Западный и южный фасады ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках украшены разнообразными декоративными деталями (5-частной композицией из окон и ниш, полосами фигурной кладки, кирпичными крестами, розетками и т. п.), на апсиде находятся валиковые разводы, однако, не 2-ярусные, как в храмах 2-й пол. XIV в., а одноярусные. Иной облик имеет сев. фасад — здесь нет портала, полностью отсутствуют декоративные элементы, только 2 окна со стрельчатым завершением проемы оживляют плоскость стены. Во 2-й пол. XIV – 1-й трети XV в. возведено неск. каменных гражданских построек (найдены в ходе археологических работ): однокамерный квадратный терем на Нутном раскопе (60-е XIV в.), однокамерный прямоугольный терем на Ильинском раскопе (рубеж XIV–XV вв.), однокамерная и 2-камерная постройки на Неревском раскопе (1-я четв. XV в.). Архитектура этих сооружений проста, хотя, судя по формам терема на Нутном раскопе, и в постройках гражданского назначения встречались архитектурные элементы, характерные для данной эпохи (перспективные порталы). В это время появляется и целый ряд новых крепостей: Корела (1364), Окольный город Новгорода (1372–1392, в 1391 г. строятся каменные башни), Ям (1384), Порхов (1387), каменная стена посада Орешка (1410). Крепость Корела наследовала еще старой традиции — одна каменная башня находилась в кольце дерево-земляных стен, однако Порховская крепость имела уже неск. башен, выступавших из контура каменных стен, соответственно появлялась возможность вести фронтальный обстрел. Особо примечателен новгородский Окольный город — масштабная дерево-земляная крепость с большим количеством каменных проездных башен. С 1424 г. и вплоть до 1430 г. летописи упоминают о строительстве лишь двух церквей, возможно, что одной из причин перерыва в строительстве стала эпидемия 1424–1426 гг. 30-70-е гг XV в. Период служения архиеп. Евфимия II Вяжицкого (1429–1458) отмечен активной строительной деятельностью как самого владыки, так и др. заказчиков. Всего известно около 50 строительных инициатив (возведение новых зданий, крепостных сооружений, перестройка старых церквей, ремонты), не считая основания деревянных храмов. Заказчиком большинства зданий был архиепископ. В строительной деятельности владыки можно четко проследить 2 основных направления. Во-первых, это обустройство Владычного двора, на территории к-рого Евфимий построил больше десятка зданий (надвратные и сенные церкви, жилые и хозяйственные постройки), создав уникальный для древнерус. архитектуры XIV–XV вв. ансамбль каменных сооружений. Во-вторых, забота о Николо-Вяжищской обители: здесь архиеп. Евфимий дважды строил каменный Никольский храм (в 1436 и 1438 гг., первая церковь обрушилась), а незадолго до смерти освятил ц. во имя св. Иоанна Богослова при трапезной палате.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

Ко дню Сошествия Святого Духа все работы были окончены, и святитель Евфимий с радостными слезами восклицал: «Благодарю Тебя, Господи Человеколюбче, что Ты не оставил прошение раба Твоего, но сподобил меня, как Творец и Владыка мой, то, что я желал видеть, узреть сегодня своими очами». Каждый год владыка Евфимий имел обыкновение проводить в своем любимом Вяжицком монастыре всю первую седмицу Великого поста. Не случилось этого только в 1458 году, в год блаженной кончины архиепископа. В последнее воскресенье перед Великим постом пришли к архиепископу посадники, бояре, игумены, священники и все множество народное, дать обычное целование с прощением при наступлении Великого поста. Архиепископ, как чадолюбивый отец, всех прощал и милостиво учил, сколько можно, в чистоте проводить Великий пост, удаляться особенно пьянства, от которого происходит все зло. А когда наступил вечер, то, преподавши всем мир и благословение, архиепископ вышел из города и направился не в Вяжицкую обитель, а в монастырь Пречистой Богородицы на Лисичьей горе, откуда взят был на святительство. Придя в обитель, святитель разболелся, но всю седмицу постился и ходил на соборное пение. Все видели его телесные страдания, но ничего скорбного не было на лице у него: оно светилось радостью человека, как будто возвратившегося в свое отечество из дальних чужих стран, он радовался, что дух его разрешается от телесных уз. Перед кончиной своей он преподал всем благословение и прощение, сам испросил у всех прощение, причастился святых Пречистых Таин, воздал хвалу Богу за все, тихо и мирно предал Господу честную и святую душу свою в 11-й день месяца марта в нощи. При кончине распространилось благоухание от тела архиепископа, а при помазании тела его найдены на нем тяжелые вериги («подобно схиме»), которых никто не видал на нем при жизни его. Быстро распространилась весть о кончине любимого святителя. Многое множество народа и духовенства, подобно быстротечному потоку, устремилось по всем путям к обители на Лисичьей горе. Плач и скорбь были великие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Кондак, гл. 8. Иже Божественною ревностью подвигом, и истинных повелений устне распростер, церковная, основания благоузаконив, и тамо сущим монашеским составом предав, премудрый в патриарсех Иерусалимский Софроние, всемудрая словеса во свет извел еси, имиже наставляеми зовем ти: радуйся, светлая православных похвале. Парем. см. 2 февр. ( Утр. Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.7:26–28; 8:1–2; 318 зач.; Ев. Ин.10:9–16; 36 зач . ). + Преставление, иже во святых отца нашего архиепископа, Новгородского чудотворца. Сын Новгородского священника, он 15-ти лет вступил в монастырь св. Николая, на урочище Вяжище. Он был «кроток и незлобив во всей жизни»; «удручая плоть», проводил «многажды всю нощь без сна»; «в посте и молитве много время пребыл, вериги тяжки нося на теле». Его подвижническая жизнь обратила на себя внимание новгородского архиеп. Симеона, который и взял его к себе для заведования церковным имуществом. По смерти епископа св. Евфимий удалился для безмолвной жизни в Хутынскую обитель, но скоро оставил ее и по просьбе иноков Рождество-Богородицкой Лисицкой обители (находившейся вблизи Новгорода на Лисьей горе) сделался их игуменом. В 1434 г. митр. Герасим поставил св. Евфимия архиепископом Новгородским. В этом сане св. Евфимий много заботился об умножении и украшении церквей, будучи в то же время мудрым наставником и чадолюбивым отцом своих пасомых. Милосердый к меньшей братии, он был строг к явным соблазнам и открытым грехам, беспристрастно и резко обличая их. Не оставляя своих иноческих подвигов, святитель дожил до глубокой старости и тихо скончался в 1458 г. Вскоре мощи его сделались источником многих исцелений. Они почивают в Вяжицкой обители (см. Новгор. еп.). Тропарь, гл. 4. Избран быв Богови от юности, святителю Евфимие, и сего ради архиерейства саном почтен быв, упасл еси люди, иже тебе Богом врученныя: темже и по преставлении чудес дарования от Господа приял еси, исцеляти различных недуги; Того моли о нас совершающиих честную память твою, да тебе еси непрестанно ублажаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

На миниатюрах отражено участие К. в судьбе св. блгв. кн. Александра Невского: князь встречает митрополита по прибытии его в Новгород (РНБ. F.IV.233. Л. 996-996 об.); К. в числе др. архиереев молится о здравии болящего князя (Там же. Л. 997 об.); К. благословляет Александра Невского на хождение в Орду (РНБ. F.IV.225. Л. 378 об.). В сцене погребения блгв. Александра Невского в правой части миниатюры в интерьере Успенского собора во Владимире К. вкладывает прощальную грамоту в руку усопшего князя, к-рый «согбе ея сам, яко жив», что, согласно Житию, являлось его 1-м посмертным чудом (БАН. 31.7.30-1. Л. 32). Посвященный К. цикл миниатюр из Лицевого летописного свода завершается сценами преставления святителя в Переяславле Залесском, отпевания в присутствии князей и архиереев, погребения в соборе Св. Софии в Киеве (Там же. Л. 119-120). На житийной иконе блгв. Александра Невского кон. XVI - нач. XVII в., находящейся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на Рву (ГИМ), изображение К. помещено в клейме, посвященном чуду о прощальной грамоте. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/1840359.html

надгробным покровом, принадлежащим к особой, новгородско-псковской, традиции ( Преображенский А. С. Надгробные покровы рус. святых: К вопросу об иконографии, происхождении и функциях//Древнерус. шитье: Сб. ст. (в печати)). Вертикальный формат и размер (175,5×70 см) соответствуют типу надгробного покрова. Своеобразна иконография: И. стоит вполоборота влево, руки подняты в молении на уровне груди, обращается к Спасителю, благословляющему с облаков. Облачение святителя традиционно: клобук, крещатая фелонь и подризник, орнаментированный крестами в кругах. Необычно изображение омофора, спускающегося с правого плеча, и палицы на левом боку, что, вероятно, связано с погрешностями при знаменовании изображения. Технологические и стилистические особенности шитья свидетельствуют об исполнении его, вероятнее всего, в новгородской архиепископской мастерской в традициях лицевого шитья, выработанных во времена свт. Евфимия II Вяжицкого. К кон. XVI в. в иконографии И. возникают различные варианты. Вероятно, с канонизацией, состоявшейся в 1549 г., связано появление поясных изображений святителя, как, напр., на иконе северных писем (возможно, соловецкой мастерской) из ц. апостолов Петра и Павла с. Вирма Беломорского р-на Карелии (кон. XVI в., МИИРК). Иконы подобного, пядничного, размера могли служить образами «в раздачу». И. в крещатой белой ризе, в белом клобуке с узорчатыми воскрилиями, правая рука благословляет, в левой - Евангелие с красным обрезом; личное письмо очень темное, почти санкирное, с использованием вохрения коричневого тона; борода средней длины. Видимо, этот тип иконографии стал принятым после канонизации И. Святители Иоанн, Никита, Иона и Евфимий Новгородские, прп. Варлаам Хутынский. Пелена. Сер. XVII в. (НГОМЗ) Святители Иоанн, Никита, Иона и Евфимий Новгородские, прп. Варлаам Хутынский. Пелена. Сер. XVII в. (НГОМЗ) Фигура И. включается в композиции моления святых, прежде всего Новгородских: в нижнем ряду 2-рядной иконы «Огненное восхождение прор. Илии» вместе с поясными прямоличными фигурами святителей Никиты, Иоанна представлены фигуры И.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Новгородского. Изображая одного и того же святого, мастер-знаменщик не копирует образ, а рисует его заново; его почерк, творческая манера иконописца вполне узнаваемы. Ранее считавшаяся вкладом Настасьи Овиновой хоругвь с образом «Чудо Георгия о змие» на лицевой стороне и с фигурами святых на обороте (свт. Николай Чудотворец, ап. Иоанн Богослов и свт. Евфимий II, архиеп. Вяжицкий) - произведение той же мастерской, которое также может быть датировано 50-ми гг. XVI в. Искусству мастеров этой мастерской принадлежат: покров прп. Арсения Коневского (Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия), вложенный в 1551 г. «детьми боярскими Михаилом Козминым сыном Бровцыным и Григорием Якимовым сыном Щетининым»; хоругвь из Вяжищского мон-ря (НГОМЗ), на 2 сторонах к-рой вышиты «Чудо Георгия о змие» и святые (свт. Николай Чудотворец, ап. Иоанн Богослов и архиеп. Евфимий II), а также небольшие пелены «Свт. Никита Новгородский и митр. Петр» (ГИМ), «Свт. Иоанн Новгородский» (ГММК), фрагменты шитья с изображениями святителей Никиты и Иоанна Новгородских (НГОМЗ). Изготовление этих пелен можно отнести ко времени канонизации Иоанна и Никиты Новгородских (1547 и 1558). На всех изделиях свт. Никита без бороды, что присуще тем изображениям, к-рые были выполнены вскоре после обретения его мощей (1558), когда эта черта его внешности была подробно описана в послании к свт. Макарию, митр. Московскому, Новгородским архиеп. Пименом. Кон. 40-х - нач. 60-х гг. XVI в. может быть датирована пелена «Александр Свирский в молении перед Богоматерью», согласно вкладной надписи, шитая В. А. Брусиловой, женой Третьяка Пешкова. В 50-60-х гг. XVI в. были созданы: пелены «Прп. Симеон Столпник» из Соловецкого мон-ря (ГРМ), «Чудо Георгия о змие» из Коневского мон-ря (ГРМ), «Моление вмц. Екатерины о народе», переданная из новгородского Софийского собора в Хутынский мон-рь в XIX в. (НГОМЗ), «Собор арх. Гавриила» (ГИМ), покровец «Агнец Божий» из Хутынского мон-ря (НГОМЗ). К тому же кругу памятников относятся пелены «Положение во гроб» 1558 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Нравы Новгородцев того времени доставляли много скорби святителю, который был сколько заботлив о несчастных, столько же и строг для нераскаянных грешников. В обличении греха не могли остановить его ни просьбы, ни дары, ни угрозы. Особенно тяготила св. Евфимия связь Новгородцев с бессовестным клятвопреступником Шемякой. Своевольные граждане Новгорода, смотревшие с ненавистью на усиление Москвы, кричали на вече: «Св. София – защита притесненным», и поддерживали крамолы мятежного князя, уже отлученного от Церкви Собором Русских святителей. 45 Даже и достигнув глубокой старости и чувствуя близость кончины, св. Евфимий беспокоился в душе, что союз Новгорода с Шемякой поставлял его в неблаговидные отношения к первосвятителю, которого он глубоко чтил. Смиренный святитель послал нарочного в Москву, испрашивая молитв и прощения у св. митрополита Ионы, и вскоре после того мирно преставился 11 марта 1458 года. Мощи его были преданы земле в Вяжицком монастыре, а найденные на теле его тяжкие вериги повешены над гробницей. 46 На шестнадцатый день после погребения св. Евфимия, прибыл в Новгород митрополичий духовник старец Евмений с прощальной грамотой, которую он должен был вложить в руки почившего владыки, если не застанет его в живых. Когда открыли гроб, все изумились, видя, что тление не коснулось архиерея Божия: лице его было светло, как бы уснувшего на время от житейских забот, и правая рука была сложена, как бы для благословения паствы. «Еще хранит Бог Великий Новгород, за него молится владыка Евфимий» – сказал вслух старец Евмений и, прочтя грамоту св. Ионы, вложил ее в руку почившего святителя. Гробницу снова закрыли, а святость угодника Божия засвидетельствована многими чудесами. 47 Непосредственным преемником св. Евфимия был св. Иона, игумен Отней пустыни. 48 Он был избран на вече и принял рукоположение в Москве от св. митрополита Ионы. К утешению паствы своей, он показывал в судах столько же правосудия, не взирающего на знатность и богатство, сколько снисхождения к немощам и бедности. 49

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

По случаю этого торжества святой Евфимий устроил почетный пир соборянам, подавал неоскудную милостыню нищим. В том же году чудесным образом обретены были мощи святого архиепископа Иоанна. При возобновлении Софийского собора в притворе его открыт был гроб с нетленными мощами, но никто не знал, чьи были эти мощи. По молитве святого Евфимия ночью явился ему некий муж и сказал: «Я тот Иоанн архиепископ, которого открыт гроб и который послужил чудеси Богоматери в 1170 году». Тогда же позлащены владыкой гробы ктитора соборного святого князя Владимира Ярославича и матери его святой княгини Анны и вся Софийская соборная церковь была обелена снаружи известью, поставлена новая каменная звонница и проч. Нельзя пройти молчанием забот святителя Евфимия и об умножении богослужебных и священных книг. Еще и ныне целы книги, списанные по его воле и поручению: Служебник, Устав, Минеи (ноябрь, июнь, февраль и апрель) месячные и праздничные и Октоих. Так в трудах и подвигах приближался святитель Евфимий к старости и к закату дней своих. Указавши место погребения своего в Вяжицах, архиепископ с особенною любовью относился к обители Вяжицкой — месту своего иноческого пострижения. Воздвигнув там великолепный храм во имя святителя Николая, владыка постоянно украшал его и иконами, и добротами, и всякими деяниями, а, соревнуя ему, бояре, вельможи новгородские и все народное множество не забывали обители милостыней и приношением. Было у владыки желание построить при жизни своей в том же монастыре теплый храм с трапезой во имя святого апостола Иоанна Богослова. Бог помог исполниться этому желанию. В Великом посту заложили церковь, а в день Воскресения Христова братия уже вкушали пищу в новой трапезе. Владыка захотел расписать церковь, но живописцы говорили, что стены еще сыры и писать нельзя. Владыка не хотел слушать их, велел приступить к делу, сам же молил Бога: «Господи Вседержителю, даруй мне хоть один день видеть церковь возлюбленного Твоего с трапезою совершившуюся, и тогда, как Сам хочешь, сотворишь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Позови их в трапезу, сказал Михаил. Игумен позвал. За монастырем наши товарищи, – отвечали посетители. Игумен велел пригласить и тех. И вот явилось 30 молодцов с оружиями, люди известного ремесла. Блаженный велел посадить всех за трапезу. И она все сели обедать, – только двое ничего не ели. От чего не едите вы? сказал Михаил; дурной замысел ваш, будьте твердо уверены, не исполнится. Устрашенные этими словами, они упали на пол и не могли выговорить ни слова. Прочие, посмотрев подумали, не досталось бы и им тоже самое. Они дали игумену подаяние, прося помолиться за больных, и вышли из обители. Один из больных разбойников, пожелал быть монахом: игумен боялся постригать его, но Михаил велел постричь, и он постриженный скоро умер. Другой же, выздоровев, вышел из обители. Раз блаженный Михаил был в Вяжицком монастыре. В обитель прибыл и блаж. архиеп. Евфимий вяжицкий. Блаженный Михаил неожиданно очутился на колокольне и звонил во все колокола. Что это значит? спрашивал народ. «Ныне в Москве радость», говорил юродствуя Михаил. Что за радость такая? спросил архиепископ. «У великого князя, отвечал Михаил, родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! он будет грозою для соседей, завладеет Новгородом, изменить его обычаи, отберет у вас золото и совсем покорит своей власти». Января 22 1440 года родился князь Иван Васильевич, человек с железной волей, покоривший Новгород в 1471 году. 69 Блаженный Михаил свободно обличал в слабостях и людей сильных. Архиепископу Евфимию брадатому (1424–1428 г.) сказал он в глаза: «дозволяют ли правила пастырю расхищать свое стадо? Для кого ты собираешь?». 70 Евфимий, пораженный обличением, заболел и умер. Кн. Димитрий Шемяка не раз со всем уважением просил блаж. Михаила молиться об успехах дел его. Блаженный в первый раз сказал ему: «довольно бед натворил ты; если еще примешься за то же: со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя». В другой раз на просьбу его отвечал: «слышу, князь, земля простонала три раза и зовет тебя к себе». Участь Шемяки известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После засухи следовал голод в Новгородской земле. Толпы бедных стали приходить в обитель за хлебом: игумен, опасаясь оскудения запасов, не знал, что делать. «Напитавый пять тысящ народа пятию хлебами, разве жен и детей, – сказал блаженный, – в другой раз седмью хлебы четыре тысячи народа насытивый, нас ли своих рабов презрит?» – и упросил игумена кормить всех голодных. Увидав это, братия зароптала на трату нужного хлеба, преподобный Михаил повел игумена и братию в хлебный амбар и те с изумлением увидели, что запасы хлеба не уменьшились. В одно время игумен стоял в храме во время литургии. «Гости хотят придти к нам», – со смехом сказал Михаил, подойдя к игумену. По окончании службы, выйдя из храма, игумен увидел трех чужих людей. «Позови их в трапезу», – сказал Михаил. Игумен позвал. «За монастырем наши товарищи», – отвечали посетители. Игумен велел пригласить и тех. И вот явилось 30 человек вооруженных разбойников. Блаженный велел посадить всех за трапезу. И они все сели обедать, только двое ничего не ели. «Почему не едите вы? – сказал Михаил. – Дурной замысел ваш, будьте твердо уверены, не исполнится». Устрашенные этими словами, они упали на пол и не могли выговорить ни слова. Прочие, увидев это, подумали, не постигло бы их то же самое, – и дали игумену «дары», чтобы он помолился за больных и вышли из обители. Чрез непродолжительное время один из больных разбойников пожелал быть монахом; игумен боялся постригать его, но Михаил велел, и он постриженный скоро умер. Другой же, выздоровев, вышел из обители. Светлый взор Михаила, далеко проникая в будущее, с горестию предвидел и близкое падение Новгорода, который представлялся «мирскому глазу» еще во всем блеске своего величия. Однажды преподобный Михаил был в обители Святителя Николая на Вяжицах; сюда же прибыл и архиепископ Евфимий, основатель Вяжицкого монастыря. Блаженный Михаил неожиданно очутился на колокольне и звонил во все колокола. Что это значит? – спрашивал народ. «Ныне в Москве радость», – говорил, юродствуя, Михаил. «Что за радость такая?» – спросил архиепископ. «У великого князя родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет и сего вашего Новаграда обладателем будет и гордыню вашу упразднит и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие разрушит!» 306 Января 22, 1440 года, родился князь Иван Васильевич, человек с железною волею, покоривший Новгород в 1471 году. Блаженный Михаил свободно обличал недостатки и людей сильных. Архиепископу Евфимию «брадатому» (1424 – 1428), «корыстному нравом, отягощавшему обитель лихоимством», сказал он в глаза: «Дозволяют ли правила пастырю расхищать свое стадо? Для кого ты собираешь?» 307 Евфимий, пораженный обличением, заболел и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010