Так указал он кафедру Софийскую Феодосию и Ионе, еще отроку; так обличил и первого Евфимия, корыстного нравом, отягощавшего обитель лихоимством. «Повелевают ли священные писания пастырю расхищать стадо?» грозно сказал ему преподобный; «знаешь ли сам, для кого ты собираешь?» при сих словах разболелся внезапно Архиепископ и вскоре скончался. Второй Евфимий, ему наследовавший на кафедре, но не нравом, ибо прославился святостью своей жизни и нетленно почивает в созданной им обители Вяжицкой за 12 верст от Новгорода, был искренним другом святого. Неустройство гражданское смущало тогда великий Новгород; он был в разрыве с Великим Князем Московским, и некоторые из граждан хотели подчиниться Королю Польскому; посему Владыка Евфимий, уже три года избранный, не мог еще быть рукоположен в сан святительский. В смущении духа посетил он обитель Троицкую и просил блаженного Михаила помолиться о нем Богу, дабы мог восприять законное святительство от Митрополита Московского. Но Михаил, представляя из себя юродивого, исторг платок из рук Евфимия, покрыл им себе голову и воскликнул: «Смоленска достигнешь и там архиерейство примешь.» Сбылись слова блаженного, ибо спустя несколько времени Евфимий отправился в Смоленск и принял там рукоположение от Митрополита Киевского Герасима. Когда же возвратился в обитель благодарить старца, Михаил велел ему ехать в Москву, утолить гнев Великого Князя Василия Темного против Новгорода и испросить себе благословение у Митрополита Фотия. Блаженному Михаилу, уступившему свое земное наследие племяннику и внуку, прилично было давать отеческие наставления невольно утратившему престол свой, ибо все Князья Русские приходили к нему, как к старшему из их племени. – Князь Димитрий Шемяка, ослепивший двоюродного брата своего Василия Темного и только на краткое время наследовавший великое княжение после отца своего Юрия, пришел искать себе убежища в Новгороде, который любил величаться покровительством изгнанных Князей. Он посетил смиренного Михаила в его обители и просил умолить о нем Бога, дабы возвращено ему было царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

124 Собр. л. III, 183. 112. 113. В Тихвинском уставе 1590 г. сказано: „на память священномуч. Иерофея уставися поминка от Евфимия архиепископа Вяжицкого, по повелению Ивана архиепископа темниц, по великих князьях и вел. княгинях и их сродник и архиепископех и епископех, иже лежат в вел. Новгороде в соборной церкви и по монастырех и по всех православных христианех“. В Воскресенском монастыре находился уставь 1440 г., где рукой самого святителя написана была заповедь совершать поминовение о почивающих в Софийском соборе. 126 В Синод. б. целы служебник и устав святителя (Саввы указатель, стр. 252. 262); целы минеи служебные: за ноябрь 1438 г., за июнь 1439 г., за февраль 1441 г., за апрель 1442 г. минея праздничная. Замечательно послесловие писца первой минеи. Он говорит: „повелением господина моего архиепископа владыки Евфимия“ писал в обители Богородицы на Перыне игумен Дионисий, далее: „отцы, господа и братия, клир св. Софии! пойте или читайте, но исправляя; а меня грешного не клените; если где описался я, говоря ли с другом или обучая детей или по затмению мыслей: не ропщите на меня бедного“. Цель октоих, писанный в 1437 г. по приказанию св. Евфимия для Соф. собора. Извест. акад. VI, 294–296. 299. VII, 275. 127 Собр. л. IV, 122. Опис. Новгор. архиер. дома, стр. 12–14. 33. 34. 40–45. 59. По Новгор. л. (собр. л. III, 111. 112) палаты построены в 1435 г., башня – в 1436 г., новая колокольня в 1439 г., а часы – в 1449 г. (собр. л. III, 112. 239. IV, 123). 135 Летопись: 1458 г. „преставися владыка Евфимий мес. марта в 10 день. Покой, Господи, со святыми душу его“ (Собр. л. 4. 127). „Положен бысть на владычестве 24 года“ (Собр. л.3:241). 137 Неволина о пятинах. В прол., стр. 16. В святцах устава XVI в. март. 11 „успение св. Евфимия архиеп. Новгор.“ у Толстого 1, 100. Св. Евфимий изображён на столпе в алтаре Софийск. собора. Опис. собр. 94. СПб. 1853. Между святыми по грамотам XVII в. см. января 25, пр. 120. Читать далее Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/154327.html

7) Свт. Арсений, еп. Тверской († 2.03.1409). Впервые местное празднование установлено еп. Тверским Вассианом (кн. Оболенским) в 1483 г. 8) Блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский († 8.07.1303). Впервые местное празднование установлено по благословению еп. Ростовского в 1471 г. (или в 1495). 9) Блж. Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский († 29.05.1494). Имена всех святых, прославленных Собором 1547 г. к местному почитанию, были включены в месяцеслов Устава 1695 г., а в месяцеслове Устава 1682 г. отсутствуют ошибочно лишь свт. Арсений, еп. Тверской, и блж. Прокопий Устюжский. Но включение всех этих святых в месяцесловы Уставов общечтимых святых было сделано не на основании решения Собора 1547 г., как ошибочно полагал Голубинский (с. 253–254), а вследствие того, что они были вновь прославлены после 1547 г. уже к общецерковному почитанию. О Соборе 1549 г. известно из речи царя Иоанна IV Грозного к Стоглавому Собору, а список канонизированных Собором святых выявляется косвенным путем из жития свт. Ионы, митр. Московского: 1) свт. Нифонт, архиеп. Новгородский († 21.04.1156, пам. 8 апр.). Канонизирован впервые. 2) Свт. Евфимий (Вяжицкий), архиеп. Новгородский († 11.03.1458). Местное празднование установлено ок. 1474–1494 гг. 3) Свт. Иона, архиеп. Новгородский († 5.11.1470). Канонизирован впервые. 4) Свт. Иаков, еп. Ростовский († 27.11.1392). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 5) Свт. Стефан Пермский († 26.04.1396). Местное празднование установлено ок. 1475–1500 гг. 6) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский († 11.02.1138). Местное празднование установлено в 1192 г. в связи с открытием мощей или же в 1284 г. (первое чудо). 7) Блгв. кн. Михаил Александрович Тверской († 22.11.1318). Местное празднование установлено, вероятно, в 1318 г. 8) Прп. Авраамий Смоленский († 21.08 до 1224). Местное празднование установлено в 1й пол. XVI в. 9–11) Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские († 1347, пам. 14 апр.). Местное празднование установлено в 1364 г. по благословению Кпольского Патриарха Филофея Коккина и митр. Московского и всея Руси Алексия.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

в новгородском книгописании (как, впрочем, и в других культурных проявлениях) отмечена сочетанием традиционализма с новациями, порожденными «вторым южнославянским влиянием» (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру), которое проявилось здесь (в сравнении с Москвой) с опозданием примерно на треть века (см.: Турилов А. А. Восточнослав. книжная культура кон. XIV-XV в. и «второе южнославянское влияние»//ДРИ. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. СПб., 1998. С. 323-324, 329). Традиционным может считаться оформление новгородских рукописей этого периода, в к-ром используется преимущественно тератологический орнамент. Наряду с этим в орнаментике новгородских кодексов со 2-й четв. XV в. широко используется балканский плетеный стиль, распространяется среднеболг. орфография, формируются новые полууставные почерки (как литургические, так и обиходные). Свт. Евфимий II закладывает Никольскую ц. в Вяжицком мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 461) Свт. Евфимий II закладывает Никольскую ц. в Вяжицком мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 461) При Е. в новгородской книжности проявился активный интерес к историко-хронографическим памятникам. Во владычном скриптории были созданы масштабные летописные своды, одним из которых стала офиц. владычная летопись - Новгородская I летопись Младшего извода; ее 2 самых ранних списка - Академический и Комиссионный - датируются временем пребывания Е. на Новгородской кафедре. В ряде случаев летопись содержит оценки совр. составителю событий (напр., критику новгородских порядков в статье под 1445 г., где рассказывается о голоде в Новгородской земле: «А в то же время не бе в Новегороде правде и праваго суда... не бе в нас милости» - ПСРЛ. Т. 3. С. 425), в к-рых нельзя не видеть отражение позиции архиепископа. По замыслу заказчика это была попытка создания общерус. свода, в к-ром соединялось новгородское летописание с летописанием др. рус. княжеств. Эта же цель, по мнению ряда исследователей, ставилась при создании по заказу Е. Новгородско-Софийского свода (или свода 1448 г.) - основы дальнейшего рус. летописания (впрочем, существуют и иные т. зр. на новгородское летописание эпохи Е., см.: Прохоров Г. М. Летописные подборки рукописи ГПБ, F.IV.603 и проблема сводного общерусского летописания//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 165-198; Лурье Я. С. Еще раз о своде 1448 г. и Новгородской Карамзинской летописи//Там же. С. 199-218; Бобров. 2001. С. 93-166; см. также Летописание ). Из Вел. Новгорода происходит самый древний список Краткой хронографической Палеи, датируемый 40-ми гг. XV в. Этот список, так же как и Комиссионный список Новгородской I летописи Младшего извода, был создан в скриптории близкого к Е. Вяжищского мон-ря. Вероятно, в Новгороде при Е. появилась 2-я редакция Летописца Еллинского и Римского (см. также Хронографы ).

http://pravenc.ru/text/187753.html

умственного и религиозно-нравственного просвещения и жизни в союзе с Богом! Итак, употребляйте, возлюбленные братия, по примеру святителя Софрония, все ваше попечение о спасении человеческой души! (Составлено по Четьи-Минеям и «Словам и речам» Григория, митополита Санкт-Петербургского и Новгородского). Поучение 2-е. Св. Евфимий Новгородский (О продолжительных молитвах) I. Cb. Евфимий, память коего ныне, жил в XV веке. Он был сын Новгородского священника и получил хорошее книжное научение. На пятнадцатом году Евфимий оставил мир и удалился в Вяжицкий монастырь св. Николая, где вел строгую подвижническую жизнь. Новгородский епископ Симеон, узнав о благочестивой жизни юного подвижника, взял его в свой дом и поручил ему заведовать церковным имуществом: когда же Симеон умер, братия Богородицкого близ Новгорода монастыря избрали Евфимия игуменом. В 1429 году митрополит Герасим посвятил Евфимия в сан епископа Новгородского. Святитель Евфимий много заботился об умножении и украшении церквей в своей епархии и о смягчении диких нравов своей паствы. По словам современного летописца, в Новгороде в то время не было правды и правого суда, явились клеветники, давали клятву и целовали крест на неправду; по селам были грабежи; тяжкие поборы княжеских чиновников угнетали народ. Евфимий, насколько было в его силах, старался облегчать участь несчастных. Бедные получали от него помощь, угнетенные и скорбящие – защиту и утешение. Насколько святитель был кроток и милосерд ко всем искавшим помощи и защиты, настолько он был строг к явным соблазнам и грехам своей паствы: в этом случае ни знатность рода, ни дары, ни просьбы, ни угрозы не могли смягчить и удержать его от строгих обличений. Среди пастырских забот св. Евфимий не оставлял и иноческих подвигов. За час до утрени он вставал на молитву, прежде всех приходил на церковную службу. Иногда всю ночь проводил он без сна в молитве. Всю первую неделю великого поста Евфимий проводил в молитве, не вкушая пищи, в прочие же недели поста вкушал однажды в день, и только в субботу и воскресенье по два раза в день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Евфимий был и примерным казначеем, и строгим иноком. По смерти блаж. Симеона и после краткого правления избранного, но не посвященного, Феодосия избрали в архиепископа Евфимия брадатого. Казначей Евфимий удалился в Хутынь на безмолвие: но скоро иноки Лисичьей горы упросили его быть их игуменом. Ноября 29 1429 г. «священноинок Евфимий с Лисичьей горы по жребию возведен был на сени», т.е. в дом и должность новгородского архипастыря. 565 Так как в Москве после изгнанного Исидора, от кровавых споров за престол в. князя долго не было митрополита: то Евфимий до 1434 г. оставался нареченным архиепископом, а в этом году (мая 24) посвящен был в Смоленске митрополитом Герасимом. 566 Такое положение не было легким для блаж. Евфимия: но это не мешало ему с ревностью заниматься делами порученного ему звания. Пожар, опустошивший Софийскую сторону в 1431 г., заставил его много трудиться для возобновления строений владычного дома. В новгородском кремле построено им несколько храмов и богато украшен Софийский собор. «Если хочешь, пишет Пахомий, видеть немногое из числа великих дел его: иди к храму св. Софии. Там увидишь созданные им храмы святых, стоящие подобно горам. Не голосом, а делом, открывают они разнообразную красоту свою. «Это даровал мне архиепископ Евфимий», говорит одна церковь ; другая вторит: «таким благолепием он украсил меня»; третья поведает: «меня воздвиг он с основания». Храм великого Иоанна Златоустог о, высокий и красивый, рукой Златоустого благословляет его и от его лица говорит: «поскольку ты воздвиг мне храм на земле, и я умолю Творца приготовить тебе храмину на небе». Соборный храм премудрости Божьей, обветшавший от времени и возобновленный им, вещает: «он возвратил мне прежнее благолепие мое, украсил меня св. иконами, – он – хвала и красота моя». Похваляясь пред церковью ангела его Евфимия, им построенной и прочими храмами, старец прибавляет: «се аз и дети, которых дал мне он». По летописям видим еще, что в начальные годы правления паствой блаж. Евфимий многое устроил и в любимой своей обители вяжицкой, дотоле бедной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Достигнув глубокой старости и чувствуя близость смерти, Евфимий беспокоился в душе, что дела Шемяки поставляли его в неблаговидное отношение к первосвятителю, которого высоко чтил он. Он послал нарочного с письмом, испрашивал молитв и прощения себе у святого Ионы. Святитель в ответе писал, что скорбит о болезни Евфимия и потом говорил: «напоминаем тебе, сын мой, что ты стал было поступать слишком просто: того, кто отлучен был нашим смирением за преступления, вы принимали у себя, с тем приятельское имели общение в пище и питье, того удостаивали своего благословения. – И ты, сын мой, принеси покаяние в том пред Богом». Далее сказано, что если Евфимий выздоровеет, то прибыл бы в Москву; если же умрет до прибытия посланных, прощальная грамота должна быть прочтена над гробом его. 579 Блаж. Евфимий преставился 10 марта 1458 г. 580 Посланный первосвятителя, духовник Евмений, прибыл в Новгород уже спустя 10 дней после кончины Евфимия; гроб его, по его завещанию, стоял в храме любимой вяжицкой обители. Когда открыли гроб, чтобы прочесть прощальную гранату Евфимию; к общему узумлению, тление не коснулось человека Божьего; он лежал как спящий; персты его были сложены для благословения. «Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий», сказал вслух Евмений и прочтя грамоту Ионы, вложил ее в руку Евфимия. Вскоре после кончины Евфимия стали истекать чудеса от святителя. Первый испытал на себе милость его игумен вяжицкий Варлаам. Он сильно страдал от лихорадки и когда возложил на себя схиму и вериги Евфимия, выздоровел. Сын новгородского боярина Матфей, три года страдавший от головной боли, едва только возложил на себя схиму Евфимия при его гробе, получил исцеление. Подобно сему исцелились келарь обители, разбитый параличом, и многие другие. Особенно замечательно событие с протодиаконом святителя Феодором. В предсмертной болезни принял он иночество с именем Феодосия и сказал своим, чтобы похоронили его в Антониевой обители. Потом уже умирающий хотел он встать, но не мог, и велел всем оградиться крестным знамением. Что это значит? спросили его. «Блаженный архиепископ Евфимий пришел ко мне и зовет меня в свой монастырь; отнесите же меня в обитель на Вяжицы», сказал Феодосий и испустил дух. 581

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евдоксия, црц., персонаж из Жития Иоанна Златоуста Евсевий Кесарийский , историк Евсегниев Якимка, стр. Евсеева И.А. Евстафий Плакида, св. Евстратий, мч. Евтифеев Ивашка, пов. Евтюшка, казак Евфимий Чудовский, перев. Евфимий, архидк. Евфимий, архим. новгородского Вяжицкого мон. Евфимий. патр. Тырновский Евфимий, спр. Егор, дк. Егоров А.А. Езекия, ц. Иудеи, библ. Екатерина Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Екатерина, вмц. Екклесиаст, автор одной из священных книг, библ. Елеазар Анзерский, прп., св. Елеазар, первосвщ., третий сын Аарона, библ. Елена, црц., мать византийского имп. Константина Великого Елеонская А.С. Елизаров Прокопий Кузьмич, д. дв. Елисей, пророк, библ. Емченко Е.Б. Епифаний Премудрый , инок Троице-Сергиева мон. Епифаний Славинецкий, иером. Киево-Братского мон., поэт, перев. Епифаний Соловецкий, духовник пртп. Аввакума Епифаний, архиеп. Кипрский Еремеев Паршутка, сл. Ерёмин И.П. ЕрёминаТ.С. Ермил, св., мч. Ермолаев С.С. Ермолай-Еразм, русский публицист Еропкин Алексей Павлович, дв. Еропкин П., стар. Ново-Спасского мон. Есипов Андрей, сот. стр. Ефимова Л.В. Ефрем Потёмкин, стар., стрл. Ефрем Сирин, св. Ефрон И.А. Ж еглов Иван, митрополичий с. б., двор, новгородского Софийского дома Жеглов Тимофей, с. б. Живов В.М. Жизневский А.К. Жуковская Л.П. Журова Л.И. З абелин И. Заборский Пётр Иванович, трудник Заворуй Игнашка, крст. Зайцев (Заецов) Иван, дв. Замалеев А.Ф. Замврий, израильский военачальник, библ. Зверинский В.В. Зевей, библ. Зеленская Г.М. Зеньковский С.А. (Zenkovsky Serge А.) Зернова А.С. Зиборов В.К. Зимина Т.А. Зиновьев Афанасий, допрошен по «делу» о новокрещёных евреях Змеев Л.Ф. Зыбин Михаил, гол. стр. Зыбин Остафий, гол. стр. Зызыкин М.В. Зюзин Никита Алексеевич, бр. И аир, служитель синагоги в Капернауме, библ. Иакинф, св., мч. Иаков Боровичский, блж., св. Иаков, ап. библ. Иаков, архим. Новгородского Свято-Духова мон. Иаков, один из братьев Иисуса Христа, автор Послания, библ. Иаков, сын Исаака и Ревекки, младший брат-близнец Исава, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Никакие заботы и дела не могли помешать ему исполнять все иноческое правило. То, чего он не успевал окончить днем, то он довершал ночью и в церковь приходил всегда первым.  Много скорбей пришлось ему претерпеть за 30 лет своего святительствования. Дважды пришлось ему заступаться перед вел. князем Василием II Темным за свою буйную паству. Но особенно много огорчений принес ему митрополит Московский Исидор, известный тем, что он принял Флорентийскую унию в 1437 г. Он отнял у новгородского владыки «суд и печать, и земли и все доходы». Зато преемник его, митрополит Иона (память его 5 нояб.), чтил и уважал святителя Евфимия и всегда приходил ему в тяжкие минуты на помощь. В свою очередь монахолюбивый святитель был покровителем прп. Михаила Клопского (память его 11 янв.), Арсения Коневского (память его 12 июня) и других угодников. Он созидал и украшал в Новгороде Божий храмы и заботился о переписывании богослужебных книг.  В последний год своей жизни святитель Евфимий совершил в сыропустное воскресенье обряд прощения в соборе и сказал своей пастве свое последнее слово. Всем ясно было, что дни его на исходе, но лик его светился радостью человека, возвращающегося на родину. Затем он уехал в  Вяжицкий монастырь, где продолжал подвизаться, постился и посещал все богослужения. Митрополиту Ионе он написал, прося у него прощения и благословения. После его кончины на нем нашли тяжелые железные вериги, которые он носил тайно. Но разрешительная грамота митрополита Ионы пришла через долгое время после его погребения. Чтобы вложить ее в руку преподобного, пришлось вскрыть гроб. Так были обретены его нетленные мощи, и скоро было установлено местное его почитание. Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно.  В XV в. был исцелен при раке его от «студеной болезни» родоначальник дома Романовых - боярин Никита Захарьин-Юрьев, шурин Иоанна Грозного. В 1547 г. святитель Евфимий был  причислен к лику святых. •  Николаевский Вяжицкий монастырь основан в болотистом месте в 12 верстах от Новгорода.  •  Преподобный еще до канонизации в 1549 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010