22 ноября – день памяти святой преподобной Евстолии Константинопольской, жившей в конце VI – начале VII веков. На протяжении минувших столетий в честь этой удивительной святой назывались постригаемые в иночество и в монашество по всему миру... Преподобная Евстолия Константинопольская стала Небесной покровительницей и нашей современницы, воспитанной в советское время в семье офицера и закончившей Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, но услышавшей и принявшей в сердце слова Спасителя: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). Это настоятельница Никольского женского монастыря в Переславле-Залесском игумения Евстолия (Афонина). В интервью порталу «Монастырский вестник» «Мой выбор – идти к Богу!» матушка Евстолия рассказывала о своем пути к монашеству и об обители, восстановленной из руин. Нынешняя наша беседа началась с ее воспоминаний о монашеском постриге и о том, как постепенно, шаг за шагом, она узнавала о поразительной духовной высоте подвига святой Евстолиии, что придавало ей сил нести игуменский крест, который Господь дал матушке почти четверть века назад. Выбор имени для монашествующих – это особое озарение благодати Божией Матушка, как вспоминается постриг в монашество? И не возникло ли у Вас в тот момент опасение, что имя «Евстолия» для начинающего возрождаться русского монашества непривычное и даже сестры обители не сразу смогут его запомнить? То был первый большой постриг во Введенском Толгском женском монастыре (постригали около 30 человек), окутанный таинственной атмосферой. Как игумения выбирает имена для будущих монахинь – великая тайна. Будучи уже сама игуменией на протяжении стольких лет, могу сказать одно: это всегда особое озарение благодати Божией. Когда я при постриге услышала имя «Евстолия», оно мне показалось слишком красивым и таким милым! При этом очень близким – даже не знаю, почему. Удивительно красиво звучало сочетание всех букв в имени... Помнится, конечно, и то, что матушка Варвара (Третьяк) относилась к этому постригу буквально как мать, радостно ждущая своих родов, своего первенца... Она ходила таинственная и загадочная, подзывала всех по одному на собеседование и спрашивала каждую сестру, хочет ли та принять постриг. Конечно, мы хотели! Мы находились во вдохновленном состоянии, состоянии возвышенном, поскольку пришли в монастырь, который первым из женских обителей современной России был возвращен Русской Православной Церкви. Естественно, сестры жаждали ступить на монашеский путь и лелеяли в своих сердцах эту мечту.

http://pravoslavie.ru/142969.html

Сейчас здесь возводится соборный храм Софии Премудрости Божией, задуманный в византийском стиле по образцу знаменитого собора Айя-София в Стамбуле — бывшем Константинополе. По замыслу матери Евстолии, он должен стать архитектурной доминантой паломнического миссионерского центра «Святое Годеново». Копию Годеновского креста можно увидеть не только в российских городах, но и в Грузии, на Украине, в Греции, Сербии, Америке. И даже в космосе — на Международной космической станции. Крест был доставлен в зоны военного конфликта — в Сирию, Луганск. Лик Спасителя на копии Креста для Иоанно-Предтеченского монастыря в Луганской области получился темным. Но, как засвидетельствовал наместник монастыря архимандрит Варфоломей, через год образ посветлел. Первая копия была изготовлена в 2013 году для Владимирского собора — усыпальницы русских адмиралов в Севастополе. Мать Евстолия вспоминает торжественную встречу Креста, которую возглавили митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и адмирал Черноморского флота ВМФ Александр Витко, как прошли крестным ходом по улицам Севастополя и как копию Годеновского креста заносили на военные корабли, где перед ней освящали военные флаги, а моряки получали в благословение иконки с изображением святыни. Как горячо и благоговейно молились севастопольцы перед Крестом! — Когда И.Э. Грабарь отреставрировал Троицу, он словно заново открыл нам Рублева. Вот и мы присутствуем при втором обретении годеновской святыни, — замечает игумения. — Столько паломников приезжает, что на праздничных службах, бывает, не все помещаются в храме, многие стоят на улице. Удивительно, что именно храм святителя Иоанна Златоустого стал прибежищем небоявленной святыни, едва уцелевшей в лесах. Не чудо ли, что преставившийся в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста константинопольский святитель оказался ныне хранителем Креста Господня? Божиим Промыслом ревностный святитель Иоанн Златоуст вновь встал у Креста, но уже не в Византии, а в России. Обнимающие руки Спасителя Заведующая научно-исследовательским отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева кандидат искусствоведения Светлана Гнутова много десятилетий занимается возрождением российской ставрографии (науки о кресте), написала монументальный труд «Крест в России», где говорится и о Годеновском кресте.

http://pravoslavie.ru/150532.html

В частности, известный историк и богослов Виктор Тростников считает, что явление Креста случилось в тот исторический период, когда на Руси происходили важнейшие события, определившие на века пути ее развития. Это время правления великого князя Василия II, при котором крепнет Московская Русь, объединяющая вокруг себя многие княжеские земли. В 1448 году Московским собором в митрополиты всея Руси возводится рязанский епископ Иона — впервые эту кафедру занимает иерарх не греческого, а русского происхождения. Так Русская Церковь обретает независимость от Константинопольского Патриархата. В 1458 году, после падения Константинополя, некий благочестивый паломник приносит в обитель под Псковом (ныне Спасо-­Елеазаровский монастырь) величайшую святыню — чудотворный список с Цареградской иконы Божией Матери. Спустя около полувека в этой же обители старец Филофей как будто подведет итог произошедших событий: «...два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Русь становится последней надеждой для всего православного мира. Про грибы и ягоды забыли сразу После Октябрьской революции 1917 года на Никольском погосте был создан колхоз, но существовал он недолго. По свидетельству старожилов, в годы гонений на Церковь безбожные активисты попытались вынести святое распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, «но Крест словно налился свинцом, и они не смогли его сдвинуть». Тогда решили распилить его, «но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня». В 1940 году Крест был перенесен верующими из закрытого Крестовоздвиженского храма (впоследствии частично разобранного на хозяйственные нужды, ныне восстановленного как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Ивановской области) в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново нынешней Ярославской области. В 1997 году Златоустовский храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. — Мы узнали о Годенове от москвичей, — рассказывает игумения Евстолия, настоятельница монастыря. — Приехали к нам однажды паломники из столицы и говорят: «У вас тут такая святыня под Ростовом — Крест Господень!» Было удивительно, что живем рядом, но ни о каком Кресте не слышали. Решили съездить посмотреть. И отправились с сестрами в это затерянное среди лесов и болот место.

http://pravoslavie.ru/150532.html

В Переславской епархии в селе Годеново освятили храм в честь святого благоверного императора Юстиниана 9 октября 2020 г. 14:28 В Переславской епархии в селе Годеново освятили крестильный храм в честь святого благоверного императора Юстиниана. Чин освящения, а затем Божественную литургию возглавил епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении епархиального духовенства. Крестильный храм с глубокой купелью в виде креста был заложен в 2012 году. Его вместимость примерно 30 человек. По словам настоятельницы женского Никольского монастыря игумении Евстолии, освящение храма в честь св. Юстиниана (это пока единственный в России храм, посвященный благочестивому императору) имеет двойной смысл. Годеновский крест, пребывающий в храме св. Иоанна Златоуста в Годеново, был явлен в этих местах за 30 лет до падения Византийской империи, и его явление можно считать символом преемственности в сохранении Православия будущей Российской империей. А второй мотив — это то, что к 600-летию явления Годеновского креста (2023 год) на подворье планируется возвести еще один храм в честь святой Софии, который в основных чертах повторит Константинопольский Софийский собор (возведенный по инициативе св. Юстиниана), но будет меньше в четыре раза. «Мы надеемся на молитвенную помощь святого Юстиниана в строительстве нашего Софийского храма», — пояснила игумения Евстолия. По Преданию, Годеновский крест был явлен 29 мая 1423 года, то есть за 30 лет до падения Константинополя (29 мая 1453 года). И уже в то время прославился чудесами и исцелениями. В 1937 году был перенесен в храм св. Иоанна Златоустого, где и пребывает по сей день, на подворье Никольского женского монастыря Переславля. В храме ведется книга свидетельств благодатной помощи по молитвам перед святыней. Уже существует 25 копий креста, они есть в разных епархиях России, а также в других странах — в Грузии, Сербии (в новом храме св.Саввы в Белграде) и др. С 1997 года храм Иоанна Златоуста стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. В 2002-2003 годах крест был восстановлен группой реставраторов Государственного Русского музея. «Церковный вестник» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

     Дальнейшая история обители тоже поразительна. Разрушенную при нашествии крестоносцев, ее в XIII веке отстраивает дочь императора Михаила VIII Палеолога, известная как Мария Монгольская. Надо вспомнить, что XIII век – это нашествие татаро-монгольского ига. Идут войска, которые сметают всё на своем пути, и даже византийские правители стараются как-то с ними выстроить политические отношения, не жалея при этом своих дочерей, отдавая их в жены язычникам. Михаил Палеолог выдал замуж за монгольского правителя, внука Чингисхана Хулагу, свою незаконнорожденную, но признанную дочь. Однако Хулагу умер, не дождавшись невесты, и той пришлось выйти замуж за его наследника. А спустя годы, после смерти мужа, она, сохранившая свою веру, вернулась на родину и отстроила разрушенную обитель – возвела на том месте церковь. Мария Монгольская также являлась и ктитором храма Хоры в Константинополе, сохранившегося как образец древних мозаик. В нем есть два ее изображения... Многие в церковном сообществе знают, что Вы, матушка Евстолия вместе с сестрами обители в «допандемийный перид» часто паломничали и даже в Аризоне, у последнего ученика старца Иосифа Исихаста – архимандрита Ефрема (Мораитиса), побывали. А на месте подвижнических трудов Вашей удивительной Небесной покровительницы были?      Конечно! И часто вспоминаю совершенно необыкновенное паломничество с сестрами и клириком нашего монастыря протоиереем Александром Смирновым в Стамбул. Эта давняя поездка была приурочена ко дню памяти преподобной Марии Египетской, на пятой седмице Великого поста. Тогда еще не существовало никаких паломнических служб, но будучи знакомыми с представителями подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря (где молятся наши соотечественники, живущие в Стамбуле), мы поинтересовались у них, нельзя ли нам как-то получить разрешение на совершение богослужения в православной греческой церкви Марии Монгольской, на месте подвигов моей Небесной покровительницы. Услышали от них, что это возможно только по личной договоренности с Константинопольским Патриархом.

http://pravoslavie.ru/142969.html

После 410 года, поток переселенцев из Рима в Византийскую империю стал непрерывным. В Константинополь переселяются: пр. Максимиан, будущий патриарх 197 , родители пр. Маркиана эконома 198 , пр. Сампсон Ксенодох 199 , пр. Евстолия 200 и Домника 201 , все знатные и богатые люди, имевшие возможность уйти от варварской опасности, грозившей Италии и Африке. На Восток же стремились и все те, которые, проникнутые жаждой тихой религиозной жизни и аскетических подвигов не считали возможным найти подходящее убежище в Италии, волнуемой постоянными нашествиями 202 . Второй эпохой особенно значительной конгломерации византийского мира и стягивания пределов византийской культуры являются три столетия непрерывной арабской опасности с VII по X век. Завоевание Египта персами и арабами вызвало отлив греческого населения из нильской страны. Житие пр. Иоанна Милостивого, патриарха александрийского, рассказывает о бегстве его самого, эпарха Никиты и многих александрийцев на Кипр 203 . Сравнительно частое упоминание о лицах александрийского происхождения в константинопольских чудесах вмч. Артемия из средины VII в. указывает на значительную иммиграцию александрийцев в Константинополь после этого рокового события 204 . Но главной эпохой массового передвижения населения под страхом арабских нашествий являются VIII и особенно IX века. В рассказе о перенесении и чудесах мощей муч. Ферапонта Кипрского из VIII столетия мы читаем, как сам святой, при появлении грозовых симптомов арабского завоевания, в сонном видении повелевает жителям острова как можно скорее спасать его мощи и спасаться самим 205 . В IX столетии, когда арабы особенно агрессивно надвигались на империю, население её окраин в паническом страхе бросало родные места и бежало в более центральные области. Агиография даёт несколько ярких примеров выселений из Ю. Италии и Сицилии. Так, преп. Фантин во время сарацинских набегов оставил отечество Калаврию и уехал в Пелопоннес, a после скитальчески жил в Афинах, Лариссе и Солуни 206 . Житие Иосифа Песнописца повествует, как родители преподобного вместе с уцелевшими от погрома жителями, «без отечества, без имущества, без друзей и родных», в самом жалком виде тоже спаслись на Пелопоннесе 207 . Семья преп. Афанасия Мефонского после опустошения Сицилии арабами, переселилась из Катаны в Патры 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годеново: Чудотворный Крест Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест. Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников. О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, рассказывает игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня. vk fb tw ok @ g+ lj Годеново с высоты птичьего полета vk fb tw ok @ g+ lj Годеново vk fb tw ok @ g+ lj Годеново. Паломники в праздничный день vk fb tw ok @ g+ lj Дорога к святыне Знамение державного строительства Руси Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем Церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году. Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, – необходимые условия державного строительства. Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. А незадолго перед этим – Цареградская икона Божией Матери: она, как и Животворящий Крест, становится одним из символов того, что Русь – преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.

http://pravoslavie.ru/97358.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 2003.] Спаситель с избранными святыми на полях (фрагмент). Зданович А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2003 г. Придел мч. Виктора собора Никольского женского монастыря. Переславль - Залесский. Файл 5773.jpg:   Размер: 1000x959, 0.96 MPix, 163 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (217) , (9) . Описание: Святой мученик Онисифор, святая Евстолия Константинопольская, преподобный Симеон Метафраст, преподобная Феоктиста и святая Сосипатра Константинопольская noiembrie 9.jpg Файл 20134.jpg:   Размер: 2550x3996, 10.19 MPix, 7618 Kb. Дата: 2012-11-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (167) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1716-photo

– 2) Примеры соборов иерусалимского 335 года, антиохийского ν τος γκαινοις 341 г., константинопольского 360 г., показывают, что в IV в. было в обычае собирать многочисленные соборы епископов для освящения вновь построенных церквей. А так как в гонение Диоклитиана разрушено было много христианских церквей, то строить или возобновлять их приходилось теперь почти в каждом городе. И при освящении – около 317 г. – вновь построенной тирской базилики был и Евсевий кесарийский , и вероятно не он один. Епископы приглашались очевидно просто для торжествен­ности богослужения при освящении храмов и как гости на праздник, подобно тому, как и теперь при освящении церквей приглашаются соседние священники. Но этими собраниями епископы пользовались для решения разных – иногда и очень важных – догматических или – чаще – канонических вопросов. – До нас не дошло известий, когда был освящен в Никомидии тот храм, кото­рый разрушен был землетрясением 28 августа 358 года. Но несомненно и это было уже по окончании гонения, так как гонение и началось 23 февраля 303 г. разрушением великолепного никомидийского храма (Lucii Cae-lii [Lactantii] Liber ad Donatum Confessorem De mortibus persecutorum, ed. S. Brandt. Vindobonae 1897, n. 12, p. 11]. По-видимому, ничто не препятствует думать, что не только в Тире, но и в Никомидии – тогдашней столице империи – новый храм был достроен и освящен еще до 325 года, но уже при Евсевии (а не при Евстолии) и уже после начала арианского спора (в Антиохии храм ν τ παλαι, в старой части города, на­чатый постройкой при Виталии, докончен был уже Филогонием Thrdt. I, 3). Для освящения его Евсевий никомидийский и мог пригласить уважаемых и влиятельных митрополитов Финикии и Палестины. – Нет ничего невозможного и в том предположении, что собор, созванный для освящения никомидийской церкви, тождествен с тем вифинским собором, на котором приняты были в общение Арий и его сообщники. 107 О том, что «προσπου» у Schwartz есть неверная передача сирского qnwm (  ) см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Годеновский Крест 19.05.2016 13:46:33 Антонина Арендаренко " Явление Животворящего Креста над Сахотским болотом в 15 столетии сегодня можно расценить как руку помощи, протянутую нам из глубины веков " ,- считает настоятельница Переславского Никольского монастыря игумения Евстолия (Афонина). Сегодняшнее почитание годеновского Креста, пребывающего на подворье монастыря, - фактически его второе обретение. Как известно, Крест пришел с неба, " со стороны греческой " , и возможно является константинопольской святыней, чудесным образом перенесенной в Россию за 30 лет до падения Византии. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших дату явления святыни, - 29/11 июня 1423 года. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2016/05/19/22-02.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/recommend/godenovsky-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010