Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТИН (Мойсеску) [румын. Iustin Moisescu] (5.03.1910, с. Кындешти, совр. жудец Арджеш, Румыния - 31.07.1986, Бухарест), архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви, теолог, издатель. Род. в семье сельского учителя. Отец И. погиб на фронте во время первой мировой войны. Учился в начальной школе родного села, в 1922-1930 гг.- в семинарии для сирот войны в г. Кымпулунг-Мусчел, к-рую организовал в 1922 г. Патриарх Румынский Мирон (Кристя) . В 1930-1934 гг. И. учился на богословском фак-те Афинского ун-та, в 1934-1936 гг.- на фак-те католич. теологии Страсбургского ун-та и в 1936-1937 гг.- вновь на богословском фак-те в Афинах, где защитил в 1937 г. докт. дис. «Евагрий Понтийский: Жизнь, труды и учение» (на греч. яз.), получившую премию Афинской академии. В 1937-1938 гг. в ДС «Нифон» в Бухаресте преподавал лат. язык, в 1938-1939 гг. был преподавателем НЗ на богословском правосл. фак-те Варшавского ун-та. С 1940 г. профессор экзегетики НЗ на богословском фак-те в Сучаве (переведенном из г. Черновицы, ныне Черновцы). В 1946 г. И. перешел на кафедру НЗ богословского фак-та в Бухаресте. Будучи профессором богословия, опубликовал работы «Священное Писание и его толкование в трудах свт. Иоанна Златоуста» (1942), «Своеобразие притч Спасителя» (1945), «Деятельность св. ап. Павла в Афинах» (1946), «Церковная иерархия в апостольскую эпоху» (1955) и др. Иустин (Мойсеску), Патриарх Румынский. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. Иустин (Мойсеску), Патриарх Румынский. Фотография. Нач. 80-х гг. ХХ в. 23 февр. 1956 г. рукоположен во диакона патриаршим викарием Феоктистом (Арэпашу ; впосл. Патриарх Румынский). 24 февр. патриарший викарий Антим (Ника) рукоположил И. во иерея. 26 февр. 1956 г. Национальное церковное собрание избрало И. архиепископом г. Сибиу и митрополитом Трансильванским. 8 марта был пострижен в монашество. Хиротонисан во епископа Патриархом Румынским Юстинианом (Мариной) в сослужении собора епископов 15 марта и возведен на кафедру 18 марта 1956 г.

http://pravenc.ru/text/1237933.html

Сведения о жизни Д. К. весьма немногочисленны и по большей части находятся в его произведениях. Так, в «Комментарии на (Аскетикон) аввы Исаии» упоминаются католикос Ишояв III (649-660) и Бабай Великий († 628); также из него известно, что Д. К. был связан с мон-рями Рав-Кеннаре, Раббан-Шабор и с мон-рем св. Апостолов. Из сочинений Д. К. сохранились «Комментарий на (Аскетикон) аввы Исаии» (первоначально состоял из 26 Слов, сохр. только 15; Commentaire anonyme du Livre d " abba Isaie), 5 Слов «О безмолвии» ( R í o S á nchez F. , del. Los Cinco Tratados sobre la Quietud (Šelyã) de Da  dšo  (?)lsquo; Qatraya. Barcelona, 2001. (Aula Orientalis: Suppl.; 18)), «Послание Авкошу о безмолвии» ( Guillaumont A. , Albert M. Lettre de Dadisho Qatraya à Abkosh sur l " hesychia//Mémorial A.-J. Festugière: Antiquité paienne et chrétienne. Gen., 1984. P. 235-245. (Cah. d " Orientalisme; 10)). Остается пока не изданным «Комментарий на Рай отцов» (составленный в VII в. Хенанишо (Ананишо), иноком мон-ря Бет-Аве, сборник, состоящий из переводов «Лавсаика», «Истории египетских монахов», апофтегм, а также включающий некоторый дополнительный материал, имеющий сложную текстологическую традицию (фрагменты изд. Н. Симс-Уильямсом: Sims-Williams N. Dadišo Qatraya " s Commentary on the Paradise of the Fathers//AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 33-64; idem. A Sogdian Fragment of the Work of Dadisho Qatraya//Asia Major. 1973. T. 18. Pars 1. P. 88-105, критическое издание готовят Д. Филлипс и Р. Китчен). Обоснованно доказано, что помимо полной версии данного комментария существовала также краткая, которая без указания на авторство вошла в состав «Рая отцов» (изд. П. Беджаном). Сочинения Д. К. исследователи относят к лучшим образцам вост.-сир. лит. традиции. Они отличаются хорошим художественным стилем и свидетельствуют, что их автор был знаком с греч. (в сир. переводе) и сир. экзегетическими и аскетическими произведениями таких авторов, как Иоанн Отшельник, Бабай Великий, Феодор Мопсуестийский, Евагрий Понтийский, Марк Монах, блж. Феодорит Кирский, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, а также с корпусом духовных бесед, сохранившимся до наст. времени под авторством прп. Макария Египетского. Исследователи отмечают значительное влияние на Д. К. Евагрия Понтийского. Д. К. с сожалением описывает совр. ему ситуацию, когда основным занятием монахов стало пение, а слезы, покаяние и духовные размышления были почти полностью забыты. С этим упадком монашеской жизни, по-видимому, связано обращение Д. К. к «Аскетикону» аввы Исаии и «Раю отцов» Хенанишо. Комментируя эти произведения, Д. К. хотел указать совр. ему монахам на традиц. аскетические ценности. В 1-м Слове «О безмолвии» он описывает практику «безмолвия седмиц», в соответствии с к-рой монах общежительного мон-ря в течение 7 недель находился в полном одиночестве, не покидая своей кельи даже для Причастия.

http://pravenc.ru/text/168630.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Евагрий Понтийский (ок. 345 – ок. 399 гг.) – монах, аскетический писатель, богослов; несмотря на анафему Пятого Вселенского Собора его значение для Предания трудно переоценить (это доказывает хотя бы то, что тексты Евагрия никогда не исчезали из поля зрения Церкви – их просто подписывали другими именами). Евагрий Понтийский — член каппадокийского кружка, Василий Великий ставит Евагрия в чтецы, а Григорий Богослов — во диакона. Но Евагрий Понтийский бежит от шумной константинопольской жизни (собствено, от вражеского приражения) в монашеские обители Востока. На Елеонской горе Евагрий Понтийский принимает монашеские обеты, затем два года проводит в Нитрии, и четырнадцать в Скиту. Несмотря на излишнию спекулятивность, оригенизм, сильный эллинистический уклон творчество Евагрия Понтийского значимо для Церкви: именно Евагрий в-первые применил термин» «бесстрастие» в христианской аскетике (как и вообще дал словарь православной аскетики), сформулировал учение о восьми помыслах. Многие апофтегмы Патерика принадлежат ему. Евагрий – один из основоположников того направления христианской мистики и аскетики, которое дало Церкви Диадоха, Иоанна Кассиана, Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, исихасткое движение и многих других. С великой глубиной и искусством (хотя и во многом ошибочно) Евагрий концептуализировал опыт Пустыни, создал философию умного делания – устремления человека к Богу. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/eva...

Известный патролог схиархимандрит Гавриил (Бунге) встретился со студентами Общецерковной аспирантуры 9 ноября 2012 г. 16:20 8 ноября 2012 года по приглашению ректора митрополита Волоколамского Илариона Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия посетил схиархимандрит Гавриил (Бунге), настоятель Крестовоздвиженского скита Корсунской епархии (Лугано, Швейцария), сообщает сайт Общецерковной аспирантуры и докторантуры . Отец Гавриил выступил перед аспирантами и магистрантами с лекцией на тему «Евагрий Понтийский и его вклад в святоотеческую традицию». Во встрече также приняли участие заведующий кафедрой новых языков иеромонах Иоанн (Гуайта) и заведующий отделением магистратуры иеродиакон Иоанн (Копейкин). После лекции учащиеся смогли задать гостю вопросы. В частности, отец Гавриил рассказал о роли патристических исследований в его личном опыте духовной жизни. «В своей научной деятельности я руководствовался, прежде всего, аскетической литературой. Это было не случайно, — заметил отец Гавриил. — Когда я был послушником, то я открыл для себя Исаака Сирина. Однако я не смог его читать. Творения Исаака были мне не по зубам, потому что я был слишком молод. Когда человек слишком молод и у него нет никакого личного опыта, некоторые книги могут быть ему даже вредны. Потому часто отцы-духовники не позволяли молодым монахам читать определенные тексты. Некоторые духовники и сегодня не позволяют своим послушникам читать " Добротолюбие " . К таким текстам хорошо приступать во благовремении». Отвечая на вопрос о возможности воплощения древней монашеской культуры и проблемах выбора монашеского пути жизни в современных условиях, схиархимандрит Гавриил подчеркнул, что «цель христианской и монашеской жизни одинакова — быть больше, чем христианином, невозможно». По его словам, люди, стремившиеся достичь идеала христианской жизни в разные времена, сталкивались с одними и теми же основными проблемами и универсальными вызовами. Искушения одинаковы, но проявляются по-разному, обретая различные формы в разные эпохи. Богослов отметил, что новые формы искушений дает, например, Интернет. Подробный репортаж  о встрече опубликован на сайте «Татьянин день». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2577519.ht...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как понять, во благо ли мысль? После помыслов от сопротивных душа смущена, то есть тотчас возбуждается страстями – яростью, похотью и так далее; гордыней или высокомерием, или тщеславием. Но после помыслов от Ангелов на долгое время приобретает душа неизреченный мир, тишину и великое смирение... Авва Евагрий Понтийский († 406). Что – от благодати, в том есть радость, есть мир, есть любовь, есть истина. Сама же истина побуждает человека искать истины. Всякий же вид греха исполнен смятения; в нем любви и радости пред Богом. Преподобный Макарий Великий (IV век). Когда заметишь, что помысл обещает тебе человеческую славу, знай наверно, что он готовит тебе пристыжение. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Ложные мысли в вере тотчас сами себя обличают, убивают сердечную жизнь – знак, что они происходят от лжеца, мечтателя, имущего державу смерти – дьявола. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Знай, что действия благодати явны и демон хотя видоизменяется, но не может возбудить ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненависти к миру, ни прекращения плотских наслаждений и страстей, что составляет действие благодати. Бесовские же действия таковы: гордость, высокоумие, устрашение и всякое зло. По данным действиям и можно распознать, от Бога ли свет, воссиявший в твоей душе, или от сатаны. Преподобный Григорий Синаит (XIV век). Если примечаем в помысле хотя малейшее смущение, не должно делать по его внушению. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Есть действие от крови, кажущееся для неопытных действием благим, духовным, а оно не благое и не духовное, оно из падшего естества нашего и познается по тому, что порывисто, горячо нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир. Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога. Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности... Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Надо нам с вами всем помнить, что в душе светлой и чистой даже одна какая-нибудь брошенная от диавола мысль тотчас произведет смущение, тяжесть и сердечную боль, в душе же, омраченной грехом, еще темной и оскверненной, даже само присутствие вражье будет неприметно. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

авва Евагрий Понтийский 12. ЕВАГРИЯ МОНАХА – ИЗРЕЧЕНИЯ 68 1. Авва Евагрий сказал: избегай беседы о мирском, чтоб ум твой не возмущался и правило безмолвия твоего не было нарушено. 2. Говорил также: много значит молиться без развлечения, а еще более петь (псалмы) без развлечения. 3. Еще говорил: помни всегда об исходе твоем, не забывай вечного суда, и сохранишь душу твою от всякого греха. 4. Еще говорил: не будь искушений, никто бы не спасся. 5. Сказал авва Евагрий: начало спасения – самоукорение. 6. Он же сказал: если впадешь в малодушие, молись, но молись со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. 7. В начале своего монашеского жительства авва Евагрий пришел к некоторому старцу и сказал ему: Авва! Преподай мне душеспасительное слово. Старец сказал ему: если хочешь спастись, то к кому бы ты ни пришел, не говори прежде, нежели он спросит тебя 69 . 8. Однажды по какому-то делу было собрание в кельях, и авва Евагрий говорил тут. Пресвитер говорит ему: мы знаем, авва, что если бы ты был на своей стороне, уже давно бы мог быть епископом и начальствовать над многими, а теперь ты сидишь здесь как странник. Авва Евагрий, хотя был тронут сим, но не смутился и, кивнув головою, сказал: точно так, отец, но «единою глаголах, второе не приложу» ( Иов. 39, 35 ). 9. Евагрий в своем Гностике говорит: мы научились у праведного Григория, что главных добродетелей четыре: разумность (fronesis), мужество, целомудрие и справедливость. Дело разумности, говорил он, состоит в том, чтоб созерцать умные святые силы, дело мужества – стоять в истине и, хотя бы встретилось противоборство, не уклоняться к несущему; приняв семена от первого земледельца, отвращаться от всевателя (врага) свойственно, по его мнению, целомудрию 70 . А дело справедливости – воздавать каждому по достоинству. 10. Там же говорит он: столп истины, Василий Каппадокийский, говорит: знание, происходящее от людей, усовершается постоянным занятием и упражнением, а происходящее от благодати – правдой, кротостью и милосердием: первое могут приобретать и люди страстные, а последнее в состоянии принимать только бесстрастные, которые во время молитвы зрят свет, озаряющий их ум. 11. Еще говорил он там: Ангел Тмуитской церкви Серапион сказал, что ум очищается, упоеваясь духовным ведением, любовь врачует гнев, воздержание обуздывает похоть и пожелание. 12. Еще: Дидим говорил: непрестанно беседуй сам с собою о Промысле и о суде, и предметы их старайся содержать в памяти. Промысел особенно виден в возведении нас от греха и неведения к добродетели и ведению. Читать далее Источник: Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010./Т. 1. – 608 с. ISBN 978-5-7533-0411-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Притча о соколе и вороне Однажды увидел отшельник в лесу сокола. Птица несла в клюве кусок мяса. Опустившись в свое гнездо, она принялась рвать мясо на кусочки и кормить им раненого вороненка. Отшельник удивился тому, что сокол кормит вороненка, и подумал: «Это Бог дает мне знак. Он не забывает и раненого вороненка. Бог устроил так, чтобы грозный сокол кормил беззащитную птицу, принадлежащую к другому виду. Отсюда ясно, что Бог всякому Своему творению подает то, в чем оно нуждается, а мы так печемся о себе… Отныне не стану больше думать о себе. Бог дал мне понять, что я должен делать. Не буду больше добывать себе пищу. Бог не оставляет Своих созданий, не оставит и меня». Отшельник удивился тому, что сокол кормит вороненка, и подумал: «Это Бог дает мне знак Сказано — сделано. Уселся он в лесу и больше не сдвинулся с места, всё молился и молился. Провел он так три дня и три ночи, ни капли воды не испив и ни крошки еды не вкусив. И через три дня так ослаб, что не был в силах и руки поднять. И так в изнеможении забылся. Тут является ему во сне ангел. Взглянул он на него с прискорбием и говорит: — Да, это правда, знак был для тебя. Но только ты должен был взять пример с сокола, а не с вороны. Рейтинг: 10 Голосов: 951 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 13 марта 2022, 14:22 Светлана Н.8 марта 2022. Я думаю, что в этой притче сокрыта Божья премудрость, и раскрыть ее нам помогают святые. Главная Божия заповедь: " Возлюби Бога.., возлюби ближнего твоего, как самого себя " . Спасаемся мы только через любовь к ближнему, которая проявляется в конкретных делах. Иначе как? " Мирянин, служащий больному брату своему, лучше отшельника, не имеющего жалости к ближнему " (Авва Евагрий Понтийский). " Даже если брат, постящийся шесть дней кряду, подвесит себя за шею, он все равно не сравнится с тем, который заботится о больных " (Апофтемы. Серия анонимных изречений, 224). А ближними у отшельника могут быть и живые твари Божии: медведь, лев и др. Примеров этому в Предании достаточно.

http://pravoslavie.ru/144843.html

Он сочинил сто молитв, составил три книги, так называемые: iera — вернее stihira (краткие изречения в виде стихов или притч), monahon — монах или деятельные уроки, и antirritikon — противоборство — о борьбе с демонами и страстями. У Сократа (Кн. 4, гл. 23) кроме того находим, что Евагрий был ученик обоих Макариев — Египетского в Александрийского, под руководством которых, быв прежде философом только на словах, стяжал он философию деятельную. Пришедши в Египет из Константинополя, он встретился с упомянутыми мужами и стал подражать их жизни. Ниже Сократ приводит два обстоятельства из жизни Евагрия, со слов его самого, из которых видно, какия сношения были у него с Макарием Великим. Первое то, что авва Макарий спрашивал Евагрия о различии в действиях на душу памяти оскорбления людей и памяти оскорбления демонов, второе то, как, пришедши к авве Макарию, Евагрий, утомленный от пути на жару, просил немного воды и получил отказ. То и другое приводятся в его деятельных главах к Анатолию (Гл. 93, 94). Ниже еще поминает Сократ, что Евагрий в книге своей — гностик — пишет о себе: «мы выучились у праведного Григория, что добродетелей и умозрений о них четыре: благоразумие, мужество, воздержание и справедливость». Кто сей Григорий? По Палладию — Григорий Нисский, а по Сократу — Назианзин, который будто и рукоположил его в дьякона в Константиноле. Не смешал ли Сократ Назианзина с Нисским? Палладию лучше было знать истину. Наконец у Сократа встречаем следующее сказание. Дивный Аммоний, бывший вместе с Афанасием Великим в Риме и ничего там не хотевший видеть, кроме церкви Петра и Павла, был призываем потом в Египте Феофилом Александрийским к епископству и, убегая от него, отсек у себя правое ухо, чтоб безобразием тела отклонить от себя рукоположение. Спустя несколько времени, епископ Александрийский Феофил взял для епископства Евагрия, который также убежал, но не изуродовал никакой части своего тела. Встретившись с Аммонием, Евагрий ласково сказал ему: худо сделал ты, что отсек себе ухо, за такой поступок будешь отвечать пред Богом. А ты не будешь отвечать, Евагрий, что отсек у себя язык и ради самолюбия не воспользовался дарованною тебе благодатью? — отвечал Аммоний.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

О творениях Евагрия Сократ пишет: он паписал очень хорошие книги. Одна из них надписывается Монах, или о деятельности, другая — Гностик, или к человеку удостоившемуся знания, разделенная на пятьдесят глав, третья — Противоречник (antirritikos), или выбор из Божественных Писаний против демонов искусителей, разделенный на восемь частей, по числу восьми помыслов. Кроме того, он составил 600 вопросов о будущем и еще две книги, написанные стихами: одну к монахам, живущим в киновиях, или общежительных монастырях, другую — к деве. Как удивительны эти книги, узнает, кто будет читать их. Созомен (Кн. 6, гл. 30), сказавши о помянутом Аммонии, что он был один из братьев длинных, достиг высоты любомудрия и был весьма учен, так что перечитал сочинения Оригена, Дидима и других духовных писателей, прибавляет: «в дружбе с Аммонием находился мудрый Евагрий, муж ученейший, сильный умом и словом, и особенно способный различать мысли (помыслы), ведущие к добродетелям и пороку, и располагаться так, чтобы первые развивать, а последних остерегаться. Впрочем, каков он был в ученом отношении, покажут оставленные им сочинения. Нрав его отличался, говорят, умеренностью и обнаруживал столь мало тщеславия и гордости, что как заслуженные похвалы не надмевали его, так и незаслуженные укоризны не возбуждали в нем огорчения. Любомудрствовал он и учился Священному Писанию у Назианзского епископа Григория, при котором в бытность его предстоятелем Константинопольской Церкви служил архидиаконом. Лицом он был приятен и любил изящно одеваться. Некто из вельмож, заметив его знакомство со своею женою, воспламенился ревностью и задумал убить его. Когда умысел готовились уже привести в исполнение, Бог послал ему во время сна страшное, но вместе спасительное сновидение.» Далее Созомен не дает ничего особенного. Нельзя не заметить, что Сократ в Созомен разногласят с Палладием в показании, какой Григорий покровительствовал Евагрию и способствовал его образовавию. Палладий называет Грягория Нисского, а те — Григория Назианзина. Можно согласить их так: в диакона рукоположен Евагрий Григорием Нисским, но был ведом и Григорию Назианзину и пользовался его уроками. Когда Григорий Богослов призван был в Константинополь на патриаршество, тогда на Собор, бывший при нем, прибыл я Григорий Нисский с Евагрием. Здесь Евагрий мог протодиаконствовать у Назианзина и после Собора остаться по совету обоих Григориев в Константинополе. Сократ и Созомен говорят о нем, как он был в Константинополе, а Палладий — что было до того. К Палладию, как ученику Евагрия, больше надо иметь веры, ибо он верно слышал то, что говорит, от самого Евагрия.

http://predanie.ru/book/68290-tvoreniya/

Первые две ступени вполне находятся в рамках догматики христианского учения об обожении и соответствуют достижению состояния бесстрастия как важнейшего этапа на пути спасения и состояния «физического созерцания», понимаемого как постижение внутренних логосов всех тварных вещей, видение за внешним обликом феноменов реального Божественного присутствия. Суть физического созерцания раскрывается Евагрием посредством учения Каппадокийских отцов о познании Бога через Его премудрость и энергии, в противовес евномианскому мнению о возможности познания Бога по сущности (Евагрий, будучи учеником свв. Василия Великого и Григория Богослова и сам выступавший с опровержением ереси Ев- номия, был яростным противником доктрины о возможности познания Бога по сущности). Третья стадия процесса человеческого обожения в учении Евагрия плотно связана с его сотериологией и учением об апокатастасисе ( ποκατστ σις – греч. возвращение), кульминационным моментом которого является т. н. третье созерцание, оно же «сущностное созерцание», т. е. восстановление «умов» в их первоначальное состояние созерцания Божественной сущности. Эта стадия – удел тех, кто уже совершил праксис: «Наследие Христово – знание Единого, и если все станут сонаследники Христа, то все познают Святое Единое. Но никто не может стать сонаследником, если прежде он не стал наследником» 135 . Корни этого учения – в толковании Оригеном двух мест из Священного Писания . Первый из них – это знаменитый тезис в толковании на Пс. 141: 7 : «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое». Евагрием была подхвачена оригеновская трактовка выведения души из темницы как выведение из темницы тела в противовес православному пониманию, как выведению души из темницы греха. Другое место из Писания – это знаменитый отрывок из послания апостола Павла, согласно которому «будет Бог всё во всем» 136 . Евагрий полагал, что осуществляемое Христом спасение завершится только тогда, когда все разумные существа возвысятся до сущностного созерцания; зло или порок, существовавший в «умах» в результате «первого движения», будет полностью искоренен, и в них восстановится добродетель, в результате чего вся разумная природа, не исключая демонов 137 , войдет в Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010