трапезундский имп. (февр. 1222-1235). Муж Анны, дочери Алексея I Великого Комнина , основателя Трапезундского гос-ва. Единственный из Великих Комнинов , занявший имп. трон не по прямой линии из-за малолетства наследника престола (буд. имп. Иоанна I ). С большой долей вероятности А. В. К. можно отождествить с полководцем никейского имп. Феодора I Ласкаря Андроником Гидом, разгромившим в 1207 г. при Трахее отряд франков, выступивший из Никомидии в помощь Давиду Комнину, брату Алексея I. На 2-м году своего царствования А. В. К. возобновил договор 1214 г., согласно к-рому Трапезунд должен был выплачивать дань и послать отряд воинов Иконийскому султанату (см. Рум ). В дальнейшем мирные отношения с сельджуками были прерваны из-за захвата последними трапезундского судна. Это и др. события подробно излагаются в Житии св. вмч. Евгения , покровителя Трапезунда, написанном Трапезундским митр. Иоанном Лазаропулом . Согласно Житию, после успешного нападения трапезундцев на Синоп некий «султан мелик», личность к-рого достоверно не отождествлена ни с одним из сельджукских правителей, вторгся на территорию Трапезундской империи и осадил ее столицу. После усердных молитв А. В. К. вмч. Евгений явился императору и обещал ему помощь от Бога в отражении сельджуков. В эту же ночь во время бури вражеское войско в панике бежало, а их предводитель был пленен. Впосл. отпущенный на свободу «султан мелик» стал данником А. В. К. и посылал щедрые пожертвования трапезундским мон-рям. Вероятно, в Житии нашли отражение события, действительно имевшие место в царствование А. В. К., но происходившие с нек-рым промежутком во времени. Если разграбление трапезундского судна и поход на Синоп следует отнести к 1225-1228 гг., то вторжение «султана мелика», наиболее вероятно, связано с войнами хорезмийского шаха Джелал ад-Дина и коалиции, возглавляемой иконийским султаном Ала ад-Дином Кей-Кубадом I. В этом конфликте А. В. К. принял сторону хорезмшаха. После поражения Джелал ад-Дина в долине Яссычаман в 1230 г., вероятно, и произошел поход «султана мелика», описанный у Иоанна Лазаропула.

http://pravenc.ru/text/115412.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ЛАЗАРОПУЛ [греч. Ιωσφ Λαζαρπουλος] (ок. 1310 - после 1368), митр. Трапезундский (1364 - 12 нояб. 1367), агиограф. Мирское имя Иоанн. До 1340 г. стал скевофилаксом митрополии Трапезунда (ныне Трабзон); был женат и имел 2 сыновей: Феофана (умер в юности) и Константина (в 1381 скевофилакс в Трапезунде). В 1340 г., после смерти трапезундского имп. Василия Великого Комнина и с началом гражданской войны в Трапезундской империи, И. Л. был изгнан и отправился в К-поль, сопровождая свергнутую имп. Ирину и ее 2 малолетних сыновей. При поддержке визант. имп. Иоанна VI Кантакузина активно содействовал династическому перевороту в Трапезунде и воцарению сына имп. Василия и Ирины Трапезундской Иоанна, который принял тронное имя Алексей III Великий Комнин и был коронован в дек. 1349 г. После смерти 18 марта 1364 г. митр. Нифонта Трапезундского И. Л. был избран предстоятелем Трапезундской Церкви. Невзирая на привилегии, разрешавшие поставлять архиерея на месте, И. Л. вновь совершил поездку в К-поль, где его рукоположил патриарх свт. Филофей Коккин . 13 апр. 1365 г. И. Л. вернулся в Трапезунд, взошел на митрополичий престол 15 апр. 1365 г. и занимал его до 12 нояб. 1367 г., когда добровольно сложил с себя сан и удалился в мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы близ Трапезунда. По сообщению историка Михаила Панарета , летом 1368 г. И. Л. вновь посетил К-поль. О его дальнейшей жизни сведений нет. Агиографическое наследие И. Л. включает сочинения, посвященные покровителю Трапезунда мч. Евгению (см. в ст. Евгений, Кандид, Валериан и Акила ): торжественное «Краткое слово на рождество... Евгения» (Λγος ς ν συνψει διαλαμβνων τν γενθλιον μραν το... Εγενου; BHG, N 611; Rosenqvist. 1996. P. 204-244), повествующее о возобновлении празднования дня рождества Евгения 24 июня при имп. Алексее II Великом Комнине , а также сб. «Частичное обозрение множества чудес святого» (Σνοψις τν το γου θαυμτων μερικ κ τν πλεστων; BHG, N 612-613; Rosenqvist. 1996. P. 246-358). Это сочинение является компиляцией различных источников IX-XIV вв. (в т. ч. принадлежащих народно-поэтической традиции), которые не всегда можно идентифицировать. Особый интерес представляют основанные на утраченных источниках исторического характера сообщения И. Л. о военных конфликтах греков и сельджуков в 1223-1230 гг. ( Шукуров. 2001. С. 126-146). Также сборник содержит ряд автобиографических эпизодов, повествующих о чудесном исцелении И. Л. от отравления рыбой, о бегстве в К-поль, о возвращении с имп. поручением в Трапезунд и о работе по собиранию материала и редактированию рассказов о чудесах.

http://pravenc.ru/text/673687.html

Трабзон (Трапезунд). Церковь Пресвятой Богородицы " Златоглавой " . Мечеть Ортохисар /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Год постройки:приблизительно 1000 - 1100. Адрес: Fatih Cami Sk., 1. Ортахисар, Трабзон, Турция. Координаты: 41.004549, 39.719468 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Трапезунд столица Трапезундской империи. Столица была хорошо защищена и разделялась на три квартала: южный (самый древний) с акрополем, царскими дворцами, казнохранилищем и архивом (сейчас сохраняется фундамент и часть стен); средний город, простирающийся немного далее старой митрополии церкви Богородицы Златоглавой (сохраняются остатки ворот, составлявших его границу); нижний город, самый обширный и возникший гораздо позже. Третий квартал простирался до морского побережья. Здесь проживало население, занимавшееся производством и торговлей, и иностранцы, в первую очередь венецианцы и генуэзцы. В этот квартал было перемещено греческое население после захвата города турками. Здесь находились церкви Святой Анны и Святого Василия и рынок. Трапезунд ориентирован с юга на север с незначительным уклоном на юго-запад. Часть города была окружена стенами, две трети с юга на север сужены оврагом и скалистыми обрывами. Северная часть, составляющаяся одну треть по окружности, была направлена к морю. Ближе к морскому побережью находилась церковь Святой Софии, построенной в XIII веке и сохраняющаяся по сей день. За пределами города располагалась церковь Святого Евгения, покровителя города Трапезунда и его уроженца. В наше время здание церкви используется как мечеть. Вне городских стен располагались также места развлечений, театр, циканистерий (ровная площадь для игры в поло). В последний период проживания понтийцев в Понте, в начале ХХ века, к акрополю Трапезунда вела одна дорога и проходила она мимо церкви Панагии (Богородицы) Златоглавой. По русскому плану, разработанному во время нахождения здесь русской армии в 1916 -1918 годах, эту улицу предполагалось назвать Артиллерийской.

http://sobory.ru/article/?object=36183

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Средние века ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГИНКМАР (ок. 806 - 882), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи ГОТФРИД БУЛЬОНСКИЙ (ок. 1060/61 — 1100), герц. Н. Лотарингии, один из предводителей 1-го крестового похода и основателей Иерусалимского королевства крестоносцев ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист ГРИГОРИЙ АКИНДИН (ок. 1300 - 1348), иером., визант. писатель, философ, богослов, осужденный как еретик за противоборство учению свт. Григория Паламы ГРИГОРИЙ АСВЕСТА митр. Сиракузский (843-852 или 853; 858-867; 877-878/9), митр. Никейский (878/9-879/80); визант. церковный и политический деятель ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД ВЕЛИКИЙ КОМНИН (ок. 1181/83 - 13.12.1212), визант. царевич, младший брат Алексея I Великого Комнина, основателя Трапезундской империи ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДИВИТИСИЙ длинная шелковая туника, разновидность далматики, служившая церемониальным облачением высших сановников Византии, включая императоров ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии ДОМЕСТИК в Византии общее наименование разных категорий должностных лиц на военной, гражданской и церковной службе ЕВАГРИЙ СХОЛАСТИК (между 531 и 535 - после 594), визант. историк, автор одного из т. н. классических сочинений по истории древней Церкви ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп.

http://pravenc.ru/rubrics/122990_5.html

Для лучшего освещения этого акта уместно представить и фактические иллюстрации за последние двенадцать лет (1901 – 1912 г. г.). Так, в январе 1901 г., по предложению ( πро τσει) Корцкого митрополита Гервасия, в каталоге кандидатов архиерейства был, по синодальному решению, записан архимандрит Сократ Стафриди, преподаватель Закона Божия в коммерческой школе на острове Халки 2 . В апреле того же года, по просьбе ( х ατ’ ατηοιν) Ираклийского митрополита Иеронима, священный синод под председательством местоблюстителя патриаршего престола, Прусского митрополита Нафанаила, в очередном своем заседании постановил внести в каталог кандидатов архиерейства архимандрита Евгения Папафома, окончившего курс в Ризарьевской духовной семинарии в Афинах, состоявшего в момент рекомендации архиерейским епитропом Ираклийского митрополита в Кессане 3 . В сентябре 1901 года был третий и последний в этом году акт записи нового кандидата архиерейства, состоявшийся по предложению ( πро τσει) Янинского митрополита Григория, который письменно рекомендовал священному синоду архидьякона Трапезундского митрополита и предподователя Закона Божия в Трапезундскоий гимназии Афинагора Елевфериу 4 . В 1902 году были записаны в кодекс кандидатов архиерейства только два лица. В марте месяце по предложению Самосского митрополита Афанасия, в синодальном заседании был записан в каталог избираемых в архиерейство иеродьякон Христофор Книти, преподаватель закона Божия в Пифагоровой гимназии, на острове Самос 5 , а в сентябре, по просьбе ( ατσει) Ираклийского митрополита Григория и с одобрения ( γκρσει) священного синода, был занесен в тот же кодекс архимандрит Филофей Михаилиди, архиерейский епитроп этого митрополита в Кессане, окончивший курс в богословской школе на острове Халки 6 . В марте 1903 года в синодальном заседании, по предложению синодального члена, Прусского митрополита Нафанаила, был записан в кодекс кандидатов архиерейства архидьякон Прусской митрополии Нафанаил Евангелиди, получивший образование в Халкинской богословской школе 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Мученичество Е., А., Евг., М. и О. было переведено на груз., арм. (BHO, N 300) и лат. (BHL, N 2778) языки; последний перевод был выполнен по заказу Неаполитанского еп. Афанасия II (875-898). Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Мученики Евгений, Евстратий, Авксентий Севастийские. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в. Мученичество Е., А., Евг., М. и О. интересно с лит. т. зр.: агиограф цитирует античных авторов, наделяет героев яркими речевыми характеристиками (так, слова Лисия и Агриколая выдержаны в офиц. стиле имп. постановлений, а речь аравракских жителей, напр. М., нарочито проста). Мученичество Е., А., Евг., М. и О. имеет много общего с др. агиографическими произведениями вост. региона Византийской империи. Исследователи обнаруживают параллели и совпадения с Мученичеством 40 Севастийских мучеников ( Walter. 2003. P. 219) и с Житием мч. Евгения Трапезундского и 3 его спутников ( Bryer, Winfield. 1985. P. 166-169): действие происходит в Сатале при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском, во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана, мученики не желают принести жертву богам на разожженном жертвеннике. Образ мч. Евгения Трапезундского, популярный в агиографической лит-ре в более поздний период, напрямую связан с фигурой Евг., появляющегося в 10-й гл. Мученичества Е., А., Евг., М. и О. Согласно выводам Э. Брайера и Д. Уинфилда, мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила Трапезундские неразрывно связаны с Е., А., Евг., М. и О. (Ibidem). Традиция почитания Е., А., Евг., М. и О., по мнению брит. ученых, сложилась под влиянием почитания 40 Севастийских мучеников, поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. Е., А., Евг., М. и О. были одними из самых знаменитых святых в вост. провинциях Византийской империи; традиция их почитания прервалась только в XI в. в связи с нашествием сельджуков ( Rosenqvist. 2002. P. 194). Культ Е., А., Евг., М. и О. был очень распространен с IX в. в Византии, Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), однако к XII в. в Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) и понтийских землях он был постепенно вытеснен почитанием 4 Трапезундских мучеников (Е., А., Евг., М. и О. продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а на юж. окраине Трапезунда в XIII в. еще существовала ц. мч. Евстратия (о храме см.: Bryer, Winfield. 1985. P. 225; Janin. Grands centres. P. 270).

http://pravenc.ru/text/187517.html

К-поль в этот период занимался поиском союзников среди вост. Церквей, что отчасти объяснялось надвигавшейся угрозой нападений со стороны тюрок-сельджуков. При этом по отношению к яковитам, не обладавшим особым военно-политическим влиянием, византийцы не стеснялись применять полицейские меры, с армянами были дипломатами. Так, незадолго до восшествия И. К. на престол патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий и группа епископов и клириков были вызваны в К-поль и после опроса о вере отправлены в ссылку во Фракию. В 1064 г., уже при И. К., по обвинению в проповеди монофизитства был арестован племянник патриарха Афанасия яковитский митр. Игнатий Мелитинский и сослан на гору Ганос . Все они получили право вернуться на родину в 1067 г., после смерти имп. Константина Дуки. (RegPatr, N 893; Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 166-168; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. Vol. 1. P. 441-442). Ок. 1066 г. имп. Константин и И. К. провели диспут о вере с представителями Армянской Апостольской Церкви и даже подготовили договор о единстве веры, который хранился в ведомстве Великой ц., но так и не был подписан арм. католикосом (RegPatr, N 895; Matthieu d " Edesse. Chronographie. 98/Ed. E. Dulaurier. P., 1858. P. 134-135). И. К. издал ряд постановлений по вопросам брака, уточнив ранее существовавшие нормы (RegPatr, N 896, 897, 903). При И. К. епархия Назианза в Каппадокии была возведена в ранг митрополии (Ibid. N 899). И. К. принадлежат Житие и описание чудес мч. Евгения Трапезундского (BHG, N 609z, 610; см. Евгений, Кандид, Валериан и Акила , мученики Трапезундские), Похвальное слово св. Павлу Исповеднику (BHG, N 1473с), гомилии на Крестовоздвижение, Торжество Православия, Крещение, об отцах Вселенских Соборов и др. (BHG, N 428, 449y, 451z, 843x, 1394с, 1617f, 1892n, 1982n, 1945h, 2106, 2335, 2338, 2475d). Неск. юридических сочинений, созданных в Византии в XI в., предположительно также могли принадлежать И. К. Это «Рассуждение о голых договорах» (Meditatio de nudis pactis// Zepos. JGR. T. 7. P. 365-375; Études de droit byzantin/Ed. H. Monnier. L., 1974. Pt. 3. P. 5-246; Липшиц. 1981. С. 185-228), трактаты «О кредитах» (Tractatus de creditis// Zepos. JGR. T. 7. P. 346-354) и «О пекулии» (De peculiis//Ibid. Vol. 3. P. 345-357), а также схолии к законодательному своду IX в. «Василики».

http://pravenc.ru/text/469592.html

Помимо житий (vita; βος κα πολιτεα) и деяний (acta или gesta; πρξεις), являющихся жизнеописанием в собственном смысле, выделяют жития с похвалой (βος σν ϒκωμ), обычно отличающиеся большей риторической отделкой. Похвальное слово (ϒκμιον) имитирует устную проповедь, так же как и гомилии в честь святого, и сосредоточивается не столько на фактах, сколько на общих местах и нравственных выводах. Краткое житие в лат. Мартирологе, греч. Синаксаре (в слав. традиции Пролог ) или в Минологии , напротив, лишено каких бы то ни было риторических украшений и передает лишь наиболее существенные факты из жизни святого. Сказания о посмертных чудесах святого могут не только включаться в житие или присоединяться к нему, но и бытовать отдельно в виде особых сборников (Чудеса свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и др.), иногда связанных с конкретным местом почитания святого (напр., Чудеса мч. Евгения Трапезундского). Границы между агиографическими жанрами никогда не были очень жесткими, поэтому заглавие конкретного текста не всегда адекватно отражает его жанровую природу. Извлечение исторической информации из агиографических источников любого рода часто требует очень сложного анализа, т. к. целью авторов этих текстов была не передача сведений сама по себе, а создание определенного образа, к-рый запечатлелся бы в сознании верующего читателя или слушателя как достойный почитания и подражания. Д. Е. Афиногенов Жития святых , как и агиографические тексты вообще,- один из самых формализованных лит. жанров, основной характеристикой к-рого является следование канону, проявляющееся на всех уровнях произведения - структурном, стилистическом, идейном и символико-богословском. На структурном уровне следование художественному канону выражается в наличии строгой композиционной схемы жития; на стилистическом уровне - в использовании определенных поэтических средств, важнейшим из к-рых является агиографическая топика (т. н. общие места; loci communes; κοινο τποι); на идейном и символико-богословском уровне ориентация на канон находит отражение в принципе уподобления (imitatio) и следования сакральным образцам.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Кроме него называются следующие настоятели мон-ря: Ефрем (преемник Антония), фигурирующий во мн. чудесах Е., Феодор (племянник Ефрема, исцеленный Е.), Павел Галисиот (при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055)), Мелетий, Лука Цафис (1297-1330) и Василий. В мон-ре Е. в 1301-1302 гг. (возможно, и в др. годы) преподавал ученый иером. Григорий Хиониадис, проживший до того неск. лет в Иране (между 1295 и 1301) и изучивший там персид. и араб. языки и астрономию. Мон-рь обладал значительными земельными владениями и подворьем в районе Пайперта. Каждое лето туда ездила делегация из трапезундского мон-ря. Также у мон-ря был небольшой участок пахотной земли в Махное (там постоянно жил монах), куда можно было добраться по воде. О данном топониме не сохранилось к.-л. сведений; возможно, переписчик рукописи перепутал его с Сахноей, находившейся в долине Мацука, известной своими монастырскими имениями ( Rosenqvist. 1996. P. 85). В отличие от мн. трапезундских мон-рей обитель Е. при Великих Комнинах не владела обширными землями, т. к. благодаря особому имп. благоволению получала, вероятно, значительную часть доходов из иных источников помимо земледелия. Постройки обители были почти полностью разрушены уже к сер. XIX в. В 1222-1223 гг. храм Е. подвергся нападению тур. султана, именуемого в источниках Меликом (вероятно, Мугит ад-Дин Тугрилшах Эрзурумский), однако оно было отбито, в т. ч. благодаря укреплениям монастыря, о чем писал англ. путешественник Дж. Финлей в 1850 г. Здесь был погребен герой этой осады - Иоанн Занксис. Угроза Мелика сжечь храм Е. дотла так и не была осуществлена. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в. Путешественники XIX - нач. ХХ в. описывают ныне скрытый (разрушенный?) мраморный пол церкви в технике opus sectile с надписью 1291 г. К этому же году относится и надгробие неизвестного монаха. Следов., крестово-купольный храм, пол и стены к-рого послужили основанием для совр. церкви, был построен до этой даты.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Иосиф Лазаропул (XIV в.) – трапезундский митрополит, живший в Константинополе в 13411349 и в 13641365 гг., автор агиографических сочинений. Во время гражданской войны в Трапезунде он был сторонником оппозиционной группировки. Его имущество было конфисковано, а сам Иосиф отправлен в изгнание в Константинополь, где он сблизился с сыном трапезундского правителя Алексеем III, вместе с которым возвратился на берега Понта. В 1367 г. Иосиф Лазаропул покинул кафедру митрополита и удалился в монастырь Элеусы, где им было написано два цикла агиографических сочинений: «Слово по случаю рождества прославленного чудотворца и великого подвижника Евгения», покровителя Трапезунда, и «Второе обозрение чудес св. Евгения». Предполагают, что он использовал труды константинопольского патриарха Ксифилина, Зонары, Скилицы и трапезундца Иоанна Лукита, с которым познакомился в монастыре св. Софии еще в юношеские годы. В текст сочинения «Второе обозрение чудес св. Евгения» Иосиф Лазаропул включил сведения о восстании Варды Фоки в Малой Азии (987989 гг.), о пребывании Василия II Болгароборца в Трапезунде, о войне императора с аварами в 1021 г. и о разгроме войск турок-сельджуков под Трапезундом в 1223 г. Историческое повествование Лазаропула отличается достоверностью, знанием обстановки, характеров действующих лиц. Автор даёт представление и о состоянии медицины своего времени. Он описывает симптомы различных болезней, способы их лечения (отворение крови, применение рвотных средств, лечение диетой, смягчающие и общеукрепляющие лекарства) и диагностики, отмечает широкое распространение желудочных и инфекционных заболеваний. Как было принято в агиографических сочинениях, окончательное выздоровление больного происходит только при участии святого Евгения. Иосиф Ракендит (прозвище означает «одетый в рубище», 1280ок. 1330) – преподаватель философии в Константинополе, написавший «Риторику» и «Автобиографию», в которой говорил о себе как о «мудрейшем и ученейшем монахе», уроженце «маленькой и каменистой» Итаки. Он восторгался созерцательной жизнью, ибо, по его словам, только тому, кто «живет разумом» и погружен в «чистое созерцание», «ведомо истинно прекрасное». В «Автобиографии» указана цель его приезда в Константинополь «жить ... в общении с духовными и мудрыми мужами»: философами, риторами, учеными, с помощью которых он двигался «по пути к прекрасному». Иосиф Ракендит обучал философии Никифора Григору и Феодора Метохита, был другом Фомы Магистра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010