же, сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б. Рус. икона XI-XIX вв. в собр. Новгородского музея: Путев. М., 2004; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004; Чернин С. Б. Средневековый культ св. Никиты, Новгородского епископа, в социокультурном контексте//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2006. 3. С. 18-20; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея. СПб., 2008; Петров А. С. Древнерус. шитые пелены под иконы XV-XVI вв.: Типология, функция, иконография: Канд. дис. М., 2010. Ркп. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕФРЕМ († 1454), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/164699.html

В воскресном тропаре третьего гласа говорится о Христе, который «попра смертию смерть, Первенец мертвых бысть». Таким образом, понятие об особом предназначении первенца существовало не только во времена Ветхого, а затем и Нового Завета, но существовало позднее и в Христианской Церкви. Порой первенец был долгожданным ребенком, вымоленным у Бога. Таким был пророк Самуил, пророк и Предтеча Иоанн, священномученик Петр Александрийский (†311; пам. 25 нояб.). Имеются такие примеры и в русской истории. В житии Новгородского архиепископа Евфимия читаем: «Святитель Евфимий, в крещении Иоанн, сын молитвы бесплодных благочестивых родителей, новгородцев, священника Михея и Анны, на 15 году вступил в Вяжицкую обитель» 83 . В службе святителю Иннокентию Иркутскому (†1731; пам. 26 нояб.) в икосе читаем: «...радуйся, первенче духовнаго сыноположения, от Малыя России Богу посвященный» 84 . В житии говорится, что он «святый первопрестольник Иркутский» 85 . Здесь понятие первенца усвоено иерарху, трудившемуся в Сибирской Земле и полагавшему начало христианству в своей епархии. В Московском княжеском доме в первой половине XV века произошло изменение принципа престолонаследия: с родового на семейный, поэтому престол стал переходить не к старшему в роде, а к старшему сыну в семье. Московские князья и цари брали на себя подвиги благочестия, вымаливая себе первенца-наследника. «Супруга Великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти» 86 . В Москве в это время находился преподобный Иаков Железноборовский (†1442; пам. 11 апр.). «Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный отвечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот вечер родит сына наследника тебе» 87 . Таковы обстоятельства рождения князя Василия II (1415–1462), вошедшего в историю с именем Тёмного. Раньше благочестивые родители старались воспитывать своих детей в вере, особенно первенцев, посвящая их Богу, чтобы они были затем молитвенниками в роду, в семье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010