Тем временем Палмер подготовил законопроект, к-рый запрещал выдвижение на архиепископских выборах кандидатур некиприотов и «нежелательных лиц» (в т. ч. сосланных митрополитов) и ввел обязательное утверждение избранного архиепископа губернатором. Брит. власти хотели, чтобы на Кипрскую кафедру был избран лояльный архиерей, первоначально предпочтение было отдано кандидатуре Германа (Стринопулоса), архиеп. Фиатирского, а затем киприота архим. Андроника (Врионидиса) из Синайского мон-ря. В нояб. 1937 г. местоблюститель Леонтий снова отправился в Афины для переговоров с Макарием Киринийским и другими церковными деятелями. Было решено, что на Кипр для организации выборов приедут митр. Хрисанф Трапезундский и архиеп. Порфирий III Синайский, которые вместе с митр. Леонтием составят временный Синод. Но после утверждения законопроекта Палмера от участия в выборах была отклонена кандидатура Хрисанфа Трапезундского, к-рый не был киприотом. Из-за этих законов проведение архиепископских выборов было в очередной раз отложено. Местоблюститель Леонтий отправил брит. властям протест, требуя отмены законов, к-рые препятствовали проведению канонических выборов. За деятельность, направленную на свержение колониального режима, Леонтий трижды привлекался к суду (в 1932, 1938 и 1939) и дважды (в апр. 1938 - апр. 1939 и в мае 1939 - мае 1940) был ограничен брит. властями в передвижении, не имея права покидать пределы Пафоса и находясь под полицейским надзором. Для управления церковными делами митр. Леонтий назначил своих представителей: в Никосии - экзарха Иеронима, в Ларнаке - архим. Макария, в Киринии - архим. Иакова (Арнопулоса), в Пафосе - архим. Геннадия (митрополит Пафосский в 1959-1973). В 1938 г. КПЦ была одной из немногих правосл. Церквей, участвовавших в учредительном заседании Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) в Утрехте. Однако столь ответственное решение, как вступление в ВСЦ, Леонтий считал себя не вправе принимать единолично, и КПЦ стала членом ВСЦ только 23 нояб. 1946 г., после возвращения из ссылки Макария Киринийского.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

8 В XVI–XVII веке замечательна в судьбах русинов борьба императоров австрийских с могучей партией Запольских, Веселинских, Текелей. Соединившись с турками и подкрепляемые их помощью, эти гордые магнаты думали овладеть Венгрией и успели присоединить к Седьмиградской области весь северо-восточный край королевства, подчинив его вместе с южными областями Венгрии власти турецких султанов. Позорищем войны были, между прочим, и побережья Тисы, окрестности Мукачева, Хуста, Сатмара и пр. Дружины турков, мадьяров, волохов, немцев сновали по селам русинским и, без сомнения, опустошали их, до тех пор, пока, наконец, не свержено было иго турецкое. К этому времени относится образование вольных дружин гуцульских, потомство которых и до сих пор носит в Мармароши название гуцулов, не зная, что «гуцул» значит «разбойник». Эти вольные дружины, вроде наших казацких дружин, только не так правильно образованные, вызваны были из семей необходимостью защищать родной край от пришлых врагов, и в свое время страшны были своими топориками, под начальством своих батей-батюшек, как назывались их старейшины. Позже они ушли выше в горы, промышляя разбоем, и, наконец, расселялись между народом, так что теперь имя гуцула, как в некоторых краях Малороссии имя казака, носить всякий молодец, да и все жители восточного погорья Бескидов не отказываются от имени гуцулов, даже гордятся им как почётным титулом. – В конце XVII века в Угорскую Русь, влиянием архимандрита трапезундского Исаии и епископа Иосифа Камильского, введена была уния: Иосиф возведен был в сан епископа мукачевского и всей Руси Угорской и утвердил союз с Римом. С этого времени мадьярское дворянство сделалось преобладающим в краю русинов и остается до сих пор. Русины составляют почти исключительно только массу простого народа. Часть класса промышленного в городах и духовенство остаются верными языку и народности своих предков, – но не могут заменить погибшие роды дворянства. Есть, правда, и между русинами свои нямеши – шляхтичи; но это – те же селяне по всему: и по правам, и по быту, и по образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

владычеством Эпирское гос-во, просуществовавшее также до его завоевания османами в 1449 г. Токко признавали суверенитет Венеции, и ей в 1482 г. отошли их последние владения - Ионические о-ва. Покорение Пелопоннеса крестоносцами происходило неравномерно. Равнинные области сев.-зап. части были вынуждены уступить завоевателям. В Андравиде, не имевшей оборонительных укреплений, жители встретили их даже с крестами и иконами. Но и укрепленные города, такие как Патры, Коринф, Аргос и др., сдавались после первого же штурма. Однако в горных, юго-вост. районах Пелопоннеса крестоносцы натолкнулись на серьезное сопротивление. В Аркадии произошла битва близ Капсикии, закончившаяся поражением греков, но, по выражению хрониста, «это была единственная битва, которую греки дали в эпоху подчинения Мореи франками». Основным и постоянным очагом сопротивления стали области, населенные слав. племенами,- обширные горные районы Тайгета, где обитали мелинги и езериты. И через 50 лет с момента появления крестоносцев в Морее юго-вост. часть полуострова продолжала оставаться независимой. В 1248 г. деспотат Монемвасия должен был сдаться, но к тому времени Никейская империя обрела силы для отвоевания визант. столицы. Возрождение Византии: XIII-XV вв. Центрами греч. сопротивления лат. завоеванию региона были деспотаты Эпир и Монемвасия (помимо Никейской империи в сев.-зап. части М. Азии и Трапезундской империи в Юж. Причерноморье). Фессалоникийское королевство попало под власть Эпирского царства в 1224 г., в 1246 г. и Фессалоника, и Эпир были завоеваны Никейской империей. В борьбе за восстановление Византии успех Никейской империи предопределили значительные экономические ресурсы, близость к К-полю, победы над соперниками. В 1259 г. в битве при Пелагонии никейские войска разгромили союзную армию эпирских правителей и морейского князя, наиболее сильного из государей Латинской Романии. В 1261 г. никейский имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282), родоначальник новой визант. династии, почти без сопротивления занял К-поль и вновь провозгласил его столицей Византии.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Брак в Кане. Рисунок золотого донца стеклянного ритуального сосуда из римских катакомб. III–IV вв. Изображение первого чуда Спасителя - претворения воды в вино - известно в христ. искусстве с III в. Эта сцена встречается на рельефах саркофагов, в росписях катакомб (напр., Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.) и на донышках стеклянных евхаристических сосудов. По наблюдению Н. В. Покровского, в росписях и рельефах этот евангельский сюжет часто соседствует с изображением чуда умножения хлебов. В раннехрист. памятниках иконография Б. в К. не отличается от изображения др. чудес Христа. Спаситель, обычно представленный юношей, прикасается жезлом к одному из стоящих перед ним сосудов; рядом находятся апостолы. Повествовательные подробности евангельского рассказа опускаются, внимание сосредоточено на совершении чуда. Брак в Кане. Резная пластина кафедры архиеп. Максимиана. 546–556 гг. (Архиепископский музей. Равенна) Брак в Кане. Резная пластина кафедры архиеп. Максимиана. 546–556 гг. (Архиепископский музей. Равенна) В VI в. в композиции Б. в К. появляются элементы, указывающие на место действия. На пластине резной кости кафедры архиеп. Максимиана (546-556, Архиепископский музей, Равенна) сцена, сохраняя древний тип, дополняется изображением палат и архитриклина (распорядителя стола), пробующего вино. На миниатюре сир. Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 5а, 586 г.) появляется изображение Богоматери и слуг, один из к-рых несет сосуд с водой, др. наливает воду в сосуды. Примером сложившейся иконографии является миниатюра из Трапезундского Евангелия (РНБ. Греч. 21+21А, 2-я пол. X в.), где этот сюжет представлен в 2 расположенных друг под другом сценах. В верхней части миниатюры изображен Христос, возлежащий за пиршественным столом, сделанным в форме сигмы, и 4 персонажа, среди к-рых с торцевой стороны стола - жених и невеста. Христос изображен с крещатым нимбом, в левой руке держит свиток, слева, молитвенно вытянув руки, стоит Богоматерь, справа - слуга. В нижней части показано само чудо: слева стоит Христос, Он прикасается к большому сосуду красным жезлом, справа слуга (тот же, что и в первой сцене) наливает воду из малого сосуда в большой, рядом представлены Богоматерь и 2 юноши, один из к-рых - жених.

http://pravenc.ru/text/Кане ...

Согласно Аргириу, «весьма вероятно, что Вриенний имел возможность беседовать с мусульманами в Константинополе и в других местах», однако он считает, что «настоящий диалог является литературным, а не историческим произведением» . На наш взгляд, сочинение написано по мотивам реально бывшего диалога, что показывает подробное изображение мусульманского собеседника: приводятся его имя, фамилия, род занятий, упоминается, откуда он прибыл и куда направляется, семейные детали, а также ряд особенностей как содержания вопросов, так и построения самого диалога, о чём будет сказано ниже. Нелишне упомянуть, что и в некоторых других сочинениях Иосиф Вриенний демонстрирует знакомство с мусульманами. Например, в письме к Максиму Хрисовергу он сравнивает греков, принявших католицизм, с теми, кто перешёл в ислам: «Так и к агарянам предающиеся из христиан обнаруживают относительно нас неслыханную какую-то и неумолимую злобу, своим необузданным языком порицают и осмеивают наше благочестие, нисколько не рассуждая о неприличии своих выходок» . Место в византийской полемике с исламом В целом издатель и исследователь текста оценивает его очень высоко: «…с филологической точки зрения настоящий диалог может считаться между прекраснейшими образцами этого жанра… Ряд мест, как, например, пролог, представляют собой литературные шедевры… Этот диалог взял все литературные достоинства, которые мы встречаем в других диалогах: живость и остроумие диалогов Абу-Курры, изящество послания Григория Паламы, личностный стиль диалога Мануила II Палеолога, душевная возвышенность… он предпочитает философский и богословский анализ, который мы находим и в трудах Мануила II Палеолога, Геннадия Схолария и Георгия Трапезундского. Однако, анализ Вриенния принадлежит лично ему, несмотря на зависимость временами от произведений своих предшественников» . Действительно, хотя в отдельных случаях история византийской полемики знает и более яркие ответы, тем не менее, «Диалог» Вриенния представляет из себя самостоятельное и сильное в интеллектуальном плане произведение. В традициях Абу Курры христианская аргументация ведётся с апелляцией к разуму, а не к Библии, которая не является авторитетным текстом для мусульман.

http://bogoslov.ru/article/1878838

Вскоре обострилась ситуация в Самсуне и Трабзоне, где Англия поддерживала идею провозглашения греческого понтийского государства. Речь идет о греческом государстве на юго-восточной побережье Черного моря на территории бывшей Трапезундской империи. Замечу, что понтийские греки подвергались жестоким преследования младотурков с 1908 г. В 1916 г. русское командование в Трабзоне сформировало три греческих полка. В конце мировой войны понтийские греки и эмигранты начали борьбу за свои права. На 1-м Всепонтийском съезде в Марселе в феврале 1918 г., и на съезде в июле того же года в Батуме представители понтийских организаций заявили своей целью создание независимой Понтийской республики. Это требование было отклонено великими державами. Англия отклонила требование Греции выслать на Понт солдат понтийского происхождения, служивших тогда в греческой армии. Ряд армянских и понтийских политиков высказывались за создание греко-армянского государства. В январе 1920 г. митрополит Трапезунда Хрисанф и президент Армянской республики Хатисян подписали соглашение о создании Понтийско-Армянской конфедерации. Стороны договорились также и о вооруженной защите Понта от нападений турок. История попытки воссоздания Византийской империи в 1919-1921 гг. крайне увлекательно, но чтобы не выходить за рамки работы, интересующихся я отправляю к своей книге «Взлет и падение Османской империи» (М.: Вече, 2012). Скажу лишь, что Советская Россия тотально помогла турецкому генералу Кемалю Ататюрку в 1920-1922 гг. разгромить греческие армии на западе Малой Азии. При этом Ленину пришлось отдать туркам Карскую область, принадлежавшую России с 1878 г. Однако цель оправдала средства - огромные армады кораблей Антанты, ее многочисленные сухопутные силы и 60-тысячное воинство барона Врангеля были выброшены из Проливной зоны. Ну а в 1928 г. на площади Таксим в Стамбуле по личному указанию Кемаля был возведен большой памятник Отцу Турок. Причем, по левую руку от Ататюрка на постаменте - Климент Ворошилов и Михаил Фрунзе. Честно скажу, что я в 2010 г. испытал «чувство глубокого удовлетворения» на площади Таксим. Государства могут ссориться и мириться, но нельзя переписывать историю и крушить памятники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В 1204 г. Константинополь был взять крестоносцами. Но значительная часть бывшей Византии осталась под пантеоном греков - Эпирский деспотат на северо-западе Греции, Никейская империя в Малой Азии и Трапезундская империя на юго-восточном побережье Черного моря. Трапезундскую империю часто называли Понтийской империей, а греков, живущих на южном берегу Черного моря - понтийскими греками. В 1261 г. никейский император Михаил VIII Палеолог выбил крестоносцев из Константинополя и восстановил Византийскую империю. Однако Трапезундская империя осталась независимой. В 1453 г. турки захватывают Константинополь, а в 1461 г. - Трапезунд. Греки плохо ассимилировались в Османской империи. К 1910 г. греческое население Трабзонского вилайета (так турки называли часть бывшей Трапезундской империи) составляло около 450 тыс. человек. В 1912 г. Тробзона (Трапезунда) составляли 89 тыс. мусульман, 38,6 тыс. греков и 4,9 тыс. армян. Практически вся торговля в Оттоманской империи велась греческими, армянскими и еврейскими купцами. 28 сентября 1768 г. султан Мустафа III объявил войну России. Замечу, что Екатерина II и ее окружение всеми силами хотели оттянуть войну. Положение Екатерины на престоле еще не было достаточно прочным. Россия серьезно увязла в польских проблемах, на решение которых требовалось минимум несколько лет. Тем не менее, Екатерина сравнила турок с мышами, разбудившими спящего кота, и пообещала «задать такого звону, какого от нас не ожидали». И Екатерина задала туркам «звона». Именно тогда в Турции появилась поговорка: «Воду можно остановить, русских - никогда». В Восточное Средиземноморье была отправлена эскадра графа Орлова, точнее, пять эскадр пришли туда с 1769 г. по 1771 г. В материковой Греции вспыхнуло восстание греков, но из-за недостаточности русских десантных сил туркам удалось подавить его. Зато население более чем 30 греческих островов приняло русское подданство. Почти 4 года существовала русская «Архипелажная губерния» с центром в городе Ауза на острове Парос. В 1775 г. после окончания русско-турецкой войны России пришлось вернуть Османской империи Архипелажную губернию, состоявшую из 30 островов Эгейского моря, а тысячи греков покинули острова и морем прибыли в Санкт-Петербург и на Черное море.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Это царствование ознаменовано между прочим славной поэзией Шота Руставели ( – человек в барсовой коже), тем чудным и гениальным произведением, которое яркой звездой горит на отдаленном горизонте Грузинской литературы. При высоких личных талантах царицы Тамары Великой, счастливая судьба еще посылала ей даровитых сотрудников и исполнителей мудрых ее предначертаний. Она покоряет Армению, проникает в Адербейджан и наводит страх на Казвин и Тавриз. В видах облегчения судьбы христиан востока и поддержания пошатнувшейся царской отрасли Комненов, Тамара завоевала северную часть малой Азии и образовала там особое христианское государство, которое и вручила, находившемуся при ее дворе, внуку Андроника I-ro, Алексею I-мy, дав ему титул Трапезундского императора. Эта империя, как политическая база, была воздвигнута в противовес варварской династии латинян, чтобы помешать окончательному водворению на православном востоке латинской царской династии и при первой же возможности вырвать Византию из рук крестоносцев. Тамаре предопределено было составить своим царствованием достопамятную эпоху в истории. В ней обитала великая душа, к ней льнули сердца всех ее подданных. Она вдохновляла окружавших на все доброе и святое. Ее славное царствование – царство мира, любви и правды, – блаженное царство на земле! Благочестивые дела Тамары одинаково были распространены, как на Грузию, так и на все страны, где исповедовалось христианство . Она посылала свои сокровища на церкви и монастыри Ливии, Синая, Иерусалима, Кипра, Антиохии, Эллады, Константинополя, Фракии, Македонии, Романии, Афона, Исаврии, Черногории и Армении. По свидетельству историка Киракоса (ХШ в.) „Тамара заключила мир с султанами стран Дамаска.... С тех пор султаны стали обращаться человечнее с христианами, обитавшими в их владениях.... Облегчены подати монастырей. Султаны запретили грабить или оскорблять христианских обитателей их владений, – отправлявшихся в паломничество на поклонение в Иерусалим, в особенности это почтение соблюдалось относительно грузинского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Структура исследования. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Глава 1. Сочинения свт. Филофея (Коккина) в контексте эпохи и исихастской традиции 1.1. Религиозно-культурные аспекты исихазма Основу византийской культуры и самоидентификацию византийского общества протопресвитер И. Мейендорф определил в 3 элементах 7 : 1) Многонациональная политическая идеология, унаследованная от Рима, согласно которой Римская империя охватывала весь цивилизованный мир и называлась ойкуменой ( οκουμνη – весь мир, вся обитаемая земля 8 ). Таким образом, выдвигалась идея Вселенской империи; 2) Православная вера, занявшая центральное место в жизни византийцев, так что была провозглашена «симфония властей»; 3) Греческий язык, вытеснивший латинский язык как государственный язык империи. Позднее средневековье в период сформировавшегося феодализма характеризуется противостоянием давно установившихся твердых норм христианской традиции и философских концепций, появляющихся время от времени на основе классических античных учений. Религиозное сознание постепенно становилось менее ригористичным и ясным 9 . В первые десятилетия после захвата Константинополя в 1204 году и распада Византии на 4 государства, культура в Никейской, Трапезундской империях и Эпирском царстве оставалась по своему существу по-прежнему византийской, но уже не была как раньше столичной элитарной культурой и все-таки не была провинциальной. Культурное развитие несколько приостановилось. Непосредственной преемницей культуры той некогда единой империи стала Никейская империя. Именно она сохранила и подготовила эту культуру к последующему Палеологовскому расцвету. В целом уже в период до возвращения Константинополя происходит рост гуманистических тенденций: повышение интереса к внутренним переживаниям и чувствам человека и обращение к античной литературе 10 . После 4го Крестового похода меняется отношение византийцев к самим себе. Падение Великого города разбило иллюзии о преемстве Византией славы Римской империи и возможности восстановления значения вселенской державы. Византийская интеллигенция переставала называть себя гордо «ромеями» (ωμαοι – римляне 11 ), а считала теперь себя эллинами. В письме стали использовать древнее аттическое наречие V–IV вв. до н. э., а для обозначения месяцев в исторических сочинениях – древнегреческие наименования. В результате социально-экономических проблем, политического краха империи в умах византийцев постепенно насеивались мысли о несостоятельности религиозной веры, о неистинности православия. В связи с этим, с одной стороны, возникали случаи перехода в католичество, а с другой, создавались благоприятные условия для развития эллинского языческого мировоззрения 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Если французы еще испытывали к своей союзнице России кое-какую благодарность за жертвы восточного фронта, то англичане, оправившись от опасений за восточный фронт после выхода Советской России из войны, немедленно взяли на вооружение план расчленения России и установления контроля, прежде всего за ее выходами к морю. На Западе у Балтийских берегов это были прибалтийские полуфашистские режимы , поставленные кайзеровскими штыками. На Юге ставка была сделана, прежде всего, на Грузию, в некоторой степени и на Армению, хотя Лондон меньше полагался на антирусские настроения армян. В свое время армяне не соблазнились обещаниями Турции - союзницы кайзеровской Германии. Кавказ всегда был ключом к доминированию и контролю в регионе проливов, и аппетиты в его отношении в удобных обстоятельствах проявляли все. О планах перекройки всего Кавказа еще в начале Первой Мировой войны красноречиво свидетельствуют открытые посулы младотурецкого руководства, которые они раздавали российским народам в надежде на то, что " на Кавказе восстанут против русских татары, грузины и горцы " , предлагая присоединиться к ним армянам. В случае успеха войны по " изгнании русских " , младотурки обещали " на северо-западе создать автономную Грузию в пределах Кутаисской, Тифлисской, Батумской и части Трапезундской губерний " , в северо-восточной части " выделить автономную мусульманскую область в составе Дагестана, Бакинской и части Елизаветпольской губерний " и, наконец, в центральной части образовать " автономную Армению из Эриваньской, Карсской и западной части Елисаветпольской губерний с присоединением к ним прилегающих частей Эрзерумского, Ванского и Битлисского вилайетов " . Недавно начат научный оборот документов, проливающих свет на взаимоотношения пантюркистов с большевиками, (в частности деятельность Энвер-Паши, использование большевиками горных чеченцев против белого казачества Терека и лояльных к исторической России равнинных чеченцев), которые заложили многие сегодняшние трагические процессы на Северном Кавказе и за его хребтом, в частности чеченский квазигосударственный уголовный " ренессанс " и азербайджано-армянский конфликт, основанный кемалистами при тайной поддержке сионистского движения в начале века. Революция, взломавшая тонкий уникальный механизм конструктивного сожительства православных и мусульманских народов под эгидой России, открыла колоссальные возможности для турецких стратегов (сначала младотурок, затем кемалистов) для осуществления их необузданных геополитических планов.

http://pravoslavie.ru/analit/global/eura...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010