382 Так, следуя настоящему апостольскому правилу, Димитрий Александрийский низложил, как свидетельствует Сократ, Оригена за то, что тот дерзнул оскопить себя (Вероятно, авторы «Пидалиона» допускают ошибку – о самооскоплении Оригена и лишении его за это преступление священного сана подробно рассказывает не Сократ Схоластик , а Евсевий Кесарийский . См.: Euseb. Hist. eccl. VI, 8//PG 20, 536–537) (хотя другие говорят, что Ориген, будучи человеком ученым, изобрел какое-то зелье из трав, которым иссушил корень плотского неистовства). Прочти также Епифания, который в гл. о 64-й ереси передает слухи об оскоплении Оригена (Epiph. Adv. haer. 64. 3//PG 41, 1076B). Так и божественный Афанасий, рассказывая о Леонтии Антиохийском, который занимал кафедру перед Евдоксием, сказал, что ему не подобало ни иметь архиерейского сана, ни причащаться, потому что он оскопил себя, чтобы впредь беспрепятственно жить с некой Евстолией, которая и прежде имела с ним связь, хотя именовалась девой (см.: Апология 1 перед Констанцием) (В действительности этот случай описывается в «Истории ариан»: Athanas. Alex. Hist, arian. 28//PG 25b, 725A.). 384 Заметь, что клятвопреступлением правила называют нарушение истинной клятвы, а гражданские законы, согласно 18-й гл. 13-го тит. «Номоканона» Фотия, – еще и ложную клятву. Священнослужителя, так или иначе совершившего клятвопреступление, извергают. 385 Заметь к тому же, что поскольку святотатство сродни краже, но тяжелее ее, постольку извергают и уличенного в святотатстве епископа, пресвитера или диакона, по Двукрат. 10. А так как государственная измена подобна святотатству, то и священнослужителя, виновного в государственной измене, также извергают. О том, что является государственной изменой, смотри в примеч. 1 к Апост. 72. Отметь и следующее. Поскольку правило Апост. 61 возбраняет посвящать в сан того, кто прежде рукоположения был изобличен в блуде, прелюбодеянии или другом грехе, недопустимом для верных, а грехи, о которых упоминает настоящее правило, являются недопустимыми, то за них не только извергаютиз священного сана, но и не допускают до священства, так что изобличенные в них прежде посвящения не удостаиваются священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Молитву твори устами со вниманием, а когда случится то состояние, о котором писала, то можно устами перестать творить. Но это в редких случаях, когда именно само придет то состояние, а искать его не следует. Здоровье мое по–прежнему, болезни никакой нет, хотя и слаб бываю. Но принимаю и занимаюсь. Паше и Евстолии посылаю благословение. За поздравление с праздником спаси Господи. Одну от уныния и другую от зависти да избавит Господь и вразумит на полезное. Обеим надо иметь как врачевство от их недугов смирение и послушание к своей матери, а не верование своим помыслам. Любопытствовать о чужих мыслях – грешно и может быть вредно. Это никак не надо дозволять. Тебя Господь да вразумит, как с ними обращаться, каким способом, и слово даст тебе на пользу им. Когда хочешь говорить им что, не забывай прежде мысленно у Бога помощи и вразумления просить. Недостатки можно высказывать, если со смирением принимает это, или как-нибудь приводить к сознанию. За Пашу не надо Игумению просить, если Паша с покорностию принимает то, что ее хотят перевести. Еще спрашиваешь о свечах. Лучше бы следовать совету покойнаго Старца. А если ставишь на деньги, другими тебе данными, тогда надо ставить, только лучше не самой. Да и свечнице лучше давать заранее. Можно и бедным помогать, только не сама собой, но дай Матушке для нищих, сколько желаешь. А если это почему-нибудь неудобно, то присылай сюда, все пойдут бедным, и Господь примет твое произволение и усердие. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     216. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сокрушеннаго сердца. Мысленно преклоняйся перед сестрами, ставя себя ниже их М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Получил от тебя 3 письма, в одном из них 10 р., и грибы получил, все цело и сохранно, и 100 р. Спаси Господи за усердие; молиться о тебе будут неимущие. Грибы хорошие, спаси Господи. За поздравление с праздником спаси Господи. В трудах твоих для спасения своей души и для обители да поможет Господь и укрепит твои силы душевныя и телесныя. В прегрешениях, описанных тобою, да простит тебя Господь. Паче всех деланий душевных старайся о стяжании сердца сокрушенна о своих грехах. Это заменяет все делания и восполняет недостатки в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

А также желаю вам и Новый год встретить и провождать в благочестии и чистоте. Тогда с радостной душой и спокойным сердцем будем шествовать по тому пути, который откроет каждому из нас наступившее новолетие. Уповающаго на Господа милость обыдет! Призываю на вас мир и благословение Божие. 251. Всегда поддерживай в себе чувство покаяния и собственнаго ничтожества. Против блудной страсти надо быть осторожной до самой смерти. Помыслы надо презирать М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией тебе желаю и душевнаго спасения. Письма твои получил. В описанных тобою случаях и прегрешениях да даст Господь прощение и ко исправлению ревность. И самой надо понуждать себя и просить у Господа помощи. Чувство покаяния и ничтожества всегда должно поддерживать в себе, ибо это необходимое в деле спасения. Для сего и немощи разныя попускаются. К службам понуждаться надо, также и пятисотницу исправлять. Против блудной страсти надо быть осторожну даже до смерти, как пишут св. Отцы. С отчетами помоги Господи тебе справиться. Помыслам не надо верить, а скорее презирать их, не обращать на них внимания. М. Евстолии, Паше и Варваре Владимировне посылаю благословение. Были чьи-то письма на праздниках, но не ответил на них, потому что тогда особенно много было. О. Зосима благодарит за поклон. Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     252. Надо стараться кротко терпеть немощи других. Молитву с поклонами следует делать тайно и по благословению духовнаго отца М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. В прегрешениях да простит Господь и усердие подаст ко исправлению. Пишешь, что неисправна во всем. Смиряйся больше, и укоряй себя, и старайся быть исправнее, прося помощи у Господа. Раздражаться не надо, старайся кротко обходиться и терпеть немощи других. Сестре той надо прямо запрещать разсказывать другим о своих поклонах, но чтобы делала сие и в тайне, и по благословению духовнаго отца. А то если самочинно делает, то только вред получит от своей молитвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Много нам надо работать над собою, а всякая работа непременно требует понуждения, терпения и смирения. Да, родная, большого внимания требует от нас наше спасение. Враг нашего спасения бодренно сторожит за нами чем-либо воспрепятствовать вход наш в райския обители. Главныя орудия врага – это суть разсеянность, забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке. Но кто захочет восхитить Царство Небесное, то для того иго Христово благо, бремя Его легко есть. Относительно покражи. – Не надо презирать или подозревать этих сестер. Оне уже наказаны. М. Евстолии и Паше Божие благословение и мое недостойное. Зачем же им стесняться относительно келейнаго правила, ведь вся монашеская жизнь главным образом должна заключаться в непрестанной молитве. Каждая пусть исполнит свое правило, а когда есть время и усердие, молись еще, как кто знает, а лучше – Иисусову молитву. Молитва есть пища души. Кто больше и внимательнее молится, у того душа более и силы имеет к перенесению скорбей. Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя. Испрашиваю на тебя, Пашу и Евстолию милости Божией, мира, здравия и благословения от Сладчайшаго Иисуса. Да укрепит вас Господь Своею благодатию побеждать козни вражии. Помоги Господи. Пишите адрес свой всегда.     207. Благословение Старца М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милость Божия буди с тобой, и да хранит Господь тебя в мире, и да спасет душу твою. В прегрешениях да простит Господь. Записывать погрешности Бог благословит, и ко мне пиши, не стесняясь, хотя отвечать и не сразу буду. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.     208. В недостатке смирения надо сознаваться и укорять себя. Господь посылает скорби иным в начале пути, иным – в середине, а иным – в конце М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В вольных и невольных прегрешениях да простит Господь. В недостатке смирения сознаваться надо и укорять себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Некоторым сестрам матушка в эти последние дни делала наставления и просила: «Будьте тверды в обители. На смертном одре, прошу вас, не свыкайтесь с дурными обычаями. Будьте всем довольны; благодарите Бога за все; имейте послушание к старшим; любите всех. Надо всех любить. Пожалейте меня: ваша добрая жизнь – мое блаженство!» 10 мая, ночь была очень трудна. С больною сделалось в роде обморока; когда она очнулась, мать казначея Евстолия спросила: не желает ли она причаститься? Матушка отвечала: «Да, очень хочу, скорее читайте правило». Стали читать молитвы утренние, и правило причастное. Матушка причастилась и сказала сестрам: «Что вы так испугались, я еще не умираю». Хотя все наружные признаки, и внутреннее чувство давно уже показывали всем, что любимая мать не на долго с ними, однако сестры все еще ободряли себя надеждой, что Бог милостив и продлит драгоценную жизнь. В этот же день доктор гомеопат, лечивший матушку, объявил, что не ищет более средств помогать ей и, что надо ожидать близкой кончины. Эти слова повергли в глубокую печаль всех сестер, и многочисленных друзей игуменьи. В это время приехал Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Киевский, проститься с матушкой, накануне своего отъезда в Киев. Увидав всех сестер в глубокой скорби, толпившихся в смежных комнатах, и узнав от них о причине их скорби, милостивый Архипастырь сам прослезился, принимая участие в общей печали. Он довольно долго сидел y постели больной страдалицы, говорил ей утешительные слова о божественной любви и нескончаемой надежде, и уговорил ее пригласить доктора аллопата, который может быть еще и облегчит ее страдания. Матушка была много утешена посещением Киевского владыки, оказывавшего ей всегда самое милостивое расположение, и по его отъезде рассказывала друзьям своим, о том отрадном впечатлении, которое произвела на нее беседа его. «Как он утешит меня своим посещением и обещанием молиться за меня! Он сказал, что не хотел уехать в Киев, не простившись со мною. Да благословит Господь милостивого Архипастыря!». Сестры были обрадованы, что посещение владыки утешило матушку, и воспользовавшись ее согласием, поспешили пригласить лучших докторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кому какие вещи принадлежат, про это знает наставник и эконом. В каждой области ведется особая книга, называемая почему-то «завещательною» – (вероятно, потому, что многие вещи достаются по завещаниям). В эту книгу областной эконом и записывает принадлежащие каждому вещи. На деле эти вещи, при частых переездах, разбрасываются по разным местам и кельям,– перевозить всё с одного места на другое неудобно,– так что и сами владельцы нередко забывают, где что находится. Правда, областные экономы и при переездах всякую вещь, увезенную или привезенную, записывают,– но розыскивать ее, при помощи этих записей, рядовому страннику затруднительно. Таким образом, и эти вещи с течением времени становятся как бы общественными. При том, если странник почему-либо уходит в мир, делаясь чрез то отступником, то уходя он не имеет права взять с собою что-либо из своих вещей,– разве только возмет незаметно, украдкою. Все оставшиеся после него вещи или отдаются на хранение, или прямо делаются общественными. Это и случилось с обратившейся. Когда она была обнаружена полицией и целый день провела в квартире помощника пристава, то по открытии ее местопребывания, придя с ним в свою келью, увидела, что многих вещей из икон и книг уже нет, они куда-то исчезли. Дело в том, что когда бегунам стало известно, что Евстолия попала в часть (полицейскую), сейчас же распорядились более ценные ее вещи увезти из кельи неизвестно куда. В то время она радовалась этому: «ай-да молодцы, успели сделать свое дело», и жалела только о том, что не всё до-чисто убрали; но потом, по присоединении, не мало об этом грустила, жаль стало ей некоторых икон и книг. Все эти вещи нужно считать теперь пропавшими. Про одну икону, Воскресение Господне, она и узнала, где она находится (именно у содержателя адресного стола), но открыть ее и доказать принадлежность ей, было уже очень мудрено. Счастливый случай помог выручить некоторые из печатных книг. Во время упомянутого осмотра в доме Коршунова, 13 сентября 1897 года, в квартире, занимаемой Нижегородской губернии крестьянином Василием Сибиряковым, в числе прочих вещей были отобраны и некоторые старопечатные книги, которые впоследствии и оказались принадлежащими обратившейся и, по определению епархиального начальства, были ей возвращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Скачать epub pdf 229. Мир душевный приобретается смирением. Добросовестно проходимое послушание – та же молитва. Против тщеславия надо вооружаться смирением. Очень полезно не говорить без нужды М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н. Сестра о Господе м. Магдалина! Милости Божией и душевного спасения тебе желаю и помощи Божий в твоих трудах. Получил от тебя два письма и грибы. Спаси Господи за усердие. В описанных погрешностях и упущениях да простит тебя Господь и подаст тебе усердие ко спасению и чувство покаяния. Яйца самые крупные стоят (если заказать их) 3 р., маленькия – 1 р. 75 к. А уж продавай по скольку знаешь. Матушке игумении Евгении благословение посылаю, и душевного спасения ей желаю, и прошу ее святых молитв о мне, грешном. Евстолии и Паше посылаю благословение. Обеих их да утешит Господь и подаст мир душевный, а оный приобретается смирением. Ответила ты Паше очень хорошо, так и продолжай говорить ей. В смирении и самоукорении покой заключается. Старшим можно сделать замечание за их несправедливые поступки, только с кротостию. Может быть, и послушают. Монастырское следовало бы и поберегать. В упущениях твоих Господь да простит тебя и усердие подаст тебе. По силе старайся понуждаться, а в неисправлении покаяние приноси. В свободное время можно и послушанием заняться, хотя бы и не говорили. Добросовестно проходимое послушание – та же молитва . От тщеславия Господь да избавит тебя. Борись против него и проси у Господа помощи. Но и сие помни, что до самого гроба оно не оставляет подвижника. Поэтому смирением всегда надо вооружаться против проявления тщеславия. Без нужды не говорить очень полезно. Господь да поможет в этом. Варваре Владимировне посылаю благословение и спасения души ей желаю. Когда нужно, то замечание надо делать неисправным, не обращая внимания на то, что они могут рассердиться, или что пред сном. Старайся только, чтобы без раздражения делать. А если видишь, что она смущена осталась, то положи за нее несколько поклонов после. Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения Евстолия про Псалтирь пусть спросит у матери духовной (у м. Магдалины), как она скажет. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Скачать epub pdf 234. Чтобы начать исправление, надо иметь на это твердое решение без саможаления или себялюбия М. св. о. н. Г. И. Х. Б. н. п. н. Радуйся о Господе! Пречестнейшая м. Магдалина! Письмо твое получил, в котором ты описываешь немощи и погрешности, в особенности во время поездки в Зосимову пустынь. Что же теперь делать? Не предаваться же крайнему унынию и нерадению. Вонмем, призовем Божию помощь и станем добре простиратися в предняя, по Апостолу, задняя же забывая. Начать исправление надо иметь осмысленное твердое решение, без саможаления или себялюбия. Ученик спрашивает своего старца, почему ныне мало спасающихся? Потому что уклоняются от исполнения Христовых заповедей, отеческого наставления и предания. Господь сказал своим ученикам: «Шедше научите их блюсти вся, елика заповедах вам». И паки глаголет: «Нуждницы входят в Царство Небесное». Всячески надо себя нудить на все: к молитве, покаянию, терпению и самоукорению. Хорошо, что умолчала пред тем духовником о страстном движении сердца, своему там духовнику исповедай. Да св. Апостол говорит: «Блюдите себя, како опасно ходите». Ты говоришь: не хочется трапезной пищи. Это тоже искушение. Св. Отцы в сладость сухой хлеб вкушали, а нам вареная пища не нравится. Если бы не покушала до трапезы, тогда иной аппетит явился. Или попить чай, да без хлеба – это иногда не мешало бы тебе. Отцы святые всегда помнили, что они зде маловременные гости, поэтому мало заботились о брении, которое скоро должно паки обратиться в гной, пищу червей, всячески его утруждали, смиряли постом, бдением, молитвою. Посредством сего смирялась и душа, а без первого не может быть второго. Се рех, ныне начах. Но помни, сия измена, т. е. начать жить по-иному, десницы, т. е. нужна помощь Вышняго. Рече Господь: «Без Мене не можете творити ничесоже». Помни, родная, и сие. Помощь Божия приходит сама в крайних обстоятельствах, а именно, когда человек погибает, а обычно благодать и помощь Божия испрашивается смиренною усердною молитвою. А усердие приходит тогда, когда человек себя понудит. Бог да простит тя, чадо, за описанные погрешности. Надеюсь, что постараешься положить начало исправления. Призываю на тебя, м. Евстолию, Пашу, Варвару Владимировну мир и Божие благословение. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Перечить Евстолии никто не смел, точно признавая за ней право жить по особым, ей одной ведомым законам. Никакой мзды лекарка не брала, не было у нее врагов, но однажды летним утром накануне Ильи-Пророка она ушла в лес за травами и не вернулась. Искали ее всей деревней больше недели, обшарили всю тайгу на много километров вокруг, но не нашли и стали числить женщину без вести пропавшей. Вскоре начались война, за ней революция, пожары, грабежи, дележ земли, возвратились с фронта солдаты, и никто не называл их дезертирами, потому что понимали: нельзя мужику в окопе усидеть, когда в родной деревне землю делят и, не дай Бог, не поспеешь. Много тогда вокруг Бухары крови пролилось. Горели овины, крестьянские избы, редкие в здешних местах барские усадьбы и частые деревянные церкви. Потом нагрянули продотряды, стали отбирать и без того скудные запасы хлеба и убивать тех, кто хлеб прятал или отдавать не хотел. Одному Богу ведомо, сколько земных поклонов положили стар и млад в деревне, чтобы отвести новую беду. Но все равно надежды их на то, что падение проклятого дома Романовых и веры никонианской приведет Русь к благочестию, не оправдались. Все страшнее вокруг делалось, на смену вольным поселениям крестьян, охотников и рыбаков расползлась по тайге сеть лагерей. Сбывалось то, что давно было предсказано, и уверенная в скором конце истории Бухара решила запереться и погибнуть в огне, но не открывать врата поганым язычникам, как завещали ей предки. И действительно, братишки из города вскоре нагрянули в соседний с Бухарой хутор Замох. На том хуторе жил кузнец, человек высокий, кряжистый и весьма в своем ремесле искусный. Когда в Бухаре случалась у кого из мужиков нужда подковать лошадь, починить инструмент, охотничье ружье или изготовить капкан на зверя, то шли они в Замох, и изделиям тем не было сносу. Кроме этой обычной для кузнеца работы, замохский коваль и киоты для икон изготовлял, и посуду металлическую, и железные изукрашенные лари-ковчеги, но более всего известен он был тем, что замечательно умел смирять жеребцов.

http://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kov...

Тем временем старица-воспитательница с крёстной раздевали меня в уединённом уголке двора и, перевязав мою талию полотенцем так, чтобы за концы можно было меня держать, спустили в купель. Вода была ужасно холодная. Сверху её затянуло льдом, потому что начались уже морозы и выпадал несколько раз снег, И день моего крещения был морозный и пасмурный. Когда очутилась я по шею в воде и стояла лицом к востоку, скрестив руки, на груди с двуперстным сложением в обеих руках, как тому была научена, тогда подошёл креститель и положил правую руку на мою голову, а в левую взял концы полотенца. С. О. стоял возле купели, а народ толпился около купели; шумели, толкались, каждому хотелось стать поближе, чтобы видеть крещение. Креститель, возвысив голос, произнёс с расстановкой: «крещается раба Божия, Евстолия, во имя Отца, аминь», и погрузил меня в воду. Как варом обдало вдруг мою голову; я чувствовала, как вливается холодная вода в уши, в нос и в рот; ещё секунда, и я захлебнулась бы... Когда опять была поставлена на ноги, то громко всхлипывала, не раскрывая глаз. Но едва успела перевести дух, как снова была уже под водой, при словах крестителя: «и Сына, аминь»... В третий раз погружение совершилось очень быстро, с последним восклицанием: «и Св. Духа, аминь»... Произнеся последние слова и погрузив в третий раз, креститель прямо из воды за полотенце поднял меня на воздух, высоко над купелью, и опустил на белую простыню, развёрнутую на руках крёстной; она же, закутав тщательно, понесла меня в комнату; я лежала в приятном забвении. В комнате никого не было. Воспитательница с крёстной одели меня в белую одежду: сверх рубашки надели сарафанчик, тоже белый, из тонкого полотна, а мокрые волосы повязали полотняным платком, потом покрыли, кромкой к лицу, батистовым платком. Ноги обули в новые белые чулочки и в белые валенки, купленные для этого случая. Когда совсем меня оправили, тогда все взошли в комнату. С. О. взял меня и поставил на стул к аналою, в руки дал мне зажжённую свечу, открыл Псалтирь и. велел мне читать псалом: «Блажени, имже оставишася беззакония и имже покрышася греси». Я прочитала его три раза. По окончании чтения псалма, воспитательница подошла ко мне с серебряным крестиком, на мелкой серебряной цепочке, и, осенив им крестооброзно моё лицо, произнесла: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови и освяти, и сохрани рабу Божию Евстолию силой креста живоносного ти». Потом дала мне его поцеловать. Так она повторила то же до трёх раз и надела мне крест на шею, а вместо пояса опоясала меня белой шёлковой лентой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010